«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало в прошлом».
В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование и закрепление многих высших психических функций, среди которых - память. Необходимо понимать возрастные особенности памяти у детей. Но не просто понимать, но и верно направлять, контролировать её развитие потому, что память ребенка требует регулярных тренировок.
Память включает в себя процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. Ребенок с легкостью может рассказать выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами потому, что все это он запомнил. Иногда ребенку не удается вспомнить определенное название, стихотворение, но он легко это делает, когда снова их воспринимает. В последнем случае отсутствует воспроизведение материала, но имеет место узнавание, которому предшествовало запоминание.
Наиболее интенсивно в дошкольном возрасте развиваются следующие виды памяти. Двигательная память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, также как и навыков ходьбы или письма. Без памяти на движения мы каждый раз учились бы заново осуществлять какие-либо действия. Двигательная память у возникает очень рано. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер.
Эмоциональная память - это способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы. Поэтому такая память имеет важное значение в жизни и деятельности человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от них. Первые проявления памяти наблюдаются к концу первого полугода жизни. Начальные проявления эмоциональной памяти отличаются от поздних. Это заключается в том, что если на ранних этапах развития эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на высоких ступенях развития она является сознательной.
В этом возрасте основным видом памяти является образная. Образная память - это память представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи или вкусы. Суть этой памяти состоит в том, что воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений. Ее развитие, прежде всего, связано с изменениями, которые происходят в таких процессах как восприятие и мышление. Дети зачастую выделяют наиболее яркие признаки предметов, поэтому их представления могут быть отрывочными. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Если зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая память обычно развита хорошо, то осязательную необходимо развивать с рождения.
В начале дошкольного возраста память ребенка носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед собой сознательных целей что-либо. Запоминание и припоминание, таким образом, включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри ее. «У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов», - замечает В.С. Мухина .
Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в том, что ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствует игровое действие или драматизация стихотворений. Картинка - важное средство развития памяти. Она помогает закреплять знания детей об уже известных им предметах, расширяют кругозор, знакомят с новыми явлениями.
Наша память носит избирательный характер. Например, лучше всего запоминается то, что важно или интересно человек. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Ведь человек, равнодушно и безразлично относящийся к какому-либо заданию, плохо его запоминает. И наоборот, тот, кто обладает чувством ответственности, не может забыть данное ему поручение. Ребенок, у которого развиты чувство долга и ответственности, более серьезно относится к тому, что он делает. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют потому, что от этого зависят результаты непроизвольного запоминания.
Руководство непроизвольной памятью детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими материала, тем самым развивая следующие мыслительные операции. Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий и отношений. Сравнение - это установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Классификация - это мыслительная операция, состоящая в объединении объектов в группы по определенным признакам. Поэтому, предлагая детям усложняющиеся задачи на сравнение, анализ, обобщение и классификацию, воспитатель активизирует умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечивает непроизвольное запоминание.
Качественные изменения в памяти дошкольного возраста характеризуются переходом от непроизвольных процессов к произвольным. Уже в дошкольном возрасте дети учатся сознательно контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение, а также возникает произвольное внимание, и развиваются произвольные формы памяти. Все это имеет прямое отношение к деятельности памяти.
Исследования показывают, что продуктивность памяти во многом зависит от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь не запомнить информацию понижают эффективность его памяти. В тех случаях, когда педагогу удается снять барьер неуверенности и страха, происходит повышение возможности его непроизвольной и произвольной памяти. Р.С. Немов считает, что переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа . На первом этапе формируется необходимая мотивация, то есть желание что-либо запомнить или припомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
Произвольная память - это особая деятельность, направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить что-то. Такое запоминание является сложной умственной деятельностью. Развитие произвольной памяти начинается у детей с выделения ими специальных мнемических задач на запоминание и припоминание.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четыре года, так как память начинает приобретать элементы произвольности. Если раньше запоминание происходило в какой-либо деятельности, то позже память превращается в особую деятельность, целью которой становится - запомнить. Теперь ребенок начинает следовать указаниям взрослого запомнить или припомнить и использовать для этого приемы и средства запоминания.
Далее, в пять-шесть лет, дошкольник уже может сам контролировать себя, запоминая или воспроизводя материал. При этом он стремится к полному и более точному воспроизведению. Таким образом, память постепенно становится контролируемой самим ребенком.
Самый простой способ для достижения цели - это заучивание, суть которого заключается в многократном повторении нужного материала. Особенность произвольного запоминания - проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Но для того, чтобы запомнить материал, необходимо не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить. К тому же, запоминание, включенное в какую-либо деятельность, является наиболее эффективным.
У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. И это понятно. Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него прошлого опыта. В своей практической, игровой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действия с предметами, он должен пользоваться приобретенными им знаниями, умениями и навыками. Без этого невозможно выполнение детьми действий по самообслуживанию, невозможно выполнение требований взрослых, речевое общение с ними и с окружающими детьми, осуществление игровой и любой другой деятельности дошкольников.
Необходимость вспомнить, неудачи в воспроизведении приводят детей к выделению цели запомнить, к осознанию ими необходимости запомнить. При этом важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непроизвольной памяти, ибо, чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем больше возможности возникают у них вспомнить, используя продукты непроизвольной памяти в своей практической и умственной деятельности.
Процесс запоминания в дошкольном возрасте не носит чисто механический характер. Эффективность запоминания зависит от осмысленности материала. Поэтому дети лучше понимают и запоминают те слова, которые им знакомы, а не просто набор бессмысленных слогов, которые они видят впервые.
Наиболее эффективные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя или продавца, исполняющего поручение купить или продать в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по указанию взрослого. Поэтому эффект запоминания в ситуации игры заметно выше.
А. Н. Леонтьев установил, что использование картинок существенно увеличивает количество запоминаемых слов старшими дошкольниками.
Интенсивность памяти тесно связана с интересами ребенка. Поэтому большое значение для запоминания имеет активность детей. Если перед ребенком поставить понятную и интересную для него задачу, то число удерживаемых в памяти слов возрастет. Причем эти слова сохраняются дольше, чем те, которые дети запомнили путем механического, даже многократного их повторения.
Но, несмотря на большие достижения в произвольном запоминании, непроизвольное остается до конца дошкольного возраста более продуктивным.
Память дошкольника является ведущей функцией в познании окружающего мира, т.к. вся информация, которой он владеет усваивается через восприятие и запоминание речи взрослого.
На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.
Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.
Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.
Непроизвольная память ребенка
В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.
В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.
В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.
Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:
— Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
— Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
— Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
— Запоминается то, над чем человек активно работает.
— Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.
Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.
Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.
Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.
Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти . Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.
Произвольная память дошкольника
Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.
Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:
Активность и успешное участие в играх.
Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.
Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.
Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.
В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.
В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:
— Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
— При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
— Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
— Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.
Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:
— Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
— Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
— Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.
Развитие произвольной памяти
Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.
В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.
Как помочь ребенку развить произвольную память?
1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.
Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют .
Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.
Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других). Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.
Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: "Ничего, все". Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: "Сейчас скажу еще, сейчас..." Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. (по материалам ЛеонтьеваА.Н.)
Развитие опосредованного и произвольного запоминания
В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье - развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.
От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Особенно быстро и легко мнемические действия возникают и обособляются в игре, причём во всех возрастных группах дошкольников, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности. Для развития произвольной памяти ребёнка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. Действия, связанные с сознательным намерением запоминать или припоминать, впервые отчётливо появляются у детей примерно около пяти-шести лет. Внешне они выражаются, например, в преднамеренном повторении ребёнком того, что он хотел бы запомнить. Стимулирование повторения играет в развитии памяти важную роль, и повторениям всячески нужно способствовать. Повторения обеспечивают перевод информации из кратковременной в долговременную память.
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
- основные виды памяти, которые развиваются в дошкольном возрасте;
- особенности развития элементов произвольной памяти как способности к регуляции;
- формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность;
уметь
Учитывать преобладание непроизвольной памяти дошкольника при подборе дидактического материала для развивающих и профилактических занятий в дошкольных учреждениях;
владеть
приемами, активизирующими процесс запоминания и развития логической памяти у дошкольников.
Генезис процесса памяти от рождения до конца дошкольного детства представляет плавный переход от одного вида памяти к другому, наполняя ее содержанием и включенностью в значимую для ребенка деятельность (рис. 15.1).
Рис . 15.1.
Как отмечает Д. Б. Эльконин, на начальных этапах психического развития память является одним из моментов непосредственного ощущения и восприятия и еще не выделена из них. Но уже в раннем возрасте взрослые ставят перед ребенком специальные задачи, требующие припоминания впечатлений. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена взрослых и детей, просят вспомнить, кто был у ребенка, где и с кем он гулял и играл. Процессы памяти здесь включены и в общение ребенка со взрослыми, и в процесс овладения им языковыми средствами.
На втором и третьем году жизни ребенок запоминает и повторяет слова, фразы и стихотворения, смысл которых для него еще не может быть понятен. В этот период запоминание и воспроизведение не представляют еще самостоятельных процессов, а являются лишь способами овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью со звуковым составом слов. Предметом сознания при таком воспроизведении являются не значения слов, а именно их звуковой состав и ритмическая структура. Рифма и ритм служат объективной основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек и стихов .
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
Образная намять - это память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.
На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный период характеризуется господством непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и нр.
Непроизвольная память - вид памяти, не требующий при запоминании волевых усилий и сознательной мнемической цели (цели на запоминание).
Запоминание понималось как случайное запечатление объектов, которые, по выражению М. Шеллоу, входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-то другие объекты. Такое понимание определило методический принцип большинства исследований, состоявший в том, чтобы максимально изолировать определенные объекты от деятельности испытуемых, оставляя эти объекты только в поле восприятия, т.е. только в качестве фоновых раздражителей.
Как отмечает известный отечественный психолог П. И. Зинченко, основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Другие формы этого вида запоминания - результаты иных форм активности субъекта.
Главное достижение дошкольного возраста - произвольная память. Она начинает развиваться между 4-5 годами и проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель что-либо запомнить или вспомнить.
Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.
Появление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти - уже как процесса управляемого и произвольного. Преднамеренное запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (игра, поручения взрослых), как самостоятельное действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами. Однако основное развитие произвольной памяти происходит на следующем возрастном этапе - в школьном возрасте.
По мнению Зинченко, качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.
Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают разложить картинки по своим местам, например отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. С появлением произвольности ребенок в четыре года начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти связано с появлением у дошкольника произвольных механизмов поведения и возрастанием регулирующей роли речи.
Особенности произвольного запоминания дошкольников А. Р. Лурия изучал с помощью методики «10 слов» (см. Практикум). Использование этой методики дает дополнительную информацию о способности ребенка к относительно целенаправленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией.
Александр Романович Лурия (1902-1977) - доктор педагогических и медицинских наук, профессор, последователь Л. С. Выготского. Основоположник нейропсихологии. Профессиональные интересы ученого: основы нейропсихологии, речевое развитие, роль наследственности и среды (воспитания) в психическом развитии.
11аиболее известные работы: «Речь и интеллект в развитии ребенка» (1927), «Основы нейропсихологии» (1973), «Язык и сознание» (1979).
В исследовании 3. М. Истоминой перед детьми 3-7 лет ставили задачу запомнить и припомнить ряд слов, сначала - в ситуации лабораторных опытов, затем - в ситуации игры, когда ребенок, осуществляя роль «покупателя», должен был выполнить поручение и купить в «магазине» предметы, названные экспериментатором (табл. 15.1) .
Таблица 15.1
Среднее количество слов, запоминаемых в условиях лабораторного задания и в условиях игры
Истомина выявила у детей три мнемических уровня развития памяти. Для первого уровня характерно отсутствие цели запоминать или припоминать; для второго - наличие данной цели, но без применения каких- либо способов, направленных на ее осуществление; для третьего - наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого .
Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность - приводить к достижению значимого для ребенка результата. Экспериментальным путем выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняемой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для создания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т.е. осуществить самоконтроль.
В ходе работы Л. М. Житниковой, 3. М. Истоминой, А. Н. Белоуса, посвященной изучению того, как формируются способы логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях специального обучения, установлено, что уже в старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и мыслительная группировка, и использовать их в мнемических целях.
Обучение этим приемам требует сложной исследовательской стратегии и разделяется на два этапа: 1) формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий; 2) формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач. Формирование умственного действия осуществляется по трем этапам: 1) практическое действие, когда дети обучаются раскладывать картинки по группам; 2) речевое действие, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе; 3) умственное действие - распределение картинок по группам в уме, затем называние групп 1 .
Благодаря средствам и приемам запоминания память дошкольника становится опосредованной.
Опосредованное запоминание - запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.
В отечественной психологии детальное исследование возникновения и развития форм опосредованного запоминания впервые было проведено А. Н. Леонтьевым. Давая детям для запоминания слова, он предлагал им использовать в качестве вспомогательного средства картинки. Из них дети должны были подбирать такие, которые помогали бы им в дальнейшем вспомнить нужное слово. Леонтьев установил, что младшие дошкольники дают чрезвычайно низкие показатели запоминания и не могут использовать картинки, чтобы улушить этот процесс. А у детей старшего дошкольного возраста введение картинок поднимает эффективность запоминания в два раза. Это указывает на сдвиги в развитии памяти, происходящие к старшему дошкольному возрасту (табл. 15.2) 2 .
Таблица 15.2
Эффективность непосредственного и опосредованного произвольного запоминания
- 1 См.: Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб, пособие. М.: Ось-89, 2011.
- 2 Приводится по: Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие. М. : Академия, 2010.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Изучая процесс формирования памяти и мышления, II. II. Блонский открыл этапы их генезиса, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника думать и припоминать - сходные процессы . Словесно- смысловая память обеспечивает опосредованное познание, что существенно расширяет горизонты познавательной деятельности дошкольника.
Таким образом, к концу дошкольного возраста непроизвольное запоминание остается более продуктивным, чем произвольное, и к 6-7 годам у ребенка выделяется особый вид зрительной памяти - эйдетическая память, которая по своей яркости приближается к образам восприятия .
Эйдетическая намять - построена преимущественно на зрительных впечатлениях, она позволяет удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.
Приемы оптимизации процесса памяти у ребенка дошкольного возраста: - чтение и пересказывание сказок, стихотворений;
Исследование новых предметов с целью запоминания элементов и воспроизведение рассказа об этих предметах;
включение ребенка в дидактические игры, которые побуждают его быть внимательным и как можно больше запомнить.
А. Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для любой дидактической игры характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру и облекая ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют»), развивать внимание и память («Что изменилось», парные картинки), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам («Поймай рыбку») и т.д.
Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка при этом привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет добиться хорошего результата. Например, в дидактической игре «Найди предмет» ребенок нс сможет отыскать картинку, если он не запомнил предметы, названные ведущим. Или в дидактической игре «Найди свое место» ребенку, чтобы нс выйти из игры, остаться победителем, нужно запомнить свое место .
Развитие произвольной, опосредованной памяти у ребенка играет важную роль в формировании предпосылок учебной деятельности и является показателем интеллектуальной зрелости будущего школьника.
Практикум
Методика «10 слов» А. Р. Лурии
Использование этой методики в работе с детьми дает дополнительную информацию о способности ребенка к относительно целенаправленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией.
Для проведения этого задания понадобится набор односложных слов, не связанных между собой по смыслу (например, лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед). Перед первым воспроизведением этих слов ребенку давалась инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь, в любом порядке». Инструкция при втором чтении слов: «Сейчас я повторю те же самые слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал прошлый раз, и новые, какие запомнишь». При третьем и четвертом повторении достаточно сказать: «Слушай еще раз и повторяй, что запомнишь». Инструкция при пятом вопроизведении слов: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты повторишь побольше». В среднем время эксперимента занимало 7-8 мин. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком из группы. В норме хорошим результатом для дошкольника при первом предъявлении считается воспроизведение 5-6 слов, при пятом - 8-10 слов.
Вопросы и задания для самопроверки
- 1. Дайте характеристику основным видам памяти дошкольника.
- 2. Назовите специфику непроизвольного и произвольного запоминания у детей дошкольного возраста.
- 3. Раскройте сущность мнемических способов запоминания у дошкольников.
Тестовые задания
- 1. Эмоциональная память у ребенка проявляется:
- а) в 1 месяц;
- б) в 2 месяца;
- в) в 3 месяца;
- г) в 4 месяца;
- д) в 6 месяцев.
- 2. Когда ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью?
- а) в младенческом возрасте;
- б) в раннем возрасте;
- в) в 4 года;
- г) в 5 лет;
- д) к концу дошкольного периода.
- 3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте:
- а) 3-4 года;
- б) 5-6 лет;
- в) 7 лет.
- 4. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте - эго:
- а) припоминание;
- б) запоминание; См.: Там же.
- См.: Психология развития: учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: Академия, 2014.
- См.: Возрастная психология: учеб, пособие / под ред. Т. Д. Марцинковская. М. : Академия, 2014.
- Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб, пособие.
- Заучивание 10 слов (А. Р. Лурия) // Альманах психологических тестов. М., 1995.
Формирование произвольной памяти
В возрасте четырех пяти лет начинают складываться произвольные формы восприятия и запоминания. Именно в игре по мнению Леонтьева А.Н. создаются наиболее благоприятные условия для формирования и овладения произвольным запоминанием и воспроизведением. Тогда запоминание становится условием успешного выполнения роли, взятой ребенком на себя.
Например, количество слов, запоминаемых ребенком, выступающим в роли покупателя, чтобы купить в магазине определенные предметы всегда выше, чем слов, которые ребенок пытается запомнить по прямому требованию взрослого.
Перед тем, как ребенок овладевает произвольными формами памяти, проходит несколько этапов. Для начала ребенок видит перед собой лишь одну задачу - запомнить/припомнить, но необходимыми приемами для этого не владеет. Задача «припомнить» появляется раньше, это связано с ситуациями, с которыми чаще сталкивается ребенок, когда от него ждут именно припоминания того, что раньше он воспринимал. Немного позже возникает задача «запомнить», она основывается на опыте припоминания - ребенок начинает осознавать, что если он не приложит усилий, чтобы запомнить, то не сможет воспроизвести необходимое.
Обычно ребенок не изобретает приемы запоминания и припоминания - их подсказывают ему взрослые, например, давая поручения и предлагая тут же их повторить, или задавая наводящие вопросы «А что было потом? Что ты ел сегодня на завтрак?». Ребенок постепенно учится повторять, связывать, осмысливать материал с целью его запоминания, и в результате осознает необходимость специальных действий для запоминания и учатся использовать для этой цели вспомогательные средства.
Становление произвольной памяти
Значительное улучшение памятиребёнка Немов Р.С., с. 332 идет в дошкольном возрасте. Память начинает развиваться сразу в нескольких направлениях. Если говорить конкретно, то первое, что происходит - это возникает процесс произвольного запоминания, второе - память дошкольника превращается из непосредственной в опосредованную, и третье - активно развиваются средства и приемы, с помощью которых ребенок учится запоминать и припоминать.
Истомина З.М., исследуя развитие памяти, использовала следующую гипотезу - в младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются процессами несамостоятельными, а лишь входящими в состав той или иной деятельности, т.е. непроизвольными. Дошкольный старший возраст - время перехода от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Одновременно происходит дифференциация особого рода действий с целью запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. При наличии соответствующих мотивов происходит активное выделение и осознание ребенком мнемических целей.
Исследование Истоминой З.М. было направлено на решение следующих задач:
Выявление условий, при которых дети выделяют цель запомнить или припомнить;
Изучение ранних, первичных форм произвольной памяти.
Эксперимент проводился в лаборатории с двумя группами детей. В первой группе - детям читали ряд слов, предлагая их запомнить, для того чтобы позже назвать их ведущему эксперимента. Во второй группе это же количество слов предлагалось запомнить в ходе игры, создающей для дошкольника мотив, чтобы запомнить и припомнить.
Результат исследования показал, что в процессе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему, возможности памяти существенно изменяются. А именно - конец дошкольного возраста совпадает с выделением памяти в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в какой-то степени контролировать.
В 3 - 4 года запоминание и воспроизведение какого-либо материала входит в состав других видов деятельности и выполняется дошкольниками, как правило, непроизвольно. Старший дошкольный возраст характеризуется переходом к непроизвольной памяти благодаря тому, что перед ребенком все чаще ставятся специальные мнемические задачи, чем их больше, тем быстрее происходит переход.
При этом среди других видов действий в особую группу выделяются мнемические действия, которые выполняются в процессе той или иной деятельности. Мнемическими действиями называются процессы, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В игре мнемические действия возникают и обособляются особенно легко и быстро, причем это относится ко всем возрастным группам дошкольников, начиная от 3-4 летних детей. До среднего дошкольного возраста у детей в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, Немов Р.С., Кн. 2, с. 333 чем в других видах деятельности.
Для того, чтобы произвольная память ребенка полноценно развивалась, необходимо своевременно уловить и использовать стремление дошкольника что-либо запомнить. Сознательное намерение для запоминания отчетливо появляется у детей 5 - 6 лет, ребенок может намеренно повторять материал, который хотел бы запомнить. Повторениям нужно способствовать, т.к. они играют в развитии памяти очень важную роль.