Разработка родительского собрания для родителей первоклассников, на котором проводится деловая игра "Я и мой ребенок". Это собрание - игра позволяет учителю лучше узнать родителей своих учеников, родителям класса ближе познакомиться, лучше узнать друг друга. Это занятие заставляет всех задуматься, а умеем ли мы любить своего ребенка, правильно поступаем в трудных ситауциях, умеем ли слушать и слышать других.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 класс
Тема: « Я и мой ребенок »
учитель нач. классов
ГБОУ гимназия № 85
Петроградского района
Деловая игра для родительского собрания (1 класс)
Тема: «Я и мой ребёнок» (самопознание)
Цели:
Объединить родительский коллектив класса
Развивать коммуникативные способности участников игры
Попробовать задуматься, а умеем ли мы любить своего ребенка
Учиться слушать и слышать других
Участники – родители 1 класса, классный руководитель
План проведения игры:
- Вступление (индукция)
- Анкета для родителей
- Диагностика нашего воспитания (сначала индивидуально, а затем в группах):
- 5 ошибок, допущенных в воспитании
- Анализ предложенных форм
- Наши достоинства в воспитании
- Анализ достижений
- Рефлексия
Ход игры:
- Вступление.
Добрый день, уважаемые родители! Многие из вас уже успели познакомиться, пообщаться, некоторые знакомы ещё с детского сада. Нам предстоит с вами прожить вместе 4 года, и мне очень хочется, чтобы и детский, и родительский коллективы были дружными и успешными. Для этого мы должны лучше узнать друг друга.
Вы сидите группами. Сегодня наше собрание будет проходить в форме деловой игры.
Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос: «Любите ли вы своего ребёнка?» А как мы любим, умеем ли мы любить – задумаемся над этим вопросами. Давайте поразмышляем на эту тему.
Прежде чем начнем работу, мне бы хотелось предложить вам правила работы:
- Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
- У нас нет зрителей – работают все.
- Мы хорошие друзья и воспитанные люди, умеем хранить свои и чужие секреты.
- Мы доверяем друг другу.
- Анкета
И так начнем. В начале нашей встречи я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты:
Вопросы | Да – 2 балла | Иногда, отчасти 1 б. | Нет – 0 б. |
Считаете ли вы, Что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? | |||
Говорят ли дети с вами по душам, советуются ли по личным делам? | |||
Интересуются ли они вашей работой? | |||
Участвует ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах? | |||
Контролируете ли вы, как они делают уроки? | |||
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? | |||
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? | |||
На детские праздники предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых? | |||
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? | |||
А телевизионные передачи и кино? | |||
Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? | |||
Знаете ли вы друзей ваших детей? | |||
Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, турпоходах? | |||
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет? |
А теперь посчитайте количество набранных баллов.
Более 20 баллов – ваши отношения с детьми можно назвать благополучными,
От 10 до 20 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены,
Менее 10 баллов – ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
- Диагностика воспитания
Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые вы когда-либо совершали. У вас 3 минуты.
Теперь объединитесь в группу, обсудите и выберите 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Выберите из группы того, кто сейчас озвучит результат для всех. У вас 10 минут.
Теперь давайте выберем общие ошибки, которые присущи всем вам.
Сейчас вы можете прокомментировать эти ошибки (высказывания родителей).
Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Давайте рассмотрим наши достоинства в воспитании и поделимся своими успехами.
Выпишите на листе, что хорошего вы сделали для своего ребенка. У вас 3 минуты.
Обсудите ваши записи достижений в группе, сравните, сделайте общий список из совпавших мнений.
Давайте обсудим, что у нас получилось.
А сейчас подведем итоги нашей сегодняшней работы.
Многим детям в наше стремительное, насыщенное заботами и суетой время очень часто не хватает обычной ласки. Некогда их обнять, поцеловать, потормошить, прижать к себе. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Многие родители научились быть сдержанными. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к детям как к равным воспринимаются слишком буквально.
Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: « Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12».
- Рефлексия
У нас с вами получился очень насыщенный разговор. Я попрошу вас оценить нашу сегодняшнюю работу. Будьте добры, заполните следующие предложения:
На сегодняшнем собрании мне понравилось ______________________________
Сегодня мне не понравилось ____________________________________________
Большое спасибо всем за работу!
Литература
- «Деятельность классного руководителя. Отдыхаем всей семьей» Минск ИООО «Красико-Принт» 2003 г.
- Журнал «Здоровье школьника» за 2008 – 2010 г.г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Центр развития ребёнка – Майский детский сад»
КОНСПЕКТ
родительского собрания в форме деловой игры: «Знаю ли я своего ребёнка».
Воспитатель - Кудряшова Ольга Леонидовна
2016 год
Цель: Расширение знаний родителей в вопросах применения разнообразных методов воспитания ребенка, в их целесообразности.
Предоставление возможности анализировать свою воспитательную деятельность.
Задачи:
- Содействовать созданию сплочённого творческого коллектива: педагоги - родители - дети.
- Повысить активность родителей в проведении совместных мероприятий.
- Способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
- Обобщить представления у родителей о возрастных особенностях, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания.
- Создать эмоционально положительную атмосферу в совместном общении.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран или телевизор, красочное приглашение на родительское собрание, видеозапись ответов детей, рисунки детей, флажки красного, синего, жёлтого цвета, мяч, фишки
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Воспитатель: Как вы считаете, знаете ли вы своего ребёнка? (ответы родителей)
Воспитатель: «Конечно» - ответят почти все родители. Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Сегодня мы с вами проведём родительское собрание на тему: «Знаю ли я своего ребёнка» в форме деловой игры. Вас ждут увлекательные вопросы и ответы детей, в конце мы узнаем на сколько мы знаем и понимаем своих детей. Вы согласны? Итак приступаем.
«Вопрос – ответ».
Я предлагаю вашему вниманию несколько вопросов, ваша задача угадать ответы детей на эти вопросы.
Какое блюдо в детском саду больше всего любит ребёнок?
Чем любит заниматься на участке во время прогулки?
Что может расстроить маму?
Легко ли быть взрослым и почему?
(сначала ответы родителей, а потом ответы детей на экране)
Подвести итог
«Объяснялки» Уважаемые родители посмотрите внимательно на экран и поймите какое слово объясняет ребёнок? (мама, обида, детский сад, семья, счастье) После каждого слова ответы родителей и ответы детей.
Подвести итог.
«Подумай и ответь»
На этом этапе нашей игры мы предлагаем вам несколько ситуаций и хотелось бы узнать как вы поступите.
- Допустим, вы собрались провести выходные на природе, долго собирались, а в этот день пошёл дождь? Что вы будете делать?
- Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что делать?
«Пойми меня»
А теперь внимание снова на экран (запись объяснения слова «день рождения») Как вы думаете, о чём рассказали дети? (ответы родителей)
Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребёнка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого. Мы предлагаем вам встать и немного поиграть и ответить на ряд вопросов
(Ресурсный круг)
Помогают ли праздники в воспитании у ребёнка положительных черт характера?
Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
Предложите детскую игру, забаву для празднования дня рождения?
Вы приглашены в гости, о каких правилах вы напоминаете ребёнку?
Дети, приглашённые в гости разбросали игрушки, как поступить хозяевам?
Вашему ребёнку подарили игрушку которая у него уже есть, как он поступит?
Какие игрушки вы дарите детям?
Какие праздники кроме дня рождения вы устраиваете своим детям?
Подвести итог.
«Узнай работу своего ребёнка»
На столах лежат работы детей без подписи, смогут ли родители узнать работу своего ребёнка. Затем правильные ответы на экране (Фотография ребёнка с рисунком)
Подвести итог.
Воспитатель: Я предлагаю ситуацию для анализа:
Мальчик собрался гулять.
Надень пальто, - говорит отец - Не надо, на улице тепло,- возражает мать - Надеть!- приказывает отец - Не надо,- настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Ответьте на такие вопросы:
- Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
- Какое важное педагогическое требование не реализовано? (последовательность)
Воспитатель: Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при этом поведение ребенка.
Представьте такую ситуацию. «мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама, мама говорит ребёнку: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок заглядывает в группу, говорит: «До свидания». Мама с ребёнком уходят домой.
Как вы думаете, всё ли правильно было сделано, для привития ребёнку правил культуры поведения? (ответы)
Подвести итог.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам, как бы посмотреть на своих детей со стороны и проанализировать их поведение при помощи флажков. Если ребёнок выполняет данное правило, вы поднимаете флажок красного цвета, если не всегда выполняет – жёлтого, если не выполняет совсем – синего. Согласны?
Приступаем
- Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умет вытирать развёрнутым полотенцем?
- Аккуратно складывает одежду?
- Всегда пользуется носовым платком?
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь?
- Умеет извиняться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины?
- При встрече здоровается, прощаясь всегда говорит «до свидания»
- Не бросает мусор на улице и в помещении?
- У ребёнка стала активнее проявляться самостоятельность?
Подвести итог.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша с вами встреча, вы увидели наглядно, что взаимоотношения ребёнка и родителей складываются, уже с раннего возраста. И от того каким вырастет ребёнок зависит от нас, от наших совместных усилий. Сегодня мы увидели маленькую частичку работы с ребёнком, наша задача помочь ему добиться успехов в трудном для него деле взросления, выразить желание становиться ещё лучше, формировать веру в себя, в свои силы и возможности.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздники, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные пираты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья
Какая хорошая, ваша семья.
На этом позвольте закончить наше собрание. Нам бы очень хотелось узнать ваше мнение по поводу проведённого мероприятия, стоит ли в будущем продолжать эту работу? (ответы родителей, возможны письменные пожелания).
Решение:
- Объединить усилия семьи и дошкольного учреждения для развития и воспитания детей, вовлекая родителей в деятельность ДОУ, организуя совместную работу по обмену опытом.
В системе.
- В воспитании детей соблюдать единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения.
Постоянно.
- Предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.
Ежедневно
Цель встречи: способствовать формированию у родителей гендерной компетентности.
Оборудование: презентация, памятки с рекомендациями по воспитанию, листки бумаги для теста и пожеланий, ручки, красивая коробка для пожеланий, задания с проблемными ситуациями.
Тема нашей встречи – гендерное воспитание. Это выражение можно услышать сейчас довольно часто. Что же означает это слово? «Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Установлено, что именно в период дошкольного детства, у всех детей, живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Ученые считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения взрослых к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери.
Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Поэтому нам, взрослым, не следует забывать, что мальчики и девочки, (также как мужчины и женщины) – это два разных мира, две разные планеты. Но так сложилось, что в современном обществе стерлись грани между профессиями, домашними обязанностями (произошло ослабление традиционной роли отца, увеличилась занятость женщин).
А сейчас предлагаю вам просто для себя ответить на вопросы теста.
Итак, коротко, (на листке бумаги) только «да» или «нет»:
1. Девочки послушнее мальчиков?
2. У мальчиков более аналитический склад ума?
3. Девочки более пугливы?
4. Мальчики более активны?
5. Девочки легче поддаются чужому влиянию?
6. Девочки более чувствительны к прикосновениям?
7. Мальчики агрессивнее девочек?
8. Мальчики амбициознее девочек?
9. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
10. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?
11. У мальчиков более развита склонность к командованию?
12. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
Теперь сравните ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии:
1. Нет, только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых.
2. Нет, аналитический ум поровну поделен между полами.
3. Нет, девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается.
4. Нет, в раннем детстве разницы нет, в школе многое зависит от класса и учителей.
5. Нет, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.
6. Нет, существенного отличия нет.
7. Да, мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
8. Нет, девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения,
а мальчиков приходится подталкивать к этому.
9. Нет, мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
10. Нет, мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.
11. Нет, мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
12. Да, но после 11-12 лет, в более раннем возрасте разница мала.
Как видите, можно сделать вывод, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, поэтому и воспитывать их нужно по-разному.
На сегодняшний день утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений.
А ведь в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Оказывается, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья. Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Мы видим, что при воспитании детей с 3-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию: девочек – матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
В условиях традиционного семейного воспитания ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители.
Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.
Народные традиции нераздельно связаны с народным творчеством – это и сказки, и загадки, и пословицы, и поговорки. У нашего народа существует много пословиц о семье, семейных ценностях. А какие знаете вы?
При солнышке тепло, а при матери добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В дружной семье и в холод тепло.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
На что и клад, когда в семье лад.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и разгадать пословицы - перевертыши.
Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь.)
Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
На полицейском валенки мокнут. (На воре и шапка горит.)
Не каждый чужого горя слесарь. (Всякий своего счастья кузнец.)
Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет.)
Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груздем – полезай
Лысина – мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)
Начал безделье - сиди дома робко. (Кончил дело – гуляй смело.)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)
От смелости носы малы. (У страха глаза велики.)
Зачастую нам трудно понять своих детей, мы мыслим совсем другими категориями. Давайте попробуем на минутку вернуться в детство и представить себя дошколятами.
Игра «Устами младенца».
Этот вопрос был адресован нашим детям и вот как они на него ответили:
Попробуйте догадаться, о ком идет речь.
1. Это голова,
он пишет,
всем говорит в микрофон.
Пишет каждому по одной бумажке и дает за него проголосовать.
(Президент.)
2. Она все делает плавными движениями,
может стоять на одной ноге.
Которая танцует.
(Балерина.)
3. Где выступают люди,
показывают фокусы;
там волшебник, где все животные,
где клоун выступает.
4. Это для человека, для головы,
это брызгать, мама пшикает себе, чтобы вкусно пахнуть.
5. Возит людей в командировку, в больницу;
у него пар выходит из трубы.
6. Они нужны, чтобы одевать на ноги и, когда зима, идти по улице.
Для красоты, чтобы не испачкаться.
Чтобы тети ходили в них.
(Каблуки.)
А теперь предлагаю улыбнуться над некоторыми курьезными высказываниями. Вот какие ассоциации иногда возникают у детей:
Поэт - это который рисует, поет.
Библиотекарь - продает книги, лекарства.
Дрессировщик - дрессирует кошек, собак, всех ребят.
Астроном - это животное.
Дирижер - кто все время дежурит, как у нас дежурные.
Официант - командир, который охраняет.
Здесь видно, что у детей другой ассоциативный ряд: смысл известных слов переносится на слова, похожие по звучанию.
Посмеялись, а сейчас настало время мозгового штурма: предлагаю каждому столу по 2 проблемные ситуации, с которыми, возможно, сталкивались и вы.
Необходимо продумать варианты, как можно неконфликтно выйти из них.
(представители каждого стола тянут по 2 задания)
1. Ваш ребенок в магазине закатил истерику - не купили понравившуюся дорогую игрушку.
2. Пришли в гости с ребенком, очень плохо себя ведет.
3. К вам пришли гости с детьми. Ваш ребенок не дает детям свои игрушки.
4. Вы едете в поезде. С вами в купе мама с ребенком. Ребенок вытворяет все,
что заблагорассудится, а мама не обращает на это внимания.
Обсудите в группах, как лучше поступить в сложившихся ситуациях.
(Родители предлагают свои варианты.)
Спасибо за ваши советы, думаю, что они окажутся полезными.
Как известно, с рождения дети отличаются друг от друга своим поведением.
И все потому, что у каждого ребенка свой темперамент - врожденные свойства нервной системы, которые уже к 5 годам проявляются достаточно четко. А вы знаете, кто ваш ребенок по типу темперамента? Проверьте себя.
Тест «Типы темперамента».
Наша встреча подходит к концу, и я хочу попросить каждого из вас написать пожелание присутствующим и положить в коробочку.
(перемешать, затем каждый вытаскивает пожелание для себя)
Благодарю всех присутствующих за смелость, откровенность, активность. В конце нашей встречи хочется добавить к сказанному, что именно в семье ребенок отдыхает душой и телом. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.
Ольга Артемьева
Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Под защитой закона»
Цель : внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на партнёрстве ДОУ с родителями и повышение уровня правовой культуры родителей .
Предварительная работа : Анкетирование родителей «Что вы знаете о правах ребёнка?» .
Деловая игра «Под защитой закона » .
Папка-передвижка : «Права и обязанности ребёнка» , «Правовое воспитание дошкольника» .
Папка-передвижка для детей : «Дети нуждаются в защите » , «Дети имеют право» .
Фото-коллаж : «Если ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно» , «Каждый ребёнок имеет право» .
Выставка детского творчества : «Тарелка для брата» , «Коврик для бабушки» , «Моя семья» , «Игрушка для друга» .
Наглядно-информационный стенд «Пять основных принципов влияния родителей на ребёнка » .
План проведения.
1. Вступительная беседа о Декларации прав ребёнка, о Конвенции о правах ребёнка.
2. Игра «Сундучок» .
3. Блиц-турнир по содержанию Конвенции о правах ребёнка.
5. Заключительное слово педагога и родителей . Стихотворение «Как хорошо, что есть права» .
Ход мероприятия.
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы собрались , чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему – это права и обязанности ребёнка. В современном мире каждый цивилизованный и образованный человек, а особенно, педагоги, воспитатели, родители обязаны знать свои собственные права и обязанности и права, и обязанности своих детей. Уметь отстаивать, защищать их и уважать права других людей.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919году Комитета детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности международный союз спасения детей.
В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребёнка, где впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДОЛЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ.
Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948года приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой также провозглашались социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребёнка.
К концу 70 годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей. К тому же со временем принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребёнка и методов их защиты . Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предыдущий опыт.
Таким документом стала Конвенция о правах ребёнка принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.
Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.
Конвенция, состоит из преамбулы и 54 статей, охватывающих как гражданство – политические, так и культурные права детей от их рождения до достижения совершеннолетия.
А сейчас, я хочу у Вас спросить : «Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?» (ответы родителей ) .
Как Вы считаете, нужно ли знание прав и обязанностей нашим детям в дошкольном возрасте? Почему? (ответы родителей ) .
А кто из Вас, знаком с содержанием Конвенции о правах ребёнка? (ответы родителей ) .
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав и обязанностей ребёнка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребёнок.
2. Игра «Сундучок» .
А поможет нам в этом игра «Сундучок» (родители по очереди вытаскивают из сундучка различные предметы и объясняют, к какому праву оно относится – градусник, свидетельство о рождении, книга, сердечко, домик, конверт, букварь, игрушка мама с детёнышем и т. д.)
3. Блиц – турнир.
Вот сейчас мы с вами поиграли, как наши дети, а теперь прошу Вас обратить внимание, на столах лежат карточки, на которых написаны вопросы и даны предполагаемые ответы. Вам из 4 вариантов нужно выбрать на Ваш взгляд 1 правильный ответ и объяснить свой выбор.
Карточка 1
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?
Задание. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции?
1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3) право на жизнь, право на свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка 2
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
Задание 1. Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
1) Органы управления Российской Федерации;
3) образовательное учреждение;
4) родители и другие лица , воспитывающие ребёнка.
Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
1) Родители или другие лица , несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту ;
2) ребёнок и родители или другие лица , замещающие родителей ;
3) родители или другие лица , замещающие родителей , и образовательное учреждение;
4) родители и органы местного управления образованием.
Задание 3. Имеет ли ребёнок право на доходы, полученные им?
1) Да, если они получены с согласия родителей ;
2) да, если они получены не в результате правонарушения;
3) нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители ;
4) нет, ребёнок не должен работать.
Карточка 3
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ «Об образовании» ?
Задание1. Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в образовательном учреждении?
1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;
2) органы местного самоуправления;
3) местные органы управления образованием;
4) образовательное учреждение.
Задание 2. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
1) Учредитель;
2) органы управления образовательным учреждением;
3) должностные лица образовательного учреждения;
4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Задание 3. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свобода воспитанников и дело дойдёт до судебного разбирательства?
1) Заведующая как представитель образовательного учреждения;
2) заведующая как должностное лицо этого учреждения;
3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
4) учредитель образовательного учреждения.
Задание 4. Даёт ли право закон РФ «Об образовании» участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям ) обучающихся?
1) Да, только через родительские комитеты ;
2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия ;
3) да, только через Совет образовательного учреждения;
Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Карточка 4
Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребёнком. Какие действия Вам следует совершить?
1) Побеседовать с родителями ребёнка и указать на неправомерность их действий;
2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребёнок;
3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушают права ребёнка.
Карточка 5
Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему сыну. Имеет ли право представлять интересы ребёнка только кто-нибудь из родителей ?
1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей ;
2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребёнком;
3) нет, органы опеки обязаны назначить ребёнку представителя для защиты его прав ;
4) нет, ребёнок имеет право на собственное мнение.
Карточка 6
Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми :
Какие признаки поведения ребёнка или его родителей Вас тогда насторожили?
Как Вы себя вели, что чувствовали?
Что Вы предприняли?
Как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?
(Ответы прилагаются) .
4. Решение педагогических ситуаций.
А теперь давайте переключимся на реальную действительность, на нашу повседневную жизнь. Я предлагаю вашему вниманию обсудить ситуации из жизни. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребёнка (ситуации читают родители ) .
1) Отец жестоко заставляет убирать игрушки на место. (Какое право ребёнка нарушил родитель здесь )
2) Ребёнок отказывается убирать игрушки, бабушка : «Иди, внучек спать, я сама всё уберу» . (Что можете сказать по этому поводу) .
3) Мать говорит ребёнку : «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!» (Какие права ребёнка нарушает мать? Какими обязанностями пренебрегает ребёнок)
4) «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин : «Он вкусный, полезный, в нём много витаминов, съешь апельсинчик!» . – «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу» . (У Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них) .
5) «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки мыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!». (Оцените стиль общения с четырёхлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребёнок в детский сад).
6) На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет. (Как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад)
7) Родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребёнку» . Мама настаивала на тёплой воде для умывания, т. к. по её мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребёнка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты. (Кто из родителей прав ? Почему отец не проявил свои знания раньше)
8) Ваша дочка утром хочет надеть своё любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть тёплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у неё будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт. (Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию)
Сейчас мы с вами разобрали ситуации, которые происходят в наших семьях. Поэтому я ещё раз, хочу подчеркнуть, что семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности . Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Не зря народная мудрость гласит «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» .
Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей , чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Давайте мы с вами вместе подведём итог нашей встрече прочитав стихотворение «Как хорошо, что есть права» .
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает .
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Только ты на свет родился ,
Право первое твоё:
Получи, чтоб им гордиться
Имя первое своё.
Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь всегда, ребята.
Папа, мама, ты и я –
Называемся «семья» .
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
Есть ещё такое право
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь, подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силён,
Но не смей мне делать больно,
Есть у нас такой закон .
Если жар, всё тело ломит
И совсем не до игры ,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке .
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным – все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано!
Помните, уважаемые родители :
Если ребёнка лишь критиковать,
Он научится всё отрицать!
Если он видит вокруг лишь врагов,
Будет драться вечно готов.
Если всё время над ним издеваться,
Будет собственной тени стесняться.
Если взрослых поступки постыдные,
За себя постоянно ему будет стыдно!
Но если взрослые проявляют терпение,
Будет и он терпелив без сомнения!
Если поддержка его окружает,
В себе он уверенность приобретает.
Щедро хвалите его и тогда
Будет он жизнью доволен всегда!
Будьте к нему справедливы, люди,
И справедливым ребёнок Ваш будет!
Любите его таким, каков он есть,
Ему не нужны заигрывания и лесть ,
И он, как это свойственно детям,
Любовью горячей на это ответит.
Елена Мостова
Родительское собрание в первой младшей группе «Игра - не забава»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
4. Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе.
Подготовительный этап
1. Оформление красочных приглашений.
2. Подготовка презентации «Игровая деятельность в нашей группе»
3. Оформление памятки на каждую семью.
Ход собрания
Вступление
Звучит спокойная музыка, родители проходят в группу и садятся за столы.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что «делу – время, потехе – час», а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Уважаемые родители, как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка, играть вместе с ребёнком. (Ответы родителей)
Обобщение. Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.
Основная часть
Работа с памятками
Уважаемые родители! Прочитайте, пожалуйста, памятку «Какие игрушки приобретать детям» и выскажете своё мнение об этом, дополните. Какие трудности испытываете вы в выборе игрушек?
Что надо учитывать, покупая игрушку? Надо ли делить игрушки по принципу для мальчиков, для девочек? Какую игрушку, по-вашему, можно считать хорошей? (Ответы родителей)
Обобщение.
Игрушка должна быть безопасной, без острых углов и токсичной краски, иметь сертификат и соответствовать возрасту; и должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей.
К примеру, папа дарит своему трёхлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трёхлетки никак не подходит. Ребёнок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причём свою неудачу он запомнит и долго не будет играть ни с чем, что хоть отдалённо напоминает этот конструктор.
Не следует покупать много игрушек, особенно одного вида (кукол, отличающихся по размеру, машинок, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие.
Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10 % на долю игрушки, то это хорошая игрушка.
Сравним сложную механическую игрушку с набором кубиков. В первом случае всё, что приходится делать ребёнку – это нажать на кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется по полу. Первые 10-15 минут это радостно и интересно, но потом надоест.
С набором кубиков иначе. Здесь 90% игры приходится на самого ребёнка. Возможности игры здесь несравнимо шире.
Прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём и крепостью, и ракетой. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки-иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или краской.
Ребёнку надо не просто дать игрушку, а назвать её, объяснить, как с ней нужно обращаться, и показать разные варианты игры.
Например, устройте для куклы комнату, пригласите игрушки на день рождения.
В раннем возрасте определяется характер и интересы ребёнка. Один любит возиться с машинками, другой – что-то мастерить из кубиков и просит купить ему побольше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите.
Третий мальчик играет с куклами, не стыдите его за это. А четвёртому интереснее играть с домашней утварью: кастрюлей, крышкой –пусть играет, следите только, чтобы опасные предметы были ему не доступны.
Игрушек должно быть немного. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте время от времени.
Вопрос к родителям. Как вы учите ребёнка играть, расскажите, пожалуйста. (Родители рассказывают о домашних играх вместе с детьми)
Вопрос к родителям. Что делать, если дети не убирают игрушки?
Ситуация. Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мама потребовала от Тани собрать всё до единой игрушки (а их больше 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своём. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать» Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мать упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребёнка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала в ящик. Папа дал ещё 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала играть охотно.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки, и какие? Как вы поступаете, если ребёнок отказывается убирать игрушки? (Высказывания родителей)
Обобщение. Если ребёнок отказывается убирать игрушки, можно прибегнуть к маленьким хитростям:
1. «Ну –ка, -говорит мама, -кто быстрее наведёт у себя порядок: ты или я? Ты уберёшь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола»
2. «Пора собираться гулять. Все игрушки по местам. Все игрушки – по местам. Кукла Наташа, посмотри, как Машенька будет наводить порядок. Потом расскажешь, аккуратна ли Маша»,- говорит мама.
Вопрос к родителям. Как воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам? (Ответы родителей).
Обобщение. Приучайте детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное бельё, мыть посуду. Не разрешайте ребёнку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.
Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как с этой игрушкой у ребёнка связаны приятные воспоминания. Если у мишки оторвалась лапка, ото взрослому нужно превратиться в доктора Айболита, а ребёнку предложите роль медсестры, если отскочило колесо, то машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.
Вопрос к родителям. Где хранить игрушки? (Высказывания родителей)
Обобщение. Игрушки следует расположить так, чтобы подсказать малышу игру. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребёнка. Часть их можно убрать и оставить на виду только те, которые нужны ему для игры: пирамидку поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машину. Куклу усадить за столик, строительный материал положить в коробку.
Книги, карандаши, пластилин - не игрушки. Выделите для них особое место.
Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, а не хранить их в одной коробке.
Просмотр презентации
А сейчас мы с вами посмотрим специально приуроченную к теме нашего родительского собрания презентацию «Игровая деятельность в нашей группе». (По ходу просмотра презентации рассказываю об играх детей в группе)
Заключительная часть.
Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.
А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!