Способность держать головку – один из первых навыков у малыша, поэтому неудивительно, что всех молодых мамочек и папочек волнует вопрос: с какого месяца дети начинают самостоятельно держать голову? Также родители интересуются, как укрепить мышцы шеи, чтобы помочь маленькому человечку скорее освоить это умение.
Умение самостоятельно держать голову - один из первых освоенных малышом навыков. Огромную роль в его выработке играет развитие шейных мышц
В каком возрасте ребенок самостоятельно удерживает голову?
Первые недели после появления на свет новорожденный не контролирует свои движения – они происходят рефлекторно. Мышцы малыша, в том числе и шейные, еще неразвиты, ведь в животе у мамы не было простора для двигательной активности. Нужно время, чтобы кроха научился контролировать свой организм. Обязательно следует поддерживать головку малыша, не допускать резких движений, особенно при укачивании на руках, купании, кормлении. Слабые мышцы легко повредить, что приведет к развитию патологий (например, кривошеи), которые потом сложно исправить.
С двухнедельного возраста ребенок начинает делать первые попытки приподнять голову лежа на животике, но хорошо ее удерживать сможет только через 1,5 месяца. Если это событие наступило значительно раньше, стоит исключить повышение внутричерепного давления или другие отклонения. На вопрос, когда новорожденный уже сам держит головку, отвечаем: в полтора месяца (6 недель).
Когда малыш научится удерживать головку в вертикальном положении? Если малютка развивается нормально, то уже после 3 месяцев (не позже 4) будет удерживать голову в вертикальном положении и сможет лежа на животе приподнимать верхнюю часть тела (головку и плечики).
К полугодовалому юбилею малыш уверенно держит голову в любом положении, наклоняется и поворачивается, чтобы разглядеть заинтересовавший предмет. Стоит учитывать - если кроха перенес какую-либо болезнь, осваивание навыков может наступить позже.
Как понять, хорошо ли малыш держит голову?
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Если ребенку уже 3 месяца, а родители не могут определить, нормально ли малыш держит голову, можно провести тест в домашних условиях. Для достоверного результата кроха должен быть в хорошем настроении, сыт и бодр. Тест:
- Ребенок лежит на спине. Аккуратно и плавно потянуть кроху за ручки до положения сидя.
- Малыш должен около 30 секунд прямо удерживать головку, она может покачиваться – это нормально.
- Опять уложить ребенка на спину.
- Снова слегка потянуть за руки, только чтобы он повис на руках.
- Нормальным считается, если кроха на несколько секунд зафиксировал головку, затем откинулся.
До 3 месяцев (а лучше и дольше) нужно следить, чтобы голова крохи не болталась и не свисала. Если малютка на руках, обязательно поддерживать его под шейку, чтобы не допустить смещения или деформации шейных позвонков.
Почему ребенок плохо держит голову?
Если малютке уже больше 5 месяцев, а голову он держит плохо, нужно обязательно проконсультироваться у врача. Почему так происходит? Причин может быть несколько:
- Нарушение питания младенца. Кроха недополучает нужные питательные вещества и страдает его развитие. Недостаток питания отражается в том, сколько кроха прибавляет в весе за месяц.
- Рождение раньше срока. Недоношенные детки часто отстают в развитии от сверстников. Обычно выравниваются показатели ближе к году.
- Нарушение развития мышц и позвонков шеи - например, низкий мышечный тонус, кривошея, ослабление мышц шеи (рекомендуем прочитать: ).
- Родовая травма влияет, как и недоношенность. Отставать в развитии малыш будет тем сильнее, чем серьезней травма.
- Неврологические нарушения. Часто при сбоях в работе нервной системы назначают курс общеукрепляющего массажа, после которого малыш быстро осваивает навыки и «догоняет» сверстников.
- Слаборазвитые мышцы шеи из-за редкого выкладывания крохи на животик. Педиатры рекомендуют, как только отпадет пупочный остаток и заживет ранка, выкладывать младенцев на животик - это способствует развитию мышц шеи, хорошо влияет на работу кишечника.
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/c3b8d8ea5379be78_Tummy.xxxlarge_2x1.jpg)
Доктор Комаровский отмечает: как быстро ребенок научится держать голову, зависит от действий родителей. Например, если малыша укладывают спать на животе, он быстрее освоит подъем головы.
Как помочь ребенку научиться держать голову?
- С трехнедельного возраста ежедневно выкладывать малютку на живот, желательно после каждого кормления (спустя 20–30 минут). Под действием рефлексов ребенок будет стремиться положить голову на бок, а для этого необходимо ее приподнять – отличное упражнение для шейных мышц.
- Чередовать сон на левом и правом боках, чтобы не развилась кривошея.
- Следить за качеством и количеством пищи, которую получает малыш. Для кормящей мамы важно правильно питаться, чтобы обеспечить ребенка необходимыми элементами. Для искусственников – подобрать смесь по возрасту и потребностям. Лучший показатель нормального питания – достаточная прибавка в весе.
- Полезен регулярный массаж. Мама может самостоятельно выполнять несложные приемы: легкими поглаживающими движениями растирать шею малыша. Подробнее техники массажа грудничка в домашних условиях показаны в соответствующих видео.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/39466648-rasslablyuschiy-massazh-pri-gipertonuse-u-rebenka.jpg)
- Плаванье укрепляет все группы мышц и весь организм. Можно приобрести ребенку специальный надувной круг, с помощью которого голова крохи остается над водой во время купания.
- После 2 месяцев, когда кроха уже может несколько секунд удерживать голову вертикально, стоит чаще носить малютку на руках «столбиком», слегка придерживая за затылок.
- Полезно носить малыша «самолетиком», при этом кроха животом вниз лежит на одной руке, а второй поддерживают шею (рекомендуем прочитать: ).
- Когда младенец научился поворачивать голову из стороны в сторону, следует играть с ним игрушками, для этого ставить приглянувшийся предмет то с одной стороны от крохи, то с другой.
- Упражнения на специальном мяче-фитболе также очень полезны для укрепления всех мышц (рекомендуем прочитать: ). Желательно, чтобы технике проведения занятий с малышом мама научилась у специалиста. Обычно профессиональные массажисты включают в лечебный курс гимнастику на фитболе.
После занятий дети начинают быстрее осваивать новые навыки. Основное условие – заниматься нужно систематически.
Как научить младенца удерживать голову без подстраховки?
Маме и папе хочется как можно скорее укрепить ребенку мышцы шеи, тогда можно будет спокойно носить кроху в вертикальном положении. В видеосюжете показано, как научить ребенка поднимать голову в положении «лежа на животе». Будет полезно посмотреть родителям, которые считают, что их ребенок держит голову неуверенно.
Первый год жизни младенца - время, когда он приобретает жизненно важные навыки: начинает сидеть, ползать, пробует вставать на ножки. Однако самое первое, что учится делать малыш, - держать голову. После этого начинается развитие мышц спины, вследствие чего ребенок получает возможность переворачиваться, становиться на четвереньки и т.д., что помогает ему видеть окружающий мир шире. Однако некоторые груднички могут отставать в развитии, что способно привести к проблемам в будущем,. поэтому родителям необходимо понять, почему ребенок не держит голову и как это исправить.
Развитие в зависимости от возраста
Чтобы понять, есть ли проблема, необходимо узнать, когда ребенок начинает держать голову. В первые недели жизни большую часть времени малыш только спит и ест. Его анализаторы еще недостаточно адаптированы к внешнему миру, поэтому он еще не особо интересуется окружающими предметами. Естественно, все груднички развиваются по-разному, но общие показатели таковы:
Две недели |
Детки уже могут поворачивать голову в сторону, они следят за лицами мамы и папы. К концу этого периода можно пробовать укладывать ребенка на живот. С этого момента начинается укрепление шейных и спинных мышц. Если младенца держат столбиком, то совсем недолго, а спинку и головку в обязательном порядке поддерживают. |
Три недели |
Младенец уже пытается приподнять голову в положении лежа на животе. Если кроху держат вертикально, то спинку и головку по-прежнему фиксируют. |
Полтора-два месяца |
Лежа на животике, малыш приподнимает головку и недолго удерживает. Он уже может фиксировать голову на одной линии c туловищем в вертикальном положении, хотя и несколько секунд, но в это время всё еще нужно поддерживать грудничка. |
Три месяца (11-13 недель жизни) |
Движения становятся более уверенными. Лежа на животе ребенок способен удерживать голову самостоятельно. В положении столбиком кроха уверенно держит голову, исключение составляют ослабленные и недоношенные детки. Но слишком долго его тоже не стоит так держать, потому что мышцы шеи и спины могут уставать. Через некоторое время лучше начать придерживать кроху. Если же малыш недоношен, то норма несколько сдвигается. Обычно к его возрасту нужно добавить столько недель, сколько он должен был еще провести в утробе матери согласно норме. |
Четыре месяца |
Многие малыши уже поднимают голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки. Причем в таком положении они могут находиться длительное время. Вертикально на руках взрослого малышей можно носить уже достаточно долго, но кроха может уставать, поэтому при усталости ему поддерживают спинку либо разворачивают спиной к себе. |
Пять месяцев |
Ребенку уже не нужна поддержка взрослого в положении столбиком. Он уверенно держит голову и вертит ею в разные стороны, наблюдая за окружающим миром. |
В полгода малыш пробует сидеть, при этом мышцы шеи уже достаточно хорошо развиты.
Если ребенок плохо держит голову согласно возрастным показателям, представленным в таблице, а также родители заметили другие отклонения в психомоторном развитии грудничка, стоит в обязательном порядке проконсультироваться с выбранным педиатром (при возникшей необходимости не надо дожидаться планового ежемесячного осмотра).
Как определить, всё ли в норме
Если ребенок в месяц не интересуется окружающим миром и не пытается приподнимать головку, то следует насторожиться. У него могут быть органические или психические отклонения (при условии, что малыш доношенный и роды были без осложнений). Скажите об этом наблюдающему грудничка специалисту.
Но надо учитывать, что даже здоровые детки часто развиваются по-разному и бывает, что одни малыши достаточно хорошо удерживают головку в 1,5-2,5 месяца, а у других мышцы слабы и голова совсем не фиксируется, а «ходит» из стороны в сторону.
Когда грудничку исполнится 2,5-3 месяца, для родителей будет показателен своеобразный тест, для которого необходимо сделать следующее:
- Когда грудничок будет лежать на спине, нужно осторожно и плавно потянуть его за две ручки, чтобы он присел. Голова при этом будет держаться, но немного покачиваться. Через 30 секунд младенца нужно вернуть в исходное положение.
- Через две минуты действие повторяется, только до положения сидя ребенок не дотягивается. Он несколько секунд подержит голову, после чего запрокинет ее назад.
Если малыш это выполняет, значит, все в порядке. До трех месяцев голову нужно обязательно поддерживать, так как мышцы и шейные позвонки еще не могут обеспечить длительной надежной фиксации.
Обратите внимание: Во время теста малыш должен быть здоровым, находиться в хорошем настроении; лучше выбрать для этого середину времени бодрствования крохи. Сразу после кормления выполнять упражнения тоже не стоит. В обратном случае показатели могут быть неинформативны.
Причины отклонений
Если ребенок плохо держит голову, необходимо выяснить причины этой проблемы. Обычно они таковы:
- Нарушение питания. Если в организм крохи не поступает достаточного количества полезных веществ, то его органы и мышечная система не будут развиваться так, как положено. От этого также страдает нервная система, малыш не добирает в весе, плохо растет.
- Преждевременные роды. Недоношенность малыша повышает риск проблем с развитием. Для таких малышей характерно отставание в психомоторном развитии. Однако при правильном кормлении, выполнении рекомендаций педиатров такой грудничок к концу первого года уже ничем не отличается от малышей, родившихся в срок.
- Осложненные роды, в ходе которых ребенок получил травму. Здесь без консультации узких специалистов не обойтись.
- Пониженный или повышенный тонус мышц. Показаны наблюдение у хирурга и невролога, прохождение физиопроцедур, массажей, медикаментозное лечение (при необходимости, в зависимости от причины, вызвавшей такое состояние).
- Патологии неврологического характера. В первые дни жизни заметить их может только опытный специалист. Для того чтобы не упустить драгоценное время, не стоит игнорировать ежемесячные профилактические осмотры у педиатра и положенные медкомиссии с посещением узких специалистов.
- Кривошея. Такая проблема характерна для тех малышей, которые редко лежали на животе. Выкладывать ребенка на животик нужно как можно чаще после того, как заживет пупочная ранка.
То, как хорошо будет развиваться малыш, зависит от родителей. С первых дней они должны заниматься ребенком: делать массажи и гимнастику (как выполнять их правильно дома, покажет медработник), говорить с ним, заинтересовывать его.
Когда следует обращаться к врачу
Родителям следует знать нормы физиологического и психоэмоционального развития малыша и при необходимости обращаться к специалистам, также не стесняться и задавать все интересующие вопросы на профилактических осмотрах.
Не дожидаться ежемесячных осмотров и обратиться к специалисту стоит, если:
- мышечный тонус шеи и всего тела слишком слабый;
- голова грудничка держится под неправильным углом;
- лежа на животе, малыш даже не пытается поворачивать голову;
- ребенок слабо интересуется (либо вообще не интересуется) окружающим миром, при явных признаках отсутствия болезни он слаб и апатичен.
Обращаться следует к педиатру, при необходимости он направит к узким специалистам (неврологу, хирургу, травматологу и др.)
Итак, в каком возрасте малыш должен уметь держать голову, уже понятно. Рассмотрим, что же нужно делать, чтобы он развивался согласно норме. Следует выполнять такие рекомендации:
- Через три недели после появления на свет необходимо выкладывать ребенка на живот. Делать это следует минимум два-три раза в день. Лучше выкладывать малыша через полчаса после кормления. Такая тренировка не только поможет укрепить шейные мышцы, но и станет хорошей профилактикой колик. Малыш будет стараться поднять голову, поворачивать ее.
- Для предупреждения развития кривошеи лучше укладывать грудничка спать на левый и правый бок по очереди. Причем менять положение необходимо не только днем, но и ночью. В первые недели жизни отдается предпочтение жесткому матрасу. Если подушка и есть, то она должна быть плоская.
- Чтобы мышцы и шейные позвонки развивались правильно, в организм младенца должны поступать все необходимые полезные вещества. Если он находится на грудном вскармливании, то маме нужно откорректировать собственное меню. При искусственном питании подбираются те смеси, которые имеют высокое качество и подходят по возрасту.
- С первых дней жизни новорожденному ребенку нужно делать гимнастику и массаж. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить настроение малыша. Гимнастика в первые недели является пассивной. Что касается приемов массажа, то тут используются легкое растирание и поглаживание. Не менее полезным считается незначительное постукивание подушечками пальцев. Обычно все манипуляции показывает на патронаже медсестра.
- С двух месяцев надо носить грудничка вертикально, поддерживая голову. Также полезна поза «самолетик» животиком вниз. При этом грудь и шейка крохи поддерживаются.
- Заниматься плаваньем. Для этого необязательно посещать бассейн, существуют специализированные группы для грудничков. Можно плавать даже в домашней ванне. Водные процедуры успокаивают кроху, улучшают его настроение, укрепляют мышцы без лишней нагрузки на них, нормализуют тонус.
- Показывать малышу интересные яркие игрушки, водить ими перед глазами, чтобы грудничок поворачивал голову влево-вправо, доброжелательно разговаривать с крохой, включать ему спокойную мелодичную музыку.
Умение держать голову - это важный навык малыша, который дает толчок к развитию мышц спины, стимулирует развитие опорно-двигательной системы.
С этого момента начинается активное освоение окружающего мира. Малыш скоро будет ползать, садиться, вставать на ножки, но чтобы этот навык выработался вовремя, родители должны уделять своему крохе максимум времени и заботы, вовремя замечать проблемы, не тянуть время и обращаться к специалистам.
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного. |
К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.
Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.
На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.
В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.
При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.
Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.
В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.
Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.
К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".
На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.
Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.
Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?
Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».
![](https://i2.wp.com/mamalara.ru/wp-content/uploads/2013/03/razvitie-rebenka-1-mesjac-11.jpg)
Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».
![](https://i1.wp.com/mamalara.ru/wp-content/uploads/2013/03/razvitie-rebenka-1-mesjac-3.jpg)
Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц
Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.
В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.
Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).
Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.
Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.
Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.
Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.
Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.
Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.
Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.
Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром
При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.
К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.
Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.
Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.
К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.
Когда молодые родители впервые остаются с новорожденным одни, сразу же возникает множество вопросов.
Один из них – когда новорожденный начинает держать голову?
Это не случайно, так как матери приходится постоянно брать малыша на руки, чтобы покормить, успокоить, искупать.
Слабенькие мышцы шеи не способны удержать головку, и маме нужно быть очень осторожной.
Почему мамы переживают о том, когда новорожденный начнет держать голову
Волнение молодых родителей понятно. Да, сразу после рождения головка малыша напоминает бутончик на слабом стебельке: без поддержки клонится во все стороны. Но это совершенно нормально, и волноваться ни к чему.
Во-первых, нервозность матери мгновенно передается крохе, и он превращается из ангела в капризулю.
Во-вторых , у каждого человеческого младенца есть определенный график взросления: физического, нервного, психомоторного, эмоционального. Поэтому придется подождать, прежде чем с гордостью явить миру уверенно держащего голову румяного карапуза.
А вот брать младенца на руки в первые дни и недели жизни нужно действительно очень осторожно. Нежную головушку нужно придерживать ладонью, чтобы защитить от травмирования. Прежде чем беззащитный малыш научится самостоятельно удерживать головку, ответственность за его здоровье несут взрослые.
Дело в том, что при резком отклонении головы в ту или другую сторону могут быть серьезно повреждены шейные позвонки. Ребенок не может контролировать мышцы, а потому не имеет возможности удержать головку за счет их силы. Поэтому «болтание» головки недопустимо. Укачивая малыша или проводя гигиенические процедуры, кормя или укладывая в кроватку, мама должна нежно поддерживать головку. Резкие отклонения, рывки недопустимы.
Но не все так страшно: инстинкты у младенцев очень сильны, а «запасу прочности» может позавидовать любой взрослый в расцвете лет. И это еще одна причине не волноваться особенно о том, когда новорожденный начнет держать головку. Всему свое время. Адаптационные механизмы уже запущены, иначе младенец бы просто не смог преодолеть трудную дорогу из маминого животика на свет божий.
Обратите внимание: если новорожденного через несколько дней после родов выложить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону. Это работает замечательный инстинкт самосохранения, благодаря которому умный организм крохи сам знает, что делать, чтобы не возникло механическое удушье. Так что не переживать нужно, а с радостью следить за чудесным ежедневным изменением малыша.
Между прочим, если малыш слишком рано «порадует» мать самостоятельным удерживанием головки в вертикальном положении, это на самом деле повод срочно обратиться к детскому неврологу. Так может проявляться повышенное внутричерепное давления, причиняющее младенцу сильный дискомфорт и требующее неврологического лечения.
Что происходит в первые два месяца жизни новорожденного
В первые дни жизни движения новорожденного построены на рефлексах. Все мамы знают: если прикоснуться в щечке малыша, он тут же повернет голову в эту сторону, а если вложить в крохотную ладошку палец, сразу же схватит его всеми пальчиками. Попытка приподнять новорожденного впервые дни жизни из положения лежа, держа за ручки, закончится запрокидыванием головы. В первые дни ребенок не умеет ни удерживать голову, ни переворачиваться. Он почти все время спит (до 20 часов в сутки), просыпаясь изредка для того, чтобы поесть. Когда новорожденный начинает держать голову?
На то, чтобы делать осознанные движения или научиться контролировать мышцы, уйдет какое-то время. Психофизическое развитие у каждого ребенка индивидуально, но в целом уже к трем неделям жизни младенец, которого выложили на животик, будет делать все более уверенные попытки приподняться поднять головушку. Буквально на несколько секунд это ему будет удаваться.
В месяц новорожденный хорошо прибавляет в весе и уже умеет какое-то время удерживать голову в вертикальном положении. Удерживание продолжается буквально 5-10 секунд, но и это уже серьезный прогресс.
К полутора месяцам младенец сможет упорно держать голову, лежа на животике и глядя вверх под углом в 45 градусов. Продержаться в таком сложном положении малыш сможет примерно минуту. Пока рано ждать, когда новорожденный начнет держать головку более свободно и в течение более длительного времени.
Со второго месяца жизни мышцы новорожденного крепнут настолько, что уже способны удержать голову без запрокидывания в течение минуты. Если двухмесячного кроху положить на живот, он без труда будет поворачивать голову на голос взрослого, приподниматься на ручках, удерживая и голову, и грудь. В этот период новорожденный уже различает близких по голосам, с удовольствием реагирует на яркие предметы, пытаясь схватить и удержать их.
С девяти недель вопрос о том, когда новорожденный начнет держать голову, уже не так тревожит родителей. Большинство малышей, перешагнувших двухмесячный рубеж, уже умеют удерживать голову на одном уровне с туловищем без запрокидывания. Правда, мышцы шеи и спины еще очень слабые и быстро устают. Подстраховка взрослого после минуты «свободного плавания» обязательна.
Когда новорожденный начнет держать голову уверенно?
В три месяца жизни младенец уже неплохо управляется со своими ручками, ножками, телом и головой. Подготовленные малыши, с которыми мамы занимаются физкультурой, уже научились переворачиваться на бок из положения лежа. Они с интересом наблюдают за происходящим вокруг них, тянут в рот пальцы и все предметы, которые удалось схватить. Ребенку нужно общение, и он с удовольствием «разговаривает» с родителями, гулит.
В трехмесячном возрасте новорожденный на руках у взрослого способен держать голову вертикально уже довольно долго, в течение пяти минут. Можно совершить с ним настоящее путешествие, которое вызовет бурю восторга. Важно не забывать про подстраховку.
Если выложить кроху на животик, он будет пытаться приподняться на руках. А если потянуть его за ручки из положения лежа на спинке, то голова не запрокинется, а останется на одной оси с телом. Долго удержаться в таком положении для грудничка тяжеловато, но для ежедневных тренировок такие подъемы будут в самый раз.
Когда новорожденный начинает держать головку уверенно? С четырех месяцев продолжительность удерживания головы становится все дольше. Малыш легко поднимает головку, даже лежа на спине. К пятому месяцу опасения мамы полностью рассеиваются, и она поддерживает младенца скорее по привычке, чем всерьез опасаясь травмы.
В шесть месяцев можно совершенно не опасаться за состояние шейных позвонков и растянутые мышцы. Физически ребенок к этому возрасту становится сильным и уже похож на хрестоматийного карапуза. Полугодовалый ребенок не только уверенно держит голову, но и с интересом вертит ею по сторонам. Малыш поворачивает и наклоняет голову в разные стороны, оглядывается, услышав заинтересовавший его звук или отыскивая взглядом игрушку.
Когда стоит беспокоиться, что новорожденный не держит голову?
Новорожденного малыша еще в родильном доме осматривает педиатр. Опытный врач сразу заметит все особенности развития крохи. Если же маму что-то настораживает, то уже после выписки из роддома она может обратиться к участковому врачу-педиатру. В том числе и по поводу того, когда новорожденный начинает держать голову.
Если к четырем-пяти месяцам ребенок не в состоянии удержать головку, то его нужно срочно показать неврологу. Причины могут быть следующие:
Малыш родился недоношенным и просто отстает в развитии. Организм со временем восстановится, ничего страшного не происходит;
Младенцу не хватает питательных веществ, и поэтому он серьезно отстает в развитии. Нужно пересмотреть диету новорожденного с учетом возможного постоянного недоедания;
При рождении малыш получил родовую травму;
У новорожденного диагностируется мышечный парез шеи, слабый тонус мышц или кривошея;
Ребенок страдает от неврологической патологии;
Мама не занимается с малышом грудничковой гимнастикой, не выкладывает на животик.
После осмотра невролог назначит терапию. Обычно это сочетание лечебного массажа, медикаментозного лечения и особой гимнастики. Массаж для ребенка может стать настоящим спасением от многих неврологических проблем. Но доверять можно только опытным массажистам, которые работают именно с грудничками. Возможно, понадобится 2-3 курса, чтобы полностью избавиться от патологии.
Не стоит бояться лекарств. Врач назначает их не для того, чтобы «залечить» ребенка, а чтобы помочь его организму адаптироваться, чтобы облегчить симптомы дискомфорта и восстановить мышечную активность.
Что касается лечебной гимнастики, то ее мама может делать сама. Врач даст схему занятий, а дальше – все в любящих материнских руках.
Как научить новорожденного держать голову?
Чтобы помочь новорожденному с первых дней жизни развиваться правильно, родители должны освоить несколько нехитрых правил ежедневного ухода за крохой. Подготовленной маме не придется ломать голову над тем, когда новорожденный начинает держать головку, ведь все процессы физического развития будут соответствовать возрасту.
Нужно обязательно между кормлениями выкладывать новорожденного на живот уже с третьей недели жизни. Мало того, что это очень полезно для нормальной работы кишечника, так еще и заставляет малыша напрягать спинку и шею в попытке рефлекторно приподняться. Тренированный ребенок будет отлично держать голову уже к двум-трем месяцам.
Малышу нужен ежедневный массаж, пренебрегать им ни в коем случае нельзя. Ласковые поглаживания успокаивают, растирание мышц делает их более эластичными и сильными. Массаж развивает силу, укрепляет здоровье в общем и нервную систему в частности. Схему массажа можно найти в любой книжке по уходу за новорожденным.
Отлично укрепляет мышечный каркас купание. Новорожденному можно купить специальный круг, который будет удерживать головушку над водой. Плавая, малыш получит не только колоссальное удовольствие, но и укрепит мышцы. Кроме того, плавание гарантирует малышу (а значит, и кормящей маме) длительный ночной отдых.
С двух месяцев очень полезно носить кроху на руках в вертикальном положении. Разумеется, обязательно придерживая головку руками. Это тоже отличная и безопасная тренировка мышц шеи.
Еще одна очень полезная поза – горизонтальное положение тела на руке у мамы животиком вниз. Другой рукой нужно придерживать шею и голову, чтобы избежать рывков и удерживать прямое положение.
Помните главное: ребенок обязательно начнет держать голову, и переживать по этому поводу не стоит. Все малыши развиваются по-разному. Но если к полугоду мышцы шеи остаются слабыми, нужно обязательно обратиться к врачу.