Анна Канцевич
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников , предъявляют новые требования к организации работы в детских садах. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы образования .
Немного истории…
Ян Амос Коменский – «все должно сообразовываться с природой »
Я. А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы.
Ж. -Ж. Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить естественно, сообразно с природой .
Природу Ушинский назвал одним из «великих наставников человечества» , большое внимание уделял воспитательному влиянию природы на экологическое сознание ребенка .
Советский педагог Н. К. Крупская, подчеркивала о необходимости деятельностного характера в процессе изучения общения и природы.
Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» дает совет : «Идите в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, любознательными людьми и поэтами». Он отмечает, что лучше вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, чем просто провести урок.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования , предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной
общеобразовательной программы , является
принцип интеграции образовательных областей .
Дошкольные учреждения , применяя инновационные образовательные технологии , имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов в работе.
Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через проектную деятельность, игровые технологии (квест-игра, СОРСИ, информационно-коммуникационные технологии , арт-технологии (пейп-арт, технология коллективного творчества, которые направлены на работы педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду.
Публикации по теме:
Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.
Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.
Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Основной задачей педагогов.
Инновационные технологии в ДОУ Под педагогическими инновациями следует понимать: Нововведения в педагогическую деятельность Изменения в содержании и технологии обучения.
Презентация «Методы экологического образования дошкольников» Методы экологического образования дошкольников 1. Понятие и классификация методов экологического образования дошкольников Методы обучения - это.
Солдатова Ирина Николаевна
Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«В мире есть не только нужное, полезное,
но и красивое!
Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство , так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме .
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОО .
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
С 2007 года я углубленно занимаюсь экологическим воспитанием детей дошкольного возраста . Дополнительно в своей работе я использую авторскую программу «Удивительный мир природы» , разработанную на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог » для детей дошкольного возраста .
Цель программы :
Формирование экологической культуры , под которой понимается совокупность экологического сознания , экологических чувств и экологической деятельности , определение уровня экологического воспитания дошкольников , развитие у детей правильных экологических оценок через ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так же зачатки экологического идеала с помощью загадок о животных, где добро побеждает зло.
Задачи программы :
1. Воспитывать гармонично развитую личность через экологическое развитие воспитанников .
2. Повышать интеллектуальный уровень дошкольников через познавательную активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
3. Развивать творческие способности личности, формировать образное мышления, фантазии у воспитанников .
4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе.
5. Формировать навыки экологически грамотного
6. Обучать основам актерского мастерства.
7. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов мимикой, жестами, телодвижением.
8. Закреплять представление детей о закономерной последовательности, сезонных изменениях в природе через устное народное творчество.
9. Воспитывать дружбу , товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, сострадание к природе, желание беречь ее и сохранять.
Данную работу я организую через :
1. Непосредственно-образовательную деятельность.
2. Самостоятельную деятельность детей .
3. Совместную деятельность с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе).
В рамках данной программы я разработала перспективное планирование по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на учебный год по всем возрастным группам .
Я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей , расширяют кругозор детей о природных явлениях :
Экскурсии по экологической тропе ;
Виртуальные экскурсии в музеи;
Прогулки на участке;
Работа в огороде, на клумбе;
Работа в уголке природы, включая огород на окне;
Наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
Моделирование;
Коллекционирование;
Опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории ;
Чтение природоведческой, художественной литературы;
Изобразительная деятельность;
- экологические занятия ;
Прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений;
- экологические конкурсы , праздники, развлечения;
Составление экологических сказок ;
- экологические выставки ;
Обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы ;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем, игры – путешествия)
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я создала развивающую предметно - пространственную среду. Для этого в нашей группе имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература, большая подборка экологических игр , экологическая лаборатория «Юные исследователи» полностью оснащенная оборудованием для опытов, собрана коллекция трав, семян, камней, гербарии, регулярно оформляются выставки : «Осенний букет» , «Дары леса» , «Мастер – Самоделкин» , «Эти удивительные овощи и фрукты» и т. д.
Для природного уголка подобрано множество растений с различным строением, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне.
Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования , поэтому я включаю в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие педагогические технологии :
1. Личностно-ориентированная технология
Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества , равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных» . В общении с детьми придерживаюсь положения : «Не рядом, не над ним, а вместе!» В своей работе с детьми я стараюсь обеспечивать психологический комфорт, ритмично выстраивая каждый день жизни детского коллектива. А если ребенок растет чутким и доброжелательным, он не навредит природе и окружающим его объектам.
Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности. Моя же задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
Мы вместе с детьми изготавливаем игрушки, подарки к праздникам.
(Панно «Белая береза под моим окном» , подсвечник «Уточка» , «Аленький цветочек» , композиция «Божья коровка на листочке» , «Змейка на пенечке» , магнитики «Веселая обезьянка» и т. д.)
Совместно с родителями и детьми готовим экологические праздники и развлечения : «День рождения леса» , «Весенний праздник птиц» , , лепим жаворонков на праздник Сороки.
Растения, украшающие групповую комнату, игрушки, способствующие индивидуальным экологическим играм , зимний сад, где провожу образовательную деятельность с детьми по экологическому развитию дошкольника , центры по художественно-эстетическому воспитанию , где дети могут выбрать себе занятие по интересу и изготовить поделки из природного материала - здесь нет принуждения, все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в его творческие силы.
Например, в центре литературы и книгоиздательства дети самостоятельно создают экологические книги «Хищные животные» , «Травоядные животные» , «Животные жарких стран и Севера» и т. д.
В центре «Природы и естествознания» дети с помощью аппликации из готовых картинок или вырезая из журналов, оформляют альбомы «Детеныши диких животных » , «Кто, чем питается» и т. д.
В центре конструирования дети с удовольствием выполняют объемную композицию с помощью веточек, салфеток «Дупло для белочки» , «Яблонька в цвету» и т. д.
В центре математики и настольных игр дети решают простейшие
арифметические задачи, в которых вместо цифр нарисованы домашние животные, перелетные птицы и т. д. Ребенок должен решить задачу, наклеив соответствующее число картинок снегирей, кошек, медведей и т. д. У ребенка ненавязчиво закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о природе. Ребенок играет, не замечая того, что обучается.
В результате этой технологии у детей стабильно повышается качество знаний по экологическому воспитанию , одновременно ребенок развивается как всесторонняя личность.
2. Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра , большую роль отвожу применению игровых технологий .
Целью использования игровых технологий считаю : повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.
В старшем дошкольном возрасте использую ролевые игры, которые основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности , например, «Времена года» , «Животные» , «Строительство города» . В ходе игры «Строительство города» у детей формируются представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил . Так дети учатся заботиться о своем родном городе и осознавать существующие в нем экологические проблемы . Пусть дети еще малы, но они уже задумываются, как можно помочь городу : куда отвести грязную воду, как сделать воздух чище. Конечно, идеи детей примитивны и порою нелепы, но я уверена, что мои воспитанники , когда вырастут, будут делать все возможное, чтобы город стал экологически чистым .
Интересно в группе проходят соревновательные игры, такие, как конкурсы, КВН, экологическая викторина , «Поле чудес» . Они стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний , навыков, умений.
Мне очень нравится использовать такую форму работы, как игры-путешествия, например, «Волшебная палочка» , в которых дети с помощью мультимедийной презентации попадают на Северный полюс, на дно океана, в Африку, на другую планету и т. д. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети могут посетить незнакомые для себя места, познакомиться с природой разных материков, побывать на необитаемом острове и представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы группы.
В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры экологического содержания : «Кто, где живет?» ; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания) ; «У кого какой дом» (об экосистемах) ; «Живое - неживое» , «Птицы-рыбы-звери» , «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов) ; «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т. д. Дидактические игры заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ, расширяют представления детей о мире природы , обобщать и классифицировать. И все это ненавязчиво - в форме игры.
В результате игровых технологий у детей формируется бережное отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного , нравственного поведения в природе.
3. Для лучшего усвоения материала использую информационно-коммуникативные технологии , которые помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей , мотивируют детей к действию , обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника .
В процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц» , «Зеленая аптека» , «Насекомые в загадках» , «Чудо-овощи» , «Удивительные явления природы» , «Грибное царство» , «Чтобы не было беды» , «Птицы – наши друзья» , «На бабушкином дворе» , «Россия – Родина моя» , «Экологические катастрофы » , «Планеты Солнечной системы» и т. д.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно . Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.
4. Интересен для меня и метод проектов. Он дает возможность ребенку работать над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в результате деятельности.
Мы вместе с ребятами реализовали экологические проекты : «Времена года» , «Чудо – овощи» , «Зеленая аптека» , «Мастерская природы» , «Наши младшие друзья» , «Неизведанное рядом» , «Экологическая тропа » , «Мир природы и ребенок» , «Чудесный пенек в летний денек и веселый Колобок» , «Впустите в сердце доброту» .
В результате реализации проектов дети научились видеть проблему, планировать свою деятельность, добывать знания (в книгах, у родителей, из компьютера и т. д., экспериментировать, синтезировать полученные знания. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, ребята учатся взаимодействовать со взрослыми, что позволяет успешно адаптироваться к окружающему миру. Например, реализуя социально-личностный проект «Впустите в сердце доброту» , мы решали задачи экологического воспитания : вместе с детьми и родителями организовали птичью столовую, изготовили кормушки для птиц, посадили на участке дерево. Следовательно, экологическое воспитание помогает воспитать в детях нравственные качества : сострадание, чувство прекрасного, взаимопомощь и т. д.
5. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе поисково-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.
В процессе экспериментирования мои дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, лед, песок, почва, стекло, воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» .
В качестве основного вида исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка ».
Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений» , в восторге от игр «Угадай на вкус» , «Узнай по запаху» , и т. д.
Для достижения высоких результатов по развитию познавательных способностей дошкольников через исследовательскую деятельность определила следующие задачи :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей : развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
Выбрала следующую систему работы :
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников .
2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.)
3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни.
5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности.
6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий .
В своей работе для развития познавательной активности у детей я использую опыты . Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.
Дети с огромным удовольствием исследуют природные материалы и узнают про дерево, воду, воздух, землю, снег, лед и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки; искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, что это фруктовый и овощной соки; делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная; находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети задавали вопросы : «Как это сделать?» , обращались с просьбами : «Давайте сделаем так» , «Давайте посмотрим, что будет если» , учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность , наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Предлагаю детям воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, подойдя к «столику удивления» , дети находят под салфеткой знакомые предметы и изображения. Поздней осенью обнаруживают макет с берёзами, покрытыми зелёной листвой (в начале лета дети праздновали «Березкины именины» ). Эта встреча является радостной неожиданностью, вызывает желание что-то вспомнить и рассказать.
Игра «Карусель» помогает детям заметить вокруг себя то, что дети не замечали раньше (вода в блюдце под цветами, текущая из крана, аквариуме, роса, дождь за окном, увидеть необычное в обычном.
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы дают возможность находить новые варианты решения проблем, оценивать их вероятность.
Игра «Давайте подумаем» . (Как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему вода течёт? Почему дует ветер? Почему летают самолёты) Ответы (гипотезы) на эти вопросы дети дают самые разные. (Птицы определяют дорогу по солнцу, по растениям. Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. Может быть, внутри птиц есть компас и т. д.).
Использую игры : «Назови как можно больше признаков» , «Береги живое» , «Не ошибись» , «Веселый огород» , «Четвертый лишний» , «Во саду ли в огороде» , «Разложи овощи определенного цвета на грядке» .
Учу детей :
Описывать природные объекты : например, лес - это природный объект, где есть трава, цветы, грибы, ягоды, лиственные, хвойные деревья, поляны, просеки.
Замечать отличительные особенности в объектах и явлениях природы :
например, чем отличается кролик от зайца; отличие лесного цветка от садового и т. д.
Характеризовать объекты по особенностям поведения животных : например, жираф – добродушное животное, у него добрые глаза, маленькие рожки, он ни кого не обижает; о пользе и вреде растений для животных и людей : например : о мухоморе и т. д.
Разъяснять посредством примера : «Странный след на песке, словно проехал игрушечный грузовик. Это проползла черепаха» (отрывок из книги Н. Сладкова «В песках» ).
Подбирать эпитеты к природным объектам : например, лес - терем расписной; ели - вышки; просветы в небо - оконца и т. д.
Неотъемлемая часть исследовательской деятельности - умение классифицировать. Обучаю детей этому умению с помощью игр «Четвертый лишний» , «Назови одним словом» , «Продолжи ряд» , «Найди все красные., синие., зеленые., круглые. и т. д.
В уголке экспериментирования в нашей группе «живут» персонажи, придуманные детьми - Почемучка и Незнайка. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Они вместе с детьми составляют правила работы, карточки-схемы по проведению опытов, «проводят» опыты с использование схем.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьей . Только опираясь на семью, и только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного . Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое, будут добрыми, заботливыми людьми, смогут сопереживать, сохранять, любить, беречь и создавать, а не разрушать красоту природы!
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания «Экология - это интересно » , консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол «Воспитание доброты к природе » , заседание родительского клуба «Воспитание любознательности средствами природы» , КВН «Волшебный мир природы» ).
Вместе с родителями были реализованы экологические акции : «Посади дерево» , «Наши добрые дела» , «Кормушки для птиц» , «Письмо Снегирю» .
Родители являются активными участниками наших праздников. Они помогают шить костюмы, изготавливать атрибуты, предстают перед детьми в образе сказочных персонажей и, конечно же, вместе с детьми переживают и радуются успехами.
Вместе устраиваем сезонные выставки : рисунки детей и родителей «Волшебница зима» , выставка экибан «Осенний букет» , выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени» , оформление участка «Зимняя сказка» , «Веселый Колобок» , огород на окне «Иван-да-марья» и др.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты :
Сформированы начала экологической культуры у детей ;
Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;
Дети учатся практическим действиям по охране природы;
Развиваются умственные способности детей , которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Экологическое воспитание , по моему мнению, это не только воспитание любви к природе , ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности , доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.
«Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
экологический культура воспитание дошкольный
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.
Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии в конце года повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста наряду с аналогичным воспитанием младших дошкольников способно полностью изменить отношение к природе людей. Однако для этого дошкольные учреждения должны проявить определенную настойчивость и последовательность при воспитании подрастающего поколения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста вовсе не нова. Еще в 1950-х годах советские детские психологи представили на рассмотрение теорию о необходимости создания системы взаимосвязанных знаний, которая отображала бы закономерности протекающих в природе процессов. Благодатной основой для восприятия такой системы должно было послужить наглядно-образное мышление, преобладающие у малышей дошкольного возраста.
Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста построены на совместной деятельности обучаемых деток и непосредственно воспитателя. Педагог знакомит своих подопечных с природой, используя для этого:
- 1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе
- 2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
- 3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы. Допускается проведение импровизированных уроков, когда объектом наблюдения становится то, что в данный момент окружает детей, однако более эффективным считается предварительная подготовка занятия, подкрепленная иллюстрациями и живыми примерами.
Дидактические формы экологического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны, что позволяет воспитателю всесторонне осветить тему, а детям - надежно закрепить в памяти изучаемый вопрос.
К ним относятся следующие виды образовательного процесса:
- 1. Занятия - ведущая форма организационной работы, позволяющая всесторонне ознакомить дошкольников с особенностями природных явлений. При использовании данной формы экологического воспитания педагог имеет возможность систематизировать знания детей об окружающей среде, учитывая при этом локальное природное окружение и возраст малышей. Занятия могут быть первично-ознакомительные, обобщающие, углубленно-познавательные и комплексные.
- 2. Экскурсии, походы - наиболее интересные и познавательные для малышей педагогические мероприятия. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, проводимое с использованием данных форм, позволяет одновременно решать такие задачи как оздоровление, обучение, развитие новых нравственных и эстетических качеств. Кроме того, экскурсии и походы дают детям навыки планирования, поскольку вылазки на природу или посещение заповедников и парков требуют предварительного обдумывания и тщательной подготовки. Наиболее рационально организовывать подобные мероприятия в разное время года, чтобы дети могли сравнить и проанализировать происходящие в природе изменения. Ведущим методом экологического воспитания в данном случае будет выступать наблюдение, направлять и корректировать которое - главная задача педагога.
- 3. Экологические праздники и досуги - вызывают у детей формирование положительного эмоционального отклика на какие-либо природные явления, в дальнейшем воздействующего на становление личности в целом. В результате такие проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста как негативные ассоциации и субъективная оценка окружающей среды эффективно решаются путем применения данных форм экологического воспитания. Праздники, как правило, посвящаются смене времен года, но вполне могут быть связаны и с другими торжественными мероприятиями - 8 марта, сбором урожая, праздником ледяной скульптуры, новым годом, Пасхой и т.д. Позитивные эмоции, полученные дошкольниками в процессе экологического торжества, прочно закрепляются в сознании ребенка и в будущем позволяют выработать конструктивные, а не деструктивные взаимоотношения с окружающей средой. Единственный нюанс - такие праздники и досуги должны проводиться регулярно, а материал, на основе которого строится их программа, должен быть знаком детям.
- 4. Знакомство с природой в повседневной жизни - обычно происходит во время ежедневных прогулок. Относится к основам экологического воспитания детей дошкольного возраста, так как доступно восприятию даже самых маленьких из них. Дети очень любят эту форму экологического воспитания, т.к. она предполагает непосредственный контакт с природными материалами или живыми объектами - песком, водой, листьями, плодами, домашними животными и т.п. Благодаря правильно построенным прогулкам дошкольники накапливают определенный опыт, развивают наблюдательность и получают огромное удовольствие от общения с окружающей средой. К данной же форме экологического воспитания относится и работа старших дошкольников на огороде и в цветнике.
Элементарный поиск - представляет собой совместную работу детей и педагога, направленную на решение возникающих в процессе учебной деятельности или повседневной жизни познавательных задач. Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагают широкое использование элементарного поиска в работе с малышами, поскольку это позволяет не только познакомить их с особенностями природы, но и получить практические навыки логического мышления, непосредственно влияющие на результат поисковой деятельности. Успешность использования такой формы эковоспитания зависит от приемов, выбранных педагогом для усиления активного восприятия детей. Задания должны соответствовать возрасту дошкольников и быть тщательно подготовлены и продуманы. Наиболее интересны для детей варианты элементарного поиска, оформленные в виде квестов.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- -пробуждение и закрепление в сознании гуманного отношения к окружающей среде в рамках нравственного воспитания;
- -создание специфической системы представлений и знаний об экологии в рамках интеллектуального развития;
- -акцент на умении видеть красоту природы, выражать свое восхищение ею, эстетическое восприятие действительности;
- -привлечение детей к посильной для них экологической деятельности (уход за растениями и животными, охрана и защита природы).
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам развития экологической культуры человека. Именно в этот период происходит закладка основ личности и начинается формирование позитивного отношения к окружающему миру, природе. Одновременно малыш начинает отделять себя от окружающей среды, проявляя эмоционально-ценностное отношение к ней. Именно поэтому знания об определенных нормах и правилах взаимодействия с природой, сопереживание к ней и активный интерес к решению определенных экологических проблем столь актуальны для дошкольников.
Основной практической деятельностью воспитателей детского сада в границах эковоспитания дошкольников является подготовка материалов и оборудования для полноценной реализации всех методов и форм программы. В частности, разработка презентаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, которые были бы интересны как взрослым, так и малышам. Кроме того, в обязанности педагога входит составление планов работы с группами детей, организация походов, экскурсий и открытых занятий. Также воспитатель должен тщательно продумывать стратегию программы экологического воспитания, принимая во внимание возраст своих подопечных и их способность к восприятию и воплощению определенных элементов экологического образования. Таким образом, достигается максимальная эффективность взаимодействия воспитателя и детей.
Правильно организованное экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду дает возможность сформировать начальные понятия экологической культуры, включающие в себя разумно-гуманное отношение к природным явлениям и объектам. Кроме того, дети развивают свои интеллектуальные и творческие способности, учатся анализировать, проводить эксперименты и делать выводы. А самое главное, у дошкольников появляется желание не только постоянно общаться с окружающим миром, но и выражать свои впечатления в различных видах деятельности. Однако достичь такого результата невозможно без дополнительных установок, формирующихся за пределами детского образовательного учреждения.
Вывод по главе I
Основное назначение экологического образования состоит в формировании экологической культуры дошкольников.
Цель экологического образования дошкольников - воспитание в начальных формах экологической культуры личности. Эта цель конкретизируется в комплексе взаимосвязанных задач, решение которых предусматривает: формирование системы научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру; развитие чувства эмпатии к объектам природы; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь и др.. Реализация задач экологического образования дошкольников обеспечивает развитие разных компонентов экологической культуры как сложного интегрального образования личности ребенка.
- -прямое обучение (занятия, экскурсии, наблюдения на прогулках, элементарная поисковая деятельность), в котором воспитатель занимает активную позицию, решая воспитательно-образовательные задачи;
- -партнерская деятельность воспитателя с детьми и детей друг с другом вне занятий (разные виды игр, продуктивные виды деятельности), в которой решаются задачи расширения познавательных интересов, развитие чувств, мышления, способности к планированию деятельности;
- -самостоятельная деятельность по выбору ребенка, развивающая способности к творческому самовыражению, упражняющая в способах деятельности.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.
Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
К «Юному экологу» - программе, которая рассматривается в данном учебном пособии, созданы и экспериментально апробированы технологии экологического воспитания детей в каждой возрастной группе детского сада. Все вместе они представляют собой методическую систему экологического воспитания дошкольников с 2 до 7 лет. Данные технологии, опубликованные в специальных изданиях, - это авторское видение системы экологической работы в детском саду. Педагоги детских садов могут создать к этой программе варианты своих технологий с учетом специфики конкретного дошкольного учреждения (социальных условий, природного окружения).
Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:
ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;
организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;
1 Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995; Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 1999; Экологическое воспитание младших дошкольников. ~ М., 2000.
совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;
оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Особенностью любой технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.
Еще одна особенность построения технологий - подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно-социальных условиях.
(выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ»)
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является экологическое воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива ОУ.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.
Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности - Природное окружение – темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев», «Где ночует солнце?», «Кошка и котёнок» и т.д., режимные моменты – наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными; индивидуальную работу – все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.
В прошедшем учебном году я большое внимание стала уделять экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.
Чтобы решить поставленную задачу я действовала в нескольких направлениях:
Работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);
Работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);
Работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).
Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.
В 2013 году мною был реализован проект «Огород на подоконнике» с детьми младшего дошкольного возраста, который показал на мой взгляд хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
Проект я разделила на три этапа: организационный, деятельный и заключительный.
На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформила родительский уголок, где разместила рекомендации по работе с детьми по проекту.
Так же провела беседу с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт с целью расширения детского кругозора. Дети, проживающие в частных домах, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за работой взрослых дома и о том, какую помощь они сами оказывали своим близким.
Затем я осуществляла сбор и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, оформляли сам огород, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.
Во время деятельного этапа проекта я занималась посадкой семян овощей, косточек фруктовых деревьев (яблоко, лимон) и луковиц совместно с детьми, воспитывая в них желание помогать взрослым. Затем я подготовила фоторепортаж для родителей «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе.
Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: потешками, пословицами, поговорками, песенками, в которых упоминается об огороде, овощах и фруктах. Я читала детям художественные произведения, связанные с огородной тематикой: русские народные сказки «Репка», «Вершки - корешки», стихотворение С. Михалкова «Овощи» и т.д.
Дети охотно разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.
Мы рассматривали иллюстрации, картинки на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.
На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Затем вместе с детьми мы занимались оформлением мини выставки «Наш урожай».
К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы.
Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников, проводя игру-драматизацию по русской народной сказке «Репка».
Когда наша рассада окрепла, мы совместно с детьми высадили её в грядки на общем огороде. В ходе реализации проекта я вела работу по созданию фотоальбома для родителей «Огород на подоконнике», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.
На заключительном этапе проекта «Огород на подоконнике» была организована выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с тематикой проекта, а так же презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Дети с большой охотой принимали участие в весёлой подвижной игре «Огородно-хороводная», где каждый хотел попробовать себя в роли одного из персонажей игры.
К концу проекта у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой на участке детского сада, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.