Конспект НОД
По ознакомлению с окружающим миром
Тема: Мир, где парят орлы.
Цель: Познакомить детей с природным миром горных районов Северной Осетии; показать взаимозависимость жизни людей, животных, растений от природных условии; дать понятие о взаимоотношениях всех компонентов природы; воспитывать экологическую культуру .
Методические приемы:
Рассматривание физической карты Северной Осетии. Беседа о разнообразных климатических условиях нашей республики, физминутка, рассуждения, где и какие растения растут на склонах горы, как зависит животный мир от растений, игровые задания, работа с макетом горы.
Оборудование:
Физическая карта Кавказа, иллюстрации с видами горных пейзажей, макет горы с заснеженной вершиной, картины с видами растительности горных районов, фигурки диких животных и птиц, проживающих в горах Осетии, музыкальный фрагмент осетинской мелодии.
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, напоминает, какие красивые горы наблюдали дети во время экскурсии. Уточняет, каким видом транспорта можно воспользоваться.
Ответы детей.
Звучит музыка.
Дети подходят к висящей на стене физической карте Кавказа.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту и обсуждает, как зависит окраска гор от ее высоты, сравнивает с видами горы на иллюстрации.
Рассказ воспитателя.
Горы всегда учили человека жить в мире и согласии с окружающим миром. Наблюдая за жизнью растений и животных в горах, человек замечал, что если с уважением и пониманием относиться к тому, что тебя окружает- можно жить радостно и счастливо долгие годы. Вспомните, когда на экскурсии мы рассматривали пейзаж гор, мы обратили внимание, что у подножья горы много деревьев, весь склон горы покрыт растительностью. А сама вершина была покрыта снежной шапкой. А ниже этой шапки на горе не росло ни одного дерева, и только острые скалы смотрели в небо.
Дети подходят к стенду с изображением горы.
У подножья горы так много деревьев, кустарников, травы. Люди наблюдали за тем, что такой зеленый ковер распространен только в нижней части горы. Так они и назвали эту часть- зеленой, а из-за большого количества лесов-лесистой. Но мы с вами поднимемся выше по горной тропинке.
Воспитатель предлагает детям пройти по узкой дорожке, сохраняя равновесие.
Как вы думаете, почему здесь нет деревьев? Почему они здесь не растут?
Ответы детей.
Правильно деревья встречаются редко, а вот кустарников и травы все еще много.
Как вы думаете, какие животные могут здесь жить?
Ответы детей.
Почему здесь не могут жить зайцы, лисы, волки, медведи?
Ответы детей.
Да, это лесные жители и там мало деревьев и пропитаться сложнее и спрятаться негде.
Игровое задание «Найди дом»
Мы с вами поднимаемся выше. Странно, но на этой высоте совсем не растут деревья, и только трава покрывает склон горы. Почему же здесь не растут деревья?
Ответы детей.
Правильно, дети. Деревьям нужно тепло, много воды и хорошая почва для роста, а у травки корни располагаются у поверхности почвы и ми не надо подбираться за питанием и водой через породы горы, травке хватает и того питания, что дает ей тонкий слой почвы.
Как вы думаете, какие животные могут жить в таких условиях?
Ответы детей.
Молодцы, Вы правильно определили, что эти животные питаются травой и у них должна быть теплая шубка.
Задание «Выбери животных, что живут на лугах»
Мы поднимемся выше по склону. Посмотрите на иллюстрации. Что вы можете рассказать об этом месте?
Дети составляют описательный рассказ.
Кто же может жить в таком месте?
Ответы детей.
Правильно. На этих скалах живут птицы. Найдите их изображение и назовите.
Ну а выше в горы мы уже подниматься не будем. Здесь лежит снег, который не тает даже летом. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Физминутка.
Что-то стало совсем холодно. Давайте согреемся.
Дети выполняют движения: легко трут руки, затем уши, затем ладони.
В давние времена наши предки жили в этих горах, спасаясь от врагов, защищая свою землю. Им приходилось очень внимательно и заботливо относиться к окружающей природе. Ведь как трудно вырастить в горах не только фрукты и овощи, но даже траву, которая, как вы заметили, растет не везде. Как вы думаете, чем занимались горцы?
Ответы детей.
Сегодня вы познакомились с тем, как мудрая природа учит людей жить радостно и счастливо в единении с природой, соблюдая ее законы и правила. Скажите, как человек может беречь красоту природы?
Ответы детей.
А сейчас мы подойдем к столам и нарисуем то, что вам понравилось на занятии.
Дети рисуют. Воспитатель в ходе работы спрашивает о сюжете рисунка, закрепляет знания детей вопросами.
Юлия Кутырева
НОД окружающий мир.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема : Примирение Винтика и Тюбика
Возрастная группа : Старшая
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) :Фронтальная. Индивидуальная.
Учебно-методический комплект (программы) : Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. В. В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе.
Средства :
наглядны
мультимедийные
литературные Стихотворение Романа Сефа "Совет".
музыкальные
оборудование Костюм Тюбика и Винтика.
Цель : формирование умения быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» .
Задачи :
Обучающие_ Обогощать слова вежливости. Учить вежливому обращению к незнакомым. Закрепить знания поведения в общественных местах.
Воспитательные Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, родителями и сотрудниками.
Развивающие Развивать монологическую речь, умение рассуждать. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат.
Мотивация к деятельности
2 минуты. Здравствуйте ребята. У нас сегодня гости. Вы узнали, кто к нам пришел?
Тюбик : Здравствуйте ребята. Меня зовут Тюбик. Я тут проходил мимо и решил зайти. А вы Винтика, случайно не видели здесь? Представляете, мы с ним поссорились, потому что, он не хотел ставить прививку, и он убежал в ваш детский сад. Вы поможете мне его найти и уговорить, поставить прививку? Приветствует детей.
Обращает внимание на гостя.
Здороваются.
Встречают гостя.
Проявляют интерес. Положительный эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность
2. Планирование деятельности
3 минут. Воспитатель : Поможем найти? Поможем уговорить Винтика, поставить прививку? А вы знаете, зачем ставят прививки? Правильно, что бы, не заболеть, особенно осенью. А вы не боитесь прививок? Молодцы!
Но где же его искать? Ребята если мы пойдем его искать, нам придется спрашивать у прохожих людей. Вы умеете быть вежливыми? А какие правила поведения вы знаете? А как нужно обращаться к незнакомым людям? Правильно, обращение нужно начинать с волшебных слов извините, или простите. А когда вам ответят, нужно сказать спасибо. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Выявляет знания, незнания.
Поощряет детей к высказыванию.
Высказываются.
Готовы прийти на помощь.
Высказывают свое мнение.
Рассказывают правила обращения. Умеют слушать, отвечают на вопросы.
Пытаются самостоятельно предложить объяснение проблемы.
Умеют передавать мысль.
Знают как звери к зиме готовятся.
3. Организация игровой деятельности
8 минут Ну что пойдемте его искать.
Здравствуйте, извините, у нас потерялся Винтик, он не хотел ставить прививку и убежал, вы случайно его не видели? Спасибо.
Ну что здесь его нет, а может он убежал в
младшую группу? Давайте спросим, как пройти в младшую группу? Простите пожалуйста, а вы не подскажете, как пройти в младшую группу? Спасибо.
Здравствуйте. Простите, мы ищем Винтика, он потерялся, вы его не видели? Спасибо. Винтик, дорогой, почему ты не хочешь ставить прививку? А у наших ребят, у всех стоят прививки. Ребята расскажите, пожалуйста, Винтику, зачем нужно ставить прививки. И совсем не больно, правда? Пойдем, пожалуйста, с нами, за тобой пришел Тюбик. Не ссорься с Тюбиком, он о тебе заботится, не хочет, что бы ты болел. Строит детей, идет вместе с ними в соседнюю группу.
Обращается к воспитателю соседней группы.
Поощряет детей к общению с прохожими.
Здоровается с воспитателем младшей группы.
Зовет Винтика.
Ведет в группу детей. Строятся.
Идут искать Винтика.
Здороваются.
Задают вопросы, вежливо обращаются.
Зовут Винтика с собой.
Уговаривают поставить прививку.
Делятся впечатлениями.
Идут в группу. Проявляют инициативу и самостоятельность.
Открыты внешнему миру.
Взаимодействуют со сверстниками, воспитателем.
Имеют развитое воображение.
Самостоятельная деятельность детей
5. Самоконтроль
2 минуты. Какие вы молодцы! Винтик, знаешь, а ведь и в старшей группе ребята тоже иногда ссорятся. Но это очень опасно. Почему ребята? Потому, что сразу появляется обида, грусть и раздражение.
Винтик : хорошо, мы не будем больше ссориться. Тюбик, прости меня, я больше не буду убегать. Пойдем скорее ставить прививку, пока я не заболел.
Тюбик : До свидания ребята, не болейте, одевайтесь теплее, потому что осенью становится холодно. И никогда не ссорьтесь.
Поиграем немножко.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.
Воспитатель : Сейчас я познакомлю вас со стихотворением Романа Сефа "Совет".
Поссорились
Чашка и блюдце,
Они разобьются,
В кухне, на полке,
Будут лежать
Не ссорься напрасно -
Рассказывает про ссоры.
Слушает Винтика.
Прощается с гостями.
Проводит пальчиковую гимнастику.
Читает стихотворение.
Читает с разной интонацией.
Читают несколько раз.
Вызывает желающих рассказать стихотворение.
Помогает при необходимости.
Делятся эмоциями.
Внимательно слушают.
Прощаются с гостями.
Пальчики сгибают, разгибают.
Пальчики в замочек, поднимают пальчики и опускают.
Внимательно слушают стихотворение.
Повторяют вместе с воспитателем.
Читают стихотворение.
Желающие рассказывают самостоятельно. Проявляют инициативу и самостоятельность.
Уверены в своих силах.
Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Способны договариваться.
Проявляют творческие способности.
Положительно относятся к другим.
Сопереживают неудачам и радуются успехам других.
6. Рефлексия.
2 минуты. Ребята, что вам больше понравилось, как Маша рассказала стихотворение, или Оля? Не забывайте, про вежливость. У вас получилось рассказать стихотворение? Вспомним, как нужно обращаться к незнакомым людям? Какие еще вежливые слова вы знаете? Поощряет детей к высказыванию, обсуждению.
Терпеливо выслушивает всех.
Повторяет вежливые слова. Обсуждают.
Делятся впечатлениями.
Рассказывают вежливые слова. Способны оценить свою деятельность. Свой вклад в решение проблемы.
Определить свое настроение во время НОД.
7. Открытость
1 мин. Молодцы, в свободное время мы почитаем еще стихи о дружбе, вспомним поговорки и пословицы. Предлагает дальнейшую деятельность. Предлагают свои варианты. Открыты внешнему миру.
Публикации по теме:
НОД «Окружающий мир»"Куклы из бабушкиного сундука" Цель: способствовать формированию у детей представления о различных видах русских народных.
Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» в старшей группе тема «Путешествие в горы» Цель: формирование первичных представлений о горах. Программное содержание: 1. Образовательные задачи: - дать начальные сведения о ландшафте.
Конспект НОД в подготовительной группе: «Исследуем окружающий мир» Задачи: активизировать детей познавать окружающий мир через опыты, эксперименты; закрепить знания об окружающем мире (источники света, свойства.
Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» ЦЕЛИ: 1. Расширить представления детей о стране, в которой.
Конспект НОД по окружающему миру в ДОУ. Старший дошкольный возраст. Тема «Важные помощники нашего организма».
Камышенкова Вера Борисовна.Воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Тамбовская область г. Рассказово.
Описание.
Органы чувств человека даны природой для хорошей адаптации в окружающем мире. Возможность получения информации об окружающей среде обеспечивают чувствительные системы. Ребенку важно развивать их не только естественным путем, но и с помощью специальных игр, что улучшает нервное сообщение в мозгу ребенка, способствуя развитию интеллекта. Гармонично развитый внутренний мир ребенка напрямую зависит от всех его пяти органов чувств. Представленный материал будет интересен как педагогам, так и родителям.
Цель:
сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.
Задачи:
1. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
2.Воспитывать потребность быть здоровым.
3.Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
4.Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Материал:
мешочек для игры с предметами разной формы и разных материалов, косынка, столики, подносы с фруктами и овощами, игрушка-робот.Воспитатель.
Ребята, мы сегодня поговорим вот о чём.
«Пять чувств от слуха и до зренья,
Даются нам для внешнего общенья!»
Звучит космическая музыка и в середину группы падает игрушка-робот.
Воспитатель.
Ой, кто это? Дети подходят к игрушке, рассматривают её. Предлагают версии своих ответов.
Воспитатель берёт в руки игрушку-робота и спрашивает: «Ты кто?»
Игрушка отвечает: «Я-не-- знаю, -- ничего-- не --помню. У-меня-- вышел --из --строя --механизм --управления».
Воспитатель.
Ребята, давайте попробуем ему помочь. Для этого вызовем Пилюлькина и Винтика из рассказа Н. Носова «Жители цветочного города»
Пилюлькин
(осматривая робота: поднимает руку, ногу, задаёт вопросы) говорит:
«Да, случай особенный, ничего не слышит, не видит, не реагирует на запахи, придётся нам заново его собирать и рассказывать об органах чувств. Но сначала Винтик пусть его подкрутит, смажет маслом, заменит блок питания.
Винтик.
Вот вроде бы и всё. Теперь надо закачать программу обо всех органах чувств. Здесь должны помочь мне дети, отгадав мою загадку.
Загадка.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам... (глаза)
Винтик.
Правильно, ребята, расскажите роботу, пожалуйста, для чего нужны глаза и какие функции они выполняют. Ответы детей.
Воспитатель.
А как надо ухаживать за глазами, дети? Ответы детей.
1. Оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
2. Не смотреть близко и долго телевизор, не увлекаться компьютерными играми.
3. Тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
4. Не тереть глаза грязными руками.
5. Чаще гулять на воздухе.
6. Беречь глаза от колющих предметов.
Воспитатель. Давайте сделаем гимнастику для глаз , может робот нас увидит.
Ах, как долго мы играли,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Воспитатель
. Смотрите, робот заморгал глазами, помогли ему наши советы.
Давайте с вами поиграем и докажем роботу, что глаза наши главные помощники в познании окружающего мира.
Игры: «Жмурки», «Угадай, кто к тебе подошёл?», «Отгадай, что за предмет лежит на столе?»
(По выбору воспитателя).
Воспитатель.
Видишь, робот, глаза важный орган у человека.
Ребята, что ещё мы должны восстановить у робота? Давайте мы загадаем ему загадку, а он её отгадает.
У зверушки на макушке,
А у нас ниже глаз-
(Уши).
Воспитатель.
Правильно, это уши. Что было бы, если бы мы не могли слышать? Ответы детей (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка и т. д.).
Предложить детям проблемную ситуацию: как живется человеку, который не может слышать в силу какого-то обстоятельства, как он общается с другими людьми (с помощью жестов). Ответы детей.
Игра: «Объясни, что я скажу с помощью жестов».
Пилюлькин.
Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие?
Ответы детей.
Правила по соблюдению гигиены ушей.
1.Не ковырять в ушах.
2.Защищать уши от сильного ветра.
3.Не слушать громкую музыку.
4.Сильно не сморкаться.
Робот.
Но, мне это не страшно. Я же в шлеме постоянно хожу.
Винтик.
Ну и что же, а в твоей программе должно быть, вдруг пригодится.
Пилюлькин.
А еще, ребята, я предлагаю вам зарядку для ушей.
«Мы ладошки разотрем
Смело ушки мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Пальчиками разомнем
Снизу вверх опять пройдем». (Повторить 2-3 раза).
Воспитатель.
И конечно, мы сейчас проверим ваши ушки.
Игра: «Телефон», «Отгадай, что я сказала?»
(По выбору воспитателя).
Воспитатель.
Молодцы, ребята. Слушаем загадку.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Воспитатель.
Правильно, дети.
А для чего человеку нос? (Ответы детей)
Воспитатель.
Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
«Ветерок».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю.
(круговые движения руками)
Воспитатель.
Ребята, на столах стоят коробочки с продуктами. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Играющим завязываются глаза.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в коробочках. (Конфета, яблоко, чеснок, лимон:)
Воспитатель. Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
Воспитатель. А определить продукты на вкус нам помогает…? Правильно язычок. Это ещё один орган чувств. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Воспитатель.
Мы сейчас это проверим и игру для вас затеем.
Игра: «Дегустация продуктов».
Детям завязываются глаза и предлагают откусить любой выбранный ими продукт, лежащий на подносе и определить его название.
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Воспитатель. Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки, нужно выполнять специальные упражнения.
Робот. А у меня языка вообще нет. У меня только голос.
Воспитатель. Есть органы чувств, которые отвечают за осязание.
Осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому, когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Даже если мы не видим предмета, мы можем его назвать, ощупав пальцами.
Воспитатель.
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое...
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша... (кожа).
Игра: «Чудесный мешочек».
Воспитатель.
Давайте предложим и роботу поиграть.
Робот опускает свою перчатку в мешок, но не называет предмета. А у меня не получается.
Воспитатель
. А знаешь почему? Потому что ты в перчатках. Но поиграть с нами в пальчиковую игру ты сможешь.
Пальчиковая гимнастика.
"В гости"
В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Воспитатель.
Вот, Винтик, мы закончили свой рассказ об важных органах чувств. Теперь давай проверим программу нашего робота. Всё ли получилось у нас. Берёт в руки игрушку- робот и включает его. Робот движется по группе, моргая глазами, шевеля руками.
Робот.
Вот спасибо вам, ребята, теперь я всё вспомнил и мне пора возвращаться на свою таинственную планету. До свидания.
Звучит космическая музыка, робот удаляется.
Воспитатель
. Мы сегодня с вами ещё раз убедились в том, что надо постоянно заботиться о своём здоровье и беречь его.
Пилюлькин.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.
«История посуды». Конспект НОД по разделу «Ребенок и окружающий мир» (подготовительная группа)
Цель : формировать знания о посуде и познавательный интерес к истории возникновения посуды .
Образовательная задача : уточнить и расширить представления о посуде , ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды . Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивающая задача : развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.
Воспитательная задача : воспитывать умение устанавливать партнерские взаимоотношения во время коллективной деятельности; инициативность, стремление проявлять творческую активность.
Речевая задача : развивать грамматический строй речи, диалогическую, связную и доказательную речь, активизировать словарь по теме.
Словарь : посуда , книга, названия предметов посуды , древность, материал, глина, железо, дерево, камень, делали, лепили, стеклянная, деревянная, чайная, столовая, готовить, варить.
Оборудование : материал : большая книга с иллюстрациями предметов посуды , предметы посуды , иллюстрации предметов посуды , клеевые карандаши, предметы посуды , карточки с видами посуды , кувшины с изображениями разных эпох.
Предварительная работа : беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.
Воспитатель.
Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?
А чем они занимаются? (Объяснения детей)
А вы сами хотите стать исследователями? Тогда, давайте в них превратимся. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза «Трах-тибидох-бумс» открываем глаза, вот мы с вами и стали исследователями.
Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в наш исследовательский центр и занять свои места.
Сегодня к нам сюда из музея принесли необычную книгу и сказали, что не могут ее открыть. Нам с вами нужно исследовать ее, чтобы узнать, о чем она написана. (Рассматривание книги) .
Посмотрите, какая она большая и толстая. А как она называется? Кто - нибудь из вас, сможет прочитать название этой книги.
Дети. « История посуды » .
Воспитатель. Давайте ее откроем. Не открывается, на ней стоит печать. А как ее открыть?
Вот здесь что-то написано на записке «Если отгадаете, кто создал все окружающие предметы , то книга откроется».
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто создал все окружающие нас предметы ? Помогите, пожалуйста (иначе книга не откроется)
Ответы детей.
Ребята книга эта волшебная и ее страницы открываются только тогда, когда вы сами будете рассказывать о посуде .
-Посуда таит в себе много интересного и неизвестного. Ученые с давних пор изучают посуду , для того, чтобы узнать, когда она появилась.
Как вы думаете, когда появилась самая первая посуда ? Ответы детей.
А как вы считаете, зачем человеку стала нужна посуда ?
А из чего человек сделал первую посуду ?
А почему?
А какую посуду делали из камня ? (тарелки, ножи) .
А откуда вы это узнали? (из энциклопедий) .
Молодцы! Смотрите, вот и первая страница открылась. Вывешиваю на доску иллюстрацию.
Воспитатель. Послушайте стихотворение
В это время человек жил в глухой пещере,
На огне варил обед, ну а чем же ел он?
Как ни странно человек пищу ел руками.
Проходил так целый век. Вы представьте сами.
Но подумал : «Выход есть» ,- сделал ложку человек.
Воспитатель. Ребята, прежде чем нам с вами дальше исследовать книгу мы немного отдохнем.
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на
Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули как «носик» .
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку на пояс.
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, Вытянули руки вперед.
Он посуду нам принес .
Воспитатель. Ребята, вот мы с вами отдохнули. И нам нужно дальше продолжить наше исследование.
Прошло много, много лет. Человек развивался и со временем он ушел из пещеры, стал строить себе хижины, дома. Шил себе красивую и удобную одежду. И конечно стал делать предметы посуды из других материалов.
Ребята, давайте мы с вами снова сядем за наш стол. Посмотрите, какие интересные горшочки находятся в этой книге. (из картона)
Что на них изображено? (ответы детей)
А здесь еще лежат предметы посуды . Вам нужно выбрать предметы посуды , которые делали в древности и предметы посуды , которые делают в наше время и наклеить на эти горшочки. Готовые горшочки вывесить на доску.
Из каких материалов делали предметы посуды в древности ? (ответы детей) .
А кто делал глиняную посуду ? (гончары) . Кто делал посуду из железа ? (кузнецы) .
Ребята, посмотрите, открылись еще несколько страниц книги. Вывешиваю иллюстрации гончара, кузнеца.
Воспитатель. А из каких материалов, делают предметы посуды в наше время ?
Дети. Из стекла, пластмассы.
Воспитатель. А почему стали использовать много пластмассовой посуды ?
Дети. Потому что стало мало деревьев, железа, глины.
Воспитатель. Молодцы! Вы очень наблюдательные и любознательные.
Воспитатель. Но нам с вами нужно открыть еще одну страницу.
Для этого давайте с вами подойдем вот к этому столу. Посмотрите внимательно, какие предметы посуды находятся на нем ?
Дети, вас волшебная книга хочет испытать. Сможете ли вы отгадать предметы посуды на ощупь .
Сейчас вы с закрытыми глазами должны сказать, как называется предмет посуды , из какого материала и где используется? Вы справитесь? (дети на ощупь определяют предмет посуды )
Кто из вас самый смелый?
Какие виды посуды вы знаете ?
Дети. Столовая, чайная, кофейная, кухонная.
Молодцы!
Давайте повернемся к книге. Посмотрите, здесь открылись еще несколько страниц. Вывешиваю на доску схемы с видами посуды .
Вот мы с вами и раскрыли все страницы в этой книге. Теперь ее смело можно отправлять обратно в музей.
Воспитатель. Вам понравилось быть исследователями? (ответы детей) .
Я считаю, вы оказались умными, наблюдательными, рассудительными исследователями.
А нам с вами нужно обратно превратиться в ребят. Встаем в круг, закрываем глаза «Трах-тибидокс-бумс» открываем глаза. Вот мы с вами снова ребята.
Сейчас мы с вами отдохнем, а потом приготовим книгу для отправки в музей.
«Ловись, ловись рыбка!»
Цель: Игры и забавы с детьми раннего возраста.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей со свойствами воды, с понятием «один», «много», «ни одного», познакомить с частями тела рыбки; учить отвечать на вопросы воспитателя предложением из 2-3 слов.
Развивающая: развивать речь, память, мышление, внимание, умение слушать воспитателя.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: низкий столик, таз с тёплой водой, пластмассовые рыбки по количеству детей, игрушечная удочка с магнитом.
Организация занятия: дети сидят на стульчиках, рукава засучены.
Ход занятия:
На низком столике перед детьми стоит таз с тёплой водой. Воспитатель приглашает детей подойти поближе к тазу. Спрашивает, показывая на таз, что это? (ответы детей) Предлагает потрогать воду. Что это? (вода) Какая вода? (тёплая, мокрая). Затем воспитатель достаёт красивую коробку. Обращает внимание детей на то, что в коробке что-то лежит и предлагает заглянуть в неё. Воспитатель спрашивает детей, что же это лежит в коробке? (Ответы детей хоровые и индивидуальные). Воспитатель достаёт одну рыбку, рассматривает её вместе с детьми, спрашивает, где у рыбки хвост, голова, рот, плавники. Уточняет, что это рыбка.
Воспитатель говорит детям, что она раздаст всем детям по одной рыбке. Предлагает каждому рассмотреть свою рыбку, показать, где у неё хвост, голова, рот, плавники, а затем отпустить рыбок в таз с водой.
Воспитатель говорит детям, посмотрите, как много рыбок у нас в тазу! Сколько рыбок? (ответы детей) Правильно, много!
Далее воспитатель говорит детям, что в коробке ещё что-то лежит! Достаёт удочку. Спрашивает детей – что это? (ответы детей – удочка). Это удочка и мы сейчас будем ловить рыбу! Воспитатель «ловит» рыбу и раздаёт детям. Спрашивает каждого ребёнка, сколько у него рыбок? (ответы детей) Правильно, у Вики одна рыбка, у Жени одна рыбка, у всех по одной рыбке. Сколько у вас рыбок? (по одной!). Воспитатель предлагает заглянуть в таз – сколько там рыбок? Ни одной!
Воспитатель предлагает детям отпустить рыбок в таз – сколько там стало рыбок? (Много!).
Воспитатель даёт удочку по очереди каждому ребёнку, и детки ловят рыбку сами. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, сколько рыбок он поймал? Сколько осталось в тазу? (ответы детей)
Воспитатель хвалит детей и спрашивает детей, понравилась ли им игра? А во что мы играли? Что ловили дети? (ответы детей индивидуальные и хоровые).
«ОСТОРОЖНО, НЕЗНАКОМЫЙ!»
Программные задачи: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить ребёнка правильно вести себя в таких ситуациях.
Материал: цветные карандаши на каждого ребёнка, картинки из рабочей тетради №1 (задание 2) на каждого ребёнка, средний мяч.
Предварительная работа: чтение сказок «Жихарка», «Волк и семеро козлят»; чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»; дидактическая игра «Безопасность на улице», наблюдение за прохожими.
Организация занятия: дети сидят за столами.
Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что сегодня они поговорят о взрослых: о знакомых, близких и чужих людях. Предлагает детям сказать, кого они считают своим, близким человеком, кого знакомым, а кого чужим. (свои, близкие люди – родители, бабушки, дедушки, родные тёти, дяди, сёстры, братья; знакомые – люди, которых ребёнок не так хорошо знает, чужие – это люди, которых ребёнок совсем не знает.)
Воспитатель предлагает детям сказать, почему чужой человек может быть опасен, почему его надо бояться? (ответы детей); предлагает подумать и сказать, как может выглядеть чужой человек? (ответы детей: злой, неопрятно одетый, с бородой, в очках…). Воспитатель обобщает ответы детей и говорит, что не только злые, бородатые люди могут быть опасными, но и добрые, красивые, хорошо одетые дяди и тёти.
Далее воспитатель читает детям стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси», Воспитатель спрашивает детей про кого это стихотворение, кто такие Котауси и Мауси, что ответила Мауси, правильно ли она поступила, что бы произошло, если мышка подошла к коту? Какая мышка – умная!
Воспитатель хвалит детей, напоминает, что отвечать надо полным предложением.
Затем дети вместе с воспитателем рассматривают и обсуждают такие типичные опасные ситуации:
Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещает подарить игрушку или показать что-то интересное;
Взрослый открывает дверцу машины и предлагает ребёнку покататься вместе с ним;
Взрослый угощает ребёнка вкусной конфетой, мороженным и предлагает пойти с ним, говоря, что дома у него ещё есть много разных вкусных сладостей.
Дети вместе с воспитателем обсуждают каждую ситуацию, обращая внимание детей на привлекательные моменты: игрушки, конфеты, машина настоящая и т.д. В процессе беседы воспитатель обращается и спрашивает каждого ребёнка, объясняя, что не надо разговаривать с чужим, незнакомым человеком, если ребёнок один, без родителей. Что опасно доверять чужому, если он уговаривает пойти с ним, предлагает игрушки, сладости, даже если этот человек говорит, что он отведёт ребёнка к его маме – ведь он чужой.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает поиграть в игру: «Знакомый, свой, чужой». Дети встают в круг, воспитатель в центре и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая: «знакомый или свой или чужой». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч воспитателю. Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть за столы.
Перед ними карандаши и картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть изображение незнакомого человека – «чужого», рассказать, что изображено на картинке: это взрослый человек, одетый в чёрное пальто и шляпу, улыбается, а глаза хитрые, в руках игрушка, конфеты, в кармане пальто машинка, вдалеке у дома стоит голубая машина. На переднем плане мальчик, играющий в песочнице. Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что, по их мнению, говорит взрослый мальчику? Он знакомый или чужой? Знает ли его мальчик? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что этот человек хитрый (улыбается, а глаза хитрые), он знает, что дети любят и чем их можно заинтересовать.
Далее детям предлагается взять карандаши и раскрасить те предметы, которые «чужой» хочет предложить мальчику. Дети выполняют задание, воспитатель следит как дети закрашивают картинки. Затем вниманию детей предлагаются две маленькие картинки. Воспитатель предлагает внимательно воспитатель рассмотреть их и сказать, что изображено на верхней картинке, что на нижней. (ответы детей). Правильно ли поступил мальчик на верхней картинке (взял игрушку, пошёл к машине), что может с ним случиться? Как поступил мальчик на другой картинке, что он сделал? (закричал). Что же кричит мальчик «чужому» человеку? (ответы детей). Правильно ли он поступил?
В целях закрепления правильного поведения детей на улице воспитатель выделяет правильные ответы детей и объясняет, как надо поступать в той или иной ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристаёт чужой!» Но лучше не разговаривать с незнакомым человеком, не отвечать на его вопросы, не брать у него игрушек, конфет. Можно сказать ему: «Уходи! Ты чужой! Я с тобой никуда не пойду! Я буду кричать! Позову милиционера! И т.д.»
Воспитатель предлагает детям повторить эти слова хором.
Экологическая акция «Дарующая жизнь!»
Цель акции: формировать у детей экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе; умение работать в группе.
В акции принимают участие 19 детей средней группы детского сада, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Время проведения акции 2015 – 2016 учебный год.
Перечень мероприятий:
№ | Мероприятие | Время проведения | Отвественные |
1 | Цикл занятий о воде: «Вода, вода – кругом вода!» «Превращения воды» «Берегите воду!» «Вода – начало всех начал!» |
Осень Зима Весна Итоговое |
Воспитатели |
2 | Цикл бесед о воде: «Вода – это жизнь!» «Куда исчезла Капелька?» «Как и почему нужно беречь воду?» «Кто живёт в пруду реке море?» «Как вести себя на водоёме». «Как поступает вода к нам в дом?» «Что было бы, если вода исчезла?» |
С сентября по май месяц 2015-2016 учебный год. |
Воспитатели, родители |
3 | Дидактические игры: «Кто в воде живёт?» «Где спряталась вода?» «Кому и зачем нужна вода?» «Где снежинку нам искать?" «Какая бывает вода?» |
С сентября по май месяц 2015-2016 учебный год |
Воспитатели |
4 | Рассматривание иллюстраций на тему «Вода» в разное время года. | 1 раз в неделю во время утреннего приёма | Воспитатели |
5 | Разучивание стихотворений, песенок о воде, загадывание загадок. | Весь учебный год | Воспитатели музыки, руководители, родители |
6 | Цикл наблюдений: За дождём; За образовавшимися лужами; ручейками; За растениями на клумбе после дождя; Наблюдения в природном уголке в группе; За рыбками в аквариуме. |
Во время дождя. 1-2 раза в неделю |
Воспитатели, родители |
7 | Экологические сказки: «Королева – Вода!» «Приключения маленькой капельки»; «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево»; «Как люди речку обидели»: «Родник»; «Сказка о Капельке» (в стихах); Сказка в стихах: «Капала вода из крана и не стало океана». |
С сентября по май месяц 2015-2016 учебный год. |
Воспитатели |
8 | Чтение рассказов о воде, о её пользе. | Вторая половина дня каждая 4-ая неделя. | Воспитатели, родители |
9 | Рисование, аппликации на тему: «Вода» | Свободная деятельность. | Воспитатели |
10 | Целевые прогулки: На огород; К центральной клумбе; На водоём. |
Сентябрь, Октябрь, Апрель, Май. |
Воспитатели |
11 | Ширмы для родителей: «Вода – это жизнь!» «Давайте беречь природу!» «Правила поведения на реке, на озере, водоёме» |
Регулярно, один раз в квартал. | Воспитатели |
12 | Экспериментирование: «Что будет, если не поливать растение?» (сравнить два растения). Вода жидкая, может течь; Вода не имеет формы; Вода прозрачная; Вода без вкуса и запаха; Снег, лёд и пар – это тоже вода; Тонет, не тонет; Чем пахнет вода? |
Вторая половина дня каждый понедельник 1-я – 3-я недели |
Воспитатели |
13 | Закрепление правил поведения в быту и на воде: Мыть руки перед едой; Не есть грязных овощей и фруктов; Не пить сырую воду; Не пить из неизвестных источников; Учить правилам поведения на реке, на озере, водоёме. |
Ежедневно | Воспитатели, родители |
14 | День воды. | Последняя неделя ноября. | Воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, родители. |