- эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ -и; ж. [лат. emancipatio] Книжн. Освобождение от какой-л. зависимости, подчинённости, угнетения, каких-л. ограничений. Э. от предрассудков. Э. женщин; женская... Толковый словарь Кузнецова
- эмансипация - -и, ж. книжн. Освобождение от какой-л. зависимости, отмена каких-л. ограничений, уравнение в правах. - Хотят восстановить права женщины, которые не должны быть меньше прав мужчины. Понимаете, это и называется эмансипациею. Помяловский, Мещанское счастье. Малый академический словарь
- эмансипация - сущ., кол-во синонимов: 4 освобождение 38 раскрепощение 5 суфражизм 1 эманципация 1 Словарь синонимов русского языка
- эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ, и, ж. (книжн.). Освобождение от зависимости, угнетения, неравноправия. Э. женщин. | прил. эмансипационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- эмансипация - эмансипация ж. 1. Освобождение от какой-либо зависимости, подчиненности и приниженности. 2. Уравнение в правах (обычно предоставление женщинам равноправия с мужчинами в общественной и трудовой деятельности). Толковый словарь Ефремовой
- эмансипация - (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. в соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. Большой юридический словарь
- эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ и, ж. émancipation f. <�лат. emancipatio. 1. Освобождение от какой-либо зависимости; свободы от того, что стесняет разум и деятельность человека. БАС-1. Католики.. Словарь галлицизмов русского языка
- Эмансипация - (от лат. emancipatio) освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, уравнение в правах (например, Э. женщин). В рос. праве... Педагогический терминологический словарь
- эмансипация - Освобождение из-под власти, дарование свободы Эмансипация женщин - уравнение их в правах с мужчинами Ср. Эмансипированный. Ср. Чалый выискивает разные каверзы, чтобы представить в паскудном виде старых и почтенных людей... Фразеологический словарь Михельсона
- Эмансипация - (от лат. emancipatio - освобождение сына из-под отцовской власти) освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах (например, Э. женщин). Большая советская энциклопедия
- ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. етапсгра-tio - освобождение от зависимости, подчиненности) - англ. emancipation; нем. Emanzipation. Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, получение самостоятельности и равноправия индивидом, соц. группой. Социологический словарь
- эмансипация - орф. эмансипация, -и Орфографический словарь Лопатина
- эмансипация - Эмансип/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин - предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Большой энциклопедический словарь
- эмансипация - см. >> избавление, освобождение Словарь синонимов Абрамова
- эмансипация - полная ~ Словарь русской идиоматики
- Эмансипация - Emancipatio. Освобождение сына из-под отцовской власти совершалось, если отец в присутствии властей трижды продавал своего сына для виду третьему лицу (так называемый pater fiduciarius, отец по доверию, который давал обещание... Словарь классических древностей
- эмансипация - ЭМАНСИП’АЦИЯ, эмансипации, мн. нет, ·жен. (·лат. emancipatio) (·книж.). 1. Освобождение от какой-нибудь зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. Толковый словарь Ушакова
- эмансипация - Эмансипации, мн. нет, ж. [латин. emancipatio] (книжн.). 1. Освобождение от какой-н. зависимости, приводящее к уравнению в правах. 2. Освобождение, свобода от того, что стесняет разум или деятельность человека (напр. от предрассудков, условностей, религиозных требований и т. п.). Большой словарь иностранных слов
- эмансипация - Эмансипация, эмансипации, эмансипации, эмансипаций, эмансипации, эмансипациям, эмансипацию, эмансипации, эмансипацией, эмансипациею, эмансипациями, эмансипации, эмансипациях Грамматический словарь Зализняка
- Эмансипация - Выход детей из-под родительской власти, в различных правах долго бывшей пожизненной. В древнем Риме для освобождения сына или дочери из-под родительской власти (называвшейся прежде manus; см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Еще одним синонимом женского движения являлся термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. emancipatio) у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами»51.
Или, выражаясь современным языком, это процесс освобождения какой-либо социальной группы или класса, находящихся в зависимом положении по отношению к другим социальным группам, классам.
В первой половине XIX века - до начала 1860-х годов самым популярным и актуальным был термин «эмансипация крестьян». Термин «эмансипация женщин» «появился в середине XIX века и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. lt;...gt; Эти процессы сопровождались оформлением женского движения как социального»52.
Важно различать внешнюю эмансипацию - создание правового обеспечения свободы волеизъявления и выбора личности и внутреннюю эмансипацию - готовность личности принять эту свободу.
Особенности изучения женского движения
в отечественной историографии
В советской историографии понятия «женский вопрос» и «женское движение» тоже часто выступали как синонимы. Но здесь это происходило в развитии марксисткой интерпретации «женского вопроса» и отрицания женского движения как субъекта социального действия. Исторически это был результат политической борьбы в начале XX века и господства марксизма в качестве «единственно верной теории» и единственной методологии в советской науке.
Методология изучения женского движения была заложена трудами А. М. Коллонтай, которая долгое время единственная из российских марксистов работала над этой темой. Тезис Коллонтай, что «женский мир, как и мир мужской, разделен на два лагеря lt;...gt; буржуазный и пролетарский»53 показал путь применения марксисткой теории к феномену женского движения и феминизма. «Родовыми пятнами» марксистского подхода выступают утверждения политической несамостоятельности женского движения, отрицание его значимости (уже в силу только того, что оно носило либеральный характер), отрицание существования в России феминистского движения и утверждение в противовес тезиса о существовании женского пролетарского движения.
Подходы к изучению темы
Общая методологическая непроработанность темы социальных движений в отечественной науке определила ряд проблем в исследовании женского движения.
Тема общественных движений в советской науке на теоретическом уровне не разрабатывалась, и историки избегали давать определения женского движения в своих работах. Поэтому одной из особенностей и проблем историографии женского движения России в отечественной науке выступает «непрописанность», размытость базовых понятий темы, таких как «общественное движение», «женское движение», «женский вопрос», «феминизм», «суфражизм».
В качестве теоретического подхода в советской науке использован прием рассмотрения женского движения в широком и узком смыслах. В широком смысле под движением понималось любое политическое участие женщин, и прежде всего участие в освободительном движении. В узком - деятельность женщин в самодеятельных женских организациях, вызванная особенностями их экономического и политического положения. Так, Большая Советская энциклопедия определяла женское движение как «борьбу женщин за уравнение прав с мужчинами в экономической, общественно-политической и культурной областях, а также их участие в общеполитической борьбе»54.
Часть исследователей, расширительно трактовавших женское движение, маркировали любую общественно-политическую деятельность женщин как участие в женском движении. И тогда становились возможным выводы, что «в 1870-е годы не существовало какого-либо иного женского движения, кроме народнического»55. Все, чем занимались женщины в сфере политической - будь то работа в революционных и либеральных партиях, проведение специфических женских акций протеста, издание женских журналов, организация женских обществ и т. д., - все объявлялось женским движением. Тем самым стирался феномен женского общественного движения как женского. Широкое прочтение ключевого для темы термина при условии, что авторы не давали определения движению, вносило путаницу и делало работы по теме несопоставимыми и даже противоречащими друг другу.
Расширительное толкование феномена женского движения влекло за собой снижение его политической значимости и утверждение его политической несамостоятельности. Начиная с работ А. М. Коллонтай, либеральное женское движение определялось как движение, находящееся под идейным и организационным руководством кадетской партии, хотя на деле оно появилось на полвека раньше самой кадетской партии.
Кроме того, расширительное толкование женского движения использовалось в советское время в разного рода партийных, правительственных документах, было представлено в официальных изданиях. Большая Советская энциклопедия определила задачи женского движения после установления Советской власти как «всемерное содействие строительству социализма, защита социалистического отечества, вовлечение всех женщин в активную политическую и общественную деятельность»56.
Те исследователи, которые рассматривали движение в узком смысле, т. е. изучали, собственно, женское движение, были поставлены в рамки классовой схемы анализа, выделявшего в нем два направления - буржуазное и пролетарское. Первые советские исследователи определяли участниц либерального женского движения и феминизма как представительниц буржуазии, что было заведомым и грубым упрощением. Затем, жонглируя тезисом о «буржуазности женского движения», они доказывали его незначимость для российского социума57.
Исследователи позднесоветсткого времени отошли от подобной жесткой классовой интерпретации женского движения и избегали называть участниц движения буржуазками. В единичных монографиях, исследующих тему движения, они рассматривали его либо с позиций «женского вопроса»58, либо вписывали составляющей частью в освободительное движение59. И та и другая постановка исследовательской проблемы правомерна, но не ставит объектом своего анализа, собственно, женское движение.
В советской науке была предпринята попытка рассмотреть женское движение как некий целостный социальный феномен через деятельность его организаций. 3. В. Гришина - одна из немногих исследователей советского времени, которая в своем диссертационном исследовании «Женские организации в России. 1905 - февраль-март 1917»60, сделала попытку теоретически обосновать значимость либерального женского движения для процесса социальных изменений. Она определила движение как «общественную деятельность женщин, вызванную особенностями их экономического, гражданского и политического положения. Наиболее полное отражение оно находит в деятельности организаций, созданных с целью борьбы за улучшение этого положения»61. К сожалению, диссертационное исследование Гришиной не было издано в виде монографии. В дальнейшей своей работе Гришина рассматривала женское движение именно как общественное движение, т. е. как конфликтное взаимодействие женщин и власти62.
В отношении изучения феминизма можно сказать только одно: ни как движенческая практика, ни как теория, ни как идеология движения в советское время не исследовалось совсем. В ранней советской историографии русский феминизм упоминался только в контексте борьбы партии большевиков за вовлечение работниц в революционное движение и рассматривался как буржуазное движение женщин, стремящихся к обособленной борьбе женщин за их равноправие с мужчинами при сохранении капиталистического строя63. Этот тезис - результат политической борьбы, не имеющий к науке никакого отношения.
В позднесоветское время русский феминизм также стал жертвой идеологических установок. Он определялся как антимужское движение, не характерное для России64. Симптоматично, что российское движение женщин рубежа XIX-XX веков в этих исследованиях определяли как «женское» движение, а развивающееся параллельно и одновременно движение женщин в западных странах как «феминистское». При этом движения были аналогичны по своим целями, типам организаций, социальному составу участниц, коллективным действиям и т. д. Это неудивительно: господствующая идеология определяла выводы.
В постсоветское время произошло переосмысление теоретических основ изучения женского движения. Появились работы монографического характера, написанные с применением разных теоретических подходов, в том числе гендерного, и теорий таких социальных наук, как политология, социология общественных движений. Ушел в прошлое идеологический диктат. В результате изменились не только подходы к исследованию движения, но и отношение к нему, оценка его результатов.
Первая монография постсоветского времени о женском движении России первой волны (сер. XIX - нач. XX вв.) принадлежит 0. А. Хасбулатовой65 и написана с позиций историко-политологического анализа. Затем последовали книги С. Г. Айвазовой66, 0. А. Хасбулатовой и Н. Б. Гафизовой67. В этих исследованиях положение женщин в российском обществе описывается в терминах дискриминации, факт существования женского движения признается закономерным и важным для развития гражданского общества и становления демократического государства. Женское движение рассматривается как противостояние власти и женщин в лице женских организаций, а сами организации как оргструктура движения.
В этих работах даются определения женского движения. Это - «совокупность многих женских организаций, групп и объединений с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения какого-либо материального, социального, политического, духовного или иного интереса, корректировки государственной политики с целью достижения гендерного равенства - фактического равноправия женщин и мужчин в различных сферах общественной жизни»68; «особая форма политического и социального действия, направленного на принципиальные изменения в традиционных отношениях власти - на политическую модернизацию общества»69.
Ушло в прошлое отрицательное отношение к феминизму и отрицание его существования в России. В работах С. Г. Айвазовой было положено начало изучению русского феминизма. Она рассматривает феминизм и как концептуальное обоснование женского движения, и как философию и идеологию «даже не столько собственно женского равноправия, сколько освобождения личности из-под репрессивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала»70.
Периодизация женского движения
Вопрос о периодизации женского движения России всегда был важен для историков при анализе движения. Ha-эту тему размышляли авторы рубежа XIX-XX веков, советского времени, современные российские исследователи.
«Биографы» движения XIX и начала XX века брали за основу периодизации либо значимые события из истории движения, либо создание тех или иных женских организаций. Например, Союза равноправности женщин, как нового типа политической организации женщин. Но так или иначе все они сходились во мнении, что движение стартовало в конце 1850 - начале 1860-х годов.
В работах советского времени ряд авторов (Э. А. Павлюченко, С. Н. Сер- дитова, Г. А. Тишкин) определяют периоды движения, исходя из целей последнего - высшее образование, избирательное право,участие в революционной деятельности. Кроме того, в трудах А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд, С. Н. Серди- товой выделен этап становления рабочего женского движения71.
3. В. Гришина в своем диссертационном исследовании связала этапы развития движения с событиями макроуровня и получила следующую картину: с 1850-1860-х годов по 1905 год - начальный этап движения, постановка «женского вопроса»; 1905-1907 годы - становление политического характера движения; 1907-1914 годы - женское движение периода Столыпинской реакции и начала нового революционного подъема; 1914-1917 годы - женское движение во время Первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции72.
В диссертационной работе Е. П. Хмеляускене выделены два этапа женского движения: 1861-1905 годы - этап становления и 1905-1917 годы - этап политизации и расширения социальной базы движения73.
0. А. Хасбулатова первым этапом - этапом становления женского движения - определила 1859-1894 годы, вторым этапом - этапом политизации и изменения инфраструктуры общества - 1895-1917 годы74.
С. Г. Айвазова рассматривает российское женское движение более масштабно, выходя за рамки первой волны. Она выделяет три этапа отечественного женского движения, которые коррелируют с глобальными событиями в истории нашей страны.
Первый этап - 1861-1917 годы - развитие движения в условиях либерально-демократической модернизации; второй этап - 1917-1985 годы - движение в условиях социалистического строительства; третий этап - 1990-е годы - движение времен перехода к рыночной экономике и демократическому правовому государству75.
В предлагаемой работе в основу периодизации женского движения также положена идея о том, что генезис движения напрямую связан с изменениями структурных макроусловий. Другими словами, изменения социально-экономических, политических, организационных возможностей общества (т. е. внешних факторов макроуровня), которые являются одновременно и ресурсами движения, есть важнейший фактор, позволяющий сформироваться общественному движению. Так, события 1860-х годов определили одни цели, направленность, тип организаций, коллективных действий и лидерства в женском движении. Введение избирательного права, создание русского парламента в виде Государственной Думы потребовало других действий, лидеров, идеологии, обосновывающей претензии женщин на политические права.
Внешние ресурсы движения рассматриваются на двух уровнях: макроуровень (политические и общесоциальные условия, которые формируют принципиальные возможности появления общественного движения в конкретной исторической ситуации) и мезоуровень (социальные институты, отношения на уровне социальных групп).
Другая идея, положенная в основу периодизации, - женское движение и феминизм два неразрывно связанных между собой этапа одного движения. Феминизм вырос из женского движения, переосмыслив опыт женского движения и теоретически обосновав наличие интересов женщин как большой социальной группы и их дискриминации по признаку пола.
Поэтому первый этап движения женщин приходится на 1858-1905 годы. Он определен как этап женского движения. Его суть состояла в попытке улучшить положение женщин в традиционном российском обществе, найти возможности для развития личности женщины, ее самореализации. Гендерная система общества не ставилась под сомнение, проблемы женщин не осмыслялись с теоретических позиций, идеология движения отсутствовала - в ней еще не было нужды.
1858 год - год встречи основательниц российского женского движения, время первых разговоров, обсуждений проблем женского участия в делах общественности и инициирования первой самодеятельной женской организации. Заканчивается первый этап движения в 1905 году с принятием избирательного закона, который нарушил баланс гендерного бесправия российского населения и сделал женщин аутсайдерами институциональной политики. Макроусловия развития движения изменились, и это привело к принципиальным изменениям в движении.
Второй этап движения - феминистский. Он стартовал в 1905 году и завершился в 1918. Начиная с 1905 года, цели движения были пересмотрены и поставлены узко и конкретно. Деятельность активисток женского движения по достижению целей движения заставила их усомниться в справедливости социальной организации общества. В конце XIX века в речах и статьях участниц движения зазвучали идеи, которые с полным правом можно назвать феминистскими - другими словами, начала формироваться феминистская теория и идеология движения. 1905 год дал новые аргументы к развитию теории и идеологии феминизма. В этот год появилась первая женская организация с политическими целями. Изменился репертуар коллективных действий. Эти изменения были вызваны к жизни процессами демократизации российского общества, появлением новых внешних ресурсов, которые выразились в открытии новых политических возможностей, таких как введение избирательного права, изменение масштаба политических отношений, появление новых политических структур. 1918 год - конец второго этапа. Политические условия опять изменились. Женские организации самораспустились или были закрыты властью. Это произошло повсеместно по стране - и в голодном и замерзающем Петрограде, и в Москве, и в провинции.
В новых политических и экономических условиях женское движение, используя идеи, традиции, опыт дореволюционного женского движения и феминизма, проявилось в виде советского феминизма. Несмотря на изменение социального состава участниц нового советского женского движения и советского феминизма, оно - продолжение в других условиях функционирования дореволюционного движения женщин первой волны.
В 1930 году первая волна русского советского женского и феминистского движений закончилась. Движение завершило цикл своего развития. Это произошло не потому, что оно решило поставленные задачи, исчерпало свой интеллектуальный, организационный, лидерский потенциал, а потому, что его цели и цели власти диаметрально разошлись, и оно было принудительно ликвидировано «сверху».
Для отечественной историографии характерно исследование политической, социально-экономической, культурной ситуации в стране, т. е., выражаясь социологическим языком, изучение внешних факторов макроуровня развития движения. Факторы среднего и индивидуального уровня не выстраивались или выстраивались фрагментарно, как дополнение. Поэтому организационные возможности движения, его идеология и символика, мотивы, функции, роли участниц движения и др., то есть позиции, важные для анализа движений с позиций социологии общественных движений, упускались. Таким образом, ряд тем и проблем движения, необходимых для понимания феномена общественного движения, не нашел освещения в отечественной историографии.
В работах последних лет этот пробел ликвидируется. С. Г. Айвазова изучает идеи русского феминизма, развитие в России темы прав женщин и их «освоения» в процессе модернизации страны76. 0. А. Хасбулатова в своей работе обращает внимание на устойчивые представления, культурные нормы, бытовавшие в отношении женщин в российском социуме в XIX веке, и их значение для движения77. Н. Б. Гафизова разрабатывает тему взаимодействия россиянок с международными женскими организациями и установлением контактов российского женского движения с международным. М. В. Рабжаева рассматривает процесс женской эмансипации сквозь призму гендерного конструирования и тем самым освещает латентный период женского движения78.
В отечественной историографии зафиксирован факт существования женского пролетарского движения. Традиция ведет свое начало с трудов А. М. Коллонтай. Именно она реализовала в своих работах бытовавший среди социал-демократов в конце XIX - начале XX веков тезис о буржуазном и пролетарском женском движении. Первое, по ее мнению, объединяло «бур- жуазок», под которыми понимались женщины всех непролетарских слоев общества. Второе объединяло работниц.
Возможно, в Германии и Финляндии существовало реальное пролетарское женское движение, но которое ссылалась А. М. Коллонтай. Но в России не было самостоятельных женских рабочих организаций и соответственно женского рабочего движения. Коллонтай определила своей политической задачей создание женского пролетарского движения. И хотя она положила немало сил и времени на осуществление этой идеи, сделать ей этого, разумеется, не удалось. Те работницы, которых она подготовила для участия в Первом Всероссийском женском съезде, или те, которые вошли в созданное ею Общество взаимопомощи работниц, не являлись представительницами и выразительницами интересов широких масс российских работниц как особой социальной группы. Любое движение предполагает формирование коллективной идентичности, определение интересов своей группы, самодеятельности в создании организаций (оргструктуры движения) и акций, выработку идеологии движения, взращивание «своих» лидеров. Один человек не в состоянии «раскачать», организовать и повлиять на самоопределение такой большой и инертной социальной группы, какой были женщины-работницы в начале XX века в России. Работа А. М. Коллонтай была лишь первым шагом российских марксистов навстречу работницам и первым шагом в осмыслении интересов пролетарок как специфической социальной группы.
Деятельность А. М. Коллонтай - политическая работа активистки социал- демократического движения. В 1905 году она обеспокоилась активизацией феминисток и установлением контактов между работницами и равноправка- ми и попыталась отсечь работниц от конкурирующей политической силы в виде русского феминизма, мотивируя свои действия желанием не допустить «распыление рабочего класса по половому признаку». Коллонтай предложила социал-демократам создавать женские рабочие внутрипартийные группы, но была подвергнута критике за феминизм. Но ее это не остановило, и в 1907 году она инициировала первую женскую рабочую организацию -. Общество взаимопомощи работниц (Петербургский клуб работниц), что позднее позволило историкам и политикам говорить о появлении в России женского пролетарского движения в начале XX века. Впрочем, сама А. М. Коллонтай начинала его отсчет с участия женщин в первых рабочих забастовках в начале 1870-х годов79.
Таким образом, существующему либеральному женскому движению, феминизму, Коллонтай противопоставила пока еще не существующее женское рабочее движение. В подтверждение этого тезиса выступает факт отсутствия самостоятельных женских рабочих организаций, т. е. оргструктуры движения. Деятельность равноправок А. М. Коллонтай оценивала, мягко говоря, с изрядной долей негативизма80. Р. Стайте заметил, и с ним нельзя не согласиться, что Коллонтай намеренно искажала факты при описании деятельности русских феминисток81.
Сложностей с интерпретацией рабочего женского движения в отечественной историографии было много. От партийной установки об отсутствии причин для его возникновения до деклараций о его существовании. От рассмотрения его как «женской стороны» рабочего движения без собственной структуры с объяснением, что у работниц нет «специфических женских задач lt;.. .gt;, специфических интересов, отличающихся от интересов всего пролетариата» (Коллонтай)82, до признания необходимости сепаратных женских пролетарских организаций как «дополнительных» к общим рабочим организациям и наделение их функциями «пропаганды и агитации» (Крупская)83. От определения их цели как борьбы в рядах пролетариата за всеобщее освобождение до постановки перед ними двух целей - совместной борьбы с мужчинами за освобождения своего класса и «против угнетения женщин в об-1 ществе» (Коллонтай)84.
В данной работе утверждается, что женское рабочее движение появилось в России только в 1917 году, когда произошло формирование коллективной идентичности работниц крупных городов, их самоидентификация как* особой социальной группы; когда они выступили в защиту интересов собственной социальной группы, т. е. предприняли первые самостоятельные акции. В качестве оргструктуры женского рабочего движения выступили организации, созданные для работниц феминистками и социалистами. В основу идеологии этого движения легли феминистские и марксистские тезисы. Предметное изучение женского рабочего движения еще ждет своего часа и своего исследователя. По моему мнению, его начало приходится на 1917 год, а окончание на 1930-й, когда были упразднены женсоветы, которые составляли оргструктуру движения.
Что касается вопроса о результативности движения, то советские исследования утверждали важность женского пролетарского движения в классовой борьбе пролетариата и оценивали вклад пролетарок очень высоко. Женское либеральное движение оценивалось либо как не сыгравшее значимой роли в развитии российского общества, либо как оказавшее усиливающееся воздействие на развитие революционного процесса в России. В работах последних лет этот вывод пересмотрен. Движение оценивается как субъект социального прогресса85, как ресурс модернизации России86.
Исходя из всего вышесказанного следует, что наличие довольно обширной историографии не означает изученности феномена женского движения первой волны в отечественной науке. Исторические исследования, посвященные «женскому вопросу», отдельным проблемам или периодам движения не давали целостного представления о женском движении России на всем протяжении его существования. Эти исследования не анализировали проблемы, выдвигаемые движением в терминах движения, т. е. в плоскости специфического взаимодействия между властью и женщинами как представительницами особой социальной группы.
Это связано с традицией рассмотрения общественных движений с позиций марксистской парадигмы. Подобный подход не позволял осмыслить разнообразие форм протекания общественных движений и приводил к описанию движений как явлений однозначных, определенных и заданных. В отношении женского движения ситуация складывается еще более драматично. Понятие класса плохо сочетается с категорией гендера: классовый подход отрицает обоснованность существования женского движения как такового и его влияние на процесс социальных изменений. Именно этим и объясняется невысокая степень изученности и обобщения российского женского движения первой волны в советской историографии, и особенно российского феминизма как составляющей его части.
В последние годы, как уже говорилось, появились работы обобщающего характера с опорой на методологию смежных социальных наук, которые отошли от марксистского анализа и представили женское движение в ином свете. Данная работа написана в продолжение этой традиции.
Истинное лицо эмансипированной женщины.
После революции советским правительством был взят курс на освобождение женщины от кухни. Было решено сделать ее свободной и эмансипированной.
Разве плохо? К тому же, в то время советским предприятиям не хватало рабочих рук. Мужчины устанавливали советскую власть на местах и в центре, женщин отправили на поле и к станку. По сравнению с отсталым Западом, где женщина еще долгие годы оставалась кухонной рабой, это был огромный рывок для нашей страны. И европейке пришлось потрудиться, чтобы покинуть пределы своего ограниченного бытия и стать эмансипированной особой. Нашим же женщинам большевики преподнесли свободу на «тарелочке с золотой каемочкой».
А получилось вот что...
Женщину к станку поставили, а от кухни не отлучили. То есть советская женщина стала работницей, получила право голоса в профсоюзах, могла активно выступать на собраниях. Ее поставили на один уровень с мужчиной, но от всех прежних женских обязанностей, как-то: ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, ублажение мужа -никто ее не освобождал.
Эмансипация ограничилась правом женщины пойти в шахту или встать на конвейер. Вспомните фильмы тридцатых годов с Мариной Ладыниной, где в каждой ленте прославлялась женщина-идейный борец. Практически вся бывшая «слабая» половина получила шанс на работу и вместе с мужской частью населения с утра отправлялась на службу. Возвращаясь вечером после восьмичасового рабочего дня домой, женщина приступала к своим домашним обязанностям. Советское правительство (в большинстве своем представленное мужчинами) не побеспокоилось облегчить домашний труд. До самых последних дней двадцатого столетия советская женщина терпеливо и мужественно несла две вахты - на работе и дома. Но что самое интересное - наша женщина привыкла к этому обстоятельству и считает нормальным и естественным работать на «полную ставку». Все это выгодно отличает бывшую советскую гражданку от европейки. Немецких мужчин приводит в восторг (наших, естественно, не трогает, они привыкли к этому и не представляют другого) такое сочетание в советских дамах как желание работать и одновременно с этим согласие тащить на себе воз всех домашних дел. Но есть одно «НО». Все хорошо не бывает. Чего же не хватило нашим женщинам, чтобы стать образцом и примером? Дело в том, что они постепенно превратились из женщины в мать и работницу. За такими нагрузками, естественно, у них не было никакой возможности заняться собой. Вскоре после брака пропадал интерес к сексу, в силу переутомления. Женщина разучилась ухаживать за собой, чтобы привлекать мужчину. Ей некогда было «играть» с мужем в «кошки-мышки» на широкой кровати. Да и кровати у многих вообще не было. Сколько из нас коротали ночи с супругом на раскладном диване в проходной комнате? Какие игры, если за перегородкой сопит бабушка или нога упирается в кроватку ребенка... В чем же разница между навязанной эмансипацией советского строя и естественной эмансипацией европейки?
Европейская «эмансипэ»
Европейская женщина (немка или француженка) со временем поняла, что «домохозяйственное» ее положение отнюдь не таит выгод, а напротив, превращает в прислугу и делает ее целиком и полностью зависимой от мужа.
В девятнадцатом веке (естественно, и раньше) эта зависимость была обусловлена обстоятельствами - одинокая женщина не могла без мужа выжить в обществе, где работником и кормильцем был он. Пока работа в большинстве своем носила физический характер (начиная от ловли мамонта и охоты на медведя и кончая работой по добыванию угля в штольне или на стройке), до тех пор женщина была обречена на «сидение» дома. Но двадцатый век расширил возможности.
Появились «женские» профессии, работы более легкие или умственные. И женщина забеспокоилась. Ей больше не нравилось, что муж, отработав восемь часов, являлся домой на все готовое, а она, прокрутившись как белка в колесе и падая от усталости, должна была ему подавать и прислуживать. В итоге к пятидесяти годам у мужа оказывалось и стабильное положение, и заработанная пенсия, то есть уверенность в завтрашнем дне. А женщина оставалась иждивенкой на его шее. Но ладно, если супруги сохраняли брак до конца своих дней. Однако части мужчин этого возраста присуще посматривать на молоденьких и привлекательных женщин... А некоторым молоденьким женщинам нравятся опытные и уверенно стоящие на ногах мужчины. Это все и подтолкнуло женщин к решению - нужно идти работать.
Но европейка, выйдя на работу, одновременно с этим ушла из кухни. Домашнее хозяйство пришлось автоматизировать по максимуму - начиная от пылесосов в каждом доме и заканчивая сушильными машинами, просушивающими белье после стирки, чтобы не терялось время на его развешивание - с этой «роскошью» наши женщины не были знакомы. Приготовление пищи свелось к разогреванию полуфабрикатов. Ате мелочи, которых невозможно избежать, как, например, вкладывание белья в стиральную машину или разборка тарелок и стаканов из посудомоечной машины, стали строго делиться между мужчиной и женщиной. Немка больше не желала перерабатывать. Она работала наравне с мужчиной и вечером тоже хотела отдыхать. Это вызвало, правда, протест мужчин. Раньше муж содержал жену, оплачивая все расходы по ведению домашнего хозяйства, ожидая от нее обеда и порядка в квартире. Теперь же, коль ему пришлось складывать свои грязные носки и рубашки в стиральную машину самому, он воспротивился оплате всех расходов из своего кармана. Женщина согласилась взять часть расходов на себя, но в кабалу к мужчине не пошла. В результате всех этих перетурбаций, происшедших за последние сорок лет двадцатого века, в Европе сложилась схема раздельного ведения хозяйства, когда супруги или партнеры делают карьеру, из заработанных денег складываются на жилье и питание, и делят те небольшие обязанности по дому, которые остались после полной их автоматизации.
Материальная независимость партнеров друг от друга имеет немало преимуществ. Женщина не боится, что муж ее бросит у «разбитого корыта». Мужчина, в свою очередь, надеется, что женщина любит его за душевные качества, или за умение быть веселым, но никак не из-за того, что он оплачивает квартиру или дом. То есть интерес в этом положении оказался обоюдным. Именно поэтому в Европе расцветает культура секса. Женщина не перегружена, есть жилищные условия, время, а главное, желание.
Пора!
Нашим женщинам пора разобраться в истинном лице эмансипированной женщины. Пора найти свои штрихи в этом портрете. Нужно наконец решить вопрос - хочет ли она быть «эмансипэ», или ей ближе женская суть в классическом понимании. До тех пор, пока женщина будет разрываться между ролью домохозяйки и попытками самоутвердиться в качестве деловой дамы, она не сможет удовлетворить свои запросы. Те, кто выбирают первое и делают ставку на личную жизнь, кто хочет и меть семью - мужа и детей, должны понять, что находятся в состоянии зависимости от супруга. Такая женщина должна отдаваться целиком и полностью мужу и детям, заботиться о них, потакать и баловать. Супруг в данном случае выступает в роли добытчика, обеспечивающего семью и решающего все ее проблемы.
Во втором случае, когда женщина сама работает, так сказать самореализуется, тратит массу времени и сил на укрепление своих позиций на служебной лестнице, может в браке или в партнерстве претендовать на помощь супруга по дому, на равноправие во всех семейных вопросах. Но она не может уже рассчитывать, что муж будет оплачивать все нужды семьи из своего кармана...
Некоторые из нас стали мужчинами, за которых мы хотели бы выйти замуж.
Глория Стайнем
Всем известна извечная нескончаемая борьба женщин за свои права. Во все времена женщины-лидеры бунтовали против неравенства в существующей системе и обвиняли в этом общество мужчин. В наше время эмансипированная женщина методично захватывает первенство в бизнесе и политике, и теперь уже мужчинам приходится опасаться, что их оттеснят на второй план. Количество бизнес-woman растет как на дрожжах. Женщины смело идут против мужского лидерства… и как красиво идут!!!
Так, какой же сейчас все чаще предстаёт перед нами деловая женщина нашего времени? Каким уникальным характером она должна обладать? Как ей найти ту золотую середину между киндерами, кухней, церковью и бывшими раньше в ведении только мужчин делами бизнеса и управления государствами.
Давайте начнем, прежде всего, с того, что эмансипированная женщина – это независимая женщина, единоличная хозяйка своей жизни. Она сама строит свою жизнь, разрушая все «женские табу» на своем пути. Следуя сложившемуся стереотипу, многие мужчины опасаются и избегают женщин имеющих свой собственный бизнес, или имеющих успешную политическую карьеру. Они боятся таких деловых женщин. Правит балом привычка обесценивать женщину, ведь это мужчина – защитник, добытчик и кормилец семьи. Каждый сверчок, знаете ли, должен знать свой шесток. А иначе, социально преуспевающая женщина поставит под большой вопрос чисто мужские, по мнению мужчин, таланты и способности – и тут уже страдает их мужская гордость и честь.
Теперь пройдемся по деловой женщине-стерве.
Когда характер проявляет женщина, про нее говорят «сука». Когда характер проявляет мужчина, про него говорят «отличный парень». Из публичных выступлений Маргарет Тэтчер. Вспомните, как искусно женщина умеет высмеять и уязвить самолюбие любого противника. А что остается делать, если нельзя вызвать на дуэль, драться, или просто элементарно дать в морду? Милые дамы смело разрушают все «пацанские» честные правила ведения боя. Они, невозмутимо попивая чашечку кофе, в светской беседе, морально стирают своего оппонента в порошок и при этом не забывают мило улыбаться. Всегда вежливые и сдержанные бизнес-леди могут очень больно ужалить своим острым язычком, и их изощренное высмеивание испортит жизнь любому смельчаку, вставшему у них на пути. И все свои действия они маскируют под дружеские объятия. Ну и кто они после этого?
И наконец, тема для всеобщего обсуждения: как эмансипированная женщина может сбалансировать семью и карьеру?
Проведя исследования среди карьеристов, социологи бьют тревогу. Неженатых бизнесменов в два раза больше чем семейных. И среди свободных деловых людей 70% женщин, с доисторических времен обязанных быть хранительницами домашнего очага, стать матерью, растить и воспитывать своих детей. Этот жизненный сценарий был прописан матушкой природой на генном уровне.
Так имеет ли место быть счастливый симбиоз семьи и карьеры? Ведь на самом деле тут нет никакой дилеммы. Семья семьей, а карьера карьерой. Расставьте приоритеты и распределите 24 часа суток на две половинки. Не стремитесь оказаться на недосягаемой высоте, вы можете лишить себя простого человеческого счастья. Постарайтесь, какое-то время с удовольствием заниматься любимым делом, а после него с не меньшим удовольствием, по вашему личному желанию, заняться домашним хозяйством, поиграть с детьми, сходить с мужем в кино или ресторан.
Хотя жизнь, конечно, очень сложная штука, не все и не всегда получается так как мы мечтаем…Но тогда есть к чему стремиться!
8 марта 2005 года президент Путин провел, как и положено, встречу с российскими женщинами. Симптоматично, что в Кремль к президенту были приглашены не секретарши и домохозяйки, а бойцы морской пехоты и спецназа, летчицы, фронтовые разведчицы - ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, а также дамы, проходящие сейчас службу в Чеченской республике. Таким образом, к началу XXI века в России, как и на Западе, женское равноправие стало суровой реальностью. Правда, последствия "освобождения женщин" для всего общества оказались гораздо более масштабными, чем это можно было предполагать.
Во всем виноват Джон Милль
Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам равного с мужчинами права на участие в выборах всех уровней. Не путать с "феминистками", круг требований которых гораздо шире.
Когда первые женские движения начинали свою деятельность, ничто не предвещало потрясений, которыми современный мир обязан феминизму. В конце XVIII - начале XIX века требования дам были весьма скромны - они всего лишь добивались права на получение образования, продуктивный труд и участие в политическом процессе.
Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля "Порабощение женщин", автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы.
Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин.
О сексуальной революции
- для одних она является символом долгожданного освобождения женщин от пут патриархальной морали, для других - придуманным мужчинами способом добиваться сексуальной близости с большим, чем прежде, количеством лиц противоположного пола.
О месте женщины в мире
- часть феминисток уверена, что женщины ничем не отличаются от мужчин, часть считает, что различия полов существуют объективно, но вовсе не говорят о мужском превосходстве.
Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень. С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании. Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.
Клепальщица Рози
Плакат с изображением "клепальщицы Рози" и надписью "Мы это можем!", иллюстрация с сайта www.samesexmarriage.ca
Так или иначе, но к началу 1920-х годов женщины в США и многих странах Европы получили избирательные и имущественные права. Первая и Вторая мировые войны также дали им возможность попробовать себя на традиционно мужских рабочих местах. В сороковые годы в США огромной популярность пользовался образ "клепальщицы Рози" - женщины, вышедшей на производство, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Годы Второй мировой войны также стали в США временем появления Женской бейсбольной лиги. Правда, в сороковые и пятидесятые бейсболистки выходили на поле в юбках и были обязаны красить губы помадой.
Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей. Этим и занялись феминистки "второй волны", благодаря которым феминизм стал одиозным понятием.
В 1960-е годы широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар. Одна из радикальных феминисток - Андреа Дворкин - даже стала героиней порнографических комиксов, опубликованных журналом "Хастлер" в отместку за поданный ею судебный иск. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968-м году знаменитую демонстрацию против проведения конкурса "Мисс Америка", во время которой они выбрасывали в мусорные баки бюстгалтеры, шелковые чулки и косметику.
В это время в России
Количество работающих женщин в США и Европе в среднем увеличилось на 113 процентов с 1970-х годов, а к 2010 году женщины будут составлять в развитых странах 48 процентов рабочей силы. За прошедшие годы снизилась и разница в средних мужских и женских зарплатах - в США она сейчас составляет всего 33 цента с доллара.
На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе. Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой "Общества дешевых квартир". О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых. Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности.
Если вы читали роман Чернышевского "Что делать?", то примерно представляете себе деятельность "Общества дешевых квартир". Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой они получили возможность посещать Высшие женские курсы. К 1878 году в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы. Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце XIX века из 1200 иностранных студенток Цюрихского университета 700 имели российский паспорт.
Уже в конце позапрошлого века российское женское движение (а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками") заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя "помощницами мужчин" и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением "женского вопроса", в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин "доброй воли" скорее союзниками, чем противниками.
В 1917 году после Февральской революции женщины впервые получили право на участие в выборах и составили 12 процентов кандидатов в Учредительное собрание от кадетов и 10 процентов - от большевиков. После Октябрьской революции большевики объявили, что все женские вопросы будут решены в ближайшее время и запретили феминистские организации. Действительно, в 1918 году был принят декрет "О гражданском браке", впервые в Европе давший женщинам право сохранять девичью фамилию, в 1920 году советская власть легализовала аборты, в 1926 году для развода одному из супругов стало достаточно отправить открытку в ЗАГС.
Однако к 1930-м годам ситуация с рождаемостью стала настолько критической, что процесс пошел в обратную сторону. К 1948 году развестись можно было только через суд, 12 годами ранее были запрещены аборты (вновь разрешены в 1955-м году), в 1935-м году в СССР полностью прекратилось производство контрацептивов. При этом начиная с 1935 года женщины были обязаны наравне с мужчинами работать на заводах и в шахтах. Зато доля женщин в советских руководящих органах к началу восьмидесятых годов достигала всего 5 процентов, а в Политбюро ЦК КПСС вообще не было ни одной дамы, за исключением Екатерины Фурцевой. Кстати, как гласит легенда, и эта советская леди стала жертвой полового неравенства - рядом с кабинетом, где заседало Политбюро, не было женского туалета, и ей приходилось надолго покидать заседания, чтобы дойти до женской уборной, расположенной в другом крыле здания.
В 1980-х годах, на пике диссидентского движения, в СССР появились первые феминистские организации, скроенные по западному образцу. Их основали участницы правозащитного движения после того, как поняли, что их соратников-мужчин совершенно не интересует "женский вопрос". В 1979 году состоялась попытка издания независимого журнала "Женщины и Россия", весь тираж которого был арестован, в 1981-м -1982-м годах в РФ издавался еще один феминистский журнал под названием "Мария".
Самым значительным событием в женской политической истории постсоветской России стала победа движения "Женщины России" на выборах в Госдуму в 1993 году. Однако впоследствии женские вопросы были вытеснены из сознания россиян проблемами выживания.
Издержки равноправия
Хотя большинство женщин в США и Европе не последовали примеру радикальных феминисток, почти все они получили возможность воспользоваться плодами полного равноправия полов. В период с начала шестидесятых по конец восьмидесятых годов женщины добились разрешения широкой продажи противозачаточных таблеток (в США соответствующий закон вступил в силу в 1960-м году, а во Франции - в 1967-м году) и абортов, введения в употребление понятия "развод по обоюдному согласию" (в первой половине двадцатого века при любом расторжении брака суд был обязан найти виновника происходящего) и признания обществом того факта, что у женщины, как и мужчины, может быть несколько половых партнеров.
Современные американские феминистки настаивают на том, что в основе неравенства полов лежит язык, в котором слово "мужчина" часто употребляется вместо слова "человек". Некоторые из них даже настаивают на введении нового термина - "womyn" - в отношении как мужчин, так и женщин. Феминистская цензура не обошла даже Библию - в 1975 году свет увидела первая феминистская версия Священного Писания, в котором после слов "Бог-отец" в скобках было написано - "и мать".
Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. В недавно опубликованном социологическом исследовании Лии Мако и Керри Рубин "Кризис 30 лет" рассказывается о том, какое множество беременных или недавно родивших женщин страдают по вине своих начальниц, презирающих их за решение стать матерью несмотря на успешную карьеру. Современные женщины знают, что обязаны "получить все сполна" (то есть - и создать семью, и сделать не менее удачную, чем муж, карьеру). Поэтому средний возраст рождения первого ребенка в развитых странах колеблется от 26 лет в Канаде до 30 лет во Франции, а падение рождаемости давно стало одной из главных проблем ЕС.
Борьба против превращения женской любви в товар привела к появлению таких экзотических понятий, как "сексуальные домогательства на рабочем месте". 8 февраля 2005 года компания FedEx заплатила 1 миллион долларов женщине, пожаловавшейся суду на отказ менеджера наказать сотрудника, несколько раз предлагавшего ей романтические отношения. Под угрозой исков мужчины не рискуют заниматься поиском любви на работе, что не оставляет тысячам проводящих в офисе по 12 часов в день Бриджит Джонс ничего лучшего, чем писать тоскливые дневники.
Женщиной не рождаются, ею становятся
Тем временем феминистки "третьей волны" разрабатывают теории, в которых слово "пол" заменяется словом "гендер" и указывает уже не на врожденные биологические признаки, а лишь на установки, навязанные ему обществом. Согласно вошедшей в моду в 90-х годах прошлого века Queer Theory, в мире вообще не существует мужчин и женщин. Просто людям, рожденным с одним типом гениталий, общество предписывает думать о себе как о "женщинах", а людям, рожденным с другим типом гениталий - как о "мужчинах". Стоит избавиться от этой обидной ошибки, и вопрос равноправия исчезнет вместе с самими гендерами. Правда, вместе с ними канут в лету семья, секс, модные журналы, родильные отделения больниц и публичные дома.
Зато жители РФ могут не беспокоиться: благодаря своебразной форме женского равноправия, принятой в СССР, и суровым реалиям постсовесткой жизни для большинства современных россиянок ненавидимый западными феминистками патриархат стал скорее сулящей благополучие мечтой, чем системой, с которой надо бороться.