Пояснительная записка.
Семья как микро модель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультрных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Данная программа разработана на 5 лет. На основании анализа работы вносятся изменения и дополнения. В программу включены совместное планирование с другими социальными службами.
Цель программы снижение количества детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
Скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой.
Ранее выявление детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь
Усилить работу по правовой грамотности
Пропаганда здорового образа жизни
- 1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
- 2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка.
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;
Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);
Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
Раннее выявление неблагополучных семей;
Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.
Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование.
Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);
Способствование пропаганде здорового образа жизни.
6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности.
Работа в службах социальной защиты, службе занятости;
Благоустройству поселка, двора, памятников культуры и друге, все, что способствует личностному развитию и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
7. Организационно- методическая деятельность.
Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по соц. педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.
Основными принципами , которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:
В целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
Налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода , основывающийся:
На гуманном отношении к личности;
Уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;
Оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
Поощрении её творческой самореализации.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
Установление отношений открытости;
Сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Ожидаемые результаты:
- уменьшение количество учащихся стоящих на внутришкольном учёте
Снятие с учёта уч-ся в ПДН ОВД
Уменьшение количество семей СОП
Снизить количество пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися
Увеличить количество детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.)
Своевременная координация действий с социальными службами района по оказанию помощи детям
Мониторинг:
Статистические отчёты по школе и в разные ведомства
Аналитические записки в органы социального взаимодействия
Анкетирование
Наблюдение
При планировании работы, социальный педагог опирается на нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных нарушениях, Жилищный кодекс РСФСР.
Для составления плана работы социального педагога использовались методические пособия:
- «Справочник социального педагога 5-11 кл.» Шишковец Т.А.-«ВАКО» Москва 2005г. Педагогика. Психология. Управление.
-«Социальная педагогика» Деловой журнал для социальных работников и педагогов.- «Сплайн» г. Москва. Народное Образование.
Опиралась на количественно-качественный анализ работы социального педагога прошлого года с учетом настоящего состояния дел.
Так как социально-педагогическая работа строится на взаимодействии со всеми социальными институтами занимающимися вопросами социализации детей, то разрабатывается и вносится совместный план работы.
Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Согласовано : Утверждаю :
ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного
Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного образовательного учреждения
семьи и социального благополучия детского сада № 194
Ульяновской области
Л. Ю. Верховцева
План работы
с детьми - сиротами или детьми ,
с семьями , ,
социально-опасном положении
МБДОУ № 194
на 2017– 2018 учебный год.
город Ульяновск
План работы
Вид работы
Мероприятия
Сроки выполнения Сроки
Организацио-нно-социально - педагогическая работа 1 . Планирование работы на учебный 2016-2017 учебный год :
Планирование работы с детьми – сиротами или детьми , оставшимися без попечения родителей . ; профилактической работы с семьями , находящимися в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации .
2. Выявление :
опекаемых детей, детей находящихся в социально -опасном положении;
воспитанников, оставшихся без попечения (отдельно проживающих от родителей без установления опеки, оказываемых в иной трудной жизненной ситуации .
воспитанников, чьи права нарушают родители , применяя к нему физическое или психическое насилие. (утренний прием - осмотр медицинским работником , воспитателем)
воспитанников, прекративших посещать МБДОУ без уважительной причины.
3. Изучение новых нормативных документов и методической литературы.
4. Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи » .
5. Обеспечение контроля посещаемости детьми МБДОУ и принятие мер по недопущению не посещаемости без уважительной причины.
все группы
все возрастные группы
все возрастные группы
Август-сентябрь
август-сентябрь
в течении года
сентябрь - октябрь
систематически
Сентябрь
Педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
2 Вид работы Мероприятия Группы Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
Работа с опекаемыми детьми .
1. Анализ отчетов воспитателей
Составление и уточнение списков опекаемых детей. (выявление детей оставшихся без попечения родителей )
2. Первичное (контрольное)
обследование условий жизни и воспитания опекаемого ребенка.
(Посещение на дому детей находящихся под опекой , заполнение актов обследования материально бытовых условий, заполнение документации (портфолио детей)
3. Осуществление контроля (мониторинг) за посещаемостью детьми МБДОУ , здоровьем, воспитанием и развитием детей.
4. Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого (на основе наблюдения, диагностирования)
5. Первичные сведения о летней занятости детей, находящихся под опекой .
6. Индивидуальные беседы с опекаемыми, опекунами.
7. Выставка рисунков «Моя дружная семья »
Праздник «День защиты детей» , «День семьи » , ДРК «Здоровье» , «День отца» , «День матери» , «День пожилого человека» и т. д.
8. Фестиваль детского творчества "Юные таланты Ульяновска»
все группы,
при наличии
опекаемых детей
при наличии
опекаемых детей
при наличии
опекаемых детей
все возрастные группы
сентябрь - май
апрель, октябрь
систематически
в течении года (по плану )
Инспектор по охране детства Петрунина И. В., педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В. воспитатель группы
педагог-психолог медицинская сестра Власова К. С.
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В. ,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В., музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю., воспитатели
музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю
№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки
выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
5. Взаимодействие с семьей
Мониторинг.
1. Диагностика стиля семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях , в которых нарушаются права детей.
Беседа с воспитателями.
2. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду .
Кинетический рисунок семьи .
Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)
Коррекционная работа .
1. Совместно-образовательная коррекционная деятельность с детьми , имеющими низкий уровень развития познавательной сферы.
2. Коррекция эмоциональной сферы детей.
3. Тренинги, мастер-классы с родителями
Профилактическая работа
1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по итогам диагностики.
2. Проведение рейдов в семьи , находящихся
3. Проведение общих и групповых родительских собраний с привлеченными специалистами :
-«О защите прав ребенка в современных условиях»
- "Жестокое отношение к детям»
4. Подбор раздача буклетов по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми . Стилям общения с ребенком, по правам ребенка и др.
5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми »
Проведение цикла бесед, занятий :
«Большие права маленького человека» .
"О эмоциональном благополучии ребенка в семье "
«О значении посещения дошкольного учреждения»
«О реализации программы «Здоровье» в ДОУ.
Консультация : «Жестокое обращение с детьми : что это такое?»
родителях , совершивших правонарушения.
3. Работа с органами социальной защиты населения. все возрастные группы
со средней группы
все воспитанники имеющие низкий уровень
родители
родители (законные представители) 1 мл. гр.
Родите
ли (законные представители)
по запросу
октябрь - май
в течении года
в течении года
ежемесячно
ежемесячно педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
воспитатели групп
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В. ,
Воспитатели групп
№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки
выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
5. Взаимодействие с семьей
Работа клуба молодой семьи «Забота»
1. Беседа «родитель – это звучит гордо !»
2. Практикум «Адаптируемся месте»
3. Консультация «Растим малыша здоровым»
4. Тренинг «Правила жизни моего ребенка »
5. Тренинг «Мотивы детской истерики»
6. Деловая игра «Что наша жизнь ? – Игра»
7. Консультация «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)
8. Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)
9. Практикум «В царстве упрямства и капризов»
10. Итоговое заседание.
Работа консультативного пункта для родителей детей , воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих детские сады.
Организационные мероприятия :
1. Организация фотовыставки «Отдыхаем семьей »
2. Мероприятия ко дню матери, международному женскому дню «Самая прекрасная, мамочка моя»
3. Мероприятия ко Дню защитника Отечества, ко Дню отца
4. «Папа, мама, я - спортивная семья »
5. Мероприятия ко дню семьи «Моя СемьЯ »
6. Акция – конкурс «Дети – цветы жизни ! – Даешь букет!»
7. "Дарите детям радость!» -посвященных Дню защиты детей
8.«21 век – век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)
Консультирование воспитателей по итогам диагностики.
1. Работа с органами опеки и попечительства
2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.
3. Работа с органами социальной защиты населения. С молодыми семьями
со средней группы
дошкольные группы
дошкольные группы
дошкольные группы
Сентябрь- май
Сентябрь,
сентябрь-октябрь
сентябрь
июнь Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
5. Работа с педагогическим коллективом.
1. Диагностика определения стиля общения.
2. Диагностика ориентированности педагога на личностную
модель взаимо-действия с детьми
3. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном
положении.
Работа с государственными и общественными организациями. 1. Мониторинг определения стиля общения.
Тест «Ваш стиль общения» .
Диагностика ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми .
2. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении.
Заполнение актов материально-бытовых условий, социальной истории семей.
3. Консультирование воспитателей по итогам мониторинга.
4. Проведение общего собрания по теме : «Взаимодействие МБДОУ с семьями , находящимся в социально опасном положении»
Проведение групповых консультаций по теме : «Растим гражданина в семье »
5. Проведение педагогического совета :
с вопросом : Анализ и утверждение плана работы с опекаемыми детьми . Профилактическая работа с семьями , находящимися в трудной жизненной ситуации
6. Проведение консультации «Игра в жизни в ребенка » ,
«Безопасность и здоровье наших детей» ,
При наличии опекаемых детей
все возрастные группы
все возрастные группы
все группы
все В течении года (по плану )
февраль (по «сигналу» )
по необходимости
1 раз в квартал
по плану
февраль педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
заведующая Цветкова М. Г., воспитатели групп
заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В., педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
Работа с государственными и
общественными организациями
1. Работа с органами опеки и попечительства
2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.
3. Работа с органами социальной защиты населения, администрацией района
4. Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья »
5. Консультирование с представителями ПДН
Информирование об имеющихся признаках насилия, синяков, психического расстройства и др.
В течении года Заведующая Цветкова М. Г., заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В.
Педагог-психолог Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.
Заведующая МБДОУ № 194 Цветкова М. Г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________Уважа Ж.Б.
«___»___________2012г
Программа
«Сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации»
Монгуш Чойгана Николаевна,
Инспектор ПП школы
Хову-Аксы 2012
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Пояснительная записка
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в тяжелой трудной ситуации или социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.
В МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным закономРФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», конвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Положив в основу данные законы, разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы школы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
(Приложение 2).
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями , наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
3 этап.
Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.
4 этап.
Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап.
Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ.
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
Координировать учебную помощь родителей их детям;
Выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
Обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
Изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
Проверка жилищно-бытовых условий семьи;
Сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
Составление плана работы с семьей;
Проведение консультаций, лекций для родителей;
Оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
Отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных
Организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
Помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
Изучение личностных особенностей членов семьи.
Составление карты семьи.
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН МВД, КДН и ЗП, Совет профилактикишколы, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).
Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
Текущие и контрольные посещения семьи.
Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):
Материальная:
Оказание гуманитарной помощи (сельская администрация, учреждение образования);
Финансовая (Центр занятости населения Чеди-Хольского кожууна);
Адресная социальная;
Консультирование родителей по вопросам получения социальной
помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).
Педагогическая:
Занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
Контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);
Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);
Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);
Просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая:
Сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);
Просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Коррекционная:
Индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
Формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).
Медицинская:
Если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);
Медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);
Осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);
Организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).
Правовая:
Если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:
1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;
Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ПДН, учреждение образования).
Иной вид помощи:
Трудоустройство родителей (Центр занятости)
Занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);
Профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);
Посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства);
Контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ПДН).
Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).
Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)
2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении).
3. Акт обследования условий проживания семьи.
4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.
5. Копии паспортов родителей.
6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).
8. Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося, состоящего на учете профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.
11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.
12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.
13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.
14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).
6 этап.
Информационные письма, докладные учителей предметников, классных руководителей и жалобы жителей поселка на школьный совет профилактики, который создан и функционирует в МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».
7 этап.
Представление, отношения, и информационные письма в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеди-Хольского кожууна.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
Улучшение положения и качества жизни ребенка;
Устранение причин неблагополучия;
Расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
Соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
Родители проявляют заботу о детях;
Дети посещают образовательное учреждение;
Уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
Восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
Семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
В социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
Семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
С 2012 учебного года социально-педагогической службой МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» были разработаны и реализованы: программа по профилактике правонарушений и безнадзорности, программа социальной помощи учащимся из семей, находящихся в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации, план социально-психологической работы с родителями обучающихся, индивидуальные планы профилактической работы с семьями. Работа социальной службы и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводиться в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.
Мониторинг профилактической работы с семьями СОП (ТЖС)
2012-2013 уч. год
2013-2014 уч. год
2014-2015уч. год
Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа и этапы работы с семьями, находящимся в СОП/ ТЖС действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям, используя предложенную программу по социальной адаптации и опыт работы с семьями.
В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.
Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.
Заключение.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Приложение 1.
Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:
Приложение 2.
На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
Органы социальной защиты населения
Отдел образования;
Органы внутренних дел;
Здравоохранения;
Отдел по молодежной политики;
Служба занятости населения;
Администрация Чеди-Хольского кожууна;
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
Участковый инспектор;
Жители поселка;
Родственники;
Классные руководители;
Педагоги школы;
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
Документы социально-медицинского патронажа;
Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
Материалы психодиагностики;
Результаты рейдов;
Жалобы и заявления граждан;
Материалы о правонарушениях;
Преступления несовершеннолетних.
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
Вымогательство;
Правонарушения;
Аморальные формы поведения;
Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Бродяжничество;
Агрессивность;
Хулиганство;
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
Недоедания;
Уклонение от учебы.
Низкая успеваемость;
Неврастения;
Отсутствие навыков личной гигиены;
Неуравновешенность психики;
Подростковый алкоголизм;
Подростковая проституция;
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
Конфликты с учителями;
Частое употребление неформальной лексики;
Суетливость или гиперактивность;
Конфликты с родителями;
Контакты с криминогенными группировками.
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ .
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав, в том числе и временное;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Приложение 3.
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели.
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
нравственным нормам жизни.
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Приложение 4.
МБОУ ХОВУ-АКСЫНСКАЯ СОШ
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по ВР Директор МБОУ
Хову-Аксынская СОШ Хову-Аксынская СОШ
Уважа А.Д. _________Куулар А.Б.
«___»__________2014г «___»___________2014г
Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения семьи, состоящего на учете ВШК (семья находится в в трудной жизненной ситуации)
Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, семья многодетная (5 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.
Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
1. Оказание социально-педагогической помощи семье;
2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;
3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;
4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;
5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;
Проводимые мероприятия
Дата исполнения
ственный
об исполне-нии
Обследование условий проживания семьи
Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.
Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):
ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»;
ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей»
ИК «Взаимоотношения в семье»;
ИБ «Роль семьи в воспитании детей»
ИК «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей».
Ежемесячно
Кл. рук., соц.служба.,зам. дир. по ВР
Контроль за посещаемостью уроков
ежедневно
Организация летней занятости и оздоровление детей
В теч. лета
Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, . соц. служба
Индивидуальные беседы с детьми:
- «О соблюдении личной гигиены»
- «Разговор о правильном питании»
- « Беседа по профориентации»
- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
- «О взаимоотношениях в семье»
- «Вредные привычки»
Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану)
еженедельно
Кл. руков.
Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)
ежемесячно
Кл. руков.
Оказание детям социальной помощи и поддержки.
постоянно
Соц. пед., Кл. рук
Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.
постоянно
Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.
постоянно
Кл. рук., библиотекарь
Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.
В течение года
Соц. пед., кл. рук.
Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.
по мере необходим.
Соц. пед., кл. рук.
Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.
постоянно
Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением
постоянно
Кл. рук., соц. пед.
Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями, инсп.ПДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Чеди-Хольского кожууна.
Постоянно
Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
постоянно
Соц. пед., инспектор ПП, ПДН
Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.
постоянно
Соц. пед., зам. дир. по ВР
Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям
постоянно
Зам. дир. по ВР, соц. пед..
Трудоустройство несовершеннолетней Оюн М. на каникулах (по желанию)
Март, июнь-август
Соц. пед., кл. рук.
Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.
Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Исполнитель Инспектор ПП Монгуш Ч.Н.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи я ставлю перед собой следующие:
– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:
Взаимопонимание,
Конфиденциальность,
Доверие,
Единство действий,
Гуманность,
Разумная требовательность,
Вариативность.
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:
1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.
Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
С помощью диагностических методик происходит
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.
изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
выявление уровня социального благополучия ребенка,
выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе
Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.
3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.
На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.
4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.
Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.
В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:
распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;
определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;
способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
предупреждение отклонения в поведении обучающегося
содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;
продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;
продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,
необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.
Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.
Утверждаю директор
МБОУ СОШ №3 г.Чадана
Сегленмей Л.О._________
План работы с семьями учащихся
в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении
На 2017-2018 учебный год.
Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.
Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
Задачи:
1. Оказание социально-педагогической помощи семье;
2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;
3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;
п\п | Проводимые мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Отметка об исполне-нии |
Обследование условий проживания семьи | Август | Кл. рук., соц. пед. | ||
Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи): - «Влияние алкоголя на организм человека»; - «Об уклонении от родительских обязанностей» - «Взаимоотношения в семье»; - «Роль семьи в воспитании детей» - «Стили семейного воспитания» | Ежемесячно Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Кл. рук., Соц. пед., зам. дир. по ВР, психолог | ||
Контроль за посещаемостью уроков | ежедневно | Кл.рук. | ||
Организация летней занятости и оздоровление детей | В теч. лета | Кл. рук., соц. пед., зам. дир. по ВР, психолог | ||
Индивидуальные беседы с детьми: - «О соблюдении личной гигиены» - «Разговор о правильном питании» - « Беседа по профориентации» - «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних» - «О взаимоотношениях в семье» - «Вредные привычки» | Постоянно Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР. | ||
Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану) | еженедельно | Кл.руков-ли | ||
Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану) | ежемесячно | Кл.руков-ли. | ||
Оказание детям социальной помощи и поддержки. | постоянно | Соц. пед., Кл.рук | ||
Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности. | постоянно | Кл.рук. | ||
Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку. | постоянно | Кл. рук., библиотекарь | ||
Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб. | В течение года | Соц. пед., кл. рук. | ||
Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка. | по мере необходим. | Соц. пед., кл. рук.психолог | ||
Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях. | постоянно | Кл.рук. | ||
Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением. | постоянно | Кл. рук., соц. пед. | ||
Трудоустройство родителей. | Сентябрь Октябрь | Соц. пед., кл. рук., психолог | ||
Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье. | Май | Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог |
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________