Консультация на тему:
«Индивидуальная работа с семьей»
Воспитатель: Коротова Н.С.
Разговор о взаимоотношениях «детский сад – родители» - большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Хочется рассказать, как решались эти задачи в нашем детском саду.
Контингент родителей в детском саду сложный. Не раз в ответ на мои вопросы о доме, о родителях приходилось слышать от воспитателей удручающие ответы. Они свидетельствуют о том, что не все благополучно в семьях наших детей. Сегодня нельзя скрывать такие негативные явления, как пьянство родителей, безнадзорность детей, которые в выходные дни часто предоставлены сами себе и единственным занятием которых являются прогулки во дворе.
Есть категория родителей, которые ведут себя отчужденно, пренебрегают советами педагогов. Ощущается потребительское отношение к яслям – саду. Такие родители считают, что детский – сад место, где обязаны воспитывать их детей.
Часто коллеги детских садов спрашивают: У вас в дошкольном учреждении есть трудные дети?». Многие отвечают: «Нет у нас трудных, у нас много несчастных детей». Многие педагоги убеждены, что в этом есть и вина родителей.
Многие педагогические коллективы ищут эффективные пути работы с семьей. Опыт работы детского сада с семьей убеждает в том, что одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.
В чем же преимущество этой работы?
Изучай семьи, беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, педагоги ближе знакомятся с родителями своих воспитанников, легче намечают пути педагогического воздействия на ребенка, завоевывают авторитет, и постепенно создаются благоприятные условия для взаимопонимания. Оказалось, что именно организация индивидуальной работы с родителями вызывает небольшие затруднения у педагогов. И здесь важно установить контакт с родителями, найти верный тон разговора, дать конкретный и точный ответ.
Нужно стараться объяснить педагогам, что индивидуальные контакты помогают объединиться взрослым в воспитании ребенка, и успех возможен при всестороннем изучении семьи, что предполагает изучение индивидуальных особенностей родителей путем наблюдения, опросов и т.д.
Необходимо провести серию консультаций, на одной из них, раскрыть тему «Индивидуальный подход к родителям и детям». Выработать правила предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, например о том, как соблюдать педагогический такт в разговоре с родителями. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факты поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии;
Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей;
Необходимо тактично указать на ошибки;
Желательно давать только обоснованные ответы;
Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом.
Следующая консультация должна прозвучать на тему: «Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями».
На консультации обсудить следующее:
Каким должно быть первое посещение семьи ребенка;
Как определить положение ребенка в семье через его рисунки по темам «Мой дом», «Моя семья».
Составить памятку с вопросами:
Как дети встречают своих родителей?
Как происходит расставание детей с родителями?
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот?
Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?
Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?
Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон и т.д.)?
Все это позволяет правильно планировать беседы с родителями, из которых нужно выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера ребенка вызывают у них тревогу.
Полученный в ходе индивидуальных бесед материал позволяет в дальнейшем организовать беседы по группам. В результате подобных бесед родители стали чаще обращаться к педагогам за помощью и советом, откровенно рассказывать о своих проблемах, делиться сомнениями, даже сами стали приглашать воспитателей посетить семью.
Подгрупповые беседы можно проводить либо с группой родителей из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо с разными семьями, но с одинаковыми проблемами.
В беседах можно поднять вопросы на темы: «Как влияют взаимоотношения родителей на формирование личности ребенка»; «Роль авторитета родителей в воспитании детей»; «Как воспитать у ребенка чувство любви и уважения к матери»; «Мать – воспитательница» (для неполных семей).
Программа изучения семьи.
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание).
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
Социальный статус матери, отца в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка, участие в организации жизни семьи (хозяйственно – бытовая деятельность, досуг).
Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания); уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок его поведения; участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
Цель и методы изучения семьи.
Цель. Характер семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
Методы.
Анкеты для воспитателей.
Анкеты для родителей.
Беседы с ребенком.
Наблюдение за ребенком в сюжетно – ролевой игре «Семья»
Изучение рисунка ребенка и рассказа на тему «Наша семья»
Метод социометрии в рамках семьи.
Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей.
На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка.
А) слушаете передачи по радио и телевидению.
Б) посещаете лекции для родителей.
Г) используете жизненный опыт.
Д) читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:
А) поощрение.
Б) наказание.
В) требование.
Г) убеждение.
Д) приучение.
3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:
А) словесная похвала.
Б) подарки.
В) ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:
А) физическое наказание.
Б) словесная угроза.
В) лишение развлечения.
Г) проявление вами обиды.
Эффективные формы сотрудничества
семьи и школы
Воспитывает всё: люди, вещи, явления.
Но прежде всего люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
А. С. Макаренко
С введением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяется работе с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Формы работы с родителями достаточно многообразны.
К традиционным формам работы классного руководителя с семьей относятся: посещение семьи ученика, проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание классных и школьных родительских комитетов.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
Родительское собрание остается основной формой совместной работы педагога и родителей, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в школе и дома.
По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные,
где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
2. Тематические , посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;
3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.
Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
Помимо традиционных форм работы современная школа ищет новые, более эффективные формы взаимодействия классного руководителя с родителями ребенка.
Важным направлением работы классного руководителя является оказание консультативной помощи родителям. Одной из форм работы являются
Индивидуальные консультации . Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
Существуют и «заочные» консультации. Одной из форм такой работы является «Почта доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.
Досуговые мероприятия остаются значимым вектором совместной работы с родителями. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные 8 марта, 23 февраля, День матери, и концерты художественной самодеятельности и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки. В своих классах я ежегодно в 4 четверти провожу Родительскую неделю, где на разных уроках и занятиях кружка родители делятся своими умениями с детьми, проводя мастер-классы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, проведение 1 раз в год вечера-встречи «Мы ищем таланты», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
«Дни открытых дверей» существовали давно. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить школу; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в школе, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Общение в соцсетях в наше время стало очень популярно. Создаётся закрытая группа «В Контакте» и там выкладываются: фотоотчеты о пройденном дне, объявления, ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители приобретают возможность быть в курсе событий. Это может способствовать сплочению родительского коллектива.
Условие оптимизации взаимодействия педагогов и семьи
Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений с семьей также требует соблюдения следующих условий:
1.Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Этому будут способствовать:
- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;
- оборудование уголка в классе для родителей, в котором есть небольшая библиотечка, программы воспитания, образцы детских работ, фотографии детей;
3.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.
4.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты.
5.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.
3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.
4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.
5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.
Матрена Смаранди
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников .
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, чтоб стать партнерами и единомышленниками в воспитании детей использую разнообразные формы работы . И главная задача воспитателя не только донести родителям и обогатить их педагогическими знаниями, но и привлечь, чтоб они стали полноправными участниками педпроцесса.
Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка , и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитательно -образовательного процесса.
Задачи работы воспитателя по взаимодействию с родителями :
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника ;
Объединить усилия для развития и воспитания детей ;
Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
формы форм форме форме неформальных (проблемам) .
В своей работе использую традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Одной из коллективных форм считается родительское собрание. Один раз в год провожу собрание в традиционной форме с приглашением специалистов дошкольного учреждения, последующие практикую в нетрадиционной форме , которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания к детскому саду (проблемам) .
Это дискуссии «Игра – основа речевого развития» (ставится проблема и предлагается обсуждение) .
«Вопрос-ответ» . Проводить его можно по-разному : один из вариантов – готовила заранее вопросы, складывала в «сундучок» , а на собрании родители вытягивали и отвечали. В другой раз – сундучок выставлялся в раздевалке группы, где предлагалось родителям опускать вопросы по развитию и воспитанию детей , а ответы звучали на родительском собрании.
Естественно, читая почту, я заранее могу подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или даже переадресовать вопрос. Не всегда вопросы могу озвучить, поэтому некоторые из них оставляю на индивидуальные консультации, т. к. родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Круглый стол (по педагогическим ситуациям, где тоже обсуждаются разные точки зрения на проблему.
Конференция «Семья - основа воспитания » , где родители делились опытом семейного воспитания .
На таких формах работы общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей , учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Положительной стороной подобных форм является то , что участникам не навязывается готовая точка зрения, а предлагается искать собственный выход из сложившейся ситуации, рассуждать.
Обычно перед родительским собранием провожу анкетирование, тема может быть разной в зависимости от того, какая тема собрания, н-р «Итоги адаптации детей ДОУ» , «Речевое развитие ребенка» , «Закаливание детского организма» и другие.
Организую тематические консультации : приглашаю не всю группу, а нескольких родителей, если есть трудности в воспитании и развитии ребенка , и, конечно индивидуальные. Здесь практикую для родителей памятки (в печатном варианте) по тем или иным вопросам, н-р «Навыки самообслуживания» , «Правильно ли говорит ваш ребенок» .
Семинары – практикумы.
«Подвижные и хороводные игры» (приглашали инструктора по ФИЗО) ;
«Значение и роль пальчиковых игр» (группе 2-3 лет) .
«Закаливание детей дома» ;
«Мастерим вместе с детьми» ;
«Поделки из природного материала» ;
«Расти здоровым» .
Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать . Считаю, что главное назначение консультации, семинара- практикума - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку, совет и практическое применение.
Просмотры занятий, Дни открытых дверей, думаю, что во всех детских садах такая формы работы тоже применяется, но здесь я организую совместную деятельность родителей и детей, где создаю условия для развития партнерских, доверительных отношений в семье , смысл – дать в сконцентрированном виде представление о работе детского сада. В этот день родители посещают занятие, утреннюю гимнастику, знакомятся с режимом питания. Родители видят, как занимаются дети, наблюдают за ними во время игр, знакомятся с характером платных услуг.
Залогом успешной работы совместной с семьей является хорошая информированность . Материал для информационной корзины разнообразен : устная и письменная, наглядная - стенды, фото, папки-раскладушки по темам :
«Познай себя, как родитель» ;
«Оздоровление детей в детском саду и дома» ;
«Занятия в детском саду» ;
«Чем мы занимались» ;
«Читаем дома» ;
«Как формировать активный словарь ребенка» ;
Оказывают практическую помощь семье – это фотостенды «Наши занятия» , «Наш цветник» ; газеты- поздравления «Наши мамы» , «Наши папы» , выставки детских работ «Мои любимые сказки» , папки-передвижки с различными рубриками.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это Спортивные праздники, развлечения, концерты.
«Праздник Осени» ;
«День Матери» ;
«Встреча Нового года» ;
«Рождественские забавы» ;
«Масленица» ;
«Наши милые мама» ;
«Лучший папа»
Родители являются непосредственными участниками развлечений (играют роли, готовят детские костюмы, участвуют в оформлении группы ). Эти мероприятия заканчиваются чаепитием. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому , что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем мне проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .
И конечно родители - это главные помощники в оформлении развивающей среды группы, начиная с детских уголков в группе, раздевалке и оформлении альбомов по темам , портфолио своего ребенка, участие в различных конкурсах плакатов «Люби и охраняй родную природу» , конкурс «Наш огород» , «Наряд для куклы» , кукольные театры, различных выставках.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.
Семья и детский сад дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей, родители должны знать, где и чем занимаются их дети, и поддерживать то, чему их учат. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и семьей .
Желаю всем творческих успехов и удачи в сотрудничестве с родителями!
Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия школы и семьи ложится на плечи классного руководителя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. В самом общем смысле их можно разделить на индивидуальные, групповые и коллективные.
Индивидуальные формы
Посещение семьи на дому . Посещая учащихся на дому, выясняются условия их домашнего воспитания. Информация о семейном климате, об особенностях взаимоотношения внутри семьи, о позиции родителей в вопросах воспитания позволяет лично взаимодействовать с конкретной семьей и еще более правильнее выбрать направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Напротив, не имея данных сведений, невозможно оказать ученику соответствующей поддержки.
Чрезвычайно важно, чтобы родители были убеждены, что преподаватель посещает семью не для выговора ученику, не с претензиями в его отношении, а как помощник в деле воспитания. Сплошные претензии учителя на ребенка либо обвинения родителей только усугубляют ситуацию, огорчают их и вызывают часто ожесточенное и несправедливое отношение к ребенку, а с его стороны можно наблюдать озлобленное конфликтное отношение к учителю и утрату интереса к учению вообще.
Родители обязательно заблаговременно должны быть предупреждены о приходе педагога. А он при этом должен руководствоваться некоторыми правилами: проявлять педагогический такт в общении с членами семьи, начинать разговор с каких-либо положительных моментов, четко обозначать проблемы в учебно-воспитательном процессе ребенка и давать ненавязчивые советы и рекомендации, беседовать в присутствии учащегося, не предъявлять жалоб к родителям, всячески подчеркивать собственную заинтересованность в деле воспитания и обучения.
Индивидуальные консультации . Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации ведутся для того, чтобы преодолеть беспокойства родителей по поводу обучения и воспитания ребенка, а с учетом правильного построения они содействуют налаживанию доверительного контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся индивидуально по мере надобности, нередко даже по инициативе самих родителей. В процессе беседы могут обсуждаться самые разные вопросы, касающиеся ребенка: его самочувствие, интересы, особенности поведения, склонность к тому или иному учебному предмету, специфика характера и другие. Консультации способствуют разрешению многих противоречий и приносят пользу не только родителям и ребенку, но и самому педагогу.
Переписка . В работе с родителями переписка употребляется достаточно обширно. Как правило данная форма работы используется по отношению к тем родителям, которые в силу различных обстоятельств не имеют возможности часто посещать учебное заведение (плотная занятость, большое расстояние, проблемы со здоровьем и т.д.). В век информационных технологий всё чаще для общения родителей с учителями используются мобильная связь, социальные сети, Интернет-сайты и форумы.
Групповые формы
Родительские лектории . Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические рекомендации и советы по воспитанию ребенка в семье и многие другие. Планомерная и целенаправленная работа позволяет родителям лучше узнать личностные и возрастные психофизические особенности детей, выявить причины их отклонения от норм поведения, правильно подойти к решению педагогических задач с помощью выбора соответствующих методов и форм воспитания.
Тематические консультации . Их рекомендовано проводить раз в четверть для всех желающих. Организует такие консультации школа, а проводят специальные эксперты (социальный педагог, психолог, медицинский работник, сотрудник полиции и т.д.), которые могут подобрать оптимальный вариант решения конкретной проблемы.
Родительские вечера представляют собой праздник общения родителей. Непринужденная беседа друг с другом, обмен опытом решения конкретных проблем, обсуждение обстановки в семье помогают по-другому взглянуть на ребенка и процесс его воспитания, понять его особенности и расширить свои возможности в этом деле.
Классные мероприятия проводятся в течение всего учебного года внутри класса и традиционно связываются с различными событиями: дни рождения, календарные праздники, чаепития. Они содействуют сближению родителей между собой, а также налаживанию контакта между учителем и родителями.
Коллективные формы работы с родителями наиболее ярко представлены в виде научно – практической родительской конференции. Эта форма сочетает в себе пропаганду педагогических знаний и практические навыки семейного воспитания. Инициаторами проведения такой конференции, как правило, выступают родительский комитет и актив класса. Заседания могут быть посвящены разнообразным воспитательным вопросам. Проводятся конференции 1–2 раза в год, так как требуют кропотливой подготовки (анализ литературы, обобщение собственного опыта, подготовка рекомендаций, организационные аспекты). Эффективность родительской конференции увеличивается, если в ней принимают участие библиотека, различные эксперты, приглашенные гости.
Родительское собрание
Родительское собрание является универсальной и самой распространенной формой взаимодействия школы с семьями учащихся. На собрании дискутируются трудности жизни класса, родительского коллектива и школы в целом. По своему назначению они делятся на следующие виды: организационные, аналитические, итоговые, комбинированные.
Родительское собрание включает в себя шесть неотъемлемых компонентов: анализ учебных достижений учащихся и рекомендации учителей-предметников, знакомство родителей с состоянием психологического климата в классе (взаимоотношения, внешний вид и т.д.), психолого-педагогическое просвещение родителей по конкретной теме, рассмотрение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия, приобретение учебной литературы и т.д.), рефлексия – в конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
Отдельно следует отметить и работу родительского комитета. Он создает проект общих действий по предложению поддержки семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом, оказывает помощь в проведении всевозможных внеклассных мероприятий и решает целый ряд других вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.
Так, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьей призваны обеспечить взаимодействие школы с родителями, увеличить эффективность процесса воспитания и обучения детей.
Предложенный материал раскрывает основные задачи работы школы с семьёй, приведены формы взаимодействия школы и семьи и основные направления работы. В предложенной статье раскрыты основные типы родителей и их взаимодействие со школой. в материале приведены индивидуальные и групповые формы работы с семьёй. Материал полезен для психологов, классных руководителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семья – это та первичная среда,
Где человек должен научиться
Творить себя».
В.АСухомлинский
90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.
Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная работа семьи и школы. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения и деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Перед педагогическим коллективом стоят следующие
задачи работы с родителями:
осуществление информационно – просветительской работы;
осуществление диагностической работы;
осуществление коррекционной работы.
Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.
Администрация школы и все классные руководители имеют анализ состава родителей по их образовательному и профессиональному уровню, сведения о полных и неполных семьях, состоянии здоровья родителей учащихся, жилищно-бытовых условий, возможностях для воспитания детей, их семейные традиции. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей в интересах развития личности ребёнка..
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Среди них:
Родительское собрание;
Родительский лекторий;
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
Участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов и т.д.;
·формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, сбор макулатуры и т.д.;
·формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.
Но это не даёт должного результата и перед педагогами встают вопросы:
Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?
Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам?
Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка?
Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления:
Психолого-педагогическое просвещение родителей,
вовлечение их в учебно-воспитательный процесс,
Участие в управлении школы.
Учителя и родители как партнеры в воспитании детей дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка выявит сильные стороны каждого и даст им возможность скорректировать свои ошибки. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?
На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский :
"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца.
Сложившийся опыт работы учителя с семьей ученика убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:
I - родители - помощники учителя . Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.
П - родители - потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей . Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.
Ш - родители не понимают или не хотят понимать требований школы . Они отрицательно относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.
На родителей I группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.
Родителям П группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить то или иное дело.
С родителями Ш группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.
. Какие же формы работы с семьей учащихся может использовать учитель?
Индивидуальные формы работы . Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе.
Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время.
В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.
Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав родительского комитета.
При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.
Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик - единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства.
Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании ученика.
Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания - страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик.
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность.
Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.
При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями
Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
Родители не должны ждать под дверью своей участи.
Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.
В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Посещение ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголкашкольника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.
Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи.
В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:
Высокая идейная направленность всей работы с семьей ученика;
В борьбе за успех обучения и воспитания детей важна система отношении между родителями и детьми, обращенная к сознанию и чувству собственного достоинства ребенка;
Вовремя замеченные и поддержанные учителем положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную систему его.
Коллективные формы работы учителя с семьей ученика.
Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.
Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.
Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры.
Можно использовать и такую форму работы, как семинары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания.
Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, "Трудовое воспитание детей в семье", "Трудно ли быть отличником", "Родительский авторитет". При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.
В основе этого содружества семьи и школы - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей ж возможностей каждой семьи, оказание практической, помощи семье при затруднениях в воспитании.
Успешное разрешение задач нравственного воспитания подрастающего поколения во многом зависят от укрепления взаимных контактов школы и семьи.
Сущность совместной воспитательной деятельности школы и семьи определяется общей целью воспитания полной солидарности в постановке и решении конкретных задач воспитания, в нахождении взаимодополняющих. методов к средств воздействия на детей. Ярким выражением сущности совместной деятельности педагогов и родителей является единство их воспитательных установок, требовании и действий, т.е. единство воспитания.
Определяющим моментом такого единства является постоянное совпадение положительных воспитательных требований и действий педагогов и родителей, обеспечивающих возможность подрастающем личности всегда находиться под влиянием не противоречащих друг другу условии, вызывающих положительные ответные реакции, активное отношение к окружающему.
В условиях совместной единонаправленной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребенка. Оно постоянно пополняется новыми сведениями, обогащается яркими впечатлениями, полученными от общения с людьми в разной обстановке. Причем правильное разъяснение этих знаний педагогами и родителями, сходное толкование жни отдельных нравственных норм позволяют ребенку избежать сомнений, колебаний, внутренних конфликтов, так как устраняется ситуация противоречивости передаваемых взрослыми знаний. Формирование сознания осуществляется таким образом достаточно плавно и спокойно, без срывов.
Постоянно сохраняющиеся единые требования и действия педагогов и родителей позволяют надолго закрепить нравственные чувства, создать на их основе устойчивые психические состояния: бодрости, душевного равновесия и подъема, готовности положительно ответить на требования, удовлетворения от свершенных нравственных поступков и др. Кроме того, воздается возможность легко устранять отрицательные душевные состояния детей, иногда сопутствующие их развитию. В системе единых требований к детям укрепляется их волевая сфера. Они становятся заметно активнее, настойчивее в достижении цели, решительнее в преодолении трудностей, сдержаннее в обычном поведении.
Таким образом, в системе единства воспитательных требований и действий создаются объективные предпосылки для планомерного, всестороннего развития положительных качеств личности, для усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков, для закрепления их в разной жизненной обстановке.
В сложной и важной работе с родителями можно использовать и такие методы как:
Регулярные педагогические беседы;
Групповые консультации по отдельным вопросам воспитания;
Индивидуальные консультации родителей;
Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;
Педагогические диспуты;
Вечера вопросов и ответов по проблемам воспитания;
Открытые родительские дни в школе, во время которых родители могут посетить любой урок или внеклассное мероприятие;
Беседы за круглым столом;
Педагогическая викторина "Кто? Как? Почему?"
Хорошей традицией родительских собраний является ведение родительского дневника.
Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими односельчанами и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные беседы с родителями
Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.
Психолого-педагогическая диагностика
в работе классного руководителя с семьей
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении
Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
1 Что я хочу получить в результате диагностики?
2 Как я буду работать с полученным материалом?
3 Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Виды диагностики:
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
1 предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
2 оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
3 итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?
Принципы:
1 На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:
2 гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
3 валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
4 точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
5 надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
Корректность (определяется качеством диагностического материала).
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
1 блок | Изучение и сопровождение семьи оперативная диагностика) | Методы и методики |
Социально-демографическая Характеристика семьи: ·социально-демографический портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей. | Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). |
|
2 блок | Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) | |
Информационные запросы родителей; Ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей | Анкеты для родителей. |
|
3 блок | Информационно-просветительская работа с родителями диагностика) | |
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. | Анкетирование и тестирование родителей. |
|
4 блок | Внутришкольный мониторинг | |
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы | Наблюдение. |