Если в младенчестве для развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка родителям необходимо лишь улыбаться малышу и «агукать» с ним, то уже к 2-годовалому возрасту этого будет явно недостаточно. Наступает время детских вопросов, и ответы на них должны быть достаточно четкими, ясными, соответствующими возрасту ребенку. Как же правильно отвечать вопросы детей, чтобы удовлетворить любопытство малыша и обогатить его развивающийся мозг доступной информацией?
Когда маленькие дети начинают задавать вопросы?
Средний возраст, когда дети начинают задавать вопросы – около двух лет. Но самый возраст для маленьких «почемучек» - это от 2,5 до 5, когда вопросам, кажется, никогда не будет конца. Ребенок знакомится с окружающим его миром - он первый раз уже во вполне сознательном состоянии увидел снег, новогоднюю елку, услышал, как кто-то поет, или увидел, как кто-то плачет. Самостоятельно понять, почему все вокруг происходит именно так, а не по-другому, он не может. Поэтому детские вопросы «Почему?» сыпятся как из рога изобилия, малыш постоянно что-то спрашивает у взрослых. Малышам просто необходимо находить проблемы, а затем решать их с помощью вопросов, задаваемых взрослым, - так они легче потом войдут в самостоятельную жизнь. Давая серьезные ответы на детские вопросы, нужно учитывая, что спрашивая о чем-то родителей, малыш стремится к контакту с ними, и это тоже нужно поощрять.
В возрасте 2,5-3-х лет у детей появляется всякого рода любопытство к предметам, которые они раньше не замечали. В литературе это называют термином «половое любопытство». Психологи понимают под этим выраженное стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного. Поэтому ответы родителей на детские вопросы подобного рода должны помочь постепенному формированию представлений о должном характере поведения мальчика или девочки.
Как правильно отвечать на вопросы детей дошкольного возраста
Взрослые должны отвечать на вопросы детей дошкольного возраста как можно доступнее и проще, особенно это касается вопросов, касающихся полового воспитания. Помогут в этом специальные книги, в которых вся информация изложена в понятной для малышей форме. Как правило, такие книги снабжены качественными картинками. Выполнение данной задачи успешно повлияет не только на интеллектуальное и моральное развитие, но и окажет значительную поддержку .
А как правильно отвечать на детские вопросы, ответы на которые малышу знать ещё рано? Ни в коем случае нельзя говорить ребенку в любом возрасте, что он еще слишком мал, чтобы получить ответ на свой вопрос, - у него может выработаться комплекс неполноценности, или, что ничуть не лучше, равнодушие к окружающему миру. Ребенок спрашивает, потому что он познает мир, потому что ему интересно, а еще потому, что он доверят взрослым.
В возрасте трех лет нельзя подрывать доверие малыша, заставляя его замолчать, говоря, что он надоел со своими вопросами и так далее. Как же отвечать на вопросы детей, если эти «Почему?» на самом деле вызывают у взрослого сложность или недоумение?. В этом случае следует отвлечь малыша от вопроса, показав ему что-нибудь интересное.
Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека. Чтобы облегчить себе жизнь, родителям можно приобрести книги, разработанные специально для детей такого возраста.
Вопросы детей «Почему?» и ответы на них
Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.
Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью - нет?»
Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае - научный или игровой.
Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»
Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».
Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»
Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».
Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»
Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».
Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»
Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».
Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.
Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей - достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос. В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей.
Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.
Статья прочитана 12 570 раз(a).
«Мамочка, а почему дует ветер», «Почему дождь капает с неба?», «Почему лед тает?», «Почему цыплята желтые, а курица белая?», « «… и т.д. — подобные вопросы малыша поначалу вызывают чувство гордости у родителей. Любознательность ребенка воспринимается как свидетельство его полноценного развития. И мама с папой берут в руки справочники, листают энциклопедии, ищут ответы в интернете и разговаривают со специалистами с одной только целью: объяснить своему крохе, почему так бывает и с чем это связано.
Но поток вопросов все не прекращается, а воодушевление родителей постепенно сменяется усталостью от постоянных «почему?» , найти ответы на которые бывает просто невозможно. «Мама, а почему звезды светятся ночью, а днем их не видно?», «Почему машина едет?», «Почему хомячки не чистят зубы?», «Почему кровь красная, а не черная?» . Чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает утомлять маму с папой и со временем вызывает только раздражение. Как же быть в таких случаях? Как правильно реагировать на вопросы малыша?
Как правильно реагировать и отвечать на постоянные детские вопросы: что? где? когда? а зачем? а почему?
В первую очередь, не нужно нервничать. Ваш ребенок растет и у него наступил тот самый возраст, который психологи называют «возраст почемучек» (3 — 5 лет В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает) . Найдите в себе силы и попытайтесь понять своего малыша, ведь мир такой большой и интересный – ему хочется узнать про него абсолютно все!
Когда начинается «возраст почемучек»?
Еще несколько месяцев назад малыш не отличался особой болтливостью, был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.
Как ведут себя в таких ситуациях мамы и папы? Одни упорно стараются сохранять стойкое спокойствие и отвечают на все вопросы по мере их поступления. Другие пытаются перевести тему, так сказать «увильнуть» от ответа, чтобы не уронить свой авторитет в глазах ребенка своим «не знаю».
Имейте в виду, что последний вариант совсем не устроит вашего малыша. Он будет «пытать» вас, несмотря ни на что. Если вы решите отговориться и сказать первое, что пришло вам в голову, ребенок тут же почувствует это. Вас будет ожидать новая череда вопросов, уточняющих ваш ответ. Поэтому, если вы «вдруг» чего-то не знаете, пообещайте малышу ответить на этот вопрос немного позже, скажите: «Мне нужно кое-что уточнить, чтобы я мог дать тебе подробный ответ». Успокаивайте себя тем, что такое «испытание» проходят все родители.
С форума
Катрин: где-то слышала формулировку: «Это сложный вопрос. Я не могу сразу на него ответить, мне нужно подумать.» Потом, когда ответ есть, сама тему поднимаешь и рассказываешь, если еще интересно. Но это не для частого пользования.
Не бойтесь попасть впросак
Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в умной книжке и позднее расскажете малышу. Хорошо если есть детские познавательные книжки, тогда можно поискать ответ на вопрос вместе с ребенком.
Некоторые особенности логики детей
Забавно наблюдать, как начинается период «почемучки» у детей. Сначала малыш как бы невзначай, про себя, начинает вслух озвучивать увиденное и комментировать происходящее. Например, во время прогулки на улице он замечает бабочку и тихим голосочком начинает рассуждать: «Какая красивая бабочка… Почему она сидит на цветке? Что она там нашла? Может, она хочет его понюхать?.. Или прячется от кого-то?..»
Кажется, что он разговаривает сам с собой и не ждет от вас никаких объяснений. И если вы начнете ему объяснять, что именно делает та самая бабочка на цветке, у вас сложится впечатление, что он вас не слушает. Малыш просто продолжает наблюдать за объектом изучения и делать свои выводы, задумываясь о странностях окружающего мира.
Обратите внимание, эти рассуждения как раз и являются его первыми еще не озвученными «почему?». С каждым днем размышлений вслух станет все больше, звучать они будут громче, а через некоторое время их полностью заменят конкретно поставленные перед вами вопросы.
Имейте в виду, что малыш ждет от вас только правдивых исчерпывающих ответов . Никаких «Ты еще маленький, зачем тебе это?» или «Ух ты, какие мы любопытные!» . Говорим «нет» сюсюканьям и упрекам по поводу его чрезмерного любопытства. Малыши очень обидчиво относятся к такому поведению взрослых.
Они будут «дуться», если вы не ответите им и рассердятся, если скажете неправду. Будут хмуриться, отвлекать вас от дел, бесконечно теребя своим упорным: «Ну, скажи, почему, ну, скажи!» . Это вам вопрос ребенка кажется глупым и неважным, а для него в вашем ответе может крыться разгадка таинства вселенной, целого мира, в который он пытается проникнуть своим пытливым умом и осознать в нем свою роль, найти свое место.
Ответы на вопросы малышей должны носить информативный характер, высказанные простым и доступным для них языком. Дети должны понимать, что вы имеете в виду, когда отвечаете на их вопрос. Помимо этого, вы должны всячески поощрять малышей в их стремлении все знать — относитесь с терпением к их любопытству, будьте доброжелательны и демонстрируйте свою готовность отвечать на очередной поток их «почему?».
Стремление познавать мир у детей в этом возрасте напоминает цунами, сметающее все на своем пути . Мозговая активность достигает максимума, развивается речь, мышление удивляет своей неординарностью. Словарный запас пополняется различными выражениями, малыш как бы пробует изъясняться своим языком. Фантазия у детей в этот период раскрывается, как никогда, поэтому многие мамы и папы считают ее проявление чрезмерным.
Как реагировать родителям?
Ни в коем случае родителям нельзя протестовать против проявления детской фантазии. Не обижайте своего малыша таким отношением к его ощущениям мира. Лучше отвлекитесь от повседневных дел, попробуйте вместе с ним помечтать, придумать необычных сказочных героев – вы получите большое удовольствие от этого: мир детства пахнет волшебством и свободой мысли.
Спросите своего ребенка, каким он видит мир, и вы удивитесь тому, что услышите от него. Над многими вещами мы, взрослые, уже давно не задумываемся и забываем, отчего происходит то или иное событие. Малыш же найдет «свое» объяснение всему, расскажет, почему рыбки плавают и как летает самолет. Конечно, не всегда эти объяснения соответствуют действительности, но зато как фантастично они звучат!
Детям нравится исследовать этот мир в компании взрослых. Но, даже если вы не найдете времени, чтобы стать «спутником» в этом путешествии, поверьте, они вполне справятся и без вас. Приготовьтесь к тому, что в поисках ответов на все свои вопросы, ваш малыш может разобрать будильник, расковырять все кнопки пульта от телевизора, попытаться засунуть в розетку ржавый гвоздь и открыть все краны в ванной, чтобы посмотреть, как из нее будет выливаться вода.
Чтобы понять, что движет вашим ребенком, маме и папе нужно вспомнить свое детство . Не ущемляйте интересы своего крохи и не гасите «пыл» его любознательности. Старайтесь вести себя так, чтобы малыш считал себя первооткрывателем. Включитесь в эту игру. Ему нужна ваша поддержка. Радуйтесь его «открытиям», чаще хвалите его, ведь он так нуждается в вашем одобрении.
Отвечайте спокойно и понятно
Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, что надоели его вопросы. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия.
Чем грозит родительская лень?
Отказываясь отвечать на все вопросы ребенка и, не помогая ему в познании мира, вы рискуете навлечь на него в будущем кучу проблем. Например, слыша в свой адрес бессменное «не мешай, ты видишь, я занята!» или «как ты надоел своими вопросами!» , ребенок постепенно потеряет интерес к исследованиям и этим упустит много возможностей.
Аукнется ваше поведение немного позже, когда он пойдет в школу. Там малыш не станет проявлять особого рвения к знаниям, уроки будут для него настоящей пыткой – его замучает скука. Учителя начнут жаловаться на него: «Его совсем ничего не интересует. Он все время зевает на занятиях!» . А ведь раньше этот малыш был такой любознательный, но его никто не поддержал, не приободрил, не уделил ему должного внимания. Вот и потух огонек его интереса к жизни.
Поэтому не забывайте хвалить своих детей за любую проявленную активность в изучении того или иного события, предмета. Будьте рядом, приободряйте их за очередные попытки изучать этот сложный мир, выражайте свой восторг и гордость за них. Это очень важная часть их жизни!
Стимулируйте активность своего ребенка, удивляйтесь его сообразительности, наблюдательности. Когда встречаете своего малыша из садика, не спешите спрашивать, что им давали на обед. Лучше узнайте, что нового он узнал за сегодняшний день: «Что ты делал сегодня на прогулке?» или «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» . Его новые впечатления – вот что должно интересовать вас каждый день.
Познаем мир вместе с ребенком
Взрослому человеку сложно заново окунуться в детство, чтобы понять мысли ребенка. Для этого вам пригодятся несколько простых, но очень эффективных советов:
- Организуйте любую совместную деятельность. Так вы сможете узнать, о чем и как думает ваш малыш. Способствуйте «излиянию» его вопросов. Отвечайте на них с энтузиазмом.
- Купите красивые иллюстрированные книги и энциклопедии. Вместе рассматривайте картинки, обсуждайте их. Предложите придумать свои названия животным и птицам в них. Это будет смешно и позволит вам понять, как мыслит ваш ребенок.
- Играйте в различные коллективные игры с двумя и более участниками, приглашайте друзей вашего «почемучки» и других членов семьи для совместного времяпровождения за играми.
Можно взять на вооружение игры, которые вы помните из своего детства или же спросите воспитателя детского сада, какие игры больше всего любят детки такого возраста. Посоветуйтесь с психологами, какие игры способствуют развитию детей и пробуждают их интерес к изучению мира. Это могут быть достаточно простые игры, не требующие специальной сноровки или подготовки.
Примеры упражнений для детей
1. «Череда вопросов»
Эта игра может длиться бесконечно. Начните с любого вопроса, например: «Откуда берется вода в озере?» . Ответ может быть таким: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода» . Следующий вопрос от вас может быть: «Почему идет дождь?» .
Эту игру можно продолжать очень долго. Если ваш малыш затрудняется ответить на какой-либо вопрос, помогите ему, объясните сами. Такая игра покажет ребенку, сколько всего он уже знает, а вам позволит «блеснуть» умом, благодаря чему ваш авторитет в глазах маленького человечка значительно вырастет.
Если же вы тоже чего-то не знаете, это совсем не страшно. Можно сказать: «Вот это да. Я сам (а) не помню, почему так бывает. Давай вместе посмотрим, что написано об этом в книге» . Поверьте, во-первых, это сблизит вас с малышом, вы ведь вместе не знаете ответа на этот сложный вопрос, а во-вторых, он научится у вас искать ответы в книгах и энциклопедиях. В будущем ему очень пригодится этот навык общения с подобной литературой.
2. «Каким бывает…?»
Эта игра рассчитана на развитие логики малышей и умение сопоставлять предметы друг другу по их размеру, ширине и длине.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Игра может начаться с любого вопроса, к примеру: «Каким бывает дом?». Ребенок отвечает: большим, красивым, белым, многоэтажным. Потом можно попросить сравнить по размеру дом и гору. Малыш представит себе высоту дома и гору. Гора окажется выше. Он учится сравнивать.
Затем предложите ребенку охарактеризовать дорогу. Ответ будет: длинная, короткая, широкая, узкая. Тогда вы спросите: «А что бывает шире – дорога или дорожка?». «Конечно, дорога!» — ответит малыш.
Наблюдайте, какие вопросы нравятся ребенку больше — про животных, природу, людей или предметы быта. Если ему нравится больше рассуждать о доме, задайте вопрос: «А что у нас в доме бывает зеленым?». Он ответит: яблоко, цветы в горшке, занавеска на кухне, мой динозаврик… Остановитесь на одном из перечисленных им предметов и попросите дополнить его характеристику: «А каким еще бывает яблоко (занавеска на кухне или цветы в горшке)?». Малыш начнет вам перечислять: кислым, сладким, твердым, мягким, круглым.
Если играть в такую игру часто, ваш ребенок будет четко представлять разницу между многими предметами и научится сравнивать их по многим признакам.
3. «Спрашивалка»
Берете любую картинку с сюжетом и предлагаете ребенку спрашивать у вас то, что ему непонятно на этой картинке. Если вы не можете ответить, он отвечает вместо вас. Тогда вы проигрываете. А малыша просите составить по этой картинке рассказ, чтобы «озвучить» сюжет. Такая игра позволит ему пофантазировать и проявить свои знания.
4. «Придумываем новые вещи»
Возьмите старые карандаши, ненужные крышки от ручек, фольгу от шоколада, пластиковый стаканчик от съеденного мороженого и предложите ребенку придумать им новое применение, сделать из них что-то новое. Ему будет интересно стать «изобретателем».
5. «Превращение»
Скажите малышу, что он может перевоплотиться в какую-нибудь вещь, какую он хочет. Попросите его рассказать, что он чувствует после превращения, как живет эта вещь, о чем она думает и что ее беспокоит. Пусть расскажет о ее мыслях, о прошлом и будущем.
Играем вместе
1. Любимая многими детками игра «Что летает?»
Сначала выбирают ведущего (обычно это мама). Ведущий начинает быстро спрашивать: «Телевизор летает?», «Машина летает?», «Воробей летает?». Ответы должны быть незамедлительными – да или нет. Можно их выкрикивать, а можно договориться махать руками, когда ответ должен быть «да» и не махать, когда «нет». Игра прекращается, когда участники наберут достаточное количество очков (это обговаривается сразу).
2. «Закончи фразу»
Вам пригодится мячик или любой другой предмет, который можно передавать из рук в руки. Игра заключается в том, что тот, кто держит мяч (взрослый), начинает предложение, например: «Зимой идет снег, а летом…». Тот, кому передается мячик (ребенок), должен его закончить: «Идет дождик». Вместе с ответом участник должен вернуть мяч обратно. «На деревьях растут фрукты, а на грядках…», «Белка прыгает на ветках, а дельфин…», «Художник рисует картины, а повар…» — продолжать можно до бесконечности.
3. «Закончи слово»
Вы называете первый слог слова, малыш должен придумать и назвать второй. Не обязательно, чтобы он угадал именно ваше задуманное слово. Главное, его умение подбирать слова под заданный слог. Потом поменяйтесь с малышом ролями – он теперь называет начало слова, а вы конец. Эта игра значительно пополнит и расширит словарный запас вашего ребенка.
4. «Специалист по профессиям»
Игра довольно-таки простая. Вы говорите: «Что делает…пожарный?». Малыш отвечает: «Тушит огонь». Вы: «Что делает…учитель?». «Он учит детей!» — отвечает ребенок. Начинайте с известных для него профессий: пекарь, доктор, строитель, няня. Потом переходите на неизвестные для него профессии: инженер, ветеринар, стюардесса. Если он не может объяснить сам, помогите ему – расскажите, что делает, например, инженер, где он работает.
5. «Кто назовет больше предметов…»
Круглых, квадратных, треугольных, холодных, горячих, сладких и т. д. Игра заключается в том, что вы по очереди с малышом называете предметы определенной формы или признака, кто больше. Например, вы говорите ему: «Какие предметы квадратной формы ты знаешь?». Он скажет: «Кубик», вы ему: «Телевизор». Вы продолжите: «Ковер в гостиной».
Игра должна остановиться на его слове, малыш пусть будет победителем в этой игре. Это повысит его самооценку и научит его мыслить масштабно.
Хорошо, если вы относитесь к тому числу родителей, которые охотно участвуют в развитии своего малыша, невзирая на проблемы с усталостью и нехваткой времени. Очень сложно находить в себе силы, чтобы беспрестанно «работать» справочником для своего малыша. Но, поверьте, этот этап продлится не так долго. А когда он закончится, вы будете с умилением вспоминать его.
Будьте уверены, что ваши усилия обязательно будут вознаграждены – малыш научится делать выводы, связывать разные по своей природе вещи и понимать суть происходящих событий. Вы станете по-настоящему счастливы, когда поймете, что это все ваша заслуга. Ведь для него вы самый близкий и родной человек, который первым пришел ему на помощь в изучении мира.
Читаем также: телеграм-канал
Мы уже давно забыли о механизме приливов и отливов. Что же до цвета моря, то мы довольно смутно помним, что он вроде бы зависит от солнечного света, но как это объяснить... Немного смущенные, мы мямлим расплывчатый ответ, который неубедителен даже для нас самих. И обещаем себе посмотреть попозже в энциклопедии. Не ищите ответов, мы сделали это за вас.
Вопрос: «Почему звезды светят ночью?»
Ответ: Звезды – это маленькие солнышки, которые находятся очень-очень далеко от Земли... Поэтому ночью они похожи на блестящие точки. Днем мы звезды видеть не можем, потому что свет солнца слишком силен.
Вопрос: «Почему море поднимается и опускается?»
Ответ: Это то, что мы называем приливом и отливом. Они зависят от Луны, которая, как огромный магнит, притягивает воду, когда находится над морем. Море поднимается, когда Луна восходит на небо, и опускается, когда Луна заходит.
Вопрос: «Как сюда, на пляж, попал песок?»
Ответ: Песок состоит из мельчайших обломков скал. Дожди несут их до рек, затем реки несут их в моря. В воде они уменьшаются до размера песчинки. Волны перемещают их и собирают на пляже. Иногда ветер дует со стороны моря, поднимает песок и перемещает его, и тогда на пляжах появляются дюны.
Вопрос: «Почему Солнце обжигает?»
Ответ: Солнце – это огромный огненный шар, который не сгорает вот уже очень долго. Он греет нас и шлет нам свет. Без него на Земле не было бы ни людей, ни животных, ни растений. Но нужно быть очень внимательным и летом хорошенько смазывать кожу кремом от солнца, иначе можешь получить солнечные ожоги.
Вопрос: «Почему существуют радуги?»
Ответ: Радуга появляется, когда солнце встречается с дождем. Когда солнечный свет наталкивается на дождевые капли, они посылают красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи, которые рисуют красивую арку. Ты и сам можешь создать радугу в саду с помощью шланга: повернись спиной к Солнцу и сделай струю воды тонкой. И посмотри на результат...
Вопрос: «А я могу взлететь, когда дует сильный ветер?»
Ответ: Нет, но когда ветер дует очень сильно, ты можешь упасть, поэтому лучше остаться дома. Это ветер создает волны на море. Когда он дует очень сильно, волны становятся высокими – это буря. И тогда даже большие корабли могут утонуть.
Вопрос: «Почему банк дает так просто тебе деньги?»
Ответ: Банк не «просто» дает мне деньги, он дает мне «мои» деньги, те, которые я, например, заработала. Я не могу гулять с целой кучей купюр, а банк хранит их у себя для меня. И каждый раз, когда они мне нужны, он дает мне какую-то часть. Достаточно, чтобы я опустила свою карту в банкомат. На карте есть мое имя. Большой компьютер проверяет, остались ли у меня деньги. И если у меня ничего не осталось, потому что я уже все потратила, то он мне ничего не дает.
Вопрос: «Зачем нужно есть по утрам?»
Ответ: Когда ты просыпаешься по утрам, ты чувствуешь, что голоден. Что неудивительно: ведь ты не ел всю ночь. И твое тело нуждается в энергии для нормального функционирования. Мы же заливаем в машину бензин, чтобы она работала. С телом – то же самое: необходимо, чтобы ты кормил его, чтобы расти, бегать, думать...
Вопрос: «Куда девается еда, которую мы едим?»
Ответ: Она совершает великое путешествие в трубу, которая называется пищеварительный тракт. Входит она через рот, выходит через анус (дырочку, через которую ты делаешь кака). Пища попадает в рот, пересылается в желудок, который трансформирует ее в кашу и отсылает в тонкую кишку. Именно в этот момент питательные элементы распространяются по всему телу. Все то, в чем тело не нуждается, трансформируется в кал.
Вопрос: «Почему я не могу летать, как птица?»
Ответ: Потому что у человеческих существ не бывает крыльев и они очень тяжелые! Ни одно тяжелое животное не может летать. Страус, например, несмотря на то что имеет крылья, летать не может – слишком много весит! Чтобы летать, нужно опираться на воздух крыльями. Если бы мы захотели соорудить искусственные крылья, нужно было бы сделать их гигантскими, чтобы они смогли вынести наш вес.
Вопрос: «Почему пчелы жалят?»
Ответ: Чтобы защититься. Пчелы всегда боялись медведей, которые хотели украсть у них мед. Как только они видят, как кто-нибудь приближается к улью, они принимают его за медведя и жалят.
Вопрос: «Почему мы зеваем?»
Ответ: Мы зеваем, когда устаем или скучаем. Это сигнал, что мы теряем контроль над своим телом. На самом деле мы понемногу засыпаем. Оттягивая челюсть вниз, зевок заставляет нас вдохнуть глубоко. И это нас пробуждает!
Вопрос: «Как ребенок вылезет из живота женщины?»
Ответ: Через девять месяцев жизни в животе ребенок готов появиться на свет. Мамин живот тоже готов к этому: он толкает ребенка книзу, к маленькому туннелю, называемому влагалищем. Как только ребенок достаточно спустился, туннель расширяется, чтобы пропустить ребенка. Мама толкает животом, раздвигает ноги... и ребеночек появляется через писю. Как правило, он выходит головой вперед!
Вопрос: «Зачем мне пупок? И почему пупок Вани не похож на мой?»
Ответ: Чтобы накормить ребенка, который живет в животе мамы, она кормит его через трубочку, которую называют пуповиной. При рождении врач обрезает ее и завязывает узелок. Это и будет пупком. Форма пупка зависит от формы узелка, который завязал врач: некоторые торчат наружу, другие – образуют впадинку.
Вопрос: «Почему я сплю один?»
Ответ: Раньше люди спали всей семьей в одной комнате, потому что так было теплее, ведь раньше не было батарей, и в доме топили печь. Сейчас у нас большие, хорошо отапливаемые дома: дети могут устроиться в комнате, одни или с братиком или сестричкой, а родители – в другой. Это позволяет влюбленным родителям остаться наедине друг с другом. Когда ты вырастешь и влюбишься, ты тоже сможешь делить свою кровать!
Вопрос: «Как корабли могут держаться на воде?»
Ответ: Они держатся на поверхности благодаря силе, выталкивающей их и держащей на воде. Она называется «сила Архимеда». Но нужно быть осторожным: если кораблик маленький и слишком тяжелый, он может утонуть. Поэтому нельзя, например, чтобы в лодку садилось больше трех или четырех человек.
Вопрос: «Как большой и очень тяжелый самолет может летать?»
Ответ: Он летает благодаря своим крыльям. Но чтобы взлететь, ему нужна огромная сила. И ее ему дают моторы, расположенные под крыльями. Они посылают очень горячий газ, который поднимает самолет очень высоко в небо.
Вопрос: «Почему Солнце садится?»
Ответ: У тебя, наверное, складывается впечатление, что Солнце движется? На самом деле движется Земля, как юла, но ты это не ощущаешь. Вращаясь, она либо поворачивается к Солнцу, и тогда это день, либо уходит в тень, и тогда это ночь.
Вопрос: «Почему мороженое тает?»
Ответ: Мороженое сделано из воды или молока, сахара и ванили (или клубники, лимона...). Все это смешивают и замораживают. Когда ты покупаешь мороженое, его дают тебе из морозилки: оно еще очень холодное и твердое. Но чем больше проходит времени, тем сильнее нагревается вода или молоко. И оно снова становится жидким. Если ты не сразу съешь его, то оно растает... Помнишь, ты брал ледышку в руку, и она через некоторое время превратилась в воду? Так и тут то же самое.
Вопрос: «Откуда берется гром?»
Ответ: Посмотри на небо, на нем много огромных черных туч. Когда они переполнены водой, ветром и электричеством, они взрываются, это провоцирует вспышку, эта вспышка молнии делает много шума, когда пересекает небо: это гром. Иногда мы видим молнию и слышим гром одновременно. Это говорит о том, что гроза очень близко. Иногда мы видим молнию задолго до грома. Это означает, что гроза удалилась от дома. Если хочешь узнать, на каком расстоянии находится гроза, начинай считать, загибая пальчики, как только увидишь молнию. Досчитал до пяти? Это значит, что она примерно в пяти километрах от тебя.
Вопрос: «Почему нужно заправлять машину бензином?»
Ответ: Когда ты ездишь на велосипеде, то колеса крутят мышцы твоих ног. У машины ног нет. Чтобы она сдвинулась, необходимо применить силу. А силу дает бензин. Он двигает механизм, который поворачивает колеса.
Вопрос: «Почему у того человека темная кожа?»
Ответ: Кожа производит частички цвета, меланин. Если она производит их в большом количестве, то становится черной. Если совсем мало – белой. Это также зависит от места, где мы живем. Например, в Африке люди обладают кожей черного цвета, это защищает их от солнца.
Вопрос: «Как почтальон узнает, кому нужно отдать посылку?»
Ответ: Перед тем как отправить посылку, мы всегда пишем имя и адрес человека, которому ее посылаем. Также и с открытками, и с письмами. Адрес человека – это место, где он живет: номер дома, название улицы, города, страны. И так почтальон точно знает, куда нужно отправлять посылку.
Были ли вы когда-либо в состоянии полнейшего замешательства от вопросов ребенка 🙂 ?
Например, «почему вода мокрая» или «почему небо синее»? Если да, то книга «Почему?» вам обязательно понравится и станет любимой настольной палочкой-выручалочкой 🙂
«Почему?» — самые интересные детские вопросы о природе, науке, и мире вокруг нас
Благодаря ей даже кушать стали лучше 🙂
Для кого эта книга?
Это книга, несомненно, придется по вкусу как детям, так и их родителям.
Маленькие почемучки смогут найти в ней ответы на все свои самые каверзные вопросы , а родители — наконец расслабиться и перестать самостоятельно искать объяснения всем интересующим ребенка фактам в чертогах собственного разума — теперь стоит просто открыть книгу и найти в ней нужный ответ.
Когда я читала о книге на сайте нашего любимого издательства «Манн, Иванов и Фербер» (кстати, по этой ссылочке можно бесплатно получить главу себе на почту и полистать книгу ) сложилось впечатление, что книга «Почему?» — нечто сродни энциклопедии и использовать ей целесообразно именно в момент возникновения у ребенка конкретного интереса, того или иного вопроса, требующего незамедлительного ответа.
Но, наше непосредственное знакомство с книгой доказало, что обращаться к ней можно и нужно не только в подобной ситуации.
С преогромным удовольствием мы изучаем книгу просто так — читаем все подряд вопросы и узнаем ранее неизвестные для себя факты.
Как мне кажется, книга «Почему?» не только дает ответы на детские вопросы, но и пробуждает в ребенке интерес и желание задавать эти самые вопросы, узнавать больше и «докапываться» до сути вещей.
На какой возраст ребенка рассчитана книга?
Как мне кажется, книга «Почему» подойдет деткам начиная с 2-х лет.
Нам сейчас 3 года — и она для нас просто идеальна. Глеб уже давно начал задавать вопросы и слово «почему?» употреблять чаще, чем слово «мама» 🙂 Так что книжечка эта несомненно подойдет всем юным и жаждущим знаний почемучкам.
О чем книга «Почему?»
Книга Почему?» состоит из 6 главных разделов:
- Вопросы в ванной
- Вопросы в супермаркете
- Вопросы перед сном
- Вопросы на прогулке
- Вопросы на кухне
- Вопросы в деревне
Иллюстрации
Иллюстрации очень забавные и оригинальные. Какие-то волнистые , что-ли (четких и прямых линий вы практически не встретите, все очертания предметов и людей — волнистые, угадывающие стиль иллюстратора Скота Ричи).
Очень понравилось, что каждый раздел книги — определенная история, рассказанная еще и в картинках .
Например, в «Вопросах на улице» мы знакомимся с папой, девочкой и собачкой, которые, отправившись на прогулку, столкнулись с множеством «уличных» вопросов, а «Вопросы на кухне» — история о папе, который готовит ужин своей семье.
Что понравилось больше всего?
В книге «Почему?» нам понравилось абсолютно все 🙂 И оформление, и стиль изложения, и сами вопросы, и дизайн.
Кстати, ответы на вопросы очень хорошо сформулированы именно для детского восприятия . Нет заумных фраз и специфических терминов, все четко и понятно.
Еще одна приятная мелочь — оказалось, что в книге есть еще и закладочка . Почему-то она вызвала у моего ребенка неожиданный восторг, так как раньше все наши книги были без закладок и такое чудо цивилизации не могло остаться незамеченным 🙂
Вот такая детская книга под информативным названием «Почему?» — самые интересные детские вопросы о природе, науке, и мире вокруг нас.
Надеюсь, наш обзор оказался для вас интересным и полезным?
С любовью,
Марина Кручинская
Занятия с детьми
Почемучка. Ответы на детские вопросы.
1:504 1:513
«Мама, а откуда появляются детки?», «Почему идет дождь?», «Для чего верблюду горб?» или «Почему я хожу в сапогах, а собачка нет?»; «А почему у этой тети огромные глаза?» - вот какие вопросы, иногда, задают дети. Просто ваш ребенок дорос до того возраста, когда ему хочется знать почти все! Это "возраст почемучки"!
1:1125На эти и множество других вопросов, порой, взрослые теряются и не могут найти ответы. Чтобы вооружить вас знаниями, мы предлагаем вам ответы на некоторые из вопросов ваших "почемучек".
1:1462 1:1471 1:1480 1:1485 1:1494Почему осенью паучки на паутинках летают?
1:1584 2:503 2:512Осенью многие молодые паучки отправляются в далекие странствия. Сидя на верхушке травинки, на листе или на сучке, паучок выпускает паутинку. Ветер подхватывает ее, паучок перестает цепляться за листик и улетает вместе с паутинкой. Он такой еще маленький и легкий, этот паучок, что его держит в воздухе едва заметная паутинная ниточка.
2:1125Перебегая по летящей паутинке, удлиняя и укорачивая ее, паучок то взлетит повыше, то спустится пониже. Он может вобрать в себя всю паутинку, и тогда спустится на землю. Осенняя паутина — это работа тысяч молодых паучков-летчиков. Так молодые паучки переселяются на новое место жительство!
2:16582:8
Почему одну белку парашютистом называют?
2:103 3:607 3:616В Индии и на острове Цейлон живет белка-тагуан . Величиной она с домашнюю кошку, а передние и задние ноги ее соединены толстой перепонкой. Перепонка это не простая. Вытянув ноги, тагуан прыгает с верхушки дерева. Перепонка служит ему парашютом, и зверек словно летит сверху вниз по косой линии.
3:1153Толстый и пушистый хвост служит белке рулем. Глаза у тагуана зоркие: он без ошибки опускается на нужный ему сучок. Летающие белки есть и у нас. В тайге водится белка-летяга. Она меньше нашей обычной белки и делает прыжки-полеты в двадцать-тридцать метров.
3:16183:8
Почему осенние мухи злые?
3:68 4:572 4:581Говорят, что к осени мухи становятся злее — начинают больно кусать. Наша обычная комнатная муха ни летом, ни осенью не кусает. Она не может куснуть — ей нечем. Посмотри на головку комнатной мухи — впереди торчит хоботок. Конец этого хоботка — широкий и плоский, словно детский башмачок. Таким хоботком можно всасывать жидкость, но проколоть им кожу нельзя.
4:1250А все-таки в конце лета мухи кусаются. Это кусается не комнатная муха, а жигалка осенняя . Жигалкой эту муху зовут потому, что она очень больно колет своим хоботком. — словно ожжет, жиганет. А осенней зовут эту муху потому, что она чаще встречается в конце лета и осенью.
4:1745Жигалка похожа на комнатную муху. Она такой же величины, такого же цвета. Вот и думают, что это простая муха кусает. Но отличить жигалку от простой мухи нетрудно. У жигалки хоботок острый и торчит вперед. Тело у нее пошире и покороче.
4:423У простой мухи, когда она сидит, крылья направлены назад, у жигалки расставлены в стороны. Летает жигалка быстро и ловко, не жужжит. В комнатах чаще летает понизу, около пола.
4:741Присмотрись в конце лета к мухам в комнатах, сразу заметишь — разные они. Жигалку не увидишь на столе, на хлебе или около молока. Она не садится даже на варенье. Все это — не ее еда. Пищей для жигалки служит кровь. Она сосет ее как комар.
4:1178 4:1187Почему подосиновик так называют?
4:1267 5:17715:8
В лесу из под старых опавших листьев осины выглядывает красная шапочка гриба. Это вылез подосиновик. А чуть подальше, вод под той березой, торчит коричневая шляпка подберезовика. Я осторожно разрываю опавшие листья. Да тут целая семья подберезовиков: два, три, четыре... Один другого меньше Чтобы не попортить шапочку гриба, я берусь за низ ножки. Корешок гриба плотно сидит в земле. Снимаю тихонько верхний слой земли и вижу: от корешка в землю идут в разные стороны тонкие белые нити-мицелий. Эти нити так переплетаются друг о другом, что трудно уследить, куда они идут дальше.
5:1059Оказывается, все семейство моих подберезовиков связано друг с другом под землей этими белыми нитями и все эти малыши-подберезовики - родные братья, выросшие из одного клубка нитей, из одной грибницы. Ниточки грибницы, пробираясь в земле между корнями цветов и деревьев, всасывают по пути воду и пищу. Их еда - это опавшие старые листья, прошлогодняя гниющая трава. Нити поят и кормят ножку и шапочку гриба Но что это?
5:1818Отдельные ниточки грибницы близко-близко подходят к живым корням березы. Они оплетают корни со всех сторон, они проникают в самый корешок. Той еды, какую они достают из старых гниющих остатков растений, им мало, и они добывают сок из живых деревьев, присасываясь к их корешкам.
5:505Но и само дерево от этого соседства не в проигрыше: ниточки гриба служат ему как бы добавочными корешками и подкармливают его в свою очередь. Ниточки подберезовика „дружат“ чаще всего с корнями березы, подосиновик „дружит" с осиной, рыжик — с елкой, и так далее; поэтому-то каждый гриб встречается большей частью около одного определенного дерева.
5:1161В Швеции не водились маслята. А когда туда пересадили лиственницу, то в этих новых лесах появились и новые для Швеции грибы — лиственничные маслята.
5:1439 5:1448Почему снег скрипит?
5:1499 6:503 6:512Попробуйте поймать одну снежинку, и вы увидите, что эта красивая звездочка состоит из многих маленьких кристалликов.
6:729Как эти кристаллики ни малы, но, когда они ломаются, раздается треск. Когда ломается один кристаллик, уловить звук невозможно. А когда ломается много таких кристалликов сразу, треск становится слышным, и мы говорим, что снег скрипит.
6:1155 6:1164Почему коньки по льду скользят?
6:1241 7:1745 7:8Мише сказали, что коньки скользят оттого, что лед гладкий. Миша стал на стекло, еще более гладкое, чем лед, а коньки не скользят. Почему это?
7:262Коньки скользят оттого, что лед под тяжестью тает. Между коньком и льдом образуется тонкий слой воды. Эта вода, как смазка, позволяет конькобежцу скользить. Слой воды получается такой тонкий, что не успеет конек проехать, как вода снова замерзает и только след остается на голубой глади льда.
7:796Если стоит очень сильный мороз, коньки скользят не так хорошо. Это знает каждый конькобежец. Теперь уж ни Миша, ни его товарищи не будут пробовать скользить по стеклу, каким бы гладким оно ни казалось.
7:1163 7:1172Почему у краба на панцире цветы растут?
7:1257 8:17618:8
Есть в природе крабы, на панцире которых растут цветы. Вы спросите, как это может быть? А вот так. На панцире краба живут водоросли, полипы, морские черви, актинии. Кажется, что это просто движущийся островок. Трудно догадаться, что этот островок, заселенный животными и растениями, - краб. Когда такому крабу захочется есть, он клешней достает с панциря кого-нибудь из своих сожителей и отправляет в рот. Этот краб не только хорошо спрятан от врагов живой покрышкой, но и всегда носит с собой готовый обед!
8:935 8:944Куда улетают перелетные птицы?
8:1020 9:15249:8
Оказывается, аисты, журавли и ласточки полетели в Африку; в самую середину Африки, к бегемотам в гости забрались. Скворец тоже в Африку полетел, только не так далеко, — добрался до Египта, и хватит. Дикие гуси в Африку, в Индию улетели, а иные и в Персии остановились. Кукушка хоть и плохо летает, а как принялась от зимы улетать, так тоже до Африки добралась. Живут там в лесу, только не кукует. Молчит наша кукушка в Африке, в гостях словно немая стала.
9:830Гнезд птицы на чужбине не вьют птенцов не выводят. Кто летит за десять тысяч километров, а кто и всего за тысячу.
9:1036Грач далеко не летит. Ему зимой и на юге Украины хорошо, да и на Северном Кавказе не плохо. Тут и сытно, и не очень холодно, и от дома близко. Он и улетать по осени не спешит: недалеко ему лететь. А весной из всех птиц первым прилетает: рукой ему подать с юга Украины до Москвы: дня три крыльями помахал, — и дома.
9:16009:8
Какие птицы зимуют рядом с нами?
9:82
10:586
10:595
Наступила поздняя осень, ребята заметили, что не видно больше веселых трясогузок, быстрых ласточек, неутомимых скворцов. Улетели на юг перелетные птицы. А какие птицы остаются с нами зимовать?
10:949 10:958 11:1462 11:1471Кто прокормиться может: тетерева, рябчики, куропатки. По лесу стайки синиц летают, а среди синиц — дятел. Словно предводитель: куда он, туда и синицы. Дятел клювом кору на дереве долбит, а синицы по снегу прыгают, упавших личинок подбирают. Кормятся они возле дятла, вот и летают за ним.
11:1994 11:8 11:11 11:20Возле человека воробьи, галки, вороны, голуби, а в деревне и желтые овсянки держатся. По перелескам и пустырям щеглы летают — на репейнике кормятся.
11:296 11:305 12:809 12:818Но среди знакомых птиц вдруг зимой промелькнет неизвестная птичка. Не было у нас таких летом. Кто же это? Оказывается на зиму к нам некоторые птицы прилетают.
12:1113 12:1122Кто к нам из птиц на зиму прилетает?
12:1200Зимой по дорогам стайки подорожников летают; словно воробьи, в лошадином навозе роются. В лесу, на березовых ветвях, чечетки виснут, а на рябине красногрудые щуры сидят. Тихо в северных лесах, откуда прилетели к нам на зиму эти птицы. И такие спокойные эти щуры, что диву даешься. Подойдешь к нему, а он хоть бы что. Палкой с дерева сшибить можно. Но поживет у нас щур немного, и тогда уж близко не подпустит - улетит.
12:195112:8
13:512 13:521Какие птицы вьют гнезда зимой?
13:590Конечно, не во всяком лесу гнездо зимой найдешь, а постараешься, поищешь — увидишь. Ель; на верхушке — гнездо; в гнезде — яйца, а на яйцах птица.
13:865Клюв у нее кривой, перекрещенный. Таким клювом хорошо лущить еловые шишки. Это — клест, бродяга. Так и бродят клесты всю свою жизнь из леса в лес. Попадут в лес, где шишек уж очень много, задержатся - гнезда совьют, птенцов выведут. И зима им нипочем. Мороз, галки на лету мерзнут, деревья трещат, а у них — птенцы в гнезде сидят. Еловых семян много — птенцы сыты. Гнездо глубокое, с пухом, тепло в нем. А в мороз и мать собой прикроет. Тогда уж совсем хорошо.
14:221414:8
Как узнать, какие птицы куда улетают?
14:89 15:593 15:602Как узнать, куда какая птица улетает? Краской метку на птице сделать? Нельзя. Краску дождем смоет. Вот и придумали ученые. На ногу птице легонькое колечко надевают. На колечке — номер. Номер в книжку записывают. Попадется такая птица в руки человеку, по номерку можно узнать, где ее родина.
15:1133 15:1142Надели, например, кольцо журавлю на болоте возле Твери. А убили этого журавля осенью под Одессой. Значит — летел журавль из-под Твери на юг через Одессу. Метят кольцами обычно птенцов на гнезде, — это всего проще. Птичьи кольца много разных вещей про птиц рассказали: по каким дорогам птицы на юг летят, где зимуют, прилетают ли обратно в тот же лес, откуда улетели.
15:181415:8
У какой рыбы глаза на боку?
15:70 16:574 16:583Да это рыба КАМБАЛА! Есть такая рыба-лежебока, зовут ее камбалой. Живет она на дне морском. Плавает мало, а на поверхность воды никогда не поднимается. Лежит камбала на дне не на брюшке, а на боку: бок у нее широкий, лежать на нем хорошо и удобно. Она всегда на одном и том же боку лежит.
16:1098 16:1107Почему у камбалы глаза на одной стороне?
16:1194 17:1698 17:8На боку лежать один глаз в песок смотреть будет. Что толку в таком глазе? И вот у камбалы глаза по-особому расположены. Не как у всех рыб один справа, другой слева. У нее оба глаза на одном боку, а другой бок слепой. Тот самый, на котором она лежит.
Так не сразу случается, выведется камбала из икры - плавает, как и все рыбы. И глаза у нее в это время с обеих сторон есть. Растет понемножку камбала и все чаще и чаще на бок ложится. И вот в это время начинают у ней кости на голове по-разному расти. Так растут, что голова перекашивается: на одной стороне растут сильнее, на другой слабее. А кончается все это тем, что оба глаза рядом оказываются. К этому времени камбала уже совсем лежебокой становится.
17:1273 17:1282Какая рыба стрелять умеет?
17:1345 18:184918:8
Ты не думай, что рыбы из ружья стреляют. Рыбы стреляют изо рта водой. Наберет воды в рот и брызнет. Метко брызгает, не промахивается. Самый меткий стрелок у рыб - рыба-брызгун . Живет он далеко отсюда — на острове Яве.
18:405 18:414 19:918 19:927Увидит брызгун мушку на листике над водой, наберет в рот воды, высунет над водой голову, брызнет. Трах! Мушка упала: сбил ее водой брызгун. Проглотит мушку, другую искать начнет. Метра на полтора стреляет брызгун и всегда без промаха.
19:1352 19:1361