Последствия физического наказания ребенка
Во-первых, ребенок учится таким способом проявлять агрессию по отношению к более слабому . И не удивляйтесь, когда в старости, он не пощадит и вас. Ведь тогда вы поменяетесь ролями.Во-вторых, часто это не решает проблемы и не приводит к послушанию . Наоборот, ребенок, может замыкаться в себе, становиться неуверенным, неспособным постоять за себя или, наоборот, мстить и протестовать.
В-третьих, часто потом сам взрослый, использовавший физическую силу, испытывает стыд и чувство вины за свое поведение. И старается компенсировать свое поведение, не всегда адекватными способами, например, задабривая подарками.
В-четвертых, ребенок, которого били в детстве, и который привык испытывать боль, может во взрослой жизни искать похожие отношения и даже испытывать удовольствие от «садо-мазо» ролей . Что отражается и на формировании сексуальности. Так, девочка, которую бил отец, может избегать физической близости или получать удовольствие только при унижении, побоях и жестоком обращении.
А мальчик, при жестоком обращении матери, может обьектом любви впоследствии выбирать людей одного с ним пола или избегать близости , имея много сексуальных контактов и не вступая в длительные отношения (поведение Дон Жуана), таким образом, «наказывая» всех женщин.
И, самое главное, ребенок начинает испытывать страх перед взрослым . И делать что-то не потому, что понял, что так делать нельзя, но потому что просто боится. При этом страх может порождать тайную ненависть, обиду, провоцирует желание скрывать и обманывать , говорить не то, что есть, а то, чего от него ждут, чтобы любым способом не допустить повторения. Отношения могут никогда больше не стать доверительными и близкими.
И, тем не менее, практически каждый родитель рано или поздно сталкивается с непослушанием. Как же тогда быть?
Как вести себя при непослушании ребенка?
Во-первых, стоит выяснить, почему ребенок так поступил
. Мы можем видеть только верхушку айсберга и не понимать причин, которые вызвали «плохое» поведение. При этом причины могут быть достаточно веские и, например, вынуждать ребенка защищать себя. Так, мы можем увидеть, что наш ребенок затеял драку и начать стыдить его, не зная, что «пострадавший» долго и жестоко дразнил его или даже нелестно отзывался в его присутствии о вас или вашей семейной ситуации, например, в случае отсутствия отца; измены или развода. Или «поймать с поличным на воровстве», при этом не знать, что с него требуют деньги и угрожают расправой, если он их не принесет.
Во-вторых, необходимо задуматься - какую функцию в семейной системе играет непослушание . Известно, что дети, которые отчаялись достучаться до своих родителей и получить любовь и внимание, начинают «позорить» их и вести себя так, как для родителей было бы наименее приемлемо перед обществом, чтобы получить внимание пусть и со знаком минус.
Так, дети учителей, могут плохо учиться. Дети военных, нарушают режим и правила. Дети полицейских, совершают правонарушения. Если в семье «боятся» наркотиков или алкоголизма, «наказывают» употреблением и становятся зависимыми. Поэтому каждый родитель в первую очередь должен задать вопросы себе:
- Достаточно ли я внимания уделяю своему ребенку?
- Не является ли его плохое поведение результатом отношений в семье?
- Не берет ли ребенок пример с меня в проявлении агрессии?» И попробовать честно на них ответить.
Важно, чтобы родители придерживались одной стратегии в воспитании ребенка, а в доме существовал свод правил «что разрешаем, что запрещаем» с разработанной системой поощрений и штрафов .
При этом и это очень важно: нельзя ребенка ругать больше, чем хвалить . Ребенок должен знать эти правила и четко понимать, чего от него ждут и какие последствия могут наступить в случае неисполнения.
В качестве «наказания» лучше всего использовать отказ от удовольствий .
Случай из практики:
Однажды, в моем опыте был случай, когда ребенок был наказан на полгода вперед. И ему уже не имело смысла стараться, потому что хорошее принималось, как должное (в семье было не принято хвалить), а за плохое он уже и так был надолго наказан. Кроме того, что–то делать часто означало допускать новые ошибки, за которые сумма наказания росла. Не удивительно, что ребенок ничего не хотел делать, что и послужило поводом для обращения.
Также очень важно сказать о том, что родителям нужно быть последовательными
в своем воспитании. «Нет» должно означать «нет».
Воспитательная мера должна быть адекватной произошедшему событию ивступать в силу сразу после эпизода непослушания. Наказывать должен тот, кто столкнулся с непослушанием. Если ребенок сделал много разных поступков, наказание должно быть одно «один раз за все» .
В каждом из нас заложено справедливое начало. Мы в душе всегда знаем, когда нас наказывают справедливо, а когда нет.
Даже если проступок велик, старайтесь выражать недовольство не ребенком, а именно ЕГО ПОСТУПКОМ или ПОВЕДЕНИЕМ. Не ребенок плохой, а поступок плохой. Так появляется возможность исправить поведение.
Если же ребенок все время слышит: «ты-плохой» и чувствует недовольство по поводу себя, то для него это звучит, как «меня не любят», «я плохой и недостоин любви». Что может формировать низкую самооценку или озлоблять ребенка, заставляя на кулаках доказывать, свою правоту и право быть значимым и нужным.
Когда ребенок знает, что его любят «несмотря ни на что», ему проще слушать вас, выполнять ваши требования и контролировать свое поведение.
Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?
10 правил для родителей
- Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
- Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
- Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
- Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
- Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
- Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
- Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
- Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
- Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
- Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.
Способы конструктивного и лояльного наказания
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Допустимо ли физическое наказание?
Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.
Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.
Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.
Читаем также:
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье вы узнаете, как наказать ребенка за непослушание. Мы рассмотрим возможные причины плохого поведения детей. Вам станут известны способы мирного решения сложившихся ситуаций.
Стили воспитания
Возможно, вы и сами не знаете, какого метода придерживаетесь со своим ребенком. Давайте рассмотрим возможные варианты:
- демократический стиль — родители дают ребенку право голоса, он является полноценным членом общества, к его мнению прислушиваются;
- авторитарный — воля малыша постоянно подавляется, родители сами решают, как нужно действовать в той или иной ситуации, как лучше для малыша;
- смешанный — родители умело комбинируют послабление со строгим режимом.
Я стараюсь быть демократичной к своему ребенку. С самого раннего детства я общаюсь с ним на равных, всегда выслушиваю его мнение, часто спрашиваю его совета.
Причины непослушания
- Ребенок не осознают, почему его ругают. Он не видит неправильности в своих поступках.
- Попытка быть самостоятельным и не поддаваться другому влиянию.
- Малыш плохо себя ведет, если его унижают и оскорбляют. Это является ответной реакцией на постоянное угнетение. Часто наблюдается, если его сравнивать с кем-то лучшим и успешным.
- Слабая нервная система. Ребенок может быть с заниженной самооценкой, легко поддается чужому влиянию, из-за чего часто попадает в неприятности.
- Малыш начинает идти наперекор, когда его заставляют делать то, что ему не нравится, особенно, если отвлекают от любимого занятия.
- Возрастной кризис . Изменения в характере и поведении, способы самореализоваться и показать свою самостоятельность чаще всего наблюдается у детей в годик, 3 года, 7 лет и в подростковый период.
- Непоследовательность. Мама может в один день что-то запрещать, а на следующий — уже разрешает. У карапуза не вырабатывается причинно-следственная связь из-за изменений в запретах.
- Пересечение разных способов наказания. Когда своими методами, а мама с папой другими.
- Способ привлечь внимание.
- При повышенном контроле, переизбытке запретов, карапуз рано или поздно начинает сопротивляться поставленному порядку.
- Недержание своих слов. Когда наказание озвучивается, но не приводится в исполнение.
- Отсутствие у родителей уважительного отношения к своему малышу.
- Способ определения границ дозволенности.
Возрастные особенности
- Родители должны понимать, что детки в самом раннем возрасте не понимают, за что их наказывают и могут просто решить, что мама или папа их вовсе не любит.
- Что касается деток от года до двух, то лучшим способом является отлучение ребенка от пакостного действия, переведение его внимания на другой процесс. Также нужно помнить о необходимости объяснить, что он не так сделал.
- В три годика наступает тяжелый период, малыш всеми силами пытается показать свою самостоятельность, противостоит просьбам родителей. В этот период лучшим способом наказания является отказ в покупке ожидаемой игрушки или прекращения игры.
- Деткам с трех до пятилетнего возраста уже начинают водить первые реальные наказания, это время для установления дисциплинированных мер. Малыша могут поставить в угол или оставить сидеть на стуле «для непослушных детей».
- Ребенку шести — семи лет необходимо объяснять неправильность его поведения, приводить примеры, активно развивать сочувствие.
- Стоит учитывать, что для детей в переходном возрасте необходимо применять такие меры наказания, чтоб их не ущемлять и не унижать. Помните, что они очень чувствительно реагируют. Лучше всего лишить, например, возможности играть на компьютере или не дать встретиться с другом.
Действенные методы
Давайте рассмотрим, как можно наказывать ребенка за его проступки.
- Работы по дому. Особенно эффективными являются, если наказывать малыша за то, что он намусорил или порисовал стены. Предложите ему подмести или вытереть рисунок.
- Малыша можно поставить в угол или вывести в комнату без игрушек, дайте ему несколько минут на анализ совершенных действий.
- Исключите приятности. Например, лишите ребенка сладостей из-за плохого поведения.
- Наказание со стороны. Дети очень остро реагируют, если прохожий начинает говорить о недопустимых действиях ребенка.
- Когда малыш пытается сделать что-то, что принесет ему тот или иной вред, иногда можно позволить это сделать. Он будет учиться на своих ошибках. Примером подобной ситуации является желание съесть горчицу и недоверие маминым словам, что она горькая.
- Предложите карапузу самому выбрать себе способ наказания.
- Крик. Такой способ является допустимым только в случае экстренного запрета какого-то действия. Но не стоит злоупотреблять этим методом, со временем малыш перестанет на него реагировать.
- Стульчик «для непослушных детей». Когда малыш плохо себя ведет, его сажают на такой предмет мебели, обязательно объяснив, что было сделано не так. Оставляют ребенка сидеть на стуле какое-то короткое время. Данный способ иногда практикуется в детских садах.
- Игнорирование детей. После плохого поступка, сделайте вид, что вы не замечаете ребенка, не разговаривайте с ним. Но не стоит слишком долго увлекаться таким способом.
Иногда я прибегаю к такому методу. Бывает достаточно нескольких минут, чтоб сын подошел ко мне, начал обнимать и просить прощения за свой проступок.
- Строгий взгляд. Если ваш малыш послушный и исполнительный, ему будет достаточно такого способа наказания для осознания своих ошибок.
- Объясняйте, в чем провинность малыша, разбирайте его проступок по деталям, совместно анализируйте его действия.
Как нельзя поступать
Важно, чтоб родители знали, как наказать ребенка, чтобы не нанести серьезный вред его психике.
Беда в том, что молодые и неопытные мамы и папы зачастую допускают ошибки, что приводит к обострению ситуации, иногда наносит серьезный вред психологическому здоровью малыша.
Вы должны учитывать, что неправильное наказание приводит к замкнутости ребенка, к частым протестам, нежеланию общаться с родителями, трудностями в учебе, в дальнейшем и в жизни.
- Не следует унижать малыша. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, тем более не обзывайте его.
- Нельзя наказывать карапуза такими мерами, как лишение еды, воды, обливание холодной водой, стояние коленями на крупе.
- Одновременно за ряд провинностей. Не нужно сразу принимать меры за несколько проступков, лучше выбрать самый серьёзный.
- Не применяйте публичное наказание. Такое действие приводит к серьезной психологической травме и боязни людей в будущем.
- Если уже высказались о наказании, не забирайте свои слова назад. Так вы только потеряете весь авторитет в глазах ребенка, и он перестанет серьезно относиться к вашим словам.
- Не стоит говорить малышу, что вы подумаете над способом наказания и озвучите его на следующий день. Карапуз будет сутки находиться в тяжелом нервном напряжении, а это ни к чему хорошему не приведет.
- Никогда , чтобы он не сделал.
Родители могут сталкиваться с ситуациями, в которых будет возникать вопрос, можно ли наказывать ребенка за совершение какого-то конкретного проступка? Малыша нужно пожурить, если он намеренно ведет себя так, как было запрещено.
В каких же случаях наказания недопустимо:
- за проявление стандартных эмоций ревность к младшему братику, зависть чужим вещам;
- если малыш познает окружающий мир: прыгает по лужам, разбирает предметы на детали;
- не может сходить на горшок , за слабую память, за повышенную активность;
- за проявления неврологических заболеваний;
- за поступки по неосторожности, например, пролитый чай на ковер.
Родители должны учитывать некоторые особенности применяя наказание.
- Наказывайте моментально. Например, после совершенной провинности, сразу поставьте в угол, а не лишайте завтрашнего похода в кинотеатр.
- Наказание должно быть соизмеримым проступку.
- Ребенок должен чувствовать, что его ругают. Не делайте никаких поблажек, например, поставив малыша в угол, не разрешайте брать с собой плюшевого медведя или любимую машинку.
- Наказание не должно быть слишком длительным.
- Не угрожаете малышу тем, что не сможете осуществить.
- Всегда разъясняйте, что именно оказалось плохим поступком.
- Не наказывайте в присутствии чужих людей.
- Не угрожайте ребенку наказанием, не говорите, что за ним придет Бабайка или Серый Волк.
- Соблюдайте полное спокойствие, не жалейте малыша, не идите на уступки.
- Не забывайте лишний раз похвалить ребенка за совершение правильных действий.
- Рассказывайте малышу, какие поступки хорошие, какие плохие.
- Очень важно, чтобы ваше мнение полностью совпадало с мнением второго родителя.
- Сами станьте положительным примером для подражания.
- Всегда учитывайте темперамент и возрастные особенности малыша.
- Не срывайтесь на ребенке, если у вас плохое настроение.
Теперь вы знаете, какими способами и когда можно применять наказание. Помните, какие моменты нужно учитывать в этих ситуациях и как недопустимо себя вести. Выбирайте единую модель воспитания и следуйте ей совместно с другими членами вашей семьи. Желаю вашему малышу расти в здоровой атмосфере, быть послушным и жизнерадостным!
Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант - это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.
Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:
1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее . Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.
2. Метод «Меняемся местами» . Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.
3. Сказкотерапия. Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.
4. Устраивайте раз в неделю «День веселья» . Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.
5. Метод «Волшебные часы» . Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.
Каждый родитель считает, что его ребенок самый лучший. Но это чадо, так нами горячо любимое порой доставляет проблемы своим поведением, поступками. Воспитать ребенка только добротой и лаской невозможно. Его можно избаловать, сделать капризным, эгоистичным.Поэтому рано или поздно любые родители сталкиваются с необходимостью наказания своего ребенка.
Как сделать это правильно? Попробуем в этом вопросе разобраться.
Прежде чем наказать сына или дочь, надо выяснить, в чем причина такого их поведения. Иногда ребенок своим баловством, шумом, а то и просто беготней по квартире старается привлечь ваше внимание, которого ему не хватает. Как быть в этой ситуации? Если вы начнете его ругать, кричать, то ситуация не улучшится, постарайтесь просто на эти шалости не обращать внимания. Ребенок поймет, что зрителей нет и «концерт» закончится.
Помните, что ребенок - это ваше зеркало. Ведь с первых дней его воспитывали вы, в нем ваши гены, да и просто дети нас копируют. Проанализируйте ситуацию, постарайтесь найти причину поведения или поступков ребенка, которые вам не нравятся. Допустим, у вас ребенок-спорщик (может прабабушка такая была), попробуйте в споре именно за ребенком оставить последнее слово, конфликтов в семье сразу уменьшится. Конечно, это сложно, но возможно. Воспитание ребенка порой начинается с воспитания нас самих.
Обычно в семье применяет наказание кто-то один из родителей. Обычно папа строгий, а у мамы чадо старается найти утешение и поддержку. Это вроде бы и не плохо, формируется гибкость характера, ребенок учится находить выход из щекотливых положений, но если папа запретил, а мама разрешила, ребенок постепенно потеряет уважение к отцу. Родители должны быть солидарны в вопросах наказания. Тем более нельзя разрешить сегодня то, что вчера вы делать запретили.
Наказание должно быть своевременным, а не спустя 2-3 часа, а тем более сутки. Если наказание «опоздало» ребенок просто может не понять, за что к нему проявлена такая немилость.
Наказывая, критикуйте и оценивайте поступок, а не ребенка как личность. Ваши сын или дочь должны быть уверены, что плох только поступок, а родители по-прежнему его любят. Следите за своей речью. Не навешивайте ярлыков своему сыну или дочери. Если вы ему будете с детства внушать, что он «болван», то он им и вырастет. Такие ярлыки снижают самооценку, ребенок вырастет неуверенным в себе, замкнутым, а причина этих комплексов, оказывается, заложена в детстве с помощью таких «афоризмов». Не скупитесь на похвалу. Умейте вовремя сказать доброе слово, оценить пусть даже незначительные достижения ребенка. Ведь если вы скажите: «Умница ты мой (моя)!», то умница у вас и вырастет.
Ребенок должен знать, что родители его очень любят, он дорог им. Чаще говорите им об этом, обнимайте сына или дочку и не только, когда они маленькие (даже будучи взрослыми, они для нас остаются детьми).
Никогда не говорите ребенку: «Будешь баловаться, я тебя отдам…». Ведь эту фразу маленький человечек может принять за чистую монету. Представьте его эмоции! Оказывается, он не нужен своим родителям! К чему могут привести такие переживания?
Бывает такая ситуация, что вы ни за что нашумели на малыша (просто попал под горячую руку), в этой ситуации всегда попросите прощения и объясните, почему так получилось.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, а потом школу в его поведении уже можно заметить подражание сверстникам. Ребенок начинает жить в обществе, впитывая в себя как хорошее, так и негативное. Первая сигарета, первое грубое слово – это все может быть подсмотрено у своих сверстников. Мы не в силах оградить ребенка от общества, ему в нем жить. Но на негативные поступки нельзя реагировать наказанием или криком, а то и запретом. Помните, что запретный плод всегда сладок. Если вы заметили, что ребенок нахватался дурных манер, просто поговорите с ним, дайте оценку поведению, укажите на последствия этих поступков. Спокойный разговор, лучше всякого наказания.
Многие родители считают, что от плохих поступков ребенка спасет страх перед наказанием. Это заблуждение. Он может просто научиться хитрить, а то и скрывать свои проступки. Ведь может сложиться такая ситуация, что какие – то свои поступки от родителей ребенок научиться скрывать длительное время? А спустя время исправить их сложно или невозможно? Подумайте, нужен ли страх перед наказанием?! Кроме того из-за боязни наказания ребенок может вырасти скованным, запуганным.
Какие бывают наказания? Да самые разные: запрет просмотра телевизора, компьютера, ограничение сладостей, походов к друзьям, отказ в подарке, изоляция в комнате (но не в ванной и туалете), если ребенок уже не мал, то стоит дать "наряд" на кухню, дополнительное задание по учебному предмету.
Не применяйте никогда физических наказаний. В результате у вас вырастет озлобленная, жестокая личность. Человек лучше реагирует на добро, а наказание, тем более физическое вызовет агрессию или научит действовать исподтишка. Угол, да еще и темный, это тоже не метод воспитания.
Стремитесь к взаимопониманию, а не читайте постоянно нотации, дайте понять ребенку, что его мнение для вас важно. Учитесь обсуждать (ребенок не только слушает, но и участвует в разговоре) вместе с ребенком, как его поступки, так и свои. Старайтесь, чтобы ваши отношения были доверительными.
Если вы все же решили наказать свое чадо, то прислушайтесь к таким советам:
1. Не рубите с плеча, сгоряча. Подумайте, взвесьте, оцените ситуацию. Соблюдайте самообладание. Ведь вы наказываете не для того, чтобы посчитаться с ребенком, а для того чтобы остановить его, когда он сам с этим справиться не может.
2. Прежде чем наказать объясните, что ребенок сделал не так. Постарайтесь, чтобы он понял, что наказание справедливо.
3. Дайте понять сыну или дочери, что наказание огорчает не только его, но и вас тоже, может быть даже больше чем его.
4. Никогда не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других людей, тем более детей.
5. Будьте ребенку другом, но научите его почитать (уважать) родителей. К сожалению, эта древняя заповедь стала забываться.
6. В наказании «не перегибайте палку». Не бойтесь сделать шаг к примирению первым.
7. Прежде, чем на что-то наложить запрет, подумайте, а так ли это важно, может стоит найти компромисс.
8. Наказание должно соответствовать возрасту ребенка.
9. Самый главный инструмент в воспитании, это ваша любовь к детям.
Афоризмы о воспитании:
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. В. А. Сухомлинский