Меня никто не любит.
Если ваш подросток заявляет «Меня никто не любит», ни в коем случае нельзя утешать его фразами «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдешь себе новых друзей». Ребенок решит, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Постарайтесь выяснить, поссорился ли он с лучшим другом или чувствует себя в классе «белой вороной», и помогите конкретным советом.
С первых дней жизни малыша педиатр становится практически членом семьи. Полноценное наблюдение за здоровьем и развитием ребенка невозможно без посещения детской поликлиники. Поэтому родители должно четко понимать, как работают эти учреждения и какие права и обязанности есть у участкового педиатра.
Прикрепление к поликлинике и выбор педиатра
Большинство из нас привыкло думать, что детские поликлиники обслуживают только «по прописке». На самом деле, система более гибкая. Дети имеют право наблюдаться по месту жительства, а не по факту регистрации. Это значит, что если вы, например, снимаете квартиру в другом районе, у вас не должны возникнуть проблемы с прикреплением к ближайшей поликлинике.Более того, если у вас возникло непонимание с участковым педиатром вашего ребенка, вы можете сменить специалиста, написав заявление на имя главного врача поликлиники.
Родители имеют право на выбор поликлиники по месту жительства и смену педиатра. Но перед этим вы должны выбрать другого педиатра и получить его устное согласие.
Если у вас появились обоснованные претензии к педиатру, вы имеете право предъявить их - не только лично, но и в судебном порядке. Хотя, как правило, решение конфликтных ситуаций не доходит до такого уровня. Обычно все заканчивается максимум на вмешательстве главного врача.
Осмотры у педиатра и других специалистов
Молодым родителям полезно знать, какие обязанности существуют у педиатров. Но сначала перечислим обязанности самих родителей - их, в общем-то, совсем немного. Члены семьи должны приводить ребенка на плановые профилактические осмотры, даже если у малыша нет признаков недомогания, и сдавать все анализы по направлению педиатра. Также необходимо ставить врача в известность о болезни ребенка (вызывать на дом или приходить на прием), осуществлять вакцинацию по направлению педиатра или писать официальный отказ от нее.График плановых осмотров у педиатра не самый простой. Его лучше хранить дома в распечатанном виде. Впрочем, с малышами до года все понятно: профилактический прием должен проводиться раз в месяц. Такое тщательное наблюдение необходимо для того, чтобы вовремя заметить начинающуюся патологию и не дать ей развиться. Плюс этих консультаций также в том, что вы можете задавать любые вопросы о развитии крохи, например, о выборе прикорма или беспокойном поведении перед сном.
Когда ребенку исполняется 1 месяц, наряду с педиатром его должны осмотреть невролог, офтальмолог, ортопед, отоларинголог и хирург. По результатам этих приемов терапевт вновь изучает информацию и, при необходимости, может назначить дополнительные анализы.
9-месячный малыш впервые знакомится со стоматологом, поскольку именно в этом возрасте следует контролировать прорезывание и рост зубов. А в год все перечисленные специалисты вновь осматривают ребенка.
На втором году жизни периодичность посещений педиатра не такая плотная. Если нет никаких жалоб, достаточно одного приема раз в три месяца. Прием у других специалистов, как и сдача общих анализов крови, мочи и кала, проводится всего раз в год.
Самое обширное медицинское обследование проводится перед тем, как ребенок поступает в детский сад. Более полное обследование ждет ребенка перед поступлением в детский сад. Обычно этот момент приходится на 3-летний возраст. Малыша осматривают не только знакомые ему специалисты, но и дерматолог с логопедом. Процесс повторяется перед зачислением в 1 класс.
В 7 или 8 лет, после первого класса, из обязательного объема обследования исключаются дерматолог и логопед. Зато в 10 лет добавляется прием у эндокринолога. Девочки впервые посещают гинеколога, и всем детям делают электрокардиографию (ЭКГ). В 12 лет - следующее обследование, при котором мальчиков в первый раз осматривает уролог.
Когда врач должен приходить на дом?
Если у вас бывали случаи сомнения, можно ли вызывать педиатра на дом, запомните простое правило: ребенок должен приходить в поликлинику, когда у него нет температуры и он не заразен для окружающих. Соответственно, если у малыша есть признаки ОРВИ или подозрение на инфекционное заболевание, например ветрянку - смело вызывайте врача. Стоит добавить, что если ребенок просто плохо себя чувствует, то есть его тошнит или он хочет спать, не нужно идти в поликлинику. Объясните по телефону, что состояние крохи может ухудшиться во время ожидания своей очереди в поликлинике, поэтому вам необходим домашний визит педиатра. Сотрудники медицинского учреждения не имеют права отказывать в этой просьбе.Постановка диагноза
Лечащий педиатр обязан поставить болеющему ребенку диагноз и внятно разъяснить его родителям. Если врач не в состоянии это сделать на основе осмотра и сданных анализов, он должен дать направление к другому узкому специалисту - тоже педиатру, но с определенным уклоном в специализации. Такие случаи, конечно, редки. Чаще всего участковый педиатр быстро выносит окончательный вердикт.Но некоторые врачи грешат тем, что не очень четко объясняют родственникам ребенка, что подразумевает этот диагноз и какое лечение назначено. Поэтому, если вы чувствуете, что не до конца поняли какие-то моменты, не стесняйтесь «допрашивать» своего педиатра, требуя описать медицинскую картину доступным языком.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учрежде ние, являющееся структурным подразделением детской больницы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает в районе деятельности внебольничную помощь детям.
Принципы и порядок работы детской поликлиники во многом схожи с таковыми в поликлинике для взрослых, однако име-я характерные только для данного учреждения особенности. Основные принципы работы детской поликлиники:
1. Принцип участковости (800 детей на одном территориальном участке).
2. Преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-филактическую помощь детям.
3. Этапность в лечении
4. Непрерывность активного динамического наблюдения за здоровьем ребенка, начиная с антенатального периода.
Детская поликлиника может входить в состав ТМО, работая в контакте с другими лечебно-профилактическими учреждениями
или района. Основные задачи детской поликлиники: - организация и проведение комплекса профилактических оприятий среди детского населения, которая включает: обеспечение динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми; проведение профилактических осмотров и диспансеризации детей; проведение профилактических прививок; организацию сбора грудного молока и обеспечение бесперебойной работы входящих в ее состав молочных кухонь и молочно-раздаточных пунктов; проведение лекций, бесед, занятий в школе матерей и т.п.
Лечебно-консультативная помощь^детям на дому и в поликлинике, в т.ч. квалифицированная специализированная медицинская помощь;
Направление детей на лечение в стационары, больницы на восстановительное лечение в санатории, отбор их в специализированные детские ясли-сады, лесные школы и др.
Лечебно-профилактическая работа в детских дошкольных учреждения и школах.
Противоэпидемиологические мероприятия.
Правовая защита детей.
В детской городской поликлинике целесообразно организовать методический совет по воспитанию здорового ребенка, а также совет медицинских сестер, которые работают в соответствии с действующими положениям ч.
Структура детской поликлиники:
Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;
Кабинеты врачей-педиатров и врачей узких специальностей;
Кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет
здорового ребенка);
Отделение восстановительного лечения;
Лечебно-диагностические кабинеты;
Регистратура, гардероб, другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания;
Административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).
В современных условиях в городах строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600-800 посещений в смену. Они имеют все условия для правильной организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейны для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, перелвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.
В соответствии с действующим нормативом в детской поликлинике работают:
1. Врачебный персонал (на 10.000 детей):
Врач-педиатр (участковый) ■ 12,5 должности;
Врачи узких специальностей - 4,64 должности.
2. Врачи детских учреждений:
Детские ясли - врач-педиатр - на 180-200 детей;
Детский сад - врач-педиатр - на 600 детей;
Школа - врач-педиатр - на 2000 учащихся.
3. Заведующий педиатрическим отделением:
При наличии в штате отделения 6,5 должности врачей - 0,5 ставки;
При наличии более 9 указанных должностей -1,0 ставка.
4. Средний медицинский персонал:
Участковые медсестры - 1,5 ставки на каждую должность врача-педиатра;
Медсестры по профилактической работе со здоровыми детьми;
В поликлинике, обслуживающей до 10.000 детей, - 1,0 должность, более 10.000 детей - 2 должности.
Во главе самостоятельной детской поликлиники стоит главный врач, во главе поликлинического отделения объединенной больницы - заведующий отделением.
На должность главного врача детской городской поликлиники назначают врача, имеющего опыт лечебной и организаци-
1ой работы. Главный врач осуществляет непосредственное руководство деятельностью поликлиники и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи детям, а также административно-хозяйственную и финансовую деятельность ^поликлиники. Он разрабатывает план работы поликлиники по указанию лечебно-профилактической помощи детям в районе вятельности и обеспечивает его выполнение. J Главный врач проводит подбор и укомплектование поликлиники медицинским персоналом и административно-хозяйственными кадрами и несет ответственность за их работу, осуществляет расстановку кадров в поликлинике, организует повышение квалификации врачей и другого персонала поликлиники, осуществляет мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы поликлиники.
Права и обязанности главного врача детской городской по-шклиники регламентированы положением о главном враче детской городской поликлиники.
Ответственность за качество лечебно-профилактической помощи в детской городской поликлинике, культуру работы персонала несет также заведующий педиатрическим отделением.
На должность заведующего педиатрическим отделением назначают врача-педиатра, имеющего опыт лечебной и организационной работы в поликлинике. Он непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.
Заведующий педиатрическим отделением осуществляет непосредственное руководство и контроль за лечебно-профилактической работой врачей; консультирует больных с тяжелыми, сложными для диагностики формами заболеваний; контролирует обоснованность выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больными детьми; обеспечивает своевременную госпитализацию больных, которым необходимо стационарное лечение. Лечение детей, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по каким-либо причинам на дому, проводится под постоянным контролем заведующего отделением. Заведующий отделением обеспечивает проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала.
Главной задачей участкового врача-педиатра является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи.
Права и обязанности участкового педиатра регламентированы положением об участковом враче-педиатре детской городской поликлиники.
Участковый врач-педиатр работает под руководством заведующего отделением, по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детей.
Участковый врач-педиатр имеет права выдавать листки ц трудоспособности, давать распоряжения подчиненным ему сред ним и младшим медицинским работникам, вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисциплинарных взысканий за отдельные упущения в работе или нарушении правил внутреннего распорядка.
В работе участкового педиатра выделяют несколько основных разделов работы: профилактическая, противоэпидемическая, лечебная, работа по формированию здорового образа жизни, работа с медицинской документацией.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лечебная работа участкового педиатра включает:
Лечение на дому детей с острыми заболеваниями к отношение активных посещений к первичным вызовам составляет 2:1.
В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исключительное значение своевременное начало лечения. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь с собой набор необходимых медикаментов ив случае надобности оказывать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза, даже если ребенок сразу направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечивать ребенка медикаментами на один прием.
Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком.
По заявке лечащего врача детская городская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функциональных исследований и консультаций врачей узких специальностей.
Заведующая отделением детской городской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную пс мощь.
Участковый врач в случае необходимости организует питализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки ребенка из стационара, уделяет особое внимание нуждающимся в долечивании - систематическом наблюдении в домашней обстановке. При направлении ребенка в стационар лечащий врач подробно указывает диагноз заболевания, тяжесть состояния, длительность и течение заболевания, проведенное лечение и обследования, индивидуальные особенности ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, карантин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необходимых лечебных и диагностических мероприятий, лабораторных обследований в соответствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской
сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает ребенка ежедневно до полного выздоровления. Ребенок должен быть осмотрен заведующим отделением.
Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями. Непосредственным помощником участкового врача - педи-
а является участковая медицинская сестра. Обязанности участковой медицинской сестры: - профилактическая работа по развитию и воспитанию здо-Ьго ребенка; - оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача;
Проведение дородовых патронажей беременных женщин своего территориального участка, активное выявление нарушения самочувствия беременной и своевременное информация акушера-гинеколога женской консультации и участкового врача- v диатра;
Совместное (с участковым врачом-педиатром) посещение Новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома;
Обеспечение систематического наблюдения за здоровыми и больными детьми;
Контроль выполнения родителями лечебных назначений;
Проведение ежемесячного планирования профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения;
Работа по своевременной организации врачебных осмотров детей, состоящих на диспансерном учете;
Выполнение назначенных врачом лечебных процедур на дому;
Оказание помощи врачу при проведении медицинских осмотров детей;
Санитарно-просветительная работа по установленной форме;
Повышение своей квалификации.
Наряду с участковой службой в детских поликлиниках организована специализированная помощь, которая является составной частью единой цепочки поликлиника - стационар - санаторий.
С учетом распространенности заболеваний специализированная помощь может быть представлена:
В виде специализированных кабинетов поликлиники;
В виде районных и межрайонных специализированных диспансеров.
В крупных городах создаются специализированные центры, в состав которых входят: амбулаторное звено (консультативный поликлинический прием), специализированный стационар, специализированный санаторий.
В зависимости от мощности поликлиники объем представленной в ней специализированной помощи может быть различным.
Исходя из распространенности отдельных видов патологии, обычно в поликлинике может быть организован прием враче следующих узких специальностей: ЛОР, хирург, окулист, невр< патолог. Врачи-урологи-нефрологи, ортопеды, эндокринолог врачи функциональной диагностики и др. представлены район ными (в крупных городах) и межрайонными специалистами.
Районные специалисты ведуг прием на базе одной из детских поликлиник, межрайонные - в каждом из прикрепленных районов.
Специализированные кабинеты поликлиник должны быть оснащены современной аппаратурой для проведения диагностических и лечебных мероприятий.
Основные задачи врачей узких специальностей:
Организация и проведение лечебной и профилактическо работы с детьми;
Прием детей с отклонениями в состоянии здоровья и пр филактические осмотры согласно утвержденному администраци ей графику;
Оказание консультативной и лечебной помощи на дому;
Диспансерное наблюдение детей с длительными заболеваниями и обеспечение систематического наблюдения и лечения до снятия с учета по медицински!-! показаниям, изучение эффективности диспансеризации и лечения;
Проведение санитарнс~пгюсветительной работы среди на-селения по профилактике заболеваний;
Повышение своей квалификации, участие в работе по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по своей специальности;
Внедрение в практику работы новейших методик я схем диагностики и лечения;
Заполнение медицинской документации;
Составление заявок на необходимую медицинскую аппара-
медикаменты, инструментарий и оборудование. Врач узкой специальности работает в тесном контакте с ши врачами детской поликлиники, участвует в оздоровле-_ летей в школах и дошкольных учреждениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Главной целью профилактической деятельности участково-
ед натра является проведение мероприятий, способствующих ильному физическому и нервно-психическому развитию детей, внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи.
Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод - метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и за здоровыми детьми.
Организация профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья ребенка» фактически начинается до его рождения. Наблюдение за здоровьем беременной женщины осуществляете! совместно женской консультацией и детской поликлиникой. С момента взятия беременной женщины на учет поликлиника организует проведение патронажей беременной, совместно с женской консультацией проводит занятия школы молодых матерей.
По указанию и под руководством участкового врача-педиатра участковая медсестра детской поликлиники должна провести не менее двух дородовых патронажей. Цель проведения дородовых патронажей:
Выясняй состояние здоровья беременной, социальное положение и психологический климат в семье, условия жизни будущего ребенка.
Первый дородовый патронаж проводится посте поступления
сведений о беременной из женской консультации, второй обычно на 31-32 педелях беременнхти.
В случае отягощенного акушерского анамнеза, неблагополучного протекания беременности, участковый педиатр проводит третий дородовый патронаж, непосредственно перед родами
Согласно существующему положению, врач-педиатр я медицинская сестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно - в течение первого месяца жизни.
Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14 лень, затем на 21 день жизни.
Близнецы, недоношенные детч, дета, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей " с патологией беременности и родов или перенесших инфекционные заболевания во время беременности, дети, выписанные из отделений патологии новорожденных, дети из неблагополучных в социальном плане семей - относятся к группам риска и находятся под особым наблюдением участкового педиатра (по индивидуальному плану).
При патронажном посещении на 4-й неделе жизни новорожденного участковая медицинская сестра приглашает мать на первый прием в поликлинику.
Участковый педиатр наблюдает здорового ребенка на первом году жизни 1 раз в месяц, желательно в условиях поликлиники Во время приема врач осуществляет контроль за правильным физическим я нервно-психическим развитием ребенка, дает необходимые рекомендация матери по вскармливанию, организа ции режима дня, закаливанию,физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам
Участковая медицинская сестра посещает на дому здорового ребенка первого года жизни не реже одного раза в месяц
Медицинское наблюдение за развитием детей ЭТОЙ Возрастной группы должно проводнться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и наиболее ответственных периодов в жизни детей первого года жизни.
Участковый врач-педиатр обеспечивает профилактическое
наблюдение за «неорганизованными» детьми и возрасте ОТ 3 до 7 лет. В этот период врач осматривает детей но реже I раза в год с заключительной диспансеризацией перед поступлением в школу. Антропометрию проводят у детей в возрасте 5 лет и 6-7 лет. Особое внимание в этот период обращают на организацию режима, нервно-психическое и физическое развитие ребенка, готовность детей I школе.
Для осуществления профилактической роботы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники органи густея кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).
В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительной работы с населением.
Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений.
Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники.
Основные задач и кабинета здорового ребенка:
Пропаганда здорового образа жизни в семье;
Обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закалимте, уход и др.);
санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка.
В этих целях медицинский персонал кабинета здорового ребёнка:
Оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий школ молодых матерей, отцов;
Проводит индивидуальные и коллектнвные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;
Обучает родителей методик-е ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;
Проводит работу по профилактике рахита у детей, выдай витамин «Д», организует кварцевнние детей и др.;
Совместно с участковым педиатром и участковой медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;
Обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;
Сообщает участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;
Осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитанию здорового ребенка;
Комплектует материалы для оформления кабинета, саднитарно-просветительну ю литературу, таблицы, плакаты, пособия, памятки, выставки по основным вопросам профилактической работы со здоровыми детьми;
Вед ет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами по вопросам развития и воспитания здорового ребёнка, профилактике заболеваний
Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.
Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.
Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.
Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.
Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.
В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.
В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.
1. Педиатрическое отделение
Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.
На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры.
Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр.
Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.
Задачи участкового врача-педиатра:
1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;
2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;
3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;
4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;
5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;
6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;
7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;
8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;
9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;
10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;
11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.
Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.
В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.
Более узкие специалисты, такие как ортопед, уролог, нефролог, эндокринолог, врач функциональной диагностики, вводятся в штат одной из детских поликлиник района и обслуживают всех детей административной территории.
Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.
Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологопедическом, – в штатах которых предусмотрены должности детских врачей.
Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.
Задачи отделения медицинской реабилитации:
1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;
2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;
3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;
4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья.
Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах
Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.
2. Структура детской городской поликлиники
В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.
В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике.
На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.
Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.
В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.
В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка.
Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.
Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.
Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.
В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.
В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.
Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.
Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей; простейший манеж; коляску детскую; пеленальный стол; весы медицинские; ростомер; столик детский; стульчик детский; стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком (в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения температуры воды и воздуха, груша резиновая, банки для ваты и пипеток, газоотводная трубка, масло вазелиновое, калия перманганат, спиртовой раствор бриллиантового зеленого, борная кислота в порошке, детский крем, пузырек емкостью 30-100 мл для воды, соски для кормления и питья; детское мыло), шкафчик для детского белья со сложенными распашонками, пеленками байковыми (100 X 120 см), хлопчатобумажными (такого же размера), подгузниками, косынкой, чепчиком, ползунками; шкафчик для игрушек, шкафчик для образцов продуктов детского питания; ванночку детскую.
Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.
В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей.
Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.
После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.
В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.
Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.
В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.
Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:
1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;
2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;
3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения.
В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.
Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.
Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.
17.05.18 15:48:59
-1.0 ПлохоСлучайно увидел слова благодарности заведующей педиатрическим отделением Гриневич Д. В. Решил понять, за какие заслуги этого врача можно благодарить, ставить руководителем. С 2012 года лекарь от гастроэнтерологии Гриневич Д. В. лечит мою дочь Софью, 01.04. 2006 г. р., выписывая без объяснений (типа "Вам знать причины не надо"), покупайте дорогие препараты и пейте. Жена добросовестно, не взирая на дороговизну, ребенок ведь (хоть детей в семье четверо), все покупала, питание только отварное, диета строгая и т. п. В результате при очередном обращении с просьбой дать определение группы здоровья для обучения не просто в школе, а школе-пансионе дневного пребывания, что в общем одинаково, лишь разница в соблюдении режима питания (строго по времени) и улучшенном процессе обучения, госпожа Гриневич Д. В. ставит 3 группу здоровья, что по положению об отборе в пансион исключает возможность обучения. Вот вам и лекарь! 5 лет лечила, типа «Я знаю как лечить» в результате налечила на 3 группу здоровья. Обращаюсь к главному врачу Ключниковой Ирине Викторовне: как же так лечила, а теперь 3 группа? Я же не прошу вообще дать заключение, что дочь здорова. 2 группа - это не факт незаконного завышения, это решение лечащего 5 (пять лет) врача Гриневич. Ответ, достойный Д. Медведева: «Ну, что я могу? Вы там попросите, может, они и так примут.» Я, возможно, чего-то не понимаю. За 59 лет не приучился к таким ответам. "Как-то лечили не от того", или "Лечили, но Вы поймите, это не вылечивается за 5 лет…" Как это? А вот обратился к пожилому врачу в 12 гарнизонной поликлинике в Лефортово и, оказывается, главное в лечении воспалительного процесса, который проходит в легкой форме в желудке и двенадцатиперстной кишке, – это строгий режим питания по минутам, чтобы желудочный сок выделялся на своевременно полученную в желудок пищу. А это нам знать не нужно было. «Главное дорогие таблетки и диета» - так лечит Гриневич Д. В. Возмущает безразличие в достижении результатов лечении детей и халатность в исполнении своих обязанностей госпожи Гриневич Д. В. Да и позиция главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская городская поликлиника №150 Департамента здравоохранения города Москвы» Ключниковой Ирины Викторовны также не понятна. Или я живу в другом измерении и понимании морали. Прошу понять меня, объяснить, в чем я не прав? Ветеран боевых действий, подполковник в отставке, инвалид военной службы, многодетный отец Зеленин Владимир Иванович.
18.05.18 18:58:32
Уважаемый Владимир Иванович!
В ответ на Ваш отзыв администрация ГБУЗ «ДГП №150 ДЗМ» сообщает следующее.
Ваша дочь наблюдается у гастроэнтеролога с 2011 года, страдает хроническим заболеванием. Данное заболевание относится к III группе здоровья на основании приказа МЗ РФ от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
За время наблюдения по поводу данного заболевания Ваша дочь 8 раз осмотрена гастроэнтерологами, в т.ч. 3 раза заведующей педиатрическим отделением и врачом-гастроэнтерологом Гриневич Д.В. и 14 раз врачом-педиатром участковым.
Все гастроэнтерологи делали назначения в соответствии со стандартами ведения данной группы пациентов.
В 2018 Вы обратились к гастроэнтерологу с требованием снятия диагноза и изменения группы здоровья для поступления в кадетский корпус.
С целью независимой диагностики Вашей дочери 14.03.2018 рекомендовано проведение гастроскопии в Филатовской детской больнице, выдано направление. Однако, до мая 2018 на исследование Вы не записались.
14.05.2018 Вы обратились на прием к главному врачу Ключниковой И.В. с той же просьбой: изменить диагноз и группу здоровья. Поскольку данные действия относятся к разряду служебных преступлений, Вам было отказано.
Но был предложен компромиссный вариант: сделать 15.05.2018 (в срочном порядке, без записи) гастроскопию в филиале №1 ДГП №150.
15.05.2018 Вы повторно обратились к главному врачу с результатами гастроскопии. К сожалению, исследованием диагноз подтвержден, однако была отмечена выраженная положительная динамика (по сравнению с 2014). Ребенок направлен к гастроэнтерологу.
18.05.2018 состоялся прием врачом-гастроэнтерологом Шаталовой Н.А.; диагноз – прежний, группа здоровья – III, сделаны назначения в соответствии со стандартами.
Вашей дочери необходимо продолжить наблюдение у врача-педиатра и, при необходимости, у гастроэнтеролога. Данный диагноз снимается после 5 лет стойкой ремиссии.
С уважением,
Администрация ГБУЗ «ДГП №150 ДЗМ»