Лезгины обладают зажигательным и импульсивным характером, но это касается только темперамента, и лезгинская свадьба не исключение. А вот к выбору возлюбленной этот народ подходит с особой тщательностью.
Молодой человек, определившись с выбором суженой, должен рассказать об этом решение своей семье. Но сам об этом не сообщает, за него это делает либо брат, либо друг. Назначается домашнее собрание, на котором принимается решение, достойна ли девушка, отчего дома. Если совет принял положительное решение, начинается процесс сватовства.
К родителям невест посылают почтенного лезгина, на которого возлагается миссию прошения руки и сердца. Илчи или сват трижды предлагает матери девушки отдать за своего подопечного. И только на третий раз родители принимают решение. Положительным ответом служит специально испеченный хлеб, который она преподносит свату.
Соглашение
После обоюдного согласия сторон, собирается повторный домашний совет с приглашенными родственниками. Гости собираются и дарят презенты и выбирают делегацию, которая пойдет договариваться о нюансах предстоящего события.
В жилище к будущей семье приходят с дарами для избранницы-обручальное кольцо, пара нарядов, обувь и угощения это начальный аванс перед калымом. После обсуждения условий свадебной церемонии, через несколько дней отправляют оставшуюся часть выкупа. В эти дни в обоих домах проходят праздничные обеды, куда созывается все родственники, и соседи которых оповещают о будущем меропириятии. После этого обручение считается оконченным.
Процесс свадьбы
Лезгинские свадьбы и подготовка к ним занимают много времени от нескольких месяцев до пары лет. Это событие готовится с особой тщательностью, и предусматриваются все нюансы. Лезгинская свадьба в селе не подразумевает никаких оплошностей, готовится план мероприятия, которому все строго следуют.
Свадебное тожество намечается на воскресенье или четверг, по старым поверьям это самые благополучные дни для бракосочетания.
Лезгинская свадьба подразумевает и красивое приглашение на свадьбу. Член семьи со стороны невесты ходит по домам и лично сообщает о приглашение на торжество. Выбирают обычно сестру девушки, она в подвенечном платье с подругами приглашает односельчан, а в замену за ее труд одаривают презентами.
Перед свадьбой молодой человек купается в реке и надевает национальный костюм. Празднует свою свадьбу он у одного из родственников в тесной дружеской компании.
Во время праздничного застолья дом делится на две половины: мужскую и женскую. Только на время танцев мужчины и женщины собираются. Танцевальным вечером руководит специальный человек, который распоряжается выбором мелодий к празднику. Конечно самый популярный танец это лезгинка. Во время лезгинки мужчины стараются перед друг другом выделится и произвести впечатление на женскую половину. Считается, чем ниже сможет сесть лезгин во время танца, тем он сильнее.
Официальное бракосочетание происходит в окружение пяти человек и проходит за несколько дней до торжественного застолья. Так что девушка вступает в дом к мужу законной супругой.
Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Мадлена Гаджиева
Лезгины. История, культура, традиции
Посвящаю горячо любимым родителям – Гаджиеву Нариману Гаджиевичу и Лачиновой Закие Магомедкасумовне в знак признательности за привитую любовь к своему народу.
Лезгины
Как-то мы с племянницей моей Закией читали книжку об истории Древнего мира. В ней рассказывалось о Египте, Китае, как возникли Древний Рим, Греция и другие страны, как жили разные народы. И тут Закия мне говорит: «Эме (тетя), мы же лезгины. Расскажи про лезгин! Когда они появились, как жили раньше? Во что одевались лезгинские девочки и чем играли мальчики? Вот у монголов был Чингисхан, а кто среди лезгин прославил наш народ? Расскажи, эмешка!»
Позвала она своих братьев Арслана и Мохамада, устроились все трое удобнее и стали слушать.
История лезгин
Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.
История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.
Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!
В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).
На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.
Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.
Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.
В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».
В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.
Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.
Мухаммад Ярагский
В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.
Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.
В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.
Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.
Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.
История - тарих .
Эпоха - девир .
Мир - дуьнья .
Земля - чил .
Родина - ватан .
Страна - уьлкве .
Государство - гьукумат .
Народ - халкь .
Люди - инсанар .
Нация - миллет .
Неприятель - душман .
Крепость - кьеле .
СПРАВКА
В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.
Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.
Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.
Как жили и чем занимались лезгины?
Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.
В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.
Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.
Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.
После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.
Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта ) клали чуреки, масло, сыр, халву.
Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.
С конца XIX – начала XX вв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.
Гора - дагъ.
Река - вацI.
Лес - там.
Дерево - тар.
Трава - векь.
Цветок - цуьк.
Животное - гьайван.
Корова - кал.
Овца - хеб.
Лошадь - балкIан.
Волк - жанавур.
Заяц - къуьр.
Лев - аслан.
Тигр - пеленг.
Лиса - сикI.
Медведь - сев.
Тур - суван яц.
Птица - нуькI.
Орел - лекь.
Сокол - кард.
Соловей - билбил.
Ласточка - чубарук.
Ворона - пехъ.
Птенец - шараг.
Курица - верч.
Бабочка - чепелукь.
Жук - пепе.
Кузнечик - цIицI.
Муравей - цвег.
Паук - хушракан.
Рыба - балугъ.
Лягушка - къиб.
Червяк - шар.
Ремесло
Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире. Мы называем это ремеслом.
Мы не стоим на месте: учимся творить, изобрели новые материалы. Но, уходя вперед, дети, не забывайте о прошлом. Взгляните, как трогателен этот ковер, сотканный вашей прабабушкой! Какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Поэтому никогда не умрет ремесло. И всегда будут стучать молоточками чеканщики, прясть ковры пряхи, расписывать вазы художники. И труд ремесленников всегда ценится высоко.
У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство – традиции. Ремесло – это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику.
Самое широкое распространение у нас имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.
Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. Это даже младше тебя, Закия. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14–15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления! Даже пословица такая есть: «Пара рушар – пара гамар, пара гадаяр – пара балкIанар » («Если много девочек, то семья будет богата коврами, если много мальчиков, то богата лошадьми»). Если девушка не смогла приготовить столько ковров, то сваты говорили ей: «Да какая из нее выйдет жена! Не смогла справиться с тремя коврами, как будет справляться с хозяйством?»
Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.
В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники.
А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик.
Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.
Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.
С давних времен лезгины владели гончарным искусством. Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике занимают благодаря своим высоким декоративным качествам блюда, кувшины, изготовленные в селении Испик. Наши предки еще в XV веке освоили технологии, опережающие другие народы на многие столетия.
Одно из самых древних ремесел у лезгин – кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом – дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы – чатухъан , которые изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага и сахара) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески!
В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы.
Ремесло - пеше.
Работа - кIвалах.
Труд - зегьмет, кIвалах.
Мастер - устIар.
Ковер - сумах, халича.
Палас - рух.
Узор - нехиш.
Цвет - ранг.
Рисунок - шикил.
Железо - ракь.
Ружье - тфенг.
Меч - гуьрз.
Нож - чукIул.
Топор - якIв, нажах.
Молоток - кIута.
Пила - мешер.
Лопата - пер.
Колесо - чарх.
Ножницы - мукIратI.
Игла - раб.
Щипцы - хих.
Керамика - хъенчIин къаб.
Кувшин - квар.
Ложка - тIур.
Миска - кур.
Ювелир - заргар.
Золото - къизил.
Серебро - гимиш.
Сережка - япагьан.
Кольцо - тупIал.
Одежда
До трех лет детям надевали различные обереги – амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник – хириган . Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок – мурцан цуьк . Он состоял из 12 разноцветных лепестков – по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед.
Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи.
С конца XIX в. у лезгинок появились платья – булушка . Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Помните, мы видели старинные наряды лезгинок в нашем краеведческом музее?
Волосы женщины прятали под чутхой – плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки – шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно с точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками.
Лезгинские женщины носили много серебряных украшений – кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. Серебро – особый металл, который может собирать плохую энергию и сам очищаться от нее.
Красота женщин вместе с другими признаками (стройность, черные глаза и брови) определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой. Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй » («Чтоб ты с одной косой осталась»).
Красота - гуьрчегвал.
Волос - чIар.
Брюки - шалвар.
Папаха - бапIах, бармак.
Платок - шал.
Косынка - пIипI.
Рубашка - перем.
Воротник - хев.
Носки - гуьлуьтар.
Платье - партал, булушка.
Ткань - парча.
Шуба, дубленка - кIурт.
Варежки - бегьлеяр.
Пища
Что ели наши предки?
В основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом – больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма (домашняя колбаса), мучное.
Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба – хьар, тандыр или садж . Хлеб в основном пекли из пресного теста – он дольше сохраняется свежим. Из дрожжевого теста готовили комба – вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, овечьего сыра, лука. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей.
Другой вид пирогов – афарар – делали в основном весной, летом и осенью. Тесто тонко раскатывали и начиняли зеленью, тыквой или творогом. В общем, те же самые чуду, которые вы любите, только приготовленные из горных трав и на огне. Объедение!
Ну и, конечно, хинкал во всех его видах – тонкий или с начинкой из мяса, творога, свежей зелени и даже вишни. У лезгин хинкалы с начинкой называются пичекар . Это те же курзе или пельмени.
Широко распространено было толокно (сав ) – мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики. Получалась питательная и вкусная еда, поэтому сав брали с собой в дорогу, так как он долго сохранял вкусовые качества.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Это древнее блюдо у лезгин называется хешил – каша из пшеничной муки. Когда научились печь хлеб, хешил , как ритуальное блюдо, готовили при рождении ребенка.
Варили хешил так. Сначала воду кипятили, затем снимали кастрюлю с огня. Отливали немного воды. В кастрюлю клали муку и мешали до образования густой кашицы. После этого доливали кипяченую воду и ставили на огонь. Через час вновь мешали, снимали кастрюлю с огня, выкладывали готовую кашу на медное блюдо, а посередине делали углубление, куда наливали масло, мед, молоко.
Помню, когда мы были маленькими, мама готовила хешил по воскресеньям. Нам было интересно наблюдать – хешил разбухал прямо на глазах, а когда варился, булькал, он казался нам каким-то космическим пришельцем. Надо попросить бабушку сварить вам хешил , попробуете. Знаю, понравится.
Еще при рождении ребенка обязательно готовили исиду – халву: растапливали сливочное масло, смешивали с пшеничной мукой, затем все это жарили до появления аромата и добавляли мед. Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей.
Из напитков у лезгин был распространен тIач – приятный на вкус кисловатый напиток. Для него особо готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами (теплыми овчинными шубами). Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Для приготовления тIач муку разбавляли водой и размешивали до образования жидкой кашицы. Затем добавляли закваску – такую же кашицу, что оставили с предыдущего раза. Квасили тIач вечером, а утром варили на медленном огне, постепенно помешивая. Затем разливали в тарелки, добавляли толокно и ели.
Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле.
Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач .
Хотя тIач отдает немного хмелем, из него не делали алкогольных напитков.
И вообще, хмельные напитки у лезгин не имели распространения. Пили родниковую воду, молоко, кефир (маст ).
Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость – сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно.
Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате – хзандин кIвал (семейная комната). На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос (сини ) с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку. И из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым.
Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился. Вот такие были строгие обычаи.
Когда приходил гость, мужчины обедали отдельно в гостевой комнате, а женщины – позже в хозяйственной. Выражаясь современным языком, мужчины – в зале, женщины – на кухне.
Готовя еду, женщины соблюдали ряд правил: чтобы руки были чистыми, ногти подстрижены, волосы на голове спрятаны под чухтой . Посуда содержалась в чистоте, продукты для обеда были свежими и чистыми.
Считалось большим позором для хозяйки, если в пище обнаруживалась какая-нибудь посторонняя вещь.
Когда выбирали невесту для сына, у соседей или знакомых спрашивали, аккуратно и вкусно ли готовит ее мать. Поэтому женщины-хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии.
На свадьбу, помимо плова, исида , шашлыков, афарар и кумба , готовили традиционное блюдо шурва . В большие медные тридцатилитровые казаны клали мясо, заливали водой доверху и варили 3–4 часа. Затем добавляли острые приправы, позднее стали класть картофель и томаты. Получалось очень вкусно. До сих пор в лезгинских селах на свадьбах шурву обязательно готовят.
Хочу рассказать вам еще про один хороший обычай наших предков. В семье, где умер человек, сами хозяева ничего не готовили. О еде для членов семьи и приходящих выразить соболезнование заботились родственники и соседи. Вот в таком духе взаимопомощи и добрососедства жили лезгины.
Когда наступало время, называемое хиб (с 21 февраля по 6 марта), отмечался праздник Хидир неби . Это единственный лезгинский праздник, во время которого готовились специальные блюда. Он очень древний и связан с языческим культом огня. Хидир неби – своего рода лезгинский Прометей, когда-то даровавший людям огонь, поэтому так и почитаем.
Праздник начинался рано утром 21 февраля. От каждой семьи выделялось по 1–1,5 кг пшеницы и паре сушеных ног барашка. В каждом квартале села, в одном из дворов, устанавливали большие медные котлы. В них в течение 6–7 часов варили пшеницу и ножки, иногда добавляя горох. К концу варки этого блюда – гитI – каждая хозяйка приносила по небольшому глиняному кувшинчику (цIиб ) молока и выливала в гитI .
Еда получалась очень вкусной. Когда кушанье было готово, одна из уважаемых женщин раскладывала гитI по специальным глиняным тарелкам хейре , а остальные женщины разносили по домам своего квартала.
После этого до 6 марта почти ежедневно во всех семьях готовили гитI . И каждая хозяйка старалась угостить побольше соседей и гостей, говоря при этом: «Хидир небидин пай хьуй », т. е. «Это кушанье я даю, поминая Хидир неби ».
Вода - яд.
Мука - гъуьр.
Тесто - тини.
Хлеб - фу.
Соль - кьел.
Сахар - шекер.
Масло - чIем.
Молоко - нек.
Сметана - къаймах.
Творог - мукаш.
Сыр - ниси.
Мясо - як.
Крупа - чIахар.
Каша - хапIа.
Рис - дуьгуь.
Плов - аш.
Яйцо - кака.
Яичница - къайгъанах.
Абрикос - машмаш.
Виноград - ципицIар.
Изюм - кишмишар.
Вишня, черешня - пIини.
Клубника - некьияр.
Яблоко - ич.
Груша - чуьхвер.
Персик - шефтели.
Перец - истивут.
Огурец - афни.
Тыква - къабах.
Посуда - къапар.
Блюдце - ленбек.
Чашка - бади.
Праздничный обед устраивали, например, во время Навруз байрама, или, как его называли лезгины, Яран сувар (22 марта). Этот праздник считался весенним и одновременно праздником Нового года. В этот день во всех семьях готовились вкусные мясные блюда и афарар из зелени. Обязательно угощали соседей, гостей, прохожих.
В месяце Рамазан строго соблюдался пост. Пост держали все – и взрослые, и дети, начиная с 10-12-летнего возраста.
По окончании Рамазана лезгины, как и все мусульмане, устраивали праздник Ураза-байрам (лезгины этот праздник называли Сив хьун сувар ). А также Курбанд сувар (Курбан байрам). Отмечали торжественно, резали барана или корову. Вы знаете, что эти праздники отмечаются и в наше время.
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Культура и традиции лезгинского народа МКОУ «Интернат сирот» г.Махачкалы Рамазанова Нина Саржановна
2 слайд
Описание слайда:
Лезги́ны (лезг. лезгияр) - один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане Античные авторы называют лезгин именем «леки», грузинские «лекеби», арабские - «лакз». Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана, являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики. В Дагестане они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и Хивский районы, а также проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года лезгины составляют 13,3 % населения Республики Дагестан
3 слайд
Описание слайда:
Доля лезгин по районам и городам России (по переписи 2010 года) (указаны муниципальные образования, где доля лезгин в численности населения превышает 5 %): Долялезгин по районам и городам России муниципальный район, городской округ Субъект РФ % лезгин Сулейман-Стальский МР Дагестан 98,6 Ахтынский МР Дагестан 98,5 Курахский МР Дагестан 98,4 Магарамкентский МР Дагестан 96,1 Докузпаринский МР Дагестан 93,5 Хивский МР Дагестан 38,9 ГО город Дербент Дагестан 32,9 ГО город Каспийск Дагестан 21,4 ГО город Дагестанские Огни Дагестан 17,9 Дербентский МР Дагестан 17,3 ГО город Махачкала Дагестан 12,7 ГО город Южно-Сухокумск Дагестан 10,3 Рутульский МР Дагестан 9,3 ГО город Избербаш Дагестан 7,8 ГО город Покачи Ханты-Мансийский 5,5 Хасавюртовский МР Дагестан 5,3
4 слайд
Описание слайда:
История лезгин Согласно источникам, начиная с первой половины XIII в.,область, населённая народами лезгинской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна под названием Лезгистан. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана». В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.) восставшие захватывают территорию Ширвана со столицей в Шемахе. В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха, созданное им государство распадается на ряд мелких ханств. В XVI-XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-пара, Курах-дере, Алты-пара, Докуз-пара, Тагирджал). Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство, кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже Кюринского ханства, лезгины-самурцы образовали «самурские вольные общества» Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. Другая часть закавказских лезгин были в составе Шекинского ханства. В 1812 году лезгины-кюринцы вошли в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ. Лезгины-самурцы в 1839 году включены в состав Самурского округа. Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии. В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан(независимой, либо как автономия). 7 июля 2012 году, лезгины были приняты в UNPO. А в 2014 году, лезгины были приняты в Федералисткий Союз Европейских Национальных Меньшинств.
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Религия Верующие лезгины исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба, меньшинство ханафитского мазхаба. Исключение составляют жители селения Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, которые являются шиитами (джафаритский мазхаб).
8 слайд
Описание слайда:
9 слайд
Описание слайда:
Культура и быт В материальной культуре заметно влияние Азербайджана, особенно у лезгин живущих в Азербайджане. В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар. Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского, расположенный по сей день в ггороде Дербенте. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.
10 слайд
Описание слайда:
Лезгины создали богатый фольклор: эпос "шарвили", богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы Известно творчество поэтов-ашугов 19 в. Национальные музыкальные инструменты: чунгур, далдам,саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной культурой - Лезгинка, народный танец лезгин, распространенный по всему Кавказу.
11 слайд
Описание слайда:
Лезгины, танцующие лезгинку. с. Ахты, Дагестанская область, 1900 г. Картина известного русского художника Василия Верещагина«Лезгинка» (1867 г.) Лезгинка - лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа. В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» (лезг. лекь) означает орел
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Литература Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к ХI - ХII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомэром XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами
14 слайд
Описание слайда:
Современная лезгинская литература - целостная эстетическая система духовной культуры народа. Она включает в себя произведения всех трех родов литературы: лирики, эпоса и драмы, в основе которых лежат богатые традиции устного народного творчества и литературы прошлых веков, а также развитых литератур Востока и Запада. Современная литература, охватывающая последнее десятилетие XX века, создается такими мастерами художественного слова, как А. Агаев, К. Азизханов, Б. Салимов, А. Махмудов, Н. Мирзоев, Жамидин, И. Гусейнов, К. Казимов, А. Алем, X. Хаметова, Р. Гаджиев, М. Джапилов, Ф. Бедалов, А. Фатах, М. Меликмамедов, П. Фатуллаева, С. Керимова, Ф. Нагиев, 3. Кафланов, А. Кардашев и др.
15 слайд
Описание слайда:
Лезгинская кухня Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах - хъаре. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестанапопулярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкIан. Популярны хинкал, суп с мясом (шурпа), голубцы, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач - слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша)
Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. Потомки лезгин сумели донести до наших дней самобытность, культуру и традиции своих пращуров.
Основные обряды свадебной церемонии
Обручение. Молодых людей здесь принято обручать еще в совсем юном возрасте, также часты случаи обручения еще не родившихся детей. Это считается наивысшим проявлением дружбы и взаимоуважения между семьями у восточных народов. В этот день свита жениха держала путь к дому невесты. Девушку осыпали дорогими подарками, среди которых главным являлось обручальное кольцо из серебра или золота.
Приготовление. В данный период велись подготовительные работы к свадьбе, шились праздничные наряды, готовилось приданое и свадебные подарки. Промежуток времени между обручением и свадьбой мог затянуться на несколько лет.
1 день. Начиналось торжество с приема трех музыкантов в доме жениха, которым выносили традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки.
2 день. День подарков и заключения свадебного договора. Ко двору жениха все жители аула сносили по несколько кг зерна или муки. Невеста же получала в дар необходимые бытовые вещи: носки, платки, сумки и т. д. После процедуры дарения в дом заходили молодожены, дядя и отец невесты, свидетели и друзья жениха, кадий и мулла. Свидетели спрашивали молодоженов, согласны ли они себя связать брачными узами. После чего читалась молитва, совершался брачный обряд. В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги. Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи.
3 день. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке. Процессия свиты жениха на пути к невесте сопровождалась джигитовкой со стрельбой. Прежде чем войти в новый дом, невеста проливала воду, чтобы «подружиться» с местными божествами. У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь.
Обряды и традиции детского цикла
Роды. Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе.
Наречение. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь. Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое.
Первая стрижка. Состриженные утробные волосы тщательно оберегали и ни в коем случае не выбрасывали. Первую стрижку, как правило, проводил старший мужчина в семье. Волосы клались под подушку ребенку, чтобы подарить ему крепкий здоровый сон. Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали.
Первый зуб. Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать. Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу – символ остроты.
Первый шаг. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей. Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах.
Хозяйственные обычаи и праздники
Весеннее равноденствие. В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ. В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями.
Первый сев. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой. Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ.
Праздник цветов. Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы. Затем в нарядных одеждах девушки и юноши шли к ближайшему аулу и проводили там различные праздничные обряды с танцами и силовыми состязаниями.
Сбор черешни. Оригинальный праздник с танцами, пением и играми, который посвящен покупке и продаже плодов черешни, черешневых деревьев.
Народный календарь, календарные обычаи и обряды
Ведение хозяйства (земледелие и скотоводство) побуждало людей к наблюдению за небесными телами, за изменениями в природе.
У лезгин имели свои названия восход (рагь экъечIун, экуьн ярар ), зенит (нисин вахт ), закат (рагьхъфин, рагь эгисун ); новолуние (цIий варз ), полнолуние (ацIай варз, вацран эквер ); календарные звезды: Венера (Экуьнин гъед, Зуьгьре гьед ), Пастушья звезда Марс (Чубандин гьед ), Красная звезда (Яру гьед ). Медведицу называли «Большая собака» («ЧIехи кицI »), Ковш – ЧукIватI , Малая Медведица – Малая собака (ГъвечIи кицI ).
Млечный Путь у лезгин имеет несколько названий: Регъуьн рехъ (Дорога к мельнице), Яргьи руш (Высокая девушка), Хважам-Жам (Пестрая).
Наши предки пользовались лунным, лунно-солнечным и солнечным календарями. По лунному календарю определяли сроки мусульманских религиозных праздников, а в быту пользовались земледельческим календарем.
Календарный год лезгин делился на четыре времени года: гатфар (весна), гад (лето), зул (осень), кьуьд (зима).
Весна (гатфар ) начиналась со дня весеннего равноденствия 22 марта и продолжалась до дня летнего солнцестояния (21 июня). Лето (гад ) начиналось с 21 июня и продолжалось до 21 сентября – дня осеннего равноденствия. Осень (зул ) начиналась с 22 сентября и до 22 декабря – дня зимнего солнцестояния. Зима (кьуьд ) – с 22 декабря и до 22 марта – дня весеннего равноденствия.
Месяц по-лезгински – варз . Этим же словом обозначают луну. Первая половина месяца называется цIии варз (новая луна), вторая половина – куьгьне варз (старая луна). К 15-му дню месяца луна достигает полнолуния – ацIай варз (полная луна). Вот вам задание на вечер: посмотрите на небо и скажите по-лезгински, какая сейчас луна.
Для определения дневного времени пользовались деревянными шестами, вбитыми в землю. По длине и местоположению теней определяли время.
В каждый сезон года лезгины выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками.
Первый день весны – 22 марта – совпадал с началом Нового года и отмечался как Яран сувар или Навруз байрам (Новый день).
В Яран сувар разжигали факелы и костры. Факелы устанавливались на крышах и в воротах домов, с ними выходили на улицу и на склоны холмов, костры разжигали на площадях, улицах.
В ночь на 22 марта все, даже старики, выходили на улицу и прыгали через костры со словами: «Заллай къада-бала цIу тухурай » (Пусть мои беды уносит огонь). Маленьких детей переносили через костер взрослые.
И по сей день в эту ночь разжигают костры и прыгают через них. Конечно, сейчас прыгать через костер – просто детская забава, но раньше это был магический обряд.
С утра во всех домах выставляли угощение: халву, сладкие слоеные пироги, мясные блюда. Особое значение придавалось калар – жареной пшенице с измельченными орехами и коноплей. Ими набивали карманы и угощали при встрече друг друга. Большое место в обрядовой пище в эти дни отводилось яйцам. Яйца окрашивали в красный цвет и раздавали детям.
Обычай окрашивать и раздавать яйца был распространен у многих древних народов – египтян, римлян, персов, греков: их считали символом весны, источником жизни.
Расскажу еще об одном старинном празднике нашего народа – Празднике цветов, праздник красоты обновленной природы.
Праздник цветов – один из самых ярких и эмоциональных весенних праздников лезгин, самый любимый у молодежи. Это всегда был радостный, веселый день!
Определенной даты проведения праздника не было. Когда альпийские луга покрывались цветами, в один из теплых, солнечных дней весны юноши и девушки поднимались в горы. Молодежь наряжалась в лучшие одежды и рано утром выходила из аула. По пути в горы пели, танцевали, девушки били в бубен.
В начале праздника выбирали Королеву цветов – самую красивую девушку. Королева цветов прошлого года торжественно надевала на ее голову огромный венок из собранных там же альпийский цветов. В общем, древний конкурс красоты.
Но главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьбе. На них выяснялось, кто же из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Эти качества были просто необходимы в прежние суровые времена.
Победителю присваивался почетный титул, в его честь исполнялась хвалебная песнь, присуждался приз – откормленный живой баран, которого он обязательно должен был поднять над головой.
Но самое приятное для победителя было то, что букет альпийских цветов преподносила сама Королева праздника!
Собравшиеся веселились, затевали разные игры, танцевали, пели, принимали участие в совместной трапезе. Затем собирали цветы и съедобные травы. Вечером возвращались в свои селения. Собранные цветы и травы раздавали всем встречным.
Еще один древний праздник был у лезгин, связанный с традиционным занятием – выращиванием черешневых садов. Он так и назывался – Праздник черешни. Праздник символизировал богатый урожай, щедрость родной земли, благополучие, радость труда.
Здесь тоже выбирали «Черешню-ханум» – девушку в роли хозяйки черешни. В сопровождении нарядно одетых сверстниц, с подносами в руках, полными спелой черешней она встречала гостей, приглашала отведать дары сада и начать сбор плодов. Праздничное шествие двигалось по окрестным садам, заодно обменивались опытом выращивания самых лучших, самых вкусных черешен.
Тем временем самые юные соревновались в спортивных играх, старшие просто отдыхали, а дети наедались до отвала плодами.
Из книги Когда? автора Шур Яков ИсидоровичСоперник бога и народный календарь В XVI веке уже стало известно в России учение Коперника. А в 1657 году киевский ученый Епифаний Славинецкий перевел на русский язык книгу голландца Блеу «Атлас новый», назвав ее «позорище всея Вселенная». «Позорище», то есть обозрение,
Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена НаримановнаОбычаи, обряды, досуг В горах дагестанских джигиты, бывало, Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней, дарили друг другу клинки и кинжалы, И лучшие бурки, и лучших коней. Расул Гамзатов В каждый сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них
автора Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна Из книги Счет лет от Христа и календарные споры автора1.2.2. Календарные «условия Воскресения» В Средние века существовало несколько различных мнений о том, какого числа месяца марта воскрес Христос. А также и о том – в каком возрасте он был распят. Одно из самых распространенных мнений такого рода выражено в устойчивом
Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб ВладимировичКалендарные «условия Воскресения» Церковное предание, в согласии с Евангелиями, утверждает, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, на следующий день после иудейской Пасхи. Которая, следовательно, приходилась в тот раз на субботу 24 марта. Именно эти,
Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар НиколаевичРелигия, обряды и обычаи восточных славян Религия язычников-славян Современный украинский историк Я. Е. Боровский так писал об обрядах и обычаях славян-язычников в книге «Мифологический мир древних киевлян»: «С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства,
Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий ГавриловичСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей
Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович2.2. Календарные «условия Воскресения» В Средние века существовало несколько различных мнений о том, какого числа месяца марта воскрес Христос. А также и о том – в каком возрасте он был распят. Одно из самых распространенных мнений выражено в устойчивом церковном
Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд НиколаевичДревние обычаи и обряды Одежда, мода. Как узнать, что носили люди сотни тысяч лет назад? Ведь за это время не сохранится не только одежда, но и само тело. В 1964 году на стоянке Сунгирь (около Владимира) был найден скелет человека, похороненного более 20 тысяч лет назад. Редкая
Из книги Раджпуты. Рыцари средневековой Индии автора Успенская Елена НиколаевнаКалендарные праздники у раджпутов Календарные праздники в течение года дают возможность выразить почтение сверхъестественным силам, поблагодарить их за оказанные щедроты и умилостивить их на предстоящее время. Праздник как целый комплекс благодарственных и
Из книги Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) автора Дорошенко Е АГлава III. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ На протяжении многих веков зороастрийцы сохраняли свои культы, обычаи и обряды. В условиях постоянных преследований они жили замкнутой общиной, высшая духовная прослойка строго следила за правильностью исполнения всех обрядов.
Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей АнатольевичРаздел ХIХ Народные представления, обычаи, обряды, ритуалы, действа дохристианского времени, а также во времена двоеверья и христианства; праздники христианских святых в народном сознании Каждое действие, каждое народное произведение, как колядки, щедривки, пожелания,
Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар ДаниловичКульт, обряды и обычаи