Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.
Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:
- Различает «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», «правда» и «ложь».
- Совершает попытки применять логику взрослых, но это пока у него не получается.
- Обожает игры и выдумки: в ходе игры может превращаться в принцессу, принца, дракона, пони, солдата и других невероятных персонажей.
- Любит компанию детей того же пола, что и сам.
- Очень нуждается в похвале и одобрении взрослых и одногодок.
- Стремится быть лучшим среди сверстников.
- Определяет свои собственные стандарты и пытается им соответствовать.
- Способен дразнить и обижать детей, которые не соответствуют придуманным стандартам.
Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.
Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?
В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:
Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.
Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.
Признаки кризиса у ребенка 5 лет
Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:
- Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
- Ваш отпрыск отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
- Малыш стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
- Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
- Малыш истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
- Чадо кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
- Малыш очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
- Ребенок очень много двигается и быстро устает, легко возбудим и очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
- Ваш отпрыск заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных прогулок, объясняя это своей «взрослостью».
- Малыш стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
- Ваш отпрыск стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
- Постоянное недовольство всем и всеми.
- Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».
Важно
Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.
Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?
На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.
Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.
Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.
Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.
Как бороться с кризисом 5-го года у ребенка: советы психологов
Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:
- Постарайтесь выяснить причину дурного настроения ребенка или его скрытности.
- После выяснения причины – предложите ребенку решение проблемы и осуществите задуманное вместе.
- Создайте максимально удобную и располагающую к спокойствию обстановку в доме.
- Не давайте воли своим эмоциям – ваше раздражение может привести к катастрофическим последствиям.
- Будьте всегда спокойны, даже во время истерик вашего ребенка. Контролировать ситуацию вы можете только своей уравновешенностью.
- Старайтесь поощрять все инициативы и начинания вашего малыша. Спрашивайте его, о чем он думает и чего хочет. Вы удивитесь творческому мышлению и креативным ответам вашего ребенка.
- Бросьте вызов сами себе: учитесь вместе с ребенком, читайте больше книг, запишитесь на курсы по бухгалтерии или каллиграфии. Чем больше вы будете развиваться, тем больше от этого выиграет ваш малыш. А в совместном развитии и детский кризис пройдет незаметно и для вас, и для вашего отпрыска.
- Станьте поклонником талантов вашего малыша. Отмечайте то, что он уже умеет и помогайте ему стремиться к новым знаниям и умениям. Акцентируйте внимание не на возможных кризисных капризах и истериках, а на успехах и начинаниях ребенка.
Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.
Что нужно делать родителям?
- Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами, рассказывайте о своих, беседуйте на важные и пустяковые темы.
- Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
- Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
- Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
- Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
- Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
- Поручите вашему отпрыску выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
- Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно.
- Предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
- Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
- Чаще хвалите своего отпрыска, даже по пустякам.
- Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
- Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
- Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
- Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
- Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.
Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.
Чего родителям делать не стоит?
В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:
- Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
- Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то родителям рекомендуется посетить психолога.
- Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди/отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
- Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
- Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
- Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
- Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
- Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.
Важно
Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.
Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Каждый человек в течение жизни проживает массу кризисов. Хоть они порой и нелегки к проживанию, но выполняют очень важную функцию – позволяют развиваться, как бы переступать со ступеньки на ступеньку, постепенно поднимаясь.
Наибольшее их количество приходится как раз на детский возраст. Что, в принципе, неудивительно. Стремительный рост, активное познание окружающего мира, знакомство с собой, близкими и не очень людьми...
Такой большой объём информации, поступающий ежесекундно, порой малыш не в состоянии качественно обработать, усвоить и внести в структуру собственной личности. Он просто ещё не обладает необходимыми навыками для этого процесса. Отчего и происходят сбои, перегрузы. Которые проявляются в виде истерик, непослушания и прочее.
И сегодня мы с вами поговорим о том, какой он, кризис 5 лет у ребёнка, как с ним «жить» и, конечно же, по каким признакам своевременно определить.
Какой он, пятилетка?
Этот период называют ещё дошкольным детством. Ребёнок пытается стать независимым, доказать, что он взрослая и самостоятельная личность. Со своими отдельными интересами и увлечениями. При этом он достаточно сильно эмоционально включён в жизнь близких людей, которые он нём заботятся.
Ясное дело, что взрослые задачи ему решить не под силу, поэтому основной его деятельностью является игра. Именно с её помощью он воссоздаёт жизненные ситуации, требующие какого-то понимания, осознания.
Например, игрушки может наделить вполне реальными образами знакомых людей и «отыграть» какой-то сценарий, который в реальности затронул его чувства. Он подражает взрослым, стараясь перенять социально-приемлемую модель поведения в обществе, знания, каким образом строить отношения и прочее.
Хоть игра и кажется достаточно несерьёзным и бесполезным занятием, на самом деле она развивает мышление, позволяет сбросить накопившееся напряжение, лишние эмоции. Также несёт в себе воспитательную функцию, тренирует память, внимание и даже речь.
В этом возрасте дети ещё достаточно эгоистичны, в родительской заботе и внимании нуждаются меньше, чем ранее. То есть, всё больше времени могут проводить в одиночестве, не требуя постоянно совместной деятельности.
Обычно пятилетки увлекаются рисованием, лепкой, созданием каких-либо подделок. В общем, стремятся создавать, получая похвалу от окружающих за свою продуктивность. Да и с помощью творчества лучше познают себя и выражают эмоции, которые ещё не совсем умеют отслеживать и осознавать.
Также в этом возрасте дети уже способны понимать шутки, различать, где вымысел, а где правда. Предпочитают общение со сверстниками, хотя до этого родители или другие взрослые, которые о них заботятся, были в приоритете.
Основные признаки кризиса
- Перепады настроения, вспыльчивость. Малыш становится раздражительным, любая мелочь может вызвать целую бурю эмоций. Вроде бы столь милый и добрый ребёнок неожиданно перестаёт таким быть и позволяет себе грубости даже по отношению к незнакомым людям.
- Эмоциональность. Интенсивность проявляемых чувств порой несоразмерна ситуации, обстоятельствам. По крайней мере, так оценивают, воспринимают взрослые. Для маленького человечка же даже упавший осенний лист с дерева может показаться трагедией.
- Манерность. Моментами напоминает шута, который кривляется. Таким образом он хочет показать, что вырос и вполне умеет себя вести так, как полагается зрелому человеку.
- Неуверенность. Теряет устойчивость, так как обычная похвала по мелочи, да ещё и не заслуженная, может перестать устраивать. Также переживает, что другие дети лучше, чем он, им больше удаётся, они красивее, умнее и так далее.
- Самостоятельность. Отказывается держаться за руку, проявляет желание попробовать какие-то запретные напитки или еду. Например, заявляет, что тоже хочет пить кофе по утрам. В общем, стремится делать дела, которые только подчеркнут его независимость.
- Фобии. Неожиданно начинает бояться того, что раньше не вызывало страха. Например, у некоторых возникают даже навязчивые состояния на тему смерти, либо переживания по поводу будущего, вероятности неудачи и прочее.
- Замкнутость. Весёлый и общительный, резко замыкается в себе, отказываясь, порой разговаривать не только с посторонними, но и с близкими людьми.
- Ложь. На самом деле то, что говорит ребёнок, не является результатом его осознанной лжи. В этот период он просто настолько активно начинает фантазировать, что порой сам путается, где реальность, а где вымысел. Ему может настолько чего-то сильно хотеться, что будет выдавать желаемое за действительное.
Что это за зверь такой, этот кризис?
Психология рассматривает кризис как состояние, когда старое перестало работать, а новое ещё не было придумано. И вот человек находится на стыке, между тем, что устарело и тем, что пока не изобретено.
Отчего испытывает массу неприятных эмоций в связи с нестабильностью, неизвестностью. Например, тревогу, страх, злость, разочарование. Поэтому вспышки гнева и перемены в настроении или поведении становятся для нас понятными.
Только вот если кризис наступил у маленького человечка – это, что вполне ясно, пугает его до ужаса. Он не владеет какой-либо информацией о психологии личности и возрастной периодизации, не имеет жизненного опыта и каких-либо знаний о свойствах собственного характера.
А тут ещё и родители ругаются, что он изменился и не так хорош, как им кажется. А лучшая защита что? Верно, нападение. Поэтому и появляется неуверенность, страх, агрессивность и закрытость. Он начинает думать, что плохой, не достойный любви, перестаёт доверять другим и всячески отстаивает своё право быть собой.
Эмоции в момент истерики зашкаливают, отчего ему необходима помощь в успокоении, а не качественное наказание, которое ещё больше «расшатает» нервы.
Вспомните себя, когда вы чем-то расстроены или опечалены, вам поможет, если кто-то другой пригрозит, к примеру, лишением любви и внимания? Вряд ли, скорее всего, это ещё больше вас расстроит.
Поэтому с истериками важно не бороться, не лечить, а учить осознавать свои чувства и успокаиваться. Как это лучше всего сделать, вы узнаете далее.
Если всё идёт по плану, а точнее, при поддержке взрослых, то этот сложный период займёт примерно 6 месяцев, кому-то потребуется чуть больше времени, кому-то чуть меньше. Но если маленькая личность не справится и не сможет решить жизненные задачи этого возраста, то в дальнейшем будет регрессировать. То есть, иногда возвращаться в свои пять лет, несмотря на то, сколько ей реально лет.
Главное – это не поддаться соблазну наказать малыша за непослушание и столь резкие перемены в характере и настроении. Своей устойчивостью и спокойствием вы создадите те границы, которые пятилетка ещё не в состоянии формировать самостоятельно. Поэтому, как только расплакался и потерял над собой контроль – обнимите его.
Когда он вам грубит – он не просто хочет сделать вам больно, а не знает, как стоит правильно выражать мысли, несогласие, отстаивать права и прочее.
Старайтесь сохранять устойчивость и свою родительскую позицию. Порой стыд лишает внутреннего равновесия. Когда кажется, что окружающие люди смотрят только на вас, хочется, чуть ли не любой ценой прекратить крик, чтобы выглядеть в чужих глазах хорошей мамой или хорошим папой.
Если вас тревожат такие переживания, постарайтесь поработать с ними. Ваше чадо не должно страдать из-за ваших сложностей и ограничений.
Последовательность
Вы должны быть последовательны в своих запретах. Только важно, чтобы они были логичными и понятными. Если только сегодня вы разрешили ему 2 часа играть в телефон, а на следующий день передумали и запрещаете его брать в руки – вполне ожидаемо, что вас попробуют переубедить.
Несмотря на то, что дети ещё не совсем опытны и осознанны, в манипуляциях они отлично разбираются. Обнаружив слабое место родителя, они будут на него давить, проверяя, когда же он, наконец, сдастся.
Это называется «прощупать границы». А точно ли что-то не разрешат, или если хорошенько постараться, закатив истерику, то получиться добиться желаемого?
Если же ваше чадо знает, что в семье существуют правила, нарушение которых влечёт серьёзные последствия, например угрозу жизни и здоровью. А также запреты, о которых даже нет смысла пытаться заводить разговор – то ему будет проще ориентироваться и понимать, как вести себя не только с вами, но и в этом мире.
В общем, не будете бросать слова на ветер, а также менять своё мнение – вам удастся избежать ссор и скандалов, плача. В них просто не будет смысла, если чадо понимает, что ничего не добьётся с их помощью, то зачем всё усложнять?
Забота и присутствие
Истерика, как уже упоминалось – это крик о помощи. Это означает, что переживания настолько переполняют и являются непонятными, что маленький человечек попросту теряет контроль над своим телом. Да, некоторых хлопнув по попе, можно привести в чувство. В смысле, успокоить. Но это только на первый взгляд. Так как физическое наказание осознанности не придаст, а лишь будет являться маркером, что нужно замолкнуть, иначе будет хуже.
Соответственно, переживания внутри удерживаются, а потом совершенно неожиданно прорываются на волю. Конечно же, на более безопасный объект, от которого не получишь наказания. Допустим, пострадать от несправедливой агрессии может домашнее животное или мальчишка во дворе, с которым на пустом месте завяжется драка.
Золотая середина
Не приветствуется в такой момент. Потому что кризис пяти лет является важным этапом становления личности, то есть, он учится отстаивать свои права, мнение и желания. И если не дать ему этой возможности, то в дальнейшем это грозит тем, что он попросту будет терпеть несправедливое отношение, вплоть до насилия.
Но попустительство тоже не приемлемо. Иначе он ощутить власть над вами. Что грозит утратой родительской позиции, вы на него повлиять не сможете, он будет словно «разбалансирован», так как лишится ощущения безопасности. Фигуры, на которые крайне важно опираться, оказались неспособными и более слабыми, чем он в пять лет.
Так что пытайтесь найти золотую середину, проявив, когда необходимо твёрдость, либо наоборот, гибкость.
Свобода
Пятилетка протестует – потому что требует к себе уважения и признания. То есть, права выбирать и иметь своё мнение. Предоставьте ему возможность быть самостоятельным, чтобы он понял, что с ним считаются.
Конечно, опыта у него маловато и риск наделать ошибок очень велик. Но есть один приём. Предлагайте ему выбрать из нескольких вариантов, которые вас в любом случае устроят. Например: «Ты на завтрак будешь рисовую кашу, или гречневую?», «На улицу пойдёшь в синей, или оранжевой футболке?».
Таким образом, малышу нет необходимости «ломать голову» над тем, что делать. А вам переживать, что зимой ему захочется погулять в босоножках.
«Контейнирование»
Вам необходимо стать неким контейнером для чувств чада. То есть, когда он не понимает, что с ним происходит, важно ему это объяснять. Допустим, «да, я вижу, что ты расстроился, потому что я не разрешила съесть любимый, но пропавший сыр. Ты теперь злишься из-за этого, что вполне нормально».
Если же вы просто будете молча ждать, когда он сам успокоится – это для него будет выглядеть как отвержение. Что причинит ещё больше боли, нанеся психологическую травму. Так что ни кричать, ни игнорировать не рекомендуется. Повторюсь, но обнимите его крепко и рассказывайте спокойным голосом о том, как любите его и понимаете его чувства.
Когда удастся его утешить, предложите попить воды, покажите, что вы не отвергаете, а продолжаете быть рядом, причём готовы заботиться о нём в такой момент.
В людном месте постарайтесь увести или унести его в сторонку. Чтобы и вы ощущали себя в безопасности, скрывшись хоть ненадолго от чужих взглядов и нравоучений о том, какие невоспитанные дети пошли и безответственные родители.
- Раз уж он так отчаянно хочет повзрослеть, привлекайте его к своим повседневным обязанностям. Только не приказывая и заставляя, а обращаясь с просьбой, объясняя, что вам важна его помощь в уборке дома, готовке… Придумайте задачи, которые будут ему посильны, даже если с первого раза не выйдет с ними справиться, при поддержке он научиться и поверит в свои силы.
- Уделите в этот период ему больше времени. Гуляйте, общайтесь, делайте что-то вместе. «Вовлечённость» в жизнь малыша даст ему ресурсы качественно пройти этот нелегкий для всех этап развития. А ещё укрепит связь между вами, сблизит.
- Разговаривайте и объясняйте причины своих запретов.
- Извиняйтесь. Если не справились с эмоциями и накричали на своё чадо – извинитесь потом, как остынете. Так он научится признавать собственные ошибки, на вашем примере. Да и не будет копить злость за порой несправедливое наказание.
- Я-высказывания. Вы живой человек и тоже иногда не отдаёте отчёт своим словам и действиям. Учитесь не обвинять, давать оценку, а говорить от своего имени. Ощущаете разницу между фразами: «Ты меня злишь» и «Я разозлился»? В первом случае возникнет желание защититься, оправдаться, в то время как второй вариант является обратной реакцией на какие-либо действия. Тогда малыш не будет думать, что он плохой и расстраивает родителей, а поймёт, что именно такое поведение вызывает именно такую реакцию. Это повышает осознанность. И предотвращает в будущем массу межличностных проблем.
И ещё немного
- Отдыхайте и идите за собственным интересом. Кризис утомляет и лишает сил не только того, кто его проживает. Чтобы у вас были ресурсы, будьте внимательны и к собственному самочувствию. Если понимаете, что уже всё, не справляетесь, берите тайм-аут, попросив бабушек и прочих людей, которым доверяете, присмотреть за ним денёк-второй.
- Согласованность. Договоритесь с остальными членами семьи о методах воспитания. Обязательно должна быть согласованность ваших действий, единый подход. Если кто-то будет пытаться «тянуть одеяло на себя», желая выглядеть положительным героем, то это только усугубит ситуацию, создав немало сложностей.
- Внимательность. Как только заметите первые признаки того, что скоро начнётся истерика, постарайтесь успеть переключить внимание своего чада. Возможно, залюбовавшись птичкой или собачкой, он и забудет о своих намерениях устроить скандал.
- Договор. Он должен знать, что вы ему не враг. В общем, учитесь договариваться. Вместо того чтобы пытаться заставить его идти домой со двора, скажите, что вам очень жаль, но больше нет времени на качели. Вам пора обедать, работать, а потом вы обязательно вернётесь, чтобы он мог доиграть с друзьями. Так вы наладите контакт, и слёзы с криками всё реже будут мучить вас. Смысла в них просто не будет.
- Осознанность. Учитесь отслеживать свои переживания, тогда и ваше чадо сможет это делать. Когда внутри творится хаос, очень сложно жить. Именно это и провоцирует вспышки агрессии, постоянно присутствующая в фоне тревога не даст возможности расслабиться даже во сне. А это всё грозит возникновением психосоматических заболеваний.
Завершение
И напоследок хочу напомнить, что каждый человек индивидуален. Поэтому кризис по-разному проявляется. Порой он совсем незаметен и не ощутим, либо же приобретает серьёзные масштабы.
Берегите себя и будьте счастливы!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
1
Кризис любого возраста - период, который характеризуется переходом человека на новый уровень взаимоотношений с внешним миром. Причем не только кризис среднего возраста присущ человечеству - начиная с первого года жизни, маленький человечек уже переживает кризисы периода взросления. Кризис первого года, кризис трех, пяти и семи лет, а также подростковый кризис - все эти термины знакомы многим родителям в период воспитания своих детей. Некоторые дети переживают эти периоды достаточно бурно и сложно, другие детки - совершенно спокойно и практически незаметно переходят на новый этап взросления.
Каждый из кризисных периодов у ребенка имеет свои особенности, поэтому нам, родителям, важно иметь хотя бы малейшее понятие об этих состояниях, чтобы в дальнейшем не впасть в «ступор», не зная, как поступить и что делать с взрослеющим ребенком.
В сегодняшней публикации мы хотим поговорить о кризисе пяти лет, который наступает у каждого ребенка в свое время и имеет продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Как распознать кризис 5-ти лет у ребенка и решить проблемы, связанные с этим периодом, максимально конструктивно, расскажем в нашей сегодняшней публикации.
Симптомы возрастных кризисов у детей
Самым первым сигналом о том, что ваш ребенок взрослеет и переходит на новый уровень общения, является внезапное изменение его поведения, причем, как правило, далеко не в лучшую сторону. Кризис пяти лет сопровождается следующими изменениями:
ребенок внезапно проявляет раздражительность, злится и нервничает по пустякам, быстро утомляется;
в разговоре довольно часто манерничает и кривляется, с удовольствием примеряет на себя роль шута, добиваясь разраженной реакции взрослых;
обостряется агрессивность, поэтому даже ранее спокойный и покладистый ребенок начинает бунтовать. А вот открытые общительные детки, напротив, в этот период становятся стеснительными и скрытными;
кризис пяти лет у детей может проявиться неуверенностью в себе, боязнью совершенно простых вещей и т.д.
Что делать, если у вашего ребенка кризис 5-ти лет?
Естественно, сталкиваясь с таким поведением ребенка, родители, как правило, либо опускают руки и пускают все на самотек, либо, напротив, начинают активно воспитывать малыша. При этом система наказаний в период воспитания «кризисного» ребенка достаточно часто преобладает над любыми другими попытками наладить взаимоотношения с малышом. Однако, как бы сложно ни было нам, родителям, важно найти способ решения проблемы кризиса 5-ти лет у ребенка, чтобы он был максимально эффективным и комфортным для малыша. Поэтому наказывать и упрекать, кричать и раздражаться попросту бесполезно. Малыш такого поведения не поймет и будет бунтовать еще больше. Поэтому давайте выясним, что делать, чтобы кризис 5-ти лет у ребенка прошел как можно быстрее и без проблем.
Поскольку любой возрастной кризис связан с взрослением ребенка, то очень важно малышу показать, что вы относитесь к нему со всей серьезностью. Не бойтесь доверять ребенку «взрослые дела» и обязательно поощряйте свое чадо за самостоятельность. Хочет ваш ребенок самостоятельно убраться или помыть посуду - похвалите его и покажите, как это делать правильно. Причем избегайте нравоучений - относитесь к ребенку, как к взрослому, чтобы повысить самооценку малыша и сблизиться с ним, на основе доверительных отношений.
Если ваш ребенок занят чем-то, не стоит его поучать и вмешиваться в «его дела». Малыш сам попросит помощи у вас, если она ему понадобится. В этот период он норовит показать свою самостоятельность, поэтому не стоит мешать ему в этом. Возрастные кризисы способствуют постепенному перекладыванию ответственности с родителя на ребенка, поэтому вы должны донести до малыша, что за свои поступки он должен отвечать, сам и понемногу приучать его к некоторым домашним делам и обязанностям. Например, «доверьте» ребенку ежедневно покупать хлеб в ближайшем хлебном киоске. Отныне это сугубо его обязанность! Объясните, что нарушать это правило нельзя, поскольку вся семья останется без полноценного обеда. Это позволит поднять самооценку ребенка и построить доверительные отношения с родителями.
И в заключение: в возрасте пяти лет не стоит показывать малышу, насколько трепетно вы его оберегаете, и контролировать каждый его шаг. В этом возрасте ребенок стремится быть самостоятельным. Поэтому не мешайте ему и стройте отношения на доверии. Однако если ребенок «проштрафился», то и за «косяк» он тоже должен отвечать. Только так он начнет взрослеть. И в этом нет ничего страшного или непредсказуемого.
Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец. Есть мнение, что кризис 5 лет у ребенка виден лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть сложности, выносящиеся в поле зрения ребенка. Не важно, выносятся ли они в виде эмоциональных выяснений отношений или в виде молчаливого хронического напряжения – ребенок все равно его увидит и «отзеркалит» по-своему.
Признаки кризиса:
- Ребенок внезапно проявляет раздражительность, может разозлиться и капризничать из-за пустяка.
- Эмоциональный всплеск по силе и содержанию может быть намного сильнее раздражающего стимула.
- В разговоре манерничает и кривляется, часто примеряет на себя роль шута. Ребенок может заиграться настолько, что его поведение станет неузнаваемым.
- Может появиться неуверенность в себе и боязнь простых вещей. В более сложном случае могут проявляться фобии и первые разновидности девиантного поведения.
Что происходит с ребенком?
Если развитие проходит нормально, то в возрасте 5 лет ребенок может четко и доступно сформулировать свои желания и хорошо умеет разговаривать. Ребенок хочет и пытается быть «большим», активно старается подражать взрослым. Много подглядывает и подслушивает за ними, активно стремится играть с другими детьми. Развивается кора головного мозга, ребенок учится различать и контролировать эмоции. Ребенок начинает осознавать свой пол и отличие от другого пола. Начинает фантазировать, и его представления и мнение о жизни меняется.
В этом возрасте полнее всего проявляется данный от рождения характер. Если ранее ребенок нуждался в постоянном одобрении со стороны взрослых, то сейчас начинает замыкаться в себе.
Как надо вести себя с ребенком?
- Важно дать понять ребенку, что вы относитесь к нему серьезно, общайтесь как с равным. Уделяйте ему внимание, играйте и веселитесь с ним, ведите себя как маленький.
- Старайтесь давать еще больше самостоятельности и не показывать свою тревогу за него.
- Привлекайте ребенка к выполнению «взрослых» дел. Понемногу перекладывайте на него некоторые дела и обязанности.
- По возможности желательно не вмешиваться в дела ребенка, если он не просит помощи. Старайтесь не оберегать ребенка от сложных действий, как раньше – ребенку следует понять последствия своего поведения или непослушания.
- Хвалите и поддерживайте ребенка. Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения ребенка. Если на таком поведении не концентрироваться и не умиляться – оно не станет нормой.
- И самый важный совет психолога при кризисе 5 лет у детей – любите ребенка. Станьте достойным примером для своего ребенка.
Как не надо вести себя с ребенком?
- Не стоит ругать ребенка, не показывать ему грубость в словах, он и так готов замкнуться в себе. Лучше объяснять ему, как надо себя вести.
- Не подавайте пример насилия. Если ребенок проявил грубость – не спешите ругать и тем более шлепать. Лучше объяснить, что таким поступком он обижает своих близких. Лучше какое-то время не разговаривать с ним, чтобы дать понять, как вы обиделись, чем серьезно наказывать.
Этот термин нельзя воспринимать как негатив, беду или патологию. Психологи термином «кризис» называют переход ребенка к новому этапу взросления, развития, восприятия мира. Касается это и кризиса пяти лет. Детально узнаем о важном периоде жизни деток и о том, как должны себя правильно вести в такое время их родители.
Особенности возраста
В это время девочки и мальчики пытаются, как никогда, подражать взрослым. Они уже могут управлять эмоциональностью своего поведения, то есть сдерживать радость от приятных событий и проявлять возмущение от неприятностей. У детей появляется интерес к определенным видам деятельности и увлечения, они стремятся больше общаться со сверстниками, быстрее формируется их характер. Мозг развивается активно, дети начинают фантазировать и придумывают себе воображаемых товарищей, сочиняют истории, которых на самом деле с ними не происходило. Пятилетние дети отлично копируют манеру поведения родителей, могут даже перекривлять их. Любопытство и интерес к окружающему миру заставляет их подслушивать, подглядывать.
Признаки кризиса
Замыкание в себе - один из них. Мальчик и девочка, которые донедавна были откровенными с родителями, не хотят делиться своими переживаниями, неудачами, успехами. У деток появляются страхи, например, страх смерти близких и боязнь темноты. Ребята становятся неуверенными в себе, стесняются чужих людей. Они боятся не понравиться взрослым. Ребенок, который всегда отличался покладистостью, может вдруг стать агрессивным, злым и неуправляемым. А порой пятилекти превращаются в нытиков, требуют что-то у родителей, закатывая истерики.
Признаком кризиса является то, что у детей вмиг может поменяться хорошее настроение на истерику, недовольство и уныние. Дети начинают сильно уставать, потому что эмоциональное перенапряжение отнимает много сил.
Как вести себя родителям
Конечно же, ни папе, ни маме не понравятся негативные изменения, которые происходят с их до недавних пор послушным и добрым малышом, поведение которого можно было всегда предугадать. В период кризиса от ребенка можно ждать, что угодно. Многие родители думают, что дитя просто ними манипулирует…
Читайте также
Итак, первое, о чем должны помнить взрослые в период пятилетнего кризиса их чада, это необходимость обеспечения спокойной обстановки в доме. Так малышу будет легче пережить сложный возрастной этап. Надо попытаться вывести ребенка на разговор и понять, что его тревожит. Может быть, не с первой попытки, но все же удастся узнать страхи и тайны чада. Надо подумать, чем и как успокоить дитя. Например, многие девочки уже в пять лет переживают по поводу своей внешней непривлекательности. Любая мама должна уметь успокоить дочь в этой ситуации. Конечно, в 5 лет девочке не стоит объяснять, что красота - далеко не главное в жизни (хотя некоторые вполне адекватно воспринимаю этот аргумент). Подчеркните возле зеркала все достоинства внешности ребенка и скажите, что для папы с мамой никого на свете красивее и милее нет. Педиатр Евгений Комаровский советует всегда интересоваться печалями и успехами ребенка, привлекать его к помощи по дому, подчеркивая его значимость. Отлично действует на детей рассказ о страхах самого папы, например, в детстве, о его удачах. Надо дать пятилетнему ребенку определенную свободу действий, показать, что ему доверяют, что он может быть самостоятельным. Да и общаться с ним, по мнению Евгения Олеговича, нужно как со взрослым, не ругая за промахи и ошибки.
Некоторые родители, столкнувшись с симптомами кризиса у дочери или сына, сразу же вводят массу ограничений, кричат и наказывают. Да, в определенных случаях очень трудно брать себя в руки и не давать воли нервам. Но перекрикивать кричащего ребенка - означает подавлять его, демонстрировать не свою силу, а слабость. Спокойная реакция на истерику, выжидание, выход из комнаты - более мудрое поведение, ведь, потеряв зрителя, дети быстро заканчивают свой спектакль. Вот после этого можно и разобраться в причинах. Тем более нельзя физически наказывать ребенка, прекращая таким образом его истерику. Это только озлобит дитя.
Чтобы подчеркнуть взрослость сына или дочери, его значимость в семье, необходимо уже в пятилетнем возрасте возложить на него определенные обязанности. Например, девочке можно поручить поливать цветы через день, мальчикам - чистить обувь всем членам семьи.
Если мама и папа сами не могут справиться с чадом в период кризиса, то стоит проконсультироваться у психолога.