Детям очень нравится играть и придумывать различные истории, они как будто живут в придуманном, понятном только им мире. Исходя из этого нам, взрослым, можно сделать такой вывод: путь к сердцу каждого ребенка, без всякого сомнения, можно найти с помощью игры, фантазии и воображения. Кроме того, и нам самим, организаторам детского досуга, предоставляется прекрасная возможность на некоторое время впасть в безоблачный и чудесный мир детства и оторваться от серых обыденных будней.
Нам кажется, что не только детям, участвующим в подобных мероприятиях, но и самим устроителям детских мероприятий будет интересна работа над нетрадиционными программами, которые предлагаются автором из опыта собственной деятельности.
В данном пособии дана широкая ретроспектива детских мероприятий:
Шоу-программы;
Развлекательные программы;
Игровые программы;
Театрализованные представления;
Творческие гостиные;
Творческие лаборатории;
Сказки-игры;
Танцевальные шоу;
Игры-путешествия;
Разнообразные эстафеты;
Информационно-развлекательные программы;
Развивающие программы;
Оздоровительные программы.
Предлагаемые разработки мероприятий для дошкольников пронизаны миром тех увлечений и чудесных приключений, сюрпризных, игровых и необычных моментов, которые должен «прожить» каждый ребенок, чтобы удивительная страна с названием «Детство» осталась в памяти навсегда как наука, как чудо.
Дети любят двигаться, это их потребность! В этом, бесспорно, помогут детские оздоровительные, развлекательные, игровые и танцевальные программы. Ведь для ребенка так важно и, одновременно, привлекательно выплеснуть свою неисчерпаемую энергию в забавах, играх, танцах. Задача же педагогов в данном аспекте - направить эту энергию в нужное русло, чтобы не только тело, но и душа, как говорят, радовалась!
Играть всегда, играть везде, играть с утра и до вечера, а вместе с этим расти и развиваться - именно это можно определить девизом деятельности наших ребятишек. Это вполне естественно! Природа детей неотделима от природы игры. Здесь будут, конечно, незаменимы игровые, развивающие, информационно- познавательные программы, в которых ребенок не только играет, но вместе с тем (и прежде всего!) познает окружающий мир.
Все сценарии написаны простым и доходчивым языком, чтобы с первого момента организации мероприятия было все предельно ясно не только детям, но и взрослым - организаторам программ и праздников.
Сказки... Дети живут в этом мире, в сказках существует то, что порой нельзя увидеть в реальном мире. Здесь не только люди, но и животные, и фрукты, и даже предметы, и природные явления умеют разговаривать, двигаться, то есть быть одушевленными. Поэтому сказочные моменты присутствуют в очень многих программах как элемент нравственно- духовной мудрости, которую в незатейливой форме постигает малыш.
В наше время у многих детей очень много разных игрушек, книжек, но нет ничего лучше и роднее, чем то, что создано своими руками. Ребенок ощущает себя практически волшебником - творцом, если сам смастерит, пофантазирует, сфокусирует. В данном сборнике много творческих программ но развитию навыков художественного творчества и воображения.
Ребенок с детства начинает в подобного рода программах ощущать свою значимость как личности! И это замечательно!
Уважаемые воспитатели, педагоги и руководители кружков, попробуйте реализовать и усовершенствовать предлагаемые разработки и, возможно, перед вашими подопечными откроется новый удивительный и красочный мир игры, праздника, радости, улыбки - самого настоящего и большого детского счастья!
Сценарии досугов и развлечений для детей средней группы ДОУ
Физкультурное развлечение в детском саду «Не ленись, не зевай, все заданья выполняй». Автор: Каменева Е.И. Описание работы: Методическая разработка предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре. Цель: Создание положительного эмоционального настроения, приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: Приобщать детей к занятиям спортом, укреплять здоровье. Формировать желание участвовать в играх и эстафетах, развивать внимание, смекалку, координацию движений, ловко... |
Сценарий развлечения по музейной педагогике в средней группе «Масленица»Сценарий можно использовать воспитателям детских садов. Рекомендуется проводить на улице с сжиганием масленицы. Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств путём знакомства с русскoй нарoдн0й культурoй. Задачи: 1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - масленицы, познакомить с обрядовой куклой «Масленица» 2. Способствовать развитию интерес... |
Авторская песня "Русские богатыри" для детей 4-5 лет. Текст с нотамиАвтор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области В преддверии праздника "День защитников Отечества" педагоги дошкольных учреждений рассказывают дошкольникам о славных защитниках русской земли.Во все времена Россия подвергалась нападению со стороны. На страже Древней Руси стояли бесстрашные, могучие богатыри, о подвигах которых мы знаем и... |
Сценарий музыкальной сказки «Теремок»«Театр - это средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических про... |
Конспект занятия-развлечения по ПДД в средней группе 4 – 5 лет «Зеленый, Желтый, Красный»Программные задачи: закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; развивать наблюдательность, зрительную память; развивать умение отвечать полным ответом. Материал: макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге; макет светофора; костюм светофора. Предварительная работа: Проблемно-поисковая беседа: «На... |
Игровая программа для детей средней группы «Чудо - Снеговик» игровая программа для детей младшего возрастаУшакова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель МАДОУ №62/100 города Тюмени Цель: Знакомить детей с праздником «Всемирный день Снеговика»; Развлечь детей, создать праздничную атмосферу, яркие впечатления для детей. Действующие лица: Ведущий Снеговик Атрибуты: Поделки детей «Снеговики», метёлки для игр, ведёрки со снежками, зефир на угощение, корзинка, пазлы для игры «Сложи Снег... |
Событийное познавательное игровое мероприятие для детей 4-6 лет на тему "Приходи колядовать"Цель: Познакомить детей с русскими народными традициями празднования коляды Задачи: - познакомить детей с обрядом колядования; - приобщить детей к русской культуре через игровую деятельность; - доставить радость от совместного время препровождения, сплоить детей; - пробудить интерес и желание к разучиванию колядок и участию в колядовании. Это событие может быть интересным и полезным для музыкальны... |
Сценарий спортивного развлечения для детей дошкольников 4-5 летСценарий спортивного развлечения для средних групп «Игры народов мира!»Программное содержание: Цели: формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей; создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива. Задачи: Познакомить детей с играми разных народов, развивать познавательный интерес. Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координацио... |
Спортивный досуг в средней группеСценарий спортивного досуга «Корзина с играми!»Задачи: 1. Предоставить детям возможность применять двигательный опыт, приобретённый на ОУД. 2. Развитие физических качеств: ловкости, быстроты. 3. Развитие умения найти решение в непредвиденной ситуации. 4. Воспитывать чувство взаимовыручки. 5. Создавать у детей радостное, бодрое настроение. Оборудование: письмо Бармалея с заданиями, корзина с карточками игр, руль, малые мячи, красный мяч, крышечки, чашечки,... |
Проект досугового развлечения с родителями на день открытых дверей в средней группе «Осень в гости к нам пришла»Цель: создание условий для личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела и вовлечения семьи в единое образовательное пространство группы. Задачи: 1. Обогатить знания родителей о деятельности дошкольного образовательного учреждения и группы, которую посещает ребенок. 2. Организовать практическое мероприятие, направленное на формирование педагогических зн... |
Сценарий игрового развлечения в ДОУ. Средняя группаЦель. Способствовать развитию содержания детских игр. Задачи. Формировать потребность в двигательной активности. Продолжать знакомить с народными играми. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми. Предшествующая работа: разучивание игр, считалок, закличек. Атрибутика: маски-шапочки, колокольчик, матрешки, «калачи», строительные модули. Детей встречает матрешка и зазывает в зал: «Здравствуйте,... |
Спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа. Сценарий «Теремок».Материал для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ. Цель: приобщение детей к занятиям физкультурой. Задачи: - совершенствовать двигательные навыки детей, знакомить с повадками животных; - повторить упражнения с бегом, метанием, прыжками; - развивать ловкость, быстроту; - воспитывать интерес к подвижным играм и эстафетам, умение работать в команде.* * *Действующие лица: Инструктор по физической культ... |
Развлечение ко Дню знаний в детском саду. Сценарий развлечения для всех групп детского садаЦель: создание у детей хорошего настроения, доброжелательной атмосферы, положительного отношения к школе. Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, устанавливать взаимопонимание и взаимоуважение между педагогами, детьми и их родителями во время организации мероприятия. Ход развлеченияВстречаем детей и родителей на улице. Ведущая: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегод... |
Праздник вежливости. Сценарий для средней группы детского садаЭтот сценарий будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни Задачи: - Закрепить у детей понятие «вежливость»; - Научить детей пользоваться вежливыми словами; - Расширить понятие детей о культуре поведения; - Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьмиХод праздникаЗвучит музыка «Вместе... |
Ирина Губина
Досуг-развлечение в средней группе «Эти разные животные»
Цель:
Воспитывать желание участвовать в совместных играх.
Учить различать птиц от животных.
Развивать память, внимание, смекалку
Чувство уверенности в себе
Предварительная работа: чтение книг, отгадывание загадок, рассматривание картинок, беседы, занятия.
Материалы:
Картинки с частями животных (из игры «Лапы, крылья и хвосты»)
Картинки с животными
Карточки с ребусами
Загадки
Ребята, что вы больше всего любите делать? (играть)
Вот давайте и сегодня будем играть, отгадывать загадки, выполнять задания и все про животных. Но для начала надо разделится на две команды.
- Первое задание: придумать название команды. Сами ребята посовещавшись называют:
1 команда – Утконос 2 команда – Белочка
- Второе задание для самых сообразительных . Загадки отгадывать будете по очереди. За каждый правильный ответ дается фишка.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой - зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (бобры)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки! (кошка)
По реке плывёт бревно -
Ох и злющее оно!
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход (крокодил)
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (крот)
Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (гепард)
Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? (черепаха)
В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу (слон)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой (хомяк)
Молодцы! Все справились с заданием.
Следующее задание посложнее. Лапы, крылья и хвосты.
Я каждому раздам карточки, с какой-то частью животного или птицы. Вы должны угадать, что это за животное. Если кто-то в команде не узнал животное, ему помогает вся команда.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Следующее задание будет непростым. Каждая команда выбирает себе карточку с животным. Не показывая соперникам, не называть, и не произнося звуков, и даже то как оно кричит, показать это животное. Показывать может вся команда.
ФИЗМИНУТКА
А когда животные хотят пить, куда они идут? (На водопой) вот и мы свами все пойдем на водопой. Только я буду мамой, а вы мои детеныши, а детеныши повторяют все за мамой.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисенок.
За мамой ежихой катился ежонок.
За мамой медведицей шел медвежонок.
За мамою белкой скакали бельчата.
За мамой зайчихой косые зайчата.
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Отдохнули? А сейчас новое задание. Я вас научу разгадывать ребусы-загадки.
За каждый отгаданный ребус дается фишка. В ребусах зашифрованы животные.
Вывешивается по очереди картинки-ребусы
- Следующее задание: нужно назвать сказки в которых присутствует животные. Называть будете по очереди. За каждый правильный ответ дается фишка.
Ребята, сколько вы много знаете сказок, умеете отгадывать загадки про животных, даже показывать их. А теперь и ребусы научились разгадывать. Молодцы! Ну вот и пришло время посчитать фишки, и определить победителя.
Награждение поощрительными призами.
Публикации по теме:
На прошлой неделе у нас в детском саду в средней группе «Земляничка» завершился педагогический проект «Каких мы знаем животных». Он был.
«Загадки на грядке» досуг-развлечение для детей средней группы Досуг-развлечение «Загадки на грядке» средняя группа Музыку и оборудование можно менять исходя из собственных предпочтений и наличия материальной.
Дидактическая игра- явление многоплановое и сложное. Это и метод обучение и форма обучения,и самостоятельная игровая деятельность,и средство.
Ход мероприятия Построение в шеренгу. Ведущая: Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим. Спорт - помощник! Спорт - здоровье.
Задачи: 1. Воспитывать у детей смелость, внимание, выносливость, меткость, доброжелательность, по отношению к друг к другу; 2. Создать бодрое.
Мастер-класс для девочек «Блюда разные нужны - продукты разные важны» Целью мастер-классов является: - расширение игровых замыслов и.
Досуг для детей «Праздник добрых дел»
Воспитатель средней группы № 4 Кузина З.В. провела досуг «Праздник добрых дел»
Цель мероприятия:
- формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- развивать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей;
- стимулировать желание проявлять сочувствие, заботу и отзывчивость к окружающим;
- поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
- развивать словесно – логическое мышление, связную речь.
Воспитатели вместе с детьми играли в игры «Добрые эльфы», «Волшебный стул», «Оцени поступок», «Кто больше скажет добрых и тёплых слов друг другу»; провели беседу о добрых поступках; прочитали и обсудили произведение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; танцевали под музыку детского коллектива «Барбарики».
Социальное партнёрство с родителями:
- создание альбома «Наши добрые дела»
Ход развлечения
Воспитатель:
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу, гостям. Дети, вам приятно было дарить друг другу улыбку? Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.
Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые сердечные люди. Ребята, хорошие добрые люди поступают по-доброму, несут добро. Добрый человек способен любить. Ребята, а добрый человек – это какой?
Дети:
Добрый - это тот, кто дружно играет, помогает взрослым, не обижает никого, защищает слабых, весёлый, внимателен ко всем, вежливый, говорит только добрые, хорошие слова, уступает друг другу.
Воспитатель:
Верно, ребята, надо быть вежливым, добрым, надо уступать друг другу, учиться договариваться между собой. Добрый человек, как солнышко, излучает свет и тепло, к нему всегда тянутся люди, потому, что этот человек дарит им свое доброе сердце.
(Обращаю внимание детей на солнышко, изображенное на ватмане)
А вот и солнышко. Ребята, посмотрите, что-то оно невесёлое, и лучики не сияют. Видно какой-то злой волшебник специально решил запутать нас! Он заколдовал солнышко. Нам нужно сделать что-то доброе, чтобы расколдовать его.
(Звучит музыка, входит Фея с волшебной палочкой и сундучком.)
Фея:
Ребята, здравствуйте. Я - Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Я вам помогу, чтобы солнышко засияло. Ребята, вы любите сказки? А все ли герои сказок добрые? В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
В моём волшебном сундучке спрятались разные сказочные герои (Золотая Рыбка, Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, серый волк, Баба Яга, Мальвина.)
Я раздам вам карточки, вы внимательно посмотрите и вспомните сказку и её героя. Если герой добрый, то карточку надо положить в обруч жёлтого цвета, как солнышко; если герой злой, то карточку кладём в обруч красного цвета – цвета опасности.
Игра «Добрый - злой»
(Дети выполняют задание под спокойную музыку)
Фея:
Молодцы, ребята, справились с заданием! В сказках всегда добры молодцы и красны девицы, добрые волшебники побеждали зло. (Открывает первый лучик.)
Фея:
Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Я своей волшебной палочкой буду дотрагиваться до вас, а вы должны назвать волшебное слово.
(Под тихую музыку дети называют вежливые слова)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю
игру «Не ошибись, пожалуйста»
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово” - пожалуйста. Будьте внимательны!
Встаньте, пожалуйста!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Поднимите руки!
-Потопайте, пожалуйста.
-Попрыгайте, пожалуйста.
-Руки вперед.
Садитесь, пожалуйста.
Фея:
Молодцы, ребята, знаете волшебные слова. (открывает второй лучик)
Фея:
(обращаясь к воспитателю ) А у вас ребята дружные?
Воспитатель:
У нас ребята дружные, миролюбивые. Даже если кто-то чуть-чуть поссорится, то сразу же помирится.
Если с другом ты поссорился,
То пойди и помирись.
Ты не дуйся и не хмурься,
Если надо, извинись!
И тогда вокруг всё ярче
И светлее станет вдруг,
Потому что сразу рядом
Будет настоящий друг!
Дети берутся за мизинчики и произносят «мирилочку»:
Не ругайся, не бранись.
А скажи ты: «Подружись»
А скажи ты: «Помирись»
Будем мы с тобой всегда
Неразлучные друзья!
Фея:
Да, дружные у вас дети! (открывает третий лучик) Ребята, а вы весёлые? А как вы умеете веселиться?
Воспитатель:
От плохого настроения
Превосходно лечит пение.
Станет легче труд любой,
Если песенка с тобой!
Песня «Я иду с цветами» (муз. Е. Тиличеевой)
Фея:
Какая чудесная песенка! Какие весёлые дети! (открывает четвёртый лучик)
Воспитатель:
Наши дети очень весёлые и дружные. Они не только могут петь, но и танцевать.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу, до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Дети парами, стоя друг против друга, выполняют под музыку танец «Поссорились - помирились» (муз. Т. Вилькорейской).
Фея:
Молодцы, вы и впрямь весёлые, вежливые и дружные ребята (открывает пятый лучик).
Фея:
Ребята, а вы любите животных? Кто у вас дома живёт?
Дети:
Кошки, собачки, хомячки, морские свинки, мышки, рыбки, попугаи.
Фея:
А у меня есть лошадки. Давайте на лошадках покатаемся!
(Дети становятся в две команды, Фея даёт лошадок на палочке)
Эстафета «Лошадки»
Фея:
Ну и ловкие какие! (открывает пятый лучик) Ребята, а вы ласковые?
Воспитатель:
Сейчас мы это узнаем. Сыграем в игру «Ласковое слово».
Я назову имя, а вы должны его изменить, чтобы оно звучало ласково, например, Ира – Ирочка.
(Бросает мяч ребёнку, называя его имя, ребёнок бросает мяч обратно, называя имя ласково).
Игра «Ласковое слово» с мячом (звучит тихая спокойная музыка).
Фея:
Молодцы, ребята, мне понравились ваши ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает (открывает шестой лучик).
Воспитатель: (обращаясь к Фее) Значит наши дети добрые?
Фея:
Да, ваши дети очень добрые. Ребята, а у добрых людей какое сердце.
Дети:
Доброе, тёплое, ласковое, умеет любить.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами делали красивые сердечки из бумаги, наклеивали на них яркие цветочки, разноцветные горошки-кружочки.
Кому вы хотите их подарить?
Дети:
Мамочке!
Воспитатель:
Конечно, своей любимой мамочке, ведь мамочка – самый родной и близкий человек для своего ребёнка. Мама приголубит, пожалеет, приласкает. Она, как солнышко, согреет своей любовью. Даже в пословице говориться: «При солнышке тепло, при матушке добро».
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
Дети идут к своим мамам и дарят им «валентинки». Все вместе выходят в центр зала.
Фея открывает седьмой лучик
Воспитатель:
А теперь, друзья, я вас попрошу: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь обязательно от души. (В это время Фея незаметно переворачивает солнечный круг с изображением весёлой улыбки)
Откройте глаза, посмотрите: у нас в зале стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.
Глазки откройте и посмотрите,
Мы вас всех любим и вы нас любите!
Фея:
Теперь это - доброе солнышко! Оно улыбается и всех озаряет своими лучами. А от его лучей мы ощущаем тепло. И пусть они согреют сегодня наши сердца.
Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша любовь и доброта. Вот почему к нам иногда обращаются: Солнышко, Солнце мое.
Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Он любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревает нас самих, как солнце. Я всем вам желаю добра, любви и счастья!
Воспитатель:
Спасибо, добрая волшебница Фея! Ты помогла расколдовать наше солнышко.
Фея:
А я вас, ребята, благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли и хочу вручить всем вам медали “Доброе сердце”, и пусть сердце ваше добрым будет!
Все вместе исполняют песню «Улыбка» (В. Шаинского)
Воспитатель:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
(А. Лесных)
А теперь приглашаю всех в группу на чаепитие!
Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.
Значение организации досуговой деятельности в детском саду
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа - всестороннего развития личности ребёнка.
Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной
Цель и принципы организации досуга в ДОУ
Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Цель организации досуга и развлечений дошкольников - привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:
- позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
- самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
- комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
- целостности: развитие самосознания детей.
Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны
Направления деятельности
Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:
- Спортивный:
- Музыкальный:
- Литературный:
- Театральный:
- Художественный:
- Интеллектуальный: проведение викторин, игр на смекалку и дидактических игр (брейн-ринг, КВН, «Хочу всё знать», «Поле чудес»).
Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества
- Экологический:
- формирование экологического сознания у детей,
- воспитание любви к природе и родному краю,
- проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
- участие в экологических акциях.
Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую
Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
Виды досугов и развлечений в ДОУ
Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.
- Отдых. После сильного умственного напряжения ребёнку нужно восстановить баланс сил, отдохнуть. Способность саморегуляции (определение необходимости расслабиться, сменить вид деятельности) формируется к старшему дошкольному возрасту. Профилактику переутомляемости у воспитанников младших и средней групп организует педагог. Отдых может проводиться в пассивной форме: дети рассматривают картинки в книгах, ведут спокойные беседы, играют в тихие игры, слушают чтение книги воспитателем. Если ребёнку не удаётся расслабиться традиционными методами, возможно оказание психологической поддержки (например, поиграть с ребёнком в «Волшебной комнате» или в «Центре воды и песка»). Активный отдых подразумевает физическую деятельность: участие в подвижных играх, занятие гимнастикой, катание во время прогулки на велосипеде, самокате, санках и т. д.
Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.
Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности
- Развлечения. Этот вид культурно-досуговой деятельности компенсирует рутину, безэмоциональные моменты в повседневности. Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником развлекательного действия - совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий. В детском саду дошкольники могут быть и только зрителями (просмотр спектакля, научного шоу, выступления музыканта). К участию в развлечениях привлекаются родители воспитанников (проведение творческих мастер-классов, музыкально-литературных досугов, познавательных и спортивных квестов для семейных команд). По тематике различаются развлечения:
- Праздники. Проведение мероприятий, посвящённых государственным праздникам и важным событиям в жизни детского сада: праздник Осени, утренники в честь Дня матери, Нового года, Международного женского дня, Дня защитника Отечества, праздничные концерты ко Дню космонавтики, Дню Победы, выпускной. В этой культурно-досуговой деятельности дошкольники являются активными участниками, демонстрируют свои таланты, а также посильно помогают в подготовке и оформлении помещения.
К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита
Проведение досуга и развлечений в ДОУ
Педагогу следует помнить, что досуг - компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.
Обсуждение героев и сюжетов русских народных сказок стимулирует интерес детей к творческой деятельности
Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности
Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент - мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:
- изучение наглядного материала:
- рассматривание тематических плакатов,
- картинок,
- репродукций,
- иллюстраций в книгах,
- макетов,
- мини-выставки в уголке познания;
- проведение познавательных и эвристических бесед;
- создание сюрпризных моментов;
- проведение дидактических и подвижных игр, включение в игровую ситуацию:
- посещение группы сказочным персонажем,
- воображаемое путешествие в фантастическую страну,
- перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
- зачитывание стихотворений, рассказов, малых фольклорных форм (частушки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки);
- использование ИКТ: просмотр презентаций с фото- и видеоматериалами, музыкальным сопровождением.
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем
Тема занятия | Вариант мотивирующего начала |
«Путешествие в страну сказок» (досуг-развлечение) |
|
«В гостях у русской народной сказки» (театрализованный досуг) |
|
«Австралия! Австралия! Прекрасный материк» (спортивный досуг) | Изучение наглядного материала и проведение познавательной беседы. Ребятам предлагается изучить карту Австралии, на которой изображены представители флоры и фауны, и ответить на вопросы:
Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх. |
«Радостные краски зимы» (музыкальный досуг) |
|
Планирование мероприятий
Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).
Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты - 2–3 раза в год.
Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.
Приобщение к народным традициям - важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения
Таблица: картотека тем культурных мероприятий
Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности | Досуги | Праздники |
Спортивные |
|
|
Творческие (музыкальные, театрализованные) |
|
|
Литературные |
|
|
Познавательные |
|
|
Социальные |
|
|
Народные, христианские |
|
|
Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе
Автор | Жилина Е. В., МДОУ Д/с «Василёк» р. п. Мулловка, Ульяновская область. |
Название | «Путешествие по сказкам» |
Программное содержание |
|
Предварительная работа |
|
Материал |
|
Ход занятия | Звучит мелодия «Приходите в гости к нам» из сказки «Там, на неведомых дорожках». Ведущая: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Её щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кащей Бессмертный, Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолёте, через моря и океаны, леса и степи. Вот он спускается всё ниже и ниже, и перед нами первая сказочная остановка. Вот и чьё-то письмо, а кто его прислал, вы узнаете, отгадав загадку.
Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
От Красной шапочки станция называется «Угадай-ка». Я буду читать вам отрывки из известных вам сказок, а вы должны угадывать их названия.
Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
Ведущая: Вижу, и впрямь много о сказках знаете. Молодцы! А сейчас отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка).
Ведущая: С заданием справились, отправляемся дальше. (Звучит музыка). А здесь нас ждёт волшебный сундучок, посмотрим, что же в нём. (В сундучке маски для обыгрывания сказки «Теремок»).
(Звучит песня «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского). |
Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.
Длительность досугов:
- в младших и средней группах - 25–30 минут;
- в старшей и подготовительной группах - 45–50 минут.
Длительность праздников:
- в первой младшей группе - 20–30 минут;
- во второй младшей группе - 30–35 минут;
- в средней группе - 45–50 минут;
- в старшей группе - 60 минут;
- в подготовительной группе - до 1 часа 30 минут.
Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников
Длительность уличных забав и народных гуляний:
- в младших и средней группах - не более 1 часа;
- в старшей и подготовительной группах - до 1 часа 30 минут.
Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.
Фольклорно-физкультурный досуг «Делу - время, потехе - час» в старшей группе
- Организационный момент - 2 минуты.
- Сюрпризный момент - 5 минут.
- Подвижная игра «Лошадка» - 7 минут.
- Игровые упражнения «Отгадай-ка» - 10 минут.
- Подвижная игра «Кот и птички» - 6 минут.
- Хоровод «Солнышко» - 4 минуты.
- Спортивная игра «Поймай мяч» - 8 минут.
- Подведение итогов досуга - 3 минуты.
Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе
- Приветствие гостей праздника - 2 минуты.
- Исполнение песни «Защитники Отечества» - 3 минуты.
- Исполнение песни «Будем в армии служить» - 3 минуты.
- Интеллектуальная разминка для команды мальчиков и команды пап - 8 минут.
- Танец «Моряки и морячки» - 4 минуты.
- Конкурс для взрослых и детей «Силачи» - 6 минут.
- Чтение стихотворений - 5 минут.
- Исполнение песни «Наши папы» - 3 минуты.
- Игра для детей и гостей «Бутерброды» - 7 минут.
- Стихотворное поздравление мальчикам от девочек группы - 5 минут.
- Игра «Препятствие» - 7 минут.
- Музыкальная игра «Девочки хи-хи, мальчики ха-ха» - 7 минут.
- Танец «Звёзды» -3 минуты.
- Поздравительные слова от ведущего праздника, вручение открыток и подарков - 7 минут.
Досуг с участием родителей «Масленица» в средней группе
- Организационный момент - 3 минуты.
- Экскурсия в прошлое (использование ИКТ: познавательное слайд-шоу) - 10 минут.
- Конкурс «Всезнайка» - 5 минут.
- Конкурс «Отгадай-ка» - 5 минут.
- Конкурс «Народные игры» - 5 минут.
- Конкурс «Скачки с препятствиями» - 4 минуты.
- Конкурс «Кулачные бои» - 4 минуты.
- Музыкальный конкурс - 8 минут.
- Подведение итогов соревнования, приглашение на чаепитие с блинами - 4 минуты.
Примеры организации досугов и развлечений в детском саду
Видео: день музыки в детском саду
Видео: литературный праздник «Дни летят»
Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.
Поделитесь с друзьями!Проект «Здоровое питание, залог здоровья!» Здоровье - это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить. Мало кто из нас хоть раз в жизни не болел, и испытание немощью, конечно, никогда не было простым. Ведь любая болезнь...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Кирсановский район, Тамбовская область. УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ детский сад «Колокольчик» _________ О. В. Харькова «Использование нетрадиционных техник рисования»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ОСЕНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У ПОДСОЛНУШКА» Роли исполняют: Подсолнух, Гриб, Ведущая, Осень (взрослые). Ежик, заяц, волк (дети). Дети с осенними листочками в руках забегают в музыкальный зал. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Листья желтые» Ребенок -...
Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...