Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.
Периоды адаптации новорожденных детей
В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.
1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;
2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.
В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.
Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.
Оценка состояния новорожденного ребенка
Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.
По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:
- частота и ритм сердцебиений;
- характер дыхания;
- мышечный бонус;
- рефлекторная возбудимость;
- окраска кожных покровов.
Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.
Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:
Показатель |
Оценка в баллах |
||
Частота сердцебиений |
Отсутствует |
Менее 100 в минуту |
Более 100 в минуту |
Отсутствует |
Нерегулярное - гиповентиляция |
Регулярное |
|
Мышечный тонус |
Отсутствует |
Частое сгибание |
Активные движения |
Рефлекторная возбудимость |
Отсутствует |
Выражена слабо |
Громкий крик, активные движения |
Цвет кожи |
Бледный, синюшный |
Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей |
Розовая окраска всего тела и конечностей |
Физиологические особенности новорожденных детей
Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.
Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.
Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.
Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.
Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.
Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.
Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.
Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.
Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.
Какой кал и моча у новорожденных
Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.
В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.
Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.
Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных
Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.
Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.
Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:
- подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
- все тело младенца покрывает обильный пушок;
- кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
- малый родничок не закрыт;
- ушные раковины мягкие, асимметричные;
- размеры головы превышают размеры грудной клетки;
- ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
- пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.
Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:
- недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
- несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
- несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
- слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
- недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.
Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета
Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.
Алгоритм туалета новорожденного следующий:
- умывание лица;
- промывание глаз раствором фурацилина;
- обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
- по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
- при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.
А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.
Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.
Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.
Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному
Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.
Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.
В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.
Статья прочитана 16 989 раз(a).
1.2.2. Периоды детского возраста
Организм ребенка в биологическом отношении не является постоянным. Он непрерывно находится в процессе роста и развития, которые происходят с определенной закономерной последовательностью. От момента рождения и до того, как ребенок станет взрослым человеком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов. По мере такого перехода меняются морфофизиологические особенности, среда, окружающая обстановка, поэтому совершенно недопустимо рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. Не следует также говорить об анатомофизиологических нормах для детей вообще или особенностях течения той или иной болезни у ребенка, не учитывая роль возрастного фактора.
Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход как к здоровым, так и к больным детям с учетом возрастных анатомофизиоло-гических особенностей.
Дифференцированный подход к оценке состояния ребенка определяется возрастными периодами его развития. Естественно, что между ними нельзя провести строгой грани. В практическом отношении целесообразно различать внутриутробный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и вне-утробный, включающий:
а) период новорожденности;
б) грудной;
в) преддошкольный (ясельный);
г) дошкольный;
д) младший школьный;
е) старший школьный.
Период внутриутробного развития. Для плода организм матери является окружающей средой, и состояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важнейшее значение для его нормального физиологического развития.
Внутриутробный период развития подразделяется на две стадии: эмбриональную, включающую первые 11 -12 нед, и фетальную (плацентарную) - до рождения. Первая стадия характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к вне-утробной жизни. Например, при сроке беременности 3-6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, затем начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин, как у взрослого человека, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костномозговое. К 16-17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22-24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28 нед плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т.е. те части мозга, филогенетически более древние, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беременности) происходит отложение в организме плода многих веществ - железа, кальция, витаминов и др., потребность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3-7 нед беременности принято считать критическим периодом, хотя сроки формирования органов и систем неодинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков, поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха и др.) становятся чрезмерно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развития новорожденного. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.
В период внутриутробного развития выявляются некоторые наследственные и приобретенные факторы, как благоприятно влияющие на внутриутробное развитие плода, так и нарушающие его. Аномалии развития формируются главным образом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возникновение некоторых аномалий в области лица и челюстей, наиболее часто - расщелин верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия лобно-носового отростка могут произойти сближение закладок глаза и их слияние (одноглазие). В течение первых 2 мес внутриутробного развития возможно образование кист и свищей околоушной области и шеи, различных аномалий мышечной, сосудистой и нервной систем. К концу 2-го месяца эмбрион уже сформирован. Возникающие после этого периода аномалии менее значительны и являются главным образом следствием недостаточного роста и развития плода. К ним относятся неправильности строения черепа и лицевых костей, недоразвитие хрящей носа и ушей, закрытие глазной щели и др. С 4/ 2 -5 мес внутриутробного развития начинается минерализация молочных резцов, а с 7 мес - клыков и моляров. Химический состав и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.
Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. новорожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется значительными морфологическими, функциональными и биохимическими сдвигами. Появляется легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. Верхние и нижние конечности ребенка находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляция. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
У новорожденного быстро увеличивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), в основном характером питания. Наиболее физиологической пищей для ребенка этого возраста является грудное молоко.
Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.
У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию.
Таким образом, в период новорожденности все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важных жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, хороших гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.
В этот период могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковременными, в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Физиологические отклонения от нормы у новорожденных нередки. Очень часто (даже после нормальных родов) имеются точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, чаще всего на лице и конъюнктивах - в результате повреждения капилляров при венозном застое во время родов (они быстро исчезают и не имеют вредных последствий).
Наряду с точечными кровоизлияниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называемую родовую опухоль - кровоизлияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего располагается в области темени или затылка, но может иметь и другую локализацию: при лицевом предлежании - на лице, при лобном - на лбу.
Желтуха новорожденных наблюдается в основном на 2-3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4-5-е сутки. Желтушное окрашивание кожи раньше всего появляется на лице.
В течение первых 3-4 дней жизни масса тела новорожденного заметно снижается. Это явление физиологическое, получившее название физиологической убыли массы тела.
Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особенно оперирующие ребенка в первые дни его жизни.
Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее выраженные могут остаться незамеченными. Ребенок иногда плохо захватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздечкой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количества молока при нормальной лактации у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассечение короткой уздечки языка. Учитывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1-3 дней после этой небольшой операции.
При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ребенка в вертикальном положении.
При искусственном вскармливании важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного. При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недельному возрасту эта сила увеличивается до 700-800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц. Поэтому при искусственном вскармливании соска на бутылочке должна быть из упругой резины с маленьким отверстием, которое делают раскаленной иглой. Ребенок должен высасывать молочную смесь в течение 12-15 мин, т.е. выполнять необходимую для правильного развития работу.
У новорожденного нередко наблюдается поверхностный кандидоз слизистой оболочки рта - молочница. Значительно реже у ослабленных детей выявляются афты Беднара.
Болезни периода новорожденности имеют некоторые особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развивающихся (врожденных) вирусного гепатита, цитомегалии, листериоза, малярии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков органов и систем, разнообразных родовых травм и нарушений мозгового кровообращения, а также последствий внутриутробной асфиксии; гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, септических заболеваний, вызванных нередко кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
Грудной период начинается с 3-4-й недели жизни и заканчивается (условно) в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Развиваются статические функции: в 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, затем со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. В 5-6 мес прорезываются первые молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные рефлексы (первая сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с б мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психи-ческое.
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима дня, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение 1-го месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка 1-го года жизни в основных питательных веществах и энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия), связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т.е. диспепсиям.
У некоторых детей выявляют так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и большую частоту рахита.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что делает его особенно предрасположенным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для этого возраста.
В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и аномалиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.
На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при которых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ребенка, он начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2-3 годам предложения становятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч, а ночью - 11ч.
В этом периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.
В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). В этот период у детей продолжается совершенствование функций организма. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Этот период отличается от предыдущего в основном количественным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объединяют в один - период молочных зубов. В преддошкольном и дошкольном периодах у детей при отсутствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологические заболевания. Наиболее массовыми являются кариес и его осложнения, в том числе тяжелые воспалительные заболевания, а также формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии и деформации.
Период полового созревания. Это последний период детства (пубертатный период, старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16-17 лет. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек - дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Помимо стоматологических заболеваний, характерных для школьников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии профилактических мероприятий, раннего выявления и систематического лечения - и более глубокие поражения тканей пародонта.
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированной стоматологической помощи детям.
Вот и прошли 9 месяцев в ожидании чуда, то время, когда будущая мама не только предвкушает счастье предстоящей встречи со своим малышом, но и переполнена тревогами и страхами по поводу родов.
Когда же на свет появится младенец, покажется, что все уже позади, но на самом деле сразу же после рождения у вашего ребенка начинается наверняка самый важный в жизни период новорожденности.
Длительность периода новорожденности
Период новорожденности длится до конца (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, - следующие три недели.
Сущность и основные характеристики периода новорожденности
Неонатальный период - это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.
Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:
Неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;
Значительная незрелость центральной нервной системы;
Изменения функционального, биохимического и морфологического характера;
Функциональная подвижность водного обмена;
Организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).
Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.
Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:
Постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;
Развиваются зрительная и слуховая системы;
Развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).
Описание младенца в неонатальный период
Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:
1) можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком. Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного - до 30-35%, тогда как у взрослого человека - около 12%). Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.
2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.
3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.
4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) - место головы, где нет черепной кости.
Лицо и волосы новорожденного
1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.
2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы - узкие, слизистая оболочка в носу - нежная, поэтому требует особого ухода.
3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.
4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.
5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой - тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения - бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.
Видит ли новорожденный малыш?
Бытует такое мнение, что после родов у малыша слух и зрение не полностью развиты, поэтому ребенок ничего не может увидеть и услышать. Только спустя некоторое время малыш начинает распознавать силуэты и слышать голоса и звуки. Так это или нет, нужно разобраться. Выясним, когда ребенок начинает видеть.
Как и что видят новорожденные малыши?
Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.
Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.
Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.
На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.
Физиологические состояния неонатального периода
Особенности периода новорожденности - это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.
1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания). При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.
2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у Можно наблюдать:
Неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая - наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;
Мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.
Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.
3) проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови. Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения. требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.
4) Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.
5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов - через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя "Бепантена" 1 раз в 3 дня - единственное, что разрешено делать в таком случае.
Болезни новорожденных
Заболевания периода новорожденности можно разделить на несколько видов:
1) Врожденные болезни - заболевания, которые развиваются у плода еще в утробе матери в результате воздействия негативных факторов внешней среды. К таким заболеваниям относятся:
Гепатит врожденного типа у новорожденных проявляется в том случае, если им переболела мать во время или до беременности;
Токсоплазмоз, который передается от кошек;
Цитомегаловирусная инфекция;
Листериоз (новорожденный может быть инфицирован данной болезнью во время беременности, родов или в детском отделении);
Врожденная малярия;
Туберкулез;
Сифилис.
2) Врожденные пороки органов и систем:
Пороки сердца, легких и ЖКТ;
Врожденный вывих бедра;
Врожденная косолапость;
Врожденная кривошея.
3) Травмы родовой деятельности:
Повреждения скелета;
Гипоксическая родовая травма.
Такими инфекционными заболеваниями, как корь и краснуха, дети в неонатальный период не заражаются, так как мать во время беременности и после родов вместе с грудным молоком передает им антитела.
Кризис новорожденного ребенка
Кризис периода новорожденности - это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.
По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.
Выделяют несколько основных причин такого кризиса у новорожденных:
Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.
Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).
Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.
Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).
Таблица прибавки веса новорожденных
Возраст, месяц | Масса, г | Рост, см | Окружность головы, см |
После рождения | 3100-3400 | 50-51 | 33-37 |
1 | 3700-4100 | 54-55 | 35-39 |
2 | 4500-4900 | 57-59 | 37-41 |
3 | 5200-5600 | 60-62 | 39-43 |
4 | 5900-6300 | 62-65 | 40-44 |
5 | 6500-6800 | 64-68 | 41-45 |
6 | 7100-7400 | 66-70 | 42-46 |
7 | 7600-8100 | 68-72 | 43-46 |
8 | 8100-8500 | 69-74 | 43-47 |
9 | 8600-9000 | 70-75 | 44-47 |
10 | 9100-9500 | 71-76 | 44-48 |
11 | 9500-10000 | 72-78 | 44-48 |
12 | 10000-10800 | 74-80 | 45-49 |
Таблица новорожденных (вес и рост) включает приблизительные среднемесячные показатели прибавки роста и веса у младенцев.
Ранний неонатальный период. - Поздний неонатальный период. - Доношенный новорожденный. - Оценка состояния новорожденного
Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка - это его первый вдох. Частота дыхания у новорожденного 40-60 в минуту, дыхание поверхностное; частота и глубина очень быстро могут меняться. Во время периода новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробному существованию. Продолжается этот период 4 нед. В периоде новорожденности выделяют два подпериода: ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни) и поздний неонатальный (с 8-го по 28-й дни жизни). В это время начинает функционировать и малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие - пути внутриутробной гемодинамики), наступает обратное развитие сосудов пуповины. Ребенок переходит на энтеральное питание. Начинает образовываться и выделяться моча. Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптация к внеутробному существованию легко нарушается, что может отражаться на общем состоянии ребенка и даже привести к его гибели. Поэтому необходимыми являются квалифицированное наблюдение за ребенком в этом периоде и создание особыхусловий для лучшей его приспособляемости к условиям внешней среды.
Доношенным новорожденным считается ребенок, родившийся в срок (на 38-40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000- 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см. У зрелого новорожденного хорошо развит подкожный жировой слой, кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом на плечах и спине. Волосы на голове могут быть длиной до 2 см. Ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев. Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Крик ребенка громкий, мышечный тонус и движения достаточной силы, хорошо выражен сосательный рефлекс.
Для оценки состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар (табл. 2.1). Оценка производится в течение 1-й минуты после рождения ребенка и складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков: сердцебиения, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости, окраски кожи. При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар составляет 8-10 баллов, при показателе 6-7 баллов состояние оценивается как удовлетворительное, ниже 6 - тяжелое.
Таблица 2.1. Шкала Апгар
|
Через 5 мин после рождения повторно проводят оценку состояния новорожденного.
Еще по теме Период новорожденности:
- Регулярные зубцы Р с формой, как из синусового узла, и нормальной частотой синусового узла. Преимущественно АВ-диссоциация: возможно также 1:1 проведение с отрицательными зубцами Р в отведениях II, III и aVF после комплексов QRS, отдельные комплексы захвата (см. выше). Клиническая картина и терапия. Постоянный характер тахикардии может привести к развитию декомпенсации кровообращения, опасность которой особенно высока в период новорожденности и в послеоперационном периоде. У новорожденных отмече
Человек родился. Сколько радости и надежд имеет это событие. Первые 5-7 дней, пока вы и ваш малыш окрепнете, наблюдение и уход за ним будет в надежных руках медицинских работников роддома. Наконец, наступил счастливый день - ваше долгожданное младенец уже дома. Дальнейшая его судьба и здоровье в ваших руках. С появлением первенца в доме возникают заботы, волнения, а также различные вопросы: "Как вести себя с малышом и ухаживать за ним?", "Как и когда его кормить?", "Когда и как начинать его воспитывать?" и другие. Не волнуйтесь, будьте спокойнее! Все будет хорошо. Со временем, вы приобретете опыт и уверенности.
Вам необходимо знать все о периоде пребывания в родильном отделении, а также о первом месяце жизни ребенка (период новорожденности).
Период новорожденности. Переходные состояния новорожденных
С момента рождения и перевязки пуповины прекращается биологическая связь ребенка с матерью. Ребенок вступает в период новорожденности, который длится четыре недели, то есть первые 28 дней жизни. Каждая мать, особенно первородящих, должен знать, что новорожденный ребенок имеет ряд переходных состояний в связи с приспособлением (адаптацией) ее организма к новым условиям среды. Переходные состояния проявляются во время пребывания младенца в роддоме (первые 5-10 дней жизни).Исходное уменьшение массы тела ребенка
В первые З-4 дня практически во всех новорожденных наблюдается начальная физиологическая потеря массы тела, в среднем составляет 100-250 г (она связана в основном с потерей жидкости) и происходит в связи с переходом ребенка к новым условиям обмена (прежде всего это касается органов дыхания, пищеварения и кожи). При правильной организации ухода и кормления в роддоме масса тела новорожденного восстанавливается конце первой недели жизни.
Физиологические эритема и шелушение кожи новорожденного
У новорожденного ребенка в первые два дня может наблюдаться покраснение кожи, а в последующие 4-6 дней - шелушение. Это состояние называется физиологической эритемой, ее интенсивность и продолжительность зависят от степени зрелости ребенка (Это ребенок, родившийся при сроке беременности 38-42 недели со средней массой 3000-4000 г и длиной тела 48-52 см.).
Расширение потовых желез может наблюдаться в виде маленьких пузырьков с творожистые или прозрачным содержимым сразу после рождения ребенка на разных участках тела. Пузырьки снимаются ватным тампоном, смоченным спиртовым раствором, и лечение не требуется.
Отделение культи пуповины (отпадение остатка пуповины) происходит, как правило, на 3-4-е сутки. На ее месте образуется пупочная ранка, которая покрывается корочкой, которая отпадает через 10-15 дней.
Физиологическая желтуха новорожденных может проявляться в первые 2-4 дня жизни ребенка. ее объясняют распадом неполноценных эритроцитов (красных кровяных телец), на месте которых образуется красящее вещество билирубин - непрямой билирубин, не связан с белками крови. Содержание его в крови превышает норму вследствие временной (функциональной) неполноценности ферментов печени и кишечника. Током крови он разносится по всему организму, избыток его откладывается в коже, слизистых оболочках и в других органах. К 5-6-го дня количество билирубина в крови уменьшается, а к 7-8-го дня достигает нормы. К этому времени желтуха, как правило, исчезает.
Половая кризис у новорожденных проявляется на первой неделе жизни в виде увеличения (нагрубание) молочных желез независимо от пола, а у девочек могут наблюдаться и кровянистые выделения из влагалища.
Развитие половой кризиса объясняют реакцией организма новорожденного на освобождение от материнских гормонов - эстрогенов. Пусть вас не пугает. Такие явления могут быть у каждого новорожденного на первой неделе жизни, связаны они с перестройкой и приспособлением организма к новым условиям окружающей среды и исчезают в конце первой недели жизни самостоятельно. Если такие явления наблюдаются после выписки новорожденного из роддома, необходимо обратиться к педиатру.
Как, собственно, выглядит ребенок?
В первые часы у родителей обычно просто нет времени, чтобы внимательно рассмотреть ребенка. Ведь все, от рождения до кормления, было слишком волнительным, а радость после появления ребенка была слишком большой. Теперь же, в послеродовой период, во время кормления и общения, пеленания и купания, у родителей появляется достаточно времени, чтобы внимательно изучить новорожденного. Сначала, возможно, вы постараетесь обнаружить сходство - "Вылитый папа, а нос твой!" Затем многие родители начинают внимательно изучать своего ребенка. Возможно, он будет выглядеть не так, как это представляли молодые родители: голова имеет несколько неправильную форму и кажется слишком большой по сравнению с туловищем, да и кожа вовсе не такая, как у малышей более старшего возраста, но он изменится в ближайшие недели, и это изменение начнется уже через несколько дней.
Пропорции тела
Вначале туловище длиннее, чем конечности, руки длиннее, чем ноги, и даже стопы кажутся несоразмерно большими. Кроме того, живот новорожденного сильно выпячивается вперед, он даже может выглядеть, как надутый. Так как у ребенка почти нет жира, он кажется очень хрупким и худым. Но все соотношения частей тела со временем изменятся и станут нормальными.
Голова
Это самая большая часть тела новорожденного, слегка овальной формы, чтобы он мог легче проходить по родовым путям. Редко бывает, чтобы сразу же после рождения голова ребенка имела правильную форму. Намного чаще голова бывает отечной, сдавленной в некоторых местах или вытянутой в длину. Деформация возникает из-за большого сжатия мышцами матки во время схваток или из-за вынужденного применения во время родов вакуумных щипцов. Из-за подобной деформации головы не происходит нарушений деятельности мозга, так как при этом бывают только ушибы или припухлость на коже. Уже на первой неделе жизни ребенка деформация формы головы заметно уменьшается.
Роднички
Кости черепной коробки не срощены - опять же из-за необходимости: во-первых, они должны быть подвижными, чтобы поддаваться сильному сжатию мышц (при схватках) во время родов. Во-вторых, за первый год жизни объем мозга удваивается, и черепная коробка должна успевать соразмерно увеличиваться. Узкие места стыков костей образуют два мягких, "открытых" участка (родничка), защищенных соединительными тканями. С этими участками нужно обращаться очень осторожно и ни в коем случае не следует сильно на них нажимать. Маленький родничок закроется через 5-8 месяцев, а чтобы закрылся большой родничок, потребуется примерно 18-24 месяца.
Волосы
В период беременности плод покрыт с головы до ног мягким пушком. Этот волосяной покров (lanugo) исчезает у большинства младенцев еще в утробе матери, другие же рождаются, полностью покрытые пушком. Спустя несколько дней поле рождения эти волосы выпадут, иногда с головы тоже. Конечно, волосяной покров на голове потом восстановится, хотя цвет и структура волос (прямые или волнистые) в течение первых лет жизни, и даже позже, может часто меняться.
Все новорожденные сначала имеют голубые глаза. Это объясняется тем, что в радужной оболочке отсутствуют пигменты. Природные пигменты станут образовываться спустя несколько недель после рождения и глаза младенца начнут приобретать цвет. Но только в один-два года у ребенка образуется нормальный цвет глаз. У многих новорожденных сразу после рождения глаза отечные. Это происходит вследствие сильного сжатия во время родов. Отечность часто исчезает спустя несколько дней. Возможно, Вы обратите внимание на то, что ребенок косит глаза. Сначала и это нормально, так как умению видеть ребенок будет учиться. Ребенок еще не может пользоваться глазами синхронно, он научится этому не позже чем через один-два месяца. Если ребенок к этом моменту все еще будет косить, то следует проконсультироваться у врача. Наблюдательные родители обязательно заметят, что первоначально плач ребенка не сопровождается слезами. Пройдет примерно четыре-пять недель, прежде чем у него появятся слезки. Слезные протоки у многих новорожденных закупорены или сужены, поэтому слезы не могут вытекать, и в уголках глаз образуются белые выделения. Часто это сужение проходит само в первые месяцы жизни. До этих пор выделения нужно несколько раз в день осторожно вытирать бумажной салфеткой.
Во время родов немного достается также и вздернутому носику многих младенцев. Он иногда смещен набок или вдавлен, что через некоторое время проходит. Все равно свою окончательную форму нос принимает только в период половой зрелости.
Как у девочек, так и у мальчиков грудь может быть набухшей, а из сосков часто выделяется молочная жидкость. Набухание груди вызывается гормонами матери, которые еще находятся в крови младенца. Через несколько дней они исчезают, а набухание и выделение молока прекращаются сами по себе.
Пуповина отрезается после рождения на расстоянии 10 сантиметров от живота ребенка и перетягивается зажимом. Остаток пуповины высыхает и отпадает сам в течение 14 дней. До полного заживления пупочной раны за ней необходимо тщательно ухаживать. Пупочная грыжа появляется, если в мышцах живота слишком большое отверстие (пупочное кольцо). В этом случае может даже выступать кишка. Пупочная грыжа часто бывает у новорожденных, обычно она проходит сама по себе в первые месяцы жизни. В настоящее время педиатры советуют ничего не предпринимать для лечения пупочной грыжи до возраста, в котором ребенок начинает посещать детский сад, так как в большинстве случаев, она сама бесследно исчезает. Когда ребенок кричит, грыжа отчетливо выступает вперед, что не приводит к ее увеличению.
Половые органы
Половые органы всех новорожденных выглядят несоразмеримо большими по сравнению со всем телом. В процессе развития ребенка это соотношение будет изменяться. Половые губы и мошонка могут иметь болезненный красноватый оттенок, что объясняется наличием гормонов матери в системе кровообращения ребенка. У девочек эти гормоны вызывают даже легкие кровянистые или беловатые выделения. Через несколько дней материнские гормоны будут разрушены, и подобная реакция организма прекратится.
Сначала кожа новорожденного покрыта остатками послеродовой слизи. Кожа имеет оттенок от розового до нежно голубого. Это объясняется тем, что маленькие кровеносные сосуды постепенно перестраиваются для работы вне материнского организма. На некоторых участках тела кожа может шелушиться. Это естественно, так как верхний слой кожи в первые дни отмирает. Складки и морщинки исчезают за несколько дней. На коже могут иметься так называемые родимые пятна: у новорожденного могут быть розовые пятнышки в центре лба, на веках и на подбородке или на шее. При этом речь идет об увеличенных кровеносных сосудах, которые уменьшатся через несколько месяцев. Безвредная опухоль кровеносных сосудов называется гемангиомой. Она красного цвета, иногда немного выпуклая и может достигать размера монеты в три копейки. Если гемангиома не причиняет неудобств ребенку, то можно отказаться от лечения. Часто она сама по себе опадает или тускнеет со временем. Если же она причиняет неудобства ребенку, находясь, например, на веке или губе, то следует удалить хирургическим путем или облучением. Такие же меры должны быть приняты, если опухоль разрастается по мере роста ребенка. Очень часто на носике новорожденного появляются прыщи и гнойнички в форме маленьких белых точек. Это происходит из-за закупорки небольшой сальной железы, которая сама откроется через несколько дней. Сыпь, красными пятнами, покрывающая кожу, обычно безвредна и быстро исчезает. На второй - третий день жизни ребенка многие матери замечают, что кожа ребенка стала желтоватой. В данном случае речь идет о так называемой желтухе новорожденных (физиологическая желтуха), которая не имеет ничего общего с обыкновенной желтухой. Желтизна кожи объясняется распадом лишних красных кровяных телец. Ведь на ранней стадии жизни печень многих новорожденных еще не в состоянии справиться с огромным количеством желто-красного пигмента билирубина и не может полностью вывести его через почки. Билирубин окрашивает кожу ребенка в желтый цвет. Через несколько дней желтизна кожи исчезнет - это показатель того, что печень ребенка функционирует нормально. Если печень и позже не может разрушить билирубин, то это более сильная форма желтухи. В этом случае лабораторно определяется концентрация билирубина в крови. Если концентрация пигмента превышает определенный уровень - требуется медицинское вмешательство. Для лечения часто используют фототерапию, в ходе которой новорожденный лежит один-два дня (с небольшими перерывами) под специальной фотолампой. В исключительных случаях бывает необходимо произвести полное переливание крови.
Ноги и ступни
Из-за недостатка места в чреве матери почти все дети рождаются с ногами в форме "О". Часто стопы изогнуты вовнутрь. Но родителям не стоит беспокоится по этому поводу. Когда ребенок учится ходить, его ноги часто бывают в форме "Х" и лишь только в период полового созревания ноги выпрямляются. Ступни здорового ребенка имеют растопыренные пальцы и узкую пятку. Стопы ног имеют не округлую, а плоскую форму и толстый жировой слой.
Первый кал ребенка вязкий, имеет темный, иногда черный цвет и не имеет запаха. Из кишки выходит так называемый первородный кал (меконий), который состоит из проглоченных мелких частиц тканей, волос, слизи. Жировых веществ. Позднее цвет и консистенция кала будут зависеть от питания ребенка (естественного или искусственного).
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство . Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.