Что было до популярных нынче развивающих авторских методик? Кто впервые обратил вниманием на детство, как особое время для развития человека? Немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1842) посвятил свою жизнь детям и именно он разработал чёткую систему дошкольного образования на основе группы универсальных пособий. Благодаря его взглядам на детство впервые в мире появились детские сады, как мы их знаем в наше время. Чтобы поговорить об этом удивительном человеке, его работе и его методике мы пригласили Кожевникову Викторию Витальевну, президента Ассоциации Фребель-педагогов (http://www.npafp.ru) в России, и её коллегу Питенко Светлану Николаевну.
Жили-были:
Почему ранее Фрёбель не был известен в сравнении с другими авторскими методиками, как например, Монтессори, Никитины, Доман?
Виктория Витальевна: Еще в начале ХХ века имя Ф. Фребеля в России было нарицательным, точнее до 1914 года. Бытовал даже термин «Фребеличка», который относился к девушкам-выпускницам реальных училищ, желающим работать с детьми. С началом I мировой в Российской империи активно начали бороться со всем немецким, не избежали этой участи и детские сады. И имя Фребеля ушло из обихода, оставшись только в специальной литературе и в учебниках для студентов педагогических ВУЗов, однако, придуманная им система детских садов осталась и продолжала системно развиваться в Советском союзе без упоминания автора. При этом и в Европе и в США детские сады напрямую связаны с его именем. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы убедиться, что во всем мире и поныне успешно существует и открывается большое количество научных центров, ассоциаций, детских садов, которые работают с методикой Фребеля и развивают его идеи. |
Когда в 80-90 годах ХХ века нашу страну захлестнул бум авторских методик педагогики имя Фребеля не всплыло, так как с его методикой в глазах у выпускников педвузов ассоциировалось все традиционное, что происходило в тысячах детских садов по всей стране и чему как бы противопоставляли авторы в своих «развивающих» методиках. И виной тому стало, что именно творческий развивающий метод фребель-педагогики в детских садах был практически полностью выхолощен, будучи заменен на жестко регламентированный подход к воспитанию и обучению. И только теперь, изучая позитивный современный зарубежный опыт фребель-педагогики, мы начинаем осознавать, что целый пласт педагогической мысли и практики остался неиспользованным и нам предстоит открыть его заново.
ЖБ:
Чем идеи Фрёбеля отличны и перекликаются с известными методиками работы с дошкольниками?
ВВ:
Все современные методики взяли понемногу от педагогических воззрений Ф. Фребеля. Главными принципами которого были и остаются: воспитание и обучение, как единая система, роль которой развивать природные качества ребенка, способствовать саморазвитию ребенка. Методика Фридриха Фребеля, идя по пути от простого к сложному, познавательному, развивающему раскрывает способности, заложенные у каждого ребенка от природы. Именно он утверждал, что ребенку от природы дарованы возможности познавать, творить, преобразовывать окружающий мир и все это ребенок делает самым лучшим для него способом - играя.
Общеизвестен факт, что та же Мария Монтессори (об этом очень хорошо написано в ее биографических произведениях «Мой метод», в трудах С. Гессена и Л.С. Выготского), как и многие другие, в своих работах взяли многое у Ф.Фребеля, возможно потому, что в XX веке эти идеи стали «трендом», саморазумеющимся и не требующим доказательств. При этом педагогическая система Фребеля, как и многие другие системы, не является панацеей или инструментом планового создания гениев, а только способом раскрыть в ребенке все-то лучшее, что заложено в нем природой.
ЖБ:
В чем основной посыл Фрёбеля в работе с дошкольниками?
ВВ:
Игра - это основной мотив ребенка, важный и для развития его мышления и для социализации. Большое значение имеет общение детей с родителями, а не только с воспитателями в детском саду. Придавая большое значение семейному воспитанию, Фребель создал книгу «Материнских ласкательных песен», основываясь на которой знаменитый русский педагог Ушинский впоследствии создал свою. Принципы свободного творческого развития детей, заложенные системой Фребеля, нашли подтверждение, в частности, в общеизвестных достижениях таких знаменитых творческих людей как, например, Ле Корбюзье, Кандинский, Ллойд Вебер и т.д. Александр Бенуа, к примеру, начал рисовать ещё в частном детском садике организованном по принципам Фребелевского киндергартена.
ЖБ:
Насколько возможно и оправдано использование даров Фрёбеля в домашних условиях без специальной подготовки для родителя?
ВВ:
Главное достоинство этой методики - доступность и простота. Поверьте, открыв коробочку с «Дарами Фребеля» у себя дома, первой в ней окажется именно рука взрослого. Жаждущего не меньше ребенка узнать что, для чего, как играть? Фребель доказывал, что детская игра - величайший дар, который нужно сохранять и развивать, при этом огромную роль играет совместное общение с родителями во время игр или занятий.
Методика Фридриха Фребеля в настоящее время все более актуальна. Казалось бы все просто - геометрические фигуры. Однако, вариативность манипуляций, простота в использовании, возможность применения для развития детей раннего возраста, так и старшими дошкольниками делает методику Фребеля универсальной.
ЖБ:
Что вы можете сказать о распространении методики Фрёбеля в настоящее время? Насколько она популярна? Быть может уже есть отзывы о работы с его пособиями?
ВВ:
В 2015 году мне довелось присутствовать на международной конференции в музее Ф.Фребеля немецком городе Бад-Бланкенбург. Она была посвящена 150-летию со дня открытия первого в мире детского сада. И это было не только научное мероприятие, но и большой городской праздник, на котором сотни детей вместе со своими родителями играли с Дарами Фребеля, пели песни и весело общались.
На сегодняшний момент фребель-педагогика набирает обороты, все больше детских садов, понимают, что они работают во фребельской традиции и активно начинают использовать как ДАРЫ Фребеля, так и педагогические принципы описанные Ф. Фребелем.
ЖБ:
Если в в доме уже есть коробка с дарами Фрёбеля, нужно ли родителю пройти какое-то обучение или есть подробные пособия по работе с дарами?
ВВ:
На сегодняшний день, идеи придуманные Фребелем, развиваются и существует несколько линеек продукции, которые охватывают широкий спектр потребителей. В продаже есть комплекты, основанные на идеях Фребеля, которые помогут специалистам при работе с детьми с ОВЗ и для организации образовательной среды в детском саду и развивающем центре. Наборы «Дары Фребеля» - имеют методические рекомендации, в которых описаны игры для детей разного возраста и даны рекомендации специалистам по организации такой работы (могут быть полезны и педагогам и родителям, которые хотят для своих детей все самое лучшее). Кроме того, есть линейка игровых наборов Фребеля, которые идеально подходят для совместной игры родителей с детьми дома (подробнее на www.frebel.ru). В эти играх заложены основные идеи Фребель-педагогики, для того, чтобы начать их использование не требуется специальной подготовки, а удовольствие от совместной игры получат и родители и дети.
Система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем (1782-1852).
Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры.
Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д.
Большое место в системе Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки - все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.
Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей.
Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а системе Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.
Первый в мире детский сад
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так:
1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;
2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.
Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.
Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.
Дары Фребеля и игры с ними
Первый дар Фребеля
Это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).
Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!
Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.
Второй дар Фребеля
Шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Другие дары Фребеля
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.
А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.
Такой конструктор позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.
Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.
Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.
В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.
Интересные факты о дарах и играх Ф. Фребеля
- Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
- Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги - и много других интересных детских занятий.
Резюме
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852 ) - немецкий педагог, ученик и единомышленник Песталоцци, заложивший актуальные по нынешний момент основы процесса образования, призывающий видеть в каждом ребенке его индивидуальные черты и уникальные способности. Именно Фридрих Фрёбель представил миру концепцию «детского сада ».
Он первый обратил внимание на высокую способность к обучению у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Известные «Дары Фрёбеля» - это игровой материал, необходимый для гармоничного развития всех органов чувств и восприятий. Именно педагогический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер .
История
Биография
Родился в семье пастора ортодоксальной Лютеранской церкви в Обервейсбахе в небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Считается, что церковь оказала большое влияние на формирование отношений мальчика с окружающим миром. Рано лишившись родителей
Фридрих Фрёбель жил со своим дядей и в возрасте 15 лет, из-за большой любви к природе, поступил учеником к лесничему. Позднее он оставил обучение и работу в лесничестве ради изучения математики и естественных наук и с 1802 по 1805 он даже работал геодезистом. Был женат дважды.
Педагогическая деятельность
Началом педагогической карьеры Фридриха Фрёбеля принято считать 1805 год. Именно тогда он ознакомился и проникся идеями учения Песталоцци.
С 1806 года Фридрих Фрёбель работал гувернером у трех мальчиков из знатной семьи и позднее вместе со своими воспитанниками он приехал в Швейцарию, где мальчики поступили в школу к Пестолоцци, а сам он получил работу в коллективе человека, чьи труды уважал и применял на практике. В 1811 году Фридрих Фрёбель получает диплом учителя и преподает в школе-интернате для мальчиков, которая является, на тот момент, известным патриотическим и педагогическим центром.
В 1812-1813 годах он оказывается вовлеченным в несколько анти-Наполеоновских компаний и вступает волонтером в корпус Лютцова. Здесь он встречается со своим будущими соратниками по педагогической работе - Миддендорфом и Ланденталем. 1814 году, после битвы при Ватерлоо и Венского конгресса, Фрёбель недолгий период времени работает в минералогическом музее под руководством профессора Вейса.В 1818 году Фридрих Фрёбель основывает Немецкий Обще Образовательный Институт (Allgemeine Deutsche Erziehungsanstalt ), в котором позднее его дело поддержат и продолжат его соратники Миддендорф и Ланденталь.
В 1820 году Фрёбель публикует свой первый из пяти памфлетов «К нашим людям» (An
unser
deutsches
Volk
).
Оставшиеся 4 памфлета выходят в период до 1823. В 1826 году выходит в свет его основная литературная работа - «О воспитании человека». Так же в этот год начинается еженедельно издаваться брошюра «Обучение в семье».
С 1831 по 1840 годы Фрёбель много пишет, работает и читает лекции. В 1837 году вместе со своими соратниками Миддендорфом и Ланденталем он открывает школу “Игровой Деятельности”, на базе которой в 1840 году открывается первый детский сад.
Педагогический подход Фридриха Фрёбеля
Всем нам знакома основная идея теории Фрёбеля: “Дети - цветы жизни!”
Именно Фридрих Фрёбель первый обратил внимание на высокую обучаемость у детей от года до 3 лет. Он вводит в практику общения с детьми игру как основу для обучения всему. Настаивает на том, что педагог должен быть ориентирован на ребенка в первую очередь, а само обучение должно быть комплексным, родители обязательно должны быть вовлечены в образовательный процесс ребенка и при необходимости родителей нужно учить, как поддержать ребенка.
Фрёбель вводит использование музыки, игры и двигательную активность в процесс обучения. Фридрих Фрёбель создает и разрабатывает образовательно-игровой материал, который включает в себя разного вида геометрические фигуры, кубики. Этот материал получает название Дары Фрёбеля, позднее многие педагоги адоптировали идею подобного материала для создания своих авторских методик всестороннего развития способностей ребенка, но Дары Фрёбеля – это основа, помогающая маленькому человеку постигнуть свои внутренний и внешний мир, не бояться думать и творить, быть свободным. Быть значимой личностью.
Дары Фрёбеля
“Правильное восприятие внешнего, материально мира это ключ к пониманию интеллектуальных связей”
Фридрих Фрёбель
1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти, окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. Этот дар необходим ребенку, когда ему примерно один годик и поэтому шарики с веревочками, т.к. ребенку нужна помощь в овладении этим даром. Первый дар учит малыша различать цвет и форму и видеть, что не смотря на различный цвет предметы могут быть едины. “Мяч-универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок – говорил Фрёбель”.
2 дар состоит из деревянных предметов разных форм. Это шар, куб и цилиндр. Второй дар учит малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб - символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
3 дар это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков. Самая важная черта этого дара, это контраст различий в форме единого и частей. Этот дар учит ребенка воспринимать ситуацию в целом и в частности, отдельными элементами, знакомит с понятием симметрии, помогает развить творческие способности и координацию.
4 дар это куб, разделенный на 8 пластин. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.
5 дар куб это деревянный куб,разделенный на 27 маленьких кубиков. При этом, 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Этот дар знакомит ребенка с квадратом и треугольником. Помогает развить воображение и зрительно-моторную координацию.
6 дар это деревянный куб, разделённый на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры и формы. Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.
7 дар это цветные плоские геометрические фигуры: квадраты и треугольники разных размеров и сделанные из дерева. Этот дар знакомит ребенка с понятие абстракция и подготавливает ребенка к рисованию. Элементы седьмого дара используются для демонстрации изображения и развивают воображение.
8 дар – это цветные палочки разной длины. Самая основная цель этого дара – познакомить ребенка с прямой линией и понятием длины. Этот дар развивает координацию, моторные навыки ребенка, а так же переводит знание о математических величинах на новый уровень.
9 дар - это кольца и бусины различных размеров и форм. Этот дар может быть использован ребенком в свободной форме, нет никаких правил и контроля со стороны взрослых. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией.
10 дар – это дар состоящий из различных природных материалов: раковин, круп, камушков, листочков, лепесточков, различных семян, кусочков глины, щепок и все это необходимо для того, чтобы ребенок смог постигнуть путь от множества к единому. Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии - прямую и волнистую. Прямая линия - это наиболее короткое расстояние между идеей и её реализацией, волнистая же линия может изменить свое направление в любой своей точке, а значит, ведет к решению более длительным и извилистым путем. Это знакомит ребенка с понятием, что любая цель может быть достигнута этими двумя способами. 10 дар развивает моторные навыки, координацию и знакомит ребенка с конструированием. Именно 10 дар помогает ребенку перейти от познавательной к изобразительной деятельности.
Краткое резюме, о дарах Фрёбеля.
Первые 6 даров акцентируют внимание на едином и целом, на частном, и индивидуальном. 7 дар обращает внимание на плоскость. 8 дар - на прямую линию. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. 10 дар говорит, что вселенная состоит из элементов, которые образуют единое целое .
Хронология
1792 - лишившись родителей он переезжает жить к своему дяде пастору Гофману в Ильм
1799 - прослушивает в Йенсокм университете ряд лекций.
1805 – знакомится с Песталоцци и попадает под влияние его идей. Так же понимает, что ему нужна практика для реализации совместных идей.
1806 - работает в частном доме, но позднее вместе с воспитанниками переезжает в школу Песталоцци, где получает место учителя.
1811 - поступает в Геттингенский университет.
1812 - переводится в Берлинский университет, где становится преподавателем одной из университетских школ.
1813 - становится волонтером в корпусе Лютцова, где знакомится с будущими соратниками по педагогике Миддендорфом и Ланденталем.
1818 - открывает первое учебное заведение, организованное по его личной системе образования.
1820 - первые публикации
1826 - издается главный литературный труд Фридриха Фрёбеля - «О воспитании человека».
1837 - совместно с Миддендорфом и Ланденталем открывает школу “Игровой деятельности”
1840 - открывает первое в истории воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста и даёт ему название «детский сад».
1850 - идеи Фрёбеля становятся широко популярны и получают поддержку «знатного общества»
Современное состояние
Именно педагог ический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер. Многие современные методики в образовании базируются на идеях Фрёбеля.
Интересные факты
Фридрих Фрёбелъ (1782-1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе..." Назначение человека, по Фребелю, – включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
В основном педагогическом сочинении Фребеля " Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.
Центром педагогической системы Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.
Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.
В недрах феодализма ускорилось формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.
Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.
Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) - таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII-XVIII вв.
XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей.
Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т.е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.
Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.
В работе "Всеобщее наставление" Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку - методологию образования. Ученый установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.
В "Франкфуртском мемориале" (памятной записке) (1612) Ратке сформулировал педагогических требования в духе Нового времени и идеи объединения Германии: особое внимание обучению родному языку в начальной школе, превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования
Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом.
Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать дуализм человеческой сущности.
Декарт считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Он писал: "Мы столько раз испытывали в нашем детстве, что плача, приказывая и пр., мы подчиняем себе наших кормилиц и получаем вещи, которых желаем, так что незаметно приобретаем убеждение в том, что мир существует только ради нас и что все принадлежит нам." Подобные особенности ребенка, полагал ученый, идут вразрез с нормами нравственности.
Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям (самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира).
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.
Жизненный путь Я.А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину "чешских братьев" - прямых наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины "чешских братьев", Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее закончил сам. Через четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.
Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны римско-католической церкви и Габсбургской монархии, община "чешских братьев" вынуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я.А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебрался в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды.
В Польше Я.А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написан ряд школьных учебников, при создании которых ученый ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Там же он закончил наиболее крупное педагогическое сочинение - "Великую дидактику".
В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" - своеобразный сплав педагогических идей того времени. Но трактат - отнюдь не компиляция, Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.
В "Великой дидактике" сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей", - гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики". В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы "сообщать другим" образование и ученость.
В 1641-1642 гг. Я.А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.
Коменский отправляется в Швецию в надежде получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен на такую поддержку он предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских городских школ.
Не оставил своих педагогических замыслов Я.А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650–1654 гг. Здесь ученый однако столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Он предлагает новые формы учения и преподавания. В Венгрии Коменский издает ряд педагогических сочинений. Он завершает труд "Мир чувственных вещей в картинках", пишет несколько школьных пьес, создает школу. Но в Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти реализовать свои планы совершенствования школьного дела.
Тридцатилетняя война разрушила надежды "чешских братьев" на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. За годы изгнания он потерял детей, жену, немало близких. В 1656 г. в Лешно сгорели рукописи ученого.
Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать многие свои сочинения. Так, в 1657 г. впервые увидела свет "Великая дидактика" на латинском языке. За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть " Всеобщего совета об исправлении дел человеческих" - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству. "Всеобщий совет" - итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в "благополучии человеческого рода". Пафос "Всеобщего совета" состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, социальной справедливости и процветанию. В "Пампедии" (одна из частей "Всеобщего совета") Я.А. Коменский с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Ученый мечтает изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Воспитание в "Пампедии" осмыслено как путь преобразования человечества. С удивительной силой и страстью провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система; приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на началах гуманизма.
Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я.А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.
Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на "самую высокую" ступень "лестницы образования". Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.
Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.
Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника. Таким образом, решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, которые формировали ее по своим законам, независимым от потенциала и активности ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.
Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.
Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог видел цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.
Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А. Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. В работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).
Формулируя правила организации учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального.
Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая дидактика" и "Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность. Расцвет человеческой личности всегда был заветной мечтой выдающегося чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение," - читаем мы в первых строках "Великой дидактики".
Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.
В своей утопии "Лабиринт света и рай сердца" (1625) Коменский изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти этот лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Спустя четверть века в трактате "О развитии природных дарований" Коменский писал: " Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям".
Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду.
Я.А. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на "поприще труда". Разумно организованное обучение, считал ученый, требует от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.
Я.А. Коменский необычайно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.
Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.
Родился Фрёбель в Обервайсбахе, Шварцбург-Рудольфштадт, Тюрингия (Oberweißbach, Schwarzburg-Rudolstadt, Thuringia). Отец его был священником в местной лютеранской церкви; церковь в целом и лютеранская вера в частности играли в жизни юного Фридриха чрезвычайно большую роль. Обервайсбах был довольно богатым селением; местный лес славился большим количеством целебных трав – из которых местные жители активно изготавливали лекарственные средства, микстуры, бальзамы, мыло и мази. Каждая семья владела собственной лесной делянкой; рецепты изготавливаемых на продажу средств у разных семей также различались довольно радикально.
Мать Фрёбеля скончалась, когда мальчику был всего 9 месяцев; это на жизнь Фридриха также повлияло довольно сильно. В 10 лет Фрёбель перебрался в городок Штадтильм (Stadt-Ilm); там на тот момент проживал его дядюшка, человек в высшей степени мягкий и любящий. В 15 лет Фридрих – природой во всех её проявлениях интересовавшийся с ранних лет – стал подмастерьем лесника; в 1799-м, однако, он решил оставить выбранную работу и отправился изучать математику и ботанику в Йену (Jena). В период с 1802-го по 1805-й Фридрих Фрёбель работал землемером.
В 1805-м Фридрих получил место в одной из школ Франкфурта; именно здесь он впервые познакомился с работами Песталоцци. Позже Фрёбелю довелось поработать с самим Песталоцци в Швейцарии (Switzerland). В 1806-м Фридрих получил место преподавателя в одной из франкфуртских дворянских семей.
В 1811-м он вновь взялся за брошенную когда-то из-за проблем с финансами учебу; увы, и на этот раз доучиться до получения официального диплома ему не удалось. Вскоре после этого Фридрих устроился в одну из лучших берлинских школ для мальчиков.
В 1813-м и 1814-м Фридрих служил в корпусе Лютцова (Lützow Free Corps); именно во время службы он познакомился и подружился с теологом и преподавателем Вильгельмом Миддендорфом (Wilhelm Middendorf) и преподавателем Гейнрихом Лангеталем (Heinrich Langethal). После окончания военных действий Фрёбель вернулся на гражданку; некоторое время он работал в минералогическом музее, однако позже перебрался в Ильмталь, близ Арнштадта, Тюрингия (Ilmtal, Arnstadt, Thuringia), где основал новое учебное заведение. Еще через год Фридрих вновь сменил место жительства; работу его – уже в 1831-м – продолжили Лангеталь и Миддендорф.
11 сентября 1818-го Фридрих женился на Вильгельмине Генриетте Хоффмейстер (Wilhelmine Henriette Hoffmeister); в 1839-м Вильгельмина скончалась, так и не родив Фрёбелю детей. В 1851-м Фрёбель женился вторично.
Важнейшую свою работу, "О воспитании человека" ("Die Menschenerziehung") Фридрих Фрёбель опубликовал в 1826-м.
В период с 1831-го по 1836-й он жил в Швейцарии. Вернувшись в Германию, Фрёбель решил сконцентрироваться на проблемах дошкольного образования; именно в этот период им была разработана целая серия развивающих детских игрушек. Термин "детский сад" ("kindergarten") Фридрих предложил уже в 1840-м.
Лучшие дня
Посетило:21 |
Мария Курденевич |