Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:
- вес: 12,3-12,7 кг.
- рост: 84-86 см.
На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.
Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет
Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.
Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .
Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.
Освоенные новые навыки и умения
Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?
- Уверенная ходьба.
- Прыжки.
- Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
- Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
- Удар ногой по мячу, броски мяча.
- Умеет ловко лазить и пятиться назад.
- Прыгать на одной ноге.
- Проходить сквозь обруч.
- Удерживать равновесие на перекладине.
Умения
- Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
- Листать страницы книжки.
- Стоять на цыпочках.
В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.
Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.
Развитие речи в 2 года
Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .
Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.
Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.
Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.
Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.
Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.
Особенности развитие психологии детей 2-3 лет
Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.
Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.
Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.
- Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
- Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
- Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
- Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
- Выполняет простые указания и просьбы.
- Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
- Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
- Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.
Познавательные способности ребенка 2-х лет
- После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
- Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
- Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
- Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
- Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
- Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
- Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.
Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?
В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .
Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.
- «Кто быстрее»
Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.
Эта игра научит различать предметы по форме.
- «Сходства и различия»
Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.
Игра развивает внимательность.
- «Сравнение»
Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.
Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.
- «Книга своими руками»
Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.
Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.
- «Крепость»
Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.
Игра развивает воображение.
Питание и уход
В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).
Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша
1. Салат «Снеговик»
Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.
2. Гречневые котлеты
На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.
3. Зразы из творога и тыквы
Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.
Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.
Существуют определенные нормы речевых навыков малыша:
- – первые попытки воспроизвести звуки, «гуление»;
- 4-7 месяцев – отчетливые звукосочетания, такие как «агу», «агы», «гы» и т.д.;
- 7-9 месяцев – неосознанные звукосочетания типа «ма-ма», «па-па»;
- – 1,5 лет – осмысленные звуки и несложные предложения: «мама куку», «папа куку» и т.п.
Уже с 1,5 года ребенок должен начинать говорить, при этом ставя все слова в правильные и употребляя их в нужном порядке.
Педиатры советуют начать разговаривать с малышом еще тогда, когда он находится в утробе. Они верят, что благодаря этому, ребенок быстрее научится говорить.
Сначала дети описывают окружающие их объекты. Они быстрее запоминают существительные, затем местоимения, а уже после этого прилагательные, которые характеризуют форму, цвет и размер предметов. К двум годам малыш уже должен уметь рассказывать о своих ощущениях (холодно, жарко, весело, больно).
Как научить ребенка разговаривать
Если вашему малышу уже около двух лет, а он все не хочет разговаривать, попробуйте помочь ему в этом. Для начала, уменьшите или даже исключите использование мимики. Малыши считывают информацию об окружающем мире с маминого лица, поэтому если вы будете избегать мимики, ребенок обратит внимание на важность речи.
Все предметы, которые видит малыш, называйте ему четко и, самое главное, правильно. Если ваш ребенок пытается что-то сказать и коверкает слова, плохо их выговаривая, ни в коем случае не повторяйте за ним. Исправляйте его и называйте вещи так, как они есть.
Во время игры малышу будет гораздо легче освоить речь. В последнее время появилось достаточное количество обучающих игр. Начните с игры, где вы вместе будете сопоставлять слова с реальными (а не абстрактными) предметами. Говорите простые словосочетания, к примеру: это кот, он говорит «мяу», это курочка, она говорит «ко-ко-ко», и т.д.
Также в помощь вам придут книги с яркими, а еще лучше с объемными картинками. Показывайте ребенку картинки и описывайте их. Называйте ему все предметы, которые там нарисованы. Когда малыш выучит слово, добавляйте в его лексикон другие слова, которые характеризуют этот предмет.
Читайте своей крохе сказки. Они не только помогут малышу скорее заговорить, но и будут развивать его воображение.
Используйте массаж, чтобы развивать речевые зоны. Для этого выполняйте следующие действия, попросив малыша повторять за вами:
Погладьте тыльные стороны ладошек, говоря при этом: «давай погладим кису»;
- растирайте ладошку, приговаривая: «стало холодно, давай греться»;
- встряхните кисти рук и скажите: «так летает птичка».
Вы можете сами придумывать любые упражнения. Пользуйтесь различными конструкторами, кубиками, пазлами, они развивают мелкую моторику, которая отвечает за речевые навыки. И самое главное, больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, и он обязательно начнет разговаривать.
Желание родителей научить ребенка говорить вполне оправдано.
Также не стоит забывать, что процессы развития речи и интеллекта тесно взаимосвязаны .
Умения выражать свои мысли, чувства и потребности словами значительно упрощает процесс взаимодействия малыша с окружающими.
С самого рождения кроха использует для общения с окружающими крик. Так он сообщает о своих потребностях и тревогах.
Давайте попробуем проследить как формируется навык развития речи у малышей. подробно изложены в материале по нашей ссылке.
В возрасте 3-4 месяцев это гуление, когда кроха учится подражать различным звукам. На следующем этапе в 7-9 месяцев кроха более четко произносит эти звуки. Повтор повторяющихся звуков (ку-ку, гав-гав, ма-ма) происходит на третьем этапе, в возрасте 9-11 месяцев.
Ближе к году речевой навык стремительно развивается, ребенок гигантскими темпами осваивает язык. В 2 года малыши обычно говорят простыми предложениями, учатся сочетать предлоги, правильно сочетать слова.
В обучении говорению дети обычно сначала запоминают названия предметов (существительные) . Далее происходит освоение глаголов и обозначение самых простых действий (топ-топ, ам-ам), и только потом ребенок учится произносить свойства предметов (прилагательные).
Двухлетний кроха уже хорошо понимает смысл личных местоимений, может описать свои чувства (холодно, страшно, больно). К трехлетнему возрасту он уже может охарактеризовать себя, составить рассказ из трех-пяти предложений. Чтобы узнать, переходите по ссылке.
Опираясь на мнения специалистов, можно сказать, что развитие речи у ребенка происходит в среднем к 2 годам. Многие родители не желают затягивать этот процесс.
Как научить ребенка говорить в 2 года быстрее и эффективнее? Старайтесь не коверкать слова . В общении с крохой мы зачастую начинаем применять словоформы, несвойственные нашей речи.
Это сказывается на формировании речевых навыков у ребенка в дальнейшем. Будет сложно объяснить двухлетке что это машина, а не «бибика». Он может использовать привычные ему слова, но логопеды настоятельно рекомендуют родителям говорить правильно, чтобы потом не пришлось исправлять произношение.
Поощряйте интерес крохи. Если ваш ребенок без конца требует назвать или объяснить, что это за предмет, не ленитесь. Вся новая информация обязательно пригодится ему в дальнейшем. Слушая речь родителей, малыш соотносит в уме слова и предметы, а значит обогащает словарный запас.
Немаловажно развитие мелкой моторики рук. Центры головного мозга, отвечающие за развитие речи и координацию пальчиков, находятся очень близко. Поэтому занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны. Это может быть лепка из пластилина, рисование мелками или красками, различные пальчиковые игры.
Неплохо, если это будут простые игры с макаронами или крупой, составление мозаики. Такие веселые занятия заинтересуют любого кроху. Главное, выбрать те виды деятельности, которые ему наиболее интересны.
Роль общения
Вовлекайте ребенка в диалог. Задавайте вопросы. Это поможет ему в обучении складывать предложения, связно говорить.
Читайте вместе с ребенком. Необязательно для этого использовать книги со всевозможными сказками. Достаточно просто картинок и ваших рассказов в несколько предложений.
Детям очень нравятся короткие стишки, которые сопровождают яркие иллюстрации. Помимо развития фантазии, это отличный способ освоения новой лексики, запоминания уже знакомых слов.
Занятия артикуляцией. Для двухлетнего крохи будет занимательно вместе с родителями наблюдать за окружающим его миром. Приобщайте занятия по произношению к этим моментам. Как жужжит пчела? Как капает дождик? Как дует ветер? Показывайте ребенку, как вытянуть губы трубочкой, или высунуть язык, чтобы воспроизвести нужный звук.
Живое общение важнее любого развивающего мультфильма . Если в доме постоянно включен телевизор, это не способствует развитию речи. Общение с другими детьми и родителями гораздо важнее на данном этапе.
Ситуация успеха . В любой деятельности ваш ребенок должен чувствовать свой успех. Поощряйте его старания, это стимулирует к новым победам. Также это помогает в установлении эмоционального контакта.
Причиной нарушений речи могут быть и серьезные заболевания, к примеру . Подробнее о ее симптомах читайте в материале по нашей ссылке.
Пополняем словарный запас
Рассказывайте обо всем, что окружает кроху . Тот факт, что ребенок не показывает на предмет, вопрошая у родителей, как это называется, еще не значит, что он не желает о нем узнать. Помогайте крохе в изучении окружающего мира.
Не забывайте глаголы . Ребенку важно понимать не только описания предметов, которые его окружают, но и действия, которые он видит или воспроизводит сам. Недостаточно сказать: «Киса». Добавляйте глаголы в речь, избегая сложных предложений: «Киса побежала», «Машинка гудит».
Чем больше вы будете говорить о свойствах предметов, тем богаче будет лексический запас малыша. Давайте характеристики предметам, начиная с самых простых: «Киса белая, мягкая, пушистая».
Делайте простые зарядки для язычка . Предложите повторить за собой простые слоги. Это доступное занятие можно проводить где угодно, и занимает это всего 5-7 минут. Как правило, малыши охотно включаются в процесс занятия.
Общение с другими детьми . Замечено, что ребенок, который пошел в детский сад или просто в группу развития, вскоре начинает говорить. Дети очень любят повторять все друг за другом, и в общих играх они гораздо быстрее осваивают навыки коммуникации. Если в детский сад идти еще рано по возрасту, всегда есть возможность найти друзей на детской площадке.
Занятия сенсорикой направлены на развитие органов чувств. Они помогают ребенку в полной мере воспринимать окружающий мир. Стоит отметить, что это одна из основ интеллектуального развития.
Также сенсорика развивает память, а значит, способствует развитию речи, способствует успешному обучению в дальнейшем. Для этого необязательно посещать развивающие клубы. Можно подобрать подходящие для каждого возраста занятия, и заниматься в домашних условиях.
Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?
Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.
1. Долой «Скажи» и «Повтори»
Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм - при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.
Как же тогда быть? Секрет прост - играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:
- Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы - максимально короткими.
- «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность - хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия - так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
- «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик - маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога - «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? - пауза - Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. - пауза - Добро пожаловать!»
Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами - так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!
Маме на заметку!
Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц - и малыш начнет повторять за Вами! Главное - спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы - отвечаете).
Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру - присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками - класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу - чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)
2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова
Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» - «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?
Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:
- «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
- «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома - отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком - это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
- «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
- «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов - добрый вестник!!! Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь - сок. Папа пьет кофе».
Маме на заметку!
В придумывании нужно упражняться - не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов - используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.
3. «Даёшь контакт!»
Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша - чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!
Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!
1. Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.
Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.
2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?
3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!
Маме на заметку!
Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас - всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи - в том числе.
4. «Игрушки, на помощь!»
Игрушки - наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами - существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?
С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!
Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?
1. Существительные
Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри - машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка - это именно вот эта - с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие - «машина», покажите ему машинку другую - скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая - тоже машина! И эта - с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.
2. Глаголы
Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ - вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному - КУБИКИ.
3. Прилагательные
Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша - мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так - смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».
4. Наречия
Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет - медленно. У мишки каши много, а собачки - мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан - громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.
5. Местоимения
В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это - тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.
6. Предлоги.
Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда - НА диванчик. Вот как хорошо стало!»
Маме на заметку!
Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ повторение.
Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов - то, что нужно.
5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь
1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.
В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове - речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.
2. «Оречевляем» жест ребёнка.
Что ты хочешь? - пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!
Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.
3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.
Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».
Маме на заметку!
Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.
6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни
Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!
Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати - вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) - вот как ловко поймал!»
Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.
Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж - вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.
Давайте малышу простые поручения:
- донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
- положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
- вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите - накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
- выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.
Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды - это очень увлекательно и полезно для развития речи!
Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.
Маме на заметку!
Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос - давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит - непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? - «пауза или ответ малыша» - Я тоже так думаю! Положим в коробку!»
Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты - озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.
Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга "Развиваем речь в игре" по методике Тепляковой.
У двухлетнего ребенка все еще маленький словарный запас, то родителям нужно беспокоиться. Обычно в этом возрасте малыш уже может говорить предложениями из 4-5 слов, а также он может использовать местоимения, единственное и множественное число, а также знает свое имя. В словаре ребенка должно быть около 300-400 слов, с помощью которых он может выражать свои эмоции и желания.
Чтобы ребенок связывал слова с образами, вы, как мама, разговаривая с ребенком, которому исполнилось два года, должна смотреть на малыша и наблюдать за его реакциями. Также кроха должен видеть и ваше лицо и видеть, как на его слова реагирует мама, так кроха сможет изучать мимику и эмоции.
Разговаривая с карапузом о тех или иных предметах, вы должны обязательно показывать ему картинки этих предметов. Если речь пойдет о кошке, можно найти в книжке фотографию кота, показать малышу кошку на улице или же видео на планшете. Так кроха лучше запомнит слова, и будет связывать их с объектами из реального мира.
Разговаривайте с ним постоянно
Любой логопед вам скажет, что очень полезно, если папа и мама постоянно разговаривают с малышом, которому исполнилось два года. Говорите с ребенком во время прогулки, во время настольных игры и домашних дел. Это поможет малышу правильно подбирать слова в той или иной ситуации и быстро заговорить целыми предложениями.
К тому же, как рекомендует любой логопед, такие занятия будут иметь вид простой игры, они не сложны и малыша не нужно заставлять что-либо делать, он будет втянут в общение сам и будет красиво и правильно повторять слова за мамой. Такие уроки пойдут крохе исключительно на пользу, а мама и папа смогут легко и без усилий научить малыша разговаривать.
Но, такие занятия и упражнения в речи должны строится по определенным правилам. Мама и папа не должны искажать слова при малыше, это вам скажет любой логопед. Дети очень быстро и прочно все запоминают и переучить говорить то или иное слово правильно может быть очень сложно.
Как рекомендует каждый логопед, мама и папа должны читать ребенку сказки. Лучше всего чтобы это были книжки с картинками, которые будут стимулировать воображение малыша, а чтение позволит расширить его словарный запас совершенно незаметно для самого крохи, которому уже исполнилось два года.
Старайтесь не просто что-то рассказывать крохе, а втягивать его в полноценный диалог. Пусть малыш не всегда будет отвечать вам правильно, но любой логопед порекомендует такую тренировку как самые лучше уроки для любого ребенка, которому исполнилось два года. Малыш сможет развивать свою речь, говорить связно и четко, это определенно пойдет ему на пользу.
Задавайте ребенку вопросы
Если папа и мама будут задавать малышу вопросы, то первое время он будет пытаться отвечать при помощи жестов и эмоций. Старайтесь не идти на поводу у малыша, и задавайте ему вопросы, требуя вербальных ответов. Конечно же, крохе, которому пошел третий год, сначала будет это не нравиться.
Возможно, малышу будет плакать, и пытаться добиться нужного ему при помощи жестов. Четко стойте на своем, и требуйте от малыша ответа, пусть даже он будет сказан не слишком правильно. Такие уроки очень быстро из обязанности перерастут в игру, и малыш будет отвечать вам охотнее.
Любой опытный логопед даст следующие советы родителям, чей ребенок, которому пошел третий год, не говорит:
- Развивайте малышу мелкую моторику рук. Играйте в пальчиковые игры, используйте развивающие игрушки и подручные материалы, такие как пуговки, баночки, крышечки, лоскутки и другие похожие вещи.
- Мама и папа малыша, которому пошел третий год, должны договориться и не позволять ребенку использовать только жесты в диалоге. Лучше совместно учите малыша простым словам, таким как дай, на, спасибо.
- Дайте своему малышу, которому исполнилось два года, общаться с другими детками, более старшего возраста. Разговаривая с детками, которые хорошо говорят, малыш будет учиться, такие незаметные упражнения пойдут ребенку только на пользу.
- Мама может пойти на хитрость и «забыть» окончание фразы. Малыш может ее закончить за вас правильно и тем самым ваши уроки незаметно для ребенка продолжаться.
- Если кроха, которому пошел третий год, задает вопрос, вы должны слушать его очень внимательно. Такое отношение очень стимулирует интерес ребенка к тому, чтобы занятия были регулярными и интересными.
Учим произносить звуки
Мама малыша, которому пошел третий год, обязательно должна поощрять обучение малыша произношению тех или иных звуков. Как порекомендует вам любой логопед, вы должны начать эти уроки с произношения гласных. Желательно, чтобы малыш был заинтересован в постоянном повторении новых звуков и звукосочетаний. Пусть кроха повторяет их столько, сколько захочет.
Когда малыш хорошо усвоит гласные звуки, можно будет переходить к согласным. Начните с простых, таких как б, в, г, и постепенно переходите к более сложным. Доктор Комаровский рекомендует такие уроки преподносить в виде игры, чтобы малышу не было скучно. Неплохо будет смотреть с малышом короткие обучающие видео, в которых персонажи произносят звуки.
Буква Р
Многие мамы задумываются, как научить как научить ребенка говорить букву р. Логопед может порекомендовать следующие способы:
- Выучить с малышом несколько стишков с буквой р.
- Шутливо рычать, стараясь показывать малышу правильную постановку губ и языка.
- Делать специальные упражнения, которые назначит логопед. Обычно такие упражнения можно найти в видео.
Буква Л
Чтобы кроха правильно выговаривал букву Л, обязательно нужно делать следующее упражнение, как рекомендует доктор Комаровский. Попросите малыша широко улыбнуться и язычком провести по внутренней поверхности зубов на нижней челюсти. Сначала можете найти обучающее видео и посмотреть его, чтобы пояснить малышу.
Для этого расслабленный язык нужно высунуть изо рта и болтать им вверх-вниз, пытаясь произнести букву Р.
Буква З
Научить карапуза говорить букву З очень просто. Попросите ребенка произнести С, но на повышенных тонах голоса. Закрепите это упражнение словами зуб, заяц, звезда, зонтик. Покажите малышу, как напрягаются мышцы горла, когда произносится звонкий звук, поднесите его ручку к своему горлу.
Когда и что делать, если ребёнок не говорит? – Доктор Комаровский