Основные формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника.
Богач Елена Артуровна,
ГБДОУ №18 детский сад компенсирующего вида,
инструктор физического воспитания
Цель совместной деятельности - вовлечение родителей в педагогический процесс.
Основой работы педагога с семьёй в ДОУ является взаимодействие:
- Диалог с родителями (обмен мнениями, опытом, переживаниями)
- Совместная деятельность (педагог + дети + родители)
Во время совместной деятельности формируются практические умения родителей:
- умение общаться;
- умение играть вместе с ребёнком.
Направления работы с семьёй:
- Совместная деятельность с родителями.
- Обучение родителей.
- Консультирование родителей
- Просвещение родителей
- Информирование
На основании этого педагог изучает каждую семью и выясняет её образовательные потребности.
Принципы работы с семьёй:
- Активность педагога.
- Дифференцированный подход к родителям.
- Системность работы.
- Продуктивность любой встречи с родителями.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, т.к. основы здоровья закладываются в семье. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года, в котором предусмотрены следующие вопросы:
- Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет?
- Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
- Какие виды закаливания Вы используете дома?
- Занимаетесь ли Вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
- Есть у Вас дома какое-либо оборудование для занятий спортом и мелкий спортивный инвентарь?
- Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
- Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?
- В чем, на Ваш взгляд, ее польза?
- Какие секции Вы предлагаете организовать в детском саду?
(Смотри примеры анкет в Приложениях)
Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической работы. Анализ анкетных данных приводит к выводу, что, к сожалению, уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания здорового ребенка невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда,
когда их детям уже требуется помощь медиков или психологов. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. Поэтому средства укрепления здоровья детей они видят только в лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.
Формы работы с родителями:
- Общее родительское собрание . Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.
- Круглый стол. по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.
- Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
- Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».
- Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.
- «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
- К индивидуальным формам
относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. - Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации . Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
- В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Нетрадиционные формы организации
общения педагогов и родителей
Наименование |
С какой целью |
Формы проведения |
Информационно - аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
Семинары - практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно - информационные: Информационно - ознакомительные, информационно - просветительские |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите лей знаний о воспитании развитии детей |
Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек. |
- Домашние задания позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, поднять отстающих, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми. Они должны быть обязательно индивидуальными, небольшими по объему, конкретными по содержанию.
- Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы. Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Планирование работы педагогов с семьей.
В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:
— наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
— плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка (неплановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;
— просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;
— вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лейка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);
— привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
— проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Планирование работы с семьей должно предусматривать:
Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического развития ребенка, с индивидуальным планом его оздоровления, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания;
Формирование у родителей основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики);
Обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.
В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей. Это традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы» и т.д. В календарном плане указывается тема встречи, форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаика, лото и т.п.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка содновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. Адля этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Приложение.
АНКЕТА № 1
Уважаемые родители!
Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.
- Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?
- Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:
- высоко;
- низко;
- удовлетворительно;
- не задумывались;
- затрудняюсь ответить? - Кому,по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:
- семье;
- детскомусаду;
- семье и детскому саду? - С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:
- выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);
- аппетит, сон ребенка в детском саду;
- С какимивопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:
- ребенок плохо вел себя в детском саду;
- ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
- ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что- либо делать;
- успехи ребенка на занятиях;
- просьба оказать помощь детскому саду;
- посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;
- спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка? - Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:
- часто;
- не очень;
- редко? - По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?
- Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
- родительские собрания;
- посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;
- совместные праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы и консультации со специалистами;
- другие формы?
Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша! (1)
АНКЕТА № 2
Уважаемые родители!
Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения. Пожалуйста, внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы и отметьте напротив выбранный Вами ответ или допишите свой ответ на вопрос.
- Считаете ли Вы, что Ваш ребенок с удовольствием посещает детский сад:
- по настроению;
- да;
- нет? - Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в дошкольное учреждение:
- ребенка не с кем оставить дома;
- для подготовки к поступлению в школу;
- для общения со сверстниками;
- для развития способностей;
- другое? - Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребенка:
- затруднения в выборе правильного наказания;
- отсутствие друзей у ребенка;
- трудности с поведением;
- трудности с организацией свободного времени ребенка;
- другое?
- Укажите, пожалуйста, источник, из которого Вы получаете информацию о воспитании ребенка:
- друзья;
- воспитатели детского сада;
- телевидение;
- книги, газеты, журналы;
- другое? - Нужна ли Вам помощь в воспитании ребенка:
- да;
- нет;
- иногда? - Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями детского сада:
- о рациональном питании;
- о правильной подготовке к школе;
- о психологических особенностях дошкольников;
- о методах воспитания детей;
- другое? - Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:
- переписка с воспитателями;
- групповые собрания;
- личные беседы с воспитателями;
- информационные стенды;
- другое? - Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:
- в деловой атмосфере;
- за чашкой чая;
- другое? - Что нового Вы узнали о воспитании детей из общения с педагогами:
- чем занять ребенка дома;
- как преодолеть его непослушание;
- как развить его память и мышление;
- как развить творчество ребенка;
- другое? - В решении каких вопросов Вы хотели бы получить помощь от педагогов детского сада?
- Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения?
Благодарим Вас за искренние ответы! (2)
- Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»
АНКЕТА № 3
1. ФИО, образование, место работы родителей, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд?
3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
4. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?
5.
Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику:
— мама (да, нет), папа (да, нет);
— дети (да, нет);
— взрослые вместе с ребенком (да, нет);
— регулярно, нерегулярно.
б. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
7. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
8. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?
9. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
10. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей):
— детский спортивный комплекс;
— лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей;
— велосипед, самокат;
— мяч, скалка, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки?
11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
12. Гуляете ли Вы с ребенком по возвращении из детского сада?
13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?
14. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
— подвижные игры;
— спортивные игры и упражнения;
— настольные игры;
— конструирование;
— лепка, рисование;
— просмотр телепередач;
— музыкально-ритмическая деятельность;
— чтение книг;
— трудовая деятельность;
— походы.
15. Смотрите ли Вы по телевидению детские спортивные передачи?
16. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? (3)
3-Ж. «Дошкольное воспитание» № 3 2006г. Т. Киреева «Всей семьёй - на старт!»
АНКЕТА № 4
1. Ф. И. О. родителей
2. Имя ребенка, возраст
З. Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да_______
Нет______
4.
Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Да_______
Иногда _____
Нет___________
5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да_______
Иногда_________
Нет______
б. Кого Вы считаете ответственными за воспитание ребенка?
Семья_________
Социальная среда
Детский сад________
7. Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом
его изменить?
Да_______
Нет______
Не знаю__________
8. На некоторые поступки ребенка часто ли Вы реагируете «взрывом», а потом
жалеете об этом?
Да____
Нет__________
Иногда_________
9. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?
Да -
Иногда_________
Нет______
10. Считаете ли Вы,
внутренний мир ребенка?
Да_______
Нет_______
Спасибо! (4)
4- Ж. «Дошкольное воспитание» № 3 2006г. Т. Киреева «Всей семьёй - на старт»
Список литературы:
- Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»
- Ж. «Дошкольное воспитание» № 3 2006г. Т. Киреева «Всей семьёй - на старт!»
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой -- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых -- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -донести до родителей знания.
Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:
коллективные;
индивидуальные;
наглядно-информационные.
К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) (14, с 15)
Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации (10, с 38)
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Беседы должны отвечать определенным требованиям:
быть конкретными и содержательными;
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3--4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-- 40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям (6, с 56)
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих
воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи -- выяснить общие условия семейного
воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и
предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения
положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения семьи -- обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
Главная задача наглядной пропаганды -- целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей,
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;
Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.
Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок.
Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Ирина Бочкарева
Формы работы ДОУ с родителями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного типа № 554
г. Екатеринбурга
Методическая разработка семинара на тему :
Родительские собрания в детском саду»
Воспитатель МБДОУ № 554 Бочкарева И. Л.
1. Формы работы ДОУ с родителями .
Цель взаимодействия ДОУ и родителей :
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Психолого - педагогическое просвещение родителей .
Основные блоки по работе с родителями
Психолого – педагогическое просвещение
Задача :
Повышение педагогической грамотности родителей .
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ
Задача :
Создание условий для включения родителей в планирование , организацию и контроль за деятельностью ДОУ
Традиционные формы
Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
Лекция – форма взаимодействия с родителями , позволяющая предоставлять большой объем информации , эффективная в начале встречи и в большой аудитории.
Педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке .
Информационный стенд – сведения об администрации, направлениях деятельности ДОУ, достижения коллектива, мероприятия на месяц, режим дня, расписание занятий.
Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ
Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ.
Субботники – объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.
Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.
Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей и т. п.
Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в ДОУ.
Нетрадиционные формы
Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого – педагогических знаний.
Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями .
Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день .
Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга и т. п.
Экскурсии и туристические походы – способствуют объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании детей , формировании у них духовно – нравственных начал, ценностных ориентиров, экологическому воспитанию, привитию любви к Родине .
2. Родительские собрания
Главными воспитателями детей являются их родители , но, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша. Наша задача помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Каким образом мы это можем сделать! Существует достаточное количество форм работы с родителями . Сегодня мы поговорим о родительских собраниях .
Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей , объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением и приходили задолго до их начала?
Прежде всего комфортная, непринужденная обстановку, уютная атмосфера, улыбка педагога, творческий подход к выбору темы и формы проведения собрания .
Родительское собрание начинается с подготовки. И дети являются главными в этом звене. Можно предложить ребятам приготовить пригласительные для родителей в виде открыток , конструкций, поделок, аппликаций и т. п.
Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям – с помощью детей , благодарственные письма от администрации ДОУ.
Подготовка выставок детских работ , проведение заседания родительского комитета – все это предшествует собранию.
В силу ряда причин не все родители посещают собрания , поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей , т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании.
Родители должны принимать активное участие в разработке и отборе тематики собраний. При этом соблюдаются такие принципы как значимость (выбраны актуальные темы, оптимальность (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений, активность (следование желаниям родителей ) .
Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания : вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.
Заранее продумывается наглядный материал, который будет сопровождать выступление. Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, ручки, листы, продумать, как и кто обеспечит присмотр за детьми, обязательно проветрить помещение.
При необходимости можно провести анкетирование родителей , узнать какие темы волнуют, о чем бы они хотели узнать на собрании.
Пригласить на собрание администрацию ДОУ, обсудить проблемы группы и ДОУ.
В процессе родительского собрания реализуется несколько возможностей : организация родительского коллектива , управление воспитательно – образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.
Возможные темы обсуждения на собрании :
1. Итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период.
2. Дальнейшие планы и стратегии работы .
3. Планирование совместных действий.
Как правило, собрание состоит из 3 частей? Вводной, основной и разное.
Вводная часть призвана организовать родителей , создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания .
Основная часть может быть разделена на 2 – 3 этапа. Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОУ, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графи и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации .
В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни ребят группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать магнитофонная запись с занятия или из беседы с детьми.
Если выносятся какие – либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного и не называя имен и фамилий детей.
В ходе собрания необходимо избегать предъявление претензий к родителям и детям , обсуждение личности конкретного ребенка, не следует констатировать неудачи детей. Главное – выработать пути решения обсуждаемых проблем.
В третей части обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОУ и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом .
Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос , выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.
Для обратной связи можно использовать «блицтурнир» по вопросам темы или неоконченную фразу «На этом собрании я….»
В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Для привлечения родителей так же можно использовать нетрадиционную форму проведения собрания . Это может быть собрание – досуг. Например по темам профилактики различных заболеваний, одежды детей в различные периоды, о капризах и т. п. К проведению таких собраний привлекаются специалисты ДОУ – медик, психолог. Родителям даются задания , схожие с заданиями для ребят, участвует сказочный герой, разыгрываются сценки из детской жизни (с помощью родителей ) . Такие мероприятия привлекут родителей к активному участию , поднимут престиж педагога, будут способствовать усвоению родителями педагогических знаний.
Чаще используйте на родительских собраниях выступления самих родителей , они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив , формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно – образовательном процессе.
Примерные темы родительских собраний .
«Движение и речь»
Общение с детьми в семье»
«Программа воспитания и обучения на данную группу»
«Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук»
«Творческие игры»
«Отец и ребенок»
«Интересы, возрастные возможности и способности детей»
«О детской самостоятельности»
Упрямство и капризы детей»
«О трудностях в обучении, коррекции поведения, усвоении знаний»
«Физическое развитие»
«О развитии речи детей»
«Детский коллектив – конфликты, контакты»
«Культура поведения за столом, в обществе»
«Игра – ведущая деятельность дошкольного периода детства»
«Проблемы воспитания детей в семье»
«Готовность ребенка к школьному обучению»
«Стоит ли наказывать детей?»
«Концентрация внимания на занятиях»
«Воспитание дисциплины»
«Поэзия в жизни ребенка»
Ребенок-дошкольник большую часть своего времени проводит в детском саду. Именно на плечи этого ложится большая нагрузка при формировании всесторонне развитой личности. Тем не менее не стоит забывать и о роли законных представителей в воспитании детей. Работа с родителями в детском саду, несмотря на всю ее кажущуюся легкость, - сложный повседневный труд всего педагогического коллектива дошкольного учреждения. В первую очередь это касается воспитателей, поскольку именно они каждый день, а иногда и не раз, лицезреют родителей своих воспитанников. От того, насколько профессионально они осуществляют свою деятельность, владеют навыками партнерского общения, педагогической этикой, зависит то, каково будет отношение конкретно к ним и к учреждению в целом.
Все зависит от ситуации
Все люди индивидуальны, каждый со своими особенностями, поэтому подстроиться под конкретного человека, понять, чего он ждет от воспитателя - именно в этом порой заключается главная работа с родителями в детском саду. Забирая ребенка из группы, кто-то хочет узнать, как он себя вел, чувствовал, чем занимался и т.п., а кто-то хочет побыстрее одеть свое чадо и уйти, неохотно общается, тяжело идет на контакт. Задача воспитателя - подобрать «ключик» к каждому, ведь для того, чтобы ребенок с желанием посещал дошкольное учреждение, нужно грамотно выстроить взаимодействие во всей триаде "воспитанник-педагог-родитель". Важно донести до законных представителей модель организации работы с их детьми, озвучить цели и задачи воспитания, разграничить ответственность педагогов и родителей.
Выбор формы работы
Работа с родителями в детском саду предполагает различные формы и методы. Это могут быть как традиционные беседы и собрания, так и круглые столы, совместный досуг, дни открытых дверей.
Педагог не только доносит до законных представителей определенные знания теоретической науки, но и на практике объясняет, как нужно взаимодействовать с детьми.
Использование презентаций в работе с родителями
В последние годы с приходом в нашу жизнь информационных технологий, с успехом используются различные презентации, после просмотра которых родителям предлагается обсудить те или иные показанные конфликтные ситуации, в которых зачастую оказываются представители ребенка.
Подобные формы работы с родителями в детском саду привносят в процесс ознакомления с новыми навыками и знаниями интерес, которого зачастую так не хватает на родительских собраниях. Ведь информация, донесенная в данной форме, гораздо легче усваивается и перерабатывается. К тому же у взрослых есть уникальная возможность смоделировать ситуацию и найти пути ее решения, посмотреть альтернативные варианты, выбрать тот, который не всегда изначально удается увидеть.
Познакомимся?
При поступлении ребенка в детский сад работа с родителями носит ознакомительный характер, проводится анкетирование с целью выявления проблем в период адаптации, тем консультирования по вопросам развития и воспитания ребенка.
Дошкольное учреждение может также подготовить брошюры и буклеты, повествующие о детском саде, его истории, педагогическом составе, развивающей среде. Многие останавливаются на традиционной форме - родительском собрании, на котором озвучиваются режим дня, образовательная программа, принятая в дошкольном учреждении, другие организационные вопросы.
Как итог
Работа с родителями в детском саду должна быть выстроена таким образом, чтобы участники образовательного процесса легко шли на контакт, чтобы их взаимодействие приносило положительные результаты, именно тогда ребенку будет интересно и комфортно пребывать в дошкольном учреждении.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А.Сухомлинский/
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Опыт формировался в детском саду № 2 «Сказка» расположенном в промышленном районе северной части села Кулунды.
В ближайшем окружении ДОУ находятся: ООО «Монолит», ОАО «Железобетон», МОУ
КСШ № 3, при школе работает Центр немецкой культуры «Радуга». Других культурно – массовых объектов в микрорайоне нет. Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
Посещение семей воспитанников на дому;
Общие и групповые родительские собрания;
Консультации;
Занятия с участием родителей;
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Совместные экскурсии;
Дни общения;
Дни добрых дел;
Дни открытых дверей;
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
Оформление фотомонтажей;
Совместное создание предметно – развивающей среды;
Утренние приветствия;
Работа с родительским комитетом группы;
Беседы с детьми и родителями;
Тренинги;
Семинар – практикум;
Родительские гостиные;
Телефон Доверия;
Почта Доверия;
Семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки (см. Приложения).
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!
«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает».
«Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют».
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху»,
«Мы – дети планеты Земля» (см. Приложение), проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе» (см. Приложения).
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Было много восторгов и удивлений.
На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
Родительские уголки,
Папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» (см. Приложения),
Библиотека – передвижка,
Фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,
Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
Копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
Праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,
Развлечения «Семейные посиделки», «День смеха» (см. Приложения),
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),
Спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления» (см. Приложения),
Вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
Совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья» (см. Приложения),
Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,
Празднование дней рождения (ежемесячно),
Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,
Спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
Совместные походы «В мир прекрасного»,
Экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» (см. Приложения).
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
Консультации для родителей;
Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
Распределение ролей взрослых;
Изготовление пригласительных билетов;
Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
Составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
Индивидуальные встречи и консультации;
Изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки».
Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.
Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Праздник закончился словами:
«Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!»
(0. Высоцкая)
При подготовке к празднику оформила плакаты:
«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю
жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек».
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Именно поэтому я решила провести досуг «А ну-ка бабушки» (см. Приложения).
Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы «Из бабушкиного сундучка», испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке «Моя бабушка лучше всех».
Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.
Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут.
Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.
Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки).
Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.
В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям»
(см. Приложения).
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» (см. Приложение).
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате
у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» (см. Приложения). Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение (см. Приложения). Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.
Очень необычно у нас оформлен «уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но, стоили появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок украшение нашей приемной (см. Приложения).
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Воспитанники моей группы приняли участие:
В районной выставке на «День Защиты детей», семья Кати Шаган заняла первое место за поделку «Дружная семейка» - 2005 год, за поделку «Совушка - сова» - 2006 год;
В районном спортивном фестивале «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2008 год, семья Снежаны Сергеевой награждена районной грамотой;
В районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» -2008 год семья Полины Бубырь в номинации «Моя родословная» заняла первое место, награждена районной грамотой;
В районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» 2008 год родители моей группы награждены благодарственным письмом и ценными подарками за портреты детей из бросового материала «Наши дочки и сыночки»;
В районном конкурсе газеты «Новости Кулунды» на тему «Я с бабушкой своею» - 2008год, семья Полины Бубырь поместила стихи и рассказ собственного сочинения, нарисовала портрет своей бабушки.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Л и т е р а т у р а
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
3. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
6. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
7. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
8. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
9. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
10. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
11.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
12. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
14.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
15. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
М: Мозаика – Синтез, 2007год.