В жизни бывают случаи, когда люди задумываются об усыновлении приемного ребенка. Это может быть следствием разных причин: альтруистичным желанием помочь ребенку, оставшемуся сиротой, невозможностью в силу каких-то причин родить собственного ребёнка, стремлением к многодетной семье при отсутствии здоровья для самостоятельного рождения множества детей. Но какой бы ни была настоящая причина усыновления, перед будущими родителями (или родителем) непременно встанет вопрос о том, насколько сложно будет воспитывать приемного ребенка, какие проблемы могут появиться в связи с усыновлением и как помочь приемному ребенку адаптироваться в новой семье?
Главные проблемы, связанные с усыновлением ребенка и его воспитанием, можно разделить на 3 группы:
1) Адаптация ребенка и взаимоотношения с приемными родителями
Приемным родителям очень важно понять одну вещь: в каком бы возрасте вы не приняли ребенка в свою семью, негативный опыт прошлого все равно будет давить на него. И как бы вы не показывали свою любовь к нему, как бы ни старались быть для него хорошими родителями – душевная травма ребенка все равно проявится. Такого рода проявления могут быть различными: беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление неадекватных реакций на любые поступки приемных родителей. Обычно родители, принимая в дом приемного малыша, думают: «Сейчас мы обеспечим ему теплый, уютный дом, вкусную еду, окружим его теплом и заботой. Мы сумеем подарить ему ту любовь, которой его обделили биологические родители». Но, думая про себя так, приемные родители не учитывают одну важную деталь: им намного проще подарить любовь усыновленному ребенку, чем ему – ее принять. Дело в том, что брошенные дети – особенные, и в общении с ними и их воспитании возникают трудности, которые одной любовью не разрешишь. Груз прошлого приемного ребенка рано или поздно приведет к тому, что он начнет задаваться вопросом: почему так произошло, почему меня бросили? И на этом этапе необходимо оказать малышу своевременную психологическую поддержку, иначе его внутренние переживания выплеснутся наружу, проявляясь в виде плохого, провоцирующего или отвергающего поведения: он может начать материться, раскачиваться, сосать палец, мазать на стенки экскременты, писаться или придумать что-то более «оригинальное» для того, чтобы только вызвать отвержение себя.
Но есть и другая крайность. Бывает так, что ребенок, не получив в младенчестве должной заботы взрослых, наоборот, может быть очень доверчивым и легко идти ко всем на руки, всех подряд называть мамой и папой, но так же легко забывать при этом. Такой ребенок легко соглашается со всем, что ему говорят, он пассивен и, по сути, ни к кому не привязан. Такие дети испытывают серьезные трудности в установлении близких контактов и постоянных отношений, что необходимо учесть при их воспитании.
И обе эти крайности – нормальная психологическая реакция человека на то, что его когда-то бросили и предали. Дело в том, что и та, и другая крайность направлена только на одно: не привязаться к кому бы то ни было, чтобы снова не быть обманутым и преданым. Первая крайность направлена на отторжение от себя любящих людей, являющая собой установку: спровоцировать на отвержение, которого он сам боится, то есть отвергнуть самому до того, как бросят его. Вторая крайность направлена на то, чтобы не позволить себе ни к кому привязаться. Таким образом, ребёнок подсознательно решает для себя, что позволить себе любить и быть любимым для него чересчур опасно.
Как правило, приемные родители не могут понять, что происходит с их ребенком: он может уйти с кем угодно или провоцировать, чтобы его бросили. В такой ситуации самое важное в воспитании приемыша - не оставаться наедине со своими проблемами, а обратиться к психологу за профессиональной помощью.
Иногда ребенок может проявить особую «изобретательность» и вместо того, чтобы стать «связующим звеном», предпочесть какого-то одного члена семьи - маму или папу. Если семья не слишком крепкая, это может привести к разводу. Многие семьи в подобных ситуациях спешат отказаться от дальнейшего воспитания такого ребенка, тем самым нанося ему еще одну психологическую травму. Но у органов опеки на это счет есть своя санкция: приёмные родители-отказники лишаются родительских прав, и больше ни один орган опеки не даст им на попечение приемного ребенка. Помимо этого, согласно ст.143 Семейного кодекса, "Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка...".
2) Наследственность
Не будем лукавить - конечно же, тема наследственности волнует приемных родителей и является определенной проблемой в воспитании, из-за которой очень многие просто боятся принимать в свою семью детей из детского дома. Ведь всем известен тот факт, что психологические проблемы исправить можно, а вот «против наследственности не попрешь». В основном, эта боязнь связана с много лет бытовавшим и бытующим мнением, что дети в детских домах все сплошь рождены от алкоголиков, наркоманов и преступников, а пороки их родителей обязательно передадутся по наследству и рано или поздно проявятся. Но генетики имеют на этот счёт свое мнение. Они говорят, что воспитание и наследственность одинаково влияют на развитие личности. А от преступления, наркомании или алкоголизма не застрахован никто – иначе почему во вполне благополучных семьях порой появляются люди с такими пороками?
Есть также мнение, что биологические родители малышей, оказавшихся в детских домах, часто имеют наследственные психические заболевания. Да, действительно, у многих брошенных детей родители страдают такого рода недугами, но надо также заметить, что далеко не все они являются наследственными.
Да и вообще, генетика – это довольно неточная наука. Ведь гены обладают свойством «скрываться» на несколько поколений, а проявляться лишь в третьем-четвертом. А так или иначе, «плохие» гены есть у каждого человека – и когда они проявятся и проявятся ли вообще – это вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.
3) Здоровье
Вопрос здоровья приемного ребенка можно считать связанным с вопросом наследственности, так как оба этих вопроса провоцируют схожие страхи и проблемы в воспитании приемных детей и решаются тоже схоже. Откуда же берутся эти страхи?
Дело в том, что многие потенциальные приемные родители считают, что дети, содержащиеся в детских домах, не отличаются крепким здоровьем. Отчасти это так. В медицинских картах таких детей указано множество диагнозов, однако значительная часть этих диагнозов устанавливается сразу после рождения детей и большинство их при хорошем уходе и воспитании быстро исчезает. Однако чем дольше малыш находится в доме ребенка, где уход за ним, конечно, оставляет желать лучшего, тем больший «багаж» диагнозов он может собрать для себя. Но все эти проблемы в большинстве случаев можно решить, если ребенок попадет в любящую семью, где ему обеспечат достойный уход, лечение и воспитание. Стоит также оговориться, что только небольшая часть диагнозов, занесенных в медицинскую карту приемного ребенка, может требовать длительного лечения. Но, конечно, не будет лишним провести медицинскую диагностику нового члена семьи, чтобы предупредить появление каких-то болезней, о которых приемные родители могут и не догадываться.
Единственный подводный камень – это то, что некоторые болезни могут проявиться с возрастом. Но, к сожалению, никто от этого не застрахован. Ведь такое может, не дай Бог, случиться и с собственным ребенком, но вы же не станете отказываться от него из-за этого? Поэтому, как заводя собственного, так и решившись на приемного ребенка, необходимо определить для себя, что вы готовы принять его таким, каков он есть. И, как показывает практика, решив это для себя, приемные родители забывают все свои страхи и перестают беспокоиться о возможных болезнях своего приемного ребёнка. И, конечно же, стоит помнить, что в домах ребёнка есть и абсолютно здоровые дети, которые оказались сиротами по различным трагическим стечениям обстоятельств.
Заключение
Какой можно подвести итог и чем нужно руководствоваться, решившись на такой серьёзный шаг – взять в свою семью на воспитание приемного ребенка? Прежде всего, надо ясно представлять, что вы берете больного малыша - больного, прежде всего, душевно, а порой и духовно, излечение которого потребует времени. И если вы не готовы к этому - лучше не делать ошибки.
Также важно для себя уяснить, что для воспитания приемного ребенка недостаточно просто доброго, любящего сердца и желания помочь. Нужно, прежде всего, руководствоваться здоровым реализмом. Да, вы готовы взять этого малыша, он готов вас принять – но это ещё далеко не все. Прежде всего, представьте, каким вы хотите видеть своего ребенка: как он должен выглядеть, говорить, что любить, как учиться. Представили? А теперь поймите: ваш ребенок, как бы вы ни старались воспитать его именно таким, НИКОГДА не будет соответствовать этому образу. И это касается не только приемного ребёнка, но и родного тоже. Поэтому ещё раз повторим, наверное, самую важную вещь при принятии решения взять ребенка из детского дома: вы должны принять его таким, какой он есть. И ни в коем случае не ждать от него того, что он оправдает все ваши ожидания и станет таким, каким вы хотите его видеть. Только в этом случае ваше начинание увенчается успехом, проблемы воспитания приемного ребенка не будут выглядеть так угрожающе - и малыш будет счастлив в вашей семье.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого
Реферат на тему:
Педагогические проблемы воспитания приемных детей в семье
Выполнила: Ефремова Юлия,
гр. 5561 зу, 37.03.01.-Психология
С каждым годом количество брошенных детей увеличивается, но и число родителей, решившихся на усыновление, тоже растет. Взять в приемную семью чужого ребенка – это ответственный шаг, перед которым необходимо все хорошенько обдумать взвесить все «за» и «против».
Семьи, в которых есть приемные дети, часто сталкиваются с различными проблемами, но зная некоторые секреты, их можно избежать или решить в короткий срок. Мнений, по поводу правильности усыновления, огромное количество. К примеру, многие уверены, что чужой малыш никогда не сможет стать родным, так как в его жилах течет совершенно другая кровь. У людей, решивших на этот сложный шаг, совершенно другое мнение, так как они считают, что приемные дети ничем не отличаются от родных.
Люди, решающиеся на усыновление, подсознательно готовятся к проблемам в будущем. Если знать основные ошибки, допускаемые в воспитании и общении, то можно предотвратить их появление. Также можно выделить ряд проблем, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и психологи в работе с приемными семьями:
Чувство неуверенности и страха у родителей. Родители боятся, что они делают что-то не так, что они не смогут вернуть детей в детское учреждение, если не справятся с воспитанием, боятся осуждения.
Ответственность родителей за приемных детей. Часто родители не берут на себя ответственность за приемного ребенка: заболел свой ребенок - лечат сами, приемный - вызывают врача.
Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей. У родителей, как правило, складывается свое представление о том, каким должен быть ребенок. Родители хотят увидеть в ребенке себя, но в улучшенном варианте. Приемный ребенок изначально будет отличаться от приемных родителей. Все, что у него может быть сформировано, будет являться результатом целенаправленного, творческого, деликатно го воспитания. И свое подобие патронатные родители, смогут увидеть лишь тогда, когда их ребенок будет воспитывать своих собственных детей.
Степень принятия ребенка. Под принятием понимают положительное отношение к человеку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для формирования взаимоотношений между приемными родителями и ребенком.
Принятие должно опираться на знание ребенка и понимание его потребностей и интересов. Принимая решение о принятии ребенка в свою семью, необходимо оценить степень готовности к этому акту, педагогические принципы, установки, взгляды родителей, меру их ответственности за судьбу ребенка.
Положение ребенка в приемной семье. Главная трудность для ребенка из интернатного учреждения заключается в освоении новой ролевой позиции членов семьи - сына, дочери. Именно такая позиция приемным ребенком не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Приемным детям трудно осознать себя сыном (дочерью), еще сложнее - братом (сестрой). Известно, что даже у родных братьев и сестер, живущих в интернате или детском доме, нет родственных чувств, желания заботиться друг о друге, быть вместе. Для таких детей нужны чет кие ориентиры того, что происходит в семье, каковы правила жиз ни семьи.
Отношения между родными и приемными детьми. Опыт многих замещающих семей показывает два явных типа отношений родных и приемных детей.
Разделение своих и приемных детей очень заметно, родители сравнивают своих детей с приемными. В момент сравнения «пло хой» ребенок вынужден быть плохим. Родители настораживаются, начинают запрещать, угрожать, а отсюда опять плохой поступок ребенка из-за страха, что от него откажутся.
Родители ко всем детям относятся одинаково, у всех равные условия жизни. В очень трудном положении находятся родные дети: они теряют часть внимания и любви родителей. Поэтому очень важно сделать их сторонниками родителей, партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Практически это выражается в совместном решении о принятии ребенка в семью. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, т. е. они по-прежнему любимы, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями. Также необ ходимо учесть, что если у родителей плохие отношения с родными детьми, нет взаимопонимания с ними, - с приемными будет еще сложнее.
Еще одна проблема заключается в том, что родные дети расска зывают о приемных соседям, на улице, в школе. Здесь нужна семейная линия поведения, направленная на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы. Конечно, нельзя приказать родным детям не рассказывать другим людям о плохих качествах приемных братьев и сестер. В такой ситуации можно попросить родных детей представить, чтобы они испытывали, если бы были приемными.
Тревожность, стрессы родных детей - яркий показатель неблагополучия всей семьи. Заботясь о приемных детях (а они наиболее требуют заботы родителей), родители должны оставаться внимательными и к родным. Они тоже хотят разделять свои чувст ва с родителями, быть ими выслушанными не только по поводу школьных проблем, но и поводу приемных детей, получать информацию как о действиях родителей, так и других детей.
Если в семье складывается ситуация, в которой родные и при емные дети не могут жить с каким-либо приемным ребенком, нуж но быстро решать эту проблему, вплоть до официального вывода этого ребенка из семьи.
Приемный ребенок ранее подвергался сексуальному насилию. Особые трудности в семье возникают, если приемный ребенок подвергался сексуальному насилию . Поскольку, кроме самого ребенка, об этом не знает никто, то первыми, кому он захо чет рассказать об этом, могут быть «новые» брат или сестра. А может и не рассказать, но своими действиями влиять на них. В таком слу чае родные дети должны:
узнать, как в семье относятся к сексу (в зависимости от возраста ребенка - понимать, что это такое), получить информацию о сексуальных действиях;
■понимать, как отнесутся родители, если узнают, что родные де ти обсуждают с приемными вопросы секса. Необходимо научить детей руководствоваться простыми правилами: не допускать интимных контактов с приемными детьми (совместное мытье, общая постель и т. п.);
не ходить дома в нижнем белье;
рассказать родителям, если что-то беспокоит, непонятно в рассказах, действиях приемного ребенка.
Отношения приемных детей с кровными родителями. Как правило, приемные родители не одобряют контактов кровных родителей или их родственников с приемными детьми. Они считают, что такие встречи вносят дестабилизацию, тревогу в жизнь семьи. Некоторые психологи, наоборот, предлагают сохранять у детей положительное отношение даже к очень плохим родителям (несомненно, нужно определить, с какой целью родители добиваются встреч с детьми и как эти встречи действуют на детей). Особенно это относится к подросткам, у которых в это время формируются собственные представления о родительстве. Ненависть к собственным родителям - слишком тяжелая ноша для ребенка, поэтому необходимо ему помочь избавиться от этого.
Встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих родителей, особенно мать. Если ребенок хорошо относится к своей матери, то будет абсолютно неправильно высказывать в связи с этим неудовольствие.
В отношении совсем маленьких детей замещающие родители часто испытывают соблазн умолчать об их прошлом. Опыт многих приемных родителей говорит о том, что ничего не нужно утаивать от ребенка: осведомленность и понимание информированного ре бенка смогут впоследствии защитить его от любого бестактного за мечания или намека окружающих, сберечь его уверенность в своей семье.
При разговоре с ребенком о его прошлом ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно: ре бенок может почувствовать себя оскорбленным, однако он должен четко знать, почему не мог оставаться среди прежнего окружения. Необходимо рассказать ребенку правду, но при этом не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок должен согласиться с действительностью, только тогда он не будет возвращаться к воспоминаниям о своем прошлом.
Дезадаптивная атмосфера в семье. Для ребенка, входящего в замещающую семью, очень важен микроклимат, атмосфера этой семьи. Буквально с первых шагов в новом доме он чувствует, ждут его здесь или нет. Вероятно, ради приемного ребенка необходимо что-то изменить в интерьере, обстановке и даже образе жизни, привычках, традициях.
К сожалению, не все взрослые к этому склонны. Но для приемного ребенка атмосфера семьи играет особую роль. Если в новой семье в чем-то проявляется образ жизни бывшей семьи, то у ребен ка может усугубляться умственное отставание. Если же в патронат ной семье изначально задумываются о формировании щадящего психологического микроклимата, то это будет способствовать сгла живанию имеющихся у него дефектов и отклонений.
В повседневной воспитательной практике родители мало заду мываются о формировании соответствующей атмосферы. Благоприятная атмосфера создается как-то сама собой. Но если в микроклимате семьи что-то неблагополучно, то, как правило, ищут виновных. В ситуации с приемным ребенком таким «виноватым» нередко становится именно этот ребенок.
Отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье. Данная тенденция весьма типична для современной семьи. Молодые люди, вступающие в брак, не задумываются о перспективе появления детей, о том, что нужно готовиться к их появлению. И поэтому, когда ребенок «вдруг» появляется, они еще не определили для себя те нормы, правила, ценности, принципы, которым намерены обучать ребенка в семье. Это приводит к спорам, конфликтам. Приемный ребенок также чувствует отсутствие таких правил, так как родители по мере совершения им ошибочных действий начинают раздражаться, сердиться, становятся несправедливыми.
В исследованиях С. А. Ковалева даны рекомендации для озна комления ребенка со следующими ценностями:
«ты такой же полноценный человек, как и все окружающие» (для формирования самоуважения и адекватной «я»-концепции);
«ты имеешь право на особое внимание к себе со стороны окру жающих людей»;
«ты имеешь право пользоваться теми же вещами, предметами, которыми пользуются и близкие люди»;
«ты имеешь право заниматься теми же делами, которыми зани маются близкие люди»;
«ты имеешь право на свободное время, которое можешь запол нять по своему усмотрению».
По аналогии с этими ценностями взрослым совместно с ребен ком необходимо выработать несколько (примерно 3-4) обязатель ных правил поведения и общения. Эти правила и ценности будут видоизменяться, совершенствоваться в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Важно, чтобы подобные ценности и правила были выработаны и включены в контекст ценностей и правил всей семьи.
Неадекватный стиль воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание). В данном случае нужна коррекция сложившейся системы отношений между ребенком и родителями, предполагающая ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов; формирование новой системы отношений, построенных на эмоциональном принятии ребенка, уважении его личности и предоставлении возможности реализации самостоятельного активного поведения при сохранении руководящей роли взрослого.
Проблема наказания. Это серьезная проблема для патронатной семьи: с одной стороны, ребенок имеет право на ошибку, на проступок, с другой стороны, наказание является одним из привычных атрибутов воспитательной работы.
Родителям, принимающим ребенка в свою семью, следует заранее продумать систему возможных порицаний и наказаний за проступки. Они должны быть готовы к тому, что ребенок по каким-то причинам может допускать безнравственные, а порой противоправные проступки. Но поскольку они сознательно взяли ребенка на воспитание, то несут ответственность за меру воспитанности своего ребенка и адекватность методов и средств, которыми ее добиваются. Талант родителей состоит в том, что они постепенно формируют у себя широкий арсенал средств поощрения и наказания; они вырабатывают позитивную установку на отношения с ребенком. Следует помнить, что приемные дети любое наказание воспри нимают как несправедливое и болезненно на него реагируют, вплоть до истерики и нервных срывов.
Отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспитания ребенка, родители порой очень упрощенно понимают понятие воспитания и сводят его к сумме приемов воспитательного воздействия. Правомернее рассматривать воспитание как взаимодействие, т. е. совместную деятельность взрослых и ребенка в процессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личности. В этом случае воспитание будет состоять в совместной организации интересных, практически полезных, увлекательных дел, в которых ребенок будет учиться планировать, организовывать и контролировать свою работу, будет преодолевать застенчивость и неуверенность.
Чтобы ребенок быстрее вошел в приемную семью, родители должны учитывать e г o возраст, разнообразные интересы, предъяв лять к ребенку все более усложняющиеся требования, все чаще ставить ребенка в позицию организатора семейных дел, помогать оценивать результативность этих дел, искать причины успехов и неудач.
Эмоциональная холодность . Одной из серьезных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между патронатными родителями и приемным ребенком является недостаток душев ного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жесткость отношений.
Ребенок, находящийся с раннего детства в условиях общественного воспитания, постоянно оказывается в условиях дефицита проявления к нему чувств и эмоций. Он сам не умеет проявлять чувства эмоции, соответствующие какой-либо конкретной ситуации. Очень часто от не осознает переживания окружающих его людей и не реагирует на них.
С приемными детьми нужно больше общаться, используя ми мику, жесты. Нужно чаще прижимать его к себе, ласкать, гладить. Такое обращение особенно необходимо мальчикам, потому что они чаще чувствуют себя беззащитными, они более тревожны. Та кое обращение необходимо подросткам и старшеклассникам, по тому что они, с одной стороны, стесняются открытых проявлений чувств, а с другой стороны, особенно нуждаются в подобном обра щении.
Эмоциональная открытость должна быть постоянной, а не от случая к случаю, но в то же время должна быть для ребенка радост ной неожиданностью. Ребенок должен испытывать потребность в чувствах, но не «тонуть» в них, потому что иначе возможен детский негативизм по поводу слишком «нежного» воспитания.
Смысловой барьер. Проявляется данная проблема в том, что родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его поступков, приписывают ему несуществующие мотивы и по ним судят ребенка. Суть данного барьера состоит в том, что родители и дети смотрят на одни и те же вещи, говорят на одном языке, но не понимают друг друга.
Этот барьер между детьми, пришедшими из заведения интернатного типа, и их приемными родителями может возникнуть уже в первые дни: родителям может не понравиться, как ребенок сидит, ест, не хочет мыть ноги и т. д. Взрослеющим детям надо показывать, что родители понимают их проблемы и трудности, сочувствуют им.
Отсутствие у ребенка специальных традиций. В сплочении семьи, в адаптации ребенка важную роль играют традиции, т. е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм поведения, в формировании положительных переживаний.
Важно, чтобы формировались не только досуговые, развлекательные традиции, но и познавательные, трудовые и др. Традиции должны быть плодом совместной фантазии и творчества ребенка и взрослого. По мере взросления ребенка многие «детские» традиции отмирают. Их место занимают более серьезные традиции: любимое занятие, увлечение, общение с дорогими и близкими людьми. Но какие-то непосредственные детские традиции полезно сберечь: празднование дня рождения в шутливой форме, любимая с детства игрушка-талисман и т. д.
Нарушения в поведении ребенка и вредные привычки. Капризы - это бурные проявления гнева: ребенок кричит, пла чет, топает ногами, катается по полу, разбрасывает вещи, кусается, царапается и т. д. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу в дальнейшем все чаще и чаще.
Непослушание. Ребенок острее реагирует на то, как поступают родители, чем на специальные меры, предпринимаемые для изменения его поведения. Ребенок воспринимает действия родителей в зависимости от того, что он о них думает, как к ним относится. Если ребенок ощущает нерасположение, то каждый упрек, каждый выговор становится для него все мучительнее. Если ребе нок чувствует поддержку и одобрение родителей, то он будет чув ствовать себя уверенно, даже если его иной раз и отругают. Ребе нок не становится послушнее от того, что родители часто его нака зывают. Между послушанием и наказанием нет никакой связи. Ребенок становится послушным, когда родителям удается уравновесить свое недовольство со своим одобрением. Если у ребенка хо рошие отношения с родителями, он спокойно отнесется к отдельным вспышкам гнева у взрослых. В такой ситуации он более склонен прислушиваться к словам родителей, а им, соответственно, легче повлиять на его поведение. Родители должны мягко выра жать свое недовольство, как бы между прочим. Вместо того чтобы упрекать ребенка за плохое поведение или непослушание, родите лям нужно выразить свое огорчение: как жаль, что ребенок ошибся и поступил неправильно, ведь он теперь и сам расстроен из-за этого.
Драки. В такой ситуации, чем меньше родители будут реагиро вать на ссору или драку детей, тем правильнее поступят. За исключением крайних случаев; дети редко причиняют друг другу серьез ные увечья. Оставаясь без взрослых, они, как правило, забывают про свои ссоры и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как дети почувствуют себя несчастными, потому что их накажут. В результате вмешательства родителей драка приобретает значение важного события. Самое полезное, что могут предпринять взрослые, - развести детей как можно дальше друг от друга. А утешать и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети успокоятся.
Упрямство. Довольно часто родителям приходится сталки ваться с упрямством детей: они отвергают все авторитеты и не же лают слушаться. Это периодически бывает с каждым ребенком. Очень часто упрямство так обижает и удивляет родителей, что они выходят из равновесия: пытаются вновь утвердить свой авторитет сильным нажимом на ребенка, но теряют свой престиж, даже если ребенок им подчиняется.
Очень важно, чтобы родители понимали - они настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, чем у ребенка, опыт. Говорить с ребенком нужно твердо, не обнаруживая свое плохое настроение. Не следует впадать в крайность - изображать святого, чтобы ребенок, готовый согласиться с точкой зрения взрослого, не почувствовал себя униженным. Решительность более эффективна, чем принуждение. При этом ребенку демонстрируется норма пове дения, которой он может подражать с пользой для себя, а также исключается появление у ребенка чувства вины, которое часто воз никает после родительских вспышек гнева. Другими словами, практика контроля над собой - лучший способ научить самоконт ролю детей.
Бранные слова. Практически все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, так как им свойственно слушать, что говорят вокруг. Обычно бранные слова дети начинают использовать, когда попадают в школу, а иногда и раньше. И то обсто ятельство, что это шокирует взрослых, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их.
Родителям не следует ругать ребенка; нужно постараться сде лать так, чтобы ребенок был откровенен, это позволит непосредственнее высказываться в их присутствии, и тогда то, чему он научился, он скажет родителям. Наилучший способ повлиять на ребенка - это обескуражить его: нужно отнестись спокойно, мягко к тому, что говорит ребенок. Затем следует объяснить ребенку, что говорить бранные слова неприлично, но сделать это следует кратко и не наказывая ребенка. Вообще, нужно стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то или что-то.
Воровство . Воровство - относительно редкое явление среди маленьких детей, так как ребенок еще не имеет представления о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть, но ребенок еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоут верждению, которое лежит в основе воровства. Подобное стремле ние может возникнуть, если родители не интересуются делами ребенка, а у старших детей есть немало дурных привычек, которым младшие стремятся подражать. Не чувствуя опоры, поддержки ро дителей, ребенок вынужден красть то, что не может приобрести естественным путем. Вещи, которые он ворует, сами по себе не име ют для него никакого значения, но они олицетворяют то, что ему хотелось бы иметь.
Воровство нужно рассматривать как один из способов самоутверждения ребенка в жизни, но его не нужно за это упрекать и наказывать. Необходимо выяснить, чего ребенку не хватает дома и попытаться сделать все возможное, чтобы дать ему это. Очень важ но, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление о порядочности и честности.
Ложь . Чтобы говорить неправду человек должен обладать известной долей интуиции и наблюдательности, поэтому редко бывает, чтобы ребенок начинал что-то придумывать, не достигнув 3,5-4 лет. Особенно часто этот феномен проявляется в возрасте 5-6 лет. Причинами лжи являются желание добиться похвалы родителей, стремление скрыть вину, стремление избежать наказания, стремление выразить свою враждебность по отношению к родителям.
Первое, что необходимо сделать родителям, - это успокоить ребенка, уверить его в своей любви, так как очень часто ребенок, замученный постоянными нравоучениями и криками, лжет, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее представление о себе. Все, что сделают родители для улуч шения взаимоотношений с ребенком, будет иметь большое значение для предотвращения лжи. Таким образом, чем комфортнее будет себя чувствовать ребенок в обществе роди телей, тем реже у него будет возникать потребность скрывать прав ду. Э тот процесс можно ускорить, если поощрять ребенка за хорошие поступки, тем самым внушая ему уверенность в себе.
Эмоциональная неустойчивость приемного ребенка. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, причем это положение не меняется в течение многих лет. Взрослые, в силу целого ряда различных причин, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чув ствует себя подавленным его огромностью. Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняют жизнь ребенка. Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Плача, ребенок постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянно гневному протесту. Таким образом, агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и попытки ребенка изменить положение вещей.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности - прояв лять любовь к ребенку. Самое главное, чтобы родители не забывали, что одно лишь доброе слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы ребе нок чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Задача социального педагога - объяснить родителям причины протеста и сопротивления ребенка и по возможности исключить их.
Соперничество . Желание в чем-то превзойти других - одна из первых реакций ребенка на новую обстановку. Умение побеждать не только доставляет удовольствие от игры, но и обеспечивает добро желательное отношение окружающих. Тем не менее, очевидно, что родители часто заставляют детей соперничать за любовь. Способность бороться за нее определяет интенсивность духа соперничества, которую ребенок потом проявит в других ситуациях. Несмотря на то, что он маленький и многого еще не умеет, ре бенок начинает верить в себя, если убеждается, что родители отно сятся к нему с любовью. Главная причина соперничества - ревность к братьям и сестрам.
Робость . Дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые: ребенку может показаться слишком громким голос незнакомца, могут напугать резкие движения. Но как бы часто не происходили подобные казусы, их нельзя сравнить с тем отрицательным воздействием, какое могут оказать на ребенка родители. Дети пугаются того, что не способны выпол нить просьбу, боятся утратить любовь. Лучший способ устранить робость - постараться избегать про явлений недовольства; показать ребенку, что родители понимают ребенка, любят его таким, какой он есть. Необходимо поощрять его встречи с людьми, с друзьями и радоваться вместе с ним его ус пехам.
Эмоциональная неуравновешенность. Дети, более чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко развеселить, но также легко обидеть. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя опять заразительно смеяться. До тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго, нет необходимости беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии, то нужно обратиться к психо логу.
Педагогические проблемы. У приемных детей очень часто возникают проблемы с обучением, с готовностью к нему. Существенным аспектом, определяющим готовность ребенка к обучению в школе, является формирование у него готовности к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности. Также важно объяснить родителям, что дети имеют право на ошибку, что ошибки помогают приобретать новый опыт, а когда у ребенка что-либо не получается, ему необходима поддержка родителей.
Болезни приемных детей. У детей из интернатных учрежде ний очень низкий уровень здоровья. Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, но родители могут помочь стать ребенку здоровым. Речь идет о закаливании, развитии гигиенических привычек, индивидуальном использовании некоторых вещей.
Адаптация ребенка в приемной семье.
Если родители взяли на попечение грудничка, то особых трудностей не должно быть, чего нельзя сказать о подростках. Взрослым очень важно создать необходимые условия, чтобы подрастающий человек мог нормально освоиться и почувствовал себя полноценным членом семьи и общества.
Для нормального развития важно семейное тепло, любовь, взаимопонимание, доверие и, конечно, уважение. Родители боятся, что приемные дети рано или поздно проявят плохую наследственность. В таком случае взрослые постоянно живут в напряжении и ищут какие-то недостатки в поведении. Изменить то, что заложено природой, невозможно, но на все другое можно с успехом повлиять.
Правильное воспитание позволит уравновесить психологическое и эмоциональное состояние, изменит привычное поведение и т.п. Важно уделять ребенку время, заниматься с ним и проявлять свою любовь.
Практика показывает, что большинство проблем возникает именно из-за родителей. Часто взрослые боятся наказать приемного ребенка, когда он не слушается, поскольку думают, что будет считать себя чужим и нелюбимым. Хотя бывают и случаи, что они не знают, какой именно шаг предпринять, чтобы указать чаду на его плохое поведение. Важно чтобы после любой ссоры и выяснения отношений наступало примирение, прощение и восстановление прошлых отношений.
Трудное поведение приемного ребенка во многом связано с тем, что у каждого своя история и индивидуальные потребности. Поэтому для привыкания к новым условиям ему необходима помощь родителей.
У детей в возрасте от 6-ти месяцев до 2-х лет возникает привязанность к человеку, проявляющему наибольшую опеку и внимание. Если до этого возраста привязанность не сформировалась, то, скорее всего, это больше и не произойдет. Отсюда можно сделать вывод, что если у малыша есть естественная привязанность к членам семьи или к работникам специального учреждения до усыновления, то переход в новую семью будет для него серьезным стрессом. В более осознанном возрасте ребенок в душе испытывает много смешанных чувств. С одной стороны, он скучает по родным, а с другой – он их ненавидит из-за невозможности быть рядом.
Подобное болезненное состояние часто является основной причиной агрессивного поведения, непослушания и отторжения новых родителей. В такой ситуации взрослые должны быть готовыми к подобному поведению и помочь дитю быстрее адаптироваться в новой атмосфере.
Этапы адаптации приемного ребенка в семье.
Ознакомительный. Длиться около 2-х недель. В это время проявляются социальные и эмоциональные барьеры. Особое внимание стоит уделить первой встрече. К новому порядку приучать стоит тактично, но настойчиво. Количество правил должно быть умеренным, чтобы не пугать малыша;
Приспособительный. Длится от 2-х до 4-х месяцев. Когда новый член семьи привык к новым условиям, он начнет выбирать подходящую линию поведения. В этот период он начнет проявлять свои негативные черты характера, капризничать, но не стоит думать, что он не слушается специально, это лишь показатель значимости прежних взаимоотношений. Важно не проявлять агрессию, а делать все спокойно и уверенно, не забывая при этом о ласковых словах.
Привыкание. Если все прошло удачно, то отпрыск оценит достоинства нахождения в семье и начнет проявлять ответные чувства. Новые трудности могут проявиться в подростковом возрасте, когда начинает формироваться личность. В это время дети хотят найти своих настоящих родителей и задать интересующие вопросы. Важно, чтобы взрослые не противились этому и даже способствовали поиску. Это позволит понять приемному ребенку, что он важен и любим.
Список литературы:
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей - М.; Дрофа, 2005. – 164 с.
Галагузова М.А. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов - М.: ВЛАДОС, 2001. – 30 с.
Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей – М.; Народное образование, 2001. – 179 с.
Мустафина Ф. Патронатная семья - территория любви? - М.; Народное образование, 2000. – 257 с.
Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни – М.; Социс, 2001. – 77 с.
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога - М.; ТЦ. Сфера, 2002. - 480с.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
Колухова Я. Психология воспитания приемных детей / Общ. ред. и послесловие Н. М. Ершовой - М.: ИНФРА-М, 2000. - 176 с.
В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:
«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!
Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.
Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»
Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей
Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.
При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.
При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.
При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.
Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.
Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.
От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.
Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.
Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?
Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.
Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.
Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.
Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.
Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.
Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.
Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.
Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.
Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.
Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?
Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.
Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.
Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.
Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на 16 Июн, 2018
Можно ли рассказать об основных психологических особенностях усыновления (принятия в семью из детдома) кратко и емко. Специалисты говорят, да, можно. Рассказываем!
От нуля до года
Ребенок в кровной семье появляется с нуля, поэтому отношения между приемным родителем и грудничком естественны.
В них сразу вырабатывается привязанность. Родители «донашивают» ребенка, у них есть время вырасти до мам и пап, научиться любить. Если будущая мама до принятия ребенка жила для себя, посвящала жизнь карьере, то ей надо быть готовой к кардинальным переменам.
Младенца необходимо год, а лучше два, нянчить самостоятельно, не полагаясь на нянь. Как правило, матери с грудными детьми быстро выгорают, ведь они должны целиком посвятить себя им.
Очень важно решить, кто будет помогать с малышом. Ребенок до года – это «кот в мешке». В этом возрасте нельзя диагностировать ряд заболеваний, предсказать, как будет развиваться и выглядеть ребенок в будущем. Беря младенца, мы как бы рожаем. Какого родила или приняла, такого и люблю.
От года до трех
У детей в этом возрасте уже «определяется» внешность. Родители могут поговорить с ребенком, узнать, что болит: зуб, глаз, живот. Видно, что ребенок может ходить и разговаривать.
Детям в этом возрасте снимают многие диагнозы, которые были поставлены при рождении. Ребенка уже можно отдать в детский сад, но надо быть готовыми к тому, что он будет отставать от сверстников. Этого не нужно бояться, дети в этом возрасте быстро нагоняют ровесников.
Зато у малыша из детского дома к 3-м годам еще не будет кризиса трех лет: «Я сам», потому что он еще не привязан к родителям.
Перед усыновлением обязательно нужно узнать историю ребенка, и, исходя из нее, подойти к вопросам воспитания. Если малыш попрошайничал на улице – это одно, а если его воспитывала мама – другое. Ребенок, у которого в этом возрасте была привязанность к матери, легче поверит и пойдет на контакт с другим значимым взрослым.
От трех до шести
Это «волшебный» возраст, когда ребенка буквально распирает от любви. Он верит в сказки,но и впервые узнает, что есть смерть. В это время малыша нельзя начинать готовить к школе. Нужно его «напитать» максимальной любовью, потому что в будущем он будет много сил тратить на учебу. Это время игры, путешествий вдвоем, волшебных историй. Родители должны как можно больше времени посвящать ребенку, потому что это очень важный для него период.
У малыша впервые формируется представление о справедливости, добре и зле. Именно оно будет им двигать в будущем, когда он будет думать не головой, а сердцем. Первое время с ребенком нужно обращаться, как с грудным, то есть говорить – ты есть, и это счастье. Дальше он должен пройти возраст «от года до трех», когда усваиваются правила поведения и безопасности.
Но ему нельзя прививать академические знания, любая учеба должна быть в формате игры. В этом возрасте уже видно, что ребенок немного отстает в развитии. Он вряд ли сразу будет отличником, но отставание можно нагнать. Главное понимать, что малышу предстоит еще многое узнать, например, как выражать любовь.
От шести до 12
В этом возрасте главное – это не сломать ребенка. Приемные родители берут на воспитание школьника, который не прошел предыдущие этапы взросления. С ним не нянчились, он не нагулялся, не получил достаточного количества любви, но ему уже предстоит отправиться на учебу.
Не нужно требовать от ребенка необыкновенных успехов. Главное, к чему необходимо быть готовым, — это к диалогу со школой. Важно, чтобы родители всегда оставались на стороне ребенка и осознавали, что в первом классе нельзя многого требовать. Малыш из детского дома вряд ли когда-нибудь будет отличником в школе, зато он будет ходить в кружки, играть в футбол, обнимать и целовать маму, с радостью проводить время вместе и с удовольствием помогать по хозяйству.
Дети всегда хотят быть успешными, поэтому неудачи в учебе они компенсируют дома. В этом возрасте невозможно предугадать будущий характер ребенка. Нельзя ставить штампы, если, например, он украл деньги. Важно также не упустить здоровье: ребенок должен отдыхать, спать и хорошо кушать, а за ум можно взяться и в 10 классе. Очень важно слушать своего сына или дочь, так можно избежать многих ошибок.
От 13 до 15
В подростковом возрасте дети пересматривают ценности: им пора отделяться от взрослых, с которыми они срослись, поэтому они ищут в них недостатки. Если ребенок не найдет недостатка в маме или папе, то просто не сможет от них «отлипнуть», ведь как от таких хороших можно уйти?
Прежде чем брать подростка, нужно узнать, как ребенок попал в детский дом. Важно поговорить с работниками и волонтерами, потому что руководство может скрывать, что дети принимают наркотики и ездят домой, где видят, как родители употребляют алкоголь. Будущим родителям необходимо понимать, с чем они могут столкнуться.
Детям в этом возрасте в детских домах ставят хорошие оценки на занятиях, чтобы у них не пропала мотивация. Ребенок будет рассказывать потенциальным родителям те вещи, которые они хотят от него услышать. Если папа скажет, что любит читать, то подросток повторит. Но это не так, потому что чтение – это удовольствие, а в детских домах его получают иначе.
Первое время дети хорошо себя ведут в приемной семье, но потом они начинают проверять «границы». Если мамы и папы взяли подростка, то не должны сразу «закручивать гайки». Наказания будут только ухудшать ситуацию, так как это унижение, а в прошлой жизни у сирот этого было слишком много.
Принимающая семья становится профессиональной. Приходится сдерживаться, следить за своими поступками, словами, повышать квалификацию. Важно знать телефоны учителей и детских комнат милиции, контролировать, куда пошел ребенок и с кем он дружит. Простроить теплые, уважительные отношения. У подростка обязательно должна быть своя комната, чтобы он мог почувствовать себя «в домике».
Если отношения налажены и накладок нет, то нужно переходить к следующему этапу – посмотреть, в каких сферах лучше всего развивается ребенок и предложить ему записаться в секции. Со временем детдомовские привычки начнут исчезать, сгладятся, ребенок станет похож на приемных родителей.
Ребятам из детского дома необходимо привить понимание, что они не несчастные сиротки, которых нужно жалеть, и государство не вечно будет им помогать, а материальные блага появляются благодаря труду. Приемные родители также должны быть готовы к тому, что ребенок будет их сравнивать с кровными родственниками, тут хорошо бы с одной стороны не перехвалить кровных родственников, а с другой не обидеть подростка плохими словами о его семье.
От 15 до 17
Отношения с детьми старшего возраста — это своеобразное супружество. Ребенок думает, что уже сложился, на самом деле еще не осознал, кто он и что делать дальше.
Родители, решившие взять юношу или девушку, обязательно должны для начала попробовать гостевой режим. Желательно для этого выбрать период летних каникул. Все подростки в это время – дети, которые долго спят, хорошо кушают, веселятся и гуляют.
Скорее всего придется подыскать хороший техникум. Подростку необходима своя комната, в которую он всегда сможет вернуться, а мамы и папы должны дать ему уверенность, что он больше не один, и у него есть семья. Нужно вырабатывать в юношах и девушках самостоятельность, учить просить помощи, потому что наши дети этого не умеют. Мы как сторонние наблюдатели можем подсказать, прекратить правонарушение, но заставить не в силах.
Любовь и терпение. И не забывать заботиться о себе и близких.
ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
Осипова Ю.Н. педагог-психолог
Разработка занятия
« Особенности воспитания в приемной семье»
Целевая аудитория: приемные родители, опекуны.
Цели и задачи:
рассмотреть понятие «родительство»,
привести к осознанию родителями личностных ресурсов, способствующих успешному воспитанию детей;
формировать навык активного слушания;
организовать активное взаимодействие между участниками занятия с целью обмена опытом воспитания.
Методическое обеспечение: ролевая игра, психодрама, проблемно-ориентированная беседа.
Организационное обеспечение: просторное помещение с возможностью размещения участников в кругу, блокноты, ручки, фотоаппарат
Продолжительность занятия: 2 часа.
Содержание:
1. Упражнение «Ассоциации».
Цель : осознание содержания понятия «родительство».
Участники втечение 2-3 мин. пишут ассоциации к слову «родительство», затем идет обсуждение в группе. Разговор о содержании родительства ведется по схеме:
Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?
Каких моментов вы указали больше: положительных или отрицательных?
Какие факторы влияют на исполнение родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества и т.д.)?
Являются ли наши родительские роли (моя и моего супруга) согласованными, в каких сферах воспитания, в каких вопросах чаще возникают разногласия?
Что делает вашу семью сильной и защищенной?
2. Упражнение «Скульптура семьи».
Цель: активизация процесса анализа приемными родителями собственного опыта внутрисемейных отношений.
Кто-либо из группы представляет всех членов его семьи в виде фотографии или скульптуры. Далее следует обсуждение с группой и участниками скульптуры.
3. Упражнение «Зеркало».
Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои личностные затруднения в сфере родительства, собственное эмоциональное отношение к этой сфере жизни.
Участникам дается задание поделить лист бумаги на две части и закончить предложения.
В первой части: «В родительстве мне нравится...», во второй части: «В родительстве особенно трудно и неприятно...».
Групповое обсуждение строится по схеме:
Какие проблемы я выделяю?
Какова моя роль в возникновении проблем?
Как изменится ситуация, если проблема будет решена?
Какие затруднения мне показались неожиданными?
Как можно решить данные проблемы?
Чего больше в родительстве, радостей или огорчений?
В чем наши сильные стороны, которые делают семью защищенной?
4. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций с использованием техник Я - сообщения и активного слушания.
Примеры проблемных ситуаций, предложенных приемными родителями:
Ситуация № 1: Мама обратилась с вопросами по поводу того, как ей лучше вести себя с девочкой подростком 15 лет Проблема, со слов матери, состояла в том, что девочка проявляет неадекватность в выборе одежды, не слушает ее советов, делает все наоборот. Мама была обеспокоена желанием приемной дочери пойти на выпускной вечер в школе в джинсах и футболке.
Участница была включена в ролевую игру, в которой должна была играть роль ребенка, другой участник - роль родителя. В результате игры мама пришла к пониманию причин поведения подростка, среди которых: конфликтные взаимоотношения в классе, желание выделиться из окружения, п ротест в ответ на непонимание со стороны матери. В процессе разыгрываемой беседы и последующего обсуждения с другими участниками семинара и психологами была разработана стратегия дальнейшего поведения матери по отношению к дочери.
Ситуация № 2: Приемный родитель обратился с вопросом о том, как вести себя, если в семье 3 девочки возраста 3 лет, 8 лет и 9 лет. В семье часто возникают конфликты по поводу уборки в доме. Для ответа на вопрос ведущими была организована проблемно-ориентированная беседа между участниками с целью: найти выход из ситуации. Результат беседы: снятие напряжения у родителя, снятие ощущения уникальности проблемы, возможность ознакомиться с опытом решения сходной проблемы другими родителями и решение ввести в семье ряд правил и традиций, обязательных для исполнения всеми членами семьи, организовать эффективную систему поощрений и наказании для детей, формировать культуру отношений к бытовым обязанностям.
В ходе занятии родителям были даны следующие рекомендации:
Адаптация в семье требует времени. Процесс вживания приемного ребенка в семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, прежде всего его возраста, характера и предшествующего опыта. Чтобы помочь, важно создать благоприятную семейную обстановку. Ребенок должен почувствовать себя полноправным членом новой семьи. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью. Желательно с приходом ребенка в приемную семью начать создание ее «традиций», которые помогут укрепить привязанность к новой семье, например, альбома с фотографиями. Очевидна неизбежность влияния переживаний приемного ребенка на атмосферу приемной семьи, которая требует пересмотра сложившихся отношений между ее членами, взаимных уступок, специфических знаний и навыков. Родители должны осознать сущность новых взаимоотношений. Надо подготовить родных детей еще до прихода приемного сына или дочери, так как они могут отнестись к новому члену семьи с большой ревностью.
Необходимо учитывать стрессовое состояние ребенка. Противоречивые отношения к родителям вызывают болезненные чувства. Нужно успокоить ребенка приветливым, ласковым подходом.
Часто дети не умеют общаться из-за неадекватных ролевых моделей в родной семье. Шлейф нарушенных взаимоотношений тянется за ребенком в приемную семью, в связи с чем дети ожидают жесткого отношения или равнодушия. Дети могут скрывать свои чувства, замыкаясь.
Нецелесообразно допускать сравнения.
Необходимо привлекать родных детей к обеспечению адаптации приемного ребенка. Родные дети могут служить для приемного примерам взаимодействия с родителями.
Необходимо учитывать информации об особенностях ребенка для выбора тактики воспитания. Наличие отклонений требует специальных знаний и умений.
Негативный опыт взаимоотношений вызывает недоверие к взрослым.
Необходимо учитывать, что положительные эмоции в отношении родственников приемного ребенка свидетельствуют об эмоциональном развитии ребенка.
К воспитанию приемных детей с самого начала необходимо подходить с большой терпимостью, последовательностью, постоянством в отношениях, пониманием. Ни в коем случае нельзя прибегать к жестокости. Нельзя втиснуть ребенка в рамки своих представлений, настаивать на требованиях, превышающих его возможности.
Необходимо помнить, что некоторые неблагоприятные особенности состояния здоровья и развития, могут быть скорректированы при обучении в специальной школе.
Большая ошибка упрекать ребенка в том, что он ведет себя не так, как принято в новой семье. Необходимо спокойствие и благоразумие, обдуманность высказываемых претензий, стремление помочь ребенку исправить ошибки.
Следует учесть, что многие дети - из социально-неблагополучных семей. Они несут в себе характерные черты и проблемы. Приемные родители должны настроить себя на то, что им придется сначала решать застарелые проблемы своих приемных детей и только затем переходить к реализации своих воспитательных задач. Без этого процесс установления благоприятного психологического климата в семье и доверительных отношений между новыми родителями и приемными детьми не будет плодотворным.
При воспитании приемных детей очень важны такие качества как терпение, доброта, способность к установлению эмоционально близких отношений (любовь), эмпатия, общительность, педагогическая направленность, выделенные приемными родителями как благоприятные. Информация о неблагоприятных для приемного родительства чертах характера, таких как неуравновешенность, авторитарность, тревожность так же очень важна.
Упражнение Передача чувства по кругу . Участникам дается задание внимательно посмотреть на своих соседей справа и слева, а затем невербально (с помощью жестов, прикосновений, мимики) передать своему соседу справа какое-либо хорошее чувство – поддержку, одобрение, сочувствие, восхищение и т.п., в котором он, по Вашему мнению, нуждается.
После того, как круг завершен, следует обсудить упражнение. Психолог задает участникам вопросы: «Как Вам кажется, какое чувство хотел получить Ваш сосед справа?», «Удалось ли Вам его передать?», «Приятно ли было получить чувство от Вашего соседа слева?», «Действительно ли Вам хотелось получить поддержку, (одобрение, восхищение, т.п.)?», «Как Ваш сосед слева мог усилить свое послание? Что он должен был бы сделать для этого?».
Упражнение «Высказывание комплиментов» . Участникам предлагается сменить свое место в кругу и вновь внимательно посмотреть на своих соседей справа и слева, а потом сказать соседу слева о его положительных качествах. Начать высказывание можно словами «Мне приятно с тобой работать, потому что ты…».
После завершения высказывания всех участников по кругу, обсуждается выполнение задания. Психолог задает вопросы типа: «Легко ли было говорить приятное соседу слева?», «Как Вам кажется, приятно ли было Вашему соседу слева услышать то, что Вы ему сказали?», «Приятно ли Вам было услышать то, что сказал Вам Ваш сосед справа?», «Что Вам хотелось бы услышать от Вашего соседа справа?» и т.п.
Ролевая игра «Письмо».
Цель:
Показать, почему так важно с уважением относиться информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять.
Дайте каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.
Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.
После того, как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.
Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт).
Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и посмотреть на него, но не открывать. Теперь предложите им обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом с ним.
Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы выяснить их реакции, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам, задайте вопросы: «Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?», «Что вы чувствуете, когда ваша информация может быть прочитана другим человеком?».
Объясните группе, что вы в действительности не собирались позволять открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.
Затем пообещайте группе, что позднее вы выбросите конверты. Сделайте паузу, чтобы проверить реакцию участников, а затем скажите, что вместо этого, по вашему мнению, будет лучше, если вы их вернете каждому. Передайте конверты участникам и попросите их убедиться, что каждый берет назад именно свой конверт.
Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.
Иногда дети и подростки приходят в приемные семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться вам совсем бесполезными, но для ребенка они, могут являться единственным связующим звеном с его прошлым.
«Презентация родительской науки»
1. Метод убеждения
Один из методов – воздействие словом. Зачастую взрослый уверен, что его тирады, обращенные к детям, воспринимаются адекватно заложенному в словах содержании. В то время как дети считают нравоучительные беседы и нудные наставления выматывающим душу занятием. Когда много говорится о том, как надо себя вести, очень часто дети предпочитают этого не слышать. Задача воспитателя, чтобы сообщить ребенку знания о возможных последствиях поступков в соответствующей возрасту ребенка форме. В дошкольном и младшем школьном возрасте – это рассказ, предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом – беседа, в раннем юношестве – диспут, дискуссия. Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с открытым ртом и горящими глазами; с подростком – пока он спрашивает; с юношей или девушкой – пока они спорят.
2. Пример как метод воспитательного воздействия
Общеизвестно, что дети часто копируют своих близких: у спокойных уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что- исправить, а также ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что- то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Зная о склонности детей к подражанию, родители часто пытаются прибегнуть к методу положительного примера, но иногда допускают при этом несколько ошибок. Во-первых, они могут выбрать в качестве образца того, кто совершенно не привлекает ребенка, ибо у детей свои критерии. Во-вторых, множество раз повторяя, как хорош соседский ребенок или же другой человек, родители могут добиться, только того, что этот человек станет для ребенка просто ненавистным, а не привлекательным. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка уверенность в свои силы.
3. Выработка динамического стереотипа.
Значение привычек трудно переоценить. Что же касается приемных родителей, то им часто приходится не только формировать нужные привычки, но и отучать от вредных. Приступая к этой работе, желательно иметь ввиду следующее.
Во-первых, нельзя формировать более 2-3 привычек одновременно. Поэтому лучше проанализировать, что представляется в настоящее время наиболее важным: опрятность, пунктуальность, правдивость и прочее, и наметить план действий. Естественно, в процессе приучения приемных детей к новому для них образу жизни на некоторые вещи приходится временно закрывать глаза, иначе можно попасть в ситуацию, когда погонишься за двумя зайцами и ни одного не поймаешь.
Во-вторых, если прежде, чем приступить к выработке привычки, ребенок не поймет и не примет предложенную точку зрения, то успех не гарантирован. Очень важен тщательный первоочередной контроль, который затем сменяется эпизодическим, а потом переходит в самоконтроль (Пример действий матери одной первоклассницы: см. Гринберг «Приемная семья», стр.308).
Еще одно требование к выработке привычки: вначале надо добиваться точности выполнения действия и только потом – быстроты. Особенно важно помнить о том, что каждый успех должен быть замечен и эмоционально подкреплен, т.е. надо больше хвалить ребенка за продвижение вперед, за любые достижения.