К двум годам у малышей имеется до 20 молочных зубов, что позволяет им хорошо пережевывать пищу. При этом усиливается выработка пищеварительных соков и пища легче усваивается, поэтому так важно своевременно научить ребенка правильно есть. Для этого необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу более плотной: постепенно вводить разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушеные овощи.
Если малыша в этом возрасте не приучить есть плотную пищу, требующую пережевывания, то в дальнейшем он будет неохотно принимать или даже отказываться от таких необходимых блюд, как мясо кусочками, фрукты, овощи. У ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет должно быть четырехразовое питание – завтрак, обед, полдник и ужин. Причем в обед он должен получать примерно 40–50% всей пищевой ценности рациона, а остальные 50–60% распределяются на завтрак, полдник и ужин. Энергетическая ценность продуктов в сутки составляет 1400–1500 ккал.
Ребенку необходимо получать в сутки 50–60 граммов белка, 70–75% которого должно быть животного происхождения; жиров – 50–60 граммов, в том числе около 10 граммов растительного происхождения; углеводов – 220 граммов. Как и в самом начале второго года жизни, ребенку 1,5–3 лет необходимо ежедневно употреблять достаточное количество кисломолочных продуктов до 550–600 граммов (в это число входит и то количество, которое идет на приготовление различных блюд). Свежий творог, различные виды творожных изделий и сырков для детей, неострые сорта сыра, сметана и сливки для заправки супов и салатов должны присутствовать в рационе питания ребенка.
Детям этого возраста в сутки в среднем требуется 25–50 г творога (жирность 5–11%), 5–10 г сливок или сметаны (10–20%), 5 г сыра, 500–550 мл молока и кефира (3,2–4%). Творог, сметана, сливки, сыр, могут использоваться через 1–2 дня в большем количестве, например, для приготовления вареников, сырников, запеканок. А молоко и кисломолочные напитки должны включаться в рацион ежедневно.
С возрастом в рационе питания ребенка постепенно увеличивается количество мяса – от 100 г в 1,5 года до 120 г к 3 годам. Обычно используют говядину, телятину, нежирную свинину, мясо кролика, ягненка, конину. Полезны в детском питании субпродукты (они богаты белком и жирорастворимыми витаминами, особенно витамином А, имеют более нежную, чем у мяса, структуру, а следовательно, легче и быстрее перевариваются в ЖКТ) – печень, язык, сердце. Мясо можно готовить уже в виде паровых, духовых котлет, рагу, обжаренного фарша.
Из колбасных изделий не часто и в ограниченном количестве для расширения вкусового восприятия можно давать малышу молочные сосиски и некоторые сорта вареной колбасы (диетической, молочной, докторской). Куриное яйцо, являющееся одним из основных поставщиков белка, следует давать, в среднем, по 1/2 в день, или 1 яйцо через день и только сваренное вкрутую или в виде омлета, а также использовать их для приготовления запеканок и котлет.
В меню ребенка, если нет медицинских противопоказаний, должны включаться блюда из морских и речных сортов рыбы, за исключением жирных и деликатесных сортов (осетрина, лосось, семга, палтус) до 30–40 г/сут. Детям можно предложить вареную или обжаренную рыбу, освобожденную от костей, рыбные котлеты, биточки. Не рекомендуется копченая и консервированная рыба (за исключением специализированных детских консервов), а также икра, которая является очень жирным и высокоаллергенным продуктом.
Благодаря тому, что плодоовощная продукция содержит большое количество балластных веществ, в том числе пищевых волокон, достаточное их употребление в суточном рационе может служить профилактикой запоров. Важным свойством овощей и фруктов является их способность усиливать выделение пищеварительных соков, повышающих аппетит. Детям от 1,5 до 3 лет рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100–120 г/сут. (в том числе для приготовления первых блюд). Если по каким-то соображениям картофель не используется в рационе, то его в том же объеме можно заменить другими овощами. А также 150–200 г различных овощей для приготовления супов, салатов, гарниров. Особенно полезны: морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, томаты.
В отличие , в пищу ребенка старше 1,5 лет необходимо постоянно включать огородную зелень: петрушку, шпинат, салат, зеленый лук, чеснок в небольших количествах для заправки супов, салатов и вторых блюд. В этом возрасте овощной рацион расширяется за счет введения редиса, редьки, репы и бобовых культур, таких, как горох, фасоль, бобы. Овощные пюре заменяют мелко нашинкованными салатами, тушеными и отварными овощами, нарезанными мелкими кусочками.
Обязательным компонентом суточного рациона ребенка являются фрукты – 100–200 г/сут. и ягоды 10–20 г/сут. Малыши с удовольствием едят яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (предварительно из них надо удалить косточки). Учитывая большую вероятность появления аллергической реакции на цитрусовые и экзотические фрукты, их введение в рацион должно быть крайне осторожным.
Среди ягод особенно полезны черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина, облепиха. Некоторые фрукты и ягоды обладают закрепляющим действием, так как содержат дубильные вещества. К ним относятся черника, груша, черная смородина. Это важно учитывать, если ребенок страдает запорами. Выраженным послабляющим действием обладают киви, но и другие фрукты и ягоды, съеденные в большом количестве, могут оказать такой же эффект. Различные фруктовые, ягодные и овощные соки полезны детям всех возрастов, но, если детям до года рекомендуются осветленные соки, то после 1,5 лет можно предложить малышу соки с мякотью до 100–150 мл в день после еды.
Любой новый продукт, который вы собираетесь включить в меню ребенка, необходимо давать в небольшом количестве (1–2 чайных ложки) в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить за реакцией организма на переносимость «новинки». При появлении признаков аллергии употребление такого продукта следует прекратить.
В питании детей старше полутора лет используются различные крупы. Особенно полезны овсяная и гречневая, богатые минеральными солями и витаминами, полноценным белком. Полезно включать в рацион такие крупы, как ячневая, пшено, перловка. Дети этого возраста уже могут есть лапшу, вермишель в виде гарниров или молочных супов, однако этими продуктами увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. В среднем детям старше 1,5 лет в сутки надо давать не более 15–20 г крупы и 50 г макаронных изделий.
Сахар тоже входит в рацион питания детей. Он улучшает вкусовые качества блюд, но избыток его вреден для здоровья ребенка, так как снижает аппетит, может повлиять на обмен веществ и привести к избыточному увеличению массы тела. Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30–40 г сахара в сутки. В это количество включены легкоусвояемые углеводы – глюкоза, содержащаяся в соках, напитках, сладостях.
Продукты питания, содержащие углеводы, – хлеб, макаронные изделия, картофель, крупы, в том количестве, которое рекомендуется выше, не дадут ребенку необходимый для его возраста объем энергии. Физиологические особенности ЖКТ и ферментных систем организма ребенка не позволяют увеличивать объем разового приема пищи, а значит, калорийность можно восполнить только за счет легкоусвояемых углеводов. Их использование в рационе питания здорового ребенка необходимо, так как глюкоза – это энергетический субстрат для клеток головного мозга, печени, почек. Но все должно быть в разумных пределах. Сладости, которыми можно побаловать ребенка, – пастила, мармелад, фруктовая карамель, повидло, зефир. Шоколад и шоколадные конфеты не следует предлагать малышу, так как они повышают возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции.
Примерное однодневное меню для детей от 1,5–3 лет
|
Полтора года - это особенный возраст в жизни родителей и их малыша. Ребенок перестает быть абсолютно беспомощным младенцем и начинает активно изучать мир. Многие мамы замечают, что в полтора года у их чада меняется взгляд - становится более осмысленным и заинтересованным. Задача родителей в этот период - следить, чтобы ребенок правильно развивался, и позволять ему быть максимально самостоятельным.
Средние параметры малыша в 1 год и 6 месяцев
Сколько будет весить ребенок в 1,5 года и какого он будет роста зависит не только от генетической предрасположенности, но и от правильного ухода. Согласно предписаниям ВОЗ девочки и мальчики должны набрать определенное количество килограмм и сантиметров.
Девочки: вес - 8,1 — 13,2 кг; рост - 74,9 — 86,5 см.
Мальчики: вес -8,8 – 13,7 кг; рост - 76,9 – 87,7 см.
Еда, сон, туалет в 1,5 года: сколько, когда и как часто?
Суточный объем пищи, который должен съедать ребенок - 1200 г. Основной рацион - кисломолочные продукты, каши, супы на мясном бульоне, пюре. Можно есть фрукты овощи и даже яйца, но не более 1 в неделю. Пить ребенку нужно как можно больше: за день он должен выпивать воду, компоты, фруктовые соки, некрепкий чай.
Спать в этом возрасте нужно не менее 14 часов. Из них 11 часов - ночью, 3 часа - днем. Но нередко малыш сам решает, сколько спать днем. Это может быть 2 или 4 часа.
Дети к этому возрасту просятся писать на горшок. Делают они это 10-12 раз в день. Но покакать еще могут в штанишки, хотя и понимают, что это плохо: стараются спрятаться или начинают плакать, чтобы избежать наказания.
Что умеет делать ребенок в полтора года?
Девиз периода, когда малыш уже умеет ходить — активное движение.
Ребенок в 1,5 года очень подвижен. В это время он должен уметь:
Вставить без опоры;
самостоятельно ходить и бегать;
менять движение при ходьбе;
подниматься по ступенькам;
наклоняться;
приседать;
перешагивать небольшие препятствия.
Возможность перемещаться по дому без посторонней помощи позволяет малышу активно изучать мир. А значит и добираться до того, что может причинить ему вред. Поэтому в доме, где естьполуторогодовалый малыш, следует спрятать все острые предметы и лекарства, закрыть розетки, класть в недоступные места телефоны и планшеты.
Разговорная речь и знания
Есть перечень того, что должен говорить ребенок в этом возрасте. По мнению логопедов, в лексиконе должно быть около 20 простых слов, которые дитя пытается складывать в предложения. Малыш должен использовать подражающие звуки, отвечая на вопросы «Как говорит кошечка?» - «Мяу», «Как едет поезд?» - «Чух-чух-чух». Он может подражать разговору родителей, используя мимику и жесты. Чем больше взрослые разговаривают с ребенком, тем быстрее он научится внятно изъясняться.
Первое, что должен знать родитель: развитие ребенка зависит от стараний мамы и папы. Полуторагодовалый малыш уже пытается различать предметы по цвету и форме, собирать небольшие пирамиды и простой конструктор, интересоваться книжками и картинками, выполнять посильные задания: «принеси игрушку», «обними маму» и т.д. Также он реагирует на музыку, танцует и подпевает. Если девочка играет с куклой, она знает, что ее нужно кормить, купать, одевать. Мальчики, зачастую, ставят машинку в гараж или едут по импровизированной дороге.
Полуторагодовалый ребёнок – это настоящий исследователь. Познание окружающего мира – одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться с множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «крепко ли держатся усы у кошки и вкусный ли обед в её миске?» и т.д.
За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами.
Что умеет ребёнок в 1,5 года?
- Встает без опоры, самостоятельно ходит, бегает.
- Наклоняется, приседает, поворачивается, прыгает. Меняет направление движения при ходьбе, поднимается по ступенькам – самостоятельно или с помощью взрослых.
- Понимает обращённую к нему речь, выполняет посильные просьбы: «принеси мишку», «дай зайку», «покажи носик».
- Умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой пюре и учится есть суп.
- Говорит более 10 облегчённых слов, некоторые детки уже могут строить фразы из двух слов.
Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака – «ав-ав», кошка – «кис», машина – «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.
Развитие в 1,5 года
Ребёнок в полтора года в своих моторных навыках уже зачастую не уступает детям более старшего возраста. Он носится по квартире, залезает на столы и стулья, осваивает детский городок во дворе, катается с горки. Большое удовольствие приносят игры в песочнице, катание на велосипедике с мамой, барахтанье в снегу. В то же время кроха еще может потерять равновесие и упасть, что называется, на ровном месте. Поэтому оставлять его без присмотра нельзя даже на короткий период.
Ребёнок старается во всем копировать взрослых. Если мама моет пол или вытирает пыль, малыш непременно начнёт ей помогать. Важно не отбить у юного домочадца желание помогать родителям. Пусть неловко и неумело, но самостоятельно он выполнит «взятые на себя обязанности».
В 1,5 года идёт накопление пассивного словаря. Кроха знает гораздо больше слов, чем может произнести. Важно помогать ребёнку постоянно пополнять словарный запас. Взрослые должны чётко и правильно, не коверкая, называть незнакомые для малыша предметы, показывая на них.
Для развития речи большую пользу приносят занятия лепкой, рисование пальчиковыми красками, мелками. Если с годовалого возраста кроху учили лепить, то в полтора года он уже может сделать куличики из песка или фигурки из мокрого снега. В этом возрасте идет изучение цветов, фигур, понятий «большой-маленький», «горячий-холодный».
В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.
Уход в 1,5 года
Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет – можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.
Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт юному гурману прожевать сложно. По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.
Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.
Занятия в 1,5 года
Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.
Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.
Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант – подбирать детали не только по форме, но и по цвету.
03 апреля 2018
Ленивая Мама Рубрика: Комментариев нет
Что должен уметь ребенок в 1,5 года
Еще недавно малыш с трудом ползал и учился вставать на ножки с помощью опоры, но время идет, ребенок быстро развивается и растет – в он уже начинает активно познавать мир. От ползанья переходит к уверенной ходьбе и даже быстрому бегу, все больше проявляя самостоятельность и характер. Молодым, неопытным мамам и папам важно знать, что должен уметь ребенок в 1,5 года. Возможно, в своих способностях и умениях сын или дочь успели перегнать своих сверстников, или, наоборот, по каким-то причинам происходит отставание.
Особенностью физиологического развития малыша в полтора года является то, что передвигаться он начинает по-другому – его ручки прижаты к телу и согнуты в локтевых суставах. В связи с тем, что появляются отличия в движениях плеч и рук, происходит формирование определенных особенностей походки, а при ходьбе левая ножка и правая ручка совершают одновременные действия.
Теперь в вертикальной позе малыша, как при статике, так и динамике появляется устойчивость, позволяющая интенсивно развиваться ногам. Постепенно колени и бедра ребенка разгибаются, вырабатывается подошвенный сгиб, дающий возможность опоры на пятку и затем на пальчики.
Малыш без труда самостоятельно встает из разных положений тела и ему не требуется поддержка, а на смену простым движениям приходит осваивание комбинированных действий. Благодаря быстро формирующемуся чувству равновесия, полугодовалый ребенок может подниматься и опускаться по ступеням, шагать назад. Несмотря на то, что иногда он падает из-за отсутствия полностью развитой ножной и зрительной координации, это случается все реже. В целом, шаг его совершенствуется, становится равномерным, а функциональность конечностей усложняется.
Чтобы понять, насколько успешно продвигается развитие ребенка в 1,5 года, нужно взглянуть на таблицу показателей его роста, веса, размеров груди и головы.
Разумеется, все предоставленные параметры, указывающие норму, достаточно относительны и варьируются в зависимости от генетических особенностей, поэтому не всегда отклонение считается патологией. В среднем, вес детей в это время вырастает на 3-4 кг, а рост их прибавляется на 10-12 см.
Эмоциональное и психическое развитие
В возрасте 1,5 года ребенок хорошо знает своих родителей и всех членов семьи, узнает соседей и гостей, приходящих в дом. Поскольку в это время активно формируется его характер, отношение к разным людям у малыша может быть неоднозначным.
Особенностями эмоционального развития крохи в этот период является:
- общительность;
- расширение интересов;
- подражание взрослым;
- сильная привязанность к родным людям;
- переживания, если рядом нет мамы или папы;
- выраженное проявление положительных и негативных эмоций, вплоть до истерики.
По причине психологической зависимости от взрослых, отсутствие родственников, а тем более их потеря, может вызывать у ребенка сильный стресс. Именно в это время полуторогодовалый ребенок учится манипулировать слабостями домочадцев, поэтому повода к этому давать нельзя.
Приятным бонусом для родителей становится то, что в этом возрасте ребенок уже не подвержен страхам, беспокоящим его в грудном периоде. Он не боится громких и неожиданных звуков, спокойнее относится к нестандартным событиям. Только незнакомые люди могут вызывать у него опасения.
Еще одной отличительной чертой возраста является некоторая погруженность в себя, ребенок может веселиться и играть с другими детьми, но при этом, строго блюдет свои интересы, поэтому бесполезно взывать к совести малыша, если он отнял чужую игрушку. Это естественное, психоэмоциональное состояние, которое чуть позже пройдет самостоятельно.
Новые умения ребенка в 1,5 года
В это время существенно возрастает интеллектуальный уровень малыша – он становится более сообразительным, постоянно задает вопросы, узнает предметы, если даже не знает, как произнести их название. К этому моменту дети уже знают до 300 слов, правда, активно используют только 30 из них. Стоит отметить, что одни детки больше употребляют глаголы, а другие – существительные, когда обобщают увиденное. Некоторые дети долго молчат, но, как правило, начиная говорить позже, они изумляют родителей качеством и логичностью своей речи. Самое интересное, что раньше начинают разговаривать девочки. Предполагается, что малыш должен уметь в полтора года составлять простые короткие предложения – это случается, но не всегда.
Постепенно ребенок осваивает новые игры, у него появляются увлечения и особые пристрастия, одновременно с этим, растут навыки малыша. На самом деле, к возрасту 1,5 лет малыш способен делать многое из того, что раньше ему не удавалось.
На физическом плане:
- малыш уверенно ходит – вперед, назад, по кругу, обходит препятствия, реже спотыкается, а тем более падает;
- может подниматься по лестнице, хотя спуск дается ему тяжелее;
- умеет сидеть на корточках;
- играет с мячиком;
- самостоятельно открывает двери в квартире.
Умственное развитие позволяет ребенку быстро осваивать новые знания, и он достигает следующих результатов:
- понимает, что такое размер и форма того или иного предмета;
- различает геометрические фигуры;
- прекрасно ориентируется, где кубик, а где – шар;
- почти сразу после объяснения способен безошибочно собрать пирамиду;
- создает рисунки в виде линий, овалов, кругов;
- слушает музыку, реагируя на медленный и быстрый темп, мажор и минор;
- с удовольствием танцует;
- произнося слова, жестикулирует, а на его личике отражается мимика;
- сам переворачивает страницы, показывая любимые картинки.
В связи с улучшением координации и возросшими интеллектуальными способностями, малыш осваивает более сложные игры, в которых требуется проявить смекалку, воспользоваться подражанием действий взрослых или ровесников, заменить один предмет другим или использовать его для достижения цели.
Родителей часто интересует, что должен уметь ребенок в полтора года в бытовом плане:
- с разной степенью успешности в этом возрасте все дети уже едят ложкой, хотя делать это аккуратно получается не всегда;
- пользуются чашкой, стараясь не проливать напиток;
- сами просятся на горшок;
- самостоятельно снимают верхнюю одежду и обувь;
- если перепачкано личико, ручки или одежда, малыш может выражать недовольство и раздражение.
Это существенный прогресс, но понятно, что процесс развития не может проходить одинаково у разных детишек, ведь многое зависит от их индивидуальных особенностей. Однако знание того, что должен уметь ребенок в 1,5 года, поможет взрослым понять, все ли в порядке с их сыном или дочерью.
Что должен уметь ребенок в 1,5 года
Детки разных полов развиваются неодинаково из-за индивидуальной в каждом случае физиологии, поэтому взрослым необходимо понимать, что должен уметь делать и как вести себя их ребенок в ответственном возрасте, когда он уже начинает чувствовать себя личностью.
Что нужно уметь в 1,5 года девочке, и что свойственно только ей:
- естественным считается, когда малышка максимально эмоционально проявляет свои чувства;
- любит ласку, сама обнимает и целует папу и маму;
- особенную привязанность испытывает к матери;
- у девочки часто наблюдаются перепады настроения – ранимая психика заставляет ребенка часто смеяться и также часто расстраиваться, бурно проявляя свое разочарование в слезах.
Закономерно возникает вопрос – должен ли мальчик уметь в 1,5 года то же самое? В этом случае поведение ребенка качественно отличается:
- он спокоен, обладает завидной выдержкой, чаще всего, находится в уравновешенном настроении;
- необычайно общителен;
- готов делиться своими вещами и игрушками не только со сверстниками, но и со взрослыми;
- уверен в своих действиях, может проявлять интерес к девочкам своего возраста.
Вообще, в эмоциональном плане, такие различия тоже относительны, ведь маленький человек уже имеет характер, который становится все более выраженным с каждым днем. Некоторые девочки могут проявлять мужские качества, а у мальчика — девчачьи. Не стоит переживать из-за этого, принимайте ребенка с любым характером.
Когда состояние малыша вызывает беспокойство
Следить за ростом и развитием своих детей родители должны постоянно, начиная с самых первых дней. Проверять такие показатели до года рекомендуется раз в месяц, а позже – в два или три месяца. Специальные таблицы можно использовать вплоть до того времени, пока ребенок не пойдет в школу.
Важное значение в отклонениях от стандартных значений имеют такие факторы, как:
- правильное питание матери в период беременности;
- рацион женщины во время естественного вскармливания;
- доношенность или ранние роды.
Начинать беспокоиться по этому поводу можно, когда в возрасте полутора лет рост мальчика отличается от ориентировочных параметров на 7 см, а у девочек на 6 см. Что касается веса, то у мальчишек это расхождение на 3 кг, а у девочек – на 2, 5 кг. В таких случаях, исключая генетический аспект, лучше обратиться к доктору. Конечно, важно обращать внимание и на другие стороны развития ребенка и, по возможности, помогать ему в этом.
- приучить ребенка к определенному распорядку дня;
- приобщить малыша к зарядке и водным процедурам;
- составить сбалансированное меню и постараться сформировать правильное пищевое поведение;
- развивать физические и умственные способности ребенка с помощью игрушек и специальных игр.
В полтора года важно регулярно играть и проводить занятия с малышом, направления развивающих игр могут быть самыми разными:
- необходимо, чтобы ребенок научился выбирать разные предметы и сортировал их по размеру, цвету, форме;
- сборка красочных пазлов – одно из любимых детьми увлечений, которым они могут заниматься часами;
- всевозможные конструкторы, ориентированный на этот возраст, не менее полезны и увлекательны для малыша;
- можно приобрести яркие мозаики, которые помогут детям правильно идентифицировать разные цвета и их сочетания;
- для развития моторной функции используют фасоль, горох, орехи, бусины, макароны разной формы, смысл – собрать все предметы в ведерко, при смешивании разных компонентов задачей малыша является разобрать продукты по разным баночкам. Но родители обязательно должны находиться рядом и следить, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы;
- хорошо развивают моторику ручек, а также координацию и воображение уроки рисования с помощью безопасных красок, мелков.
В этот период можно приобретать малышу машинки и каталки, которые он будет толкать и возить. Можно учить его разворачивать предметы, чистить сваренное вкрутую яйцо, открывать и закрывать баночки, пластиковые бутылки, застегивать и расстегивать молнии и липучки. Абсолютно все эти занятия пойдут ему на пользу и дадут возможность лучше изучить окружающий его мир.
В полтора года ребенок активно учиться управлять своим телом, поэтому задачей взрослых является всяческое поощрение его новых действий – игры дома и на свежем воздухе должны стать необходимой частью жизни малыша, он уже может играть с мячом, что обычно вызывает у него массу положительных эмоций.
Гулять с детьми в этот период необходимо не меньше шести часов в день, разделив это время на несколько прогулок. Но, поскольку малыш еще может падать, родители должны особенно внимательно следить за тем, чтобы он не нанес себе травм, что в уличных условиях вполне возможно.
Днем спать полугодовалому ребенку необходимо по 3 часа, а ночью около 10 часов. Приемы пищи рекомендуются через каждые 4 часа, исходя из того, что завтракает малыш не позже чем через полтора часа после сна, а ужинает за час до отправления в кровать.
Узнавая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, молодые родители, еще не обладающие должным опытом, бывают изумлены целым перечнем необходимых навыков. Но ребеночек растет, и каждый день, получая свежую информацию, поражает папу и маму не только своей неуемной энергией, но и стремительным впитыванием знаний, которые он сразу применяет в своих играх и важных делах. А родителям остается поощрять его самостоятельность и помогать в освоении новых вершин.
Ребенок в 1,5 года уже маленькая личность. Активно формируется характер, в это время очень важно оказывать малышу достаточно внимания, так как он как губка впитывает информацию. Он готов к восприятию в течение всего дня. Именно в этот период закладываются такие понятия как аккуратность, внимание, доброта, любознательность, открытость или лень, эгоизм. В случае нехватки внимания со стороны родителей характер могут наполнить именно отрицательные качества. Ребенок в 1,5 года начинает активно подражать, поэтому ваш пример особенно важен. Самое время для того, чтобы заложить полезные привычки – умываться с утра, мыть руки перед едой, чистить зубы и многие другие.
Активно формируется словарный запас. Пусть кроха пока произносит немного слов (обычно 10-20), в основном это лепетные слова: машина – «би-би», собака – «ав-ав», качели – «кач-кач». Но к полутора годам все больше нарастает пассивный словарный запас – то есть те слова, значение которых кроха начинает понимать.
Основные физические навыки для малыша в 1,5 года:
- Самостоятельно ходит даже по неровной поверхности;
- Может подниматься (спускаться) по лесенке, держась за перила;
- Самостоятельно перешагивает препятствия;
- Залезает на кровать, стул;
- Нагибается, чтобы поднять игрушку с пола;
- Бросает вперед мячик, умеет пинать мяч;
- Пьет из чашки сам, умеет пользоваться ложкой;
- Может возить игрушку (машину) за веревочку;
Социальные навыки для ребенка 1,5 лет:
- Начинает (или активно продолжает) пользоваться горшком, именно с этого возраста многие дети начинают . Главное не упустить момент и не затянуть с приучением к этому важному предмету;
- Начинает подражать эмоциям взрослых (смеяться или наоборот рассерженно кричать);
- У малыша появляются любимые и нелюбимые книжки, игрушки;
- Ребенок может оставаться один в комнате и играть в течении 10-15 минут;
- Ребенок овладевает навыками одевания, может самостоятельно снять шапочку, носки, штанишки;
- Отвечает на вопросы: «что это?», «кто это?»;
- Может обобщать предметы по внешнему виду (игрушки, посуда).
В это время малыши, как правило, с удовольствием реагируют на музыку, начинают танцевать , копируют при этом ваши движения. Очень нравятся крохам музыкальные игрушки – молоточки, бубны, барабаны . Слушайте музыку и ударяйте инструментами в такт музыке, скоро ваш ребенок начнет повторять действия. Такие музыкальные занятия не только стимулируют эстетическое развитие ребенка, но так же способствуют развитию математических способностей .
Малыш может рисовать линии и каракули на бумаге , ему еще важен не результат, а сам процесс. Поэтому он с удовольствием будет погружать пальчики в краски и размазывать их по любой поверхности, в том числе и по себе. Ребенок в 1,5 года может собрать невысокую башню, собрать кольца пирамидки, вставлять различные фигурки по форме в сортеры.
Не все дети развиваются одинаково, поэтому не переживайте, если ваш кроха еще чего-то не освоил. Главное занимайтесь с малышом, дарите ему новые знания и умения, уважайте его проявления к самостоятельности.