Отрывок из книги Валентины Горчаковой «Как воспитать непоседу?». На этот раз автор отвечает на насущные для родителей вопросы, которые мы устаем задавать друг другу на форумах и в поисковиках в Интернете.
У молодых родителей всегда есть вопросы к профессиональным воспитателям. Сегодня многие осознали, что личный или семейный психолог нужен всем. В этой главе я отвечу на вопросы, касающиеся проблем воспитания детей, которые чаще всего задают мне родители.
Можно ли бить ребенка?
Если вы периодически похлопываете малыша по попке, от большой любви и расположения, то не удивляйтесь, что однажды он «хлопнет» вас. Из самых нежных чувств, разумеется. И возможно, довольно сильно, не рассчитав при этом силу удара своего маленького кулачка. Он-то искренне уверен, что проявил к вам свою нежность! Посмотрите на его довольное лицо. Как быть в этой ситуации?
Покажите, что он перестарался и обидел вас. Проявите свои искренние чувства: недоумение, боль, растерянность. Только не переигрывайте. И постарайтесь объясниться. Возможно, ребенок не все поймет из ваших слов, но что-то важное непременно почувствует, считает эмоции и в следующий раз будет осмотрительнее.
А если ребенок начинает драться с мамой по-настоящему? Из-за того, например, что не хочет уходить от бабушки и дедушки, собрался осенью на улицу без шапки или таким образом требует «небюджетных» покупок. Стоит ли шлепать малыша в ответ?
Во-первых, надо понять истинную причину его агрессии. Есть ли здесь несправедливость по отношению к ребенку: навязывание ему своей воли, наступление на его автономию? Или это банальная распущенность и вседозволенность как формирующаяся черта характера? Ребенок в вашем доме постоянно ущемляется в правах или находится на положении избранного? И какова роль отца во всей этой истории?
Проявление конструктивной агрессии - а это самоконтроль, введение правил, наступательная активность, напор - функция отца. Именно он является «хорошим полицейским» в семье. Одним своим присутствием он накладывает ограничения, ставит всех в рамки «закона», гасит чрезмерное буйство чувств. Папа строгий и справедливый. Его агрессия относительная, охранительная, превентивная. Отца мы не боимся, мы его побаиваемся. И это правильно. Папа до 12 лет выполняет в семье функцию государства. Мама при этом отвечает за чистоту и порядок в доме, а также за «погоду в доме». Атмосфера радости, взаимного интереса и уважения, спокойствия и ненасилия никогда не спровоцирует агрессию между близкими людьми. Тревожность, подавленность, разобщенность, невнимание друг к другу, «отсутствующее присутствие» одного из родителей - наоборот.
Случай из практики
Девочке Але 4 года. Однажды они зашли с мамой к соседке по какому-то
делу. У тех свой дом, во дворе которого - небольшой палисадник. Вдоль дорожек растут вишни. И когда мама зашла в дом, Аля набрала полную горсть вишен и съела их. В маленькую ручку их вместилось целых 5 штук! Взрослые это увидели из окна. Мама расстроилась и дома жестоко наказала девочку. Ей было стыдно за нее и страшно одновременно. И это был единственный случай, как выяснилось, когда она била дочь в детстве. Аля момент наказания не помнит. Сейчас ей 50 лет. Она подчеркнуто честна во всем. Не берет денег даже у мужа. Заболевает от любых безнравственных поступков. Ей неловко брать деньги даже за свой труд от частных лиц. Как выяснилось из беседы, первый муж мамы в строгие сталинские времена был арестован на глазах у молодой беременной жены и посажен в тюрьму за мелкое воровство из колхоза.
Эта история только подтверждает, что за агрессивным поведением матери скрывается ее собственный страх перед правосудием.
Вот как повела бы себя идеальная мама: «Вишенки сорвала? Давай тете Свете скажем спасибо! Я приношу извинения, Светлана! Мы вас тоже угостим чем-нибудь. Правда, дочка? А тебе я куплю целый стакан вишенок (даже на последние деньги)». По дороге домой можно спокойно поговорить: «Маленькая моя, когда берут что-то в чуждом саду или доме, спрашивают разрешения. Чаще всего тебе не откажут».
Соседке тоже следует проявить щедрость по отношению к ребенку. Дать, например, пару вишенок еще, на дорожку. Маленькие дети часто не понимают прав собственности: что видят, то и берут. Немного повзрослев, они уже понимают, что есть чужое, но при этом проявляют интерес к этим вещам и игрушкам в силу детского эгоцентризма, инстинктов собственничества, собирательства и охоты. Дети живут инстинктами.
Жесткое отучение или приучение к чем-улибо недопустимо. Оно фиксирует ребенка на определенной проблеме. Может случиться, что ребенок никогда не возьмет не только чужое, но и ничье. Он перестает «добывать» вообще. Вы подавите в нем предпринимателя.
Если вы все же ударили ребенка… Катастрофа? Нет. Потрясение? Да. Причем для обеих сторон. У одного может наконец появиться ответственность за прямое выражение агрессии и нарушение границ другого. Другой будет стойко держать удары судьбы, которые бывают у многих. И у обоих есть шанс стать личностью.
Некоторые родители бьют ребенка за отказ подчиниться их воле, не понимая, что дети вовсе не должны им подчиняться, а вот социализироваться, адаптироваться к условиям жизни - да.
Каков предел материнской жертвенности?
Материнская любовь жертвенна. Если, например, женщина отказывается от новой любви с мужчиной, когда детям 2-3 года, это нормально, поскольку сохраняет положительный образ семьи и родителей в нежном возрасте малышей. Или, скажем, она отказывается от карьерного роста, связанного с частыми отъездами, когда дети нуждаются в ее внимании, поддержке. Эти жертвы естественны и нормальны.
Однако если женщина продолжает «служить» детям старше 10 лет, ставя их интересы выше своих, это, как правило, формирует образ матери-жертвы. Дети не сразу сдают удобные позиции. За самоуважение женщине надо бороться, не боясь при этом какое-то время остаться в
изоляции.
Правда, нравственный выбор женщине придется делать всегда. Здесь важно сохранить баланс. Родились внуки: стоит ли отказываться от личного счастья? Пожалуй, нет. При этом не нужно испытывать чувство вины. Решение проблемы найдется. Дети могут вполне обойтись и без вас. Или с вашим приемлемым участием.
А вот жертвы ваши оценят вряд ли. Не стремитесь быть идеальной матерью.Лишнее усердие создает напряжение, а оно всегда снижает эффективность того, чем вы в данный момент занимаетесь. Материнский инстинкт есть практически у всех нормально развивающихся девушек. Он активизируется по достижении зрелого возраста. Справедливости ради следует отметить, что после рождения ребенка не у всех молодых мамочек включается инстинктивная материнская программа. Но таких женщин единицы.
Как формируются отношения в семьях, где один, два или больше детей?
Психологами установлено, что семья из 4 человек естественно распадается на два лагеря. Мама с папой и дети, например. Или мама с дочкой и папа с сыном. В семье из 3 человек третий всегда лишний. Это может быть папа. Или ребенок. И даже мама, что случается реже, но случается. Если у мамы, например, появился новый молодой человек, который всеми силами стремится стать для ребенка настоящим отцом.
Пять человек в данном случае - самая устойчивая конфигурация. Эта семья небольшая и дружная. Все находятся в непосредственном общении и содействуют один другому. Такие семьи эффективны и управляемы. И по статистике, редко распадаются. К тому же первый ребенок, как правило, - лидер по природе, второй - самый конкурентоспособный, а третий - наиболее социализированный и адаптивный из всех. Такая семья легко продвинется вперед и сможет устоять при любых невзгодах.
Если в семье больше трех детей, возникают проблемы с нормальным эгоизмом третьего малыша, то есть его слабо выраженным «Я». Четвертые, пятые, шестые дети в семье растут с неудовлетворенным Эго и гипертрофированным «Я».
Почему ребенку необходим братик или сестричка?
Единственной девочке в семье крайне необходим братик. А мальчику - сестричка. Чтобы понимать психологию другого пола, надо с ним
вырасти. Или придется «растить» своего брачного партнера, осваивая азы этой премудрости вместе с ним.
Как обеспечить малышу счастливое окружение?
Окружение у ребенка должно быть здоровым и счастливым. Униженная и подавленная, равно как и тревожная, мама способна нанести вред воспитанию. Не лучшим образом отражается на психике растущего человека общение и с недовольными жизнью наставниками. Они создают повышенный фон напряжения. Смотрите, с каким настроением воспитатели начинают день.
Эмоциональное состояние человека зависит от предыдущего дня или вечера, от предшествующих впечатлений.
И не забывайте о чувстве такта. Все занятия достойны уважения. Няня - это не работа, а благородная миссия. Не каждому ее можно доверить. Авторитет учителя надо поддерживать. И это нужно прежде всего вам.
Почему в воспитании мальчиков должны участвовать мужчины?
Сразу видно мальчиков, которых воспитывали одни женщины. Они ласковы, нежны, благовоспитанны, эстетически ориентированны, честны и порядочны. В них мало озорства, отваги, а главное, агрессии. И все бы ничего, но женское воспитание расхолаживает, лишает ребенка силы воли. Погружает в негу, безделье и лень.
А уж заласканный ребенок, особенно мальчик, беспомощен, уязвим, чувствителен и эгоистичен. Он нуждается в постоянном женском внимании, восхищении, любви, без которой жизни себе не представляет. А ведь рано или поздно он должен будет взять заботу о себе в свои руки. И не только о себе. Поэтому исключительно женское воспитание вредно мальчику.
Насколько важно сформировать правильный «образ» отца?
Для ребенка важен даже образ отца, который могут формировать окружающие и в первую очередь мама. Если она рассказывает ребенку, какой у него сильный, умный, трудолюбивый отец (даже если это не совсем соответствует действительности), то малыш, а тем более ребенок постарше, переносит эти качества и на себя, старается им соответствовать. Особенно это необходимо, если ребенок мало общается с отцом, и тем более если родители в разводе.
В жизни мы чаще можем наблюдать прямо противоположную картину. Женщина, полная обид на бывшего мужа, старается сформировать у ребенка образ «отца-негодяя», это ее маленькая месть за те страдания, которые пришлось испытать. Только пострадает от этого больше всего ребенок, у которого не будет позитивной линии взросления, а будут трудности с формированием положительной самооценки, проблемы с характером и еще целый «букет» неприятностей. Поэтому взрослым стоит определиться, что для них важнее - самолюбие или будущее ребенка.
Отцы же при редких встречах с детьми стараются компенсировать недостаток внимания покупкой игрушек. Ребенок может быть просто завален игрушками, но смогут ли они заполнить эмоциональный вакуум, который возникает в отношениях отцов и детей? В результате мы получим ребенка-потребителя, для которого ценность родителей будет определяться только их финансовыми возможностями.
Как «новому папе» войти в жизнь ребенка?
Установите контакт глаз, эмоциональный контакт. Не заигрывайте с малышом, проявите интерес к его жизни, внутреннему миру. Поймите актуальные потребности и удовлетворите их. Посмотрите на отношение к вам. Откорректируйте его. Если малыш боится, покажите, что вы друг. Проявляет интерес - покажите что-нибудь. Если он ревнует к маме, покажите свою автономность и занятость. Не пытайтесь нравиться, сделайте вместе что-то полезное и интересное. И необязательно для малыша или его мамы. Займитесь мужским делом и вовлеките в него малыша. Детей до года можно покатать на спине - дети от этого в восторге, они любят шумные подвижные игры и забавы. Порадуйте и повеселите малыша. Но не усердствуйте. И соблюдайте осторожность.
Когда начинать обучать ребенка второму языку?
Часто перед родителями встает вопрос, когда начинать учить с ребенком второй язык. Если мама с папой являются носителями двух языков, каждый из родителей может начинать общаться с малышом на своем родном наречии. И все будет в порядке, если между мамой и папой любовь и взаиморасположение. В ином случае эмоциональную дуэль между родителями почувствует малыш, и один из языков, или даже оба, будет «блокироваться». Отсюда задержки в развитии, «каша во рту», плохая дикция. Смотрите, как двуязычие воспринимает малыш. Очень важно, на каком языке он произнесет первое слово. Этот язык и следует считать базовым, родным.
Иностранному языку родителям одной языковой культуры следует начинать обучать ребенка, когда усвоен в базовых параметрах родной язык, когда ребенок неплохо составляет предложения, без труда выражает себя. Еще лучше, когда он знает родной алфавит и умеет складывать слоги. Иначе вместо пользы полиглотства у ребенка будут проблемы в начальной школе.
Учить другому языку нужно так же, как родному: сначала изучите простые слова: мама, папа, дай, возьми, молоко, чай. Это стул. На нем сидят. И так далее. Причем сопровождать новые понятия соответствующими жестами, эмоциями или телодвижениями очень полезно. Не абстрактные звуки, но слова, связанные с их назначением, - запоминаются быстрее. Уже потом можно учить алфавит. Впрочем, тут есть различия: у мальчиков более развито абстрактное мышление, поэтому буквы они запоминают быстрее и охотнее, писать и считать тоже начинают раньше. И смотрите, насколько воспринимает другой язык ребенок. Здесь нельзя ничего навязывать. Для соответствующей языковой практики должны созреть предпосылки. Сделайте это на волне интереса, проявленного, например, к мультику, после случайной встречи или накануне очередной поездки за границу.
Как обеспечить ребенку интересную и насыщенную жизнь?
Сколько бы ни было лет ребенку, постарайтесь, чтобы ему никогда не было скучно. Покажите что-то новое малышу, чему-то его научите, что-то сделайте вместе - откройте его свежим впечатлениям. Или предложите ему придумать что-нибудь эдакое - проявить свои интересы, открыть свои нарождающиеся желания. Сходите погулять в новое место, по иным тропинкам, в другую часть города. Может, ему просто не хватает вас и вашего внимания, новых игрушек и необходимых вещей, ярких эмоций и радостных переживаний? Подвижные игры на природе способствуют такому важному «несанкционированному выбросу», эндорфинов, разумеется. Подвигайтесь вместе! Удовлетворять все потребности детей, и не только органические, - обязанность родителей.
Позволять ли ребенку смотреть телевизор?
Во времена знаменитой телеведущей Валентины Леонтьевой малыши собирались у экрана телевизора не более чем на 15 минут в день. Сейчас их трудно оторвать от монитора компьютера. Что делать? Смотреть или не смотреть ребенку телевизор? Одни предпочитают не смотреть, другие - смотреть избирательно. Есть и такие, что предпочитают не обращать на это внимание вообще. Что лучше? Необходимо формировать видеоряд детям осмысленно. Мы не только то, что едим, но и то, что видим и чувствуем тоже. И никаких перещелкиваний кнопками детских телеканалов!
Продолжительность просмотра зависит от возраста малыша. Чем нежнее возраст, тем меньше должно быть телетехники и больше естественных впечатлений. Оставьте няне мультики для малыша как порцию духовной пищи на день. Ее объем зависит от «аппетита» ребенка и его естественной направленности. Если малыш склонен к бессмысленному времяпровождению, ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше дать малышу творческое задание на день или провести небольшую экскурсию. Сколько раз подряд можно смотреть любимый мультик? Два раза, и не больше, третий раз после длительного воздержания. Во время болезней и недомоганий, связанных с возрастными кризисами, появлением молочных зубов, в периоды адаптации к новым погодным условиям - чуть больше. Посмотрите, насколько удобна поза малыша перед телевизором. Корректируйте ее, меняйте, используйте валики, периодически побуждайте ребенка к двигательной активности. Бережно, с юмором и фантазией, приучайте его смотреть телевизор по правилам, соблюдая все гигиенические нормы. В возрасте от 2 до 6–7 лет малыш с трудом различает реальность и фантазию. Не позволяйте ему полностью уходить в Зазеркалье, соперничайте с виртуальной реальностью,
предлагайте в жизни что-то более интересное. Устраивайте кукольные спектакли, веселые минутки, подвижные игры, занимательные прогулки. Рифмуйте при этом что-нибудь, детям это нравится. Надо жить, а не наблюдать за жизнью других. И уж тем более не уходить полностью в сказочную реальность.
Ребенок сосет палец: нужно ли с этим бороться?
Многие мамы беспокоятся по поводу того, что ребенок сосет свой палец. Причем с большей охотой, чем соску. Не вредно ли это для формирующейся челюсти малыша? Какие действия требуются от родителей? Могут ли они постоянно отдергивать его палец? Нужно объяснять, почему нельзя совать его в рот, или игнорировать и не замечать эту привычку?
До года, а точнее до времени формирования всех первых зубов, это абсолютно безвредно и вполне естественно. Другое дело, когда эта привычка продолжается несколько дольше и она акцентированна. Обратите внимание, это может быть признаком задержки в развитии. Либо спровоцирует задержку, если вы не задействуете руки малыша и что-то не предпримете.
Развивайте мелкую моторику ребенка: складывайте кубики, пирамидки, пазлы - это способствует формированию связей между отдельными участками мозга ребенка и формирует базовый интеллект. Занимайте ручки малыша через исследование поверхностей, свойств предметов (холодный - теплый, твердый - мягкий, большой - маленький, круглый - квадратный). Формированию межполушарных связей, что также активно развивает ребенка, способствует задействование всех органов чувств одновременно. Пойте и двигайтесь в такт, комментируйте и действуйте одновременно. Умывайте ребенка и приговаривайте:
Водичка-водичка, умой Софи личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Детские считалочки, шутки, потешки также будут полезны. Как раз про пальчики старинная потешка «Сорока-Белобока».
Сорока-Белобока кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибаем пальчик),
Этому дала… (и так все четыре пальца),
А этому (большому пальцу) не дала.
Он воду не носил, дрова не пилил, кашку не варил.
Полетели-полетели (ручки наверх),
На головку сели (ручки на головку).
Включайтесь в активное взаимодействие с ребенком. Голодный - кормите. Устал - дайте грудь или бутылочку с искусственным молоком. Убаюкайте, погладьте, приласкайте. И все с речью - плавной, ритмичной, музыкальной.
Берите в рот палец, когда обнаруживаете его во рту малыша, и слегка покусывайте его. Посмотрите, как реагирует малыш. Наши прабабушки мазали «сладкий палец» горчицей, солью. Правда, совсем чуть-чуть.
Палец надо убирать изо рта, но давать в руки резиновое кольцо или любые резиновые (безвредные) игрушки. Их можно в рот! Прямо покажите, как! Покажите ребенка специалисту, если не справляетесь самостоятельно.
Нужно ли исполнять капризы ребенка?
Чтобы ребенок не прорвался в «царство капризов», которое расшатывает психику, надо всегда стоять на страже. Нынешнее поколение малышей я бы назвала «хочу - не хочу». И это состояние небезопасно. Вы попробуйте хотя бы час побыть в этой, казалось бы простой, дилемме. Она раскачивает нервную систему. Так нужно ли идти на поводу желаний ребенка? Нет, если у вас есть аргументы. Но тогда их стоит привести. В доступной форме, естественно. И будьте готовы к компромиссам. Мультики? Да, но только один, а потом пусть малыш играет сам. «Зависать» в хорошую погоду у монитора компьютера - не лучший выбор, это пассивная форма развития. И вообще, часами у компьютера или телевизора сидит ребенок, который никому не нужен. А вот если вы едете в машине, мультиблок будет очень кстати. Если ребенок взял вас криком - это пропущенный гол. Подумайте об этом и в следующий раз будьте более решительны. Капризы - это состояние предневротическое. А что нужно малышу - знаете лучше всего вы.
Какие возрастные кризисы проходит ребенок?
Капризы детей не так уж безобидны и не вполне естественны, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, что они сопровождают любое недомогание ребенка, они еще составляют кризисные моменты в жизни растущего человека. А их немало. Только возрастных кризисов, приходящихся на детство, психологи насчитывают пять: кризис первого года, 2 лет (пробуждение сознания), 3 лет (рождение «Я»), 6–7 лет (социализация), а еще подростковый (поиск своей индивидуальности).
Если кризис миновал, а симптомы остались - кризис не преодолен. Любой кризис - состояние повышенного напряжения, что естественным образом ведет к излишней нервозности. Человек может нести остаток этого напряжения по жизни, более того - накапливать его от кризиса к кризису. Ведь неблагоприятное прохождение предыдущего кризиса затрудняет преодоление следующего. Излишне нервирует.
Не драматизируйте события жизни. Все преодолимо, везде есть своя успешная тактика. А если не справляетесь сами, обращайтесь к специалистам. Иначе сами знаете: неврозы, нервные болезни и психосоматика. Напугала? То-то и оно. Ищите выход из кризиса!
Развлекать или развивать ребенка?
Помните, что есть развлечение и есть развитие. Ребенку необходимо и то и другое. Помимо интеллекта нужно развивать самостоятельность, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, навыки самообслуживания. Важно высвободить творческие способности. Самая великая жажда познания проявляется у детей от 2 до 5 лет. Проводите специальные занятия, начиная с 5-10 минут два-три раза в день. Например, изучайте цвета, цифры, буквы или, например, марки машин. Далее время занятий можно увеличить в зависимости от устойчивости внимания. И смотрите, насколько это нужно ребенку сейчас.
Поначалу заниматься надо вместе. Обсуждайте, обращайте внимание на детали, обобщайте. Все остальное время поддерживайте естественный процесс познания мира. И не давайте скучать себе и ребенку. Вокруг очень много интересного. Ищите новое! Меняйте привычные схемы прогулок, занятий и даже распорядок дня.
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата! У нас сегодня день вопросов и ответов. Логические вопросы для детей!
Тренируем логику!
Легкие логические вопросы, короткие логические вопросы заставляют мозг малыша думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, находить подтекст и устанавливать закономерности.
Логические вопросы для детей
- Кроме того прекрасно тренируют нестандартное мышление, память, сообразительность, развивают речь.
- С помощью логических игр и задач, ребенок без особого труда сможет решать сложные задачи по физике и математике в школе и не только. Умение мыслить логически, пригодиться и в жизни в непростых жизненных ситуациях.
- И если родители вовремя начнут заниматься с крохой и тренировать его, то к началу учебного года ребенок будет опережать в развитии своих сверстников.
Практика показывает, что дети, постоянно ищущие ответы на короткие логические вопросы, быстрее и легче делают выводы, точнее рассуждают.
Педагоги, детские психологи придумали и придумывают разные вопросы, игры, занятия, которые способствуют развитию логики. Некоторые совсем простые, они рассчитаны на маленьких деток. Некоторые посложнее - для более взрослых. Главное, заниматься и заниматься каждый день.
- Если ребенок не может сразу найти ответ на вопрос, не нужно его торопить. Лучше дать крохе время подумать, собраться с мыслями и только потом высказать свое мнение по этому вопросу.
- Пусть обоснует свой ответ, так малыш научиться рассуждать вслух и будет понимать логику решений. Взрослым следует похвалить ребенка – ведь он так старался.
- Если же ответы были неправильны, все равно найдите что-нибудь за что его можно и нужно похвалить. Может за хорошее чувство юмора, за изобретательность или за смелость.
Не стоит сразу говорить ответ. Сперва, задайте наводящие вопросы, которые помогут ребенку найти ответ самостоятельно. Главное, сделать занятия интересными, веселыми.
А предложенные на нашей странице помогут Вам в этом.
Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.
Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:
- родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
- дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
- некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
- многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
- дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
- иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
- по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
- если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
- из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.
Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».
Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.
И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.
По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.
Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.
Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.
Ответ-«пустышка»
Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».
Достоинства: экономия времени и сил.
Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.
Вердикт: плохой ответ.
Ответ со ссылкой на мироздание
Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»
Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).
Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)
Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?
Ответ «по науке»
Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».
Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.
Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.
Вердикт: условно плохой ответ.
Ответ-«сказочка»
Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».
Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.
Вердикт: плохой ответ.
Ответ с вариациями
Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».
Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.
Недостатки: а кто же прав?
Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).
Ответ-вопрос
Пример: «А сам ты как думаешь?»
Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».
Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.
Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)
* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.
Ответы о вопросах
Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.
Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).
Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).
Почему дедушка курит, если это вредно?
Почему нельзя писать в парке?
Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?
Почему обзываться плохо?
Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?
Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?
Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…
Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.
Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.
Как отвечать, если не знаешь ответ?
Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:
- ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
- ребенок познакомится со способами добычи знаний;
- у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.
Искать и не сдаваться
Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.
1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.
2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.
3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».
4) «Детские» сайты ответов на вопросы:
- проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
- Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
- 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
- ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.
5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете
Фото - фотобанк Лори
Здравствуйте, друзья блога Семья и дети! Эта статья о том, как с помощью вопросов сделать интересным семейное общение. Детские вопросы помогают родителям понять, что по-настоящему волнует детей. Когда дети задают их родителям, то побуждают тех оглянуться на прожитую жизнь или подумать о будущем, поделившись своим мнением. Также мы рассмотрим, как отвечать на любые вопросы своих детей. Поверьте для родителей, это прекрасная возможность узнать детские интересы, так как их вопросы - о жизни, детстве, про детей, образование и отношения.
Это может приносить потрясающее взаимное удовольствие от общения. Вопросы в этом списке избегают щекотливых тем, поэтому не поставят родителей в неловкое положение. Многие из них нам подсказали наша дочь, ее друзья и маленькие дети наших друзей.
- На выбор, какую выберете машину - импортную или отечественную?
- Как часто превышаете скорость или нарушаете правила езды? Вас оштрафовывала за это полиция?
- Вас когда-нибудь арестовывала, задерживала полиция, за нарушение закона?
- Из-за чего люди становятся бомжами, беспризорниками?
- Случись война, пошли бы воевать?
- Что для вас значат друзья? Как стать хорошим другом для других людей?
- Можете рассказать самый смелый свой поступок? Каковы были ваши чувства тогда?
- Какие мечты считаете глупыми?
- Если бы вам подарили деньги с возможностью потратить их только на определенные цели: совершить семейное кругосветное путешествие, приобрести большой дом, или на учебу детей в престижном заграничном вузе, какой сделаете выбор?
- Каково ваше отношение к постоянной рекламе по телевизору? Как было во времена вашего детства?
- Какая музыка для вас любимая? Какие песни вам нравились, когда были подростком?
- Любите ходить на работу? Какая работа самая лучшая?
- Ваше отношение к молодежи, подросткам, которые курят? Вы в молодости курили, с какого возраста и когда впервые закурили? Почему не бросаете курить (относится к курящим родителям)?
- Чего-то боитесь в жизни или боялись раньше?
- Чем отличается мода сегодняшняя от моды вашего детства или подросткового возраста? Какая мода лучше и чем?
- Имея возможность вернуть жизнь обратно, как хотели бы жить?
- Боитесь рвать, пломбировать зубы?
- Почему одни родители покупают или позволяют своим детям всё, а другие нет?
- Почему взрослые стесняются плакать?
- Где хотелось бы жить: в городе, деревне, другой стране?
- Чему родители должны научить своих детей из того что они обязаны знать или уметь? (Рекомендуем узнать, ).
- Вам нравится общение в соцсетях или нет? Почему часто родителям не нравится, когда дети сидят вконтакте или одноклассниках?
- У вас хорошие были отношения с родителями?
Вопросы детей: учеба, учителя, образование
- Убегали с уроков, срывали уроки, прогуливали школу? Вам попадало за это от родителей?
- Вы уважали учителей? Какой урок был вашим любимым?
- Если мне будет лень ходить в школу, что вы сделаете, как будете реагировать? (Рекомендуем прочитать о том, )
- Когда были школьником всегда делали домашние задания? Списывали домашку у других? На какие оценки учились?
- Одноклассники нормально к вам относились? Над вами издевались в школе хулиганы, старшеклассники или одноклассники?
- Каким было ваше отношение к одноклассникам? Издевались над одноклассниками, слабыми детьми, были хулиганом?
- Вам нравилось учиться в школе, училище, институте? Почему?
- Влюблялись когда-то в учителей?
- Сегодня , чтобы хорошо устроиться в жизни? Будете на этом настаивать, если дети не захотят его получить? Какое образование лучше всего?
- Проще учиться сейчас или во время вашего детства?
Вопросы о детстве родителей
- Когда были детьми тоже пили рыбий жир? Вас наказывали за отказ его пить?
- Вам когда-то хотелось уйти из дома?
- Комплексовали когда были подростками, из-за чего?
- Часто болели? Как вас лечили родители? Вам нравилось болеть?
- Обманывали своих родителей? Как они узнавали об обмане, что вам было за это? Что сделаете, узнав, что дети вас обманывают?
- Вам давали карманные деньги? Как вы ими распоряжались?
- У вас были ? Как вы избавлялись от них?
- Какими игрушками нравилось играться в детстве? Какие они были? Какие игры были любимыми?
- Часто дрались с другими ребятами? Вас наказывали за это?
- Убегали из дома? Если не убегали, то приходили такие мысли, желания?
- Когда-нибудь напивались будучи школьником, подростком? Какова была реакция ваших родителей?
- Как Почему родители говорят, что для детей важна самодисциплина?
- Пробовали наркотики когда были молодыми? Среди ваших друзей были наркоманы? Ваше отношение к наркоманам?
- Любили сладости когда были ребенком, какие были ваши любимые? Как часто вам их покупали?
- Что любили кушать когда были детьми? Какая была ваша любимая еда?
- Ваше детство можете назвать счастливым или несчастным?
- Вы были шкодником или спокойным ребенком? У родителей были из-за вас неприятности с учителями?
- Чем увлекались когда были подростком, каким спортом? Любили гонять мяч?
- Вас заставляли работать по дому?
- Вам нравилось ездить с родителями вместе отдыхать? Ездили на море? Где больше всего понравилось?
- Нравилось ездить в детские лагеря отдыха? Сегодня отправите своих детей в детский лагерь?
- Как любили развлекаться когда были подростками? Как тогда развлекались дети?
- Что могло вызвать у вас сильное чувство разочарования, обиду, когда были детьми?
- Ваши родители покупали все что вам хотелось?
- Кем мечтали быть когда вырастите? Какая профессия вам нравилась и почему?
- Кого больше всего боялись - маму или папу?
- У вас была своя личная комната? Вам разрешали ее оформлять по своему усмотрению?
- Какую прическу носили когда были подростками? Как любили подстригаться?
- Когда были ребенком, воровали в магазинах? Было желание что-то взять незаметно?
- Как вас называли в детстве родители?
- Что самого прикольного вы сделали со своими друзьями, когда были подростками?
- Боялись врачей, когда были ребенком? Вам делали какую-то операцию?
- Когда впервые пошли на дискотеку?
- Вы были проблемными детьми или нет? Вас часто наказывали? (Вам будет интересно прочитать: ? )
- Что самое плохое вам сделали, сказали ваши родители?
Вам понравится видео, как взрослые отвечают на детские простые вопросы.
Детские вопросы об отношениях
- Каким было ваше первое знакомство с мамой/папой? Ваши свидания были красивыми, необычными или простыми, как долго встречались?
- Ваши родители ссорились, скандалили между собой, каковы были ваши чувства тогда?
- Почему родители ссорятся или скандалят между собой? Дети могут что-то сделать, чтобы они не ссорились?
- В каком возрасте вы поженились? Это рано или поздно? Когда детям стоит задумываться о создании собственной семьи?
- Кто была ваша первая любовь? Вы расстались или нет? (Хотите Тогда прочитайте об этом статью).
- Когда-нибудь ревновали друг друга и почему?
- Никогда не жалели, что поженились?
- Любите своих родителей, наших дедушек и бабушек? Почему тогда редко ездим к ним?
- Кого больше любите - меня или маму, папу, дедушку, бабушку?
- У вас хорошие отношения с родителями?
Вопросы для родителей про детей
- Вам всегда хотелось иметь детей и сколько? Не будь у вас детей, чем бы тогда занимались, что делали?
- Хотите всегда жить с детьми в одном доме, даже когда они будут взрослыми?
- Это плохо, когда детки показывают свой характер или нет?
- Вы меня любите; почему? Я для вас любимый ребенок и всегда буду любимым?
- Как дети могут испортить вам настроение?
- Детям обязательно нужно ходить на какие-то секцию или нет?
- Как детям заслужить доверие родителей, взрослых? Когда они смогут им доверять?
- Какие детские передачи, фильмы, мультфильмы, считаете полезными для детей? Какие были в вашем детстве?
- Сможете усыновить ребенка? Каково ваше отношение к приемным детям?
- Сколько детей вам хотелось иметь? Кого больше - мальчиков или девочек?
- Правда, что родители, сердясь на поведение детей, перестают их любить? Если нет, почему так говорят?
- Ваши родители с вами часто общались? Почему вы редко, мало разговариваете со мной? (Вас заинтересует: ?)
- Правда, что когда 1 ребенок в семье, он обязательно вырастит эгоистом? Почему так говорят?
- Когда будете гордиться своими детьми? Какими они должны быть?
- Подросток имеет право иметь свои секреты от родителей? Обязан ли он всё рассказывать им?
- Какую свадьбу вам хочется сделать своим детям - большую, шикарную или скромную, маленькую?
- Ради детей на что готовы? Тогда почему не можете выделить им немного времени каждый день?
- Как справиться c детскими комплексами?
- Подростку нужно иметь карманные деньги или нет?
- Чего больше всего боялись, когда появились детки?
- Почему когда дети не слушаются, родители говорят, что больше их не любят?
- Почему родители бьют или бросают детей?
- Бывает, что вы ненавидите ребенка, из-за чего?
- О каком будущем родители мечтают для своих детей?
- Что вам важнее: работа или дети? Можете меньше работать, чтобы больше проводить время со мной?
- Мы часто болели в детстве? Как вы нас лечили?
- Что самое приятное, интересное можете вспомнить из детства своих детей?
- Почему родители огорчаются на детей?
- Хотели больше сыночка или доченьку?
Детские вопросы взрослым
- Почему дети должны днем спать с закрытыми глазами? Почему мальчик спит с открытыми глазками?
- Откуда берутся дети, как они появляются? Как из живота вылез такой большой ребенок? Что он ел и делал в животе раз так долго не появлялся на свет?
- Почему люди не ходят по воде и не дышат под водой?
- Отчего птицы летают, а люди нет?
- Что такое град, снег, дождь? Почему они падают с неба? Где они находятся на небе?
- Отчего страус не летает, если он птица?
- Почему женщины рожают, а мужчины нет?
- Почему женские груди большие, а мужские маленькие?
- Что такое секс?
- Почему небо то голубое, то красное?
- Почему большие тучи не падают c неба? Как тучи держатся на небе?
Кстати, запомните, когда дети спрашивают о «неправильных, трудных вопросах» они мало беспокоятся о ваших ответах.
Детские философские вопросы
- Почему люди умирают? Что такое смерть?
- Отчего люди разводятся и бросают своих детей? Почему запрещают видеться с мамой или папой после развода?
- Отчего люди воюют, убивают мам, пап, детей?
- Люди могут мирно жить? Что нужно сделать для этого?
- Почему у многих детей родители постоянно пьют?
- Что такое ад? Детки туда попадают? Я тоже попаду в ад? Почему бабушка меня этим пугает?
- Скажите, дети и родители должны иметь одинаковую веру или нет? Подросток имеет право сам ее выбирать?
- Кто такой Бог? Его можно увидеть? Как с ним познакомиться?
- Почему люди болеют? Люди могут не болеть?
- Что такое умный и глупый человек? Почему мама меня иногда называет умным, а иногда глупым?
Как отвечать на детские вопросы
Просто и честно, без лукавства. Открытость, честность родителей в ответах поспособствует открытости и честности детей. Дети хотят знать, видеть родителей не за «ширмой» строгости или неизвестности. Они хотят видеть нас такими, какие мы в жизни. Какими мы были, какими стали.
Заключение
Дети никогда не перестанут спрашивать «почему, отчего, как?» Со временем только меняется сложность вопросов. Они спрашивают не для того, чтобы донимать родителей. Скорее вопросы являются подлинным желанием и попыткой уяснить для себя неизвестное. Так, дети познают мир, окружающих их людей и своих родителей, что помогает формировать мышление ребенка.
Список детских вопросов из этой статьи налаживает хороший обмен мыслями между родителями и детьми. Ответы родителей на вопросы из этого списка помогут детям увидеть их такими, какими они их еще не знали.
С уважением, Андроник Олег / Анна!
«Мама, а откуда берутся дети?»; «А почему у этого дяди такой толстый живот?»; «А вы тетя или дядя? Почему у вас усы, если вы тетя?» Пожалуй, из всех неприятных вопросов, которые задают дети своим родителям, эти - самые невинные. И все же - как на них отвечать? Часто задаваемые вопросы маленьких детей - тематика статьи.
2 264757
Фотогалерея: Часто задаваемые вопросы маленьких детей
Помните сказку Киплинга про любопытного слоненка? Он так замучил многочисленных родственников - и страусиху, и бегемотиху, и всех прочих - своими бесконечными вопросами, что они то и дело награждали его тумаками. Но этим дело не кончилось: побитый, но непреклонный слоненок отправился к крокодилу - выяснять, что тот ест на обед Чудом ему удалось не стать этой самой едой, и на память о сражении с крокодилом слоненку с тех пор остался вытянутый хобот… Многие родители, думаю, ловили себя на непреодолимом желании тоже как-нибудь заткнуть своих собственных «слонят». Но мы все-таки существа более разумные, чем герои киплинговской сказки. Физических наказаний к «почемучкам» не применяем, даже если они с утра до вечера засыпают нас сотнями вопросов, среди которых попадаются ужасно неудобные, которые поставят в тупик кого угодно…
Сто тысяч «Почему?»
Главное - дышите глубже, не волнуйтесь и примите как данность, что ваш ребенок в этом смысле вовсе не уникум. Просто он дорос до забавного и незабываемого возраста - «возраста почемучек». В 3-5 лет разнообразные вопросы, в том числе и столь каверзные, сыплются из каждого, как из дырявого мешка, и это совершенно естественно. Есть дети, которые в этом возрасте задают до 400-500 вопросов в день. Неудивительно, что в этом бурном потоке попадаются и «неудобные». Дети пришли в мир, где им многое непонятно, и кто, кроме вас, объяснит, как у нас тут все устроено? Задавая вопросы, ребенок сосредоточенно трудится над созданием собственной картины мира. В ней нет важного и второстепенного - его волнует все. Более того, повышенная любознательность и любопытство у детей, стремление всюду сунуть свой нос могут быть одними из признаков творческой одаренности. Поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы; плохо, когда он этого не делает. Так, ребенок с задержкой умственного развития запаздывает и с вопросами «Почему?». Вот в этом случае надо серьезно разобраться в причинах и даже, возможно, с помощью психолога или врача. Поэтому никогда не ругайте своего почемучку, даже если его тяга к познаниям кажется вам чрезмерной, а вопросы - неприличными. И конечно, не смейтесь над ними - ведь ваш смех может раз и навсегда отбить у него желание задавать какие бы то ни было вопросы. Во всяком случае, вам. Подумайте, ведь нас не удивляют и даже умиляют детские вопросы вроде: «Почему идет дождь?», «Зачем верблюду горб?» или «Почему я хожу в ботинках, а кошка - босиком?». На эти и многие другие детские вопросы взрослые обычно отвечают спокойно и подробно, ничего не утаивая. Но ведь малыш - существо невинное и простодушное. Для него пока нет табуированных тем, принятых во взрослом социуме. Поэтому не стоит разграничивать возникающие у него вопросы, систематизировать их по нашим собственным представлениям: на этот вопрос отвечать можно, а на этот нельзя, рановато или вообще - ну что за чушь он несет? Помните: не бывает неприличных или глупых детских вопросов, существует лишь неприличная или глупая реакция на них со стороны взрослых.
- Вот самые неудачные ответы на подобные вопросы малыша.
«Как тебе не стыдно такое спрашивать!»
Выражая свое недовольство и гнев, вы отталкиваете ребенка и снова заставляете его искать ответы у других людей. Кроме того, он ни‑ когда не должен чувствовать себя виноватым в том, что задал тот или иной вопрос. Ведь он сделал это не нарочно, не для того, чтобы досадить вам, вогнать в краску. Он просто спросил, потому, что ему это интересно, и только. «А сейчас Сережа придет домой и будет кушать творожок…» Идея переключить внимание, на что‑то другое не нова, это традиционная техника манипуляции, хорошо известная в психологии. В каком‑то случае это может сработать, но лишь на время. Вот увидите - скоро ребенок все равно снова задаст этот или подобный «неудобный» вопрос. Либо поймет, что вопрос вам не понравился, что он ляпнул что‑то не то, а почему - непонятно, и почувствует себя без вины виноватым. Получается, что подобный «перевод стрелок» - тоже не выход. Ребенку нужна информация, и он будет прилагать максимум усилий, чтобы получить ее.
«Подрастешь - узнаешь!» Нет, услышав такой ответ, ребенок не будет ждать, когда же он вырастет. Ведь вопросы малышей всегда носят актуальный характер. Информация ребенку нужна немедленно, и он все узнает очень быстро, только уже не от вас, а от более продвинутых товарищей. А что они ему там наговорят, в каких выражениях, вам и в дурном сне не приснится. Везде кипит жизнь, и везде найдутся ее малолетние знатоки - и в детском саду, и во дворе, и даже в песочнице. Так что уж лучше взять этот труд на себя. «Спроси у мамы (папы, бабушки, дедушки)». Говоря так, вы попросту отмахиваетесь от ребенка. Демонстрируете равнодушие и к тому же беспомощность. Ваш великий авторитет тает на глазах. Нет уж, раз вопрос обращен именно к вам, ответить на него должны вы и только вы.
На какие-то вопросы можно ответить более откровенно, с большей степенью объективности, но все же доступно для детского восприятия. Как если бы вы говорили со взрослым, только гораздо проще. Еще один способ ответа на такие вопросы - встречное предложение «подумать вместе». Это отличный дипломатический ход - спросить у ребенка, что он сам думает по этому поводу. У него наверняка есть своя версия - вот и обсуди‑ те ее. Возможно, ребенок выскажет, что‑то вполне разумное и близкое к истине. Но даже если его соображения далеки от реальности, вы дадите ему возможность не про‑ сто выслушать вас, а стать вашим собеседником, порассуждать, а это очень полезное занятие. Время бесконечных вопросов, в том числе и «неудобных», пролетит очень быстро. А вы - по благоприобретенной привычке - всю жизнь будете искать ответы на жизненно важные вопросы своего выросшего ребенка, хотя он давно уже перестал их вам задавать.
Про Это
Есть один «неудобный» вопрос, который задают своим родителям абсолютно все дети. Вопрос про то, откуда они берутся. Самым замечательным образом его сформулировала одна девочка, дочка знакомых филологов: «Мама, а как издают детей?» И этой пятилетней Соне, и другим современным городским детям было бы странно излагать допотопную версию о капусте, аисте или магазине. Аистов они, может, вообще не видели, капусту наблюдали исключительно в супермаркете, а какие существуют магазины, наслышаны весьма неплохо. Так что эти варианты уже никуда не годятся. Самым популярным взрослым ответом на этот вопрос остается классическая фраза: «Дети появляются из маминого живота», но современный ребенок не таков, чтобы на этом успокаиваться. Скорее всего, он будет расспрашивать дальше. И тут уже никаких стереотипов нет. Понятно, что с трехлетним ребенком на эту тему нужно говорить иначе, чем с пятилетним, с девочкой - иначе, чем с мальчиком. Важно ответить на этот вопрос так, чтобы полученные сведения не напугали его излишней натуралистичностью, но и фигура умолчания здесь, ни к чему: в этом случае ребенок почувствует, что родители таят от него что-то постыдное, а это тоже может быть чревато психологической травмой.
Думаем вместе
Одним словом, тут как в игре - «да и нет не говорите, черный с белым не берите». Не увиливайте, не хитрите и не сердитесь. Все остальное - на ваше усмотрение. Общих советов тут нет, все дети разные, и многое зависит от вашей родительской интуиции, которая позволит вам отыскать правильные слова и точную интонацию в разговоре с малышом, не подстраиваясь под какие-либо нормы. Главное - давая ответы на щекотливые вопросы, учитывать уровень развития ребенка. То, что он понять пока не в силах, все равно пролетит мимо его сознания. Кроме того, помните: любая информация, в том числе и та, которую малыш получает от вас, состоит не только из фактов, но и из их оценки. И в данном случае важна как раз ваша оценка, именно она сформирует отношение самого ребенка к «скользким» предметам обсуждения. Попросту говоря, неважно, что значит слово, которое произнес дяденька в магазине, важно, что слово это - нехорошее. А другой дядя толстый, потому что болеет, ему и так тяжело, так что давай его пожалеем, и не будем показывать на него пальцем.