Детская одаренность. Как выявить одаренного ребенка
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития
Качества личности
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.
Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.
Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности.
Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на "проблеме и даже своего рода одержимость.
Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Характерная особенность мотивацией иной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства.
Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией - это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной - нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков - независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. Они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами
В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.
Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.
Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т.п.).
Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.
Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.
Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития. Неравномерность психического развития
Мы вели и речь о одарённости с гармоничным типом развития, это «счастливый» вариант жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определённой подметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Другое дело, одарённые дети с дисгармоничным типом развития. Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы - эмоциональная, социальная и физическая - не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.
Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе не всегда соответствует действительности. Однако у части детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, действительно отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.
Психологические особенности одарённых детей с дисгармоничным типом развития
Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, характеризующая их представление о своих силах и возможностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высокой самооценки у этих детей и подростков. Однако иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях тот же подросток бросается в другую крайность в иных, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в психологической поддержке.
Стремление добиться совершенства (так называемый перфекционизм ) характерен и для этой категории одаренных детей. В целом перфекционизм носит, как уже говорилось, позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Нередко задачи, которые ставит перед собой ребенок, могут намного превышать его реальные возможности на данном этапе обучения и развития. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач.
Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.
Склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, когда в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию, например критическое замечание вызывает у них незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других случаях их эмоциональность носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.
Весьма трудной с точки зрения помощи этим детям является проблема волевых навыков или - шире - саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и лёгкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. У многих одарённый детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка.
В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети ,
не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной(спортивной)одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.
Другой серьезной проблемой некоторой части детей с высочайшими интеллектуальными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний. В силу этого их достижения не носят творческого характера, и подлинная одаренность не сформирована.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
До определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.
У части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности.
Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.
Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши).
Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей.
Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности.
Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена. Во-первых, феномен “снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом. Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.). В-третьих , феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств. [Грязева ]
Очень важная проблема - выявление одаренных детей . Во-первых , потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих , одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются. [Ж.Брюно] “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.
Поэтому очевидна острая необходимость в подходах к проблеме прогноза развития одаренности. Одна из методик, позволяющих в некоторой степени судить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития – методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)
Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.
Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение. Одаренным детям приходится около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя “интеллектуальный саботаж”. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.
Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.
Что следует учитывать взрослым
Как вы думаете, одаренность — это дар или опасность для ребенка? Споры на форумах продолжаются очень давно. При этом стороны никак не могут прийти к консенсусу. Единственное, к чему приходят и все согласны, что определенные особенности развития зачастую становятся серьезной проблемой.
ОПРЕДЕЛИТЬ ОДАРЕННОСТЬ В РЕБЕНКЕ
Дети, имеющие определенные особенности развития и умеющие давать необычные решения стандартных вопросов, могут разделяться на 2 категории:
- Всесторонне одаренный ребенок
- Имеющий какие-то определенные черты особенного развития
Первый вариант имеет в виду ребенка, который будет опережать сверстников во всем. Особенности развития видны в том, что он будет в индивидуальном темпе усваивать материал, предлагать оригинальные и крайне не стандартные варианты решения, реализовывать более интересно, чем сверстники свои проекты. Одаренные дети, как утверждают психологи, имеют более высокие способности к обучению, получают хорошие оценки. Их нередко характеризуют как любознательных, активных и детей, которые могут найти ответ на любой интересующий их вопрос.
Дети, которые подходят ко второму варианту, могут выделяться на фоне сверстников своим нешаблонным мышлением и необычным применением жизненно-практических задач. Причем зачастую такие люди могут быть восприняты не как гении, а как бунтари. И нередко их за это бунтарство осуждают.
Взрослые должны понимать, что дети, имеющие определенные особенности развития, а также применяющие интересные решения, обычно труднее в работе, чем их сверстники, которые не выпадают из общих мерок. Нередко такие вундеркинды вызывают определенную негативную реакцию у окружающих и даже озлобленность против них. Из-за этого адаптация детей, имеющих особенности развития, происходит несколько сложнее, чем обычных малышей, и стоит подбирать индивидуальный подход.
АДАПТАЦИЯ И СЛОЖНОСТИ
В отдельный список можно выделить проблемы одаренных детей. В него, по признания психологов и иных специалистов, изучающих особенности развития в детском возрасте, входят:
- Сложности общения как со сверстниками, так и со взрослыми
- Проблемы управления своим поведением
- Сложности с развитием творческой активности
- Сложная работа над развитием эмоциональной сферы
В первом случае говорят о сложных взаимоотношениях в коллективе. Одаренный ребенок может выглядеть выскочкой на фоне одноклассников или даже «ботаном», готовым отвечать на вопросы, не задумываясь. При этом предлагаемые им решения достаточно интересны и необычны, за что его регулярно хвалят, что еще больше вызывает отрицание среди сверстников. Нередки ситуации, когда дети, имеющие особенности развития, вызывают отторжение и у взрослых. Ведь общение с юным выскочкой и всезнайкой особого удовольствия стандартным взрослым не приносит. Нередко рассуждения таких детей расцениваются как покушение на взрослый авторитет.
Одаренные дети отрицают монотонную и рутинную работу, которая составляет большую часть задач. Они, как правило, относятся к любителям творческих взрывов. А это значит, что нередко дети, имеющие особенности развития, теряют интерес к той или иной деятельности задолго до ее окончания. Причем даже результатом их не заманить обратно.
Парадокс и в творческом развитии – одаренные малыши направлены на более глубокое усвоение знаний и на существенное расширение своего кругозора. Но при этом, несмотря на их творческий потенциал, их легко может выбить из колеи предложенное учителем или воспитателем задание именно творческого характера. Ведь такие варианты все равно им навязаны и не дают полного простора для творчества.
Нередко получают конфликт и в эмоциональной сфере дети, имеющие особенности развития. Они выбирают одиночество, чтобы можно было более детально изучить предмет своего интереса. Большая часть эмоций у такого ребенка спрятана у него внутри. Нередко выделяют детей-математиков, гуманитариев, исследователей, музыкантов и т.д. И тут главное – правильно поддержать ребенка, чтобы по максимуму раскрыть его талант. Ведь немало таких было загублено, потому что их неправильно развивали или не развивали вообще.
ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ
Основная задача взрослого – вовремя разглядеть потенциал ребенка и поддержать его должным образом. Не стоит ставить клеймо «не такой как все». Стоит выучить определенный педагогический инструментарий по общению с такими детьми. Благо, что сейчас в интернете представлено много методичек по данному вопросу.
Также можно подключить к делу развития талантов такого ребенка специалистов – психологов, профессиональных учителей и воспитателей, которые профессионально занимаются работой с детьми с особенностями развития и иных специалистов. Такой вариант помогает добиться большего раскрытия потенциала ребенка.
Иногда приходится останавливаться на варианте домашнего обучения для ребенка, т.к. стандартная школа не дает возможностей для полноценного развития талантов и одаренности. В этом случае можно легко настроить индивидуальный график обучения и подавать учебный материал с учетом всех особенностей.
При желании обучать ребенка в коллективе, придется уделить особое внимание выбору учителя. Ведь от него по большей части будет зависеть конечный итог – от того, как он найдет подходи к ребенку и окажет ему серьезную помощь во время адаптации в среде, не запирая своих талантов.
Читайте также:
От рождения до года
Просмотрено
9 продуктов, которые вызывают гастроэзофагеальный рефлюкс у детей!
Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Горькая правда: Репетитор английского языка о работе с детьми
Советы родителям
Просмотрено
Во сколько укладывать спать ребенка: 400 тысяч родителей в восторге от этой таблицы!
Советы родителям
Просмотрено
Женщина, которая была парализована в раннем детстве, высказала предупреждение об опасности этой пищи для детей!
Подростки, Советы родителям
Просмотрено
Эти советы помогут Вам найти общий язык с подростком
Советы родителям
Просмотрено
Готовим подарок ребенку на день Святого Николая
Медицина, Советы родителям
Просмотрено
Что делать если у малыша насморк и как не навредить?
Ускорение основано на том, что ребенку в области его одаренности дают больше знаний, чем обычным сверстникам. Одновременно с этим у вундеркинда активно развивают специальные навыки, обслуживающие проявления таланта.
Стратегия обогащения приносит результаты не раньше школьного возраста. Она не отрывает ребенка от сверстников. Дополнительная работа заключается в том, что на занятиях ребенок получает не новую информацию, а более сложный материал. Главное внимание уделяется не расширению кругозора, а развитию интереса к творчеству.
Что нужно сделать родителям:
- Создать ребенку безопасный уютный мир.
- Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегай неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
- Будь терпима к странным идеям, уважай любопытство, вопросы и мысли ребенка. Старайся отвечать на все вопросы, даже если они кажутся весьма необычными.
- Оставляй ребенка одного и позволяй ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
- Помогай ребенку учиться строить совю систему ценностей, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
- Помогай ему переживать разочарование и сомнение (см. пункт 1), когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска.
- Помоги ребенку разглядеть в себе творческую личность.
- Поддерживай разумный авантюризм ребенка, не упрекай, если в процессе познания он опирается на риск и интуицию.
- Создавай необходимую для творчества атмосферу.
- Непременно постарайся найти ребенку товарища такого же возраста и таких же способностей: для школьника важно иметь друга. Знай, что если ребенок в дошкольном возрасте слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.
Испытание для родителей
Говорят, гениальность - не столько дар, сколько испытание. И не только для одаренного малыша, а в первую очередь для тебя, всей вашей семьи.
Знаешь такую теорию о том, что ребенок сам выбирает, в какой семье ему родиться? Он что-то должен объяснить родителям, научить чему-то. Якобы, у жизни попросту не остается других способов растолкать взрослых и заставить их думать, как благодаря любимому, важному ребенку. ("Синюю птицу" читала?)
"Это сказка. Верить в которую, значит верить в судьбу, карму и т.д., а жизнь прагматична и материальна", - скажешь ты и будешь права, но не совсем. Хочешь - не хочешь, но такой подход позволяет взглянуть на своих детей, как на загадку, найдя ключ к которой, можно познать лучше и себя. Да и вообще, разгадывать и познавать ребенка, а не просто жить рядом с ним, удовлетворяя его базовые потребности, не тот ли подход, к которому стремятся все? Просто не у всех получается.
Исключительные способности ребенка - это ли не повод присмотреться повнимательнее и к себе?
Одаренность ребенка может проявляться в самых разных сферах: общее интеллектуальное развитие, особые способности к изучению той или иной академической дисциплины, творчество (изобразительное искусство, музыка), организаторские способности, спортивные игры. Одаренные дети, как правило, обучаются по специальной образовательной программе, получая глубокие, фундаментальные знания, выходящие за рамки школьной программы. Такие специальные образовательные программы дают ребенку возможность реализовать свои таланты и способности, стать по-настоящему полезным членом общества.
Блестящие способности ребенка, его одаренность в той или иной сфере деятельности (чтение, язык, математика, естественные науки, литература, искусство) проявляются, как правило, в среднем школьном возрасте. Одаренные дети имеют широкий круг интересов и увлечений, они много читают, знают множество разнообразных игр, зачастую у них имеется какое-нибудь увлекательное хобби (например коллекционирование). По мере взросления ребенка его одаренность проявляется все ярче, становится все более очевидной для родителей и педагогов.
Как определить одаренность ребенка
Как правило, родители первыми узнают об уникальных способностях и талантах своего ребенка. В некоторых случаях, однако, «первооткрывателем» таланта становится преподаватель: он сразу же обращает внимание на талантливого ребенка, обладающего выдающимися способностями в той или иной области. Зачастую одаренность ребенка никак не проявляется в повседневном общении, и окружающие могут даже не догадываться, что ребенок обладает блестящими способностями; они узнают об этих способностях лишь тогда, когда сам ребенок демонстрирует их. Высокий уровень интеллектуального развития ребенка может быть документально зафиксирован специалистами-психологами (тест IQ). Если одаренность ребенка проявляется не в области той или иной академической дисциплины, а в сфере искусства (например в музыке), преподаватели должны поддержать такого ребенка, помочь ему раскрыть свой талант. Одаренный ребенок всегда стремится полностью раскрыть все свои таланты и способности, и родители должны предоставить ему такую возможность.
Обучение одаренных детей
Школа должна предоставить одаренным детям все необходимые условия для развития их талантов и творческих способностей. Занимаясь по специальной образовательной программе, ребенок приобретает глубокие знания в той или иной профессиональной области, овладевает навыками самостоятельной работы, ощущает вкус творчества, обретает радость познания. Иногда одаренный ребенок комфортнее чувствует себя в компании таких же одаренных сверстников - дети быстро находят общий язык и становятся своего рода социальной группой, микроколлективом.
Методика работы с одаренными детьми обязательно должна включать в себя элемент творчества, поиска. Дети должны самостоятельно искать решение той или иной научной проблемы, проявляя при этом свои творческие способности.
Конечно, каждый ребенок, независимо от уровня его интеллектуального развития, должен иметь возможность в процессе обучения проявить свои творческие способности. Главная отличительная особенность образовательных программ для особо одаренных детей заключается в том, что талантливые ученики усваивают учебный материал гораздо быстрее своих сверстников. Кроме того, отдельные темы и разделы учебной программы изучаются или глубоко, фундаментально, с привлечением разнообразного дополнительного материала.
Иногда школа и родители не в состоянии предоставить одаренному ребенку все необходимые ему образовательные услуги. Контингент учеников, с которыми приходится работать учителям, очень неоднороден. Преподаватели должны обеспечить каждому ученику максимально комфортные условия, поэтому зачастую они не могут уделить одаренным детям достаточного внимания. Иногда педагоги просто не владеют специальными профессиональными навыками, необходимыми для работы с одаренными детьми. Бывает и так, что одаренный ребенок с его склонностью к критическому мышлению становится помехой для преподавателя, и тот всячески избегает общения с таким ребенком. На уроке ребенок постоянно задает неудобные вопросы, подвергает сомнению даже общепризнанные истины, и это раздражает преподавателя и одноклассников. У ребенка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, ему приходится адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляет ему окружающая социальная среда.
Школа должна пригласить квалифицированных преподавателей, которые умеют работать с одаренными детьми и обладают необходимым педагогическим опытом. Очень часто одаренных детей объединяют в одну учебную группу, и несколько часов в день они занимаются по индивидуальной программе со своим преподавателем.
Одаренный ребенок может самостоятельно изучать тот или иной раздел учебной программы, посещать факультативы по какому-либо предмету. Если школа не имеет возможности предоставить одаренному ребенку все необходимые технические средства обучения, ребенок может воспользоваться теми ресурсами, которые предлагают ему другие учебные заведения, находящиеся на территории школьного округа. Некоторые одаренные дети выбирают для себя учебные заведения с углубленным изучением того или иного предмета (художественные, математические школы, школы с углубленным изучением естественных наук или школы со спортивным уклоном).
Если школа, где учится ваш ребенок, не может предоставить ему все необходимые условия для развития его способностей и талантов, вам лучше поискать другие, альтернативные возможности за пределами школы.
Ситуация, когда одаренный ребенок оказывается в числе неуспевающих
Некоторые одаренные дети, обладающие высокоразвитым интеллектом, тем не менее оказываются в числе неуспевающих. Это дети, страдающие таким заболеванием, как пониженная обучаемость (в эту категорию гораздо чаще попадают мальчики, чем девочки). Приблизительно 10% одаренных детей владеют навыками чтения гораздо хуже своих сверстников, а у почти 30% одаренных детей при тестировании обнаруживаются значительные расхождения между потенциальными возможностями интеллекта (тест IQ) и текущей успеваемостью (стандартный школьный тест академической успеваемости).
Если специалист (педагог или психолог) обнаруживает у ребенка подобные отклонения, он сразу же начинает проводить тщательный и глубокий анализ познавательных способностей ребенка (например, сравнивает результаты вербального и невербального разделов теста IQ). Специалист может попросить ребенка выполнить и другие тесты (например тест на способности). Кроме того, он оценивает состояние эмоциональной сферы ребенка, анализирует его поведение, социальное окружение (семья, родственники, друзья).
Иногда родители предъявляют к одаренному ребенку чересчур высокие требования, слишком высоко поднимают планку своих ожиданий. Родители не могут понять, почему их талантливый ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих по тому или иному предмету, начинают обвинять школу, педагогов: им кажется, что практикуемые в школе методы обучения не соответствуют индивидуальным особенностям их ребенка. Родители критикуют школу за негативную тенденцию уравнивать всех учеников, применять одни и те же формы и методы обучения ко всем без исключения школьникам. Они полагают, что при таком подходе ребенок не может в полной мере проявить своих творческих способностей.
Если одаренный ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих, у него резко падает самооценка. Такой ребенок испытывает негативные эмоции по отношению к самому себе: он чувствует себя отверженным, остро ощущает свое одиночество, беспомощность. Если ребенка постоянно преследуют неудачи, если все его надежды и чаяния остаются нереализованными, у него формируется комплекс неудачника.
Поговорите с директором школы или с опытным педагогом - специалисты помогут одаренному ребенку справиться с возникшими проблемами. Может быть, вам не следует отдавать ребенка в специальный класс для одаренных детей, если он гораздо комфортнее чувствует себя в обычном классе, со своими сверстниками. Если ваш ребенок оказался в подобной ситуации, немедленно примите все необходимые меры - не надейтесь, что со временем проблема исчезнет сама по себе. Если вы своевременно распознали главную причину проблемы и назначили вашему ребенку соответствующий курс терапии, то можете надеяться на скорейшее выздоровление.