Татьяна Николаевна Лютая
Проведение анализа открытого занятия
Существует два вида открытого занятия . Первый – это самоанализ занятия воспитателем . Второй вид – это анализ присутствующих .
Если это открытое занятие , где присутствовали воспитатели с других групп, учителя, то следует исходить из цели этого занятия .
Для каждой цели есть свой алгоритм просмотра. Обмен мыслями во время анализа просмотренного занятия прекрасная возможность повышения профессионального мастерства, не только того, кто его проводил , но, и присутствующих. Очень важно проанализировать занятие . Для этого предлагаем ориентированный алгоритм анализа занятия во время открытого просмотра .
Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию
Во-первых, следует обратить внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии , далее – на мотивацию последующей работы.
Шаг 2. Анализируем занятия поставленной цели
Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.
Шаг 3. Определяем эффективность организации детей на занятии
В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нем :
Выбор методов и приемов обучения с точки зрения придатности для реализации цели занятия ;
Результативность способов стимулирования познавательной активности детей;
Оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей;
Способы привлечения концентрации внимания детей;
Использование приемов, препятствующих утомлению;
Уровень сформированности организационных умений и навыков.
Шаг 4. Анализируем ход занятия
Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии , именно уместность :
Распределение времени на разные виды деятельности;
Смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.
Шаг 5. Оцениваем структуру занятия
Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели , а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия , логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия .
Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя, ведущего занятие
Одним из признаков успешности занятия является стиль общения педагога с детьми. Поэтому очень важно определить :
Стиль общения воспитателя с детьми, ведущего занятие ;
Общую эмоциональную атмосферу общения;
Правильность и нормативность речи воспитателя;
Приемы стимулирования детей к взаимодействию.
Шаг 7. Анализируем употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий
Систематическое обучение детей дошкольного возраста оценочно-контрольных действий дает возможность педагогу развить у них правильную речь, сформировать предпосылки учебной деятельности к школе. Поэтому важно проанализировать :
Стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности;
Создает ли ситуации взаимоконтроля.
Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия
Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия .
Путь к высокому мастерству педагогов - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опята, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе .
А помощь старшего воспитателя в овладении техникой и технологией анализирования и посещения занятий своих коллег , является ключом усовершенствования педагогами собственного мастерства к самоанализу .
Анализ занятия во время открытого просмотра
Шаг 1 Оцениваем готовность детей к занятию
Шаг 2 Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели
Шаг 3 Определяем эффективность организации детей на занятии
Шаг 4 Анализируем необходимость предложенного хода занятия
Шаг 5 Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов
Шаг 6 Определяем стиль общения воспитателя на занятии
Шаг 7 Анализируем использованные приемы формирования оценочно-контрольных действий
Шаг 8 Осуществляем общее оценивание занятия
Публикации по теме:
Анализ группового занятия «Звуки [ш]-[ж]» Анализ группового занятия, проведенного студенткой …. в подготовительной группе детского сада № «» Занятие, проведенное студенткой ….по.
Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе 1. Тема занятия: «Как зайчик свою сказку искал». 2. Воспитатель:.
Анализ открытого занятия для 2 класса «Из всех земных чудес мне милее русский лес» Анализ открытого занятия для 2 класса. Тема занятия «Изо всех земных чудес мне милее русский лес». Цели: формирование ответственного отношения.
Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада» В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных.
Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.
Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.
1. Каково программное содержание занятия, его соответствие «Программе воспитания в детском саду». Доступность задач развития детей возрастным особенностям мышления и речи, их ориентированность на зону ближайшего развития.
2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие задачи по методике развития речи решались в процессе занятия?
3. Эффективность методов и приемов обучения, направленных на развитие речи и мышления детей, на умение формулировать предложения, связно рассказывать.
4. Приемы активизации детей на занятии (постановка вопросов всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей, содержание, логика, направленность вопросов, их типы).
5. Подбор наглядных материалов, роль наглядности в решении поставленных задач.
7. Форма организации занятий по своей структуре (традиционные, одночастные, комплексные, интегрированные).
8. Общий развивающий эффект занятия и воспитательное значение занятия.
Приложение 9
Примерный план психолого-педагогической характеристики коллектива
I. Общие сведения о группе и истории её формирования (количество, возрастной состав, мальчики-девочки, новенькие, когда и как сформирована группа; были ли смены воспитателей и т.п.)
1. Учебная деятельность (характеристика успеваемости и дисциплины; отношение к учебной деятельности, мотивы учения, учебно-познавательные интересы, читательские интересы).
2. Жизнь группы вне учебных занятий (музыка, спорт, техника, изо и т.д.). Формы проявления интересов.
3. Участие группы в общесадичной жизни.
4. Общественно-полезный труд и его место в жизни группы.
5. Связь группы с родителями.
III. Руководство и организация группы.
1. Организующее ядро группы, его актив. Характеристика активистов.
2. Наличие неофициальных лидеров, характер их влияния на
коллектив.
3. Наличие отверженных и изолированных. Причины их положения. Возможные пути помощи.
4. Взаимоотношения внутри группы (микрогруппы, их внутренняя основа, их связанность, степень сплоченности, взаимоотношения мальчиков и девочек).
Статус и мотивы выбора
5. Психологический климат в группе.
6. Личность воспитателя (образование, стиль общения, способности и т.п.). Отношение воспитанников к воспитателю.
IV. Анализ конкретных случаев влияния группы на личность и личности на группу.
Литература:
- Андрушенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2003.
- Волков Б.С. Детская психология: логические схемы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника: для 1-6 лет. – СПб: Нева, 2004.
- Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Наука, 1995.
- Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе). – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
- Колесникова Е.В. Готов ли ребенок к школе? Тесты. – М.: Ювента, 2001.
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 4-х лет. – М.: Ювента, 2001.
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 5-х лет. – М.: Ювента, 2001.
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 6-х лет. – М.: Ювента, 2001.
- Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. – М.: Линка-Пресс, 2005.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: АПКиПРО РФ, 2000.
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Приложение 10
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия
1. Общие сведения о мероприятии (дата, ОУ, группа, организаторы, состав воспитанников, форма мероприятия, тема).
2. Психологическое обоснование целей, содержания и формы мероприятия.
- Актуальность темы мероприятия, ее педагогическая ценность.
- Цели воспитательного мероприятия.
- Соответствие содержания форме мероприятия.
- Соответствие мероприятия возрастным особенностям воспитанников, их интересам, познавательным возможностям.
- Качества личности ребенка, на развитее которых, на Ваш взгляд, направлено данное мероприятие.
3. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия.
- Кто был инициатором мероприятия.
- Чем обоснован выбор времени проведения мероприятия (месяц).
- Каков общий сценарий мероприятия?
- Какие виды подготовительной работы были проведены и в какой последовательности?
- Какими индивидуально-психологическими особенностями воспитанников обусловлено распределение ролей. Какие психологические цели, на Ваш взгляд, имело такое распределение?
- Какова роль педагога в подготовке мероприятия?
- Каковы способы помощи и контроля за ходом подготовки воспитательного мероприятия?
4. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия.
- Насколько организованным было начало мероприятие?
- В какой форме и насколько четко были раскрыты задачи мероприятия перед воспитанниками?
- Насколько содержательна и интересна была организована работа?
- Кто из взрослых кроме педагога участвовал в мероприятии? Какова роль этих взрослых?
- Как оформление помещения содействовало реализации целей мероприятия?
- В какой мере воспитанники справились со своими ролями?
- Все ли участники мероприятия были увлечены его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция детей и в какие моменты?
- Какие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства проявились у воспитанников в ходе мероприятия?
- Какие массовидные явления наблюдались?
5. Общая оценка мероприятия.
- Насколько достигнуты цели мероприятия? Что снизило или повысило воспитательный эффект мероприятия по сравнению с ожидаемым?
- Причины неудач и успеха?
- Как проявили себя непосредственные участники и организаторы мероприятия?
- В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных воспитанников? По каким показателям можно судить об этом?
- В чем проявилось влияние мероприятия на коллектив воспитанников в целом? По каким показателям можно судить об этом?
- Какие профессиональные качества проявились у педагогов-организаторов мероприятия?
- Каковы пожелания и предложения на будущее относительно содержания и форм организации подобных мероприятий?
Занятие «Путешествие по русским народным сказкам » проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного занятия направлена на закрепление знаний детей о русских народных сказах и взаимосвязана с целями других занятий. Занятие является одним из цикла занятий по закреплению знаний, умений и навыков детей по пересказу сказок. Цикл рассчитан на год, проводится одно занятие в месяц. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.
Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о русских народных сказках.
Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости п ерехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие по русским народным сказкам».
При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей .
Научность изложения содержания образования реализовалась на занятии на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии С.И. Гин и методики Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
В предварительной работе использовались игры – инсценировки по русским народным сказкам, просмотр презентаций, дидактические игры по русским народным сказкам, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение мимического этюда «Наши чувства» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о русских народных сказках, о главных героях этих сказок, научить пересказывать сказки.
В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.
Дидактическая игра «Помогите!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.
Дидактическая игра «Расколдуй героев сказок» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.
Проведение дидактических игр «Назови сказку», «Отгадай загадку», способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках, о главных персонажах сказок.
Физминутка «Сказки» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.
Дети активно, с интересом собирали страницы «Книги сказок»: называли русские народные сказки и их главных героев, моделировали сказки, отгадывали загадки по сказкам и собирали сказки по картинкам.
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок книгу сказок, раскраски с героями русских народных сказок.
Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.
Аппаратом для оценивания деятельности воспитанников // стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.
Фактический ход занятия / / соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия / /дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.
Цель занятия достигнута, дети закрепили названия русских народных сказок, их главных героев, научились узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и моделям. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.
Страница 1
Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.
Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).
Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром
Задачи, которые поставил педагог:
Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.
Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.
Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.
Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»
Программное содержание:
Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.
Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.
Развитие мелкой моторики рук.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Примечания |
1. Игровая мотивация. Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы. Какие цветы вы знаете? Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками. 2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы. физкультминутка: 3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми. 4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке. |
Перечисляют название цветов. Наблюдают за этапами работы. Самостоятельно выполняют поделку. |
Необходима индивидуальная помощь. Многие не справляются. |
света волченко
Анализ открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники - органы чувств»
Я, ---, воспитатель МБДОУ Д/с № присутствовала на занятии у Волченко Светланы Викторовны воспитателя МБДОУ Д/с № 31, 18.03.2014г.
Вид занятия : познавательное развитие (ФЦКМ)
Возрастная группа : средняя группа
На занятии использовались наглядные, словесные, игровые и практические методы и приёмы работы с детьми : гимнастика для глаз, игра «Узнай по голосу» , «Надуй шарик» , гимнастика для язычка «Часики» , загадка, направленные на применение речевых, познавательных , двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Наглядные и словесные методы использовались на протяжении всего занятия . Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы .
В занятие воспитатель внесла игровую мотивацию : волшебный экранчик.
Занятие началось с беседы . Это помогло обозначить тему предстоящего занятия .
Для наиболее эффективного усвоения новой информации в процессе занятия , использовались компьютерные технологии – презентация со слайдами на тему : «Наши помощники - органы чувств » .
На занятии Светлана Викторовна обучение строила как увлекательную игровую деятельность. Дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия . На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия . Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично переключались с одной игры на другую. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная , двигательная деятельность детей.
В течение всей образовательной деятельности у детей наблюдался высокий познавательный интерес .
Воспитатель МБДОУ № ___
Заведующий МБДОУ № ___
Публикации по теме:
«Наши помощники органы чувств» Наши помощники – органы чувств. Цель: Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус,.
Конспект НОД для детей средней группе по теме «Органы чувст». Задачи: 1. Обобщить сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими.
Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники - органы чувств» Задачи: - формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.
Цели и задачи: 1. Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге, о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Конспект занятия НОД по валеологии и воспитанию здорового образа жизни «Наши помощники-органы чувств» Конспект НОД Тема: "Наши помощники-органы чувств " Цель: Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют.
Конспект занятия по ОБЖ «Наши помощники - органы чувств» в подготовительной группе Программное содержание: закрепить знание детей об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние.
Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста «Органы чувств - наши помощники» Цель: обучить детей пользоваться и выделять признаки предметов, используя органы чувств. Психолог. - Как вы понимаете выражение "органы.