Картина в технике кинусайга. Мастер-класс с пошаговым фото.
Шабанова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ Сарасинская СОШ, с.Сараса Алтайского района Алтайского краяОписание материала: данный материал будет полезен учителям, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям, которые любят создавать красивые и неповторимые вещи своими руками. Работу можно выполнить с детьми младшего и среднего школьного возраста (с данной техникой справляются и дети старшего дошкольного возраста).
Назначение: украшение интерьера к празднику, подарок, участие в конкурсах.
Цель: изготовление картины в технике кинусайга.
Задачи:
Обучающие: формировать умения и практические навыки в работе с различными видами ткани.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение;
Воспитательные:
- прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- пеноплэкс 27см х 27см х 3см;
- отрезки ткани (можно бывшие в употреблении);
- ножницы;
- маникюрная пилочка (другой маникюрный инструмент или стека для пластилина);
- канцелярский нож/резак (желательно узкий);
- карандаш;
- железная линейка.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
На квадрате пеноплэкса делаем разметку рамки. Отступаем от каждого края по 3см, отмечаем карандашом, через точки отметки резаком по железной линейке делаем надрезы на глубину примерно 5мм.
На оборотной стороне проводим линии рамки на ширину линейки.
Делаем надрезы от линий пересечений рамки к углам. На торцевой стороне по углам также делаем надрезы.
Приготовим распечатку. У меня принтер черно-белый, но это нисколько не мешает последующей работе.
Накладываем схему на внутренний квадрат. Для начинающих можно закрепить схему английскими булавками.
Тупым карандашом обводим все основные линии рисунка. Примечание. При переноске изображения на пеноплекс многие пользуются копировальной бумагой. Мне кажется, но это только мое субъективное мнение, что это создает излишнюю грязь.
Убрав схему, четко видны линии от карандаша.
Канцелярским ножом делам прорези по контуру на глубину примерно 5мм. Расширяем прорези маникюрной пилочкой.
При помощи пилочки вправляем в прорези ткань. Я начала с травки, вы можете начать с любой другой детали.
Обрезаем ножницами по контуру, при этом оставляя 2-3мм.
Вправляем края в прорези маникюрной пилочкой.
Можно оформлять сразу несколько деталей.
Мелкие детали: вправляем ткань, обрезаем по контуру, дополнительно обрезаем уголки во избежании ямок на картине.
Вправляем ткань в прорези.
Цветочек решила сделать двухцветный. Сначала вправляю детали одного цвета.
Затем другого цвета.
Оформляем серединку.
При оформлении нескольких деталей одного цвета, расположенных рядом, можно воспользоваться следующим приемом: вправляем ткань СРАЗУ во все детали.
Обрезаем по контуру. Вправляем.
Продолжаем работу по этому же принципу.
Внутренняя часть крылышек готова.
Внешнюю часть крылышек выполнила из однотонной ткани.
Можно изменить порядок заполнения деталей. Вторую бабочку начала делать со внешнего контура.
Затем заполнила внутреннюю часть.
Заполняем фон. Подбираем подходящую ткань. Вправляем в прорези с небольшим натяжением во избежании складок.
Фон заполнен. И крупные, и мелкие фрагменты.
Остается сделать рамку. Если позволяет размер ткани, можно выкладывать сразу две стороны рамки.
Ткань на уголке вправляем с обеих сторон.
На оборотной стороне ткань вправляем с небольшим натяжение. Складки и замятости на трикотажном полотне становятся незаметными.
Обрезаем ткань с припуском.
Оформляем уголок-протяжку. Заправляем ткань с оборотной стороны.
С лицевой стороны.
Уголки по краям выглядят так.
Аккуратно вправляем ткань в прорезь.
Оформляем вторую часть рамки аналогично. Уголок будет выглядеть так.
Аккуратно вправляем ткань в прорезь уголка картины.
На оборотной стороне делаем подвес. Можно использовать тесьму или сутаж. Концы подвеса вправляем в прорези рамки. Желательно в точки крепления, прямо в прорези, нанести клей типа "Титан". Я пользуюсь при этом пилочкой.
Для примера приведу еще пару фото. Бывает, что ткань вправлена не очень аккуратно.
Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.
Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья . Кстати, картины Кинусайга очень часто называют техникой «печворк без иголки» — ведь эти лоскутки не надо сшивать!
История техники Кинусайга
Кимоно — традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии «национальным костюмом». Японцы надевают кимоно до сих пор! Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень долго. Старые кимоно никогда не выбрасывали, а использовали для создания других, более мелких вещей.
Один из способов использовать шелковую ткань кимоно — создавать картины Кинусайга.
Традиционно Кинусайга создается следующим образом. Вначале художник делает эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводится на деревянную дощечку. В дощечке прорезаются углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки.
Сюжетами для кинусайга чаще всего становятся пейзажи.
Гораздо реже на картине появляются люди — изображение лиц даже для мастеров является довольно сложным процессом. А если и появляются, то чаще всего стилизованные.
Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.
Как сделать картину в технике Кинусайга
Один раз посмотрите, как именно создаются картины Кинусайга (мастер-класс простой и доступный) и поймёте до конца весь принцип.
Подготовьте заранее:
- Кусок пенопласта толщиной не менее 1 см
- ткань (лоскутки) подходящих цветов
При выборе ткани помните: она не должна растягиваться, должна быть довольно тонкой, а края не должны осыпаться.
- ножницы
- макетный нож (канцелярский нож или скальпель)
- инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора)
- рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской)
- копировальная бумага
Выбираем понравившийся рисунок. Давайте возьмем простые геометрические формы и сделаем вот такой домик.
С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта.
С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.
Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки.
Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью палочки или пилки. Заполняем всю картину.
Срезаем лишние края.
Завершающим штрихом будет оформление панно в раму. В качестве другого варианта оформления можно сделать окантовку с помощью ткани или широкой ленты, закрепленной на кнопки.
Наша картина готова!
Очень часто в технике Кинусайга украшаются крышки от коробок, в результате получаются красивые шкатулки:
Даже ёлочные игрушки можно собирать в технике Кинусайга!
Хотите украсить свой дом необычными поделками? Тогда Вам к нам. Сегодня мы расскажем Вам об очень интересной технике – кинусайга. Кинусайга – это лоскутная техника, которая не требует ни нитки, ни иголки. С помощью данной техники вы можете создавать различные картины и украшать ими стены своего дома. Мастер-класс по изучению техники кинусайге поможет Вам творить красоту своими руками. Хоть это и кропотливое занятие, но результат того стоит!
Также это очень занимательное занятие для детей, с помощью которого вы сможете интересно провести время и развить у ребенка творческое начало.
Мастер-класс по изучению техники кинусайге своими руками
Для того чтобы начать работу над поделкой нам необходимо подготовить некоторые материалы.
- Лоскутки ткани (можно разных цветов).
- Пенопласт.
- Клей ПВА.
- Ножницы.
- Макетный нож.
- Кнопки.
- Акриловые краски.
- Распарыватель швов.
Цветы – очень актуальная тема в стиле пэчворк. Сделать картину из цветов по технике кинусайга совсем не сложно, нужно только следовать нашим указаниям. Мы предоставляем схемы цветов по технике кинусайга и видео материал, который облегчит Ваше обучение и поможет быстрее выполнить работу. Данная поделка внесет разнообразие в Ваш интерьер и станет отличным подарком для дорогого человека. Материалы готовы, и мы приступаем!
На первом этапе роботы над нашей поделкой нам необходимо нарисовать эскиз цветка на белой бумаге. Цветок рисуем на свое усмотрение.
Затем аккуратно прикрепляем нарисованный эскиз к пенопласту с помощью кнопок.
В итоге получаем наш эскиз, перенесенный на пенопласт.
Далее нам предстоит самая опасная часть работы, которую должен выполнять взрослый – нужно макетным ножом прорезать по точкам контур нашей фигуры. Делать это нужно с предельной осторожностью, чтобы не пораниться.
После этого необходимо спланировать из каких цветов будет состоять наша поделка. И начинаем отделку нашего цветка с маленького лепесточка. Для этого необходимо вырезать из ткани деталь с небольшим припуском.
Затем наносим на пенопласт клей ПВА и приклеиваем наш лоскуток ткани.
Если у вас остались излишки ткани, то обрезаем их и аккуратно прям края ткани в основу поделки.
Если для Вас сложно на глаз определить форму лепестка, то можно вырезать детали из нашего эскиза и формировать с их помощью нужного размера детали из ткани с припуском.
После того как наш цветок будет готов необходимо подумать о фоне. Для этого берем ткань белого цвета и вырезаем из нее прямоугольник.
Затем обмазываем пенопласт клеем и приклеиваем вырезанный прямоугольник. Края белой ткани необходимо аккуратно заправлять в прорези в пенопласте.
Фон для картины обычно делается из двух частей. Чем меньше части ткани, тем удобнее делать фон.
По такой же технологии делаем цветочек по другому эскизу.
Но так как сделать фон для второго цветка сложно, то фон можно покрасить красками, что сделает Вашу работу еще более увлекательной.
Наши картины готовы! Теперь вы убедились, что кинусайга пэчворк без иглы – это очень интересное и увлекательное занятие, которым можно заниматься всей семьей.
Видео по теме статьи
В нашем мастер классе вы узнали о кинусайге и что это такое. С помощью, предоставленной нами схемы цветов, вы полностью овладели техникой кинусайга. Мы предлагаем Вам полезный видео материал, который облегчит Вашу работу и станет наглядным пособием. Приятного просмотра!
Пэчворк на пенопласте - разновидность лоскутной техники, которую еще называют «пэчворк без иголки». Лоскутная техника на пенопласте основана на японской технике Кинусайга, основанной в 1987 году. Предприимчивым японцам жаль было выбрасывать старые кимоно из дорогих тканей, вот они и решили найти им нестандартное применение - делать из лоскутов картины. Но стиль Кинусайга предусматривает изготовление картин на дереве, а наш способ - на пенопласте, что намного проще и быстрее.
Лоскутная техника довольно интересна и необычна и наверняка заинтересует многих творческих личностей. Материалы для изготовления картин на пенопласте достаточны просты и доступны:
— тонкий острый нож,
— лист пенопласта (подойдет и пенопласт нового поколения - пеноплекс, а также пару листов пенопластовой потолочной плитки наклеенные друг на друга),
— лоскуты ткани,
— тупой предмет вроде пилки для ногтей (для засовывания ткани в пенопласт),
— фломастер,
— ножницы,
— шаблон будущей картины.
1. Придаем пенопласту нужную форму и размер. Переносим по шаблону рисунок.
2. Прорезаем контуры рисунка острым ножом, глубина прореза - не менее 0,5 мм.
3. Примеряем лоскуты ткани, накладываем на отдельные детали рисунка и слегка заправляем края ткани в прорези пенопласта с помощью пилочки или другого тонкого тупого предмета. Примеряя лоскут, не пытайтесь засунуть его глубоко в прорезь. Лучше отрежьте излишки ткани ножницами и только после вставляйте лоскут полностью.
Проделайте вышеуказанное с каждой деталью картины. Если какие-то детали окажутся слишком мелкими и края ткани будут слишком бахромиться, то промажьте готовую картину клеем ПВА, разведенным с водой в соотношении 1:1.
Обработайте края картины. Рамку вы можете сделать как из лоскутов ткани, так и из дерева (готовую).
Можно ли работать с тканью без иголки, создавая при этом восхитительные панно из кусочков? Да, такое искусство придумано много веков назад.
По названию несложно догадаться, что техника кинусайга пришла к нам с Востока. Как и все японские виды творчества, кинусайга поражает оригинальностью, яркостью и множеством идей, которые можно воплотить, используя несложные приемы. Картины из лоскутов уже успели покорить и европейских рукодельниц. Но не многие знают, как на практике сделать панно из кусочков ткани, не используя ни ниток, ни иголок.
История искусства кинусайга
Как и классический , японская техника кунусайга – это результат экономии. Изначально основным материалом для лоскутной «росписи» по дереву использовали остатки шелка от изношенного кимоно.
Традиционное японское одеяние издавна шилось из самой дорогой ткани, которую могла позволить себе семья. Поэтому просто выкинуть старую вещь ни у кого не поднималась рука. После того, как кимоно изнашивалось, его перекраивали в более мелкие изделия для быта, а из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения жилища.
Основой для настенных панно, выполненных методом кинусайга, служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге, копировали его на доску. После этого по контуру будущей картины делались прорези, в которые заправляли шелковые лоскутки. Так из маленьких кусочков разных расцветок получались объемные предметы, которые вырастали в картины необычайной красоты.
Чаще всего японцы изображали на полотнах пейзажи или замысловатые геометрические узоры. Количество мелких деталей, умелое сочетание цветов, плавные переходы от одного оттенка к другому. Умелые мастера создавали полотна, больше похожие на живопись и даже фотографию, чем на картину из «бросового материала».
Современный пэчворк без иголки
Европейский пэчворк без иголки, или техника кинусайга, имеет свои отличительные черты:
- прикладной характер изделий. Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;
- различные виды тканей. Помимо традиционного шелка, используют хлопчатобумажные и льняные ткани, тонкий флис, бархат. Это позволяет сделать вещи более фактурными и интересными;
- дополнительные элементы декора. Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера хэндмейда решили, что различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.
Основные принципы работы в японской технике
Кинусайга по технике исполнения за много веков не поменялась. Предварительно нарезанные лоскутки ткани накладываются на плоскую подложку или объемный предмет. А их края заправляются в специальные прорези (канавки). В результате сочетания кусочков разного цвета и формы вырисовывается оригинальный сюжет или узор.
Что потребуется для рукоделия
Необходимые материалы:
- Заготовки из пенопласта. Для картин, панно, крышек для коробок используйте листовой пенопласт. Это может быть упаковка от бытовой техники, нарезанная пластами толщиной 1-1,5 см. если вы задумали сделать новогодний шарик, валентинку, пасхальный декор в технике кинусайга, приобретите в рукодельном магазине специальные пенопластовые фигурки.
- Ткани. Чем больше тканей разной фактуры и расцветок вам удастся собрать, тем разнообразнее получатся будущие работы. Не обязательно сразу бежать в магазин и покупать десятки отрезов. Если вы только в начале «лоскутного пути», просто откройте шкаф и проведите ревизию. Таким образом убьете сразу двух зайцев – освободите место для новых вещей и получите огромную стопку материала для творчества.
- Ленты и тесьма любой ширины, декоративные шнуры, кружева, пуговицы. Если вы уже увлекаетесь или другим рукоделием, то все эти элементы наверняка присутствуют в вашей шкатулке. Если это первая работа, то опять оглянитесь вокруг и увидите множество вещиц, которые пригодятся при оформлении будущего шедевра.
- Ножницы. Обязательно должны быть острыми, чтобы нарезанные лоскутки как можно меньше осыпались.
- Клей ПВА для приклеивания ткани к основе для кинусайга.
- Карандаш или тонкий маркер для того, чтобы нанести рисунок на пенопласт.
- Маркер по ткани или швейные мелки для создания контура будущих лоскутков.
- Канцелярский нож, чтобы делать прорези в пенопласте;
- Копировальная бумага.
- Стек (или что-то подобное), которым вы будете заправлять края ткани.
Как сделать первое панно
Когда все инструменты подготовлены, можно начинать создавать картины в технике кинусайга.
- Первый делом нужно определиться с идеей будущего изделия. Проще ориентироваться на фотографии готовых работ, схематичных рисунков. Можно самостоятельно сделать эскиз. Для этого нужно выбрать любую понравившуюся картинку (для начала лучше, если она будет не слишком насыщенная), перенести ее на бумагу и расчертить линиями, которые и будут являться границами разноцветных лоскутков.
- После того как эскиз перенесен на бумагу, схематично обозначьте на нем все используемые оттенки. Одинаковые цвета можно пометить цифрами или значками. Не пытайтесь сэкономить время, пропустив этот шаг. Если в процессе работы будут перепутаны оттенки, то переделка займет гораздо больше минут.
- При помощи копировальной бумаги перенесите контур рисунка на пенопластовую основу.
- Аккуратно сделайте прорези глубиной 3-4 мм при помощи канцелярского ножика. Старайтесь действовать четко по контуру, иначе будущий рисунок тоже будет смотреться неровно. Основа для кинусайга готова.
- На следующем этапе снова возвращайтесь к эскизу. Разрежьте его на кусочки.
- Каждый кусочке бумаги накладывайте на ткань, согласно проставленных номеров, обводите маркером и вырезайте, оставляя припуски 2-3 мм по всему контуру.
- Переходите к основной и самой увлекательной операции. Возьмите один лоскуток, приложите его к нужному участку на пенопласте и заправляйте края в вырезанный контур. Проделывайте эту операцию со всеми кусочками.
- Если вы хотите, чтобы рисунок был слегка объемным, можно воспользоваться наполнителем. Лучше всего для этой цели подойдут обычные ватные диски или тонкий синтепон. Подкладывайте их в один слой под те элементы, которые хотите выделить (например, лепестки цветка или контуры животного или другого предмета).
- После того, как все лоскутки нашли свое место, переходите к украшению готовой картину кинусайга. Чаще всего декоративные элементы прокладывают по тем же местам стыка кусочков ткани.
- Чтобы изделие дольше радовало глаз, а лоскутки крепче держались на подложке, перед накладыванием каждый кусочек можно чуть-чуть промазывать клеем.
Вот такой интересный способ создания картин и декорирования предметов интерьера можно освоить за один день. Японская техника кинусайга подходит как для самостоятельных занятий рукоделием, так и для уроков творчества с детьми. Это замечательная альтернатива привычному и вязаному пэчворку.
Техника отлично подходит для тех, кто на «вы» со швейной машинкой или просто хочет освоить новое дело. Подбирайте необходимые материалы и смело начинайте творить!