Весной в Задонской обители
Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) - малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.
Преполовение Святой Пятидесятницы - один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.
Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) - их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).
Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.
Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
МОЛИТВЫ
Тропарь Преполовения Пятидесятницы
глас 8
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.
Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!
Кондак Преполовения Пятидесятницы
глас 4
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»
В среду четвертой седмицы по Пасхе Св. Церковь празднует — половину времени (25 дней) от Светлого Христова Воскресения до сошествия Святого Духа на апостолов.
——————————————————————
→
Порядок чтения по уставу
——————————————————————
Тропарь, глас 8-й
П
реполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой воды, яко всем Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и пиет, Источниче жизни, Христе Боже, слава Тебе.
(Дважды).
Слава, и ныне. (Повторяем тропарь).
КАНОН, глас 4-й
Песнь 1. Ирмос
М оря Чермнаго пучину, немокрыми стопами древле шествовав Израиль, крестообразно Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.
Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон).
В елия яже паче ума, Твоего Владыко божественаго воплощения благодеяния сияют нам, дарове же и благодати, и божественыя светлости, благоподатно истекают.
Запев. П ришел еси Христе, светлости Божества испущая, праздника посреди явленно: праздник бо радостен спасаемым еси, и спасения нашего Ходатай.
Слава. П ремудрость и правда, Господи, и избавление, от Бога Ты бысть нам, и от земли к небесней приводя высоте, и Дух божественыи даруя.
И ныне. П лоть Твоя истления во гробе не виде Владыко, яко составися кроме семене, тления не прият последованием естества, пресуществене, не работавши.
Катавасия: С
охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон)
. Г
осподи помилуй (трижды с поклонами)
.
Песнь 3. Ирмос
В еселится о Тебе церкви Твоя Христе зовущи, Ты ми крепость Господи, прибежище и утвержение.
Запев. В од животворных, церкви источник отверзл еси, аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия Блаже.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. О т земли убо, на небо вознестися, проявленно глаголаше, с небесе же Духа послати обетова Святаго.
И ныне. Богородичен. И же естеством животворивыи, иже от Девы родивыися Господь, всем верным дарует безсмертие, яко Благоутробен. Катавасия.
Слава, и ныне. Седален, глас 8-й. С
тоя посреди светилища, преполовляющуся божествене празднику, жаждай взываше, да грядет ко Мне и пиет, пияи бо от сея божественыя Моея воды, реки из чрева источит повелении Моих. Яко иже верует в Мя, посланного от Божественаго Родителя, со Мною прославится. Сего ради вопием Ти, слава Тебе Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Своим.
Песнь 4. Ирмос
В оздвижена Тя видевши церкви на кресте, Солнца Праведнаго, ста в чину Своем, достойно взывающи, слава силе Твоей Господи.
Запев. Р астерзав смерти врата Своею силою, пути жизни сказал еси, и безсмертия двери отверзл еси, иже верою Тебе зовущим, слава силе Твоей Господи.
Запев. П реполовение всех и конец имея, и начало яко Безначален обдержа, стал еси посреди вопия, божественных, богомудрии, даров насладитеся.
Слава. Я ко Бог всех держа власть, яко силен державу низложив смерти, послати обеща Христе Дух Святыи, иже от Отца происходящии.
И ныне. Богородичен. Д
аеши богатно благодать Тебе поющим, и иже из Тебе Рождьшагося Превечнаго Слова, Мати неискусомужная, и согрешением оставление, сим просящи Пречистая. Катавасия.
Песнь 5. Ирмос
Т ы Господи ми свет, в мир пришел еси, во свет святых обращая, из мрачна неведения, верою хвалящих Тя.
Запев. Б ожественых праздник преполовение достигше, совершеное божественыя добродетели постигнути, потщимся богомудрии.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. Я ко воистину священно, настоящее торжество, преполовение бо великих праздник, повелевает и светится обоюду.
И ныне. Богородичен. У
м ангельскии не может разумети, Твое не изреченное из Девы, и пречистое рожество, Спасе мой всесилне. Катавасия.
Песнь 6. Ирмос
П ожру Ти со гласом хваления Господи, церкви вопиет Ти, от бесовския крове очищьшися, милостию от ребр истекшею Ти кровию.
Запев. П реполовение пятьдесятницы наста днесь: отсюду божественая убо Пасха, святая светится, просвещающи божественейшею светлостию, от онуду же Утешителевою благодатию осиявающи.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. Г лаголаше в церкви Христе предстоя, июдейским собором Свою славу открывая, и предъявляя сродство к Родителю.
И ныне. Богородичен. Б уди ми Предстательница, и Стена нерушимая. От мирских мя соблазн избавляющи, едина Богородительнице, и божественым светолитием освещающи. Катавасия.
Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. П разднику законному преполовившуся, всяческих Творец и Владыка, к предстоящим глаголаше Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Тем же Ти припадаем и верно вопием, щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник животу нашему.
Икос. О
лядевшую ми душу согрешенми и беззаконии, кропленьми Твоих кровей напой, и покажи плодоносну добродетельми. Ты бо рече всем приходящим к Тебе, слово Божие пречистое, воду нетления почерпите, живу же и очищающую грехи, поющим славное и божественое Твое востание, подая Благии иже с высоты сошедшую воистину учеником Твоим Духа крепость, Тебе Бога ведящим, Ты бо еси источник животу нашему.
Песнь 7. Ирмос
В пещи Авраамския дети персьстей, любовию благоверия паче, нежели пламенем опаляеми взываху, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.
Запев. К репость Спасе смертную разорь силою, стези жизни показал еси человеком, благодарно Тебе зовущим, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. П лоть носяща видяще, не разумеша собори еврейстии слова Тебе Божия. Но мы Тебе воспеваем, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.
И ныне. Богородичен. В
ышняго освященно Божие селение, радуися. Тобою бо дадеся радость Богородице, вопиющим Ти, благословена Ты в женах, всенепорочная Владычице. Катавасия.
Песнь 8. Ирмос
Р уце распростер Даниил, Львова зияния в рове затче: огненую же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, иже благочестия любителие отроцы взывающе, благословите вся дела Господня Господа.
Запев. К расен из гроба востав, Своего Божества славою сияя, апостолом Своим Господи явил еси Духа обещание, тем посылая действо, благословите вся дела Господня Господа.
Запев. У мертвив ада яко Бог, Живоначальниче, всем источил еси живот вечныи, Его же ныне воображают светлейше, светоносных дней сих, радостно вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.
Слава. Я ко солнце Христе правде явися, заря миру послал еси апостолы Своя, носяща Тебе света безсеменнаго, и неразумия мглу очищающа, вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.
И ныне. Богородичен. С
е ныне оскуде яве, от июдина племене Князь и Вождь: Ты бо Всенепорочная родила еси, преже обещавшаго обетования, иже Христа Бога поющим, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.
Песнь 9. Ирмос
К амень нерукосечныя горы, от несекомыя Тя Девицы, краеугольныи отсечеся Христос, и совокупив разстоящаяся естества: тем веселящеся, Тя Богородице величаем.
Запев с поклоном. Н овому и чистому житию, от Христа научившеся, сие даже до конца сохранити, полезно вси потщимся, яко да Святаго Духа пришествие приимем.
Запев. В небесное паки житие звани бывши, ходатайственою силою, излиявшагося даже до рабия образа, и нас вознесшаго, Сего достойно величаем.
Слава. Т ы мое смертное Живодавче, обложением безсмертия, и нетления благодатию оболк Спасе, воскресил еси, и Отцу привел еси, временную ми разрушив брань.
И ныне. Богородичен. Я ко корень источника, и вину нетления, Тебе Дево вси вернии уведевше, похвалами почитаем. Ты бо составное беземертие источила еси. Катавасия.
Задостойник: Ч юже есть матерем Девою быти, и странно девам дети раждати: на Тебе Богородице обое смотрение бысть, тем Тя вся племена земная, непрестанно величаем. (Поклон до земли).
Отпуст: В преполовение праздника пятидесятницы, вшедыи в церковь, и учивыи фарисеи и саддукеи, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды). Исходные поклоны.
Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа.
Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.
Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).
Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (Исх. 39, 43; 40,1). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.
В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу.
Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.
День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.
Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).
В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой - благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Преполовение Пятидесятницы. Болгария. Бояны; XIII в. Фото ruicon.ru
Тропарь, глас 8:
Преполовившуся празднику,
яко всем, Спасе, возопил еси:
жаждай да грядет ко Мне и да пиет.
Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
Греческий текст:
Μεσούσης τῆς ἑορτῆς,
διψῶσάν μου τὴν ψυχήν,
εὐσεβείας πότισον νάματα ὅτι πᾶσι Σωτὴρ ἐβόησας·
ὁ διψῶν, ἐρχέσθω πρός με καὶ πινέτω·
Ἡ πηγὴ τῆς ζωῆς, Χριστὲ ὁ Θεὸς δόξα σοι.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника
жаждущую душу мою благочестия напой водами,
ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:
«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет».
Источник жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!
Кондак, глас 4:
Празднику законному преполовляющуся,
всех Творче и Владыко,
к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:
приидите и почерпите воду безсмертия.
Темже Тебе припадаем и верно вопием:
щедроты Твоя даруй нам,
Ты бо еси Источник жизни нашея.
Греческий текст:
Τῆς ἑορτῆς τῆς νομικῆς μεσαζούσης,
ὁ τῶν ἁπάντων Ποιητὴς καὶ Δεσπότης,
πρὸς τοὺς παρόντας ἔλεγες, Χριστὲ ὁ Θεός·
Δεῦτε καὶ ἀρύσασθε, ὕδωρ ἀθανασίας·
ὅθεν σοι προσπίπτομεν, καὶ πιστῶς ἐκβοῶμεν·
Τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι ἡμῖν·
σὺ γὰρ ὑπάρχεις πηγὴ τῆς ζωῆς ἡμῶν.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника законного
Ты, Творец всего мира и Владыка,
возглашал присутствующим, Христе Боже:
«Приходите и зачерпните воды бессмертия!»
Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем:
«Даруй нам милости Твои,
ибо Ты - источник жизни нашей!»
Преполовение Пятидесятницы - точка напряжения между двумя праздниками, двумя важнейшими событиями священной истории: Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа. Оба эти праздника имеют свои ветхозаветные прообразы: Пасхе Христовой, выводящей нас из царства смерти в Царство Небесное, предшествовал исход евреев из египетского рабства в землю обетованную (праздник Песах); Сошествию Утешителя, ниспосланию благодати Святого Духа - дарование Моисею Закона (Торы) на горе Синай (праздник Шавуот).
Но и сам праздник Преполовения обнаруживает ветхозаветные корни. В этот день читается фрагмент из Евангелия от Иоанна (7:14-30, зачало 26). Если мы обратимся к началу этой главы (ст. 2), то увидим, что там речь идет о празднике Кущей (по-еврейски - Суккот, множественное число от сукка - палатка). В этот праздник вспоминают хождение избранного народа по пустыне в течение 40 лет, когда евреи жили в шатрах, в палатках. Это один из трех дней в году, когда евреи, жившие за пределами Иерусалима, совершали паломничество в столицу, в храм.
И вот, как повествует евангелист, «в половине праздника вошёл Иисус в храм и учил» (Ин 7:14) - именно на этом и основывается празднование Преполовения. Однако здесь есть две существенных нестыковки.
Во-первых - напомним еще раз - в Евангелии говорится о середине праздника Суккот (а не Пятидесятницы), и ставятся палатки не весной, а осенью.
Во-вторых, основное содержание праздника Преполовения Пятидесятницы - в учении Христа о живой воде, т. е. о благодати Святого Духа. Вот, к примеру, седален канона на утрене: «Стоя посреде святилища, преполовляющуюся божественно празднику, жаждай, взывал еси, да грядет ко Мне и да пиет: пияй бо от сея божественныя Моея воды, реки из чрева источит велений Моих; а иже верует в Мя, посланнаго от Божественнаго Родителя, со мною прославится. Сего ради вопием Ти: "Слава Тебе, Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Твоим!"». Но если мы посмотрим евангельский текст, то слова о живой воде Христос произнес «в последний великий день праздника» (Ин 7:37), а не в его середине. Более того: соответствующие стихи Евангелия (о последнем дне Суккот - Ин 7:37-52, 8:12, зачало 27) и не читаются на Преполовение - мы слышим их в праздник Пятидесятницы (!).
Подобное расхождение между литургической и хронологической последовательностью событий священной истории не является уникальным, достаточно вспомнить Рождество Христово и Богоявление - события, которые отстоят друг от друга на три десятка лет, но образуют, по сути дела, единый праздник. Другой пример: воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, которую празднуются подряд, в субботу и воскресенье, но из евангельского текста ясно, что между этими событиями прошло по меньшей мере несколько дней. Напротив, праздники Благовещения (т. е. Боговоплощения) и Рождества обнаруживают очевидно причинно-следственную и хронологическую связь, однако в богослужебном плане они весьма далеки друг от друга.
По традиции, в праздник Преполовения Пятидесятницы совершается малое освящение воды. Этот обычай, как и предыстория самого праздника, также ведет свое начало с ветхозаветных времен.
И в приведенных выше тропаре и кондаке Преполовения господствует тема живой воды - т. е. благодати Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы готовит нас к самой Пятидесятнице - к дню, когда вознесшийся Спаситель низпослал от Отца Утешителя, Духа Истины, оживотворяющего Церковь по сей день и до конца времен.
Служба вся только по Триоди.
На вечерне - кафизма рядовая. После каждого антифона ("Славы") кафизмы малая ектения. На "Господи, воззвах" стихиры на 6. Вход, прокимен дня и паримии. Ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи", ектения "Исполним вечернюю молитву". На стиховне стихиры праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника, глас 8-й:
"Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой вода́ми, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе".
На утрене, на "Бог Господь" - тропарь праздника (трижды) . Кафизмы. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны Преполовения на 14. Катавасия "Море огустил еси..." По 3-й песни - седальны праздника. По 6-й песни - кондак, глас 4-й:
"Празднику законному преполовля΄ющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпи΄те воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедро́ты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея", и икос. "Честнейшую" не поем. Светилен праздника (трижды) . На "Хвалите" стихиры празднику на 4, "Слава, и ныне" - "Просветившеся, братие". Славословие великое. По Трисвятом - тропарь праздника. Утреня заканчивается по праздничному чину.
На Литургии Блаженна праздника, 3-я песнь 1-го канона на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе тропарь Преполовения, "Слава, и ныне" - кондак его. Прокимен, глас 3-й: "Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа". Стих - "Хвали΄те Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление". Апостол: Деян., зач. 34. Евангелие: Ин., зач. 26. За "Достойно" - ирмос "Чужде матерем девство", без запева. Причастен "Яды΄й Мою плоть".
По Литургии по обычаю совершается малое освящение воды.
Празднуется праздник Преполовения 8 дней, до среды 5-й седмицы включительно.
О служении в день Преполовения с бдением или полиелеем святому или храму см. том 1, с. 117, 118.
О служении полиелея святому в субботы 4-ю и 5-ю см. том 1, с. 118, 119.