Дети воспринимают мир позитивно. Не столько от нехватки опыта, сколько от абсолютного доверия миру. Для них сложно, а порой совершенно невозможно представить себе последствия неприятностей и катастроф, да и сами эти события могут казаться нереальными.
Для ребенка мир − это он сам. Окружающие для него − часть этого прекрасного мира, часть его самого. Все происходящее вокруг − это данность, а не плод чьих-то усилий. Он не сравнивает свой мир с другими мирами, он просто принимает его и наслаждается им.
Обратите внимание: ребенок, с которым вместо матери будет проводить все свое время, скажем, отец, не увидит в этом ничего необычного, пока не столкнется с другими семьями, пока не сравнит. И чтобы сравнение не стало началом неуверенности, стоит научить ребенка ценить себя и свой мир и принимать его, а значит, и себя, целиком.
Уже взрослея, ребенок начинает учиться бояться. Но учится не он сам, его этому учат. Иногда намеренно, иногда неосознанно. Все предостережения, которыми богаты народные пословицы и потешки, советы доброхотов на улице, несут в себе негативный заряд, который, накапливаясь, может исказить врожденное позитивное восприятие мира.
Вместо запугиваний можно научить ребенка предусмотрительности и дать ему инструмент для решения возникающих проблем.
Конечно, проще, а порой и эффективнее, напугать, обеспечив на какое-то время боязливое послушание ребенка. Но не стоит забывать, что все в этом мире взаимосвязано. И все бабайки и дюдюки нашего детства потом могут трансформироваться до полной неузнаваемости.
Наверное, многие знают детей, называемых в народе нытиками. Стоит такому ребенку упасть, как он начинает кричать, что сломал ногу. Крапива таких детей жжет как-то особенно сильно, часто это сопровождается реальными проявлениями ожогов, аллергических реакций, имеющих в большинстве случаев психосоматические корни.
Такие дети частенько бояться грозы, собак, громких звуков и любого изменения привычной ситуации. Они предпочитают тактильные контакты и присутствие рядом любимого взрослого − это дает им ощущение безопасности, которого нет в них самих.
Причиной такого поведения, скорее всего, является не плохое воспитание или врожденная черта характера, а отсутствие уверенности в себе, недостаток доверия другим.
Ребенка не нужно учить думать позитивно. Достаточно просто не мешать ему делать это.
Конечно, здесь встает вопрос приоритетов: что важнее для взрослого − сказать: «Не лезь к собаке, укусит!», обеспечив себе тем самым относительное спокойствие, потому что ребенок побоится подходить к животному, или же научить малыша безопасному поведению с животным, дав ему уверенность в своих силах и навык обращения с окружением, сохраняя доброе отношение с миром и самим собой.
К сожалению, стереотипы поведения, сложившиеся задолго до нас, и присутствующие как в наших головах, так и в народной мудрости и сказках, преодолевать трудно. Но именно их преодоление дает возможность воспитать сильную, уверенную в себе личность.
Все страхи у детей и предрассудки у взрослых − это незнание инструментов для понимания и владения ситуацией.
Конечно, во всем нужно знать меру. И ложная самоуверенность ни к чему хорошему не приведет. Копнув чуть глубже, можно увидеть, что и в самоуверенности кроется страх неудачи, страх неизвестности.
Ребенок, безрассудно залезающий на высокую стену, не имея при этом ни сил для ее преодоления, ни поддержки взрослого, − это человек, которому не дали возможности, не научили здраво оценивать себя и свое место в окружающем мире.
Вслушайтесь в наши разговоры. Как часто мы говорим «не делай!», вместо того чтобы сказать «а попробуй иначе». Что хочется крикнуть ребенку, тянущемуся к горячей воде? Когда последний раз вы разрешали сыну или дочке поваляться на траве или снегу без того, чтобы прервать их предостерегающим «встань, замерзнешь (замараешься)!»? Сколько раз слышали разговоры мам и бабушек о здоровье ребенка в его присутствии: «Он все время болеет! Такой слабенький!»? Можете ли без тревоги на лице и в голосе рассказать малышу, КАК ИМЕННО нужно переходить дорогу, чтобы «не задавили, не сшибли, не покалечили, не украли злые дядьки»?
Такие, казалось бы, мелочи лишний раз убеждают малыша в существовании огромного количества непреодолимых препятствий в жизни. Не давая при этом возможности разрешить ситуацию.
Психологи предлагают обучать ребенка самостоятельному мышлению, играя с ним в простые и важные для его развития игры.
Например, игра в перевертыши: нарисуйте или просто опишите трудную ситуацию, предложите ребенку ее исправить, потом опять усложните ее − пусть он снова придумает пути ее разрешения. (Пример: человек вышел из дома, забыв зонт, на улице ливень. Как можно разрешить ситуацию? Допустим, он купил зонт, но ветер сорвал спицы − что делать? И так далее). Потом поменяйтесь ролями: теперь ваша очередь решать жизненные задачки, предложенные ребенком.
Графический вариант игры больше подойдет визуалам, словесный − аудиалам. Кинестетикам интереснее может быть вариант игры с пластилином или глиной.
Можно поиграть с малышом в игру под кодовым названием «Что не…»:
− Это что?
− Чашка.
− А, может, это все-таки машина? Нет? Но она же красная, как та, что стоит под окном! Все равно нет? Тогда это, наверное, стакан. Опять нет? Но в него тоже наливают воду! А в чем же тогда различия?
Или:
− Кто это?
− Котенок.
− Да, это не еж, не воробей, а еще кто не?
Еще вариант:
− Покажи свою не левую руку. А теперь не правую ногу.
Такие упражнения помогают ребенку вычленять главное, не отвлекаясь на незначительные детали, и, таким образом, повышают его уверенность в правильности собственного мнения.
Однако если ваш малыш уже имеет какие-то страхи или просто любит придумывать всевозможные ужасы «на ровном месте», не стоит его ругать или запрещать ему подобные разговоры. Дайте ему возможность видеть не только опасные и пугающие стороны действительности, но и положительные моменты. А также пути их достижения. Возможно, для него это своего рода психологическая разрядка.
Попробуйте вместе с ним найти варианты решения им же придуманных ситуаций.
И помните: все, что есть в голове вашего ребенка, − плод ваших слов и поступков.
Тренинг позитивного мироощущения
Цель: открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков.
Задача : научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.
1. Знакомство
2. Упражнение «Комплименты».
Участникам предлагается придумать тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику. Далее в течение всего тренинга обращаться друг другу именно так. В рамках других тренингов на этапе знакомства надо будет представляться другим ребятам аналогичным образом: например, я - внимательный и хороший друг (самокомплимент).
2. Упражнение «Словарь хороших качеств»
По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттенки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложим данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов.
Рефлексия: какие чувства, ассоциации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очаровательный» и др.? Как влияет словарь на настроение и состояние души?
3. Упражнение на двигательную активность
Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стрессов по мышечным каналам.Как минимум, в период нервно-психического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность:бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.
Можно использовать какую-либо подвижную игру («Паровозик», «Путаница» и др.).
4. Упражнение «Неоконченные предложения»
Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4–5) на листочках раздаются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий собирает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):
Мне пришла в голову отличная мысль…
Мне нравится в себе, что я…
Мне хочется доставить радость…(кому?)
Всякая погода - благодать, даже вот и сегодня
на улице…
Больше всего удовольствия я получаю от…
У меня теплеет на душе, когда я думаю о…
Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…
Мне очень помогает в жизни…
Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о…
5. Упражнение «Художник, хорошее настроение»
Разбиться на тройки. Один из тройки выступает в роли художника, второй - зрителя, третий изображает портрет.
«Портрет» показывает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоциональное состояние. Художник «стирает» это изображение и исправляет его на позитивное, давая словесные инструкции:«Уголки губ подними кверху, разверни плечи» и т.д.Зритель должен отгадать первоначальное состояние и замысел художника. Затем участники меняются ролями. Обсуждается, какая роль была самой трудной и по-
чему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?
6. Упражнение «Успокойте Бирбала»
ВЕДУЩИЙ. Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых три часа - проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не
поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам заплакал, изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил советника.
Участники тренинга выбирают Бирбала, которого по очереди попытаются успокоить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает,чье утешение было самым убедительным и эффективным.
7. Упражнение «Портрет в розовых тонах»
Предлагается вспомнить человека, к которому испытываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» его негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит. Для младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать киногероя или литературного персонажа и таким же образом написать его «портрет».Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.
8. Упражнение «Цепочка»
Упражнение направлено на тренировку невербальной передачи эмоционально положительной информации.
Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («Зайка») или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.
9. Упражнение
«Неприятность эту мы переживем…»
Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания,в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому,используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…»,или «Подумаешь, важность какая…», или «Вот так фокус…». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.
10. Упражнение «Зеркало»
ВЕДУЩИЙ. Та же цепочка зависимости включается,когда мы сознательно придаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом надо отрепетировать непринужденную улыбку, привыкнуть к ней.Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее.
Рефлексия: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям? Повлияло ли благостное выражение лица на восприятие и оценку былой неприятности?
11. Упражнение «Необитаемый остров»
ВЕДУЩИЙ. Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело никто, кроме вас, не сможет завершить? Представьте, что в вашем распоряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?
12. Заключительный этап
Посвящается обсуждению впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение.
Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.
Примечание. Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных (в том числе и суицидальных) состояний подростков в качестве фрагмента.
WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 12 человек(а).
Вы когда-нибудь встречали людей, которые, кажется, просто излучают радость и положительную энергию? Вам хотелось быть похожим на них? Может быть вы размышляли: "Почему у них столько друзей? Почему они так популярны? Что в них такого, что делает их такими… классными?" Эти люди обладают так называемым "позитивным взглядом на жизнь". Позитивный взгляд на жизнь поможет вам получить от жизни то, к чему вы стремитесь, не потеряв при этом радости и не разучившись смеяться.
Шаги
-
Верьте в то, что ваша судьба в ваших руках. Никто не может отнять у вас мечту, пока вы дышите на этой земле. Если у вас есть намерение и сила воли, вам практически все подвластно. Успех – то, как вы сами это определяете, и вы можете быть успешны. Даже если вы ничего не делаете, вы все равно создаете свою жизнь, так почему бы не сделать ее запоминающейся?
- Ведите дневник, и в конце дня записывайте, что сегодня было самое лучшее. Не вдавайтесь в подробности ссоры со своим другом, не пишите о том, как грубо и несправедливо с вами обращаются ваши родители. Напишите о чем-то хорошем, что случилось с вами в этот день, или о чем-то, что вы поняли и осознали, прочли или услышали.
- Каждый день делайте для себя что-то особенно, а также для кого-то из окружающих. Это поможет вам лучше себя чувствовать и просыпаться по утрам с ощущением ожидания нового дня.
- Вспомните, что смешного случилось с вами за этот день. Опишите это в дневнике наряду с описанием хорошего события. Так вы сможете поддерживать и развивать в себе чувство юмора.
- Постарайтесь раздобыть фотоаппарат. Мир выглядит иначе через линзы фотокамеры, и она, возможно, поможет вам увидеть новую перспективу. Фотографируйте все, что хотите. Необязательно только своих друзей. Особенные места и любимые растения тоже хороши для начала.
- Попробуйте вот что. Соберите кучу камней, достаточно больших, чтобы на них можно было сделать надпись, и достаточно маленьких, чтобы их можно было поместить в тарелку или вазу. Затем возьмите маркер и напишите на первом камне что-то одно, за что вы благодарны. Напишите просто что-то вроде "моя семья" или "мои друзья", или "моя школа". Можно даже конкретнее, например: "моя мама", "мой учитель", "мой тренер". Положите камень в тарелку или вазу, смотря что вы взяли. Затем возьмите другой камень и напишите на нем следующую благодарность. И так до тех пор, пока у вас не кончатся идеи. В следующий раз, когда вам придет в голову, за что вы еще можете быть благодарны, пишите это на камне и складывайте к остальным камням. Каждый вечер берите один камень, читайте надпись и размышляйте о том, насколько вы благодарны за это в данном дне. Например: "Сегодня я благодарна за свою маму, потому что она отвезла меня в магазин, и хотя мне понадобилось немало времени, чтобы купить все запланированное, она не сказала мне ни слова". Или "Я благодарен за своих друзей, потому что сегодня они оказали мне поддержку в тот момент, когда мне это по-настоящему было нужно". Это отличный способ развивать в себе положительное мировосприятие.
Предупреждения
- У всех бывают грустные дни. Расстраиваться и печалиться вполне нормально. Позитивный взгляд на жизнь не значит, что вы все время радостны. Просто попытайтесь делать упражнение с камнями и в эти дни тоже, несмотря ни на что. Выражение благодарности в любом случае является видом позитивной деятельности.
- Не опускайте руки. На формирование позитивного отношения к жизни уходит немало времени, и если вы будете стараться развивать в себе подобное мышление на ежедневной основе, рано или поздно, это станет вашей неотъемлемой частью.
- Не судите людей. Вы же не совершенны, так зачем требовать совершенства от них?
- Старайтесь останавливать себя, если в голову приходят дурные мысли в отношении себя самого.
Будьте влюблены в свою жизнь. Воодушевляйтесь тем, кто вы есть. Переживайте каждый момент так, словно он последний в вашей жизни. Дышите полной грудью!
Не реагируйте… действуйте! Проявляйте проактивный подход, думайте обо всем наперед, чтобы создавать счастливые моменты в своей жизни, а не просто сидеть в ожидании, когда же случится что-то плохое.
Верьте в то, что каждый момент совершенен, независимо от того, что случится в дальнейшем. Даже худшие моменты – это часть жизни, и не стоит позволять им разрушать вас. Всякое бывает. Переживите и идите дальше.
Будьте благодарны. Благодарность – очень простой способ намного больше ценить свою жизнь. Нет ничего плохого в том, чтобы мечтать и ставить перед собой цели, но тем временем наслаждайтесь тем, что у вас есть… даже если этого не так много.
Хватайтесь за каждую возможность, чтобы не сожалеть в дальнейшем об упущенном. Если вам выпадает случай чему-то научиться, стать лучше или попробовать что-то новое, не сидите дома и не взвешивайте за и против. Вскакивайте на ноги и вперед! Новый опыт – замечательный способ наслаждаться жизнью.
Не теряйте чувства юмора. Научитесь смеяться, и люди будут вам благодарны. Смех создает столько положительной энергии и в вас и в окружающих вас людях! Не воспринимайте жизнь слишком серьезно… будьте готовы признать, что да, бывают очень забавные моменты.
Одна из самых сложных тем для разговора с подростком – смысл и цели человеческого существования. Если ребенок не находит ответов на свои вопросы, он может включиться в опасные игры - «Синий кит», «Беги или умри», «Собачий кайф» и т.п. Каждая из таких игр может закончиться смертью, поэтому детям, уже вступившим на опасный путь, нужна психологическая помощь. Осознание ребёнком смысла и целей жизни – лучшая защита.
«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка
Известнейший психиатр, психолог-экзистенциалист, основатель Третьей Венской школы психотерапии Виктор Франкл посвятил свои работы сложной теме поиска смысла жизни. Он сравнивал жажду познания сути, целей бытия с потребностью в питье и написал об этом популярную работу - «Человек в поисках смысла».
Сам Виктор Франкл пережил ад нацистского концлагеря и утверждал, что именно понимание смысла и целей рождает жажду жизни. Он убедился, что в нечеловеческих условиях выживают именно те люди, которые понимают, ради чего стоит жить.
В последние годы распространились интернет-сообщества, толкающие детей и подростков к суициду. Например, задания которой сводятся к разрушению, мучениям, нанесению себе увечий. Начав играть в «Синий кит», ребенок в течение 50 дней кончает жизнь самоубийством. Если подросток уже вступил в группу, нужно незамедлительно , чтобы предотвратить несчастья.
Киберполиция находит группы «Синий кит», арестовывает создателей и кураторов сообществ. Но это не панацея! Появляются новые и новые группы, и каждый ребенок может стать их жертвой.
Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.
Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями».
Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?
Наверняка за прожитые годы у вас сформировалось собственное представление о смысле и главных целях в жизни. Поговорите со своим ребенком, обсудите вашу концепцию и выслушайте его мнение. Это поможет ребенку определиться с приоритетами, высказать то, что его беспокоит.
Не исключено, что и вас ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также вы поймете, какие проблемы ваш ребенок считает самыми важными.
Предлагаем несколько советов психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:
- Удовлетворяйте потребность ребенка «быть хорошим» . Не говорите детям фраз вроде «ты плохой», «ты неудачник», «у тебя ничего не выйдет», даже если действительно не верите в успех какой-либо его деятельности. Оборотная сторона оценки «ты плохой» - разрушение, подтверждающее эту установку. Пусть ваш ребенок всегда будет «хорошим», а «плохими» – только некоторые его поступки.
- Привлекайте подростка к физическому труду. Пусть он помогает вам по дому. Старайтесь всеми доступными способами объяснить, насколько важна забота о доме, комфорте семьи. Постоянно благодарите ребенка за любую помощь – вымытую посуду, вынесенный мусор. Подчеркивайте, как важно для вас то, что ребенок ощущает себя частью семьи. Это поможет ему приблизиться к пониманию идеи служения – семье, обществу, родине.
- Помогайте ребенку сформировать его собственные представления об ответственности. Речь идет именно об ответственности, а не о чувстве вины за проступки. Как подчеркивают психологи, ребёнку важно правильно определять разницу между этими двумя понятиями. Ответственность – это осознание, что каждое действие имеет последствия. Однако ни в коем случае не культивируйте чувство вины! Оно чрезвычайно разрушительно.
- Объясните, что рост и развитие – это последовательные процессы , учите отмечать прогресс. Подростки – максималисты. Им кажется, что они должны получить мгновенный результат. Помогите своему ребенку научиться ставить цели, делить их на этапы и правильно оценивать промежуточные результаты. Не забывайте хвалить и поддерживать! Родительское одобрение в достижении целей очень важно.
Их искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье.
Берегите и любите своих детей! Если же в какой-то момент вам покажется, что вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалистам нашего психологического центра. Мы подскажем, как вести себя в сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком.
Давайте вместе, шаг за шагом, выстраивать счастье и благополучие вашей семьи!
- Похожие записи
Умение позитивно воспринимать окружающий мир и ситуацию — условие преодоления эмоциональных перегрузок и достижения успеха. Рассмотрим несколько способов развития позитивного взгляда на себя, других людей, ситуацию.
1. Как правило, нам легче акцентировать свое внимание на трудных и неприятных сторонах жизни, нежели на приятных. В результате жизнь перестает радовать своими красками и превращается в серое, однообразное, а иногда и очень напряженное существование.
Один из самых простых способов поддержания позитивного состояния заключается в следующем: каждый вечер перед сном надо постараться вспомнить, что нового и хорошего было в вашей жизни за прожитый день, а утром, проснувшись, — подумать, что приятного вас ожидает. Если делать это регулярно, можно скоро заметить, как преобразится жизнь и насколько уменьшится собственное внутреннее напряжение.
2. Мы очень часто расстраиваемся и теряем уверенность в себе под влиянием оценок других людей , и даже безобидный вопрос, заданный либо в не очень корректной форме, либо не вовремя может вывести нас из себя.
Предлагаем выполнить следующее задание. Напишите на листке бумаги один под другим вопросы любого содержания, которые могут быть заданы вам лично. Справа разделите листок на две колонки, в первой напишите позитивный смысл вопроса, во второй — негативный. В каждом вопросе есть и тот и другой смысл в зависимости от ситуации и отношений с человеком, который задает вопрос. Пофантазируйте и постарайтесь найти и тот и другой смысл в каждом вопросе.
Таблица 1. Позитивные и негативные смыслы вопросов
Теперь у вас есть возможность убедиться, что практически любой вопрос (равно как и любое утверждение, обращенное к вам) можно интерпретировать по-разному. А дальше уже вам решать, есть ли смысл принимать все близко к сердцу и расстраиваться в тех случаях, когда можно парировать удар тем, что просто изменить акцент с минуса на плюс. В результате вы поможете человеку, может быть, и ничего не имеющему против вас, выйти достойно из неловкой ситуации; сохраните свое достоинство и уверенность в себе в тех случаях, когда вас действительно хотели обидеть или поставить на место. Вы сможете таким образом регулировать напряжение в разговоре и, может быть, даже спокойно убедить человека, что он был не совсем прав. Самое главное, что в любом случае позитивный взгляд на собеседника поможет сохранить самообладание и добиться своего.
3. Упражнение на самовнушение, укрепление уверенности в себе. Необходимо сесть перед зеркалом и описать, что вы видите перед собой, например: "Я вижу молодую женщину с русыми волосами, карими глазами". Затем повторите процедуру, но акцентируя внимание на том, что вам понравилось, например: "Я вижу, что у этой женщины очень интересный цвет волос, глаза излучают ум и доброту, нос неординарный и т.п.". Если сначала будет трудно, постарайтесь убедить себя, что это только игра, но затем постарайтесь сказать себе как можно больше комплиментов. Вам будет смешно, вас может бросить в жар или вы почувствуете, что стало прохладно. Не бойтесь этих и других эмоциональных и физиологических реакций. Так и должно быть, когда преодолеваются стереотипы. Продолжайте упражнение, и увидите, что через некоторое время вам легче будет принять себя такими, какие вы есть, и смотреть на себя позитивно.
4. Напишите на листке список личностных качеств, какие вы знаете (для этого можно использовать и любые списки из литературы, но лучше сделать свой). Отметьте в этом списке все качества, которые есть лично у вас. Теперь из этих качеств выберите те, которые вы считаете положительными. Выпишите эти качества, повесьте листок где-нибудь на видном месте и иногда читайте их вслух. Через некоторое время опять обратитесь к полному списку, и снова отметьте свои положительные качества и т.д. Всегда полезно знать, за что можно уважать себя. Если другие пока что не видят этого, то скоро у них будет возможность убедиться в том, как много у вас достоинств.
Развитие позитивных отношений с окружающими
Для развития позитивных отношений с окружающими необходимо проделать следующее.
1. Это задание позволяет определить, кто из ваших подчиненных, коллег и т.д. является источником внутреннего напряжения, конфликтов и почему.
Инструкция. Постройте шкалу отношений, на которой отразите эмоциональное отношение к вам подчиненных или коллег от положительного до отрицательного:
— | + | + | |||
— | — | + | + | ||
— | — | — | + | + | + |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Точка Е символизирует тех людей, которые относятся к вам очень хорошо. Точка А — люди с негативным отношением. На середине шкалы располагаются те, кто относится к вам нейтрально.
Очевидно, что среди ваших единомышленников больше будет тех, кого можно отнести к правой части шкалы. Подумайте, что необходимо сделать, чтобы те, кого вы отнесли к левой зоне шкалы отношений, легче принимали ваши позиции и меньше конфликтовали с вами.
Теперь сделайте следующее упражнение. Напишите список положительных качеств тех людей, с кем у вас складываются хорошие отношения. А затем список положительных качеств тех, с кем складываются сложные отношения. Это поможет вам лучше разобраться в своих чувствах, стать более независимыми от ситуативных чувств, опереться в общении с людьми на позитивные чувства и снизить влияние отрицательных. Даже в случае сложного конфликта вы будете больше уважать себя, если будете иметь дело с достойным противником.
2. Сформулируйте личное кредо: Я знаю, что для цивилизованного общения и поддержания уверенности в себе нужно уметь заслужить уважение окружающих. Поэтому при общении с людьми я буду придерживаться следующих правил:
- часто произносить вслух имя собеседника;
- буду всегда иметь на лице доброе и приятное выражение, легкую улыбку;
- всегда буду выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя;
- буду говорить как можно чаще людям, комплименты, буду вежлив;
- буду интересоваться увлечениями, заботами и интересами сотрудников.
3. Можно предложить девять правил, которые позволяют высказать неприятное мнение о человеке , не поссорившись с ним и не обижая его. Эти приемы также можно использовать в качестве упражнений для работы над собой:
- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
- Не говорите прямо об ошибках. Предоставьте человеку возможность "сохранить лицо" и одновременно дайте понять, чего вы от него ждете.
- Прежде чем критиковать других, начните с собственных ошибок.
- Вместо того чтобы критиковать, куда полезнее поинтересоваться: "Не могли бы вы сделать то-то?"
- Дайте людям возможность спасти свой престиж.
- Хвалите человека за малейшие успехи — искренне и щедро.
- Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
- Покажите, что допущенную ошибку можно легко исправить.
- Найдите способ сделать так, чтобы вашу просьбу выполнили с желанием.