Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Программное содержание
- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль
- закреплять употребление в речи глаголов, умение выделять общий признак в словах
- подбирать существительные к прилагательному
- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения
- развивать речевое внимание, воображение, любознательность, память и мышление
- побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме
- формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки
- воспитывать интерес к книге; доброту, сострадания и заботу к людям, умение слушать друг друга.
Предварительная работа: чтение сказок, пословиц о добре и заботе к людям, животным; беседа «Заветное желание» .
Словарная работа: «Цветик – семицветик» , лепесток, север- юг, запад –восток.
Оборудование: магнитная доска, портрет В. Катаева, иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик» , цветок, коробка, баранки.
Воспитатель. Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться со сказками.
Скажите, пожалуйста, чем отличаются сказки от рассказов, стихотворений? (ответы детей)
Какие вы знаете русские народные сказки? (ответы детей) .
А какие авторские сказки вы знаете? (ответы детей: сказка Ш. Перро «Красная шапочка» , братья Гримм «Бременские музыканты» , Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» , сказка в стихах Корнея Чуковского, сказка Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» и другие)
Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Петровича Катаева. Называется она «Цветик-семицветик» . Послушайте ее внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Дыхательная гимнастика
А сейчас, ребята, представим, что у нас в руках цветик-семицветик. Давайте понюхаем, как пахнет этот цветок. Носиком глубоко вдыхаем его аромат, а ротиком выдыхаем (3-4 раза) .
Физминутка
Лети, лети лепесток,
(руки вверх, покачивание)
Через запад на восток,
(поочередно левая и правая рука опускается в сторону на уровне плеч)
Через север, через юг,
(поочередно левая и правая рука опускается вниз, руки по швам)
Возвращайся, сделав круг.
(поворот вокруг себя)
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели
(согнуться и достать руками до пола, а затем встать прямо)
Вам понравилась сказка? (Ответы детей)
Кто ее написал? (Валентин Петрович Катаев)
Ребята, почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней волшебного, сказочного?
Кто главный герой сказки?
Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый лепесток своего цветка?
Каким было первое желание? (возвратиться домой с бубликами)
Каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток? (сделать целую вазу)
Каким было третье и четвертое желание? (взлететь на Северный полюс и возвратиться оттуда домой)
Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?
Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?
Каким было пятое и шестое желание? (собрать все игрушки мира, а потом вернуть их обратно в магазины)
Какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?
А каким было седьмое желание Жени? (воспитатель зачитывает фрагмент из текста: «Девочка бережно оторвала последний голубой ле-песток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья» )
Как вы думаете, шесть желаний Жени стоящие или пустячные?
Как вам кажется, какое желание было самое лучшее, необходимое, самое правильное? (помочь мальчику Вите)
Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?
Как вы думаете, чему учит нас сказка?
(сказка учит добру, взаимовыручке, показывает нам как важно, сопереживать, сострадать, заботится и помогать людям)
Как вы думаете, можно последнее желание Жени выразить народными пословицами:
Делай добро и жди добра.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)
Рассматривание иллюстраций сказки.
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель. Ребята, мне только что позвонил курьер, подождите минутку…
Воспитататель встречается с курьером.
Воспитатель. Курьер доставил нам красивую коробку и записку, давайте ее прочитаем:
«Дорогие мальчики и девочки! Мы для вас приготовили сюрприз! Какой, вы увидите сами, но сначала справьтесь с нашими заданиями. Женя и Витя.»
Ребята, да это Женя и Витя из сказки «Цветик-семицветик» . Давайте попробуем выполнить все задания, чтобы потом открыть коробку.
Игра «Ассоциации»
Ребята, посмотрите на «Цветик-семицветик» . Сколько у него лепестков? Какого они цвета? Сейчас я буду называть цвет лепестка, а выдолжны придумать слово, которое связано с этим цветом.
Красный (помидор, мак, флаг..)
Оранжевый (апельсин, морковь…)
Желтый (луна, лимон, репка…)
Зеленый (трава, лес, огурец…)
Голубой (небо, незабудки, глаза…)
Синий (море, колокольчик…)
Фиолетовый (баклажан, слива, сирень…)
«Один-много»
Девочка - девочек
Баранка - баранок
Игрушка - …
Ворона - …
Лепесток - …
Цветок - …… и т.д.
«Четвертый лишний»
Женя, мама, папа, Павлик, магазин
Куклы, машинки, прыгалки, баранки
Северный полюс, медведи, Женя, лед, цветок
«Кто, что делает?»
Девочка (бежит, играет…)
Цветок (растет…)
Лепесток (летит…)
Мальчишки (играют…)
Медведи (рычат…)
Вороны (летают, каркают…)
Мальчик Витя (сидит, болеет…)
Самолет (летает…)
Кукла (говорит, бежит…)
Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. А теперь, посмотрим, какой сюрприз приготовили нам Женя и Витя (дети открывают коробку, в которой находятся баранки и угощаются)
Ребята, вам понравилось занятие?
Что интересного было на занятии?
Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Спасибо, ребята, вы молодцы!
Лиана Гордиенко
План-конспект занятия в старшей группе по развитию речи
Подготовила и провела воспитатель дошкольных групп
МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Гордиенко Лиана Евгеньевна
Тема : «Цветик- Семицветик »
Тип мероприятия : занятие
Цель : способствовать развитию интереса детей к родному языку.
Задачи :
I – образовательная :
формировать умение обобщать и классифицировать
расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх
упражнять в делении слов на слоги
развивать умения определять местоположения звука в слоге, количество слов в предложении
подбирать слова на заданный звук
упражнять в координации речи с движениями
формировать представления о понятии «фантазия»
закрепить знание геометрических фигур, развивать умение находить их в окружающей обстановке
развивать умение ориентироваться
закрепить знание дней недели.
II - развивающая :
развивать образное представление
развивать эмоциональную сферу детей
III – воспитательная :
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим
Основные этапы занятия : организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Средства воспитания :
1. Круги из картона
2. Прищепки
3. Цветик- семицветик
4. Цветы
5. Полоски
9. Камешки
10. Карточки с квадратами
12. Кузовок
13. Конфетти
План занятия
№ п/п Этап занятия Приёмы и методы Время
1 Организационный момент Переключение воспитанников на учебную деятельность 1
2 Вводная часть Вступительное слово воспитателя. Разминка. 2-3
3 Основная часть Изготовление солнышка. Дидактическая игра-«Найди слова» . Подбор слов,обозначающих животных, в названии которых есть звук «р» .
Определение местоположения звука «с» в разных словах. Деление слов на слоги. Выделение слогов в словах. Подбор слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Дидактическая игра. Доскажи словечко. Образование слов с помощью суффиксов. Составление предложения со словом «котик» , определение количества слов в предложениях. Дидактическая игра «Один-много» , «Найди фигуру» . Пальчиковая гимнастика. Физминутка. Дидактическая игра «Любопытная рыбка» . Подбор синонимов и антонимов. Дидактическая игра «Подарим друг другу добрые слова» 18
4 Заключительная часть Подведение итогов. 3
Ход занятия
1 -Ребята, сейчас у нас будет занятие по развитию речи .
2 Вступительное слово воспитателя.
Я, Фея из Прекрасной Страны Слов. Я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Страна моя необычная, поэтому и в путешествие мы отправимся необычным способом – с помощью фантазии. А что такое фантазия?
Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, представляем себе то, чего на самом деле нет. Закройте глаза и представьте себе, что мы лети на воздушном шаре. Внизу, под собой, мы видим леса,поля, реки. Раз, два, покружись, в волшебной стране окажись!
Откройте глаза, мы с вами прибыли в Прекрасную Страну Слов. Посмотрите, как здесь красиво! Какое замечательное солнышко!
Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до своего лица. Погладьте его.
(Массаж лица)
Личико солнце согрело, -поглаживают лицо.
Потеплело,потеплело.
Наши ручки потянулись,-потягиваются
Наши губки улыбнулись. -улыбаются.
Ответы детей
3 - Молодцы, а чтобы солнышко грело нас еще больше, давайте добавим ему лучиков. Садитесь на свои места. Сделайте солнышко.
Молодцы, а что вы можете сказать о солнышке, какое оно? (солнышко ясное,лучистое,теплое,доброе,ласковое,жаркое,желтое,круглое,красное,большое,нежное,весеннее).
Молодцы, сколько красивых слов назвали! А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде :
И на небе,и в воде,
На полу,на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда,играем в слово!
Найдите слова на небе. (Солнце,облака,тучи,звезды,луна) .
Найдите слова на стене (Картина,полка,доска,рисунки) .
Найдите слова на полу (Ковёр,палас,стол,стул,шкаф) .
Правильно,как красиво в волшебной Стране Слов! Здесь живут замечательные животные и растут удивительные растения. А какие здесь цветы ! Мне особенно нравится вот этот цветок .
О,да это не простой цветок – это (Цветик- семицветик , а как вы догадались? (У него семь лепестков, все разного цвета , а из какой сказки этот цветок ?
Ребята, это волшебный цветик- семицветик . У него на каждом лепестке с одной стороны написано задание, а с другой какие-то буквы. Давайте выполним задания и посмотрим, что получится.
Первое задание. Назовите животных, в названиях которых есть звук «р» .
Молодцы. А какой одинаковый звук есть в словах «лиса» и «собака» ? (звук «с» )
Где находится звук «с» в слове собака? Правильно. Придумайте другие слова со звуком «с» в начале слова.
А где находится звук «с» в слове «лиса» ?
Придумайте другие слова со звуком «с» в середине слова.
Назовите слова со звуком «с» в конце слова.
Молодцы, первое задание цветика- семицветика выполнили , и он вам дарит букву…
Какая это буква?
А какой у нее звук?
Следующее задание цветика- семицветика . Назовите сладкое слово. (Конфеты,пирожное,торт,сахар) .
Назовите быстрое слово (самолет,ракета) .
Назовите слово с окошком (дом,вагон)
Кислое слово (лимон)
Лесное слово (медведь,дерево,заяц)
Сколько слогов в слове «заяц» ?
Назовите первый слог.
Назовите второй слог.
Назовите другие слова, состоящие из двух слогов.
Сколько слогво в слове «дерево» ?
Назовите первый слог.
Второй слог.
Третий слог.
Назовите другие слова, состоящие из трех слогов.
Сколько слогов в слове «лес» ? (В слове «лес» один слог) – Какой? (лес)
Назовите другие слова, состоящие из одного слога.
Молодцы,а теперь закончите слово. Ли…. (лимон,лиса,лидер, ко….(корова,кошка,коза, за (заяц,забор,засов, со (собака,сокол,совет) .
Молодцы,второе задание выполнили., назовите букву.
Это буква «о» . Какой у нее звук?
Следующее задание. Назовите ласково. Давайте все вместе, хором : лиса (лисичка, солнце (солнышко, стол (столик, перо (пёрышко,сестра (сестричка, кот (котик)
Придумайте предложение со словом «котик» (Котик пьет молоко из миски)
Посчитайте сколько слов в этом предложении и положите столько кружков, сколько слов в этом предложении.
Сколько кружков вы положили?
Почему вы положили пять кружков? (Потому что в этом предложении пять слов) .
Какое первое слово?
Четвертое?
Так сколько всего слов в этом предложении?
Поднимите руку, кто положил пять кружков.
Молодцы, хорошо выполнили третье задание. Назовите букву. (буква «л» ).
Какой у нее звук?
Сколько заданий мы уже выполнили?
А сколько заданий еще осталось выполнить? (осталось четыре задание)
А чего бывает только четыре? (4 части суток,4 времени года,4 стороны света) .
А что бывает на свете только одно? (Солнце,луна,нос,рот)
Чего бывает только два? (Глаза,руки,ноги,уши,брови,два выходных дня в недели)
Назовите их (суббота и воскресенье)
А чего бывает только пять? (5 пальцев, 5 рабочих дней в неделе)
Назовите их.
Чего бывает только семь? (7 цветов радуги , 7 дней в неделе,7 лепестков цветика- семицветика )
Молодцы,в следующем задании цветик- семицветик предлагает вам стать волшебниками. Мы волшебники немного, был один, а стало много. Дом-(дома,портфель-(портфели,ложка-(ложки, машина-(машины,дерево-(деревья,перо-(перья) .
С какой стороны от нас находится река?
А с какой стороны от нас находится озеро?
Ребята, а чем река отличается от озера? (формой)
На какую геометрическую фигуру похоже озеро?
А какие еще геометрические фигуры вы знаете?
Что вокруг нас похоже на круг? (Часы, солнце, зеркало)
Что вокруг нас похоже на прямоугольник? (Двери,стол,картины,шкаф)
Что вокруг нас похоже на трапецию? (Столы)
Ребята, а чем река и озеро похожи? (В реке и озере есть вода, живут рыбы) .
А что делает река? (Течет,журчит,бурлит,шумит,плещется,разливается,волнуется,
замерзает,бежит)
Молодцы, за каждое слово речка дарит вам камушек, поиграйте с камушками. Покатайте их в ладонях.
А теперь вернем камушки реке и представим, что мы плывем по теплой речке.
Мы плывем по теплой речке,
Тихо плещется река.
В небе тучи, как овечки
Разбежались, кто куда.
Вот летит большая птица
Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится
На корягу под водой.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох,
Сели все на бережок.
-(«о» ) и звук у нее(«о» )
Следующее задание. Как называются рыбы,живущие в реке? (речные рыбы) А где еще могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в море)
Как называются рыбы,живущие в море? (Морские рыбы)
Где еще могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в аквариуме)
Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные рыбки)
Назовите речных рыб.
Назовите морских рыб.
Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Любопытная рыбка» .
Придвиньте к себе карточки с рыбками. Рыбка живет в своем домике, в центральной клетке. Скучно ей стало дома, и решила она посмотреть, что в мире творится. Поплыла она вверх,потом свернула направо, вернулась домой, поплыла влево, вниз, вверх, направо, домой.
Устала рыбка и легла отдыхать, отложите ее в сторонку.
Молодцы, цветик- семицветик дарит вам букву («д» ) и звук у нее(«д» ).
Следующее задание. Нужно вспомнить слова – синонимы и слова антонимы. Слова – синонимы- это какие слова? (Похожие по смыслу)
А слова – антонимы? (Противоположные по смыслу, слова наоборот) .
Подберите синонимы к слову : ребенок-(малыш,карапуз,дитя,крошка,чадо, кошка-(мурлыка, киска, заяц-(косой, трусишка) .
Подберите антонимы к слову : веселый-(грустный, большой-(маленький, молодой-(старый, белый-(черный, сухой-(мокрый) .
А теперь послушайте пословицы и найдите в них слова антонимы, то есть слова с противоположным значением : готовь сани летом, а телегу зимой. Труд кормит, а лень портит. Слушай больше, а говори меньше.
Молодцы, за это задание цветик- семицветик дарит вам букву («ц» , а звук у нее(«ц» )
Вот и подходит к концу наше путешествие по волшебной Стране Слов. Осталось выполнить последнее задание цветика- семицветика .
Ребята, людям бывает хорошо не только от подарков, но и от теплых добрых слов. Когда человек дарит что-то другому, то ему приятно вдвойне. Давайте подарим друг другу добрые, хорошие слова.
Встали вкруг.
Дует теплый ветерок,
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова,
Слова любви, слова добра.
Нужно передавать кузовок и называть добрые слова. Я дарю вам слово «улыбка» (Мир,добро,красота,мама,солнце,семья,труд,радость,дружба,честность,нежность,ласка).
Молодцы, а кузовок-то мой волшебный, все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправим их в путешествие : вдохните носом, губки трубочкой, плавно выдыхайте через рот.
Молодцы, за это цветик- семицветик дарит вам букву («ы» ) и звук у нее.
Ребята, прочитайте, какое получилось слово (Молодцы)
Дети делают солнце из круга и прищепок
Беру цветок , показываю
Отрываю один лепесток
Ответы детей
Ответы детей
Переворачиваю лепесток, там написана буква «м»
Ответы детей, вешаю лепесток на доску
Развитие внимания и активности детей
Ответы детей
Ответы детей
Показываю второй лепесток.
Вешаю лепесток с буквой «о» на доску
Ответы детей
Вешаю лепесток на доску.
Ответы детей
Ответы детей
Даю детям камушки
Соотнесение действий со словами
Вешаю лепесток на доску
Ответы детей
Соотнесение действий со словами
Вешаю лепесток с буквой «д» на доску
Дети отвечают хором
Ответы детей
Вешаю лепесток с буквой «ц» на доску
Отдаю кузовок детям. Они передают кузовок и называют слово.
Дети достают конфетти из кузовка и сдувают с ладоней.
Вешаю лепесток с буквой «ы» на доску
4 -Правильно. Это вы молодцы. Наше путешествие в Прекрасную Страну Слов подошло к концу. Пора возвращаться назад. Закройте глаза. Раз, два покружись, снова в группе окажись!
Вот мы и дома. Откройте глаза. Где мы с вами были? (Мы были в Прекрасной Стране Слов) .
Что мы там делали? Что узнали? (Мы делили слова на слоги, составляли предложения, придумывали новые слова, узнали много интересного)
Молодцы, занятие окончено Соотнесение действий со словами
Ответы детей
Солнышко
Полоски и кружки
Цветик- Семицветик
Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов
у учащихся 2-х классов «Цветик - семицветик».
Образовательная (обучающая):
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Обогащение словарного запаса у учащихся, развитие вербального интеллекта.
Коррекционно-развивающая:
Развитие навыков самоконтроля.
Развитие произвольности психических процессов учащихся.
Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия.
Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирование умственных действий.
Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
Развитие мелкой моторики.
Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся.
Воспитательная:
Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
Способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости.
Прививать интерес к сказкам, книге, чтению.
Охранительная:
Преодоление перегрузки учащихся путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка.
Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособностей и утомления при выполнении заданий.
Учет возрастных особенностей учащихся, ведущего вида деятельности.
Стиль общения с учащимися демократический, личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Оборудование:
Модель разборного цветка с лепестками красного, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, тетради, ручки карандаши, интерактивная доска.
Ход занятия.
Вводная часть.
Приветствие. Создаём хорошее настроение: “Улыбнитесь!”, “Скажите добрые слова друг другу”.
Основная часть.
Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в классе (на доске). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? Это не простой цветок, а волшебный.
Он к нам попал из сказки «Цветик – семицветик».
Сегодня, ребята я познакомлю вас с героями этой сказкой. Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?
Итак, сказка начинается. Жила была девочка. Отгадайте как ее звали. (На доске (слайде) имя девочки написанное в разброс ЕНЯЖ).
Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела женю и привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик-семицветик.
Давайте нарисуем цветок в тетради.
Упражнение « графический диктант».
Старушка подарила этот цветок Жене и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Начиная с этого места я позволю себе внести изменения. Наш цветик-семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка. Вы согласны принять активное участие в сказке? Тогда я сниму желтый лепесток.
Задание: Подбери рифму к словам.
Каша певец галка
Сушка чайка бочка
Оса матрешка фонарь
Молодцы вы хорошо справились с заданием и помогли Жене. Очутившись дома, девочка захотела поставить этот чудесный цветок в любимую мамину вазу, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила и прошептала заветные слова …
(можно использовать как физминутку)
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы мамина ваза снова была целой!
Ребята, давайте поможем Жене. У вас в конвертах лежат
кусочки разбитой вазы. Соберите их так, чтобы ваза
снова стала целой. (работа в паре)
Молодцы, ребята. Женя очень благодарна вам за вашу помощь.
Пошла Женя во двор, а там мальчишки играют: представляют, будто они на северном полюсе находятся, на льдинах. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.
Ну и не нужно. Я и без вас на Северном полюсе побываю. Только не на таком как ваш, а на настоящем. Оторвала синий лепесток и сказала…
Дети хором: (физминутка)
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы я оказалась на северном полюсе.
Я сниму синий лепесток.
Игра «Что подходит?»
1. На одной странице книги нарисованы ромашка и василек, на другой – фиалка и осина. Что на рисунках второй страницы подходит к рисункам первой?
1) всё не подходит 2) всё подходит
3) осина 4) фиалка
2.В большой книге помещены фотографии только предметов мебели, в маленькой книге – только предметов посуды. В какой книге нет фотографии книжного шкафа?
1) в большой 3) в маленькой
2) в каждой 4) в одной
И девочка оказалась на Северном полюсе, как была в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов. А тут еще из-за льдины вышли семь белых медведей. Женя испугалась, заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Не помня себя от страха, девочка схватила обледеневшими пальчиками цветик – семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала….
Лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы я снова оказалась в своем дворе.
Я сниму зеленый лепесток. Давайте поможем Жене согреться, спастись от медведей и вернуться домой.
Физминутка.
Бабочка проснулась,
улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
два - изящно покружилась,
Три – качнулась
И к цветочкам полетела.
Наши тонкие цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Засыпают, головой качают.
Пальчиковая гимнастика с использованием карандаша.
Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Вот с нашей помощью девочка снова очутилась во дворе своего дома. Там играли девочки разными игрушками – у кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка. Тут Женю взяла такая досада, что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете были мои!
Я тоже сниму оранжевый лепесток. Поиграем в игру «Запоминай-ка»
Запомните к каждой картинке какая нарисована схема.
Рисунок 1.
П: В ваших тетрадях уже нарисованы рисунки. Нарисуйте схемы, которые вы смогли запомнить.
Рассмотрите внимательно следующий рисунок.
Рисунок 2.
Нарисуйте схемы у себя в тетради.
Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много, что движение в городе остановилось.
Довольно, довольно! – закричала Женя. Мне совсем не нужно столько игрушек. Девочка оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро произнесла:
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы все игрушки убирались обратно в магазины!
Выполните математические действия и запиши получившееся слова.
ОМ + ВЕ – О + Я – В + Ч - Е =
ЗМ + КИ – М +УК- З + Л – И +А =
ОВ + М + Н – В + А + Ш – ОН + И + Т + СН + А – С - Т =
И тот час игрушки все исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик – семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
Вот так штука! Шесть лепестков потратила и никакого удовольствия. Ну ничего впредь умнее буду.
И тут, Женя встретила мальчика. Его звали Витя. Из-за болезни мальчик не мог ходить, а ему так хотелось играть с ребятами.
- «Это на всю жизнь», - сказал Витя.
- «Ах, какие пустяки ты говоришь» - воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, и тонким, дрожащим голоском произнесла заветные слова
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
Давайте и мы снимем голубой лепесток.
Игра «Быстрая реакция»
Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать вторую букву каждого слова.
Смех, волк, клоун, соль, удар, весна, сцена.
Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь.
Чему же учит эта сказка? Эта сказка учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Конспект организованной
образовательной деятельности
по ОО «Развитие речи»
«Цветик - семицветик»
Для детей 4 -5 лет
Составила Галимова Л.Р.
Воспитатель первой
Квалификационной категории
Лениногорск 2017г.
Конспект организованной образовательной деятельности
по ОО «Развитие речи» «Цветик - семицветик»
для детей 4 -5 лет
Цель: Разработка системы работы поразвитию речи и обогащению словаря детей посредством чтения художественной литературы и фольклора.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей использовать в речи слова и выражения из русского и татарского народного фольклора;
- Активизировать словарь детей.
Развивающие:
Развивать диалогическую и монологическую речь;
Закрепить знания детей по произведениям К. И. Чуковского;
Отрабатывать правильное произношение специфических татарских звуков
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и интерес детей к народному литературному искусству.
Задачи звуковой культуры и грамматического строя речи дошкольников :
Формирование правильного звукопроизношения и слово произношения;
Воспитание орфоэпически правильной речи (произношение, ударение);
Формирование выразительности речи;
Выработка дикции;
Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Словарная работа: обогащение слов - Күрсәт, оча, яфраклар;
Активизация слов - вертельницей, чикалочки
Методическое оборудование: цветик - семицветик, картинки по сказкам К. Чуковского, домик Бабы Яги, кукла мальчик.
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек , небылиц, хороводных игр, чтение и рассматривание иллюстраций по произведениям К. Чуковского.
Методические приемы: Сюрпризный момент, объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе потешек, небылиц и чистоговорок, показ наглядного материала, игровые приемы, проблемная ситуация.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал. Здороваются с присутствующими. Воспитатель обращает внимание детей на письмо, лежащее на столе:
Воспитатель: Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея, из сказочной страны, злая Баба Яга заколдовала мой волшебный цветок «Цветик - семицветик», она забрала у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь её заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»
Воспитатель: Ребята, поможем фее? (Да). А скажите мне, где живут феи? (В сказочной стране). Правильно. И что бы помощь фее нам нужно отправиться в сказочную страну.
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание :
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в сказочной стране.
Ребята, посмотрите, чей то домик здесь стоит. Давайте постучим и узнаем, кто же здесь живет. Подходят к домику, стучатся.
Выходит Баба Яга.
Фу, ну ты! Это кто это ко мне пожаловал?
Воспитатель: Здравствуй Баба Яга! Это мы пришли к тебе с ребятами помочь фее расколдовать её волшебный цветок.
Баба Яга: Ага, как бы ни так! Вы сначала задания пройдите, а потом и посмотрим.
Воспитатель: Ребята пройдем задания Бабы Яги?
Да!
Баба Яга указывает на цветок. Вот он ваш цветик семицветик. Задание на его лепестках. Выполните, станет цветок разноцветным.
Дети вместе с воспитателем подходят к цветку и отрывают первый лепесток.
Воспитатель: Здесь написано «Угадай произведение».
Читает и показывает иллюстрации.
1.«Скачет сито по полям
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)
2. Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать…
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Мойдодыр)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон. Откуда?
От верблюда
Что вам надо?
Шоколада. Для кого?
Для сына моего. (Телефон)
4. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. (Муха-Цокотуха)
5. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! (Доктор Айболит)
Баба Яга: Молодцы все загадки разгадали. А теперь скажите, кто же написал все эти сказки?
Дети : К. И. Чуковский
Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием.
Воспитатель переворачивает лепесток другой стороной
Ребятки, посмотрите, лепесток стал цветным, какого он цвета? (Ответы) Давайте повесим его к нашему цветку.
Баба Яга: Вот вам следующее задание.
2 лепесток. «Хороводная игра»
Воспитатель: Ребята здесь написано, что нам нужно показать татарскую хороводную игру. Давайте поиграем в «Курсәт әле, үскәнем!»
Баба Яга: Молодцы! Повеселили от души! И лепесток ваш стал цветным.
Баба Яга: вот вам 3 лепесток. Хочу послушать чистоговорки.
Дети вместе с воспитателем читают чистоговорки:
1. Са-са-са - у сосны стоит лиса,
Си-си-си - мы едем мимо на такси.
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо.
2. Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
3. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
Чо-чо-чо - у меня болит плечо.
Баба Яга: Ух, ну ты! Посмотрим, справитесь ли вы со следующим заданием
Баба Яга: Ох, устала, что то я стоять, поиграйте ка со мной. Вот вам 4 лепесток с заданием.
Воспитатель читает задание «Игра с Бабой Ягой на татарском языке»
Проводится татарская народная игра «Без, без, без идек».
Без,без, без идек,
Без унике кыз идек.
Базга төштек май ашадык,
Келәткә кердек бал ашадык,
Кап та коп,
Авызыңны ач та яп! Кто слово скажет тот и танцует.
Баба Яга: Ох, ох! Устала я! Уморили вы меня. Посмотрим, справитесь ли вы со следующим заданием. Вот вам 5 лепесток «Потешки»
Воспитатель: Ребята нам надо рассказать русские народные потешки. Мы знаем много с вами потешек , давайте некоторые из них с вами вспомним :
Потешка первая . «Волк и Лиса»
После ярмарки в лесу, Волк встретил рыжую лису :
Волк. Как кума - лиса дела? Лиса. На базаре я была.
Волк. Что ты так устала? Лиса. Уток я считала.
Волк. Сколько было? Лиса. Семь с восьмой.
Волк. Сколько стало? Лиса. Ни одной.
Волк. Где же эти утки? Лиса. У меня, в желудке.
Потешка вторая . «Сказочка»
Я вам сказку расскажу
Дли-и-и-и-инную предли-и-и-и-инную,
Сказку интересную, сказочку старинную :
«Как под мельницей, Под вертельницей
Подрались два карася…» Вот и сказка вся!
Потешка третья.
Зайка серый наряжается, Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик, Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик!
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! И лепесток наш окрасился.
Баба Яга: Вот вам 6 лепесток. Есть у меня сыночек озорной Иванушка, не могу его ни как спать уложить. Спойте для него колыбельную, это и будет вам задание.
Дети поют колыбельную для куклы:
Баю - баю - баюшки
Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
Баба Яга: Вот спасибо вам ребятки, уснул мой непоседа. Справились вы и с этим заданием.
Баба Яга: Ой - ой - ой, гляди ка на них. Ну что ж последний лепесток с заданием для вас, 7 лепесток «Развесели Бабу Ягу»
Воспитатель: Как же нам её развеселить, а давайте мы ей небылицы расскажем.
Дети читают небылицы
Таня - баня шла по броду
Решетом носила воду
А помыть хотела пол
Приморозила подол.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На Булановой телеге
На скрипучей лошади
Сапоги на нем с карманом
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной
Опирался кушаком.
Как петух в печи пироги печет
Кошка на окошке рубаху шьет
Поросенок в ступе горох толчет
Конь у крыльца в три копыта бьет
Уточка в сапожках избу метет.
Чик, чики, чикалочки
Едет гусь на палочке
Уточка на дудочке
Курочка на чурочке
Зайчик на тачке
Мальчик на собачке.
Баба Яга: Ох, и развесели меня. Молодцы! И цветок расколдовали. Ухожу я, пойду ещё чего - ни будь, наколдую. Уходит в домик.
Воспитатель:
Вот и расцвёл «Цветик - Семицветик» , вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что помогли расколдовать её цветок.
Ребята, а какое задание вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Вы такие, Молодцы и умницы у меня! Но нам надо возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебное заклинание :
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Занятие закончилось, дети уходят в группу.
Программное содержание:
- Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
- Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам;
- Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание, мелкую моторику.
- Воспитывать любовь к родному языку, русско – народному фольклору (сказкам) .
Оборудование:
«Цветик-семицветик», на котором записаны задания; магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты разноцветных цветов.
Ход занятия:
Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины отправится в сказочную страну.
Вы согласны?
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо.
Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его:
«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»
Ребята, поможем фее Цвета? (Да)
Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели,
Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии!»
Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?
Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:
1 лепесток, ответьте на вопросы :
Что бывает синее?
Что бывает мягкое?
Что бывает твердое?
Что бывает горькое?
Что бывает сладкое?
Что бывает красное?
Что бывает желтое?
Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.
(переворачивает лепесток другой стороной)
Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку.
Давайте выполним второе задание.
2 лепесток: «Угадай сказку»
«Скачет сито по полям
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла»
(«Федорино горе»)
Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось, закружилось
И помчалось колесом? («Мойдодыр»)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке. («Тараканище»)
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон Откуда?
От верблюда
Что вам надо?
Шоколада. Для кого?
Для сына моего. («Телефон»)
Чья это песенка?
Если я чешу в затылке -
В голове моей опилки,
Но хотя там и опилки,
Но кричалки, и вопилки,
А также шумелки,
Пыхтелки и сопелки. («Винни пуха»)
Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)
3 лепесток: задание волшебные карточки. (Физминутка)
Фея пишет, что по этим волшебным карточкам мы
должны выполнить зарядку.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
- Большой – (маленький)
- Мягкий – (твердый)
- Жара – (мороз)
- Тяжелый – (легкий)
- Светлый – (темный)
- Ложиться – (вставать)
- Грязный – (чистый)
- Говорить – (молчать)
- Добро – (зло)
4 лепесток: дидактическая игра «Назови три слова».
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Животные – …
Одежда – …
Цветы – …
Продукты питания – …
Транспорт – …
5 лепесток: дидактическая игра «Один – много».
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число. Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
6 лепесток:
- Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
- Дидактическое упражнение «Найди звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
На горе Арарат растет красный виноград.
7 лепесток: «Назови похожее слово».
Я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.
Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, подружка)
Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне. (мышка, книжка, шишка) и т. п
Справились и с эти заданием и посмотрите наш «Цветик - Семицветик» стал разноцветным.
Итог НОД:
Вот и расцвёл цветок «Цветик-Семицветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи)
Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы прикрепляете красные цветы, а если было неинтересно, скучно – то зеленые цветы.
Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные цветы.
Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов!