Первая часть занятия. Процесс формирования замысла . (в результате ребенок должен понять - Что? и Как? надо делать) Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Одной из главных задач воспитателя - создать атмосферу творчества и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе .
Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Педагог объявляет тему, знакомит детей с предметом , который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в работе что-то свое, только что придуманное. Тема определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных.
Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т.п.
Воспитатель ставит перед детьми задачи изображения . Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать.
В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого её видят все дети. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напоминает всем, с чего нужно начать работу. Ребята или лепят кукле угощение, или рисуют для неё ленточки.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.
Обследование предмета, анализ натуры - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изодеятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .
В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.
Формулировка темы , появившийся у детей игровой мотив деятельности должны помогать решить поставленную задачу. Это позволяет и анализ в конце занятия провести в игровой форме.
Длительность первой и третьей части – они наиболее короткие по времени - 2-5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.
Вторая часть занятия. Воплощение замысла . Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ставил не творческие, а технические задачи, например отработку приемов рисования, лепки, аппликации, то и в этом случае нужно дать детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить её. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям.
Руководство воспитателя в ходе занятия. Воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,- это обычно оказывает положительное влияние.
В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма - занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.
В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, подходит к каждому ребенку, никого не обделяя вниманием. Во время работы воспитатель даёт указания и советы, как правило, они носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом особенностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда педагог дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей.
В некоторых случаях он заранее планирует объяснение этапов работы по частям (например, при конструировании), которое дается в процессе занятия.
Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они прерывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.
Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков в работе, показать способ выполнения только на своём материале.
В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитанники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники - вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.
Следует, как можно раньше приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.
В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам приходит на помощь, т.к. дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.
Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.
Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоятельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно поднимать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делая.
Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.
В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед и они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закончил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).
Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчивать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше установленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.
В средней и старших группах тем, детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.
После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они приступили к работе, в чем испытывают затруднение.
Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критическиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
С самого младшего возраста нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.
Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».
Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.
Формы проведения анализа могут быть различными:
· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором - те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду - менее удачные.
После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращается к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.
После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.
Оформление работ может быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 работ выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.
На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.
Где нет возможности организовывать выставки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
6. Дайте определение понятию «изображение по представлению». Раскройте необходимость поощрения стремления детей к созданию разнообразных образов. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению по представлению.
На занятии по рисованию дети, разделившись на подгруппы, совместно изображают зверей в лесу на новогоднем празднике. Дети увлечены работой. На одном большом листе они рисуют идущих друг за другом медведя, зайчика и лису. Один ребенок изобразил медведя в профиль, а другой - лису с шестью лапами: она торопится на праздник. На другом листе дети рисуют нарядно украшенную елку, а под ней Деда Мороза, у которого несколько мешков с подарками. Мешки разного цвета, и даже коричневый. И вот все приступают к рассматриванию работ.
- Посмотрите, дети, на этого медведя, его Алёша нарисовал. Что у медведя не так нарисовано?- показывает воспитатель на изображенного в профиль медведя.
- У него только одно ухо!- отвечают дети.
- Дорисуй медведю еще одно ухо и глаз!- советует взрослый.
Мальчик собирается возразить, но потом берет кисточку и подчиняется совету взрослого.
- А что у этой лисички не так?- заостряет внимание детей воспитатель на изображении лисы.
- У лисы только четыре лапы, а у этой много,- уточняют дети.
- Ты что же забыл, Саша, что у лисы только четыре лапы?- упрекает педагог мальчика, нарисовавшего лису с шестью лапками.
- А это что за странный мешок? Наверное, в нем не подарки Деда Мороза, а что-то другое?- удивляется взрослый коричневому мешку и завершает занятие такими словами:
- Ну что, молодцы! Много разных зверей нарисовали. Очень хорошие работы получились! И звери, и все мы довольны тем, как мы порисовали!
Проанализируйте методику проведения анализа детских работ на занятии. Какие особенности дошкольников не были учтены воспитателем? Спроектируйте свою методику проведения анализа детских работ на данном занятии.
Изображение по представлению (воображению) - вид изображения, который основан на непосредственном восприятии (зрительном, слуховом, тактильно-моторном), а также при участии процессов памяти. Изображение по представлению наиболее естественно и характерно для дошкольного возраста, что объясняется общими особенностями психического развития детей - живостью, подвижностью воображения, эмоциональностью детей при одновременной слабой переключаемостивнимания.
Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников:
o наблюдения заокружающим миром;
o знаний, полученных из книг, телевизионных передач;
o общения со сверстниками и взрослыми;
o восприятия разных видов искусства;
o других видов деятельности (труд, игра).
Приоритетность изображения по представлениюможно объяснить иведущими мотивами изобразительнойдеятельности детей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, динамичен, связан с впечатлениями, с чувствами. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления самостоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастическая, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах .
Занятия изобразительной деятельностью по представлению (воображению) могут быть разных типов , соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных возможностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов . Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жизни, в других видах деятельности – предварительная работа . Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому создаваемый образ в представлении ребенка будет «живым», действующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно созданная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.).
МЕТОДИКА.
В первой части занятия следует продолжать формировать у детей изобразительное представление . Если это предметное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полученными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пытаются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предварительно обследуя целлулоидную игрушку). Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование проведено сухо, формально, неинтересно. Поэтому полезно спросить детей:
Какие кошки бывают по цвету?
Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.)
Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?
Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком?
Во второй части при выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) приемы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение композиционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности.
в третьей части, анализируя детские работы, выполненные по представлению (по воображению), обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразительности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, быстро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто заглядывает, наверное, червячка нашла» и т.п.).
Изображения по литературным и музыкальным произведениям - это всегда изображения по представлению (по воображению).
К занятиям по представлению относят и занятие по замыслу . Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления будущего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любому виду изобразительной деятельности и возникает у детей на любом занятии. В методической литературе под этим термином подразумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера.
Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и натему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему . Этот вид наиболее творческих из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.
Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы детей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зрелой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут заранее готовить материал к занятию в соответствии с оформляющимся замыслом.
Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.
В процессе исполнительской части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.
Разнообразие, выразительность, оригинальность образов - предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.
В младшей группе в ходе предварительной подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.
Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.
В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения работы им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в свободное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.
7. Дайте определение понятию «изображение с натуры». Раскройте необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению с натуры.
Решите педагогическую задачу:
Перед рисованием с натуры в старшей группе воспитатель организовал рассматривание растения, обращая внимание детей на то, что одни части растения светлее, другие темнее. Показала, как это можно изобразить на рисунке: темные места покрыть штриховкой с более сильным нажимом на карандаш, а при закрашивании светлых мест нажимать на карандаш легко. Наблюдая за работой детей, воспитатель заметила, что Слава не передаёт в рисунке соотношения тонов натуры.
Спроектируйте свои дальнейшие действия в качестве воспитателя в предложенной ситуации на данном занятии.
Изображение с натуры . – вид изображения предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи в рисовании или лепке.
Ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.
Необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж - восприятие дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Рассказы о художниках, скульпторах хорошо сочетаются с восприятием художественных произведений и побуждают к более сознательным действиям при рисовании, лепке с натуры натюрмортов и пейзажей.
МЕТОДИКА. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Л.А.Раева, Н.П.Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию с плоской или приближенной к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фронтальной стороны, чтобы не был виден объем; простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количеством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игрушки: утка, гуси и др.; мягкие игрушки, но с отчетливым контуром: медвежонок, зайчик и др.). Р.Г.Казакова показала, что дети могут рисовать предметы-игрушки в фиксированной позе: кукла сидит, шагает, наклонилась: передача движущейся натуры (цыплята с наседкой, кролик в клетке и т.п.).
Очевидно, в массовой практике столь сложную (движущуюся) натуру давать детям нет необходимости. Рисование получается по представлению (при натуре), соответственно следует ставить другие задачи.
Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передать в рисунке эти индивидуальные особенности.
Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько листочков выросло справа? Столько и рисовать будем...» В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок карандашом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.
Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.
Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изображение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.
Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пейзажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.
Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них больший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельности взрослых.
8. Назовите этапы подготовки воспитателя к руководству изобразительной деятельностью при проведении игр-занятий. Раскройте требования к подготовке материалов для изобразительной деятельности и конструирования. Оцените влияние рефлексивных умений воспитателя на последующую подготовку к проведению игр-занятий. Спроектируйте процесс подготовки воспитателя к игре (занятию) по конструированию из бумаги по типу оригами со старшими дошкольниками на тему «Кораблик».
Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования - от этого во многом зависит успешное выполнение работы с детьми. Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы. Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то в живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанерные доски 40*50 см) выходят на участок рисовать.
Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».
Подготовила и провела старший воспитатель
Январь 2015 год
Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.
В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.
К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.
Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.
В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.
Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.
Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.
Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:
1. Дать общую оценку деятельности детей.
2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.
3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
5. Рассказать о работе указанной воспитателем.
6. Предложить найти работу, похожую на образец.
7. Сравнить работу с образцом.
8. Найти две разные работы.
9. Найти похожие работы.
10. Найти работу с ошибкой.
11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
12. Найти незаконченную работу.
13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
16. Предложить найти натуру по работе.
17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
18. Найти самый интересный рисунок.
19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
20. Найти работы с самыми выразительными образами.
Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.
Анализ занятия по ИЗО, 2-ая младшая группа.
Тема: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»
1. Цели: Познакомить детей с техникой изображения капель дождя. Развивать
творческие способности. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Ватман, краска гуашь, салфетки, стаканчики с водой, тряпочка.
2. Воспитатель заранее подобрал иллюстрации для показа, необходимые материалы и
оборудование для детей, все они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, а
именно, безопасны, доступны возрасту.
3.Тип – комбинированный. Занятие тесно связано с предыдущим материалом.
Структура занятия: оргмомент - воспитатель заинтересовал детей загадками, затем
произвел показ иллюстраций тучек и солнышка, их обсуждение. На данном этапе
детей повторили и обобщили свои знания об особенностях дождя, как природного
явления. Самостоятельная работа: дети приступают к изображению. Физическая пауза
в соответствии с темой занятия – как капает дождик, хлопают в ладоши, топают
ногами. Анализ получившегося изображения. Итоги занятия в виде выставки и беседы
по рисунку. Время проведения 30 мин, динамическая пауза проведена, на 20 минуте
занятия, чтобы не прерывать процесс изображения.
4. Материал доступен по объему и содержанию детям младшего дошкольного
возраста. Дошкольники на данном занятии применяли свои умения и навыки в
рисовании капелек дождя.
5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы: показ с объяснением,
беседа, анализ и синтез изображений показа и рисунка детей, оказывала
индивидуальную помощь в словесной форме: указание, замечание. Все приемы и
методы работы на данном занятии соответствуют уровню подготовки детей. Прием
активизации: загадки, проблемные вопросы (почему идёт дождь и т. д.). Закрепление
материала в практической деятельности. Занятие направленно на организацию
продуктивной творческой деятельности детей.
6. Дети активно участвовали в обсуждении иллюстраций. С удовольствием
приступили к выполнению задания, творчески подошли к его выполнению. Не боялись
обратиться к воспитателю с вопросом.
7. Воспитатель организовал занятие таким образом, что большую часть говорили и
выполняли дети, умело осуществляя руководство и направляя беседу в нужное русло.
Владеет методикой преподавание ИЗО.
8. Цели и задачи занятия достигнуты, дети показали хороший уровень владения
умениями по изображению капель, рекомендуется подобную работу проводить в
свободное время детей.
_____________________
Аннотация консультации для родителей на тему: «Организация детских
прогулок».
Учтён опыт работы по использованию активных форм взаимодействия с родителями и
педагогами. Особое внимание уделено организации летних прогулок с детьми
младшего дошкольного возраста. Предложены наиболее эффективные, приемы для
организации совместных прогулок, повышения интереса к ним со стороны родителей,
даны варианты использования различных игр, атрибутов, чтобы разнообразить
прогулки и сделать их интересными не только для детей, но и для их родителей. К
консультации разработаны буклеты для родителей, содержащие полезные советы по
организации прогулок с детьми.
________________________
Аннотация развлечения для детей «Шоу мыльных пузырей».
Праздник рассчитан для детей младшего дошкольного возраста. Содержит в себе
интересный сюжет, красочный и доступный для данного возраста. Имеет приёмы
активизации детей, такие как загадывание загадок, сюрпризный момент,
соревновательный момент, чтение стихотворений. Праздник включает в себя игры для
детей соревновательного характера, связанные с тем, кто надует самый большой
мыльный шар, кто больше всех поймает мыльных пузырей, и кто больше всех
запустит. К празднику подготовлено соответствующее оборудование, площадка
проведения красочно украшена.
________________________
Аннотация педагогического семинара на тему: «Профессиональная
компетентность педагога ДОУ».
Данный семинар-практикум был проведен с педагогами детского сада № 158 г.
Новокузнецка. Проведение данного мероприятия позволяет напомнить педагогам об
основных профессиональных компетентностях педагогов дошкольных
образовательных учреждений. О формах работы по повышению профессиональных
компетенций. Семинар позволил проанализировать работу педагогического коллектива
по взаимодействию в работе повышения педагогических компетенций. Выявить
формы работы, которые педагоги используют редко в своей работе, попробовать найти
причины этого, а также способствует осознанию педагогами того, что использование
разнообразных форм работы по повышению профессиональных компетенций
позволяет достичь максимально высоких результатов в воспитательно-
образовательной работе всего детского сада.
________________________
Целесообразность выбора темы данного вида занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации).
Соответствие программного содержания уровню знаний, умений и навыков детей, теме занятия. Наличие в программном содержании:
заданий, связанных с техническими навыками изображения;
заданий, связанных с передачей определенных признаков предмета (строения, формы, пропорции, расположения, цвета);
воспитательных задач.
Подготовка к занятию:
анализ наглядности (образцы, картинки, игрушки и т.д.), подготовленной воспитателем к занятию.
подготовка материала, оценка со стороны эстетических, методических требований;
подготовка детей к занятию:
а) наличие знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
б) привлечение детей к подготовке занятия.
Ход занятия.
четкость поставленного перед детьми задания;
длительность начала занятия, процесса выполнения работы, конца занятия.
Состояние детского коллектива в ходе занятия: стойкость внимания, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.
Анализ занятия воспитателем; оценка качества работы, отдельных поступков детей (положительных и негативных), мышление детей, их участие в оценке товарищей и самооценке.
Схема анализа занятия
По формированию элементарных математических представлений
Анализ программного содержания занятия:
а) соответствие занятия программе данной группы;
б) взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;
в) связь занятия с предыдущими занятиями;
г) конкретность формулировки программного содержания.
Подбор дидактического материала.
Организация работы детей.
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
а) грамотность, четкость указаний, объяснений;
б) умение организовать практическую самостоятельную деятельность детей;
в) умение активизировать мыслительную деятельность детей;
г) речь воспитателя (конкретность, четкость, точность вопросов);
д) умение подводить детей к обобщению;
е) индивидуальная работа с детьми на занятии;
ж) воспитательное влияние на детей.
Анализ деятельности детей на занятии:
а) дисциплинированность, внимание;
б) умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя;
в) умение отвечать на вопросы воспитателя;
г) активность детей, интерес к занятию.
Итог занятия. Постановка задачи для последующей работы.
Схема анализ физкультурного занятия
Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь, физкультурный инвентарь, атрибуты).
Правильность определения и формулировки задач физкультурного занятия.
Соответствие упражнений поставленным задачам, возрасту детей, их подготовленности, условиям проведения.
Правильность сочетания основных движений в основной части занятия, последовательность физических упражнений.
Взаимосвязь частей занятия.
Правильность методики проведения занятий:
дозировка физических упражнений; темп их выполнения;
правильность объяснений, указаний, команд, распоряжений;
индивидуальный подход к детям.
Организация детей на занятии (способы организации; наличие графического изображения размещения детей, воспитателя, расположения физкультурного инвентаря).
Подготовка детей к занятию.
Правильность описания физических упражнений.
Внешнее оформление плана-конспекта.
Общая оценка и предложения по совершенствованию плана-конспекта занятия.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра адаптивного образования
Анализ образовательной области по ИЗО с использованием пальчиковых красок.
(для средней группы)
«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»
Кораблиновой Елены Вячеславовны
Группа №
2013 г.
Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современным тенденциям образования.
В качестве примера предлагаю анализ проводимого мною занятия по ИЗО с использованием пальчиковых красок. Данный урок имеет ряд положительных, как мне кажется, сторон:
наличие в основе инновационных форм работы;
разнообразие использования наглядности;
сочетание различных видов искусств (изобразительная деятельность, поэзия, музыка):
наличие игровых форм работы.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики и мелкой моторики рук необходимо. Работа пальцами развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Цель работы – обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник детей дошкольного возраста на занятиях. При планировании занятия нами учитывались возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисовали не только на бумаге, но и на оргстекле, срезе дерева, выпуклых и объемных фигурах.
Цель занятия: развивать фантазию, воображение, детское творчество.
Задачи: вызвать интерес детей к оформлению воздушного шара снежинками; получить эмоциональный отклик; закрепить навыки нетрадиционной техники рисования пальчиками.
Материалы: Воздушные шары, гуашь разных цветов, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Зрительный ряд:
снежинки на окнах, нарисованные белой гуашью;
снежинки на новогодней елке.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”.
Предварительная работа: беседы о зиме, о снеге, о снегопаде; рассматривание картин и иллюстраций; заучивание стихотворения:
Снег, снег кружится,
Белая все улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели…
А потом все встали
И дружно улетели…
рассматривание снежинок различной формы и конфигурации;
рисование на объемных фигурах.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в ИЗО студию, оформленную к новогоднему празднику. Музыка звука метели. Появляется преподаватель, одетый в костюм “Зимушки-зимы”. Входит и удивляется.
Зимушка-зима: Ах, как все красиво и сказочно, куда я попала? Как здесь у вас тепло и уютно!
Здравствуйте, ребята, а вы узнали меня? Я – “Зимушка-зима”.
Ребята, скоро Новый год, а я не успеваю к нему подготовиться, у меня столько хлопот. Укрыть поля, укутать деревья белым пушистым снегом. Да и дом свой к Новому году украсить. У меня есть волшебные шары, но мне кажется они какие-то не зимние, не новогодние, что-то в них не хватает! Скажите, ребята, а вы знаете, как должны выглядеть новогодние шары?
Дети перечисляют варианты ответов.
– Я поняла, ребята, и придумала свой узор для волшебных шаров – это снежинки. Я их так сильно люблю, ведь они бывают только зимой. Они такие нежные и пушистые, правда? Скажите, пожалуйста, какие еще бывают снежинки? (Дети перечисляют.)
– Молодцы! Ребята, шаров много, а я одна. Помогите мне их украсить снежинками. Я вижу, у вас на столах уже есть гуашь, а где же кисточки? Ой, я забыла их взять, чем мы будем рисовать? Ну, ничего, не зря меня называют волшебницей, сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, и вы сами сможете творить чудеса и украшать шары с помощью ваших пальчиков. Ну что, вы готовы? Тогда начинаем волшебство. А чтобы снежинки были красивыми, сейчас вы услышите сказочную, зимнюю музыку.
Звучит музыка, дети рисуют.
“Зимушка-зима” подходит к каждому ребенку и перечисляет эпитеты к слову “снежинка”, с целю обогащения словаря ребенка: нежная, пушистая, легкая, воздушная, сверкающая, ясная, кружевная, ажурная, холодная, серебристая, сказочная, красивая.Дети заканчивают рисовать.
– Какие красивые у вас получились шары! Давайте их соберем вместе!
“Зимушка-зима” собирает шары.
– Ребята, давайте шарики оставим здесь, а сами превратимся в снежинки и полетим, полетим, полетим.
Музыка звуков метели.
“Зимушка-зима” приглашает детей в зал для игры, дети делают круг, держась за руки. “Зимушка-зима” вместе с детьми читает стихи.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели,
А потом все встали,
И дружно улетели.
Музыка звука метели. Дети, словно снежинки возвращаются в ИЗО студию.
“Зимушка-зима” обращается детям.
За старанье и уменьеЯ вас всех благодарю,И нарядный зимний шарикЯ вам всем сейчас дарю.
“Зимушка-зима” раздает детям шары.
– Дети, 31 декабря вы к этому шарику можете прикрепить свое желание и выпустить его в небо, он прилетит на мою сказочную елку, я узнаю ваше желание и в Новом году очень постараюсь его исполнить. А сейчас, мне пора, ведь у меня столько дел и хлопот перед Новым годом.
В студии снова музыка звука метели, а “Зимушка-зима” покидает ИЗО студию.
После занятия остается воспитатель группы и обращается к детям:
– Ребята, давайте сейчас пойдем к малышам и расскажем, кто приходил к вам в гости, покажем им свои волшебные шары.
Таким образом, мною было проведено занятие по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования, а именно - пальчиковых красок. Был составлен и проведен проект образовательной области, представляющий собой синтез видов искусств- изобразительной деятельности, поэзии, музыки. Были разработаны и подобраны также игровые задания. На уроке с дошкольниками я проводила беседы, рассматривали картины и иллюстрации, заучивали стихотворение, прослушивали музыкальное произведение, оформляли воздушные шары снежинками с помощью пальчиковых красок.