Буддизм как религиозно-философское течение стал источником вдохновения для множества художников, музыкантов и скульпторов со всего мира. В числе самых прекрасных творений приверженцев буддизма — статуи, изображающие Будду, расположенные в храмах, монастырях и священных местах. Вспомним 10 самых интересных, необычных и удивительных скульптур, изображающих того, кто достиг просветления.
В городке Хайдарабад, что в индийском штате Андра-Прадеш, находится много разных святынь и чудесных мест. Одно из них — известное на весь мир озеро искусственного происхождения. В центре него есть остров, на котором установлена статуя Будды. Ее вес превышает 320 тонн, а высота — целых 17 метров! В 1992 году, при установке статуи, что-то пошло не так и она опрокинулась, придавив своим весом 8 рабочих.
Громадная статуя Будды, носящая эпитет Большой, располагается на острове Лантау в Гонконге. Будда отлит из бронзы в 1993 году, и с этого времени он украшает собой площадку перед монастырем По Лин, символизируя связь между природой и человеком, религией и повседневной жизнью. Статуя является точной копией Тянь Тан, Храма Неба в Пекине. Сидящий на цветке лотоса Будда имеет высоту 34 метра и вес около 250 тонн. Он спокоен, его правая рука поднята, а левая лежит на колене. Интересно, что все Будды мира размещаются лицом на юг, этот — смотрит на север. Это также самая большая статуя сидящего Будды в Азии.
Монива — это городок в центральной части Мьянмы, не самый популярный у туристов, приезжающих в эту страну. Однако он таит в себе множество прекрасных сокровищ: чудесных храмов, ступ и статуй. На гряде холмов, располагающихся к востоку от города находятся две необычные статуи Будды. Интересно, что внутри они полые и в них может зайти любой желающий. Одна статуя представляет собой лежащего Будду длиной около 90 метров. Он построен в 1991 году. Внутри него есть другие изображения Будды и его учеников, иллюстрирующие важные для становления религии события. Рядом с ним стоит Будда, возвышающийся на 132 метра. Это одна из самых высоких статуй Будды в мире. Она похожа на маяк, потому что украшена золотым облачением, искрящимся на солнце.
Аюттхая — древняя столица государства, предшествующего (Сиаму). Сейчас на месте некогда великого города располагаются развалины дворцов, монастырей и храмов. Исторический парк города входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из самых фотографируемых и популярных объектов здесь — голова Будды, запутавшаяся в корнях древнего дерева. Она находится на руинах Храма Ват Махатхат. Тело давно утеряно, а лицо выражает то ли радость, то ли блаженство.
Храм Гал Вихара, расположенный на севере центра острова, является местом нахождения одной из самых замечательных статуй Будды. Название Гал Вихара принадлежит массивной скале в исторической зоне Полоннарува. Высеченных в камне Будд здесь 4 штуки — все спрятаны в пещерах и находятся в разных позах. Один, полулежащий, имеет длину 14 метров. Другой, стоящий, — 7 метров в высоту. Когда-то каждую статую сохраняли стены храмов, ныне разрушенных. Скульптуры датируются 12-м веком, а впервые они были найдены европейцами найдены в 1820 году.
120-метровая статуя Будды Усику Даибутсу расположена в городе Даибутсу. Она стоит на 10-метровой платформе в форме великого лотоса. На платформе расположена смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте. Статуя, изображающая Будду Амитабху, построена в 1995 году. Считается, что это самый большой отдельно стоящий Будда.
Храм Лежащего Будды входит в десятку обязательных для посещения мест Бангкока. Это один из самых больших и старых храмов столицы . В нем же расположена самая большая статуя лежащего Будды и самое большое количество изображений Будды в стране. Позолоченная статуя длиной 46 метров имеет высоту 15 метров. Она символизирует Будду, ушедшего в нирвану. Глаза и ноги его украшает гравировка перламутром.
Изображение Будды
Многочисленные выставки буддийских статуй вновь всколыхнули давно обсуждающийся вопрос о происхождении сегодняшнего образа Будды: появился ли он в индийском буддизме или является изображением греческого бога Аполлона?
«Будда – изображение Аполлона» – идея гамбургской выставки «Искусство на Сайденштрассе»
Летом 2003 года в Гамбурге состоялась выставка «Искусство на Сайденштрассе». В приуроченной к этому событию статье «На Сайденштрассе Аполлон пришел к Будде» Матиас Гретцшель писал об искусстве региона Гандхары: «Прототипом украшающих сотни монастырей рельефных изображений и скульптур Будды является греческий бог Аполлон». На выставке экспонировался бюст Аполлона. На совершенные черты «сына света», бога наук и искусств, и должен был быть ориентирован образ Будды.
В прилагающемся каталоге, в абзаце, посвященном завоевательному походу Александра Македонского, написано: «Наследие Александра в течение 500 лет с момента его смерти до возникновения буддийской культуры не могло бы продемонстрировать плодотворную силу, если бы в этот долгий временной промежуток эллинизм не оказал влияния на архитектуру, скульптуру и произведения искусства завоеванных им земель между Евфратом, Тигром и Индом…», и еще: «…В течение почти 600 лет после смерти Будды не появлялось художественного изображения Просветленного, его почитали лишь в символическом образе, а само изображение возникло с развитием буддизма Махаяны». Таким образом, зарождение буддийского искусства относится к рубежу первого и второго столетия нашей эры.
Прижизненные изображения Будды
В противовес этому есть источники, сообщающие о первых изображениях и статуях Будды, сделанных при его жизни. Так, по просьбе сингальской принцессы, Будда послал ей свой портрет, выполненный на ткани. Некоторые истории и легенды о статуях, изготовленных при жизни Будды, авторы выставки представили в каталоге «Пространство и радость» в главе «История различных стилей».
Вот одна из историй: Будда отправился в далекую Чистую страну Траятримша (Trayatrimsha) – небеса Тридцати Трех Богов, чтобы дать освобождающие поучения своей переродившейся там матери. В это время король Каусамби Удаяна, чтобы продемонстрировать свое уважение, создал скульптурный портрет Будды из сандалового дерева. Когда Будда возвратился назад, король показал ему статую. Эта история запечатлена в рельефе из камня (см. иллюстрацию) в Пакистане, в музее Пешавара – бывшей столице Гандхары. На рельефе король Удаяна стоит (если смотреть со стороны наблюдающего) слева от Будды и показывает ему статую, изображающую Будду в позе медитации.
В то время Будда не разрешал поклонение статуям. На этот факт опираются многие искусствоведы, утверждая, что его первые скульптурные изображения появились в эпоху Гандхары. В IV в. н.э. китайские монахи и путешественники Фа Сянь, Юань-Чжуан и другие, попав в Индию, обнаружили, что этим самым статуям все еще поклоняются в монастыре Йетавана в Шравасти. Согласно Фа Сяню, статуя принадлежала ученику Будды королю Кашалы Прасенаджиту. В 20-й главе своего путевого дневника под заголовком «Доклад о буддийских королевствах» (англ. A Record of Buddhistic Kingdoms, перевод Джеймса Легге, 1886) Фа Сянь сообщает, что он узнал о первой буддийской статуе:
«Будда поднялся высоко в обитель богов Траятримша и учил Дхарме на благо своей матери. Он отсутствовал 90 дней. Ожидая возвращения Будды, король Прасенаджит изготовил из сандала его статую и поставил ее на место, обычно занимаемое Буддой. Вернувшись в монастырь, Будда сказал вышедшей его приветствовать статуе: «Ступай назад, на свое место. Когда я уйду в Паринирвану, ты будешь олицетворять меня для четырех классов моих учеников». И тогда статуя вернулась на прежнее место. Это было самое первое изображение Будды, и с тех пор люди его повторяют».
Согласно этому источнику, Будда не только разрешил почитать собственную статую при жизни, но и дал указание о том, что должно служить образцом для всех последующих изображений. Подтверждением служит и разрешение сделать свое изображение, данное Буддой королю Бимбисаре. Этот рисунок был включен в Колесо Бытия, отражающее центральное учение Будды, и в качестве исключительного подарка передан соседнему королю. При этом Будда настоятельно подчеркнул очень полезное действие этой картины.
Дальнейшее развитие искусства статуй
В своем обширном труде «История буддизма в Индии» историк Таранатха (род. в 1575 г.) посвящает целую главу истории изготовления изображений Будды. Он говорит, что, согласно тексту Виная-васту, изображения и статуи, изготавливаемые художниками в течение первых ста лет после смерти Будды, способствовали распространению иллюзии реального существования отображенных объектов. Немногим позже в Магадхеа были созданы восемь замечательных произведений искусства, среди которых особенно известна статуя Будды в храме Махабодхи в Бодхгайя и статуя Будды мудрости Манджушри. История статуи в Бодхгайеи, на сегодняшний день старейшей в мире статуи Будды, подробно представлена в каталоге выставки «Пространство и радость».
Согласно Таранатхе, король Ашока, правивший Маурийской империей с 272 до 232 год до н.э., после принятия буддизма построил много храмов и ступ. Он создавал изображения Будды и почитал их, чтобы накопить огромное количество хороших впечатлений. Таким образом он хотел очиститься от совершенных им ранее негативных действий. Предсказанный Буддой выдающийся мыслитель Нагарджуна организовал в Индии и Непале множество буддийских центров со статуями Будды, рядом с которыми ставились и статуи Защитников.
Наступившей после падения Империи Маурьев Шунгийской эпохе (II–-I в. до н.э.) также присуще богатое развитие буддийской скульптуры и живописи, особенно на западе индийского субконтинента. Примеры этому находят в пещерных храмах Бхайи (Bhaja) (середина II в. до н.э.) и Карле (Karle) (конец I в. до н.э.) –- в штате Махараштра, также в Удаягири и Кандрагири –- в восточном Ориссе. В те времена основными мотивами художественных композиций были предыдущие жизни Будды, изложенные в джатаках.
На юге Индии во времена правления династии Сатаваханов (II в. до н.э. –- III в. н.э.) на территории сегодняшней Андхра-Прадеш расцветала совершенно самостоятельная художественная школа Амаравати. Чудесные ступы и статуи Будд возведены в Амравати, Джагайджапете (Jagayyapeta) и Нагарджунаконде (Nagarjunakonda). Они похожи между собой и в то же время стилистически сильно отличаются от северо-индийских статуй: они тоньше и Будда часто запечатлен в непривычной позе. Здесь, также очень часто находят изображение Будды в виде символа. Это побудило многих искусствоведов прийти к точке зрения, что в начальный период буддизма Будду вообще не изображали в виде человека. Но как раз тот факт, что здесь находят оба варианта, подтверждает ошибочность этой теории.
Гандхара и ее полная перемен история
Таранатха установил, во всех регионах, где процветало Учение Будды, было много искусных художников, создающих изображения Будды. До наступления настоящей «»эпохи Гандхары»» (I – III в. н.э.) королевство пережило несколько буддийских периодов. Из этого можно сделать заключение, что буддийское искусство существовало там очень давно. К территории Гандхары принадлежали Пешавар, Таксила и соседние области Сват и Памир на северо-западе Пакистана. Эта местность стратегически очень благоприятно расположена, и при этом оказалась на стыке различных культур.
В течение многих столетий Гандхара являлась одной из семи провинций Персии, пока в 326 до н.э. ее не захватил Александр Великий. Уже через 20 лет греческого владычества Чандрагупта, основатель династии Маурья, получил эту область благодаря политически выгодной свадьбе в обмен на 500 слонов. Его внук, король Ашока, из своей резиденции в Паталипутре (сегодня Патна) в 256 до н. э послал буддийского мастера Мадхъянтика (Madhyantika) в Гандхару, таким образом даруя жителям этой области связь с буддизмом. Высеченные на скалах эдикты Ашоки в Шахбаз Гархи, в районе города Мардан, есть и сегодня.
После смерти Ашоки начался распад империи Маурьев. Сначала Гандхара добилась независимости, несколькими десятилетиями позже была завоевана последователями Александра Македонского –- греко-бактрийцами под предводительством царя Деметрия. Их господство продолжалось примерно 200 лет. Согласно найденным монетам можно идентифицировать имена тридцати девяти королей и трех королев этого периода. Среди греческих королей наиболее важную роль сыграл Менандер. Он вел свои войска из Гандхары в Паталипутру и захватил столицу господствующей там династии Шунга (Сунга). Вскоре после этого Менандер встретил буддийского монаха Нагазену и сам стал буддистом. Его вопросы Нагазене и ответы монаха вошли в мировую литературу под названием «Вопросы короля Мелинды» (Melindapanha, ed. V. Trenckner, RAS, London, 1928).
После греков короткое время в Гандхаре господствовали скифы и парфянцы.
Кушанская империя и искусство Матхура
Кушаны, или гуйшуан, – ветвь народа юэчжи, потомки кочевников из различных частей Центральной Азии. Во II веке до н.э. они поселились в районе современной Северной Индии, области Гандхары, Пакистана и в восточных районах Афганистана. Однако регион объединился под единой властью только в I в. н.э.. Наиболее известный царь Канишка I правил в конце I в. н.э. При нем искусство и культура Гандхары достиглио наивысшей точки своего развития, т.к. он был открыт буддизму. В его время первые изображения Будды появились на монетах. Согласно Таранатхе, Канишка созвал большой буддийский совет практикующих различных школ, чтобы исправить ошибочную интерпретацию третьего (или четвертого в зависимости от того, как считать) буддийского собрания.
В Кушанской империи существовало два центра искусств, отличающихся друг от друга по стилю: северный – в регионе Гандхары, с центром в Пешаваре, а позднее – в Таксиле (Такшашиле); и южный – в Матхуре, на юге сегодняшнего Нью- Дели (Уттар-Прадеш). Искусство Гандхары демонстрирует сильное влияние греческой и римской скульптуры, отчасти это результат завоевания Александром Македонским, но вместе с тем и тесных торгово-дипломатических связей с Римом. Скульптуры имеют похожую на тогу одежду, волнистые волосы и прямые римские носы; обычно они выполнены из темно-серого глинистого сланца, стукко (лепнины) или терракоты (керамические).
В противовес северному искусство южного региона Мутхура развилось на основе местных индийских традиций: скульптуры подчеркивают округлые формы тела при минимуме одежды и обычно выдолблены из красного, крапленого песчаника. Позже этот стиль развился в законченные формы периода империи Гупта (IV–VI в. н.э.).
В 1926 году индийский искусствовед Ананда Кумарасвами написал ставшую впоследствии знаменитой статью «Индийское происхождение изображения Будды», опубликовав в журнале американского Восточного общества №46 (of the American Oriental Society 46) стр. 165–-170, в которой он доказывал, что первые изображения Будды не возникли бы в Матхуре, если бы этому не предшествовала школа Гандхары. Подробно об этом можно узнать из его книги «Происхождение изображения Будды» («»The Origin of the Buddha Image»», Munshiram Manoharlal Publishers Ltd, Dehli 2001). Показательно то, что ранние матхурские изображения Будды были найдены в Гандхаре, в то время как влияние Гандхары на Матхуру осуществлялось позднее. Поэтому изображения из Матхуры должны считаться более ранними.
Заключение
Технику изготовления статуй Гандхара переняла у Греции, но содержание искусства было коренным индийским. Оно не отражало греческой истории или легенд. Да и фигуры, сидящие подогнув ноги в позе медитации, не имели греческих или римских прототипов. Бог Аполлон точно не имел 32 главных признаков и 80 дополнительных признаков Будды, наблюдаемых на изображениях эпохи Гандхары. Индийская иконография и качество статуй совершенно разные по сравнению с типичными греческими статуями. Греческие – направлены наружу, натуралистичные и показывали идеальную форму проявления. Скульптура Гандхары служила в первую очередь достижению внутреннего опыта по другую сторону привычного мира.
Поэтому нельзя сказать, что внешность греческого бога Аполлона оказалась прототипом для создания изображения Будды. Скорее имелось выраженное влияние греческой и римской культуры на искусство буддизма. Профессор мельбурнского университета имени Ла Тробы П. Фридландер в опубликованной в сети лекции о буддийском искусстве придерживается взгляда, что открытие в 19-м веке изображений Гандхары западными учеными, рассматривавшими тогда греческое искусство как источник развития любого искусства, привело к появлению предположения, что изображение Будды возникло под действием греческого влияния. Эта точка зрения сохранилась до сегодняшнего дня, так как другие источники едва ли принимались к сведению.
Тем не менее буддийское искусство формировалось не только в эпоху Гандхары, напротив, образ Будды пронизывает распространение буддизма Махаяны. Еще один важный фактор – мнение большинства историков, что Будда, происходя из царственного рода Шакьев, имеет индоевропейское происхождение. На это указывают некоторые главные признаки Будды: атлетическое телосложение и синие, иногда сине-черные глаза. Это тоже дает некие основания говорить о сильном культурном влиянии Европы на все стили буддийского искусства Азии.
Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды
УШНИША -
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует
УРНА -
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.
В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:
СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда
Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.
Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ -
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза - САМАДХИ -
соответствует позе лотоса - символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.
Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ - санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.
АБХАЯ-МУДРА - жест бесстрашия -
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.
ВАРАДА-МУДРА - жест благодеяния -
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.
ДХАРМАЧАКРА-МУДРА - жест колеса дхармы -
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма - Будду, дхарму и сангху.
ДХЬЯНА-МУДРА - жест медиации -
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.
БХУМИСПАРША - МУДРА - жест касания земли -
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли - Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.
Ну вот, теперь и мы кое-что узнали из некоторых поз и жестов, как выяснилось в индуизме их намного больше.
Но мы тут рассматривали изображения Будд в Таиланде.
Зато в следующий раз войдя в храм, внимательно присмотревшись к рукам и пальчикам учителя,
вспомнив этот текст выпустим в пространство красивый звук - - - - - - - - - - - - - - - ВАРАДА-МУДРА!
Для тех, кто впервые путешествует по Китаю, эта страна, как минимум, представляется своеобразным калейдоскопом впечатлений, который поражает своим контрастом соседства современности и древней истории этого края. При этом если ваш туристический маршрут будет проходить через островную часть Китая, а именно через Гонконг, то вы обязательно увидите такую достопримечательность острова Лантау, как статуя Будды, которая считается самой грандиозной среди аналогичных памятников этому культовому образу буддийского божества расположенных в Китае.
Статуя Будды на цветке лотоса
В первую очередь стоит отметить, что статуя Будды расположенная на острове Лантау, возвышается над прилегающей территорией приблизительно на восемьдесят метров. Так, что, для того, что бы добраться, до этого монумента, необходимо преодолеть целый каскад ступенек, общее количество которых равняется 268, которые, как утверждают многочисленные туристы довольно проблематично преодолеть на едином дыхании. Однако если вы достойно выдержали это испытание, то вам представится великолепная возможность оценить все величие этого грандиозного памятника. Ведь для этого не достаточно сказать, что его высота превышает тридцать четыре метра, а вес чистой бронзы, затраченной на его изготовление, составляет ни много, ни мала, а двести пятьдесят тонн.
И еще некоторые особенности этого памятника
При этом, те из нас, кто хоть немного знаком с литейным производством, впадают в некоторое недоумение от самого факта, что такая скульптура была отлита из такого количества металла. И не меньшее удивление, у, присутствующий вызывает и еще один момент, связанный с этим буддийским монументом, а именно, как трудолюбивые китайцы смогли поднять этого колосса на такую высоту. Так, что не зря, многие памятники Азии , посвященные этому буддийскому божеству, просто меркнут перед его изваянием, расположенным на острове Лантау.
Однако в этой величественной композиции есть и свои существенные отличия, от канонического изображения, сидящего Будды, который, как правило, своим ликом обращены на южную сторону Света. А Будда, расположенный на острове Лантау, обращает свой взор в абсолютно ином, противоположенном направлении, а именно на север, где находиться не менее величественная столица Поднебесной Пекин. Что хотели сказать этим отличием от традиционного канона изображения Будды авторы этого памятника, сказать довольно трудно, но то, что от этого пополнились такой довольно уникальной достопримечательностью, сводит на нет все возражения истинных почитателей этой религии.
Как добраться
Существенно упрощает проблему, как добраться до этой статуи Будды, то небольшое обстоятельство, что остров Лантау уже несколько десятков лет является одним из наиболее крупных курортов этого региона. И если вы уже прибыли в Гонконг на комфортабельном авиалайнере или приплыли на еще более шикарном круизном теплоходе, то добраться до Лантау вообще не составляет проблем.
Изучение буддизма вдохновляло людей на создание шедевров искусства по всему миру, наиболее заметными из этих произведений являются статуи Будды, известных как Буддарупа (буквально переводится как Пробудившийся), которые украшают буддийские храмы из поклонения в поколение. Здесь перечислены десять из самых известных и красивых статуй в мире.
Некоторые из этих статуй Будды являются одними из крупнейших в мире.
10. Статуя Будды на озере Хусейн Сагар
Статуя Будды расположена в центре искусственного озера в городе Хайдарабад и является одним из самых известных статуй Будды в Индии. Она составляет целых 17 метров (56 футов) в высоту и весит 320 тонн. Это самая крупная монолитная статуя во всей Индии, она была сделана группой ремесленников из цельного куска камня. К сожалению, во время установки статуи в 1992 году она опрокинулась и упал в озеро, в результате погибли 8 рабочих. Правительство восстановило статую и расположило её посреди озера.
9. Тянь Таньский Будда
Тянь Таньский Будда иногда называют Большим Буддой, он расположен на острове Лантау, в Гонконге. Статуя изготовлена из бронзы и завершена в 1993 году, является главной особенностью монастыря По Лин, символизируя гармонию между человеком, природой, людьми и религией. Статуя называется Тянь Тань Будды, потому что его основание является точной копией Тянь-Тань - Храм Неба в Пекине. Статуя находится на лотосовом троне на вершине трехуровневого алтаря. В 34 метра (110 футов) в высоту, Тянь Таньский Будда представлен в позе спокойствия. Его правая рука поднята, чтобы избавить бедствия. Его левая рука покоится на колене, символизируя счастье.
8. Будда в Мониве (Monywa)
Монива это город в центральной Мьянме. Расположен на берегу реки Чиндуин. К востоку от города находятся По Куанг Таунг (Po Khaung Taung), ряд холмов, где вы можете увидеть Будду Манивы - статуя самого большого лежащего Будды в мире. 90 метров (300 футов) в длину. Одна только голова 18.2 метра (60 футов) высотой. Будда Манивы был построен в 1991 году и является полым внутри, что позволяет посетителям ходить внутри статуи от головы до ног. Внутри фигуры есть металлические изображения Будды и его учеников, изображающие различные важные события в жизни Будды.
Недавно была построена гигантская стоячая статуя Будды на вершине По Куанг Хилз (Po Kaung Hills). 132 метра (433 футов) в высоту и является одной из крупнейших статуй Будды в мире.
7. Голова Будды в Аюттхайе
Аюттхая - город Таиланда, который является домом одной из самых необычных статуй Пробужденного (Будды) в мире. Среди руин Wat Mahathat (Храм Великой Реликвии) находятся остатки статуи Будды, чье тело было потеряно в веках, но голова этой статуи чудесным образом нашла свое пристанище среди лиан и корней дерева. Вокруг этой статуи много архитектурных строений переживших нападки времени.
6. Гал Вихарая
Расположенный в центральной части Шри-Ланки, Полоннарува является местом одного из самых захватывающих изображений Будды в мире - Гал Вихарайа. Этот массивный храм на скале, был построен Паракрамабахом Великим в 12 веке. Основной достопримечательностью храма является 4 больших статуй Будды, вырезанные прямо в гранитной скале. Среди этих гигантских каменных фигур есть статуя лежащего Будды, 14 метров (46 футов) в длину, и стоящая статуя высотой 7 метров (23 футов).
5. Ушику Дайбуцу
Ушику Дайбуцу расположен в городе Ушику в Японии. Статуя закончена в 1995 году является одной из самых высоких статуй в мире - 120 метров (394 футов) в высоту включая 10 метров (30 футов) основы и 10 метров высокого лотоса, который является платформой для статуи. Посетители статуи Будды могут подняться на лифте на платформу, где находится смотровая площадка.
4. Храм Лежащего Будды
Расположенный в Бангкоке, храм Ват Пхо славится своей статуей Лежащего Будды. Это один из крупнейших храмов Бангкока, а также один из старейших, он был построен почти 200 лет назад, до того, как Бангкок стал столицей Таиланда. Ват Пхо держит своеобразный рекорд в Таиланде, так как в нем находится самая большая статуя Лежащего Будды в стране и самое большое количество изображений Будды. Позолоченная Лежащая статуя Будды составляет 46 метров в длину и 15 метров в высоту, и показывает последние моменты жизни Будды перед тем как он ушел в Нирвану. Глаза и ноги статуи украшены перламутровой гравировкой. На подошвах ног, изображены 108 благоприятных характеристик истинного Просветленного.
3. Великий Будда Камакуры
Котоку-ин - буддийский храм секты Дзедо Шу расположенный в городе Камакура в Японии. Храм знаменит своей большой буддийской статуей (или Дайбуцу). Отлита в бронзе. Высота великого Будды составляет более чем 13 метров (40 футов) и весит около 93 тонн.
Первые упоминания о статуе уходят в 1252 год. Считается, что статуя была возведена буддистским монахом Джоко, который также собирал пожертвования на строительство статуи. Хотя первоначально статуя Будды была размещена в небольшом деревянном храме, в настоящее время Великий Будда находится на открытом воздухе, так как храм был смыт цунами в 15 веке.
2. Храм Изумрудного Будды
Еще один из буддийских храмов Бангкока. Ват Пхра Кео - Храм Изумрудного Будды, расположенный на территории Большого Королевского Дворца. Главное здание является центральным строением, в котором находится Изумрудный Будда, одна из старейших и самых известных статуй Будды в мире.
Нефритовая статуя украшена золотым одеянием. Изумрудный Будда, по приданию, был создан в Индии в 43 г. до н.э. в городе Паталипутре, где он оставался в течение 300 лет. В 4-м веке нашей эры он был увезен в Шри-Ланку буддийскими монахами, чтобы спасти его от уничтожения. В конце концов статуя попала в Таиланд и была перемещена в Ват Пхра Кео в 1779 году. Статуя имеет три различных набора золотой одежды, которые меняет Его Величество Король Таиланда во время церемонии смены времен года.
1. Гигантский Будда Лэшань
Гигантский Будда Лэшань - это гигантская статуя Будды, вырезанная в скале, в провинции Сычуань - западная часть Китая. Величественная скульптура представляет собой фигуру Майтрейи - Бодхисаттва традиционно изображающегося в сидячей позе. Строительство, начатое в 713 году во время династии Тан не смогли закончить аж до 803 году, даже при наличии большого числа рабочей силы.
Таким образом на строительство было потрачено 90 лет. Эта статуя увековечена в рассказах, стихотворениях и исторических писаниях как самое большое изображение Будды в мире. Скульптура около 71 метра (233 футов) в высоту и имеет длину пальцев 3 метра (11 футов) на каждой из своих огромных рук. Сегодня это популярный туристический объект в Китае.