Министерство образования и науки Республики Татарстан
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
Конспект занятия
Тема «Фрукты»
Слушатель курсов ПК УЛ3
Багаутдинова Алсу Раисовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №6 «Тургай»
посёлка городского типа Актюбинский
Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
Сроки проведения: 16.09-26.09.
Куратор курсов: Садыкова А. Н.
Набережные Челны 2015
Тема «Фрукты».
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Фрукты»;
Задачи:
1.Формирование и использование в речи обобщающего понятия;
2. Практическое употребление в речи множественного числа существительных;
3.Практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
4.Упражнение в образовании и использование в речи относительных прилагательных;
5.Практическое усвоение и употребление притяжательных местоимений «моя», «мой», «моё» ;
6.Продолжать учить детей составлять сложно- сочинённые предложения;
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук, осязания, внимания, памяти.
8. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение слушать педагога и друг друга.
Интегрируемые образовательные области : коммуникация, здоровье, познание.
Предварительная работа: отгадывание загадок о фруктах в режимные моменты, рассматривание иллюстраций и муляжей, рисование фруктов, придумывание загадок детьми, проведение в режимные моменты различных игр «Какая, какое, какие?», «Угадай по описанию», «Поварята», и т.п.
Демонстрационный материал : компьютер, экран для презентаций, фруктовница, презентация выполненная в программе Power Point по теме «Фрукты» , мешочек для игры, мяч.
Раздаточный материал: муляжи фруктов, трафареты фруктовых деревьев , карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте!
Давайте, сейчас приготовим наши губки, язычки, щёчки для занятия. Выполним зарядку для них.
2. Введение в тему: Учитель - логопед предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек?». Дети по очереди угадывают на ощупь, какой фрукт они взяли в руки.
Как ты узнал, что это персик?
У него есть полосочка, вмятинка на боку.
Игра продолжается по аналогии.
- Ребята, мы сейчас, что доставали из мешочка?
Фрукты.
А где растут фрукты?
Фрукты растут в саду.
На чём растут фрукты?
Фрукты растут на дереве.
Ребята, сейчас положим все фрукты в посуду. Как называется посуда для фруктов, кто знает?
Фруктовница.
Правильно, положим все фрукты в фруктовницу. А вы, ребята, запомните ваши фрукты, в дальнейшем мы с вами поиграем в другую игру, где вам нужно будет, вспомнить какой фрукт был у вас в руках.
Логопед собирает все фрукты в фруктовницу.
3 . Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много» . Демонстрируются слайды с 1 по 12. Дети называют попарно:
Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки и т.д.
4. Развитие мелкой моторики :
Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены,
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения,
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу,
Возвращается к ежатам.
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом).
Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, апельсин - апельсинчик...).
6. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение «Вспомни свой фрукт!».
Сначала, детям предлагается, вспомнить какие фрукты они достали из мешочка.
Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «мой»!
+ «Мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик.
Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моя»!
+ «моя» - слива, груша;
Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моё»!
+ «мое» - яблоко.
7 . Физминутка. “Садовник”.
Мы вчера в саду гуляли, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали. (“Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст)
Яблони белили мы известью, белилами. (Движения правой рукой вверх, вниз)
Починили мы забор, (“Ударяют” молотком)
Завели мы разговор (В круг выходит один ребенок)
- Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
Дам в награду слив лиловых, (Загибают по одному пальцу)
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
8. Преобразование существительного в прилагательное. Игровое упражнение «На каком дереве вырос фрукт?», «Какой сок?».
Логопед с детьми выясняют, на каком дереве выросли фрукты. Для этого дети получают трафареты деревьев, и карандаши. Задание следующее: «Нужно нарисовать на трафарете свой любимый фрукт, и затем сказать полным сложно - сочинённым предложением, какое дерево у него получилось». Например, «Я нарисовал на своём дереве груши, и поэтому у меня получилось грушевое дерево».
Абрикосовый сок приготовили из абрикосов, а грушевый сок – из груш.
9. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Это чьё дерево?».
Учитель – логопед предлагает детям выставить свои деревья на доску.
Ребята, что у нас получилось?
У нас получился фруктовый сад.
А теперь, вспомним у кого какое дерево было? Я буду показывать на дерево, а вы будете угадывать! Это чьё дерево?
Это дерево, Руфинино!
10. Итог занятия.
Ребята, на следующем занятии мы с вами будем уже составлять рассказ по схеме о ваших любимых фруктах.
Занятие окончено, до свидания.
Список используемой литературы.
1.Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие, М.: 2007г.
2. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 1. М.: 2007г.
3. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2. М.: 2007г.
4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно», тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей, 1,2,3., М.: Гном и Д., 2007.
5. О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей», М.: Просвещение, 2005.
6. Интернет сайты: логопед. ru , nsportyal . ru , LogoPortal . ru , Logopedia . bu , ilogoped . ru , logolife . ru .
Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:
«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 53
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга.
Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:
«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.
Составила:
Воспитатель Орлова В.А
Санкт-Петербург
2014
Цели:
Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.
Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.
Совершенствовать навыки рисования и закрашивания цветными карандашами.
Словарь : косточковые, семечковые.
Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.
Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
Воспитывать любознательность.
Оборудование: Фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерев, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши,
листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, картинки с изображением фруктов для гимнастики для глаз. кусочки фруктов наколотые на шпажки для игры, фруктовый сок и мармелад для дегустации.
Ход занятия:
Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовутся просто - … (фрукты)
Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).
Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.
Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»
А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.
Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»
С яблони собирают урожай … чего? Яблок.
С сливы собирают урожай … чего? Слив.
С груши собирают урожай … чего? Груш.
С айвы собирают урожай … чего? Айвы.
С персика собирают урожай … чего? Персиков.
С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.
А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.
Дидактическое упражнение «Найди тень»
Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).
Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»
Дети делятся на команды и по-очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.
А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.
Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»
В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.
Загадки про фрукты
Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие.
(Яблоки)
Они на дереве растут, сухие курагой зовут.
(Абрикосы)
Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет.
(Слива)
На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа.
(Груша)
С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий.
(Персик)
Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям.
Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг...
(Лимон)
Фрукты с косточкой и с семечками
Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения.
Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми.
Косточковые фрукты - это персик, абрикос, слива.
Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.
А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми.
Семечковые фрукты - это яблоки, груши, айва.
Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы.
Польза фруктов
Дети здоровыми растут,
Если фрукты жуют,
Потому что фрукты -
Лучшие продукты.
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Чтобы быть здоровыми,
Ешьте дары садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Что можно приготовить из фруктов?
Из фруктов делают напитки. Может подскажите, какие? Сок, компот, лимонад.
Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.
Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.
Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.
В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.
Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.
Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»
Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.
Из слив варят … какое варенье? Сливовое.
Из груш варят … какое варенье? Грушевое.
Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.
Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.
Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.
А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым мармеладом и фруктовым соком.
Проводится дегустация фруктового сока и мармелада.
После занятия во второй половине дня дети заканчивают свои рисунки (дорисовывают по желанию солнце, траву, корзину и т. п.).
Конспект открытой образовательной деятельности по развитию речи
в старшей группе
тема : « Овощи и фрукты »
Подготовила логопед: Кривогузова О.П.
закреплять в речи детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи»;
учить классифицировать фрукты и овощи;
развивать устную речь, активизировать тематический словарь;
закрепить умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему;
учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
относительные прилагательные от существительных;
развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, мяч, картинки с изображением фруктов и овощей, зеркала, изображения ведра и кастрюли.
Ход занятия
Организационный момент (Разминка)
Утро настало.
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.
Артикуляционная гимнастика (Упражнения выполняются перед зеркалами)
«Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Иголочка», «Часики», «Укольчики»,
«Вкусное варенье».
Сообщение темы занятия
Я подготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
(Муляжи фруктов и овощей раскладываются по тарелкам)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)
Оранжевый нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только оранжевый нос. (морковь)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
С оранжевой кожей
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин)
Этот фрукт на вкус хороший
И на лампочку похожий. (груша)
Посмотрите, что лежит в первой тарелке? Как назовем это, одним словом? (Овощи)
А что лежит на второй тарелке? Назовите, одним словом. (Фрукты)
Кто догадался, о чем мы будем сегодня разговаривать на занятии?
Работа по теме занятия
Давайте вспомним, где растут овощи?
-Упражнение « Опиши овощ »
(Название, цвет, форма, вкус)
Что можно приготовить из овощей?
Как называется салат из моркови? (морковный)
А как называется салат из капусты, свеклы, огурца, моркови, тыквы?
Давайте выйдем на ковер и поиграем.
- Игра « Огород гнома »
Представьте, что мы попали на огород к маленькому гномику и овощи на его огороде, тоже очень маленькие.
Если у нас выросла картошка, то у него … (огурец, помидор, лук, капуста, чеснок, морковь).
ФИЗМИНУТКА
В огород пойдем,(дети идут по кругу )
Урожай соберем. (дети идут по кругу )
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут на свои места)
А теперь расскажите, что вы знаете о фруктах. Где они растут? На чем?
Как называются деревья, на которых растут фрукты?
- Упражнение « Опиши фрукт ». Давайте поговорим о фруктах, какие они?
А теперь я предлагаю вам всем вместе дружно рассказать, о фруктах.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Мы с закрытыми глазами
Фрукты собирали.
Их потрогали, поели –
Сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан,
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое,
Хрустящее и сладкое.
И на вкус приятная
Груша ароматная.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Душистые фрукты»
Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»
Заключительное задание: распределите овощи в ведро, а фрукты в кастрюлю.
Беседа о пользе овощей и фруктов
Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.
А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?
Особенно богаты витаминами овощи и фрукты (угощение детей витаминами)
Итог занятия
Фронтальное логопедическое занятие по теме «Фрукты» (для детей второго года обучения), содержащее авторские задания.
Цель :
- развить фонематическое восприятие, отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Фрукты».
Задачи:
Коррекционные :
- Развитие умения употреблять окончания имен сущ. во мн.числе и в мн. числе род. падежа
- Развитие языкового чутья
- Развитие умения ориентироваться в пространстве
- Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения
- Развитие фонематического восприятие
Образовательные:
- Закрепление употребления в речи детей предлогов «на», «в».
- Расширение глагольного словаря
- Сформировать умение распространять предложения
- Развитие высших психических функций
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал;
- Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.
Оборудование :
- предметные картинки для раздачи детям: груша, яблоко, мандарин, абрикос, апельсин, лимон, персик, гранат, киви, слива, ананас, банан; цветные карандаши: желтый, зеленый, красный для каждого ребенка; фартук(по желанию), натуральные фрукты или муляжи; «банка с вареньем», изображение пирога и упаковка от сока; схемы предложений.
Ход работы
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие детки! У каждого из вас на столе лежит картинка, переверните ее.
Посмотрите, что нарисовано на картинке соседа. Как можно назвать все изображения одним словом?
Молодцы, верно! Сегодня мы будем работать во «Фруктовом мире», в мире, где везде фрукты.
II. Основной этап.
Упражнение 1. Один- много — нет ничего.
Пусть каждый из вас покажет нам картинку, и расскажет, что на ней нарисовано, а потом назовет этот фрукт во множественном числе. А затем скажет, что этих фруктов у нас нет.
У меня ананас. У нас ананасы. У нас нет ананасов.
Упражнение 2. Составление предложений по заданной схеме, с использованием предлогов «в», «на».
Давайте теперь представим, что мама убирает фрукты. Пока я буду вашей мамой (одевает фартук) и буду сливу прятать. А вы будете говорить, что я делаю.
Что она может сделать со сливой?
- Мама кладет сливу на миску.
- Мама убирает сливу в шкаф.
- Мама кладет сливу в вазу.
- Мама прячет сливу в коробку.
- Мама кладет сливу на полку.
Упражнение 3. Отработка предлогов «на» и «в».
Дорогие детки, вот перед вами рисунок и карандаши. Возьмите в правую руку желтый карандаш. Найдите яблоко, которое лежит на спине ежа. Поставьте в центре яблока желтую точку. Какое у нас яблоко теперь будет?
Положите желтый карандаш и возьмите зеленый. Яблоко в пакете у нас будет зеленого цвета.
Где еще есть яблоки? Пусть яблоко, которое лежит на полке в шкафу будет красным. И т.д.
Физкультминутка:
А теперь мы будем с вами поварятами. Оденем колпачки (жест руками).
Будем мы варить компот (вращения руками)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить (руками «режем»)
Отожмём лимонный сок (соответствующий жест),
Слив положим и песок (соответствующий жест).
Варим, варим мы компот (вращения руками).
Угостим честной народ (руки в стороны).
Упражнение 5. Пирог, сок, варенье.
Проверьте, ваши колпачки на месте? И давайте разбираться, как назвать наш получившийся продукт.
Логопед демонстрирует рисунок пирога, банки с вареньем и упаковку от сока, выбирая муляж и спрашивая.
Упражнение 6. Рифмовки.
Ребята, догадайтесь, какого слова не хватает, чтобы получился стишок.
Это наша груша,
Ты ее … (покушай)
Знаю я: в своем саду
Спелых яблочек… (найду)
Очень, очень кислый он,
Называется… (лимон)
Слива синяя и гладкая,
А внутри такая …(сладкая)
Нужен мне всего один
Сладкий, сочный… (апельсин)
Упражнение 7. Согласование глаголов с местоимениями «я», «мы», «он», «она», «они».
Демонстрация поочередно картинок, по которым мы просим детей называть А теперь мы из маленького предложения будем делать большое, длинное (с опорой на схему).
- Я ем яблоко. (Какое яблоко может быть?)
- Я ем большое яблоко. (А еще каким бывает яблоко?) и т.д.
- Мы видим ананас (Какой ананас?).
- Она моет грушу. (Какую грушу?)
- Он режет киви. (Какое киви?)
- Они едят мандарины. (Какие мандарины?)
Картинки для вставки в предложения:
Упражнение 8. Ребята, перед тем как закончить занятие, нам надо выучить стишок.
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
Новикова.
III. Подведение итогов.
Ребята, вы сегодня молодцы! Наше путешествие по «фруктовому миру» подошло к концу. Не забывайте листочки с раскрасками, это ваша награда за труд.
Использованные источники:
- Лычагина О. В. Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем.- Астрахань, 2009
- Дмитриева В. Г. 1000 стихов, считалок, скороговорок и пословиц для чтения в детском саду и дома.- М.: АСТ, 2013. – 496 с.