Открытое занятие в старшей группе по экологии.
Тема: «Планета в опасности!»
Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.
Задачи :
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Развивать связную речь;
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
Наблюдения в природе.
Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.
Заучивание стихотворений.
Подбор игр, загадок.
Выполнение физкультурных разминок;
Чтение произведений художественной литературы с описанием.
Тип занятия : комбинированный
Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.
Ход ООД:
Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Со стула не встану,
Его крутану.
В любой точке мира,
На нем окажусь! (Глобус)
А что такое глобус (Модель нашей планеты )
Как называется планета, на которой мы живем?
А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.
(Отрывок из мультфильма «Я - Земля»)
Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?
Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.
Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.
Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.
От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.
А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.
Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.
Поиграем в игру . Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.
Если разведу костер, а тушить не буду?
Если сильно насорю и убирать не буду?
Если мусор уберу, банки закопаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю?
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Если съем я пирожок, выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.
Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)
А хотите побывать в роли экологов-исследователей?
Тогда лаборатория №1 ждет вас.
Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?
Проходим в лабораторию №2.
Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?
Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.
А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?
Приглашаю вас в лабораторию №3
Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.
Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.
Наше занятие подошло к концу , вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.
И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Цель: обогащение представления о влиянии техники на окружающую среду.
Образовательные:
1. Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывает техника на воздух.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней; учить работать в микрогруппах.
Оборудование: сотовый телефон, магнитная доска, магниты, картинки (завод, автомобиль, самолет, цветы, деревья, трубы с очистными устройствами), 2 листа формата А5, цветные карандаши, восковые мелки, 5 картинок с изобажением техники, 5 картинок с изображением цветов, поднос.
Предварительная работа:
На прогулке проводится наблюдение за движением транспорта и за состоянием снега на территории детского сада и возле проезжей части.
Ход занятия:
Дети свободно перемещаются по группе, воспитатель неожиданно обращает их внимание на себя.
— Ребята, представляете, мне пришло голосовое сообщение на телефон. Давайте его прослушаем (Здравствуйте ребята,! Меня зовут Алиса. Я путешествию по разным планетам. И сейчас, я нахожусь на планете Роботов. Называется она так, потому что на ней живут лишь одни роботы. А все потому, что на этой планете пропал чистый воздух. Помогите мне разобраться, почему это произошло и что же можно сделать, чтобы воздух снова стал чистым. Жду ответа)
— От кого пришло сообщение? (От девочки Алисы).
Что девочка Алиса нам рассказала? (На планете Роботов пропал чистый воздух)
— Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Чтобы им дышать).
А скажите, грязный воздух он какой? (В нем много пыли, грязи).
А как вы думаете, хорошо ли дышать грязным воздухом? (Нет)
— Давайте подумаем, почему чистый воздух мог исчезнуть с этой планеты? Что загрязняет воздух? (Машины, заводы, самолет)(На магнитной доске при каждом правильном ответе ребенка выставляется подходящая картинка соответствующая его ответу)
— Конечно, и автомобили и заводы очень облегчают жизнь человека. Но они наносят большой вред природе и воздуху, которым все мы дышим. Автомобили выделяют выхлопные газы, заводы из своих больших труб выпускают очень грязный и вредный дым, в котором много пыли и сажи. Самолеты из своих турбин выбрасывают много сажи и углекислого газа, которым человек дышать не может. Все это очень загрязняет воздух, в нем появляются различные вредные газы.
Также интересное экологическое занятие для детей:
— Ребята, какие вы молодцы, вы разобрались в том, почему воздух на другой планете стал грязным. А может ли в нашем городе случиться такое? (Да). Конечно, ведь у нас тоже имеются заводы, котельные, большое количество машин. И у нас воздух может стать грязным. Помните, на прогулке мы смотрели на снег, лежащий возле дороги? Какой он? (грязный, черный). Конечно, потому что на наш белый снег осядает сажа и выхлопные газы машин, которые витают в нашем воздухе. И мы вот этим дышим.
— Ребята, а теперь давайте подумаем, что же необходимо сделать, чтобы воздух оставался чистым? (Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства) (На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка). Цветы поглощают вредные газы и выделяют тот газ, которым мы с вами дышим. Как он называется? (кислород) . Деревья – это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
— Ребята, а вам не кажется, что нам уже пора передохнуть?
Физкультминутка «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
— Ребята, но ведь Алиса попросила нас отправить ей ответ, почему пропал чистый воздух и как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым. Как же нам ответить Алисе? (Позвонить, нарисовать)
— Позвонить Алисе мы не сможем, потому что она передала сообщение с неопределенного номера, а вот нарисовать ответ мы сможем и отправить по почте в космос Алисе. Что мы можем нарисовать на рисунке, где будем изображать, почему пропал чистый воздух? (Заводы, машины, вырубку лесов).
— А что мы можем нарисовать на рисунке, на котором будем изображать, как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым? (Цветы, леса)
— Сколько мы должны нарисовать рисунков? (Два). Значит нам нужно разделиться на две группы. Как мы можем это сделать? (Посчитаться, разделиться кто с кем хочет) А я хочу предложить вам попробовать разделиться с помощью картинок. Каждый подходите ко мне и возьмите одну картинку. (Дети берут картинки). А сейчас, попробуйте найти свою группу. (Разделяются на группы). Почему вы объединились в группу? (Потому что на всех картинках изображена техника). А почему вы объединились в группу? (Потому что на картинках изображены цветы)
— А теперь проходите за столы так, как вы объединились, давайте рисовать наши ответы. Группа «Техника» рисует ответ, почему воздух стал грязным, а группа «Цветы» рисует ответ, что можно сделать, чтобы воздух стал чистым (Дети проходят за столы, рисуют ответы)
— Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось! Я обязательно отправлю наши рисунки Алисе, но вначале пусть они повисят немного в нашей группе. Расскажем папам и мамам, как нужно сохранять воздух чистым. А теперь давайте приберемся на столах, чтобы и наша группа тоже оставалась чистой.
Название: Конспект экологического занятия в старшей группе «Почему пропал чистый воздух?»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»
Месторасположение: город Лесосибирск, Красноярский край
Название:
Конспект занятия по экологии: «Среда обитания»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, Старшая группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Среда обитания!»
Программное содержание:
Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания. Задачи:
- Расширить понятие приспособленности организмов к среде обитания; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений;
- Расширить кругозор детей, внимание, память, речь, мышление;
- Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование: картинки животных и птиц, Незнайка.
Предварительная работа: Просмотр картинок животных и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.
Ход занятия:
Вводная часть
(На доске картинки водоплавающих птиц, насекомоядных, зерноядных)
Воспитатель: Там Незнайка сидит и ворчит.
Незнайка: Опять птицы, я всё знаю.
Воспитатель: А я у него спросила, чем же похожи птицы? Он сказал:
Незнайка: Все покрыты перьями, две ноги, два крыла. Это я уже давно видел.
Воспитатель: А вы согласны с Незнайкой, больше там нечего заметить?
Дети: Надо сказать, что клювы разные, они плавать умеют, они перелётные.
Воспитатель: А ты как думаешь, может быть, ещё что – нибудь можно сказать о птицах?
Незнайка: Я про птиц уже всё знаю, на занятие не пойду.
Воспитатель: Может быть, посидишь? Ну, посиди, ты нам мешать не будешь!
Основная часть:
Воспитатель: Чем же похожа эта группа птиц?
Дети: Это водоплавающие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.
Воспитатель: Как вы узнали водоплавающих?
Дети: У них перепонки на ногах.
Незнайка: А чего вы сказали, что они перелётные?
Воспитатель: Которые же перелётные?
Незнайка: Все!
Воспитатель: Ребята, вы согласны?
Дети: Нет.
Воспитатель: Надо доказать. Будем искать перелётных. Давайте назовём хором, какие перелётные птицы изображены на картинках?
Дети: Утка, лебедь, пеликан, ласточка, кукушка, скворец.
Воспитатель: Катя, иди, покажи и назови перелётных птиц.
Незнайка: Я понял, что ласточка перелётная, но что лебедь….чего ему – то улетать?
Дети: Они все перелётные, потому что реки и озёра замёрзли, негде ловить свою еду.
Воспитатель: А эти почему перелётные (насекомоядные)?
Дети: Потому, что насекомых нет.
Незнайка: Тогда дятлам и клестам тоже здесь нечего делать, надо улетать!
Дети: Нет, у них есть еда: Этот шишки ест, этот из – под коры клювом достаёт.
Незнайка: Ну, если эти из леса не улетают, тогда пусть и лебеди, утки, пеликаны идут жить в лес и не надо будет тогда улетать.
Дети: А что же они есть будут? Рыба что ли на дереве растёт?
Воспитатель: Так почему же эти птицы живут на воде, а эти в лесу? (обводящий жест)
Дети доказывают: Есть нечего, клюв приспособлен доставать зёрна из шишек.
Воспитатель: Значит птицы живут там, где они могут достать еду, у каждой группы птиц своя среда обитания, они живут там, где могут приспособиться к условиям проживания в том месте, где находятся. Кто – то плавает, кто- то есть насекомых, кто – то зерно, а какие – то улетают в тёплые края потому, что не могут жить там, где холодно. И клюв у них такой, чтобы еду было удобно доставать.
Игра: Сейчас Катя принесёт мне картинки всех перелётных птиц; Витя – всех перелётных насекомоядных птиц; Вика – всех водоплавающих; Аня – зерноядных птиц.
Воспитатель: Итак, мы сказали, что птицы живут там, где они могут достать еду. Интересно, а у зверей как?
Воспитатель: (ставит картинку жирафа, белки, белого медведя)
— Где живёт жираф?
Дети: Там, где тепло.
Воспитатель: А где белый медведь?
Дети: Там, где холодно.
Воспитатель: А белка?
Дети: В лесу на дереве. Там бывает и зима, и лето.
Воспитатель: Что ест белка?
Дети: Шишки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Так почему же она в лесу на дереве живёт?
Дети: Потому, что дупло у неё на дереве, укрывается от других зверей. В дупле у неё кладовая с припасами на зиму.
Воспитатель: Что ест жираф?
Дети: Листьями
Воспитатель: Да, жираф питается листьями, ветками от деревьев.
— Удобно ли ему доставать ветки, листья?
Дети: Да, длинная шея, достаёт себе листочки с дерева.
Воспитатель: А почему же он живёт в таком лесу, где не бывает зимы? Пусть бы жил в нашем!
(Если дети молчат или неверно отвечают)
Воспитатель: Интересно, какие листочки он будет есть в нашем лесу? Негде.
— Значит, где он может жить? Да, только там, где нет зимы.
Воспитатель: Я вот только никак не понимаю про белого медведя (говорит воспитатель, как бы советуясь с детьми).
Дети: Там снег, его там белого не видно, там океан, рыбы много.
Воспитатель: А вот интересно, может ли белый медведь бурого медведя к себе в гости пригласить?
— Могут ли они рядом жить? Подумайте!
Дети: Нет! Потому что белый медведь живёт на Севере и питается рыбой, он привык к постоянному снегу и холодам, ему там хорошо и удобно живётся. А бурый медведь питается разной пищей: рыбой, ягодами, корешками от деревьев, насекомыми. Он зимой впадает в спячку. Ему хорошо живётся в лесу.
Воспитатель: Правильно дети!
Итог занятия
Воспитатель: С кем мы сегодня знакомились на занятии?
Дети: С птицами: перелётными, водоплавающими, насекомоядными, зерноядными. С животными: жирафом, белкой, белым медведем.
Воспитатель: Что мы можем сказать о них, почему они живут каждый на своём месте?
Дети: Потому, что у них у каждого своя среда обитания.
Воспитатель: Правильно. Все эти живые организмы приспособлены каждый под те условия, где они живут и обитают. Так как в других местах они жить не смогут и погибнут. Поэтому можно сказать, что у каждого животного – своя среда обитания.
Воспитатель: Незнайка, ты понял?
Незнайка: Да! Все живут там, где могут жить и приспособились к условиям жизни, у каждого своя среда обитания.
Воспитатель: Незнайка, ты придёшь еще к нам на занятие?
Незнайка: Да, я много узнал и дети так хорошо рассказывали. Спасибо!
Воспитатель: До свидания, Незнайка! Занятие окончено.
Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц , предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу ) с использованиемптицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста» , «У меня пять грачей» .
Скворец обыкновенный
Ласточка
Розовый пеликан
Кукушка
Лебедь
Дикая утка
Дятел
Клёст
Программное содержание:
Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;
Учить детей правильно отвечать на вопросы;
Расширить знания о животных, обитающих в воде;
Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;
Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.
Материал:
- “волшебная палочка”, указка;
Учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)
Дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)
Уголок экспериментирования (Рисунок 3)
- “экран настроения” (Рисунок 4)
Магнитофон, аудиозапись “Звуки воды” (Приложение 1)
Телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям” (Приложение 2),
“Обращение чистой воды к детям” (Приложение 3)
Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;
Предварительная работа:
Беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”;
Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;
Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”;
Сочинение сказки “Веселые капельки”;
Разучивание потешек, отгадывание загадок;
Дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.;
Экспериментирование с водой.
Ход занятия
Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.
Чики – чики – чикалочка,
Вокруг себя повернитесь,
В волшебников превратитесь.
(Дети выполняют)
Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.
Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!
В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.
В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:
“Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали”.
В. включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.
В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.
Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:
“Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”.
В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…
В. задает наводящие вопросы.
В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.
В. достает конверт, читает:
“- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)
Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)
В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.
Физкультминутка:
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)А теперь пора уж, братцы,
Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)
В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):
“Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора”. (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).
В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.
Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.
В.: Как можно очистить воду?
(Ответы детей)
В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)
В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?
Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.
Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:
Чики – чики – чикалочка,
Помоги мне, волшебная палочка,
Вокруг себя повернитесь,
В ребят снова превратитесь.
Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?
Что вам понравилось?
Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.
В.: До свидания, до скорой встречи!
Алла Исаева
Конспект занятия по экологии в старшей группе.
Конспект занятия по экологии в старшей группе .
«Будь другом природе»
Цель : Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения к природе.
Задачи :
1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу) .
2. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
«Познавательное развитие» (развитие любознательности и интересов детей; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, планете Земля, как общем доме людей;
«Речевое развитие» (владение речью, как средством общения и культуры) ;
Социально – коммуникативное развитие» (формирование поведения) .
Предварительная работа :
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой, опыт по очистке воды (дети пропускали загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой, обращение детей, как изменилась вода после очистки (делали самостоятельные выводы, игры с воздушными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Изготовление подарков гостям (аппликация «Ромашка» , аппликация «Рыбки» ).
Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, запрещающие знаки, картинки с пищевыми цепочками.
Ход занятия.
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе . На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от доктора Айболита. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш доктор Айболит.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Ну вот, мы и прилетели.
Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.
Ребята что то на этой картинке не так, Разве так выглядит цветочный городок? (Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет) Верно.
Вопросы к детям : - Как вы думаете, ребята, что же в этом городке произошло? (Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду) .
А что стало с речкой? (Она загрязнилась, от сточных вод с завода)
А может ли рыба жить в такой реке? (Нет, вода слишком грязная)
А куда исчез лес и пропали лесные звери? (Лес вырубили, А зверям негде стало жить)
А как бы вы поступили на месте этих жителей? (Не вырубали лес, не загрязняли воду)
А что будет с этим жителями? (Если они не исправят ситуацию, то будут болеть)
Ребята давайте поможем исправить ситуацию!
II. Дети подходят к столу.
Дидактическая игра «Исправь ситуации» .
Ребята скажите, а чем и как мы дышим? (воздухом, носом, иногда ртом)
А может мы вообще не дышать? (нет нельзя, без этого человек не может жить)
Можем мы дышать грязным воздухом? (можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо)
Что мешает воздуху быть чистым? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик? (Ему будет тяжело без них)
Что нужно сделать что бы природа не страдала? (Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес)
1. Ставим фильтры.
Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? (Выделяют кислород) .
Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.
Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище? (Посадить деревья, кустарники , цветы и т. д.) , но сначала нужно убрать весь мусор.
2. Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем травку, цветы) .
Молодцы ребята.
3. Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники , цветы на ватман, где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию) .
Пальчиковая гимнастика.
Мы тихонько в лес зайдем.
пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?
одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)
дети по очереди называют диких животных
4. Прикрепляем картинки с животными (на наш плакат с экологическими проблемами ) .
Ребята, а ведь всё живое вокруг взаимосвязано между собой. Я вам предлагаю выложить пищевые цепочки :
Растения – гусеница – птицы
Растения – мышка – сова
Растения – заяц – лиса
Насекомые – ежи
Грибы – белка - куницы
Молодцы ребята!
5. Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цветочного городка :
Ребята, а что должны делать жители Цветочного городка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещающие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных
Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы
Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
(Дети выбирают соответствующие знаки : не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ядовитые грибы ногами, не жги костры, не мусори в лесу).
Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
1. На заводе поставили очистительные сооружения.
2. Убрали весь мусор.
3. Почистили реку.
4. Посадили деревья в лесу.
И осталось нам запустить в реку рыбок.
Дети приклеивают на ватман рыбок, где нарисована река.
Молодцы ребята.
(Двое детей рассказывают стихотворение о природе)
Н. Рыжова
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Ребята, понравилось вам наше путешествие?
А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой, Проводиться повторно физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. Мы хотим опять назад, в наш любимый детский сад!
Вот мы и вернулись!
Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка. подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
А теперь ребята хотят подарить подарки, сделанные своими руками (Аппликация из бумаги, Цветы) для наших гостей!
За вашу помощь жители цветочного городка приготовили вам сюрприз (угощения детям) .