В возрасте 10 - 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.
Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.
Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.
Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится - значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.
Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» - «Хорошо», «Ты куда уходишь?» - «Мама, отстань, я с ребятами».
Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, "отстань, мама", должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с "хорошими" ребятами, которые плохому не научат.
Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?
Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.
Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.
Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый - уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.
Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю" (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.
Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого - всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство - субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности - системой личностных смыслов.
Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек - девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.
Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.
Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 - 6 лет вперёд.
Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.
В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди - гады!»;
жестокий, сильный, циничный (утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди - мусор», «на дураках воду возят»);
слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.
В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.
Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.
Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие - драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.
И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»
10 лет для девочки (да и для мальчика) это не только «круглая» дата, но и начало кризисного пубертатного (подросткового) периода. Это время, связанное с огромным количеством эмоциональных реакций (преимущественно негативных, поскольку большая их часть спровоцирована непониманием своего состояния).
Возрастные особенности
Большая часть изменений в возрасте 10 — 11 лет происходит на гормональном уровне, также меняется психология. В поведении появляется определённая самостоятельность, постепенно исчезает исключительная зависимость от мамы и папы. Каждый родитель должен отнестись к этому с пониманием и принять тот факт, что у ребёнка есть потребность в общении вне дома и интересы, на которые он может тратить своё личное время (а им ребёнок должен обязательно располагать).
Девочки в 10 лет начинают ощущать себя девушками
Попытки чрезмерно контролировать круг общения и деятельность взрослеющей девочки может обернуться:
- Бунтом, явной демонстрацией неподчинения (сопровождается злостью, агрессией, желание действовать «вопреки» выливается в по-настоящему неразумные и опасные для жизни и здоровья решения).
- Безразличием (игнорирование всех требований матери и отца).
- Условным смирением, которое исчезает, как только ребёнок оказывается вне поля зрения родителей (сопровождается ложью и развитием недоверия к окружающим).
- Истинной покорностью (сопровождается падением самооценки, отсутствием инициативы, склонностью к саморазрушению).
Полностью покорное поведение опасно воспитанием безвольной личности
В каждом индивидуальном случае одна из этих тактик поведения является преобладающей, но в целом они могут чередоваться между собой. Это связано с изменчивостью эмоционального состояния, что типично для девочки в возрасте 10 — 11 лет. Волноваться по поводу подобной нестабильности не следует, нужно лишь по возможности показать, что вы готовы понять своего ребёнка, если он захочет с вами объясниться или решит обсудить своё состояние.
Особенности воспитания
Случается, что имея благое намерение вырастить «приличного человека», родители воспитывают своего ребёнка в условиях многочисленных «должен» и категоричного «нет», не подкрепляемого никакими объяснениями. Наличие таких беспочвенных (с точки зрения детей) запретов очень тяжело переносится взрослеющей личностью, поскольку познавательные процессы всё ещё активны, желание исследовать окружающий мир – тоже и просто родительское несогласие уже недостаточный аргумент, чтобы останавливаться.
Не следует опираться только на запреты
Запомните: объясняйте ребёнку свои решения.
Неважно, девочка это или мальчик – если ваши дети знают, по какой причине вы ждёте от них определённых действий, они гораздо более внимательны к вашим просьбам. Говорите с ними о последствиях возможных проступков. Не о наказании, а о том, чем проступок обернётся лично для них.
Как правильно вести диалог
Нужно уметь разговаривать с ребёнком 10 — 11 лет. Никогда не давите на свой возраст, и не говорите, что вы «лучше знаете». Если знаете, то объясните, если переживаете, то скажите. Покажите ребёнку, что вы не просто родитель, авторитетное, власть имеющее лицо, но и любящий человек, который переживает и старается уберечь от беды.
Если вы считаете, что это и так понятно, то велика вероятность, что вы не правы. Проговаривайте свои причины, своё отношение. Но будьте готовы, что, даже выслушав вас, ребёнок поступит по-своему. Это неизбежно, он получает свой опыт. Вполне возможно, что вы вспылите по этому поводу – это естественно, но обязательно нужно объяснить, что причина вашей злости не в том, что ребёнок сам по себе нехороший и непослушный, а в ваших переживаниях за его жизнь и здоровье.
Нужно научиться разговаривать с ребенком
Также, в процессе общения не следует сравнивать детей с их братьями и сёстрами, либо с чужими детьми. Это заставляет их обесценивать себя и сомневаться в своих способностях. Тем более не нужно на них кричать.
Поймите: именно в способности контролировать себя и проявляется взрослость.
Здесь не имеется в виду, что взрослый человек – это робот. Конечно, все мы испытываем эмоции, но именно по мере взросления приобретается навык самоконтроля. Нельзя требовать подобного от ребёнка, но можно подать ему пример.
Похвала
Сравнивать детей с кем-то нельзя не только в негативном, но и в позитивном плане.
Ошибки родителей в воспитании
То есть, сказать «Ты красивая (умная, добрая и так далее)» будет верно, а вариант «Ты красивая (умная, добрая), как…» — ошибочно. Во-первых, у детей при таком сравнении может появиться ощущение, что они не уникальны, не ценны сама по себе. Во-вторых, есть риск, что возникнет стремление во всём подражать той другой личности, на которую они оказались похожи, что вновь ведёт к потере индивидуальности.
Неполные семьи
В неполных семьях особая обстановка и, если девочка живёт с папой, желательно удостоверится, что у неё есть старшая «подруга» (бабушка, тётя, няня), которая именно со своей, женской, позиции поможет в решении определённых вопросов. Если вы выполняете такую наставническую роль, то отнеситесь к ней со всей серьёзностью, не разглашайте доверенных вам секретов и не высмеивайте пока ещё незрелые решения своей подопечной.
Неполная семья требует особого отношения к ребенку
Вполне возможно, что девочка в 10 лет не осмелится обсудить какую-либо из волнующих её проблем, поэтому следует осторожно «прощупать» обстановку, ненароком затрагивая «сложные» темы и отмечая для себя реакцию. Страх обсуждения связан с боязнью показать свою неосведомлённость, глупость или неловкость. Если вы выяснили, что именно задевает ребёнка, то можете рассказать что-то забавное о себе по этой теме. Пусть он видит, что неудачи и нелепости бывают у всех, и что запретных тем для обсуждения нет.
Дела по дому
Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.
Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.
В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату
Внимание: если ваш ребёнок имеет отдельную комнату, то не нужно пытаться контролировать процесс, качество и частоту наведения в ней порядка.
Лучше вместо этого:
- Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
- Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
- Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).
Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.
Совместный отдых
По мнению большинства родителей, современный ребёнок к 10 годам не интересуется ничем, кроме телефонов, игр и прогулок. Но виноваты в этом не дети, которые зачастую на протяжении долгого времени предоставлены сами себе. У них нет не только привычки, но даже единичного опыта других вариантов времяпрепровождения. Подарите ему такой опыт, займитесь чем-то вместе, договоритесь, что на один день (или хотя бы на несколько часов) вы вместе отложите телефон, телевизор, компьютер и займётесь чем-то другим.
Совместные прогулки и отдых очень сближают
Это не обязательно должен быть «полезный» досуг, можно и подурачится, но по-особенному. Практикуйте совместную творческую деятельность.
Но! Всегда будьте готовы, что ребёнок не согласится с вашим предложением. Ему нужно уметь самому пофантазировать, попробуйте договориться. Можно чередовать дни, когда занятия планирует ваш ребёнок, а когда вы сами. Не пытайтесь корректировать её планы под свои потребности, дети это чувствуют и могут серьёзно обидеться или потерять мотивацию. Но делать разумные замечания относительно практических моментов в спокойной не критикующей форме можно и даже нужно.
Уважение
Родители, желающие добиться уважения от своих отпрысков должны понимать, что здесь также действует сила личного примера. Не нужно потакать всем капризам ребёнка, но относиться к нему уважительно — обязательно.
В целом, для девочек свойственно более тактичное поведение и большее чувство ответственности. Они легче, чем мальчики, понимают чужую точку зрения, а следовательно и уважительное (как и сострадательное) отношение к окружающим свойственно им в большей степени.
Психология
В 10 — 11 лет девочкам может быть интересна психология. Поддержите это увлечение, попробуйте вместе разобраться в своём внутреннем мире. Читайте соответствующую литературу, наталкивайте ребёнка на размышления о своём внутреннем состоянии. Самопознание, саморазвитие – это именно то, что позволит ребёнку развить уверенность в себе, благополучно социализироваться.
Психологическая помощь родителей поможет ребенку разобраться в себе
Как сказала одна дочь своей маме на вопрос о том, как нужно вести себя с детьми в 10 лет: «Будь искренней и естественной. И не загружай излишней информацией».
Заключение
Универсальных законов того, как должен воспитываться мальчик или дочь в 10-11 лет (да и в любом другом возрасте) не существует. Просто будьте внимательны к своим детям. Это на самом деле отдельные личности, которые априори ничего вам не должны. Но если вы захотите, то сможете стать им надёжным другом и прекрасным учителем. Тогда они будут прислушиваться к вам, и помогать по собственной воле, а не из-под палки, а это, согласитесь, гораздо приятнее.
В этой статье:
В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.
Дело в том, что многих возрастных особенностей детей этого возраста родители не понимают.
Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.
Конец детства
Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.
У этого возраста
присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:
- подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
- поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
- среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
- обращается к родителям за помощью.
Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.
Психологические особенности
Взросление - процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие - отрицательные - хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет - тоже непростой возраст.
Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.
Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.
Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.
Общие проблемы всех подростков
Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:
Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.
Как могут помочь родители
С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет - впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка - так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей.
От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться - бесценно.
Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы - взрослый и мудрый - не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.
Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в этом возрасте:
- что для вас было важно;
- как реагировали родители на ваши проблемы;
- к кому вы шли за советом.
Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:
- говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
- больше рассказывайте о себе в его возрасте;
- не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
- занижать перед ребёнком значимость его проблемы - ошибка;
- не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
- внимательно следите за изменениями характера ребёнка.
Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.
Воспитание мальчиков — сложный процесс и психология в этом деле играет не последнюю роль. В древние времена воспитание детей было направлено на выживание, именно поэтому мальчики были выносливыми и смелыми. Их с первого года жизни учили владеть оружием и переносить любые трудности. Каждая вторая семя была многодетной, и за всеми детьми уследить не получалось. Малыши раньше становились самостоятельными от отсутствия воспитания. От 6 и до 12 лет, воспитание было делом отца.
Сегодня, мамы воспитывают в мальчиках, в первую очередь, послушание и терпимость. Они ставят за цель воспитать сильного мужчину, но получается в точности до наоборот.
Почему так происходит? Все дело в том, что психологически мальчики кардинально отличаются от девочек. Они видят мир по-другому, и если мать подстраивает сына под свое виденье, она подавляет в нем мужскую сущность.
Как уже говорилось в наших статях, в воспитании мальчиков, отец играет большую роль и является предметом для подражания. К сожалению, темп жизни не позволяет много времени проводить вместе с ребенком и малышу не хватает внимания папы. Чтоб это компенсировать, в 10 лет он начинает искать внимание других мужчин (дедушки, дяди), но эти примеры могут оказаться нехорошими.
Отец должен прививать сыну правильные понятия и принципы. Это возможно, лишь в том случаи, если папа был с ребенком с первого года, и малыш уважает его. У дошкольников формируются черты характера и привычки, именно в этот период воспитание отца будет, уместным.
Вместе с этим ищут и читают:
Постарайтесь поддерживать и подбадривать ребенка, помогать ему, преодолевать препятствия.
Важно! Ни в коем случаи не ругайте ребенка за неудавшуюся попытку помочь, ведь он искренне хотел принять участие в делах отца, а в результате понял, что инициатива наказуема.
Для того чтоб ваш маленький герой вырос настойчивым и уверенным в себе, мальчика нужно привлекать к мужским занятиям, не отбирая у него молоток, во избежание последствий. Лучше проследить за деятельностью ребенка и заслуженно его похвалить, чтоб он чувствовал свою значимость.
Мать часто и безосновательно хвалит малыша, тем самым проявляя свою безусловную любовь, сын привыкает к этому и перестает стараться. Похвалу отца нужно заслужить и по пустякам радовать малыша теплыми словами не стоит, но значительные достижения должны поощряется. В маленьком возрасте это может быть даже проявление выносливости в подъеме на горку.
Чем больше вы позволяете парню делать самостоятельно (немного помогая ему), тем быстрее он научиться и поймет, что многое может, без постороннего вмешательства.
В 10–12 лет мальчики ищут лидера среди своего окружения и лучше, чтоб отец до этого времени, стал авторитетом для парня. Несомненно, это кропотливая и трудная работа, на протяжении всего детства, но хорошее воспитание того стоит.
Чрезмерная опека матери
Многие мамочки стараются защитить свое чадо от всего на свете, они контролируют каждый шаг мальчика с первого года и запрещают ему буквально все. Впоследствии жалуются, что ребенок боится спать в своей комнате или не может пройти через темный коридор. Ничего удивительного в этом нет, ведь постоянно подавляя его стремление к исследованиям, мать не дает ребенку понять истинную опасность.
Мальчику нужно пространство для проявления смелости и терпимости. Не стоит бежать к малышу при первом его падении. Обратите внимание, если малыш заплачет, он нуждается в вашей поддержке и ее необходимо ему дать. Если же парень не станет капризничать, стоит его похвалить и указать на его терпение к боли и выносливость. Неоправданную жесткость воспитания тоже применять не стоит.
Чрезмерная опека матери – распространенное явление. Мама боится за свое чадо (особенно если сын единственный ребенок в семье) и хочет уберечь его здоровье. Все же за этим скрывается эгоизм, ведь воспитывая сына для себя, мать лишает его силы воли. В результате парень страдает в школе от более сильных обидчиков и к тридцати годам живет с матерью, без каких-либо стремлений. Есть и другой сюжет, более сильные по характеру мальчики взбунтуются, и мать будет, не в состоянии с ними справится. И попытки отца исправить ситуацию будут тщетны. Психология мальчиков отличается от девочек и мама не должна навязывать парню свои идеалы.
Для того чтоб сын был истинным защитником в будущем и стремился к лидерству, матери нужно позволить малышу принимать решения самостоятельно. Пусть это будет выбор штанов на улицу или блюдо на завтрак, но он почувствует, что его мнение учитывают. Он должен рассчитывать на свои силы и в разных ситуациях со сверстниками.
Важно! Не стоит пугать ребенка жуткими монстрами или чудищами, которые скрываются в темноте и придут, если он будет плохо себя вести, ведь от этого парень не будет проявлять смелость, а лишь перестанет заходить в темные комнаты или потребуется консультация психолога.
Мамы и бабушки часто балуют дошкольников, вместо того чтоб воспитывать выносливость, они позволяют валяться весь день на диване за просмотром мультфильмов. Это плохо скажется не только на самодисциплине парня, но и на его физическом развитии. Мама должна приучать парня к активному времяпровождению и здоровым физическим нагрузкам, учитывая его возрастные особенности. Он не научится выносливости без регулярных занятий спортом.
В 10–12 лет парни будут доверять матери и показывать свою любовь лишь при правильном воспитании. Теплые отношения будут результатом умеренных ограничений и возможности проявить себя. Мужчина 12 лет будет уважать маму, и благодарить ее, ведь вместо запретов, она способствовала его достижениям.
Видео: Аспекты воспитания сына
Воспитание мальчика без отца
Воспитание мальчиков и особенности матери, которая растит сына самостоятельно, заставляет ее посещать психолога с проблемами в воспитании. Им требуется консультация, когда сыну уже 12 лет, и они не в состоянии с ним справится. В этом возрасте изменить что-то сложно, ведь фундамент заложен и многие привычки сформированы.
Начинать задаваться вопросом воспитания в одиночку стоит с ранних лет, или с того момента, как отец покинул вашу семью. Помимо развода, мальчики остаются без отца вследствие его смерти, что и так наносит им большую травму. И теперь роль обоих родителей ложится на хрупкие плечи женщины.
Помимо того, что матери нужно зарабатывать деньги для семьи, так еще и уделять внимания домашним делам. Времени остается невероятно мало, но ребенку необходима забота и внимание.
Важно! Первое, следует понять, что без мужчины, воспитание самодостаточного и уверенного в себе парня невозможно. Это должен быть другой близкий член семьи или тренер.
Постарайтесь привлечь дедушку или дядю к воспитанию малыша, или хотя бы иногда проводить с ними время. Естественно, они не заменят отца, но смогут компенсировать мужское внимание. Не стоит перелаживать свои обязанности по дому на мальчика. Естественно, вам трудно, и стоит поощрять его инициативу в этом, но не заставлять.
Дошкольников можно отправить на разноплановые секции, в которых преподает мужчина или с исключительно мужским коллективом (бокс, футбол). Подберите занятия, учитывая особенности малыша. Там мальчик научится выносливости и взаимодействию с другими ребятами, определит свое место в коллективе. Парню в 5 лет нужно выплескивать много энергии, и не стоит запрещать ему, весело носится по дому и кричать в свободное время.
Достижения для мужчин безумно важны в любом возрасте и будь это малыш 3-го года жизни или 12 лет, получая похвалу за успех, они стремятся к большему. Спорт поможет реализовать это желание, но матери необходимо интересоваться всем, что делает ребенок. Постарайтесь выучить игроков его любимой команды, если это футбол или запомнить основные правила и название ударов, если это тхэквондо.
Главное, искренне радоваться его умениям и ездить на соревнования, чтоб парень видел вашу заинтересованность. Для мальчиков не менее важно всеобщее признание, они обожают внимание и заслуженную похвалу. Матери нужно способствовать этому в первые годы. Дошкольников с третьего года жизни можно привлечь к простому физическому труду (помочь принести тетрадки воспитательнице или подать стул девочке). Также стоит воспитывать из мальчика джентльмена, который с удовольствием уступит девочке или пропустит ее вперед. В 10–12 лет это отразится и на отношении к маме, ведь она тоже женщина и заслуживает внимания.
Разумеется, все мальчики разные и при их воспитании стоит учитывать главные особенности. Не стоит игнорировать советы психолога в трудных ситуациях, ведь не всегда ребенок спокойно относится к уходу отца и ему необходим, профессиональный подход.
Даже самые послушные дети периодически могут кардинально изменить свое поведение. Чаще всего такие переломные моменты наступают во время психофизиологической перестройки организма. Один из самых трудных для родителей периодов, это подростковый возраст. И если раньше мамы и папы с минимальными нервами могли успокоить ребенка, то что делать если ребенок нервный и непослушный в 10 лет знают немногие.
Психологические особенности детей в 10 лет
Данный период знаменуется началом проявления подросткового максимализма, как у мальчиков, так и у девочек. У детей в этом возрасте рушатся и кардинально меняются представления о мире и себе. При этом все вокруг для них представлено крайностями: если кто-то хороший, то он возносится до кумира, неприязнь или плохое отношение может встречать абсолютную агрессию.
Помимо этого, дети в 10 лет остро нуждаются в таких социальных явлениях, как минимум на уровне семьи:
- искренность отношений;
- уважение своих интересов;
- четкое восприятие близкими ребенка как личности;
- достаточный уровень внимания и демонстрация подлинной любви родителей.
На этом этапе, как девочки, так и проявляют много агрессии. Это своеобразный универсальный способ защиты от психологического и физического насилия, а также отчаянная попытка обратить на себя внимание. Кроме того, именно в это время начинается раннее половое созревание и проявление некоторого интереса к разности полов. При этом любопытство носит скорее общеобразовательный характер и практически исключает глубокий сексуальный подтекст.
Ввиду появления интереса к противоположному полу, как , так и у девочек вызывающее и агрессивное поведение является способом привлечения необходимого уровня внимания. Особенно часто и бесконтрольно проявляется нервозность в случае его острого недостатка, как дома, так и в школе. Для понимания своей важности детям необходимо чувствовать любовь и заботу. Но, одновременно с этим как мальчикам, так и девочкам важно утвердить свое «я» и добиться восприятия себя взрослыми как имеющего право на голос и мнение человека.
Основные причины непослушания в 10 лет
Главными причинами возникновения ярких вспышек агрессии и осуществления преднамеренных подлостей, является чувство своей ненужности родителям и окружающим. Ребенок ощущает себя нелюбимым, глубоко одиноким. Даже при острых агрессивных реакциях, их основной смысл – привлечение внимания и поиск поддержки и доли понимания глубоких проблем.
Довольно часто у детей этого возраста отмечается не только агрессия, но и частый плач, переходящий в истерики. Явление возникает не только у девочек, но и у мальчиков. При этом нередко сам ребенок не способен объяснить причины подобного поведения. Все это является следствием гормональной перестройки организма, в совокупности с острой необходимостью самореализации.
Весьма часто приступы нервозности и плача возникают при желании проявления самостоятельности и попытках устранения ряда существующих запретов или ограничений, а также для уменьшения зоны родительского контроля. Детям важно иметь возможность осуществления самостоятельного выбора в элементарных вещах, высказать свое мнение и ощутить свою значимость и полезность.
Методы устранения агрессивного поведения детей 10 лет
Для эффективной работы по устранению нервозности и непослушания мальчиков и девочек в возрасте 10 лет, родителям важно понимать в первую очередь то, что даже самые отвязные хулиганы и истеричные малыши остро нуждаются в любви, понимании и поддержке. Сам принцип устранения агрессии основан именно на этих потребностях детей.
Изначально любому малышу необходимо помочь выплеснуть скопившиеся эмоции. Однако важно научить его делать это не на людях и одушевленных предметах. Пусть кроха побьет подушку, расскажет о проблеме. Важно не проявлять в данный момент агрессии и разговаривать с ребенком нормальным голосом.
В том случае если истерики и капризы происходят не по причине плохого самочувствия ребенка, их необходимо максимально игнорировать. Ни в коем случае нельзя потакать таким капризам или отвечать агрессией, в результате спокойствия родителей малыш поймет, что такие «концерты» не имеют смысла
Стоит отметить, что в ходе споров взрослым и ребенку важно найти компромисс, а не задавливать малыша своим авторитетом. Любой разговор, особенно воспитательный должен вестись на равных. Для этого маме или папе необходимо присесть, чтобы ребенок был практически на той же высоте и не чувствовал своего ущемления.
Если ребенок везде ведет себя плохо
Чаще всего попытки самоутверждения происходят , или в кругу самых близких родственников. Однако если ребенок нервный и непослушный не только дома, но и , в первую очередь необходимо выяснить истинную причину такого поведения. Возможно она скрывается в присутствии каких-либо страхов или неприятных субъектов, периодически наносящих обиду.
Что делать если ребенок нервный и непослушный в 10 лет везде? Проявления острой и бесконтрольной агрессии везде, часто носят глубокий характер и могут быть проявлениями скрытых нарушений в работе центральной нервной системы. Поэтому систематическое нервозное поведение нередко требует помощи детского психолога. При этом, часто основная проблема кроется во внутрисемейных отношениях и принципах общения и взаимоуважения. Поэтому для устранения негативных факторов может потребоваться и семейный консультант.