http://www.tvp.pl/player/video?id=28418874
Что дает нам право считать Михаила Клеофаса Огинского также белорусским композитором? Насколько богатое музыкальное наследство он оставил после себя? Какие произведения Огинского, на тот момент участника восстания под руководством Тадеуша Костюшко, исполнялись в императорских палатах в Петербурге? Название какого музыкального инструмента происходит от итальянского слова со значением «связка»? Об этом и о многом другом ведущие передачи Алесе Литвиновской и Глебу Лободенко расскажет музыкант, лауреат международных конкурсов, дирижер Алексей Фролов.
Михаил Клеофас Огинский (1765-1833), государственный деятель Речи Посполитой, дипломат, композитор, родился в имении Гузов около Варшавы. Его семья принадлежала к высшим аристократическим кругам, поэтому с первых лет жизни мальчик присоединился к интеллектуальным и художественных ценностям, в том числе музыке. Михаил Клеофас получил разностороннее образование и сделал блестящую карьеру. Огинскому не было и 20 лет, когда он стал депутатом сейма.
Уже в 1794 году он вошел в Национальный совет в качестве виленского делегата и в составе одного из воинских формирований, созданных на его собственные средства, сражался на стороне повстанцев под руководством Тадеуша Костюшко. После подавления восстания на семь лет уехал в эмиграцию. В 1801-м возвращается на родину и в Гродно присягает на верность российскому императору. В феврале 1802-го приезжает в Петербург.
В апреле 1802 года Михаил Клеофас Огинский едет в д. Залесье, в дарованное ему молодечненским графом Франциском Ксаверием Огинским родовое поместье, где создает новую семью и восстанавливает заброшенное хозяйство. Залесье превращается в настоящий культурный центр, жизнь которого полна музыкальными событиями. Огинский работает над камерно-вокальными и инструментальными миниатюрами, начинает писать свои литературные произведения — четырехтомные «Мемуары про Польшу и поляков с 1788 до 1815 года», в которых он неоднократно подчеркивал свое литвинское происхождение (изданы в Париже в 1827-1828 годы) и трактат «Письма о музыке» (закончен в 1828-м). Именно здесь, в Залесье, Огинский написал свой знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В 1817 г. в Вильнюсе выходят два сборника полонезов и романсов.
В 1810 году Огинский получил от Александра I должность сенатора Российской империи и чин тайного советника, ордена св. Владимира и Александра Невского. В мае 1811-го он подал царю проект об учреждении Великого княжества Литовского, которое должно было объединить восемь губерний. Однако Александр I проект отклонил. В июне 1812 года Огинский отступает вместе с российскими войсками в Петербург. После войны с Наполеоном он возвращается в Залесье, где остается до 1822 года, потихоньку отходя от политических дел.
В 1822-м Огинский с семьей покинул Беларусь навсегда и выехал в Италию. Там его главным делом становится литературная и музыкально-редакторская деятельность. Умер композитор 15 октября 1833 года, похоронен на монастырском кладбище при храме Санта Мария Новелла, позднее перезахоронен в пантеоне Санта Кроче. В апреле 1996 года в Флоренции, на доме, где жил Огинский, открылась мемориальная доска (скульптор В. Янушкевич). Бывшая усадьба Огинских перешла в ведение Министерства культуры, в ней действует музей композитора.
На сегодняшний день наследие Михаила Клеофаса Огинского насчитывает 20 полонезов, 4 марша, 4 вальса, 3 мазурка, галоп, менуэт, многочисленные романсы, оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», написанную на собственное либретто.
Огинский Михаил Клеофас (1765-1833), граф, государственный деятель Речи Посполитой и России, композитор.
Участник восстания 1794 г., затем в эмиграции. В 1810-1812 гг. в близких отношениях с российским императором Александром I, предложил ему план создания автономного Великого герцогства Литовского в составе Российской империи. С 1823 г. жил в Италии. Написанные им марши и боевые песни были распространены среди повстанцев 1794 г. Автор популярных полонезов, в т.ч. полонеза «Прощание с родиной», фортепианных пьес, романсов, оперы «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» и др.Источник: История Беларуси: Словарь-справочник. Менск: Экономпресс, 2000. ISBN 985-6479-22-3
Князь Михаил Клеофас Огинский, бывший великий литовский казначей, а затем сенатор российской империи, родился 25 сентября 1765 года в Гузове, недалеко от Варшавы. Первым его учителем музыки был придворный музыкант Огинских И.Козловский. Для формирования Огинского-музыканта имели важное значение поездки в имение его родственника, политического деятеля и музыканта М.К.Огинского, содержавшего постоянную капеллу, оркестр и театр.
С 1789 года князь Огинский был польским послом в Англии и Голландии. Принимал участие в восстании Т. Костюшко, затем эмигрировал в Италию. Композиторской деятельностью начал заниматься с 1790-х годов. Создал марши и боевые песни, получившие распространение среди повстанцев 1794 года. Песня князя Огинского «Еще Польша не погибла», стала впоследствии польским национальным гимном.
Будучи щедро одарен от природы, князь Огинский отличался в своих сочинениях мелодичностью и некоторой меланхоличностью. Полонезы, сочиненные им, были популярны не только в Польше, но и за границей. Некоторые из них и теперь с удовольствием слушаются, несмотря на их простоту изложения. Всего известно около 20- ти полонезов князя М.Огинского; самый популярный из них носит название «Прощание». Под конец жизни он жил во Флоренции, где и скончался в1833 году, прожив 68 лет.
Виктор Каширников
«Я - не профессионал в музыке...»
Михал-Клеофас Огинский (1765-1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского - известного дипломата и популярного композитора - в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей.Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его отец Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не случайно, потому что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.
Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.
Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру - стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем -великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием - в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: «Граф М.К.Огинский, направленный королем Польской республики с особо важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось». Это была первая легенда подобного рода об Огинском, потом он еще не один раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В Париже даже выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. «Ничего так не удивляло и не потешало меня, - писал позднее Михал-Клеофас, - как этот экземпляр». В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием «Полонез смерти».
Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (...) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».
Польский, белорусский и российский политический деятель, известный композитор, граф.
Политической деятельностью занялся в 1789 году. С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 - в Англии, в 1793-1794 -казначей ВКЛ. В 1794 году участвовал в белорусско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где становится активным деятелем белорусско-польской эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье на территории современного Сморгонского района (Беларусь). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии. В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российский империи, активно занимается политикой. В 1810-1812 годах - доверенное лицо императора Александра I, Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, который, однако, был отвергнут.
В 1817 году Огинский переезжает в Вильнюс. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.
Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (i) (полонез Огинского) (польск. Pozegnanie Ojczyzny). Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.
В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).
Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы -полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.
Михал-Клеофас Огинский: «Я - не профессионал в музыке…»
Михал-Клеофас Огинский (1765-1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского - известного дипломата и популярного композитора - в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его отец Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не случайно, потому что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.
Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.
Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру - стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем - великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием - в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: «Граф М. К. Огинский, направленный королем Польской республики с особо важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось». Это была первая легенда подобного рода об Огинском, потом он еще не один раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В Париже даже выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. «Ничего так не удивляло и не потешало меня, - писал позднее Михал-Клеофас, - как этот экземпляр». В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием «Полонез смерти».
Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (…) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».
В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь». На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: «Свобода. Стойкость. Независимость». В одном из писем жене - Изабелле Огинской - он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не «княгине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции.
Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость. Однако нападение не удалось.
В это время востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. «Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал также военные патриотические песни, имевшие успех среди товарищей по оружию, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм», - писал позднее Михал-Клеофас.
Самоотверженные и трагические дни восстания завершились в ноябре 1794 года. Генерал Костюшко был тяжело ранен, почти всё Великое Княжество Литовское включено в состав Российской империи, только небольшая часть земель за Неманом досталась Прусскому королевству. Тайная полиция Габсбургов начала пристально следить за Огинским, взявшим другую фамилию. Вместе с женой он был вынужден эмигрировать в Италию. Некоторое время он прятался в Риме. Прибыв в Неаполь, в первый же вечер он пошел в оперный театр Сан Карло - куда же еще?! Там из-за своей близорукости он не заметил в толпе зрителей русского посла, с которым был знаком. Посол узнал князя, и, зная, что ему придется сообщить о местоположении Огинского русской императрице, через третьих лиц предупредил его о грозящей опасности. Огинский уехал в Константинополь, потом на его пути - Париж, Гамбург, Венеция и Варшава. Он по-прежнему думал о возрождении своей Родины, о восстановлении ВКЛ и рассчитывал на помощь в этом Наполеона Бонапарта, в честь которого даже написал оперу «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».
Возвращение на Родину оказалось возможным только после амнистии, последовавшей в 1802 году. Михалу-Клеофасу была даже возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило направить к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огинский. Эту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов. По его мнению, князь Огинский был достоин императорской милости, несмотря на то, что по образу своих мыслей раньше и являлся врагом России. Император Александр I в июне 1810 года принял Огинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. Михал-Клеофас вошел в высшие круги русской знати. В Петербурге его, известного политического деятеля, дипломата и популярного композитора, желали видеть в аристократических салонах. Здесь же он встретил и своего бывшего учителя музыки Осипа Козловского, который теперь был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (Осип Козловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором «Гром победы, раздавайся» на торжество, данное князем Потемкиным в честь Екатерины II в Таврическом дворце. Это произведение вскоре стало гимном Российской империи).
Сразу после возращения из эмиграции Михал-Клеофас поселился в имении Залесье недалеко от Сморгони, расположенном на половине пути из Минска в Вильно. Здесь он жил на протяжение 20 лет и превратил свое имение в настоящий культурный центр, жизнь которого была насыщена музыкальными событиями. В Залесье Михал-Клеофас построил новый дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца и разбил парк с оранжереей. Современники называли Залесье «Северными Афинами». Из Петербурга сюда приезжал Осип Козловский, а также многочисленные музыканты и исполнители. Здесь бывали и поэты, писатели, а также ученые Виленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран Огинский. (Следует отметить, что на его средства пополнялись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).
Все переживания, надежды, сомнения прожитых лет Огинский поверял друзьям и музыке. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Однако у Михала-Клеофаса было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые еще не найдены. По словам белорусского музыковеда и историка музыки Ольги Дадиомовой, на формирование музыкальных вкусов Михала-Клеофаса Огинского, «несомненно, повлияли впечатления, полученные в разных странах, однако его творчество наиболее близко славянскому музыкальному искусству. Эта общность проявилась и в образном содержании, и в музыкальном языке его произведений, и в жанровой их направленности».
О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: «Мне никогда не приходила в голову мысль создать совершенную и научную композицию и посвятить ей много времени. Эмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубокая печаль диктовали мне характер звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне редко приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию».
При всей своей музыкальной одаренности Михал-Клеофас не считал себя профессионалом в музыке и подчеркивал любительский характер своего творчества. Так, в своих «Письмах о музыке» он писал: «Все, что я имею, это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердце… - я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».
Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме № 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи - второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так тихо не мог уйти из жизни человек, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла еще одна легенда о смерти Огинского. Согласно ей, жизнь князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, который долго стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчит кинжал…
Михала-Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.
Современная Россия не особо жалует классическую музыку. Нельзя сказать, что музыкальная классика пользуются широкой популярностью у российского слушателя. Чтобы пересчитать широко известные и любимые народом классические музыкальные произведения, достаточно пальцев одной руки.
Вне всякого сомнения, в это число входит знаменитый «Полонез Огинского» (второе название - «Прощание с Родиной»), автором которого является Михаил Клеофас Огинский (фото в статье представляют репродукции портретов композитора).
Человек и полонез
Школьный курс музыки в советских, а затем и в российских школах содержит информацию о том, что знаменитый музыкальный шедевр был написан Михаилом Клеофасом Огинским в период его прощания с горячо любимой родиной. Известно, что ему пришлось покинуть Польшу после того, как печально знаменитое восстание Т. Костюшко, в котором участвовал композитор, было разгромлено. Яркую, насыщенную драматическими событиями жизнь прожил Михаил Клеофас Огинский. Интересные факты его биографии изложены в данной статье.
Жизнь как роман
Биография Михаила Клеофаса Огинского полна взлетов и падений, высокой самоотверженности, парения творческого духа и горечи поражений. Известен удивительный исторический факт: несмотря на антироссийскую направленность восстания, в котором Михаил Клеофас Огинский принимал активное участие, россияне всегда сопереживали и сочувствовали несчастью, которое вдохновило его на творчество.
Но участие в разгромленном восстании и рождение музыкального шедевра — всего лишь один эпизод из интересной жизни этого удивительного человека. Жизненный путь Михаила Клеофаса Огинского напоминает увлекательный приключенческий роман. В нем тесно переплетены музыка, политика и любовь.
Михаил Клеофас Огинский: краткая биография. Происхождение
Будущий композитор родился 25.09.1765-го недалеко от Варшавы, в поместье Гузове Мазовецкого воеводства. По происхождению князья Огинские не были поляками. Их предками историки называют западных русинов (белорусы, принявшие католицизм). Поэтому, как считают исследователи, уместнее было бы имя автора знаменитого полонеза произносить не «Михал», а «Михаил». Произношение фамилии композитора некоторые ученые также считают неправильным: ее польский вариант звучит как «Огиньский», в русском же варианте смягчение в середине слова отсутствует.
Князья Огинские были уверены в том, что начало их родословной восходит к роду самого Рюрика. У себя на родине они занимали соответствующее их высокому происхождению положение. Михаил Клеофас Огинский справедливо гордился своими предками: все они в Великом Литовском княжестве, входившем в Речь Посполитую, занимали высокие поста. Его прадед был воеводой в Витебске, а дед и отец возглавляли Трокское воеводство. Дядя будущего композитора был воеводой в Вильно и Великим гетманом Литовским.
Образование
Все в семье Михаила были уверены, что мальчику, как и его великим предшественникам, уготована успешная политическая карьера. С малых лет родители целенаправленно обучали и воспитывали сына, видя в нем будущего военачальника или государственного деятеля. В семью был приглашен бывший гувернер австрийского императора, один из лучших педагогов в Европе.
Тем, кто желал бы понять, насколько серьёзной была подготовка маленького Огинского, следует знать, что уже с семилетнего возраста его учебные занятия длились по 16 час. в день. Родители находили время и для обучения сына музыке, причем к этому относились весьма серьезно. Мальчику прививались не только азы игры на всевозможных музыкальных инструментах, но также и преподавалась теория музыки. По иронии судьбы, учителем Михаила Огинского, пламенного польского патриота, был композитор О. Козловский, который впоследствии написал музыку первого гимна, прославляющего Российскую империю: «Гром побед, раздавайся!».
Мятежный министр
В 19 лет М. Огинский становится депутатом в , затем его направляют в качестве посла от Речи Посполитой в Нидерланды и Великобританию. В двадцать восемь Огинский занимает пост министра финансов Великого Литовского княжества.
Блестящую политическую карьеру омрачали внутренние распри в стране, а также то, что некоторые территории Речи Посполитой исторически перешли к более успешным и мощным соседям — России, Австрии, Пруссии. Молодому политику пришлось сделать выбор: он примкнул к тем, кто не желал мириться с таким раскладом, и стал одним из участников антироссийского восстания Тадеуша Костюшко. Участие молодого министра в данном мятеже не было формальным: вложив собственные средства, Огинский формирует и вооружает отряд в 2000 чел., и не без успеха разворачивает партизанскую борьбу против русских.
Восстание Костюшко было подавлено войсками Российской империи, Австрии и Пруссии. Самого Костюшко пленили, а Михаил Огинский вынужден был бежать.
Михаил Клеофас Огинский: полонез
Именно в это время и было написано знаменитое музыкальное произведение. Огинским и ранее успешно совмещались политическая карьера и музыкальное творчество. К тому времени на его счету был уже значительный список музыкальных произведений, но ни одному из них не удалось повторить успех легендарного полонеза.
Катастрофа
Восстание Костюшко обернулось для Польши настоящей катастрофой. В результате очередного территориального раздела страна исчезла с карты мира, Огинский же лишился всех его поместий. Все деньги и даже драгоценности супруги были им потрачены на организацию восстания, оплату амуниции, оружия и продовольствия для мятежного войска. В итоге Огинский остался без каких бы то ни было средств к существованию.
Бегство
В это время личная жизнь Михаил Клеофаса Огинского также оказалась на грани разрушения. Его жена Михаила Изабелла не разделяла пассионарных настроений мужа, вскоре его оставила и уехала к родственникам. Огинскому пришлось в одиночку скрываться в Европе, меняя места проживания и имена. Известно, что за ним шла настоящая охота. Российскими властями таланты Огинского как военного и дипломата были оценены по достоинству, ему грозила тюрьма.
Подготовка нового мятежа
За границей Огинский встречался с польскими эмигрантами, пытался договориться о поддержке с революционным французским правительством, призывал турецкого султана вновь развязать войну с Россией. Но все его дипломатические усилия не увенчались успехом. Судьба Польши оказалась не интересной правительствам других стран, развязывать новую войну с Россией они не пожелали. Михаил Огинский был крайне измучен и разочарован.
Где он раньше был послом, удалось договориться с прусским монархом об амнистии для Огинского. Политику было разрешено проживать в Пруссии. Состоялось его воссоединение с женой, родилось двое сыновей — Тадеуш и Ксаверий. Но в 1801-м супруги окончательно расстались. Вероятно, Михаилу не удалось забыть, что жена оставила его в трудный момент. А может быть, его супруге стало понятно, что муж нисколько не изменился и может ввязаться в новую политическую авантюру и опять потратить на неё все семейные средства.
Крутой поворот
В 1802-м новым русским императором Александром I была объявлена амнистия для всех участников восстания Костюшко. Огинскому не только было даровано право возвратиться домой, он получил обратно все свои владения.
Подобная милость стала возможной благодаря влиянию на молодого российского императора поляка Адама Чарторыйского, входившего в окружение монарха. Князю Огинскому теперь можно было поселиться в своём Залесском имении, где им была построена усадьба и заложен парк.
Новый брак
В 37 - летнем возрасте Михаил Огинский опять женится. Избранницей князя становится вдова его умершего друга, графа Нагурского, 25-летняя итальянка Мария Нери. Биографы князя Огинского сообщают, что темперамент его супруги был поистине безудержным: нельзя было счесть числа её любовников. В этом браке родилось четверо детей — три девочки и один мальчик, но лишь относительно одной из дочерей Огинского, Амелии, у современников не было сомнений в подлинности отцовства князя. Столь дурная репутация супруги князя, тем не менее, не помешала их браку просуществовать целых 13 лет.
Возвращение в большую политику
В 1810-м дворянством Гродненской и Михаил Огинский был направлен к российскому царю Александру I в качестве советника по делам края. Кандидатура бывшего мятежника была поддержана Михаилом Кутузовым. Так Михаил Огинский возвратился в большую политику, став российским сенатором и войдя в число доверенных лиц царя. Князь надеялся, представив Александру I проект создания Великого Литовского княжества в составе Российской империи, добиться для своей родины хотя бы автономии. Но царем проект был отвергнут.
Последние годы
В 1817-м Огинский понял, что устал от политики. Он освободился от полномочий сенатора и вернулся на родину. Какое-то время князь проживал в своем поместье, затем в Варшаве и Вильно. Это не была опала - в России его никогда не попрекали прошлым.
В 1823-м Огинский, здоровье которого значительно пошатнулось, переехал во Флоренцию. Здесь князь провёл свои последние годы. Политик и композитор умер во Флоренции 15.10.1833-го. После его смерти появились слухи о том, что Огинский якобы был убит, заколот кинжалом в отместку за похождения бурной молодости. Но историками эти слухи подтверждены не были. Похоронен Михаил Огинский в церкви в Пантеоне выдающихся личностей. Рядом с ним покоится прах Галилео Галилея, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонарроти и Дж. Россини.
А написанный им музыкальный шедевр - полонез «Прощание с родиной» - продолжает завораживать сердца слушателей.
Признание
Для россиян полонез Огинского является одной из наиболее популярных мелодий. Михаила Клеофаса Огинского видных деятелей науки, искусства и политики можно обобщить фразой из письма русского писателя Ф. В. Булгарина: «Кто же не знает полонеза Огинского?». В одном из писем великого Репина имеются такие строки о композиторе: «Имя его известно всей России». Что особенно важно, по мнению историков и музыковедов: полонез, написанный мятежником Огинским, явился музыкой, примирившей победителей и побеждённых.
Мемуары
Известно, что свои мемуары Огинский писал на французском. Перевод биографии Михаила Клеофаса Огинского на белорусский язык был выполнен бывшей учительницей Раевской школы-сада (Молодечненщина) Ольгой Романович в 2011-м. Впервые мемуары дипломата и композитора Михаила Огинского на белорусском в этом же году опубликовал журнале Arche. В воспоминаниях охвачен период 1788-1794 годов до самого отъезда князя за границу после того, как восстание Т. Костюшко было подавлено.
Как свидетельствует гл. редактор журнала А. Пашкевич, мемуары выдающегося культурного и общественно-политического деятеля М. К. Огинского, известного далеко за пределами Белоруссии, написаны хорошим литературным стилем, без сухости, наоборот, отличаются наличием множества подробностей тогдашней жизни. Воспоминания их великого земляка будут интересны не только ученым-историкам, но и широкому кругу читателей, считает белорусский издатель.
жизнь как роман
Михаила Клеофаса Огинского , 250-летие со дня рождения которого ЮНЕСКО отмечало в 2015 году, многие знают как автора легендарного полонеза «Прощание с Родиной».
Хоть композитор и родился неподалеку от Варшавы, сам он в мемуарах утверждал, что принадлежит к «литвинскому» роду, а род Огинских в ХVI-XVIII веках считался одним из самых богатых и влиятельных в Великом Княжестве Литовском.
В день смерти Михаила Клеофаса (умер он 15 октября 1833 года в возрасте 68 лет) мы собрали интересные факты про человека, жизнь которого была похожа на приключенческий роман.
Прадед Огинского был воеводой в Витебске. Михаил Клеофас считал себя политическим деятелем, а не композитором
Михаилу Огинскому пророчили будущее великого политика или военачальника, да и могло ли быть по-другому, если все его предки занимали высокие посты. Прадед был воеводой в Витебске, дядя – воеводой в Вильно и великим гетманом литовским, а дед и отец возглавляли Трокское воеводство.
Уже в 20-летнем возрасте Михаил Клеофас стал депутатом сейма Речи Посполитой. Его речь на заседании была настолько убедительной, что Михаила избрали членом финансовой комиссии ВКЛ.
Вскоре будущего композитора назначили послом Речи Посполитой в Голландии, затем отправили для ведения переговоров в Англию. Там Огинский время зря не терял: смог не только успешно договориться о расширении торговых контактов, но и познакомиться с местными достопримечательностями и даже взять несколько уроков музыки.
Все это время Михаил Клеофас вел дневник, в котором описывал то, чем занимался за границей. Что интересно, в своих записях Огинский считал себя, в первую очередь, политическим деятелем, а музицирование рассматривал как увлечение.
Писать музыку Михаил Клеофас впервые попробовал в 1792 году, когда уже вернулся в Варшаву. Первый полонез, написанный композитором, считается утерянным, а вот второй сделал своего автора известным. Речь идет о «Полонезе смерти», посвященном разделу Польши. Осенью это музыкальное произведение уже исполняли на балах в Петербурге.
Командир белорусско-литовских повстанческих сил и встреча с Наполеоном
Композитора выбрали в повстанческий Временный совет, он на собственные деньги вооружил отряд из почти полутысячи человек и вскоре принял первое боевое крещение между Ошмянами и Солами.
После победы отряд отправился на Минск. Там Михаил Огинский, согласно записям в его мемуарах, собирался дать свободу 12 тысячам крестьян, которые находились во владении семьи Огинских, и таким образом пополнить численность своего отряда. Несмотря на то, что этого не случилось, Огинского назначили командиром всех белорусско-литовских повстанческих сил, и он осуществил несколько успешных походов.
Когда восстание потерпело поражение, а за голову Огинского назначили награду, он был вынужден бежать в Италию, оттуда в Турцию. В Париже композитор встречался с Наполеоном и просил помощи французов в восстановлении независимости Речи Посполитой. Несмотря на то, что Бонапарт принял литвина довольно любезно и даже прослушал несколько его музыкальных произведений, в помощи повстанцам он отказал.
«Северные Афины» и более 40 фортепианных пьес
Дядя Михаила – Франтишек Огинский – в 1802 году подарил племяннику имение Залесье в Ошмянском уезде Виленской губернии (сегодня – Сморгонский район Гродненской области). Вскоре усадьба стала культурным центром, ее стали называть «Северными Афинами».
В Залесье часто собирались гости, проводились музыкально-литературные вечера, во время которых на скрипке играл сам хозяин.
Когда на эти земли пришел Наполеон, композитор уехал в Петербург к Александру І, с которым познакомился на балу в Минске в 1802 году. К слову, узнав об этом, Наполеон был очень разочарован, ведь он считал что они с Огинским поняли друг друга во время встречи в Париже.
После войны Михаил Клеофас вернулся в родное имение, которое практически не пострадало, помогал крестьянам восстанавливать хозяйство и сочинял музыку.
По мнению Светланы Немогай, которая занималась изучением жизни и творчества Михаила Огинского, всего композитор написал порядка 40 фортепианных пьес, из них 25 полонезов, а также вальсы, мазурки, кадрили, марши. Кроме этого, ему принадлежат 18 вокальных произведений: песни, романсы и даже одноактовая опера «Зелис и Валькур, или Бонопарт в Каире».
«Прощание Родиной»
Есть несколько версий того, когда Михаил Огинский написал самое известное свое произведение – «Прощание с Родиной».
Чаще всего можно встретить информацию, что это случилось в конце ХVIII века, когда после поражения восстания Огинский направлялся в эмиграцию и переходил российско-прусскую границу.
Но, например, Адам Мальдис придерживается другой версии. По его мнению, поездка в Прусссию была кратковременной, а вот по-настоящему Огинский прощался с Родиной в начале 1820-х годов, когда твердо решил уехать в Италию.
На это у композитора, по мнению Адама Иосифовича, было две причины. Во-первых, Михаил Огинский разочаровался в консервативной политике Александра І и считал, что уже не сможет быть полезным своей стране. А во-вторых, он утратил интерес к семейной жизни. Его вторая жена Мария де Нери, по мнению современников, вела себя неподобающе. Есть даже версия, что Михаил Огинский не был отцом ее детей. В это время Михаил Клеофас и мог написать «Прощание с Родиной».
Дом Огинских в Витебске и крипта, которая не сохранилась до наших дней
Представители рода Огинских жили и на Витебщине. Мы писали о том, как
Впервые здание упоминается в документе 1627 года, а как оно выглядело, можно увидеть на «Чертеже места Витебска 1664 года».
Из-за особенностей архитектуры его называли «домом с куполом». Просуществовала усадьба до конца XVIII-начала XIX века, затем на этом месте разместилась базилианская школа.
Первым владельцем дома был князь Лев Самуил Огинский, который помимо всего прочего финансировал восстановление Свято-Троицкого Маркова монастыря. Его сын – Симеон Карл – также жертвовал деньги монастырю. А вот Марциан Михал Огинский (кстати, прадед Михаила Клеофаса) выступил меценатом строительства костела святого Иоисифа (в будущем Николаевского собора на площади Свободы).
Размещался дворец в районе здания первой городской электростанции (проспект Фрунзе, 11). Фото Саши Май
В Витебском иезуитском костеле были похоронены несколько представителей рода Огинских, но их крипта, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.