1. Общие указания
Очистка бронзовых и медных предметов, найденных при археологических раскопках, а также их сохранение в музейных коллекциях представляют весьма ответственное и сложное дело. Помимо общей необходимости осторожного обращениях ценными объектами, работа консерватора усложняется разнообразием состава сплавов и требованиями со стороны археологов о сохранении в возможно неприкосновенном виде патины, этого характерного «налета веков». Поэтому к способам для очистки и консервации бронзовых предметов следует относиться с большим разбором, так как удачно применяемый для одного случая реактив может оказаться совершенно непригодным при других обстоятельствах, вызывая в результате изменение цвета патины, покрывающей предмет, а следовательно и общего вида последнего.
Можно сказать, что почт и каждый предмет требует к себе индивидуального подхода .
Все способы, предложенные для очистки и консервации, по методу действия их на бронзовые и медные предметы можно разделить на три основные группы: электрохимические, химические и термические. Широко применяемые в практике реставрации железных предметов механические способы очистки большей частью являются лишь одной из промежуточных операций при очистке предметов по какому-нибудь из способов, отнесенных к одной из трех названных групп.
Хорошо сохранившиеся предметы с не изменяющейся на воздухе патиной можно после осторожной тщательной просушки сразу помещать в музейных витринах; бронзы с доброкачественною патиной, в которую вкраплены частицы песка, окружавшей предмет земли и пр., приходится подвергать особой обработке для выявления рисунков, надписей и пр., скрытых слишком толстым слоем патины.
Для удаления бугорков, бородавок, шишек, грубых слоев окислов и пр. пользуются молотками, резцами и другими инструментами,— конечно, с величайшей осторожностью, чтобы не повредить обрабатываемой поверхности, учитывая и то, что процессы разрушения могли проникнуть очень глубоко в толщу предмета и грубое механическое воздействие может быть губительным для объекта работы.
Для вскрытия шишек Rosenberg пользуется особым ножом длиною в 4 см и шириною 6—7 мм, короткий клинок которого имеет форму около четверти окружности с заостренным концом впереди; помощью такого ножа можно очищать самые твердые предметы.
Для того, чтобы выявить присутствие в предмете вредных хлористых соединений, применяют увлажнение их в камере Розенберга (см. ее описание стр. 19 раздела «Изделия из железа»), вследствие чего представляется возможным определить, допустимо или нет продолжительное хранение предмета на открытом воздухе.
Если поместить в увлажнительную камеру бронзу с гладкой блестящей патиной, лежавшую в земле и содержащую хлористые соли, то она, по утверждению Rosenberg"a, уже после 1—2 дней пребывания в камере покрывается многочисленными, прозрачными как вода капельками, имеющими нейтральную или слабо-кислую реакцию, но не содержащими хлора. 1
Rosenberg указывает, что в местах нахождения стеаринообразной массы капли покрываются блестящей зеленой корочкой; образования таких корочек, равно как и самой стеаринообразной массы при опытах, поставленных в лаборатории Гос. Эрмитажа, пока не наблюдалось. Rathgen указывает, что образование подобной массы представляет, весьма редкое явление.
Если во время содержания предмета в увлажнительной камере обнаружено, что патина не имеет угрожающего для состояния предмета характера, то можно обойтись без особой обработки, применяя лишь одно выщелачивание.
1 Rathgen, ук. соч., стр. 74. В разделе о железных изделиях уже было дано описание этой камеры. Здесь оно является повторением только отчасти, так как главным образом здесь даются процессы, происходящие в камере Rosenberg"a в бронзе.
Реставрация бронзовых изделий – неотъемлемая часть ухода за предметами декора такого рода, так как бронза не терпит влагу и часто под ее воздействием подвергается коррозии и ржавеет. Специалисты советуют не злоупотреблять веществами химического происхождения и тщательнее следить за вещами, для этого нужно просто периодически протирать их от пыли с помощью влажной мягкой тряпки, а затем сразу вытирать насухо.
Реставрация бронзовых изделий – неотъемлемая часть ухода за предметами декора такого рода
Чистка бронзы от ржавчины
Обычный горох-нут способен очистить бронзу от ржавчины. Придать изделиям прежний вид с помощью этого пищевого продукта можно двумя способами:
- Небольшое количество гороха нужно отварить почти до готовности, затем остудить и растереть до кашицеобразного состояния. Полученное средство нанести на пораженные коррозией участки и оставить на некоторое время. После того как гороховая кашица полностью высохнет, металл нужно промыть в горячей воде и вытереть насухо. Чистить с помощью гороха можно и изделие из бронзы, засиженное мухами.
- Горох нужно проварить до мягкости, затем прямо в этой емкости и бульоне, который остался после приготовления, измельчить при помощи блендера, поместить в полученную пасту бронзу и кипятить ее 2-3 часа на медленном огне. По истечении назначенного срока изделие нужно вынуть и тщательно промыть теплой водой.
Важно помнить о том, что многократное применение какой-либо чистящей пасты или химикатов для обработки бронзы может привести к потере изделием своего естественного глянца и блеска, поэтому нужно бережно относиться к вещам такого рода.
Реставрация люстр, бра, канделябров, предметов антиквариата – одно из основных направлений деятельности компании ARTBRONZE.
Реставрация светильников, люстр и бра- это сложный и кропотливый процесс, особенно, если антикварные светильники представляют особую историческую ценность. Поэтому, для обеспечения качества реставрации осветительных приборов такую работу необходимо доверять профессионалам.
Двадцатилетний опыт реставрационных работ компании ARTBRONZE – продолжение традиций объединения «Союзреставрация». Все реставраторы компании ARTBRONZE прошли профессиональную аттестацию и имеют богатый опыт работы по реставрации и воссозданию предметов осветительной арматуры.
В штате ARTBRONZE профессиональные реставраторы, художники, скульпторы, ведь реставрация светильников – это отдельное искусство, требующее высокого профессионализма и отточенного мастерства. А восстановление каждого элемента реставрационного изделия – результат кропотливого труда: каждая деталь проходит ручную шлифовку, полировку и чеканку, придающую рельеф и утончённую выразительность.
Реставрация осуществляется на собственном производственном комплексе компании, что обеспечивает надёжную сохранность предметов антиквариата и высокое качество реставрации люстр и бра.
Одним из значимых этапов для нашей компании стала работа по реставрации люстр и бра Большого Театра. Кроме восстановления антикварного облика светильников, перед нами была поставлена задача воссоздать некоторые люстры и бра по их историческому аналогу.
Компания ARTBRONZE принимала участие в реставрации более пятидесяти культурных объектов и архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых:
-
▪ Государственный Большой Академический театр России
▪ Государственный исторический Музей
▪ Российская Государственная Библиотека им. Ленина (Дом Пашкова)
Государственный Исторический музей |
Наша компания - неоднократный лауреат разнообразных премий и наград в области реставрации.
Лицензия Министерства культуры Российской Федерации № МКРФ 00859 на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, памятников истории и культуры.
Высочайший профессионализм и опыт сотрудников компании даёт возможность принимать активное участие в реконструкции и воссоздании архитектурных памятников и вносить немаловажный вклад в сохранение культурного наследия России.
С примерами работ по реставрации компания ARTBRONZE можно ознакомиться в разделе:
Зачастую изделия, выполненные из меди, со временем теряют свой первоначальный вид. Это происходит вследствие химических реакций, в которые вступает упомянутый металл и другие элементы, находящиеся в воздухе. Кроме этого, медь - достаточно мягкий материал, поэтому изделия из него могут повредиться после механических воздействий. Поэтому реставрация изделий из меди - востребованная услуга. Однако несложный ремонт можно произвести и собственными руками, без обращения в профессиональную мастерскую.
Самая простая процедура, которую можно проводить в домашних условиях - чистка поверхности меди. Это можно делать одним из перечисленных ниже способов:
1. Одну столовую ложку соли и стакан уксуса помещают в кастрюлю, куда кладут и изделие. Далее раствор необходимо довести до кипения и кипятить до тех пор, пока поверхность не станет чистой. После этого промыть изделие с мылом в проточной воде и отполировать сухой мягкой тканью.
2. Разрезать обычный лимон на две части. Нанести немного соли на одну его поверхность с соком. И ею же начать чистить медную поверхность. После этого изделие нужно промыть и отполировать мягкой тканью. Вместо непосредственно лимона в данном случае можно использовать лишь лимонный сок с солью.
3. Необходимо смешать одну столовую ложку соли и стакан уксуса. После этого добавить небольшое количество муки до такой степени, пока раствор не превратиться в кашеобразный. После этого нанесите смесь на медную поверхность и оставьте на 15 – 40 минут. Далее изделие моют и полируют.
4. Нанести небольшое количество обычного столового кетчупа на медную поверхность и растереть его с помощью тряпки. Далее следует хорошо почистить стенки, после чего смыть и отполировать изделие.
Теперь поговорим о том, как можно варить медь и избавляться от трещин в медных изделиях. Сразу оговоримся, что медь поддается обычной сварке, однако в связи с ее особыми физическими характеристиками эту процедуру должен выполнять опытный сварщик. Поэтому если вы умеете самостоятельно сваривать металл, то обратитесь за помощью к профессионалам.
Реставрацию изделий из меди можно проводить одним из перечисленных способов:
а) газовой сварки;
б) ручной сварки;
в) дуговой сварки в аргонной среде;
г) дуговой сварки с использованием флюса.
В некоторых случаях, когда использование сварки нецелесообразно, особенно при реставрации изделий из меди, имеющих небольшие размеры, используют паяльники. Однако здесь, как и в случае со сваркой, работу должен выполнять опытный мастер, а паяльник должен быть соответствующей мощности и жалом правильной формы.