Конспект ООД по ФЭМП
Тема: «Части суток»
Цели:
1 Закреплять умение различать и называть части суток «утро», «вечер»
2 Развивать мышление.
3Учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их.
Оборудование:
картинки части суток, картинки о закономерностях, игрушка петушок
Ход ООД:
Орг. момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришел петушок. Он узнал, что в детском садике дети многому научились. Что они уже умеют считать, знают цвета, стихи, умеют отгадывать загадки. Он хочет проверить ваши знания и приготовил вам задания.
2 Загадывание загадок- Послушайте внимательно загадки, попробуйте их угадать.
Петушок в саду поет, солнце красное встает, Все ребята просыпаются, в детский садик собираются. (Утро)
Солнце в небе ярко светит На прогулку вышли дети Все играют и поют, Очень весело живут! (День)
Солнышко лучистое село за дома, Мы пришли из садика, ужинать пора! (Вечер)
В небе звездочки горят, малыши устали Мамы детям говорят, чтоб они поспали (Ночь)
3 Рассмотрение иллюстраций
Какое время суток на первом рисунке? Как вы догадались. Определите закономерность и скажите, что должно находиться в пустой клеточке? (Ответы детей)
4 Беседа
Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.
Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.
После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
Какое время года сейчас? (Весна)
Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
Как называется еда по утрам? (Завтрак)
Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.
А как называется еда днем? (Обед)
После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
5 Рефлексия
Вы все отлично потрудились сегодня. Петушок узнал какие вы умные да пригожие, отгадывали загадки, называли части суток. Молодцы!
НОД во второй младшей группе на тему «Ориентировка во времени: день-ночь»
Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 города Москвы (СП ДО 1964)Описание: Предлагаю вариант занятия с детьми 3-4 лет, которое в игровой форме учит детей первоначальной ориентировке во времени, так как знакомим с понятием день и ночь. Малыши данного возраста часто путают или совсем не определяют временные понятия. Материал будет полезен воспитателям ДО и родителям.
Цель: Подведение детей к осмыслению временных понятий.
Задачи : Помочь детям понять особенности дня и ночи.
Научить различать части суток: день-ночь.
Расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях.
Материалы для воспитателя: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня и ночи.
К ребятам в гости приходит зайчик и рассказывает, что недавно с ним произошло что-то странное. Когда он возвращался домой, на улице, вдруг, стало темно и зайчик нашёл звёздочку.
«Игра со звёздами»
Детям раздаются вырезанные из картона звёздочки. У воспитателя в руках облачко. В соответствии со словами стихотворения дети выполняют движения (сначала дети-звёздочки прячутся за облачко, затем показывают, как дремлет звёздочка, в конце грозят пальчиком, показывая, что звёздочка озорница).
Игра проводится по стихотворению М. Петрова
Спряталась за облачко
Маленькая звёздочка.
Задремала в небе
Слабым огоньком.
Не спалось, наверно,
Озорнице днём.
Чтение сказки «День и ночь» Любовь Вощенко
Показ детям картинок «день-ночь», обсуждение, что когда происходит.
Игра «День-ночь»
Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Когда воспитатель произносит слово «день», дети поднимают руки вверх, как лучи солнца, улыбаются и повторяют слово «день». Когда воспитатель произносит слово «ночь», дети закрывают ладошками лицо и садятся на корточки, повторяя слово «ночь». Игра проводится 3 раза.
Дети выполняют задание, когда что бывает. Воспитатель загадывает загадки и получают символ отгадки.
В конце игрового сеанса предлагаю детям шаблоны солнца и звёзд, которые дети наклеивают на полотно соответствующего цвета (ночь-чёрное, день-голубое).
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«ЧАСТИ СУТОК»
воспитатель первой квалификационной категории
АУ ДО «Детский сад Солнышко УМР"
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (фцкм), «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация», «Социализация».
Образовательная : продолжать знакомить детей с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.
Развивающая: развивать речь детей с движением; продолжать расширять активный словарный запас; развивать умение рассказывать о том, что сделали.
Воспитательная : воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.
Материал: иллюстрации «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Предметные картинки (солнце, звезды, месяц). Картон голубого цвета, пластилин, доски для пластилина, стеки.
Дети заходят в группу, здороваются с взрослыми.
Эмоциональный настрой на занятие: Ребята, посмотрите, пока нас с вами не было, зайчик почему-то загрустил и сел отдельно от своих друзей - игрушек. Давайте узнаем, что случилось. Лиза, спроси у зайчика, почему он грустный?
Я сейчас поспорил с друзьями, что ночью гуляют, утром спят. Вечером занимаются, а днем ужинать надо. А они говорят, что не правильно. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
Конечно же, мы тебе зайчик поможем, правда, ребята? Давайте, покажем зайчику иллюстрации, на которых изображены части суток.
1. Посмотрите, на этой иллюстрации солнышко просыпается, выглядывает из-за горки, небо розового цвета, бабочки начинают летать. Как вы думаете, какая наступила часть суток? А, что мы с вами утром делаем в детском саду?
2. На этой иллюстрации солнышко уже высоко, бабочки резвятся, небо голубое. Какая часть суток наступила? А, что мы с вами днем делаем в детском саду?
3. А на этой иллюстрации, мы с вами видим, что солнышко уже спустилось вниз, и прячется далеко-далеко за облака, небо становится разноцветным: голубым, сиреневым, оранжевым. Как вы думаете, какая часть суток здесь изображена? А, что мы с вами делаем вечером в детском саду?
4. Посмотрите, ребята, на этой иллюстрации небо темно-синего цвета. Что появилось на небе вместо солнышка? Какая часть суток наступила? Что мы делаем ночью?
Зайчик: ребята, как вы интересно все рассказываете.
Воспитатель: зайчик, а мы еще загадки отгадывать умеем. Ребята, нужно не просто отгадать загадки, а еще найти картинку с отгадкой и прикрепить ее на мольберт.
Загадки
Светит, сверкает, всех согревает? (Солнце)
Что видно только ночью? (Звезды)
За домом у дорожки висит пол лепёшки. (Месяц)
Молодцы, все загадки отгадали.
Ребята, давайте покажем зайчику, как солнышко утром встает:
Вот как солнышко встает, выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется.
Нам с вами весело, а чтобы было весело зайчику, я вам предлагаю подарить ему много солнышек. А из чего мы сделаем солнышки?
Из пластилина.
А, чтобы наши пальчики были послушными, мы ими немного поиграем.
Пальчиковая игра «Солнышко»
Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи
Поет о солнце скворушка, кричат о нем грачи.
Просыпайтесь, лучики, согревайтесь рученьки.
Солнышко проснулось, лобика коснулось
Лучиками повело, и погладило оно.
Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись!
Ну, что, послушные пальчики стали? Тогда приступим к работе.
Посмотрите, ребята, перед вами лежит кусок пластилина, его нужно разделить пополам, как мы это сделаем? (с помощью стеки).
Из одной половинки мы скатаем шарик – это будет солнышко, а другую половинку разделим еще на несколько частей и скатаем из них палочки – это будут лучики. Скажите, ребята, где светит солнышко? (на небе). И мы свои солнышки налепим на небо, а небом у нас будет картон голубого цвета. Лиза, почему мы взяли картон голубого цвета? (Потому что такого цвета небо).
Выполнение работы.
Дети рассматривают работы.
Ребята, посмотрите, какие замечательные солнышки у нас получились, Карина, расскажи какое у тебя солнышко?
Зайчик: ребята, вы такие молодцы, так интересно мне все рассказали, еще и "Солнышко" подарили. Я теперь никогда не забуду, что солнце в небе светит днем, а ночью в небе светит месяц и звезды. Утром просыпаются, умываются и завтракают, а вечером ужинают. Спасибо, вам ребята, пойду, расскажу своим друзьям, им тоже будет интересно. До свидания.
Задачи:
1. Дать представление о временных отношениях: утро — вечер.
2. Закреплять представление о временных отношениях: день — ночь.
3. Сформировать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный размер.
4. Совершенствовать представление о пространственных отношениях: выше — ниже, справа — слева.
Демонстрационный материал : предметные картинки.
Раздаточный материал: большие и маленькие геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) одинакового цвета.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям представить, что сейчас ночь, и закрыть глаза. Раздается крик петуха. Воспитатель читает детям стихотворение «Утро»
В. Степанова.
Вот уж утро настает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
Дети «просыпаются», «потягиваются».
Что вы делаете утром?
Что делают утром ваши родители?
Возьмите по одной геометрической фигуре.
Проходит утро, и наступает день. Днем можно делать много интересного и полезного.
Солнце днем так высоко.
Ему до вечера далеко.
Зерна в норку тащит мышь,
Учит стихотворение малыш.
По В. Степанову
— Что вы делаете днем?
— Что делают днем ваши родители?
— Днем в детском саду мы с вами много играем. Давайте поиграем в игру «Выше — ниже». Подойдите к доске.
Воспитатель прикрепляет на доску 2 предметные картинки на разную высоту. Например, барабан и юлу.
— Что находится выше? Ниже? Барабан, где находится, выше или ниже? И т.д.
Воспитатель закрепляет понятия «выше», «ниже».
— Проходит день, наступает вечер.
— Что вы делаете вечером?
— Что делают вечером ваши родители?
Солнце красное зашло,
Белка прячется в дупло.
Вечер в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет.
В. Степанов
— Вечером ваши родители играют с вами в настольные игры. Проходите за столы.
На столах лежат большие и маленькие геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) одинакового цвета.
— Какие фигуры у вас на столах?
— Найдите круги. Они одинаковые или разные?
— Найдите треугольники. Они одинаковые или разные?
— Найдите квадраты. Они одинаковые или разные?
Воспитатель закрепляет с детьми представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный размер.
— Положите все большие фигуры слева, а маленькие — справа.
— Какие фигуры вы положили справа? Слева?
Воспитатель благодарит детей за работу.
— Вот и закончился день, наступила... (ночь).
— Что вы делаете ночью?
— Что делают ночью ваши родители?
В небе звездочки горят.
Птицы спят, и рыбки спят.
Спят цветы ночью на грядках,
Ну а мы — в своих кроватках.
В. Степанов
Дети опять закрывают глаза — «засыпают».
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Програмное содержание:
Формирование элементарных математических представлений, продолжать знакомить детей с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами с цветами. Учить считать в пределах 4.
Развивать речь детей с движением; продолжать расширять активный словарный запас; развивать умение рассказывать о том, что сделали.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: подгрупповая, 8 - 10 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная деятельность детей.
Оборудование:
Демонстрационный материал : картинки с изображением частей суток, звезд, луны, солнца, игрушка – заяц.
Раздаточный материал : шаблоны окон.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: утро, день, вечер, ночь.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций: день, ночь, утро, вечер.
Ходнепосредственной образовательной деятельности
Дети заходят в группу, садятся на стульчики полукругом возле доски.
Воспитатель:
доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера!
Посмотрите в окно – наступает утро! А как мы можем определить, что сейчас утро? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно,светлеет небо, становится голубым, всходит солнце. Солнышко встало, а вместе с солнышком встали и все наши игрушки, ждут, когда с ними вы начнете играть! Только посмотрите, наш зайка почему то сидит отдельно от своих друзей, грустный. Давайте узнаем в чем дело?
Воспитатель: зайчик, почему ты загрустил и плачешь? Что случилось?
Зайчик: мне друзья сказали, что ночью гуляют, а утром спят. Вечером занимаются, а днем ужинать надо. А я им говорю, что это не правильно. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что - то я совсем запутался.