Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Разбираются вопросы физического воспитания дошкольников.
В этом разделе вы сможете найти планы и конспекты специалистов по проведению родительских собраний. Рекомендации с опорой на программное содержание помогут педагогам, грамотно проводить организационные мероприятия.
Конспекты и планы родительских собраний
Содержится в разделах:Включает в себя разделы:
По группам:
Показаны публикации 1-10
из 10994
.
Все разделы
| Родительские собрания в детском саду
Конспект родительского собрания создан в рамках образовательной области «Безопасность» . Цель : Педагогическое просвещение и вовлечение родителей в процесс обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах и улицах города, формирование чувства ответственности за жизнь...
Родительские собрания в детском саду - Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада»
Публикация «Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и...» Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: 1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей; 2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей; 3. Побуждать родителей помогать...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект родительского собрания «Адаптация пятиклассников к средней школе» Родительское собрание Тема: Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе Цель собрания: 1. ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; 2. предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе. Задачи:...
Мастер-класс для родителей «Камешки Марблс - разноцветное счастье детей» Мастер – класс для родителей «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей» Подготовила: Кейсинова А.Х. «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский Цель: - рассмотрение...
Родительское собрание «Здоровье - дело престижное» Цель: повышение родительских знаний в вопросах здравоохранения детей. Задачи: обучать родителей некоторым приемам закаливание детей; закрепить умение выполнять простейшие процедуры для оказание первой медицинской помощи; показать важность закаливание и физических...
Родительские собрания в детском саду - Конспект родительского собрания «Родители и воспитатели - два берега одной реки»
Тема родительского собрания: «Родители и воспитатели - два берега одной реки» Цели: Повысить педагогические знания родителей по обучению и воспитанию детей через совместную игровую деятельность. Задачи: Научить родителей, помогать развиваться ребенку, и не спешить - делая все за...
Родительское собрание (первая младшая группа) Родительское собрание 1 – ой младшей группе Цель: Познакомить родителей с программой обучения и воспитания детей в период учебного года. Познакомить родителей между собой, создать доброжелательную атмосферу. Подвести итоги адаптационного...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании на тему «Адаптация детей раннего возраста» С проблемой адаптации ребенка к дошкольному учреждению встречаются большинство родителей и педагогов образовательных организаций. Особенно остро проблема адаптации стоит в группах...
Сценарий родительского собрания «Воспитание любви к природе» в подготовительной группе Родительское собрание в подготовительной группе «Воспитание любви к природе» Цель: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Задачи: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Формирование правил экологически...
Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний. Эфесский Гераклит
Родители доверили государству главное, что есть в нашей жизни это дети, наше прекрасное настоящее и будущее. Поэтому задача педагога научится правильно и грамотно взаимодействовать с семьей, для эффективного воспитания и обучения ребенка. Одной из таких возможностей взаимодействия являются «Родительские собрания».
В течение года в ДОУ проводятся как минимум 2-3 родительских собрания.
Первое собрание как общесадовое, так и отдельной группы носит организационный характер, в котором происходит общее знакомство работников ДОУ с родителями. Подводятся первые итоги диагностики уровня развития детей. Ставятся общие цели и задачи воспитательно - обучающего процесса на год. Родительские собрания дают возможность, сообща решать внутренние вопросы конкретной возрастной группы. Для более плодотворного сотрудничества проводится анкетирование, которое выявляет условия жизни ребенка, уровень компетентности родителей в обучении и воспитании детей. К тому же дает возможности педагогам увидеть желание и возможность взаимодействия родителей с дошкольным учреждением.
Последующие собрания проводят в течение года для подведения итогов в развитии и обучении ребенка
(Ранний возраст)
Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.
Цель:
1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.
3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
Мотивация:
Объявление-приглашение.
«Воспитание-такая работа, которая непременно
должна доставлять удовольствие».
А.С.Макаренко
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!
Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.
В программе:
1. Вступительное слово заведующего.
2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.
3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.
4. Получите ответы на все свои вопросы.
Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!
Подготовительный этап:
1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.
2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.
3. Подготовка объявления-приглашения.
5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»
6. Разработка плана проведения родительских собраний.
7. Разработка проекта решения родительского собрания.
4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».
Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.
Структура собрания:
1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:
О дошкольном учреждении,
Новациях в работе,
Представляет педагогов,
Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,
Знакомит с программой встречи.
2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.
Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.
3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».
Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.
Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».
4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».
Цель:
- познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
- с задачами образовательной работы,
- с индивидуальными особенностями воспитанников,
- научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.
6. Презентация плана работы с родителями группы.
- родительские собрания,
- консультации,
- проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
- семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
- ·заседания «круглого стола»,
- совместные праздники,
- опросы и анкетирования.
7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».
Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.
8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.
Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».
9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».
Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.
- Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
- Общительный он или нет? Как это проявляется?
- Какое у него любимое занятие?
- Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
- Часто ли плачет ваш ребенок?
- Как засыпает? Как спит?
- Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
- Как он реагирует на неудачи?
- Как он реагирует на замечания, наказания?
- Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
- Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
- О чем бы вы еще хотели рассказать?
Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»
- Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
- Чему воспитатель может научиться у родителей?
- А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
- В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
- Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
- Что необходимо для эффективной работы?
- Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?
Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?
Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Родительское собрание
Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
- психологический тренинг;
- мастер-класс;
- совместное занятие детей с родителями;
- день открытых дверей;
- показ театральных постановок.
Подготовка родительского собрания
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания . Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная з апись ответов детей на вопросы по теме собрания.
6. Изредка мы приглашаем сказочного героя на собрание.
7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
- подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
- продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации по возможности учше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Оксана Петренко
Организация и проведение родительского собрания в ДОУ
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское , собрание – одна из основных форм работы с родителями . На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллектива . Воспитатель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов детей и родителей .
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с детьми и родителями , а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.
Если подойти к родительским собраниям неформально , творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Требования к
Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал .
Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.
Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания .
Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания .
Знакомить органы управления дошкольного образовательного учреждения с решениями группового родительского собрания .
1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время.
2. Максимальная продолжительность -1 – 1.5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей) .
3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями , важно определит встреч на учебный год (с км бы они хотели встретиться, получить консультацию) . Тема собрания не должна возникать спонтанно.
4. требует от воспитателя тщательной подготовки, своего рода «сценария» , только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей .
5. Как правило родительское собрание состоит из двух частей : общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссии и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей ) .
6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог . Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы :
Дискуссия;
Исследование;
Социально – педагогический тренинг;
Диагностика;
Психологические игры.
Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить дважды : первый раз – за 2 – 3 недели до его проведения , и второй раз – не позднее, чем за 4 – 5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения собрания
Виды родительских собраний
Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем. Собрания можно условно разделить :
На организационные ;
Установочные (инструктивные) ;
Знакомящие с аналитическими материалами, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре без упоминания фамилий детей и родителей .
Консультативные
. собрания , созываемые по поводу какой – либо черезвычайной ситуации
Совместные с детьми и родителями
С оказанием помощи отдельным семьям и детям
Тематические
. собрания – диспуты
Отчетные (итоговые)
Информационно – просветительные
Основные этапы
Вступительное слово ведущего собрания , представление гостей (5 мин)
Тест – настрой как способ аутогенной тренировки
2. Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом и др.) Проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5 – 7 мин)
3. Выступление по теме собрания (узкого специалиста, психолога, воспитателя) Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10 – 15 мин)
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин)
5. Анализ воспитателем результатов воспитательно – образовательной работы с детьми по теме собрания .
6 Выполнение практических заданий всеми родителями
7. Совместная работа родителей с детьми
8. Заключительная часть собрания . Завершая родительское собрание , целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников.
Важно следить за временем и завершить собрание – встречу в установленное время. Если какой – то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Специально определите время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой . Родитель должен уйти с собрания с ощущением , что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Чего не стоит делать на собрании ?
Обсуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание .
Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
Давать негативную оценку всей группе.
Использовать для общения с родителями назидательный тон .
На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т. д.)
Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения . Этот график на первом собрании сообщается родителями для того , чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.
Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.
Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя : мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.
Очень важно убедить родителей , что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ , это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема : "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину : "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ : родители пример тому !" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание .
Родительские собрания могут быть ;
организационными ;
текущими или тематическими;
итоговыми;
общесадовскими и групповыми.
Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий . Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того , чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.
Этапы родительского собрания .
1 этап. Организация родительского собрания .
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей . Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей , разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям , чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания .
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания .
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы , чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно , на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;
Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей , что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих : отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах : заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .
Личные беседы с родителями . На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей , имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Сложность состоит в том, что очень часто эти родители , опасаясь критики, избегают родительских собраний , и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения : "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания .
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании . Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию , разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей ; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей , оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания , явка родителей , причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т . д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.
Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями . Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями : спортивные праздники, КВН, вечера досугов и многие другие. Мероприятие, проводимые эпизодически , не могут заменить систематической работы с родителями . Целесообразно проводить групповые родительские собрания , консультации, беседы. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями , а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу : поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей , направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциации с собственным опытом воспитания детей, переосмысления своей родительской позиции . При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях . Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
Целесообразно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видиофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Интерес должен быть вызван заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной.
В практике положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов руками детей. Например, если собрание посвящается проблеме трудового воспитания, можно оформить приглашение в виде венчика или фартука, если речь пойдет о подготовке к Новому году, то сделать его в виде елочки. Следует заранее предложить родителям вопросы для обсуждения и небольшие задания. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток – шоу.
Содержание общения с родителями включает множество вопросов воспитания, развития и обучения детей. Оно должно охватывать весь круг задач воспитания и обучения детей в детском саду. Для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией педагога. Как показывает практика, родителям важно знать особенности того или иного возраста, закономерности развития детей, их потребности, нюансы нравственного, умственного, физического и других сторон воспитания. В то же время педагоги идут на поводу у родителей , учитывая запросы, потребность в педагогических знаниях. Следует учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации : выходит множество журналов, создаются радио – и телепрограммы, но при этом они направлены на усредненного родителя и среднестатистического ребенка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития воспитания именно их детей. Поэтому непосредственно педагог играет ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.
Рекомендуется начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности развития ребенка того или иного возраста, научить родителей наблюдать за ним , рационально организовать его деятельность , увидеть себя со стороны как педагогов. Дальнейшие мероприятия можно планировать по своему усмотрению, в зависимости от приоритетного направления учреждения, потребности родителей и других факторов .
Работа воспитателей с семьей может подразделена на ежедневную, еженедельную и разовую. В каждой группе должен существовать свой план работы с семьями конкретных детей (с указанием сроков) .
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержании контакта с семьей.
Прежде всего этой цели служит стенд для родителей , имеющиеся в каждой группе, который включает в себя следующую информацию :
Программу медицинских мероприятий на месяц – заполняют медики. Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровление, профилактике заболеваний. Список необходимой одежды для мальчика/ девочки – по сезону.
Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.
Режим дня.
Расписание занятий.
Правила внутреннего распорядка для родителей .
Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Для того, чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед. С родителями проблемных детей такие беседы по необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого – то периода (не более 2 недель) . Это означает, что на вечер каждый воспитатель планирует беседу с 4 родителями . Важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же наиболее общительные родители , а также они не отвлекали воспитателя разговорами на посторонние темы.
Темы и цели беседы тоже должны быть отражены в планах работы и соответствовать результатам обследования детей и семей, проведенного в начале учебного года.
Продумывая план бесед с родителями , воспитателями используют материал наблюдений за ребенком, который накопился в течение недели.
Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановка совместного с родителями творчества .
Родительское собрание как форма работы с семьей.
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию :
Мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями, и родителями .
Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья.
Немаловажным является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей , укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду .
Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители , на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями ?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей .
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной) . С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.
Современные родители достаточно грамотны , имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны .
Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Готовясь к собранию , воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты , которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании .
Основные этапы подготовки родительского собрания .
Выбор темы собрания .
Определение целей родительского собрания .
Определение вида, формы, этапов родительского собрания , способов и приемов совместной работы его участников.
Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Разработка сценария собрания .
Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания .
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей .
Приглашение родителей и других участников собраний .
Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания .
Подготовка конкурсов по теме собрания .
Подготовка выставок по теме собрания .
Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания .
Разработка проекта решения собрания , рекомендаций, памяток родителям .
Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости) .
Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости) .
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания .
Непосредственно перед собранием необходимо :
Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей ,
Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания .
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей : вводной, основной и «разное» .
I. Вводная часть призвана организовать родителей , создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон : звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего .
II. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания .
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы : лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
III. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга , организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом .
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Родительское собрание в детском саду проводится 4-5 раз в году. Первое родительское собрание проводится в сентябре, когда дети переходят в следующую группу. На нем избирается родительский комитет, который будет заниматься хозяйственно-бытовыми вопросами и решать все возникающие проблемы. На собрании родителей из одной группы присутствие старшего педагога по воспитательной работе и заведующей детским садом желательно, но не обязательно.
Родительское собрание - одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. Родительские собрания являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Родительское собрание Родительские собрания делятся на: традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы подразделяются на - коллективные; - индивидуальные; - наглядно-информационные.
Коллективные формы: Родительские собрания, Конференции, «Круглые столы» Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
Индивидуальная форма К индивидуальным формам относятся педагогические беседы; тематические консультации;
Нетрадиционные формы общения с родителями информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные: информационно ознакомительные; информационно-просветительские
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Формы проведения общения Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
ДОСУГОВАЯ ЦЕЛЬ: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные
ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
ФОРМА: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Формы привлечения родителей на родительского собрания
- 1. Подготовка конкурсов с участием детей и их родителей;
- 2. Выставок;
- 3. Поделок по теме собрания, на самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
- 4. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
- 5. Приглашением на родительское собрание сказочного героя;
- 6. Созданием самодельных плакатов по теме собрания.
Традиционная форма: Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.