Родители во все времена большое внимание уделяли игрушкам не развлекательного характера, а развивающего. С самого раннего возраста важно заниматься с ребенком: учить его различать цвета, времена года, считать предметы, улучшать память, внимание. Благо для этого сегодня есть огромное количество развивающих пособий, которые объединяют обучение и игру. В этой статье рассмотрим кубики Дьенеша и набор палочек Кюизенера.
Почему так полезны эти развивающие методики?
«Я гуманитарий», - можно часто услышать от уже взрослых людей, которые не сильны в математике. Зачастую проблема кроется не в способностях, а в том, что их мало знакомили с этой наукой в раннем возрасте. Математика вполне может быть интересным, увлекательным и веселым занятием.
Венгерский педагог Золтан Пал Дьенеш и бельгийский учитель Джордж Кюизенер развеяли стереотип о людях-техниках и гуманитариях, разработав свои авторские методики раннего обучения. Они представляет собой набор логических блоков, которые позволяют творчески подойти к изучению математической науки, развить внимание и логические способности.
Кубики Дьенеша и блоки Кюизенера помогают малышам в игровой форме познакомиться с цветами, геометрическими фигурами, их размерами, понять, что такое «каждый», «через два», что больше или меньше. Эти развивающие пособия увлекут маленьких непосед и даже заинтересуют взрослых.
Для какого возраста подходят эти методики
Обычно эти наборы используют для игр с детьми от двух то семи лет. Но все зависит от развития ребенка. Если вы считаете малыша очень смышленым, то можно попробовать предложить эти блоки уже в год. По разным причинам бывают задержки в развитии, тогда эти наборы подойдут для ребенка и восьми-девятилетнего возраста.
Что развивают кубики
Логические кубики Дьенеша в доступной и наглядной форме знакомят детей с цветами, формами, размерами, толщиной предметов, начальными знаниями по математике и основами информатики. Этому всему ребенок научится, играя и выполняя различные манипуляции с блоками: выкладывание, разбиение, перестроение по заданному образцу и т. д.
Набор развивает:
- творческий потенциал;
- логическое мышление;
- (классификация, сравнение, анализ, обобщение);
- познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение);
- мелкую моторику.
Что входит в набор с кубиками
Дьенеш разработал свое пособие так, что в нем нет ни одного одинакового предмета. Все они различаются по форме, размеру, толщине и цвету.
Кубики Дьенеша имеют:
- четыре формы (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
- два размера (маленькие и большие);
- два вида толщины (тонкие и толстые);
- три цвета (синий, красный и желтый).
Игры с кубиками для самых маленьких
После покупки такого набора не следует сразу же нагружать различными заданиями своего малыша. Дайте ему хорошо познакомиться с кубиками: посмотреть их, потрогать, поиграть с ними так, как ему хочется. В любят тактильные контакты с предметами.
После знакомства можно переходить к следующему этапу - изучению свойств кубиков. Первые занятия могут основываться на понятиях «такой же» и «не такой».
Игра «Отыщи фигуру»
Попросите малыша найти одинаковые кубики. Например: «Выбери, пожалуйста, фигурки такого же цвета, как эта (красная)». Обязательно проговаривайте цвет и указывайте на кубики. Для детей в раннем возрасте это важно. Спросите про другие свойства. Например, про форму: «Как называется этот кубик?» По такому же принципу изучайте другие кубики Дьенеша. Фото очень хорошо демонстрирует, как наглядно можно изучать с детьми форму круга.
Аналогично познакомьте с понятием «не такой». Например: «Найди все кубики, которые по размеру не такие же, как этот».
Игра «Что в мешочке?»
Сложите несколько фигур в мешочек. Попросите ребенка, не подглядывая, на ощупь определить размер, форму или толщину кубика.
Игра на память
Разложите перед малышом разные кубики, пусть внимательно их изучит. Попросите ребенка отвернуться. Измените последовательность, добавьте или уберите одну фигуру. Попросите малыша найти, что изменилось.
Кубики Дьенеша: задания для ребят постарше
Игра «Продолжи»
Взрослый выкладывает несколько кубиков с одной одинаковой характеристикой и просит ребенка сделать второй ряд по образцу. Например, за признак берем цвет: синий квадрат, красный круг, желтый треугольник. Малыш должен сохранить эту последовательность цветов и выложить ряд. Например: синий квадрат, желтый круг.
Игра «Прятки»
Разложите перед малышом несколько кубиков и скажите, что под одним из них спрятался котенок (картинка с его изображением). Найти его можно, задавая наводящие вопросы. Например: «Это квадратный кубик?», «Это желтый кубик?» Приведите малышу пример, чтобы ему было понятнее.
Игра «Сортировка»
Уже с раннего возраста полезно приучать малыша к уборке. Каким образом? Обычно ребенка просят помочь сложить игрушки на место. Это можно удачно использовать, когда после занятия нужно убрать кубики Дьенеша. Отзывы родителей говорят, что детям за радость помогать взрослым, если вовремя к этому приучать.
Разделите с малышом работу, скажите, что пусть он собирает все желтые и маленькие кубики, а вы все остальные.
Развивающие задачи палочек Кюизенера
Палочки Кюизинера представляют собой многофункциональное математическое пособие. С его помощью в игре ребенок учится понимать понятия «больше и меньше», «право и лево», «длиннее и короче», «выше и ниже», «между», «через один» и так далее.
Набор Кюизенера имеет несколько названий: «цветные числа», «числа в цвете», «цветные линеечки», «цветные палочки».
Это методическое пособие направлено на развитие:
- наглядно-действенного мышления;
- познавательной активности;
- восприятия;
- внимания;
- конструкторских способностей;
- пространственного ориентирования;
- творческого потенциала;
- фантазии и воображения;
- мелкой моторики.
Этот набор только дополняет кубики Дьенеша для детей и позволяет комплексно подойти к изучению основ математики.
Из чего состоят палочки Кюизенера
В набор входят четырехгранные палочки, которые отличаются по размерам и цветам. Они примечательны тем, что блоки разной длины имеют свой цвет и числовое значение. То есть, чем больше палочка, тем большую цифру она обозначает.
Наборы Кюизенера различаются по цветовой гамме, количеству палочек и материалу, из которого они сделаны. На сегодняшний день в продаже предлагаются пластмассовые и деревянные блоки.
Самым ходовым является упрощенный набор из 116 элементов. В него входят палочки:
- белые - 25 штук;
- розовые - 20 штук;
- голубые - 16 штук;
- красные - 12 штук;
- желтые - 10 штук;
- фиолетовые - 9 штук;
- черные - 8 штук;
- бордовые - 7 штук;
- синие - 5 штук;
- оранжевые - 4 штуки.
Белый цвет соответствует цифре «один», желтый - «два» и так далее.
Знакомим малыша с палочками
Выше рассказывалось, как на первом занятии с ребенком изучить кубики Дьенеша. Для маленьких деток эти советы также можно и нужно применять при знакомстве с палочками Кюизенера.
Разложите перед ребенком «цветные линеечки». Дайте ему рассмотреть их и потрогать. Можете рассказать малышу про палочки, какого они размера и цвета. Покажите самый короткий блок и попросите найти такой же, как у вас. То же самое проделайте с самой длинной палочкой.
Выкладывайте с малышом домики, дорожки, предметы мебели, геометрические фигуры. Предложите назвать цвета, которые были использованы в построении фигурки.
Во что можно играть с палочками Кюизенера после знакомства
Игра «Сложи фигуру»
Предложите малышу выстраивать из палочек различные фигуры: квадрат, треугольник и т. д. Когда у него будет хорошо получаться, немного усложните задачу. Например, попросите выложить два синих квадрата, потом - три прямоугольника (голубой, белый и желтый). Попросите сравнить размеры каждого элемента.
Игра на развитие памяти
Кубики Дьенеша и палочки Кюизенера похожи по выполняемым задачам, поэтому с этими наборами иногда можно использовать одни и те же игры. Например, упражнение на развитие памяти и внимания.
Выложите перед малышом ряд палочек, попросите хорошо рассмотреть их и постараться запомнить, как они лежат. Переложите или уберите один блок, а потом спросите у ребенка, что изменилось.
Игры «Учимся измерять»
Например, дайте ребенку задание найти палочку, которая будет длиннее черной, но короче синей. Предложите малышу измерить одним блоком стол или на ощупь найти три одинаковых элемента. Попросите выложить из палочек дорожку, которая будет равна длине оранжевой палочки. Такие игры на измерение можно придумывать самому или вместе с малышом.
Также можно распечатать разные схемы рисунков из палочек Кюизинера и заполнять их вместе с малышом. По окончании работы спросите о длине использованных палочек.
Рекомендации для родителей при использовании развивающих кубиков и палочек
- Не бросайте ребенка одного играть с развивающим пособием «Кубики Дьенеша» или «Палочки Кюизенера». Родитель - это главный помощник в изучении чего-то нового.
- Чаще хвалите за успехи, поощряйте и стимулируйте интерес к занятиям.
- Не ругайте за неудачи. Если у малыша не получается выполнить какое-то задание, вернитесь к нему позже, покажите сами, как бы это сделали вы.
- Используйте принцип «от простого к сложному». Постепенно делайте задания более трудными и не забывайте возвращаться к уже выполненным упражнениям. Полученный ребенком опыт не должен быть «мертвым грузом».
- Придумывайте задания сами и подключайте к этому ребенка.
- Фантазируйте. Сложите с малышом из блоков сказочного персонажа и придумайте про него историю.
Можно ли самим сделать развивающие материалы?
Вполне можно сделать палочки Кюизенера и кубики Дьенеша своими руками.
Здесь можно пойти двумя путями: сделать бумажный вариант либо воспользоваться деревянными заготовками. Хорошо, если есть старые кубики, это заметно упрощает задачу. Достаточно просто окрасить их в нужные цвета. Если нет - придется самим выпиливать блоки. Вариант попроще - смастерить из плотного цветного картона и для надежности обклеить скотчем. Можно приклеить магниты с одной стороны кубиков или палочек, чтобы играть с ними было еще удобнее.
Игры с развивающими пособиями помогут ребенку изучить что-то новое и полюбить математическую науку, которая, к сожалению, не всем дается легко. Также цветные палочки и логические блоки - это прекрасный вариант семейного досуга или времяпрепровождения на детском дне рождении, когда уже все привычные занятия наскучили маленьким гостям.
Джордж Кюизенер - не просто педагог-теоретик, он много лет проработал учителем в начальных классах. За время своей работы он пришел к выводу, что дети гораздо лучше усваивают информацию, если у них есть наглядный материал, который можно не только посмотреть, но и потрогать. Так в 1957 году появилась программа палочек Кюизенера. В своих идеях он опирался на работы Монтессори и Фребеля.
Палочки Кюизенера представляют собой набор из 241 бруска. Как правило, бруски изготавливаются из дерева или пластика. Они отличаются по цвету и длине. Всего 10 цветов, каждый из которых соответствует определенному числу. Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяет ребенку наглядно увидеть разницу между числами, переводя абстрактные математические понятия в доступную форму.
Регулярные занятия с палочками Кюизенера помогают дошкольнику усвоить:
- понятия «больше-меньше», «похожие-различные»;
- порядок в числовом ряду;
- основы математических действий: сложение, вычитание;
- более сложные математические действия: умножение, деление;
- понятие долей, их сравнение.
Кроме этого, палочки Кюизенера способствуют развитию пространственного мышления, а также воображения. За полвека использования система Кюизенера развилась, появилось много пособий, альбомов различных авторов.
Сравнение с другими методиками раннего развития
Обычно программу Кюизенера сравнивают с идеями Никитиных, Воскобовича, Дьенеша. Все эти методики направлены на раннее развитие детей, однако между ними есть существенные различия.
Методика Никитиных
Никитины придерживаются мнения, что в каждом ребенке заложен творческий и интеллектуальный потенциал, которые необратимо угаснет без своевременного развития. Поэтому все игры в их программе ориентированы на опережение развития. Наиболее близкой к палочкам Куизенера является игра «Уникуб». В наборе 27 кубиков, грани которых окрашены в три цвета. Ребенку дается задание собрать различные фигуры. Задания постепенно усложняются, таким образом игра остается интересна даже школьникам. Плюсом этой системы является ее вариативность. Уникуб способствует развитию пространственного мышления, а также учит основам геометрии и математики.
Блоки Дьенеша
Золтан Пал Дьенеш разработал методику, которая позволяет детям в самом раннем возрасте научиться комбинировать предметы по разным признакам, видеть сходство и различия. Помогает развивать аналитическое мышление. По мнению специалистов, игра с логическими блоками дает начальные знания по информатике и программированию.
Игры Воскобовича
Самые популярные из игр Воскобовича: Геоконт, Квадрат Воскобовича, Математические корзинки. Каждая из них ориентирована на решение определенной задачи. Плюс игр Воскобовича в том, что все занятия проходят в форме истории-сказки, где ребенок совместно с героями решает задачи, выполняет упражнения. Игры Воскобовича развивают логику, воображение, дают базовые знания о числах и буквах.
Важно! Любая из систем раннего развития отлично работает в комплексе с другими.
В отличие от других методик, палочки Кюизенера более универсальны. Несмотря на то, что изначально они разрабатывались для знакомства ребенка с миром математики, они способствуют и развитию творческой стороны личности. Развивают воображение, комбинаторику и пространственное мышление. Все специалисты сходятся во мнении, что недостатков у этой программы нет.
Методика занятий по Кюизенеру
Прежде чем приступить к занятиям, родителю или воспитателю сначала стоит самостоятельно разобраться в системе. Цвета для блоков подобраны не случайно, а представляют тщательно продуманное математическое множество. По кратности цвета объединены в группы. Цифра, которой соответствует брусочек, равна его длине в сантиметрах. То есть белый брусок длиной 1 см и соответствует цифре 1.
Цветовая группа | Цвет | Соответствующеечисло |
белые | белый | 1 |
черные | черный | 7 |
Красные (кратные 2) | розовый | 2 |
красный | 4 | |
бордовый | 8 | |
Синие (кратные 3) | голубой | 3 |
фиолетовый | 6 | |
синий | 9 | |
Желтые (кратные 5) | желтый | 5 |
оранжевый | 10 |
Занятия по данной программе рекомендованы с детьми от 3 до 7 лет. Но основная причина в ограничении - соображения безопасности. Самые маленькие брусочки белого цвета - кубики с гранью в 1 см. Есть риск, что маленький ребенок может их проглотить.
Занятия можно разделить на три последовательных этапа:
- Знакомство с палочками. Ребенок играет с ними как с обычными кубиками. Задача в том, чтобы малыш хорошо ориентировался в цветах и размерах блоков. Тренируется цветовосприятие и мелкая моторика;
- Упражнения по схемам. В продаже много тематических альбомов для палочек Кюизенера со схемами. На этом этапе развивается воображение, фантазия и пространственное мышление;
- Изучается состав палочек. На этом этапе формируется понятие «больше-меньше», «право-лево» и другие. Ребенок учится комбинировать по признакам;
- Знакомство в простыми математическими действиями. Этот этап ориентировочно начинается с 4- х лет;
- Углубление в математику, знакомство с долями.
На всех этапах, кроме самого первого, необходимо присутствие и работа взрослого.
Важно! Самостоятельная работа с палочками Кюизенера не даст никаких результатов.
Упражнения на сопоставление, комбинаторику
Можно давать ребенку следующие задания (последовательность игр и занятий с палочками Кюизенера не имеет значения):
- назови все цвета;
- составь лесенку (все брусочки выкладываются по мере роста: от белого до оранжевого);
- добавь пропущенную ступеньку (ребенок должен определить недостающий элемент лесенки и добавить его);
- найди все палочки одинакового цвета. Есть у них еще что-то общее?
- Задания на сравнения: какая больше? меньше? Найди палочку, которая будет больше голубой, но меньше желтой;
- найди самую длинную/короткую;
- ребенок выкладывает палочки, следуя указаниям взрослого: «желтую палочку положи справа от зеленой, а синюю слева от красной…».
Упражнения на развитие логики и речи
- Взрослый прячет палочку, ребенок пытается угадать, какую именно. Для этого он может задавать уточняющие вопросы: «эта палочка длиннее красной?»;
- Составляется два паровозика из одинакового количества блоков, но разных цветов. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Какой паровозик длиннее?», «Почему?»;
- Выкладывая различные фигуры, ребенок отвечает на вопросы: что находится справа? Внизу? Слева?
Упражнения для знакомства с цифрами
Это самый объемный этап работы, который потребует от воспитателя или родителя много времени и терпения. От успешности его прохождения зависит дальнейшее усвоение программы.
Пособий с развивающими играми с палочками Кюизенера сейчас в продаже очень много, поэтому есть возможность подобрать именно те, которые заинтересуют ребенка.
- Лесенка. В отличии от предыдущего варианта, дополнительно проговаривается числовой ряд. Изучается прямая числовая последовательность и обратная;
- называется число, и ребенок должен найти подходящую палочку (или показывается палочка - дошкольник должен назвать число);
- сколько белых брусочков поместится на синей палочке?
- Из имеющихся блоков нужно составить одну такую же длинную, как бордовая/оранжевая;
- выложи из двух разных палочек одну, найди третью, которая будет такой же длины;
После 4-х лет задания можно усложнять, знакомить с понятием долей.
- сложить квадрат из 4 белых блоков. На примере квадрата разобрать понятие долей, сравнение 1/4 и 2/4. Что больше?
- Из имеющихся палочек составить по порядку числа второго десятка;
- изучение умножения (выкладывается несколько одинаковых брусочков, предлагается посчитать общую длину).
На последних этапах не стоит пренебрегать творческими заданиями. Складывая фигуры по заданным схемам, дети учатся самостоятельности, развивают свои творческие способности и просто отдыхают. Ребенок составляет палочками Кюизенера картинки по готовым схемам или самостоятельно. Схемы можно купить в магазине или скачать и распечатать из сети. Самые популярные пособия к палочкам Кюизенера: «Кростики» (ориентирован на детей 4-5 лет), «На златом крыльце сидели» (поможет подготовить ребенка к школе), «Волшебные дорожки».
Если нет возможности приобрести набор, всегда можно сделать цветные счетные палочки Кюизенера самостоятельно. Для этого достаточно будет упаковки картона. Вырезаются полоски шириной в 2 см, их длина и количество должны соответствовать классическому набору. Минус самодельных палочек в том, что они не объемные, ребенку с ними играть не так интересно, как с блоками. Часть упражнений с их помощью можно выполнить, но для полноценной работы лучше приобрести настоящие.
В последнее время во многих ДОУ палочки Кюизенера стали активно использоваться воспитателями. Разработано много программ с рекомендациями по проведению занятий. Палочки Кюизенера в младшей и средней группе используются для изучения цветов, сопоставления по признакам, для творческих заданий. Многие воспитатели используют их как материал для активных подвижных игр.
Например: воспитатель предварительно раздает брусочки детям. Включается музыка и дети под нее бегают/танцуют. По сигналу воспитателя: «раз, два, три! Белая палочка в круг беги», дети, у кого белый брусочек, должны прибежать в круг. Команды могут быть самыми разными: «розовая - прыгай», «синяя - кукарекай». Игра развивает внимательность и скорость реакции.
Палочки Кюизенера в старшей и подготовительной группе используются уже преимущественно для подготовки детей к школе, формированию начальных знаний по геометрии и математике.
Неоспоримый плюс данной программы - ее доступность для использования как дома, так и в ДОУ.
Видео
Мастер – класс «Использование логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера в процессе творческой деятельности педагогов и детей ДО».
Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с развивающими дидактическими играми З. Дьенеши и Д. Кюизенера, как средством развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников 4-6 лет.
План проведения мастер – класса
Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера по развитию творческого потенциала у детей
Практическая часть. Деловая игра с участниками мастер – класса на основе карточек З. Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств; алгоритмов. Участникам предлагается несколько игр.
Рефлексия
Актуальность, эффективность применения логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера в педагогическом процессе старшей группы.
Одна из основных задач, дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в соответствии с программами ГОСО. Сформированные компетентности, развитая коммуникативная и информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе.
В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. И я нашла уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера.
Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Цели:
Развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности;
Развитие способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости;
Расширение кругозора.
Задачи.
Развивать:
умение конструировать и моделировать;
умение оперировать предметами, знаками, символами;
наглядно – образное, логическое, нестандартное – креативное мышление (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
воображение, сообразительность, любознательность, память, внимание;
наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Формы организации работы с логическими блоками и цветными палочками:
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера применяю в игровой форме в организованной учебной деятельности комплексной, интегрированной. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Например в области «Познание», в подобласти «ФЭМП», с помощью их дети оперируют
сенсорными эталонами (геометрическими понятиями)
узнают, что такое множество, подмножество
с величинами
с понятием числа
с составом числа
с пространственными представлениями
арифметическими действиями сложением и вычитанием.
В подобласти «Конструирование» в процессе моделирования дети замещают конструкцией из палочек и блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
В области «Здоровье» - проводим подвижные игры с палочками и блоками – это предметы ориентиры.
В области «Коммуникация» - на грамоте выкладываем буквы, слоги из цветных палочек.
В области «Творчество», на рисование и аппликации моделируем узор, орнамент с помощью палочек и блоков, экспериментируем созвучие цветовой гаммы.
Совместная игра с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера даёт возможность закрепить полилингвальный компонент:
в дидактических играх, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых (формы, цвета, ориентировка в пространстве и многое другое)
в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
в настольно - печатных (работа с картами к играм, схемами, альбомами, алгоритмами);
в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично. Поезд - билеты, места.
В самостоятельной - коллективной игровой деятельности (конструируют, работают с альбомами, схемами, играют в настольно-печатные игры, организуют сюжетно-ролевые игры).
Работу с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера отражаем в планировании.
В циклограммах планируем игровую деятельность с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в утренние и вечерние часы, на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности, в индивидуальной работе с детьми и родителями.
Организованную образовательную деятельность (ОУД) с применением логических блоков Золтона Дьенеша и палочек Джорджа Кюизенера планируем в перспективном планировании и в технологических картах по ФЭМП. Составила свою Рабочую программу по ФЭМП с применением логических блоков Золтона Дьенеша и палочек Джорджа Кюизенера по развитию у детей творческого и познавательного потенциала в процессе развивающих занятий.
Планируя работу по развитию «Образовательной траектории» ребёнка включаем игры с использованием этих частных методик.
Литература, которая вам поможет при работе с данными методиками:
Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» - раскрывает все этапы обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». В этой книге Носова, рассказывает о логических блоках Дьенеша. В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками и прилагаются схемы. Р. Л. Непомнящая знакомит с палочками Кюизенера, первоначальными упражнениями игры с ними и приводит несколько примерных занятий с ними.
В практических пособиях, Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» для младшего и старшего возраста, представлены дидактические игры и занятия с использованием блоков Дьенеша для младшего возраста и цветных палочек Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
И гровые занятия представлены, в пособий В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет»
Методическое обеспечение необходимое для игр с блоками и палочками:
Альбомы «Лепим небылицы», цикл игр с логическими блоками Дьенеша.
Альбомы «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце», «Посудная лавка или кростики», «Дом с колокольчиками» цикл игр с цветными палочками Кюизенера.
Альбом «Страна блоков и палочек» - это сюжетно – дидактические игры с блоками и палочками.
Альбом «Демонстрационный материал» - диагностика к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.
Деловая игра с участниками мастер – класса на основе карточек З. Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств; алгоритмов. Участникам предлагается несколько игр.
Игра «Где спрятался Джерри?» Цель. Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.
Материал. Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
(в книге Носовой Е.А. каждая игра или упражнение представлены в трёх вариантах, на усложнение: оперирование 1 свойством, 2 и 3)
Игра «Автотрасса или построй дорожку»
Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам, самостоятельно составлять алгоритм.
Материал. Таблицы с правилами построения дорог (табл. 1-3), логические блоки.
Содержание – Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков – это таблицы. (чередование по одному свойству цвету или форме, по двум свойствам цвет и форма, форма и толщина блоков, форма и размер. Для поддержания интереса предлагаю различные игровые задачи: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде; украсить торт, сделать бусы. (литература Е.А. Носова)
Игра «Построй дом»
Цель. Развитие логического мышления, внимания.
Материал. Набор логических фигур в мешочке, карточки-домика, прямоугольники по размеру клеток.
Игра «Помоги фигурам выбраться из леса» (лит-ра Е.А. Носова)
Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать. Материал. Логические фигуры или блоки, таблицы. Содержание - Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки - всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
Игра «Архитектор» (альбом «Давай поиграем»)
Цель: развивать умение работать с алгоритмом, действовать строго по правилам. Материал: Алгоритмы №№ 1,2 Блоки Дьенеша
Описание игры:
Детям предлагается разработать проект детской площадки
выбрать необходимый строительный материал
построить объекты детской площадки
Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово "начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме).
Игра "Доставка грузов".
Цель: Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
Вариант 1. Надо доставить ценные грузы - блоки из города А в город Б (названия городов можешь придумать сам). Везти груз можете по любому из предложенных 12 маршрутов. В пути с грузами происходят изменения. Играть в эту игру можно со своими друзьями, договорившись по каким маршрутам, вы будете перевозить грузы.
Игра "Лабиринты" (альбом «Спасатели приходят на помощь»)
Цель: умение действовать последовательно в строгом соответствии с правилами.
Перед нами лабиринт. Если сумеешь пройти лабиринт А, то поможешь принцу освободить заколдованную принцессу (блоки - волшебные камни для освобождения принцессы).
Правила: берём любой блок, передвигаем только по прямой, наискось нельзя. Чёрные клетки ловушки их обходим. Путь блока надо выстраивать в соответствии со знаками – символами. По пустым клеткам может идти любой блок.
Проходя лабиринт Б, ты будешь участвовать в доставке чая в Англию из Индии (блоки - контейнеры с чаем).
Аукцион «Кто больше». Придумайте игры с использованием логических кубиков З. Дьенеша – название игры, что блоки будут замещать, игровое действие. Кто больше придумал, получает кубики.
Рефлексия
В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму:
1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных.
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.
«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Манит, Учит. Вдохновляет.
Мысли будоражит, уверенность будит!»
Разработка известного математика показывает, что такое "целое", "часть целого", поскольку каждая деталь равна по своей длине нескольким другим. С их помощью малыш начинает быстро понимать принцип самых главных математических действий - сложения и вычитания. Процесс обучения не вызывает у него сложностей, так как все действия с разноцветными элементами наглядны, поэтому очень понятны. Простые арифметические действия превращаются в несложную, очень интересную игру. Приобрести палочки Кюизенера - значит, получить способ для развития у ребенка математического, аналитического мышления, не решая скучные примеры.
Надо ли покупать палочки Кюизенера юному математику?
Купить палочки Кюизенера ребенку, значит обеспечить ему:- формирование аналитических способностей,
- развитие памяти, образного и пространственного мышления,
- способность решать логические задачи,
- способность осваивать элементарные математические действия,
- умение делать правильные выводы на основе собственных умозаключений,
- навыки общения в коллективе.
Стоит ли покупать блоки Дьенеша подрастающему эрудиту?
Купить блоки Дьенеша, значит подарить ему уникальное логическое пособие, среди элементов которого невозможно найти два одинаковых! Они все различаются между собой по размерам, цвету (желтые, синие, красные), толщине, величине и форме:- 12 треугольников,
- 12 квадратов,
- 12 кругов,
- 12 прямоугольников.
Блоки Дьенеша имеют еще одно преимущество - их можно использовать в повседневных домашних играх и при организации развивающих занятий в детских садах. Из них малышам очень нравится складывать различные мозаичные фигуры, которые привлекают яркими красками и необычными формами. Чтобы выбрать блоки Дьенеша или купить палочки Кюизенера, обращайтесь к консультантам нашего интернет-магазина. Обеспечьте своему гению всестороннее развитие, которое проходит в форме интересной и увлекательной игры, не надоедающей маленьким детям!
Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, а в садике не научили, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенокм с самого нежного возраста.
Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути».
Это может быть традиционный ежеутренний подсчет ступенек в детском саду или приятная необходимость выбрать в магазине десять разных конфет. В ход идут детские обучающие книги , веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий.
Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера .
Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-меньше», «на сколько больше-меньше», «длиннее-короче», а также множество других абстрактных понятий. Последние обычно очень тяжело даются и малышу, и его родителям. Ну как объяснить ребенку, что означает «каждый» или «какой-нибудь»? А уж «левое» и «правое» после многочисленных попыток объяснить ребенку, мама и сама начинает путать (особенно стоя перед зеркалом).
В чем же заключается методика Дьенеша и Кюизенера ? Начнем с самих пособий. Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие.
Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.
Еще один нюанс – ребенок начинает после занятий легко ориентироваться в дробях. Привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок, счетных палочек) приучает к дискретности числового мира и привыкнуть потом к тому, что один – это две половинки, или четыре четверти сложно. На палочках Кюизенера это объясняется легко и доступно.
Трудности в проведении игровых занятий по этим пособиям облегчаются наличием специальных альбомов с яркими рисунками. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек, в итоге получается объемная картинка.
В дополнении ко всему, их еще можно рисовать на сетке, раскрашивая сектора цветными карандашами. После такого полноценного урока, все основные математические понятия становятся ребенку простыми и ясными. Возраст, для которого рекомендуется использовать палочки Кюизенера, три года и старше.
Даже школьники, неважно ориентирующиеся в математике, с удовольствием и пользой занимаются с палочками, но альбомы к ним подбираются уже посложнее.
На практике, уже в возрасте одного года малыши с интересом занимаются набором, тем более, что в палочках сделаны отверстия, дуя в которые можно свистеть. Эта особенность приводит малышей в восторг и подогревает их интерес к занятиям.
Играя с еще совсем маленькими ребятишками, необязательно сразу начинать с палочек, тем более что задача научить ориентироваться в числах и даже дробях двухлетнего ребенка может многих взрослых насторожить: «Этому же в школе учат!». Для такого случая идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких».
Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников».
В наборе с картинками идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на картинке. Ребенок вместе с мамой или папой (а позже и самостоятельно) выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным.
Для деток постарше, после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие, включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины, причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов.
Игровые задания для занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из двух квадратов. К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий с аналогичным принципом.
Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают палочки, сортируют их по разным признакам.
Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек.
Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками, родителям останется лишь предлагать новые варианты занятий.