20.11.2015 Viktoria Soldatova
Сензитивный период это самое благодатное время, в течении которого маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент своей жизни потратит гораздо больше усилий. Настолько больше, что может даже решить для себя, что не имеет к “этой” науке или к “этому” делу никаких способностей.
Нужно знать и учитывать, что для развития каждой способности мудрая природа определила свое время, особенное и неповторимое. Это время называется СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ. Абсолютно каждый ребенок в строго определенное время, как по волшебству, делается особо восприимчивым к тем или иным видам деятельности, к усвоению тех или иных знаний, к овладению определенными способами получения этих знаний.
Сензитивный период это не повторяющиеся моменты в развитии детей
Сензитивные периоды разные по длительности, но одинаковые по сути, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть, так же как нельзя повлиять на любой закон природы. Об этих периодах просто надо знать, надо уметь их дожидаться и, конечно же, надо стараться использовать их с максимальной пользой для ребенка, организовывая повседневную жизнь малыша в согласии с его “космической программой развития”.
Сензитивные периоды не возобновляются. Никогда! Потерять это время – ничем не оправданное невежество по отношению к ребенку, полная реализация возможностей которого зависит от того, знает взрослый о том, на что, когда и как следует направить усилия своего воспитанника или нет. В своих трудах Мария Монтессори выделяет шесть сензитивных периодов, с точностью ученого определяя их названия и временную протяженность каждого. Итак, разберем шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори.
Сензитивный период восприятия порядка
Восприятие порядка 0-3 года
Характеристика периода. Для ребенка важно “однажды и навсегда” познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем и овладения им. Для детской сущности не приемлем хаос ни в окружающей среде – начиная с порядка в его собственном доме, ни во времени – режиме дня, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому – в требованиях, которые они предъявляют ребенку.
Безалаберность, неряшливость в одежде и быту, отсутствие “внутренних часов”, необязательность во встречах, договоренностях, делах.
Сензитивный период сенсорного развития
Сенсорное развитие 0-5,5 лет
Характеристика периода. Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это, в свою очередь, становится возможным при умении человека не просто смотреть, слушать, ощупывать (что каждому дано в норме от природы), а всматриваться, вслушиваться и ощущать – эти умения приобретаются только в данном возрасте и в процессе специально организованной деятельности.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА
Неумение составить ясное представление о свойствах предмета и сделать вывод о его пригодности, качестве, надежности, прочности и прочего.
Сензитивный период восприятие маленьких предметов
Восприятие маленьких предметов 1,5-5,5 лет
Характеристика периода. Это самое беспокойное время для родителей, ребенка начинает привлекать “микромир”, поэтому им постоянно нужно быть начеку: не взял ли малыш в руки какую-нибудь мелочь, которая им может быть проглочена? Не разбирает ли он на части игрушку? И тут важно предоставить ребенку возможность своими руками создать что-то большое, целое: собрать модель, картину или бусы, составить аппликацию или мозаику.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА
Отсутствие познавательных интересов, желания заниматься творчеством (конструировать, мастерить).
Сензитивный период развития движения и действия
Развитие движения и действия 1-4 года
Характеристика периода. Очень важный период для развития и укрепления не только физического, но и интеллектуального здоровья ребенка. Его естественное развитие невозможно без насыщения крови кислородом, без питания клеток головного мозга. Способность легких принимать кислород напрямую связана с двигательной активностью и формируется и него в отведенное природой время.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА
Малоактивный образ жизни в “четырех стенах”, телемания, отсутствие интереса к спорту и общая физическая ослабленность организма.
Сензитивный период развития социальных навыков
Развитие социальных навыков 2,5-6 лет
Характеристика периода. Формы вежливого поведения становятся доступны ребенку именно в это время. Знакомство с этическими нормами для каждого человека является основой для адаптации в культурном обществе. Становиться членом этого общества ребенок начинает с раннего детства.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА
Сознательное нарушение общественных норм жизни, принятие ложных норм морали и нравственности: от открытого неуважения к другим людям до агрессивности по отношению к ним.
Сензитивный период развития речи
Развитие речи 0-6лет
Характеристика периода. До полугода ребенок вслушивается в звучащую речь и старается подражать ее звукам. В возрасте около года он начинает произносить свои первые слова. Около полутора лет – использовать их для выражения чувств и желаний. В два-три года малыш способен выражать свои мысли, объяснить поступки и действия.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА
Трудности в общении с людьми, в учебе, в осуществлении профессиональной деятельности, в воспитании собственных детей.
Каждый период имеет свое весьма спокойное начало (которое можно и не заметить, если ничего не знать о существовании данного периода) и свой пик (или время наибольшей интенсивности) с последующим спадом. При чем у каждого ребенка это происходит неповторимо, по “индивидуальному графику”.
По словам Марии Монтессори, взрослый обязан не только иметь представление о существовании сензитивных периодов развития ребенка, но и готовить их наступление или “зону ближайшего развития”: приобретать и создавать необходимые ребенку дидактические материалы, пособия, игрушки, иначе говоря создавать развивающую зону.
Материал взят из книги «Раннее развитие: лучшие методики и игры»
Теперь когда вы знаете о сензитивных периодах, нужно подумать в каких из них находится ваш ребенок на данный момент. Не впадайте в панику, не хватайтесь за все сразу. Если вы осознали, что один из периодов подходит к концу, сначала подумайте как ребенок развивался в этом направлении без вашего осознанного вмешательства, каковы его успехи, а уж затем составляйте план занятий.
Методика Монтессори в нашей семье имеет хаотичный характер. Я придерживаюсь мнения, что ребенок должен развиваться сбалансированно, поэтому не придерживаюсь какой либо методики на все 100%. Мне нравится идти за интересами сына, он сам мне показывает что ему нужно, что его увлекает. Тем не менее, я не могу поспорить с научными трудами Марии Монтессори на тему сензитивных периодов, поэтому постаралась помнить о них и в силу возможностей развивать.
Монтессори материалы не так сложно сделать своими руками, а в некоторых случаях их даже делать не нужно, просто нужно взять вещи имеющиеся в каждом доме и предоставить их ребенку в определенных занятиях. Когда Александру было 2 года 9 месяцев, мы обыграли первую часть книги о домашней школе Монтессори. участвовали кухонная утварь, бусины, манная крупа и многое другое, что без труда я нашла дома. мы подошли, когда ребенку исполнилось 3 года 6 месяцев. Здесь мне пришлось немного поработать. Я сделала набор для развития тактильных ощущений своими руками, лоскуты тканей с названиями на обратной стороне, цветные таблички нам удалось заменить уже имеющимся набором карточек.
И вот моему мальчику исполнилось 5 лет, он помогает в силу возможностей по дому, интересуется папиными инструментами. Подумав на эту тему я решила сделать ему тренажер с шурупами по методике Монтессори. В этом случае мне пришлось обратиться к плотнику. Я распечатала оригинал материала Монтессори, который стоит 120$.
Разработан Монтессори для координации движений глаз-рука. Помогает практическим навыкам, которые нужны в повседневной жизни.
Мы обсудили детали с плотником и решили сделать тренажер не из трех частей, а из одной. Все удовольствие мне обошлось в 50$.
Александр остался очень доволен! Тренажер используется им ежедневно, сейчас он просит заменить шурупы и тип отвертки на новые. Что ж, маме нужно просто доехать до магазина.
фото увеличивается при клике
Что еще можно сделать из Монтессори материалов своими руками. Очень советую всем родителям обратить внимание на доски-тренажеры, которые имеют разную модификацию и могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Я подобрала несколько фотографий из Интернета, чтобы дать понять идею моим читателям.
На этой фотографии хорошо видно, а точнее подписано все что находится на данной доске. Без умелых рук папы или плотника здесь не обойтись. Доски модифицирована таким образом, что при открывании замков дверца открывается. Лично моего сына очень интересуют замки с ключами, то есть если бы я делала ему, то всю доску заняли бы разнообразные замки.
Кто-то из креативных родителей подошел к вопросу вот так. Простая кухонная доска с множеством шпингалетов. В чем я вижу минус подобного материала. Только 3 шпингалета и 1 цепочка на данной доске имеют функциональную завершенность. То есть ребенок может увидеть конечный результат “открыл-закрыл”, все остальное не имеет логического смысла. Но мы люди взрослые, берем идею и бесполезные штуковины можно заменить на подвесные или встроенные замки.
На этом дорогие друзья, я завершу сегодняшний обзор Монтессори материалов своими руками. Надеюсь, что вам была полезна информация о сензитивных периодах. Вы конечно поняли, что это время упускать непростительно, нужно помочь нашим деткам развиваться в согласии с их “космической программой”.
Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.
Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.
Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.
С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.
Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.
Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет
От 0 до года
Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.
От года до трех лет
В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.
Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.
От трех до шести
После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.
Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.
Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет
Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.
Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.
Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).
Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет
В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.
Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).
Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет
Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.
Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.
М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.
Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет
Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.
С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.
Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.
До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.
Инесса Смык
По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000
Сегодня хочу поднять тему сензитивных, или как их еще называют сенситивных (от англ. sensitive — чувствительный), периодов. Они заложены в каждого малыша самой природой, проявляются одинаково, однако, у каждого в своем возрасте. Этот период невозможно искусственно заставить начаться и закончиться в определенное время.
Мне часто доводилось слышать от мам фразы вроде «все дети как дети, сидят лепят/танцуют/рисуют/поют на занятии, а мой берет и убегает», или «вообще не хочет заниматься в развивашке» и т.п. А наблюдаете ли вы за своим малышом? Присматриваетесь ли, к чему он сейчас более расположен?
Очень часто мамы просто выполняют рутины по дому, не обращая внимания на малыша. Нет, они его конечно кормят, поят, одевают и даже играют, но т.к. многие из нас (признаемся честно 😉) просто НЕ УМЕЮТ играть, то часто чувствуют себя просто плохими мамами, не уделяющими внимания или времени, «недолюбливая» своего ребенка (да, именно так многие и думают, к сожалению!).
Так вот. Основная потребность малыша до 4 лет, чтобы:
- с ним разговаривали (озвучивайте то, что вы делаете),
- давали свободу движения (уберите все преграды с пути ребенка дома),
- давали потрогать все, что он захочет (спрячьте все опасное и разрешите изучать пространство).
ВСЕ! Девочки! Не обязательны супер-пупер новомодные игрушки, не обязательны именно развивающие материалы. Вы рядом и свобода действий — это основная потребность вашего шилопопа. И не нужно расстраиваться, что вы не поговорили с ним на английском или не сыграли партию в шахматы 😉
Да, конечно, дополнительные занятия для трехлетки могут стать интересны, но если вы их не в состоянии обеспечить — ищите сначала возможность найти свой баланс и ресурс. Ребенку нужна ЗДОРОВАЯ и СЧАСТЛИВАЯ мама!
Ну и поговорим непосредственно о сензитивных периодах:). Мария Монтессори утверждала, что никогда ребенку не удастся учиться так полноценно и радостно, кроме как в сензитивный период.
Ваша задача как родителя просто знать про эти периоды и поддерживать малыша в них. Итак, какие же периоды сензитивности существуют у малышей до 6 лет?
Предлагаю выдержку из вебинара Ксении Красновой о сензитивных периодах:
Я подобрала материалы о каждом из периодов.
Сензитивный период развития речи (от рождения до 5-6 лет)
Итак, все что вам нужно делать — общаться с ребенком. Когда он не умеет говорить — рассказывайте ему все свои действия. Разговаривайте медленно, не сюсюкайте, произносите четко все слова. Показывайте карточки Домана, читайте, пойте — делайте то, что нравится малышу. Если он уже говорит — не перебивайте, дайте сказать ему самому, не заканчивайте фразу за ребенком — он ведь получает первый опыт общения и фразостроения.
Сензитивный период сенсорного развития (от рождения до 4-5 лет)
Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие также тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.
Сензитивный период порядка (от рождения до 2-3 лет)
Тяга к порядку настолько сильна, что психологи не рекомендуют в период от рождения до трех лет переезжать, делать ремонт в детской или, например, кардинально менять внешность (так, на всякий случай, вдруг вам из брюнетки захочется перекраситься в блондинку;)). Важен не только порядок в доме, но и порядок в действиях. Например, если каждое утро вы встаете, застилаете кровать и потом идете чистить зубы, а в какой-то момент поменяете эти действия местами, у ребенка может случиться приступ негодования (а если он не умеет разговаривать, то вы даже можете не понять, что же случилось с поведением малыша). Здесь важны утренние и вечерние ритуалы, четкий распорядок дня и т.п.
Сензитивный период чувствительности к мелким предметам (от двух до трех лет)
Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год - поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года - имитирует пишущие движения, в 2, 7 - формирует валик из пластилина, в 2,9 - чертит закрытый круг.
Сензитивный период развития двигательных навыков (от рождения до 4 лет)
Тугое пеленание, запреты «туда не ходи/здесь не прыгай» — все это ограничивает возможность движения ребенка. Однако через движение ребенок созревает и интеллектуально. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Двигательная деятельность способствует насыщению крови кислорода и так он поступает в т.ч. и в мозг! Запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.
Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.
Сензитивный период социального воспитания (от 2-3 до 6 лет)
Социализация — важный элемент выживания в нашем мире. В среде Монтессори все материалы в единственном экземпляре. Это побуждает ребенка спросить, можно ли присоединиться к работе и действовать вместе с тем, кто первый взял материал. А если малыш получил отказ — он должен терпеливо выждать, пока другой ребенок закончит работу и освободит место.
Сензитивный период математики (от 4 до 6 лет)
Сензитивный период развития самостоятельности (от рождения до 5 лет)
Умоляю вас — НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА РЕБЕНКА ТОГО, ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОН САМ!!!
Дети умеют одеваться, если вы их научите. Дети умеют пользоваться столовыми приборами, если вы их научите. Дети много чего могут сделать сами — просто ПОВЕРЬТЕ В НИХ!
Кстати о самостоятельности! Предлагаю вам пройти мой тренинг «Самостоятельный малыш. Монтессори в быту у мамы». Тренинг создан для мам малышей от 0 до 5 лет. Состоит из 7 видео-уроков, чек-листов и заданий к ним:
Урок 1. Разберетесь с элементами интерьера и мебели для самостоятельных действий и передвижения малыша.
Урок 2. Рассмотрите, как вы можете обеспечить безопасность ребенка в доме.
Урок 3. Поймете, как легко научить ребенка одеваться , когда одеваться, когда и как выбирать одежду.
Урок 4. Разберете все игрушки , и пересмотрите их на пригодность и соответствие возрасту.
Урок 5. Зонируете среду для игрушек. Разложите их в определенном порядке.
Урок 6. Рассмотрите варианты игрушек для малыша до 5 лет.
Урок 7. Увидите как может выглядеть комната по монтессори и какие элементы в ней должны присутствовать.
Стоимость тренинга — 600 грн./1400 руб./25 долл.
Вы получаете:
— 7 уроков тренинга;
— доступ к закрытой рабочей группе тренинга с дополнительными материалами по методу Монтессори;
— личную консультацию со мной;
— электронную версию книги «Мама 3.0: Хочу и буду»;
— запись лекции «Как сохранить отношения в паре, когда ты мама»
равнение детей с цветами имеет отношение не только к поэзии. В нем есть практический смысл. Садовник ухаживает за цветами и деревьями, родители заботливо растят ребенка, желая получить добрые плоды.
Деревья требуется поливать, подравнивать, окапывать, подкармливать, и все это нужно делать в строго определенное время. В развитии ребенка также есть периоды, когда он наиболее чувствителен к тем или иным «воздействиям». В эти периоды научиться чему-либо новому для него не составляет труда, все происходит как бы само собой. Тогда как в другие периоды тот же самый навык, та же самая информация либо усваиваются с трудом, либо не усваиваются вовсе.
Эту особенность в развитии детей подметил еще Константин Дмитриевич Ушинский, который говорил о том, что своевременность – один из главнейших принципов обучения. Наблюдая за детьми, педагоги подмечали, что в определенном возрасте формирование некоторых качеств и функций психики происходит очень быстро и эффективно. Это особенно заметно на примере речи: в раннем детстве ребенок овладевает речью необыкновенно легко, настолько естественно, что многим это кажется само собой разумеющимся. Вместе с тем, стоит пропустить несколько благоприятных лет, и развитие речи станет крайне затруднительным.
Такие благоприятные условия для развития ребенка в том или ином направлении, свойственные определенному возрасту, не обусловлены только внешними воздействиями – воспитанием или окружающей ребенка средой. Они связаны с внутренними процессами, с особенностями развития психики, с деятельностью мозга ребенка.
Так устроен любой человек – в разные периоды жизни он обращает внимание на разные стороны окружающего мира. Молодой человек воспринимает мир совсем не так, как человек зрелый или пожилой. У ребенка же психика только формируется; меняется она намного быстрее, чем у взрослого человека. Для правильного формирования разных сторон психики, разных ее функций необходим разный круг ощущений, впечатлений, разная информация, поступающая из окружающего мира. В силу этого восприятие, мышление ребенка, все, что относится к аналитической деятельности мозга, в тот или иной период становятся особо восприимчивыми к строго определенным ощущениям, впечатлениям, информации. Эту восприимчивость, «возрастную чувствительность» и называют сенситивностью или сензитивностью (от латинского слова sensus – ощущение, чувство).
Сензитивные периоды развития — возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
Вплотную сензитивностью исследователи начали заниматься в первой половине XX века. Лев Семенович Выготский писал:
В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения .
Очень подробно сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста изучила Мария Монтессори, итальянский педагог, автор знаменитой методики раннего развития ребенка.
Суть ее методики заключается в том, чтобы, предоставив детям максимальную свободу, ненавязчиво помогать их развитию в рамках каждого сензитивного периода (для этого используются специальные дидактические материалы).
Виды и свойства сензитивных периодов
В развитии дошкольника можно выделить следующие сензитивные периоды (на основе классификации П. Эпштейна):
- Период развития «чувства порядка» (от 0 до 3,5 лет)
- Период развития движений и действий (от 0 до 4 лет)
- Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
- Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
- Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
- Период развития речи (от 0 до 6 лет)
- Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
- Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
- Период развития пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
- Период развития музыкальности (от 2 до 6 лет)
- Период развития математических представлений (от 4 до 6 лет)
Существуют и другие классификации, как правило, более краткие. Так, например, период развития речи (от 0 до 6 лет) включает в себя интерес к письму и чтению, а чувства и пространственные отношения можно отнести к общему периоду сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет).
Следует добавить, что детям школьного возраста, подросткам свойственны свои сензитивные периоды. К примеру, на возраст 10-11 лет приходится пик познавательного интереса (интересы и увлечения ребенка в этом возрасте особенно разнообразны). Сензитивный период развития умственных способностей – 4-10 лет.
В начальной школе дети сензитивны к учебной деятельности: они исполнительны, старательны, восприимчивы, некритично принимают учителя за высший авторитет, а его слова за истину. Их ум направлен на то, чтобы научиться, подражая, повторяя за учителем нужные действия. В этом возрасте легко вырабатывается правильная, положительная .
Подростки старше 14 лет сензитивны к освоению своего внутреннего мира. Это огромная, не всегда заметная внутренняя работа: , поиск себя, своего места во взрослом мире. Обогащается эмоциональная сфера, подросток учится управлять собой, резко усиливается чувство ответственности.
В целом сензитивные периоды детей школьного возраста и старше изучены недостаточно хорошо. И все-таки можно сказать точно: расхожее мнение о том, что с возрастом способности ребенка увеличиваются, внутренние условия для его развития становятся все более и более благоприятными, не верно. Общие характеристики сензитивных периодов отлично исследованы; они подтверждают этот вывод.
Свойства сензитивных периодов:
- Универсальность . Сензитивные периоды имеют прямое отношение к онтогенезу человека, поэтому они свойственны всем детям без исключения, независимо от культурных, социальных, расовых, каких-либо других различий.
- Индивидуальность . Время возникновения, интенсивность и длительность сензитивных периодов индивидуальны для каждого ребенка. В классификации указаны среднестатистические значения.
- Выраженность . Если начало сензитивного периода бывает трудно заметить, то пик его интенсивности способен изумить неискушенных родителей. Ребенок начинает относиться к необходимой для него деятельности с необыкновенной страстью; интерес его сосредоточивается на избранном предмете так, что он игнорирует все остальные элементы и качества окружающей среды. Он проявляет чудеса трудолюбия и энергии, длительная и интенсивная работа не вызывает у него усталости. Сензитивный период бывает выражен настолько явно, что на него трудно не обратить внимание.
- Временность . С завершением периода «окно возможностей» закрывается навсегда, независимо от степени, в которой ребенку удалось их использовать.
Краткая характеристика сензитивных периодов в развитии дошкольника
Периоды развития речи, чтения и письма
Малыш воспринимает и «поглощает» звуки, которые слышит от других людей. Он пытается повторять их (одновременно тренируя этим свой голосовой аппарат), экспериментирует и, наконец, после частых повторений, уясняет связь между словом и предметом, его обозначающим.
Накапливаясь, слуховой, зрительный, двигательный опыт вызывает образование речевых центров мозга. Установлено, что речевые центры не развиваются, либо развиваются слабо, если в этот период ребенок находится в окружении людей с речевыми дефектами (глухонемые родители) или совсем лишен человеческого общества (дети, воспитанные животными). Восполнить недостаток речевых впечатлений в более позднем возрасте невозможно.
Мозг ребенка «перерабатывает» абсолютно все, что воспринимает, независимо от сложности лексических и грамматических конструкций. От того, насколько богатую, красивую, правильную речь слышит ребенок в этот период, зависит степень развития его речевых центров.
Периоды развития речи у детей изучены очень хорошо, и материалов по этой теме можно найти много. Любопытно, что интерес ребенка к чтению (и соответствующий сензитивный период) обычно возникает позже, чем интерес к письму — графическому воспроизведению знаков речи. Это необходимо учитывать при занятиях с ребенком.
До сих пор в педагогике нет единого взгляда на наилучший возраст для начала изучения иностранного языка. Наблюдения показывают, что в двуязычных семьях, где разные языки окружают ребенка с раннего детства, используются свободно членами семьи, не возникает проблем с освоением обоих языков сразу. Грамматические конструкции, произношение, словарный запас усваиваются одинаково хорошо. В тех случаях, когда второй язык именно изучается, но не окружает ребенка в повседневной жизни, результаты бывают спорными. К. Д. Ушинский считал, что до тех пор, пока ребенок полностью не овладел родным языком, будет ошибкой.
Считается, что сензитивный период изучения иностранного языка – 5-10 лет. В норме пятилетний ребенок владеет родным языком на весьма высоком уровне. Его речь правильна и богата, словарный запас высок, нередко он умеет читать, и довольно бегло. Точно установлено, что после 10 лет базовые нейронные сети, необходимые для становления речи, больше не развиваются.
Период развития «чувства порядка»
Выбравшись из грудного возраста, малыш испытывает острую потребность в исследовании окружающего мира. Он начинает устанавливать связи между предметами и людьми, его окружающими. Он опирается на эти связи, чтобы продвигаться в исследовании дальше и дальше. Согласитесь, что опереться можно лишь на что-то постоянное, неизменное, такое, как земля, на которую мы опираемся при ходьбе (мы полагаем, что земное притяжение не исчезнет ни при каких условиях). В раннем детстве ребенок весьма чувствителен к порядку.
Смысл порядка для него заключается не совсем в том, чтобы вокруг было чисто и игрушки чинно стояли на своих местах. Порядок – это постоянство, а значит, предсказуемость и безопасность. В верхнем ящике комода всегда лежат пижамы, мама перед сном всегда читает сказку, укрывает, целует и желает спокойной ночи, окружающий мир постоянен и предсказуем, значит, все в порядке, — чувствует малыш. Ребенок будет протестовать, стоит нарушить привычный ритуал или положить какую-то вещь на не свойственное ей место.
Порядок-постоянство необходимо поддерживать в отношении:
- Вещей, домашней обстановки
- Режима дня и повседневных ритуалов (утренние процедуры, питание, купание, отход ко сну)
- Требований, которые взрослые предъявляют ребенку
В качестве «образа порядка» может закрепиться и «откровенный беспорядок» (с точки зрения взрослого). В этом плане ребенку важно постоянство, а не чистота. Если разбросанные вещи, игрушки – норма жизни в семье, – то такое постоянство не принесет вреда развитию «чувства порядка» (но, конечно, воспитает неряшливость). Гораздо опаснее непостоянство – в этом случае ребенок не просто будет чувствовать себя дискомфортно, но перенесет внешний беспорядок в свою внутреннюю жизнь.
Период развития движений и действий
Маленькие дети исключительно подвижны, это знают все. Но не всем очевидно, что движение для ребенка – насущная потребность, а не баловство и прихоть. Движение напрямую связано с развитием мозга. Организм ребенка настойчиво требует физической активности. Беготня, возня, шумные игры и прогулки должны восприниматься взрослыми как несомненное благо. Чем больше времени ребенок проводит в движении, тем лучше растет.
Принятые государством нормы предполагают, что ежедневно здоровый ребенок дошкольного возраста должен гулять 4-4,5 часа (по 2 часа утром до обеда и во второй половине дня). Прогулку можно отменить только при ветре скоростью более 15 м/с и температуре воздуха на улице ниже 15 градусов (для детей до 4-х лет) и ниже 20 градусов (для детей 5-7 лет). При этом вторая половинка прогулки по нормам отводится подвижным играм.
Четыре с половиной часа в день, не включая утреннюю зарядку и домашние игры!
Период восприятия маленьких предметов
Все родители замечают пик этого периода, потому что мелкие предметы, к которым буквально «тянет» ребенка в это время, опасны для него.
Причина такой тяги – интерес к составу предметов и к тому, как соотносятся части и целое. Кроме того, от манипуляций с маленькими предметами улучшается мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием речи. Мудрая природа «знает» об этом и направляет ребенка в нужную сторону.
Чтобы обезопасить ребенка и извлечь максимальную пользу из сензитивного периода, требуется создать условия для исследования маленьких предметов. Дайте ему нитку бус на крепкой леске, пришейте к кусочку ткани разные пуговицы. Предложите малышу специальные упражнения, например, нанизывать на нитку орехи, крупные пуговицы, сортировать горох, фасоль, бобы, собирать и разбирать модели с мелкими деталями.
Период развития социальных навыков
Интересно наблюдать за детьми в песочнице. Дети до 2-х лет играют «каждый сам по себе», а, если заметят у соседа интересную игрушку, спокойно подходят и забирают ее. Сосед не расстраивается, если ему есть чем заняться, впрочем, не сильно расстраивается и первый малыш, если игрушкой завладеть не удалось.
Совсем не так ведут себя дети старше 2-х лет. Они уже осознают себя как личность, и понимают, что другие люди – тоже личности. Обостренное чувство собственничества провоцирует слезы, конфликты и даже драки. С этого возраста дети начинают активно осваивать навыки общения.
В этот период чрезвычайно легко обучить ребенка этикету. Он доверяет взрослым до такой степени, что буквально копирует их поведение, жесты и слова (что нередко вызывает у взрослых улыбку). Стоит только слегка направить ребенка в нужную сторону, объяснить какое-то правило вежливости и потренироваться, как малыш начнет радовать родителей хорошими манерами.
Дети этого возраста непосредственны, общительны без стеснения и какой-либо нарочитости. Предложите: «Подойди к мальчику и попроси у него машинку так: «Пожалуйста, одолжи мне эту машинку на время, поиграть», — и ребенок подойдет и в точности повторит Вашу фразу. Или: «Подойди к девочке и скажи: «Привет, покатаемся на качелях вместе?», — Вы удивитесь, как естественно прозвучит тот же вопрос из уст малыша.
Как можно чаще разговаривайте с ребенком о других людях, разбирайте ситуации из повседневной жизни, логически обосновывайте правила поведения. При этом помните, что эти правила обязательны и для родителей, — практика должна подтверждать теорию.
В случае, когда ребенок ведет себя безобразно, кричит, дерется, отнимает игрушки у других детей, правильно будет проработать конфликтную ситуацию на месте. Для этого нужно успокоить малыша, потом показать, как исправить то, в чем он был не прав (например, подойти, утешить пострадавшего, извиниться) и сделать это. В завершение хорошо обсудить, как можно было бы поступить, чтобы обеим сторонам конфликта было хорошо.
Любопытно, что в классе, оборудованном по методике Монтессори, все учебные материалы представлены в единственным числе. Это сделано специально. Когда несколько детей захотят поработать с одним и тем же материалом, им придется договариваться, уступать друг другу. Так они учатся строить отношения, сотрудничать.
Период утончения чувств
Чувства – не просто посредники между ребенком и окружающим миром. Они – основа мышления, потому что именно обработка ощущений вызывает образование первых связей между нейронами мозга. Чем тоньше, богаче чувственный опыт ребенка в раннем детстве, тем более гибким будет его мышление.
Исключительное внимание сенсорному развитию детей уделяла Мария Монтессори. Она создала уникальный комплект развивающих материалов, которые помогают детям тренировать органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, стереогностическое чувство (способность узнавать предмет при ощупывании). Причем Монтессори считала, что суть такой тренировки заключается не просто в том, чтобы ребенок узнавал цвет, форму, другие качества предметов окружающего мира, а в том, чтобы он утончал свои чувства, то есть упражнялся во внимании, сравнении, приобретал навыки распознавания.
Эмоциональная сфера, творческое воображение, художественный вкус, способность видеть прекрасное также относятся к области чувств. Тонкость чувств положительно влияет на все сферы жизни человека.
Сегодня многие родители осознают важность раннего развития детей. То, что мы узнали о сензитивных периодах, с одной стороны, подтверждает эту мысль. С другой стороны, представляется спорным стремление родителей чуть ли не с пеленок нагрузить малыша серьезными занятиями иностранным языком, спортом, танцами, чтением и другими, полезными для его будущего, предметами.
Правильнее прислушаться к природе с тем, чтобы дать ребенку максимальное количество возможностей для развития в благоприятный период, создать такие условия, в которых формирование разных сторон психики ребенка будет оптимальным. Для этого:
- Наблюдайте за ребенком. Помните, что приверженность ребенка к какому-либо действию или предмету – верный признак того, что он находится на пике соответствующего сензитивного периода.
- Старайтесь не упустить время, ведь благоприятные периоды проходят безвозвратно. Заранее приготовьтесь к наступлению следующего периода: подготовьте окружающую среду, подберите дидактический материал, продумайте способы занятий.
- Помните, что сензитивные периоды индивидуальны. У разных детей их сроки могут быть разными, и выраженность пика периода тоже может быть разной. Предполагая наступление периода, занимайтесь с ребенком в . Тогда заметить начало периода будет легко.
- Во время начала и пика периода старайтесь дать ребенку как можно больше материала для занятий. В этот момент не бойтесь перегрузить его – скорость восприятия и обработки соответствующего периоду материала повышается в 10-15 раз (по сравнению с обычным временем).
- Не стоит бороться с природой; не заставляйте ребенка заниматься чем-то по принуждению. Результат, скорее всего, будет посредственным. Напротив, занятия в рамках благоприятного периода принесут не просто великолепные плоды, но доставят радость, как малышу, так и его родителям.
Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Мария Монтессори
КОГДА МЫ ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ ХОДИТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, УЧИМ ЕГО ХОРОШИМ МАНЕРАМ, И НАМ, И РЕБЕНКУ БУДЕТ НАМНОГО ЛЕГЧЕ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ ЗАОДНО С ПРИРОДОЙ, ЗАОДНО С ЗАЛОЖЕННЫМ РИТМОМ И ТЕМПОМ. ОБУЧЕНИЕ В БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОМЕНТ ПРИНЕСЕТ САМЫЙ БОЛЬШОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ОДИН И ТОТ ЖЕ РЕБЕНОК В ОДНОМ ВОЗРАСТЕ БУДЕТ ВПИТЫВАТЬ, КАК ГУБКА, А В ДРУГОМ – ВЫТАЛКИВАТЬ ИЗ СЕБЯ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ. ПОЧЕМУ? ЗНАКОМИМСЯ С СЕНЗИТИВНЫМИ ПЕРИОДАМИ РАЗВИТИЯ.
Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.
Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка ? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.
« Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» — говорила Мария Монтессори.
Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.
Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.
Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».
Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.
ПЯТЬ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ВЫГОТСКОМУ:
- Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
Этот же период характерен развитием моторики. - Знакомство с буквами: 3-4 года.
Начало осознанной речи. - Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма. - Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
Письмо и чтение. - Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
Развитие воображения. Восприятие культуры.
Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.
Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ
0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.
3,5-4 года: Осознанное употребление речи.
4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.
5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых . Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.
Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.
Далее мы переходим к порядку в отношениях . Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ
Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ
Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ
Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ
Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ
Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.
Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды , характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.
Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы . Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.