Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?
Временные рамки
Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:
- Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
- Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.
Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.
Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.
- Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
- Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
- Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.
Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.
Физиологическое развитие
Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.
И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.
Двигательное развитие
Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:
- в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
- в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
- к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
- грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.
Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.
- После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
- процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
- к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
- к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
- к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.
Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.
Психическое развитие
Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.
- Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
- К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
- За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
- К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
- Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
- Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
- Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.
Весь детский возраст разделён на периоды:
- Период от рождения до 28 дня называют периодом новорожденности
- Период от 28 дня до 1 года называют грудным периодом
- от 1 года до 3 лет – преддошкольный или ясельный период
- от 3 лет до 7 лет – дошкольный или садиковый период
- от 7 лет до 11 лет – младший школьный или препубертатный период
- от 11 лет до 15 лет старший школьный или пубертатный период
Грудной ребёнок развивается и растёт очень интенсивно, этот период очень важен т. к. именно это время во многом определяет дальнейшее умственное и физическое развитие малыша.
Косто-мышечная система
Организм грудного ребёнка совсем не похож на организм более старших детей. Костная ткань у ребёнка очень эластичная, кости более гибкие т. к. костная ткань в этом возрасте содержит больше воды, органических веществ и меньше минеральных веществ. Переломы у грудных малышей бывают редко, а если и случаются, то быстро и легко срастаются. С возрастом у ребёнка появляются точки окостенения, по этим точкам врач может определить возраст ребёнка. Позвоночник у грудного ребёнка почти прямой, физиологические изгибы появляются постепенно, когда ребёнок научится держать головку, сидеть и ходить. В этом возрасте возможны искривления позвоночника при неправильном уходе. Рёбра у малыша расположены почти горизонтально и не участвуют в акте дыхания, это можно заметить, внимательно понаблюдав за ребёнком, в этом случае говорят о брюшном виде дыхания. На костях черепа имеется небольшой родничок, который имеет размеры 1,5см – 1,5 см (иногда 2 см. – 2 см.). В норме он зарастает к возрасту 1-1,5 лет. Раннее или более позднее закрытие родничка может свидетельствовать о нарушении минерального обмена.
Желудочно-кишечный тракт
Слизистая рта грудного ребёнка очень нежная. Пищевод имеет воронкообразную форму, сфинктеры развиты слабо, именно поэтому детские врачи советуют после кормления некоторое время осторожно держать ребёнка на руках головкой вверх. Так ребёнок может срыгнуть воздух и некоторое количество пищи. Объём желудка новорожденного около 30 мл, в 3 месяца около 100 мл., в 1 год около 250 мл. Ребёнка нужно кормить часто, но небольшими порциями. При грудном вскармливании пища находится в желудке 2-3 часа.
У грудных детей слабо развита фиксация слизистой прямой кишки, поэтому нельзя ребёнка очень долго держать на горше, это может привести к выпадению прямой кишки. У детей такого возраста часто бывают грыжи, завороты кишок и другие подобные заболевания, поэтому нужно всегда очень внимательно относиться к состоянию ребёнка. Кишечная стенка обладает повышенной всасываемостью, грудное молоко всасывается почти не перевариваясь, поэтому грудные дети подвержены аллергиям на различные продукты питания.
Вес грудного ребёнка
В первые дни жизни вес ребёнка немного падает, но затем восстанавливается. В грудном возрасте ребёнок набирает вес очень интенсивно, к 6 месяцам он удваивается, а к году он утраивается. В возрасте от рождения до 6 месяцев прибавка в весе каждый месяц составляет по 700 гр. В возрасте от 6 месяцев до 1 года ежемесячная прибавка равняется 600 гр.
Если ребёнок родился с весом 3 кг, то в норме к 3 месяцам он должен весить около 5,1 кг., а к году около 10,8 кг.
Рост грудного ребёнка
Ежемесячная прибавка в росте ребёнка, в возрасте от рождения до 3 месяцев, составляет 3 см. В возрасте от 3 месяцев до 6 месяцев ребёнок прибавляет каждый месяц по 2,5 см. В возрасте от 6 месяцев до 9 месяцев прибавка каждый месяц составляет 1,5 см. В возрасте от 9 месяцев до года ребёнок прибавляет по 1 см. ежемесячно.
Большой родничок
У ребёнка на головке существует два родничка: большой и малый. Родничок представляет собой открытый участок между костями черепа. Размеры родничков и их закрытие имеет большое значение. Малый родничок обычно закрывается вскоре после рождения малыша, обычно в первые пол года жизни, но чаще дети рождаются с практически закрытым малым родничком. Большой родничок в норме должен быть открыт у каждого новорожденного ребёнка. Этот родничок закрывается постепенно, его полное закрытие наблюдается в возрасте года до полутора лет. Слишком раннее или слишком позднее закрытие этого родничка может указывать на какую-то патологию. Особенно такие отклонения связаны с нарушением фосфорно-кальциевого обмена.
Ориентировочные предельные нормы размера большого родничка
Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.
Анжела
20.03.2015 01:03
Очень советую
Владимир
26.03.2012 14:57
Например кости у детей в раннем возрасте очень гибкие поэтому очень важно в период детства обращать внимание на то, как ребенок держит спину, когда жалуется на боли в ногах (может быть плоскостопие).
лейла
17.11.2011 19:36
моему ребёнку 11 мес, а родничок 4*4, это плохо? что мне делать?
радима
17.11.2011 14:24
радима
17.11.2011 14:22
моему малышу 3 месяца и у него уже закрывается радничок это плохо.
Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.
Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.
Развитие ребёнка 1 месяц жизни
Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.
Зрение в первый месяц жизни ребёнка
Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.
Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.
Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.
Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.
Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.
Что ребёнок может услышать до 1 месяца?
Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.
Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.
Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.
Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц
Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.
Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус . Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.
Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.
В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.
Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.
С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.
Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.
Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?
Поведение новорождённого
- Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
- Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
- Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).
Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц
С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.
Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).
Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.
Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни
- успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
- может кратковременно сосредотачиваться.
Когнитивные навыки (мышление и обучение)
- Смотрит на лица.
- Следит за выражением лица родителей.
Уход за новорождённым в первый месяц жизни
Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.
Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни
- обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
- будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
- не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
- необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.
Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.
Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?
Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.
Кормление новорождённого
Своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.
Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется , то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.
Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.
Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.
Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.
Для смены подгузника нужны:
- чистый подгузник;
- , если у малыша сыпь;
- ёмкость, наполненная тёплой водой;
- чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.
После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.
Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.
Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.
Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.
Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:
- Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
- После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
- Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.
Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.
Одежда
Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.
Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:
- начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
- прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.
Уход за пупочной ранкой и обрезанием
Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.
Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.
Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.
Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.
Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.
При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.
Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.
Основы купания
Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).
Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:
- чистая мягкая мочалка;
- мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
- мягкая щётка для массажа кожи головы;
- полотенце или одеяло;
- чистый подгузник;
- свежая одежда.
Обтирание
Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.
Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.
Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.
Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.
К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.
Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.
Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.
Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.
Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.
В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.
Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.
Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.
Основы сна
Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.
Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск . Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.
Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.
У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.
Поощрение новорождённого к обучению
Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.
В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.
- Погремушки.
- Детские игрушки.
- Музыкальные игрушки.
- Небьющиеся кроватные зеркала.
Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.
Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.
Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.
Кормление
Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.
Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.
Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.
Поведение
Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.
Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц
Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.
Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.
Как развивать ребёнка в 1 месяц?
- обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
- включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.
Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.
Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.
Кашель может быть сигналом огромного количества недугов. Наличие кашля у грудного ребенка очень часто...
Правила измерения температуры у грудничка
В самую первую очередь родители должны помнить о том, что измерять малышу температуру следует в момент его полного спокойствия. Не стоит этого делать после того, как ребенок поест либо после сильного плача. В таких случаях показатели чаще всего являются завышенными. Если Ваша интуиция подсказывает Вам, что показатели не совсем верные, через определенный промежуток времени измерьте малышу температуру повторно. Для измерения температуры у грудничков следует использовать специальные цифровые градусники, являющиеся безопасными.
Способы измерения температуры
Измерить температуру у грудного ребенка можно несколькими способами, а именно:
- лобным термометром;
- ректальным термометром;
- в подмышечной впадине ртутным либо цифровым термометром;
- термометром-соской;
- ушным термометром.
В самую первую очередь родителям нужно взять себя в руки и ни в коем случае не разводить панику. После этого, если есть такая возможность, позвоните врачу и обсудите с ним сложившуюся ситуацию. Врач обязательно расскажет Вам, как нужно действовать в таких ситуациях. Мы же сообщим, что грудничкам при повышении температуры в первую очередь следует давать большое количество жидкости. В случае если повышение температуры наблюдается у ребенка старше двух месяцев, однако он продолжает играть, спать и кушать, тогда особо переживать по этому поводу не нужно. Спокойно дожидайтесь врача. В случае же если у ребенка высокая температура, но при этом его руки и ноги являются холодными, а кожа бледной, тогда любыми способами постарайтесь как можно быстрее снизить температуру. Это важно, так как в противном случае у ребенка могут начаться судороги .
Приемы, способствующие снижению температуры
При повышении температуры у грудного ребенка можно использовать как немедикаментозные, так и медикаментозные приемы. Что касается немедикаментозных приемов, то к их числу можно причислить как обмывание тела, так обертывания мокрой пеленкой, обтирание слегка прохладной водой, очистительные клизмы, а также компрессы из воды с добавлением уксуса. Ребенок в таких случаях должен быть полностью раздетым. Если говорить о медикаментозных приемах, то в данном случае на помощь придут специальные жаропонижающие медикаменты. Грудничкам, как правило, разрешается давать ибупрофен , а также парацетамол . Применяются данные медикаменты как в виде свечей, так и в форме сиропа, а также суспензии.
Каковы методы терапии кашля у грудного ребенка?
Терапия кашля у грудничков осуществляется, прежде всего, под строгим контролем специалиста. При наличии кашля ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как только таким образом можно ускорить отхождение мокроты. Немаловажное значение в таких случаях имеет и массаж . Массажировать в данном случае следует грудную клетку, а также рефлексогенные зоны. Массаж проводится похлопывающими, а также постукивающими движениями с использованием бальзамов на растительной основе. В случае если кашель стал причиной отказа малыша от еды, заставлять его лишний раз не стоит. Зато детям в таких случаях нужно давать пить как можно больше жидкости. В случае если у грудничка кашель был спровоцирован острой респираторной вирусной инфекцией, тогда все мероприятия направлены в самую первую очередь на разжижение, а также выведение мокроты. Воздух в комнате, в которой находится больной ребенок, должен быть влажным. Не обойтись в данном случае и без специальных отхаркивающих лекарственных препаратов.
Каковы меры профилактики кашля у грудного ребенка?
Прежде всего, это закаливание . Закалять ребенка следует сразу же после его появления на свет. Чтобы предупредить развитие данного состояния, ребенка следует ежедневно выводить на улицу, причем при любой погоде. Ни в коем случае не курите в помещении, в котором есть ребенок. В случае если в городе отмечается вспышка вирусного заболевания, тогда лучше всего не выходить с младенцем в места большого скопления людей. В случае если заболел кто-то из близких людей, сразу же наденьте на него ватно-марлевую повязку. Как в зимнее, так и в весеннее время года рекомендуется проводить двухмесячный курс профилактики поливитаминными препаратами. Чтобы укрепить защитные силы организма грудного ребенка, ему следует провести специальный курс массажа.
Время введения грудному ребенку прикорма напрямую зависит не только от возраста малыша, но и от его физического развития. Определить это время сможет как педиатр , так и Ваши личные наблюдения. Так, к примеру, если общий вес ребенка составляет около шести килограмм, он уверенно держит головку и поворачивает ее, а также сидит с Вашей поддержкой, значит, введение прикорма можно начинать.
На самом деле начало введения прикорма принято считать достаточно ответственным и важным моментом, так как данный процесс требует от мамочки особого внимания по отношению к ребенку. В самую первую очередь стоит отметить, что самый первый прикорм возможен не раньше четырех месяцев, но при этом не позднее полугода. Раньше четырех месяцев вводить грудному ребенку прикорм не рекомендуется и все потому, что в данный период кишечник ребенка развит не до конца. В результате о себе могут дать знать различного рода аллергические реакции, а также расстройства пищеварения. Помимо этого введение прикорма станет причиной снижения количества употребляемого грудного молока. А ведь именно с грудным молоком в организм младенца поступают не только защитные компоненты, но и пищевые вещества, а также энергия и витамины .
Что касается введения прикорма позже полугода, то его также стоит избегать. Все дело в том, что уже после шестого месяца организм ребенка нуждается в наибольшем количестве энергии и питательных компонентов, которых в грудном молоке намного меньше. Железо в данном возрасте организм малыша может получить только из каш, предназначенных для детского питания . В этом возрасте очень важно также разрабатывать жевательный рефлекс, что при процессе сосания является невозможным. Помимо этого дети старше полугода нуждаются в психическом и эмоциональном развитии, которое можно получить за счет новых вкусовых качеств, а также новых структур пищи.
Сразу же отметим, что любой прикорм не в состоянии заменить малышу грудное молоко. Введение прикорма первоначально предусматривает использование однокомпонентных продуктов питания. Это могут быть фруктовые либо овощные пюре, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Грудничкам в этом возрасте можно давать и каши, самое главное не добавлять в них молоко и сахар. Каши тоже должны состоять из одного вида зерновой культуры. Однокомпонентные продукты питания дадут возможность увидеть, каким образом реагирует организм грудного ребенка на те или иные элементы. Очень важно обратить внимание всех мамочек еще и на то, что прикорм следует вводить постепенно, начиная с половины чайной ложечки.
Первоначально лучше всего остановить свой выбор на безглютеновых кашах, а именно на рисовой и гречневой каше. Дело в том, что именно эти зерновые культуры не вызывают), несовершенной нервной регуляции желудочно-кишечного тракта, а также недостаточной выработки пищеварительных ферментов.
Все причины запоров у детей до года условно можно разделить на две большие группы.
Немаловажно отметить и тот факт, что чрезмерное кутание малыша не сможет уберечь его от тех или иных патологий. Грудных детей наоборот нужно закаливать, но только постепенно. Именно закаливание поможет приучить маленький организм спокойно переносить различные погодные условия, а также частые перемены температуры воздуха. Очень важно, чтобы родители каждый день выводили ребенка на свежий воздух, причем в любую погоду.
Чрезмерно кутать ребенка тоже ни в коем случае нельзя, тем более, если он находится в помещении. Надевать в комнате малышу платок или чепчик не стоит. Примерно со второго – третьего месяца жизни грудничка начинайте делать ему воздушные ванны – полностью разденьте ребенка и дайте ему полежать совершенно голеньким на животе либо на спине. Вначале продолжительность таких ванн должна составлять не более двух минут. Затем время их проведения постепенно увеличивают до десяти – пятнадцати минут. В летний период такие ванны проводят на улице, но не под прямыми лучами солнца, а в тени.
Уже начиная с третьего – четвертого месяца можно перейти и к обтиранию тела. Проводится оно рукавичкой, предварительно смоченной в теплой водичке. Обтирание начинаем с ног, затем переходим к груди, животу, спине и ручкам. Сразу же после этого берем мягкое полотенце и тщательно вытираем младенца до тех пор, пока его кожный покров не порозовеет. Следует отметить, что теплой водой проводят обтирания только вначале. Очень важно постепенно уменьшать градус используемой для обтирания воды.
С самого рождения, малыш контактирует с различными предметами одежды – пеленками, распашонками, штанишками шапочками и так далее. Для малыша невероятно важно, чтобы первый контакт с окружающим миром, в том числе и с одеждой, не причинял отрицательных эмоций. Кроме того, неправильно подобранная одежда может стать причиной появления потницы, аллергии, а также других неприятностей. Познакомимся подробнее с некоторыми особенностями и правилами, которые необходимо запомнить при выборе одежды для малыша.
Знакомясь с информацией по грудничкам в Сети, у молодых родителей частенько возникает вопрос: Что собой представляет само понятие "грудной возраст ребенка"? В нижеприведенной статье мы постараемся как можно более полно ответить на этот вопрос.
По медицинским параметрам грудным считается ребенок от двадцати восьми дней до двенадцати месяцев. До этого времени его считает новорожденным.
Многие ошибочно полагают, что грудничком ребенка называют, пока он находится на грудном вскармливании. Сейчас многих малышей мамы кормят с рождения адаптированными молочными смесями, при этом дети также считаются грудничками.
Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны. Они зависят от процесса самого рождения, но есть основные этапы, которые складываются в определенную схему развития по месяцам.
В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.
Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.
Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.
Четвертый месяц - время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.
В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.
В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.
Семь - восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.
В возрасте девять - десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.
К одиннадцати - двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.
Физическое развитие детей грудного возраста
Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.
Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.
Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это - рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения. Это называется автоматическая походка. Положите малыша на живот, он начинает ползать. Если к подошвам его ног поставить ладони, он начнет отталкиваться, чтобы ползти быстрее.
В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.
К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту. В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять - шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести - семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно. В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь - девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги. В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.
Нервно-психическое развитие грудного ребенка
В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.
В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.
В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.
В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.
К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.
В шесть месяцев начинается формирование внимания, появляется лепет. Ребенок есть с ложки, подползает к игрушке и перекладывает ее в руках.
В семь месяцев грудничок сидит и хорошо ползает. Находит предмет на вопрос «где?» и умеет пить из чашки. Страх сменяется интересом.
В восемь месяцев подолгу может заниматься, произнося громко отдельные слоги, узнает родных на фото, активно жестикулирует при общении.
В девять ребенок подражает слогам, которые услышал. Делает несложные действия по просьбе, знает свое имя, привыкает к высаживанию, активно общается жестами.
К десяти месяцам малыш умеет вкладывать один предмет в другой. Увеличивается количество произносимых слогов. Знает название частей тела и дает по просьбе предмет. Может показать части лица у другого человека. Произносит свои первые слова.
В одиннадцать ребенок ставит друг на друга кубики, умеет снимать кольца на пирамидке, показывает части своего тела и понимает «нельзя».
К году малыш уверенно ходит и бегает и выполняет простые задания. Умеет причесываться, произносит около десяти слов, уже умеет самостоятельно есть и пить. Различает форма предметов.
Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста
Эмоциональное развитие младенца закладывает основу эмоциональных реакций в будущем. Это во многом зависит и от общения с взрослыми, особенно с мамой.
В первый месяц улыбается малыш именно маме в ответ на ее улыбку. К трем-четырем месяцам появляется удивление в ответ на неожиданность, тревога и беспокойство во время дискомфорта. После четырех месяцев ребенок доброжелательно настроен к другим знакомым, но может испугаться незнакомца. Если незнакомый человек настроен к малышу доброжелательно, то вскоре ребенок начинает ему улыбаться и радоваться. К восьми месяцам грудничок боится оставаться наедине с посторонними, особенно если первый контакт не получился. В это же время и до одиннадцати месяцев малыш очень переживает расставание с мамой, при этом он плачет и зажмуривает глаза.
Годовалый малыш стремится не только к активному общению, но и к совместным действиям с взрослыми. Взрослые же относятся к ребенку, как слабому и беспомощному, а малыш так не считает и периодически бунтует.