Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.
Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии - он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.
Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.
И вдруг все меняется.Начались схватки - вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги - малыша не просто давит - его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо - таз матери - с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов - гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия - ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры - с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар - он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек - таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут - он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам - сперва он делает вдох - и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков - очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит - в первый раз за свою жизнь - успокаивающих звуков маминого организма - стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет - а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно - если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место - к маме на грудь. Контакт кожа к коже - малыша голеньким кладут маме на живот, - наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы - от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - роды прошли успешно, выделяется окситоцин - матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация . Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.
То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.
Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание - подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.
Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни - контакт с мамой , а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие - еще неуместны.Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым - не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок - он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза - именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно - опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.
Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.
Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда - ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это - различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» - наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна - примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать - он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить - то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу - легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации - известно, что пролактин - гормон, отвечающий за выделение молока - больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден
. В первую очередь - это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон - это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери - самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.
Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь - удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.
Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.
Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.
Зрение новорожденного ребенка.Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.
С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.
Привлекают новорожденного ребенка лица - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.
При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации . Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.Слух новорожденного ребенка.
Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.
Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.
Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.
У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, - способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.
Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.
Органы обоняния новорожденного ребенка.В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.
Вкус.
В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока.
Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.
Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.
Чувство прикосновения новорожденного ребенка.С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.
Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки - не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.
Способность мыслить новорожденного ребенка .Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря - нет. Ум - это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.
Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.
Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, - игрушки, много пространства, общение со сверстниками - дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.
На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.
Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать , а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.
То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца - мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша - споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки - слишком категорично
. Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!
Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…
Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик - всегда что-то новое.
Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.
Однако нам хочется дать малышу игрушку . Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим - она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.
В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками - погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал - и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.
Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни ? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.
Начнем с мобиля . В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.
Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3-5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной - бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль - подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.
Лекции Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни ребенка", 2002-2005 гг.
Новорожденный ребенок - это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом. Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?
Вы родили скандалиста!
Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный - сплошь негативные. Он голоден - он плачет. Ему холодно - он кричит. Ему неудобно - не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность - естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.
Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.
Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку - маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего - взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!
«От улыбки станет всем светлей…»
Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда - первая улыбка!
Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.
Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом - сама совсем не улыбается.
В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны - это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?
Океан любви
К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.
Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.
О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.
Для малыша до года - это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму - поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!
Удивительный мир
Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер - ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму - только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.
Пугливые дети, «маленькие бояки» - это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…
Не менее важная эмоция - удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление - любопытство - радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап - интенсивного интеллектуального развития.
Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать...
Психоаналитики утверждают, что по характеру течения , особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.
Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.
Развитие ребенка в период беременности
На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.
С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.
К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.
До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.
Развитие и психология новорожденного
Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.
С первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное - это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.
С ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего - это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.
До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения - вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.
Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца - способе его кормления матерью.
Уже на третий день жизни может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.
Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.
Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.
Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.
Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.
Дорогие мамы! Оставив позади двери , помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.
Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.
Элла Прокофьева, детский психолог.
Обсуждение
Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.
А насчет недоказанности статьи - зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери... в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования - но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать "прокричаться", учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных "научных трудах".
"Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас." - в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.
14.07.2008 20:49:31, МарияНа шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, превращается в зародыш мужского или женского пола.
5+!
Privet nashej nauke:)))
Мне кажеться, что статья есть статья нет смысла ее строго судить... это как признаки беременности, они всегда и у всех разные. А что касается пола будущего малыша, мне кажеться, что это не важно, главное что б здоровый был!! :-) Рожайте и любите своих малюток!
24.08.2007 18:17:14, ЕвгенияУдивлена читать такое от Эллы Прокофьевой. Когда речь идет о детях дошкольного и шокльного возраста, я неоднократно видела в ее словах и логику, и ценный опыт, и огромное исследовательское горение. Здесь же - предположение на предположении, без доказательств, науки и обратной связи. Можно принять только как гипотезу, и это необходимо было оговорить в начале статьи. Статья вредная именно своей категоричностью, недоказанностью.
Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь - не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями "через внутрь" тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды... Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды - это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать
Вообще-то кроме одого из прочитавщих эту статью никто не обратил внимание на то, что "Первоначально младенец бесполый!" интересно, что автор хотел этим сказать?? Пол есть всегда, даже когда ничего не видно плод имеет набор генов и хромосом которые определяют его пол!!
Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология - вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично... А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели - вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем "архиве" после прочтения.
после таких статей я очень расстраиваюсь, все проблемы и сложности, которые возникают при общении с ребенком (ему почти 3),отношу на свое неправильное поведение во время беременности,корю себя, но ведь ничего не вернешь.Я приняла свою беременность только к 4 месяцу, да и то больше думала о себе (неправильно питалась, мало отдыхала, старалась успеть закончить ВУЗ, написать диплом). я очень люблю своего сыночка, но такие категоричные сатьи выбивают из колеи.
21.04.2004 14:09:38, надяОчень добрая статья. Прямо читала ее и вспоминала, как я кормила грудью своего малыша. Эх, если бы снова начать кормить бы грудью, то наверное было бы все иначе.
07.03.2003 15:07:38, EvgeniaПомню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали... И зачем спрашивается:) Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные. И успехов.
Полезная статья! Все правильно, когда я общаюсь со своим очень ожидаемым малышом (нам уже 24 недели), то замечаю как он затихает и как бы прислушивается. И радуется вместе со мной, и грустит. Так что общаться надо и почаще, это уж точно никак не повредит!!!
15.05.2001 10:42:19, ЕленаС давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.
Вот какие способности имеет новорожденный:
1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт - он сразу даст адекватную реакцию.
2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором - оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль. Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка. Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.
3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги - один в черно-белую клетку, а другой - серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.
4. Слух. У ребенка слух развит больше, чем зрение. Уже в утробе матери малыш слышит и привыкает к шуму. Именно поэтому он не вздрагивает, когда раздается сильный шум или хлопает дверь. Он уже в утробе научился различать, откуда идет шум. Если шум близкий и тихий, то даже когда спит, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, то он просыпается. Новорожденный малыш узнает человеческую речь, он более чувствителен к более высоким звукам, поэтому слышит лучше голос мамы. Исследования ученых выявили интересную особенность, когда вокруг ребенка шумно, ребенок изолирует себя от окружающей среды, как будто «затыкает уши».
5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.
Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.
Как прекрасен период беременности для будущей мамы: ожидание и предвкушение встречи со своим самым дорогим человечком. Беременные женщины задумываются о том каков их малыш: черты лица, пол, похож ли на маму или на папу, но не всегда размышляют о том, что ребенок может что-то чувствовать и переживать, находясь в материнской утробе. Многообразие ощущений открывается для младенцев достаточно рано. Существует множество различных способов для исследований этих моментов.
Эмоциональная связь между ребенком и мамой
Специалисты, изучая мир младенцев, пришли к удивительным открытиям, которые дали толчок к познанию перинатальной психологии, как науки о психическом и педагогическом развитии детей внутриутробно. Исследование ученых показывает то, как малыш реагирует на эмоции и настроение мамы, а также окружающую ее обстановку.
Ребенок копирует деятельность и поведение матери. Если женщина спит, ребенок тоже засыпает и успокаивается. Если будущая мама занимается активными действиями, то и малыш дает о себе знать энергичными шевелениями. Особо кроха чувствует эмоции и состояние своей родительницы. Негативные переживания, мысли, радостные мгновения - все это малыш проецирует на себя. Обмен мировосприятием объясняется тем, что зарождаются гормоны, которые образовываются в организме при эмоциях женщины и поток этих гормонов передается малышу через пуповину. Поэтому ребенок чувствует все то же самое, что его мама.
Чувствует ли ребенок в животе у мамы прикосновения и боль
Нервная система малыша развивается очень рано. Уже к 7-ой неделе у крохи развита чувствительность кожи и появляется реакция на раздражители, то есть он способен почувствовать боль. Прикосновение к телу ребенка провоцирует его на ответную реакцию. Младенец с 15 недель может ощущать прикосновение к животу мамы. Пройдет немного времени и он научится отвечать на такой жест толчками.
Чувствует ли ребенок в животе у матери вкус пищи
У малыша развито осязание. Если мама питается сладковатой пищей, то околоплодные воды насыщаются сладким вкусом и ребенку это нравится - он с удовольствием глотает вкусную для него воду. И наоборот при употреблении мамы острой, соленой пищи, малыш кривится от неприятного вкуса.
Видит ли ребенок в утробе
Реакция на свет проявляется у детей к 6 - 7 месяцам. Ребенку не нравится, когда этот раздражающий фактор направлен на него - он инстинктивно отворачивается и пытается убежать.
Как ребенок в животе реагирует на курение мамы
Малыш остро реагирует на мысль мамы о том, чтобы покурить. От этого его сердечко бьется быстрыми темпами, вселяя тревогу: при курении у женщины сужаются сосуды, по которым ребенку перестает поступать кислород в достаточной степени.
Слышит ли ребенок в утробе матери: голос и музыка
Очень интересно, что к 5 - 6 месяцам ребенок слышит звуки и реагирует на них. Благодаря этому открытию, перинатальные психологи проводят тренинги с будущими мамами о том, как важно воспитание еще не родившихся детей. Существуют эксперименты о влиянии звуков на малышей. Например, при повышенной громкости сердце крохи начинает биться быстрее.
Самое поразительное - это то, что малыш может запоминать звуки, и после рождения реагировать на них также, как и внутриутробно. К примеру, если спокойная музыка, колыбельная собственного исполнения мамы усыпляет еще не родившегося младенца, то и после рождения воздействие этих факторов могут быть такими же. Соответственно малыш запоминает голоса родных, которые все время окружают его маму. Если папа, братик или сестренка общаются с “животиком”, то кроха может запомнить голос и фразы. После рождения он сразу узнает их, когда услышит.
Как общаться с ребенком в утробе матери
Ваша любовь к малышу началась с хороших новостей о беременности и она росла с каждой секундой. Точно также крепнет и эмоциональная связь между вами. С 24 недели малыш начинает осознанно реагировать на внешние раздражители, и вы можете чувствовать толчки ребенка. Именно в это время появляются бесценные воспоминания и начинается взаимное общение между вами.
Способов для общения с малышом до рождения много. Самые простые - это разговаривать с ребенком: произносить нежные слова, называть его по имени, чтобы маленький привык к голосам близких. Говорить стоит о том, какие чувства любви вызывает этот комочек счастья и как вы ждете его появления на свет. Впрочем, маме говорить вслух совсем не обязательно - ее эмоциональный посыл кроха обязательно услышит. Папа может общаться с ребенком, положив руку на живот мамы, дождаться шевеление малыша и в этот момент сказать ему что-нибудь доброе и ласковое.
Можно включить музыку, которая нравится будущей матери. Очень благоприятно воздействуют песни в мамином исполнении, причем не важно какие у нее вокальные данные. Устраивайте ребенку сеанс спокойной классической музыки. Мамочке следует лечь - расслабиться и наслаждаться прослушиванием спокойной классики.
Малыши запоминают те мелодии, которые они слышали во время жизни в утробе. Если вы поставите эту же музыку послушать после рождения, то заметите как ваш малыш реагирует на нее. Вероятнее всего малютка начнет улыбаться и успокоится.
Что испытывает ребенок при родах
Современные ученые все глубже исследуют взаимосвязь матери и ребенка. Что же чувствует малыш во время родов? Специалисты, изучающие эту область, проводили много экспериментов: вводили людей в состояние глубокого гипноза для того, чтобы можно было заглянуть в прошлое на бессознательном уровне. Таким образом человек вспоминал, как он рождался. Затем эти факты сопоставляли с рассказами матери - совпадения оказывались стопроцентными. Перинатальные психологи утверждают, что все воспоминания, в том числе о родах остаются в нашей памяти.
Итак, что же рассказывают эти люди? Когда ребенок проходит по родовым путям, он чувствует страдание, страх и ужас. Это огромный опыт на всю человеческую жизнь. Объясняется это тем, что наша жизнь наполнена нелегкими препятствиями, мы испытываем боли и горести, переживаем неприятности. Таким образом наш опыт прохождения по родовым путям переносится на сложную взрослую жизнь. Ребенок, рождаясь испытывает огромные потрясения:
- яркий свет
- перепад температуры
- прикосновение к коже
- изменение запахов
- преображение звуков
Но, самое страшное и неприятное, о чем люди рассказывали из эксперимента - это ужас первого вздоха. Когда человек совершает свой первый вздох - открываются легкие - это очень болезненный процесс. Испытуемые ощущали себя в это время между жизнью и смертью. Представьте себе какие ощущения испытывает ребенок, когда он рождается!
Что чувствует и воспринимает ребенок в первые часы после рождения
И вот ребенок родился. Акушерка протирает пеленкой, показывает маме и выкладывает малыша на живот. Перинатальные психологи советуют в это время, какие бы ни были трудные и сложные роды, как бы вы не устали, нужно обязательно с радостью встретить своего новорождённого человечка, ведь он прошел такой трудный путь и столько всего преодолел. Первая встреча ребенка с матерью очень важна и значима.
Когда ребенок родился, внимательно посмотрите в его глаза. Раньше считалось, что при рождении младенец ничего не видит или видит только в черно-белом цвете. Но на самом деле ребенок видит очень хорошо на расстоянии 30 сантиметров. Сразу после рождения, он будет внимательно вас рассматривать. Первое, что малыш будет делать - это искать ваши глаза. Ребенок плохо держит головку, но все же будет ее поднимать с усилием, глаза могут быть заплывшими, отечными, один глазик может быть совсем закрыт, но ребенок всеми путями будет пытаться искать ваши глаза.
После вашего контакта малыш опускает голову, обнимает ваш живот маленькими пальчиками и обхватывает ножками, будто не хочет, чтобы его забрали от мамы. Малыш с удовольствием слушает мамин голос, монотонные звуки его успокаивают, а ощущения тепла, которыми окутан ребенок в объятиях мамы, дают защиту и умиротворение.
После рождения старайтесь как можно больше носить малышей на руках и не слушайте тех, кто говорит о том, что это вредно и способствует приучению ребенка к рукам. На самом деле тепло материнского тела - это самое что ни на есть важное для детей общение и чувство защищенности.
Связь между матерью и ее ребенком действительно поразительна и удивительна:
- Малыш реагирует на прикосновения мамы
- При повреждении сердца матери стволовые клетки младенца мигрируют в поврежденный участок и восстанавливают его
- Ребенок мужского пола оставляют свои клетки ДНК в мозгу у мамы, которые скорее всего защищают маму от болезни Альцгеймера
- Антитела переносятся от мамы к ребенку через плаценту и грудное молоко и защищают малыша от смертельных болезней
- После рождения малыша грудное молоко настраивается в зависимости от пола младенца