Данные опросов родителей показывают, что 80% детей возраста с 3 до 10 лет испытывают страх при необходимости зайти в темное помещение. Около десяти процентов людей сохраняют боязнь темноты на всю жизнь. Взрослым здравомыслящим людям бывает очень непросто принять такую особенность своих отпрысков – они искренне считают, что нужно просто объяснить малышу, что в комнате нет ничего страшного, и ребенок должен это понять. Однако дети не торопятся довериться логичным доводам и осмелеть. Почему ребенок боится темноты, что делать, чтобы избавить его от этого страха, какие методы неприемлемы – об этом пойдет речь в данной статье.
Для борьбы с любым нежелательным явлением необходимо, прежде всего, знать его природу. Только поняв, почему дети боятся темноты, можно помочь им преодолеть свой страх. Существует два основных подхода к объяснению подоплеки этого явления:
- Сторонники первой теории утверждают, что страхи – это генетическая программа, связанная с инстинктами. Врожденное избегание темноты дано человеческому существу с целью сохранения жизни.
- Оппоненты данной гипотезы утверждают, что новорожденные дети не имеют страхов – они начинают бояться по мере взросления и приобретения опыта. Психиатрические исследования доказывают, что страх в подавляющем большинстве случаев – последствие травмирующей психику ситуации, а его функция – защита организма от потенциальной опасности.
Остановимся подробнее на втором подходе. В основе страха темноты чаще всего лежат необдуманные действия и слова взрослых. Поскольку детская психика находится на стадии формирования, окружающая действительность воспринимается искаженно. То, что родителям кажется глупым или смешным, может серьезно травмировать дитя – критическое мышление, помогающее отделить зерна от плевел, начинает развиваться только в старшем дошкольном возрасте.
Фундамент большинства страхов составляет неизвестность – если ребенок боится темноты, значит, он предполагает, что в этой темноте может скрываться что-то страшное, опасное. Это «что-то» в детском воображении обретает неведомые формы, размеры, ужасный голос, острые зубы, когти и прочие атрибуты чудовищ и злодеев, которые могут вызвать настоящую панику.
Что может спровоцировать стойкую боязнь темных пространств?
- Запугивания родителями, бабушками-дедушками, воспитателями и даже посторонними людьми на улице, причем сюда относятся страшилки на любую тему. Взрослые, пытаясь добиться послушания, идут на угрозы и обман: позову бабайку, отведу тебя жить в зоопарк, отдам злому дядьке, придет полицейский и накажет тебя – вариантов великое множество.
Если вы хотите внушить ребёнку опасность или неприемлемость его поведения, говорите о реальных последствиях. Неправильно: «Если не почистишь зубы, отдам тебя злому Мойдодыру». Правильно: «Если не чистить зубы, они зарастут микробами и могут сильно разболеться».
- Неконтролируемый информационный поток – родители смотрят при детях фильмы, в которых есть страшные сцены или новости, освещающие убийства, нападения, катастрофы. Порой телевизор работает дома «вхолостую», для фона, и никто не следит за тем, что происходит на экране. Оказавшийся рядом малыш может не испытать осознаваемого ужаса при просмотре, но подсознание крепко запечатлит этот момент.
- Конфликтные ситуации с друзьями, другими детьми.
- Постоянные запреты.
- Проблемы со здоровьем, переутомленность, неправильное питание, нарушения сна.
- Нездоровая обстановка в семье. Дети отлично считывают стрессовые ситуации, противоборства (даже тщательно скрываемые), возникающие между мамой и папой, реагируя на конфликты доступными им способами: болезнями, истериками «на пустом месте», фобиями.
- Необходимость засыпать в одиночестве. Когда мама оставляет малыша в кроватке, выключает свет и уходит, маленький ребенок испытывает одиночество. Когда ребенок боится спать один, его на самом деле больше пугает время перед засыпанием. Малыш может привыкнуть к такому способу отхода ко сну, но его нервная система обязательно компенсирует этот стресс – например, возникновением боязни темноты.
Психологические исследования природы детских страхов показали несколько интересных зависимостей: боязнь темных помещений чаще развиваются у детей, не имеющих братьев и сестер, а также у «позднорожденных» детишек. Специалисты связывают этот феномен с гиперопекой, имеющей место в обоих случаях. Чрезмерная забота, в свою очередь, становится причиной повышения общего уровня тревожности и нервозности, который приводит к возникновению фобий.
Что может усугубить ситуацию
Самый важный фактор борьбы со страхом – реакция родителей на то, что ребенок боится темноты – что делать нельзя, дабы не спровоцировать уверенности: действительно в темноте живет кто-то страшный, появления комплексов и чувства вины:
Фраза ребенка: «Я боюсь», — это прежде всего обращение за помощью, доверие родителям самого сокровенного. Отмахнуться от малыша – значит, спровоцировать возможные проблемы в будущем, ведь непроработанные детские страхи выливаются в устойчивые фобии во взрослой жизни, психозы, депрессии, комплексы. Не нужно недооценивать чувства и эмоции испуганного человечка: подумайте о причинах и научите, как побороть страх темноты, освободиться от страшных видений, поверить, что ничего страшно не случится.
Помогите ребенку победить страх
Необузданная фантазия, интенсивное скачкообразное развитие психики и насыщенная жизнь могут стать причинами страхов уже с двух лет. На протяжении третьего года жизни детишки часто просыпаются ночью в слезах, с криками, но не умеют связно объяснить, что их беспокоит. Одной из причин таких кошмаров может быть сформировавшийся страх неосвещенных помещений. Как пережить такие ночные истерики, что делать, если ребенок – боится спать один? – многие родители выбирают путь наименьшего сопротивления и кладут кроху с собой. Со временем малыш становится более самостоятельным, взрослым, автономным, и с удовольствием уходит спать в свою кроватку.
Дети 3-4 лет идут в садик, переселяются в свою «взрослую» кровать или даже комнату, много смотрят мультики. Одним словом, происходит довольно революционное отделение от мамы. Придумайте ритуал отхода ко сну, с поцелуями и «обнимашками», дайте малышу плюшевую игрушку-спюшку, чтобы он может положил ее рядом на всю ночь, расскажите, что это самый смелый ночной друг и защитник всех малышей. Дверь в комнату малыша можно оставлять приоткрытой, оставить включенным маленький детский ночничок.
Уделите внимание оформлению детской комнаты. Внесите больше светлых, неброских красок, можно сделать на потолке звездное небо. Повесьте красивые шторы, кроватку выбирайте вместе с ребенком по его вкусу. Можно воплотить в детской дизайн пиратского корабля, волшебного замка или джунглей. Комната, выполненная в игривом, легком стиле, станет уютной, родной и безопасной для малыша.
5-6 летки обладают развитым воображением, они способны увидеть в темной комнате настоящих чудовищ, способных вызвать панику и категорический отказ заходить внутрь. Расспросите отпрыска, чего конкретно он боится. Включите большой свет, загляните во все углы, проверьте шкаф, кровать, тумбочки, выгляните в окно. Расскажите, что вы, родители, всегда рядом и охраняете сон своих детей. Расскажите, что вам в детстве тоже было очень страшно, вы долго учились не бояться темноты, и у вас получилось.
Дети 7-8 лет – первоклашки, оказавшиеся в совершенно новых жизненных условиях. Появляются обязанности, ритм жизни меняется, ребенок неизменно оказывается в стрессовом состоянии. С поступлением в школу страхи могут обостриться, но к восьми годам обычно дети приходят в свое нормальное состояние, фобии уходят. В этом возрасте важно уделять ребенку больше времени и внимания, слушать, разговаривать, спрашивать.
Проводите время на природе, занимайтесь спортом, делайте утреннюю зарядку – этими простыми действиями вы дадите школьнику чувство уверенности в себе, доверия к вам, поддержите общее эмоциональное состояние. Используйте метод переноса страшного образа на лист бумаги, который позволяет выплеснуть эмоции, визуализировать свои страшные фантазии, тем самым снизив их потенциальную опасность. Предложите отпрыску нарисовать свой страх, добавьте к изображению какую-нибудь забавную нелепую деталь. Потом рисунок можно разорвать, таким действием символизируя освобождение от опасений.
В 9-10 лет дети ведут полноценную школьную жизнь, имеют широкий круг общения. Многие ребята играют в компьютерные игры, смотрят фильмы и обсуждают их, рассказывают друг другу страшные истории. Несмотря на то, что в этом возрасте дети хорошо понимают, где вымысел, а где правда, большое количество просматриваемых передач и фильмов могут сильно будоражить психику. Страхи также вызываются конфликтами в школе или дома. Поговорите с ребенком, предложите помощь. Попросите школьника написать рассказ о своем страхе, описать то, что его пугает, а потом обсудите написанное. Если есть такая возможность, заведите домашнее животное, и пусть кот или собака спит в детской комнате.
Лучше всех знают, как перестать бояться темноты, сами дети – они делают это спонтанно каждый день, в играх. Игротерапия – один из самых действенных способов избавиться от страхов. Прятки с игрушками, другими детьми, родителями. Ищите новые места для укрытий, в том числе неосвещенные. Играйте в разведчиков – ребенка назначьте храбрым шпионом, который выполняет сверхсекретное задание, проникает во вражеский штаб, добывает информацию, а потом получает награду от генералиссимуса.
Совет, подходящий для всех возрастов, — окружить ребенка заботой, любовью и вниманием. Подбадривайте, когда у него получается победить свои тревоги, сделать что-то, чего он раньше не умел. Цените самостоятельные, смелые поступки, желание помочь, научиться, узнать. Эмоциональный фон стабилизируется, к чаду вернется спокойствие, и страх отступит.
Когда бить тревогу
При грамотных действиях родителей, их спокойном последовательном поведении детские страхи изживают себя самостоятельно. Однако бывают ситуации, когда обращение к специалисту – психологу или психотерапевту – является оправданным и даже необходимым.
- Если 10-летний ребенок все еще сильно боится оставаться и спать в комнате без света. Такие взрослые дети в норме четко отличают вымысел от реальности и перестают воображать монстров под кроватью. Если этого не произошло, возможно ребенку требуется профессиональная помощь.
- Сын или дочь регулярно просыпается ночью в истерике, с громким криком, говорит о смерти.
- Страх вызывает панические атаки – удушье, жар, головокружение, тошноту и онемение конечностей.
- Внезапное появление боязни темноты у большого ребенка – младшего школьника. Скорее всего, это говорит о наличии стрессовой ситуации дома или в школе.
- Обратиться к психологу стоит в том случае, когда вы чувствуете и видите, что сами не справляетесь, теряете самообладание, считаете, что страх отпрыска переходит все границы, и вы не находите способов, как перестать бояться темноты и возобновить спокойную жизнь.
Страх считается чем-то негативным, лишним, неуместным, чему не место в жизни счастливого человека и тем более ребенка. На самом деле это всего лишь одна из множества эмоций – полностью избежать ее невозможно, а попытки агрессивно с ней бороться заканчиваются ее усилением и возникновением других психологических проблем. Признание нормальности страха, позволение себе и своим детям иногда бояться порой являются той единственно верной тактикой, которая позволяет обрести чувство безопасности, комфорта и умиротворения.
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Написано статей
Довольно часто можно услышать от ребенка: «Мам, я туда не хочу идти, там темно»? На вопрос о причине его страха, он отвечает, что боится, вдруг в комнате прячутся привидения или монстры. Чаще, чем следовало бы, мы высмеиваем детей, говоря, что таких вещей, как привидения не существует. Но если задуматься…
Эти, казалось бы, мелочи раннего детства во взрослой жизни проявятся в фобиях , и могут сделать нормальное существование человека очень трудным.
Почему дети боятся темноты?
Существует немало причин. Не умея четко видеть в темной комнате, они включают воображение, которое услужливо подсовывает им образы чудовищ и привидений. А образы эти внедряются в их сознание через кино и мультфильмы, которые они смотрят в течение дня. Чтение страшных книжек и пугающих историй вносит огромный вклад в создание страшной картинки в детском рассудке. Пока вы рядом с ребенком, страх не показывается наружу, но стоит вам только уйти и выключить свет, он тут как тут.
Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.
Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.
Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.
Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.
Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).
Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.
У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.
Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .
Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..
Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.
Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.
По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.
Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.
Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.
В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.
Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.
Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.
По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.
Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.
Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.
Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.
Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.
В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.
Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.
Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.
Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.
Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.
Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.
Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.
По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.
В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.
Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.
С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.
Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.
Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.
Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.
Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.
В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.
Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.
Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).
Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.
Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.
В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.
Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.
Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.
Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.
Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.
Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.
Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.
Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.
Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.
У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".
Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.
Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.
Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.
Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.
Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.
Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.
В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.
Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.
За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.
Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.
К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.
Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.
Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа»! Все мы были маленькими, и практически каждый из нас в разном возрасте боялся спать без света. В наших шкафах сидели страшные чудовища, издающие разные звуки, а под кроватью серый волк ждал, когда мы заснём, чтобы укусить за бочок. Кто из нас не прятался под одеяло, чтобы укрыться от всех этих страшилок?! Признайтесь, ведь было?
Сегодня всё поменялось местами: мы выросли, теперь мы – родители, и очень часто до боли знакомое слышим уже от наших детей: «Я боюсь спать без света! Не выключай свет!» Знакомо? Почему ребенок боится темноты? Как ему помочь и объяснить, что наш дом – это наша крепость, и никаких монстров и привидений не существует?
План урока:
Откуда берётся страх темноты?
Боязнь темноты – самый распространённый детский страх, встречается он у почти 90% детей. Стоит ли беспокоиться родителям? Психологи утверждают, что переживать не нужно, для этого нет никакого повода. Оказывается появившийся страх перед тёмным пространством – это показатель абсолютно правильного развития детского головного мозга.
Если взглянуть на это глазами ребёнка, то тёмную комнату надо представить не тем светлым пространством, где только что горел светильник, а таинственным помещением, в котором знакомые предметы начинают приобретать устрашающие очертания. Спросите своего ребёнка и он, скорее всего, и объяснить-то не может причин своего страха. Почему так происходит?
Хоть для многих детей страх перед темнотой – это закономерный порог взросления, через который переступают все, иногда с этим этапом развития справиться трудно, а избавиться от боязни получается исключительно при помощи психолога.
Кстати! Среди любителей потрястись как осиновый лист — очень мнительные и осторожные, которые любят фиксировать у себя неприятные ощущения, ну и, конечно, великие фантазёры.
Что помогает бояться темноты?
Помимо того, что ребёнку свойственно бояться от природы, есть ещё немало причин, которые ему способны помочь в том, чтобы бояться оставаться в тёмной комнате.
Повышенная активность.
Чрезмерная энергия и множество полученных эмоций может стать причиной перевозбуждения. В результате ребёнок не может уснуть и становится тревожным.
Телевизор.
Стать причиной чрезмерных эмоций и навязчивых фантазий может неправильно подобранный репертуар. Как вы спите после просмотренного на ночь фильма ужасов? Спокойно или чуть с напряжением? Вот и ребёнок после мультяшных ужастиков с монстрами и страшилками и взрослыми фильмами про убийства не готов оставаться один-на-один с темнотой.
Воспитательные приёмы.
Как вы думаете, откуда прилетают злые бабки-ёжки, почему около кровати сидит серый волчок и кого под дверью ждёт бабайка, чтобы забрать куда-нибудь? Это мы, взрослые, часто не задумываясь, порождаем детские страхи.
Наказание одиночеством.
Ярче всего страх перед темнотой проявляется у тех детей, которых родители в наказание закрывают в комнате в одиночестве.
Отсутствие тишины.
Помогут бояться и постоянные посторонние шумы, нарушающие детский сон.
Неправильное питание.
Думаю, вы тоже сталкивались с тем, что если на ночь наесться «как слон», заснуть будет тяжело. Так и ребёнок, поужинав перед сном чем-нибудь жирно-мясным, будет долго вертеться в кровати, создавая самому себе разнообразные страхи. Так что к рациону питания — повышенное внимание.
Семейная обстановка.
Дети подобно барометру чутко реагируют на все изменения «погоды в доме». Выход своему беспокойству детский организм ищет разными путями, в том числе и в страхе перед темнотой.
Найти причину страхов – это половина дела. Как перестать ребёнку бояться темноты и спать спокойно?
Спешим на помощь трусишкам
Что предпринять, чтобы как можно быстрее перешагнуть этот боязливый этап и свести на нет детский страх темноты? Ведь мы с вами понимаем, что отмахнуться от этой проблемы не удастся и надеяться на то, что страхи сами пройдут, — большое заблуждение.
Самый простой выход из положения – советы психолога. На то они и медики, чтобы научиться самим и научить нас, как справляться в таких ситуациях. Доверительные беседы позволяют найти причину, из-за которой бывает страшно. Но что-то ведь можно сделать и самостоятельно, без помощи врачей!
Ну и наконец, самое главное – это позитивная домашняя обстановка. Обнимашки и целовашки на ночь, хорошее настроение родителей – это залог спокойной детской души, в которой нет места страхам.
Чего делать не стоит?
Как вы понимаете, есть несколько «не».
- Не разубеждайте, показывая на абсурдность. Бесполезно! Ребёнок ещё не столь разумен, чтобы анализировать ситуацию умом, а не сердцем.
- Не подыгрывайте! Не стоит подогревать фантазии, иначе не найдётся та важная грань между вымыслом и реальностью, которая помогает побороть страх.
- Не стыдите! Попытка высмеять страх и приклеить штамп слабака – путь к комплексу.
- Не ругайте! Крики о том, что вам надоела ежедневная борьба с укладыванием спать в темноте, дадут результат: ребёнок «перестанет» бояться темноты из-за другого страха – быть отруганным. Но это будет уже двойная иллюзия.
Вооружитесь терпением, и тогда обязательно в детскую спальню вернётся покой!
Как всегда жду ваших комментариев по теме статьи и предлагаю подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного!
А еще вас ждет наша группа «ВКонтакте» !
Всего вам доброго!
Ваша, Климкович Евгения!
По статистике, 8 из 10 детей младше 10 лет испытывают страх темноты. У 10% из них эта боязнь остается на всю жизнь, а примерно у 2% и вовсе перерастает в самую настоящую фобию, которая получила название никтофобия. Почему так происходит? С чем может быть связано развитие страха темной комнаты и что делать, если ваш ребенок боится темноты?
Причины возникновения страха
Примерно 80% всех родителей в тот или иной момент задаются вопросом – почему дети боятся темноты? Страхом темноты в данном случае можно назвать не боязнь отсутствия света в комнате, а те неприятные ощущения, которые нередко возникают перед неизведанным, что может скрываться в этой обстановке.
- Так как при отсутствии света наш мозг оказывается лишенным сигнала, который передают ему глаза об окружающей обстановке, то в нем может возникнуть неопределенность;
- Если у человека развита фантазия, то она способна «дорисовать» недостающие элементы.
Вот собственно и все – перед глазами возникает страшная картина. А так как наши детки являются большими фантазерами, то не удивительно, что среди них так много тех, кто боится оставаться в темной комнате.
Ученые уверены в том, что страх у ребенка появляется еще во время его внутриутробного развития. Это происходит в те моменты, когда мамочка переживает или пугается. Конечно же, не рожденный малыш еще не может осознать того, что происходит вокруг, но его мозг хорошо запоминает ту реакцию, которая возникает во время боязни. Таким образом, плод пока только инстинктивно, но уже может испытывать страх.
Более других никтофобии подвержены те дети, которые:
- Спят в комнате одни. Таким образом, боязнь темного помещения можно считать страхом одиночества. Ученые уверены, что ему подвержены даже новорожденные детки;
- Растут в семьях, где взрослые любят использовать различные страшилки;
Возможно, и вы заставляете своих деток есть кашу, иначе к ним придет Бабай или злая волшебница? В таком случае нет ничего удивительного, что ваш сын или дочь не могут вечером уснуть и просят вас побыть рядом с ними или хотя бы не выключать свет. Ведь, вспоминая дневные переживания, их фантазия начинает рисовать того самого Бабая или злую волшебницу, которые, по их мнению способны материализоваться в темноте.
- Слышат ужасные истории от взрослых или даже смотря вместе с ними фильмы ужасов. Даже, если вам кажется, что кроха еще слишком мал и не может осознавать увиденного, не стоит ему разрешать это смотреть или слушать;
Ведь детский мозг, пусть даже маленький, способен фиксировать различные яркие и запоминающиеся моменты и воспроизводить их в любой момент. Но чаще всего это происходит именно тогда, когда малыш остается один в темной комнате.
- Вместе с родителями регулярно смотрят по телевизору новости. Там они могут увидеть сюжет о чем-то страшном (нападении, катастрофе и т. д.);
- Получают от взрослых слишком много запретов (актуальная статья: Как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>);
- Могут быть втянутыми в семейные разборки;
Знайте! Боязни темноты более других подвержены единственные дети в семье. Уровень тревоги у них оказывается намного выше, чем у тех, кто постоянно контактирует со своими сестрами или братьями.
- Также, подобные страхи более свойственны тем детям, которых мамы родили в позднем возрасте.
Принято считать, что женщины, поздно ставшие мамами склонны сильнее беспокоиться о своих чадах. Они всегда по первому зову спешат к своим крохам и очень эмоционально реагируют на все его действия. Как следствие, такие детки вырастают инфантильными, возбудимыми и даже неврастеничными, и становятся подвержены всевозможным фобиям, в том числе и боязни темноты.
Тоже самое можно сказать о малышах, воспитывающихся в неполных семьях. Нередко сразу же после ухода одного из родителей, другой замечает, что ребенок стал бояться темноты или у него появились другие страхи.
Возрастные особенности страха темноты
При попытке найти ответ на вопрос – что делать, когда ребенок боится темноты, вы заметите, что советы будут зависеть от возраста, в котором появилась проблема.
- В большинстве случаев, детки начинают проявлять беспокойство перед темными помещениями в возрасте 3-4 лет. Этот период жизни связан у малышей с огромным количеством значимых событий. Ребенок начинает посещать детский коллектив, родители переводят его в отдельную комнату и т. д.;
На прогулке или в детском саду он может поссориться со своими друзьями, что становится для малыша огромной трагедией. Поэтому вечером, когда его укладывают спать и выключают свет, он начинает беспокоиться и бояться.
- Для 5-6 летних деток характерно бояться всего того, что они еще не в силах осознать или просто увидеть. Ребенок в 5 лет боится темноты потому что у него не получается рассмотреть все то, что находится вокруг. И тут на помощь ему приходит детская фантазия, способная нарисовать в его воображении немыслимые картины, которые не всегда бывают веселыми и радужными;
В таких ситуациях детки чувствуют себя беспомощными. Из-за того, что окружающая обстановка им кажется недружелюбной, они могут впасть в истерику.
- Возраст 6-7 лет связан с первым походом в школу, где его ждут новые знакомства, события и, конечно же, первые серьезные обязанности. Поэтому, даже если беспокойство перед темнотой ему удалось преодолеть ранее, то не исключено, что в этот период оно может вернуться. Оставаясь наедине с самим собой в темном помещении, ребенок подвергается различным сомнениями и тревогам. Обычно, к 8 годам ситуация нормализуется;
- Девятилетние школьники любят делиться всякими страшилками, смотреть взрослые фильмы ужасов и пытаются доказать самим себе и окружающим, что они уже взрослые, а поэтому смелые.
Но в таком юном возрасте детская психика еще очень восприимчива и в темноте еще могут оживать страшные образы. В таком возрасте самую большую опасность для школьников представляет бесконтрольный просмотр телепрограмм.
Что делать, если ребенок боится темноты? Вот, что я рекомендую вам попробовать сделать:
- Для начала нужно серьезно поговорить со своим ребенком. При этом, беседа должна проходить в доброжелательных тонах. Расспросите его, что именно вызывает беспокойство? Попытайтесь выяснить, почему он боится оставаться в темной комнате, кого он там видит? Таким образом, вы сможете выяснить, что послужило толчком к страху;
- Контролируйте просмотр ребенком телевизора, следите за тем, в какие игры он играет на компьютере. Здесь не должно быть кровавых сцен или пугающих детскую психику сюжетов. Каждый страх и этот, в том числе можно сравнить с костром – чем больше в него подбрасывать дров, тем ярче он будет гореть. Поэтому всегда следите за тем, о чем говорите в присутствии малыша, не пугайте его Бабаем за непослушание;
- Предложите малышу вместе пойти в темную комнату и внимательно ее исследовать. Включите приглушенный свет, загляните в каждый угол, откройте шкаф и т. д. Покажите ребенку, что здесь бояться абсолютно нечего.
Хотя нужно отметить, что это не всегда может сработать. Ведь в присутствии взрослых ребенок успокаивается, но стоит ему вновь оказаться в одиночестве в темном помещении, как страхи возвращаются вновь.
Малыш просто верит в то, что чудовища боятся взрослых, поэтому прячутся при их появлении, но стоит маме с папой уйти, как оно непременно вернется. В такой ситуации можно прибегнуть к ухищрениям. Например, оставить в комнате ребенка что-то, что будет его охранять. Это может быть игрушка или что-то подобное. Самое главное, чтобы сам ребенок поверил в такой оберег.
А вот чего следует избегать? Если ребенок боится темноты вам нужно отказаться от:
- Критики малыша или откровенных шуток над его страхом. Ни в коем случае не называйте его трусом. Ведь это не просто детские капризы, а попытка найти вашу поддержку;
- Попыток исправить ситуацию «подобным». Не нужно специально оставлять его в темноте одного или заставлять самостоятельно проверять все углы, чтобы убедиться в том, что там никто его не поджидает. Так можно только спровоцировать панику и превратить безобидный страх в самую настоящую фобию;
- Присоединения к этой игре. К примеру, если кроха пожаловался, что в его шкафу сидит дракон, не нужно туда заглядывать и говорить: «Правда страшный! Вот будешь себя плохо вести, он тебя ночью к себе заберет!». Или что-то подобное. Так вы только усилите детский страх.
Если оставить переживания малыша без внимания и сразу же ничего не предпринять, вы рискуете перевести страх в разряд патологии. К тому же никтофобия способна повлечь за собой и другие страхи и переживания, которые будут преследовать ребенка всю жизнь, что чревато всевозможными комплексами и заниженной самооценкой.
Вы уже пытались преодолеть детский страх темноты, но у вас ничего не получилось? Обращайтесь за личной консультацией к психологу. Обязательно это стоит сделать, если:
- страх сопровождается паникой и истериками;
- ребенку уже исполнилось 10 лет, но он боится спать с выключенным светом.
Не оставляйте своего ребенка наедине с проблемой и не обсуждайте ее с посторонними людьми в присутствии малыша. Это может привести только к тому, что он перестанет вам доверять и еще больше замкнется в себе. Иногда боязнь темноты может быть связана с серьезными проблемами. Будьте для своего ребенка примером и настоящим другом. Вместе вы сумеете преодолеть все проблемы!