Наталья Шелудкова
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество»
Конспект НОД по программе
«Социокультурные Истоки »
в старшей группе
Тема : «Рождество » .
Цель : - Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество » , дать представление о его значении.
Задачи : - Формировать представления о праздновании Рождества в нашей стране ; - Развивать связную монологическую и диалогическую речь; - Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традиция; - Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких, доставить им радость своими словами и поступками.
Предварительная работа :
Чтение библейского повествования : «Рождество Иисуса Христа » ;
Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве ;
Прослушивание рождественских песен , стихов;
Чтение книги о рождественской елке .
Материал для занятия : - Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» ;
Колечко для игры, магнитофон; - Ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей.
Ход НОД.
Организационный момент. (Дети входят в группу ) . Звучит песня «Рождество » . (Дети танцуют под песню «Рождество » )
Воспитатель : Ребята, про что эта песня?
Дети : Про Рождество .
Воспитатель : Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество » .
Дети : Необычная ночь, очень яркая большая звезда в ночном небе, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм, ласковые напевы.
Воспитатель : Что означает само слово «Рождество » ?
(Ответы детей)
Слово «Рождество » связано со словом «родиться» . Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения !
Воспитатель : А когда мы отмечаем Рождество ?
Дети : После Нового года. Верно. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество ?
Дети : Рождество – зимний праздник , праздник ожидания чуда. Рождество – праздник , который напоминает нам о милосердии и любви, призывает творить добро. Рождество – праздник «Надежды» , надежды на лучшее.
Воспитатель : А что такое «Надежда» ?
Дети : Надежда - это уверенность, что всё будет хорошо, это ожидание чуда, это радость, это ожидание праздника, подарков.
Воспитатель : Что чувствует человек накануне Рождества ?
Дети : Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.
Воспитатель : Итак – Рождество , это светлый праздник, празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .
Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .
Воспитатель : Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям? (Ответы детей)
Дети : Мы своим близким желаем здоровья, добра, радости, надежды.
Динамическая пауза.
Воспитатель : Рождество – это живой , весёлый, праздник, с множеством игр, песен, танцев.
Игра «Колечко, колечко» .
Воспитатель : Садитесь на стулья, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!» Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят : «Раз, два, три, колечко, беги!» . Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку. (Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза)
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «Колядование» . Девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством . А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.
Разучивание русской народной песенки «Коляда» . (Звучит музыка, дети поют) .
Коляда, коляда, Отворяй-ка ворота.
Пришла коляда. Накануне Рождества .
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда, Подай пирога!
Подавай, не ломай. А по целому давай!
Кто дает пирога, Тому скот, живота. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!
Давайте поиграем в игру «Снег, лёд, кутерьма» (Под музыку)
Воспитатель читает произведение : «Предание о первой рождественской елке » .
Воспитатель : Что за чудо произошло в рождественскую ночь ?
Дети : В Рождественскую ночь произошло чудо – родился Христос .
Воспитатель : Где он родился?
Дети : В пещере.
Воспитатель : Чем украсили пещеру ангелы?
Дети : Пещера была некрасива. Ангелы украсили её цветами, которые собрали со всего света. Один ангел принёс ёлочку с севера.
Воспитатель : О чем грустила маленькая елочка?
Дети : Ёлочка грустила, потому что была не такая яркая, как цветы. О том, что она некрасивая и простенькая.
Воспитатель : Какое еще произошло чудо?
Дети : Звезды упали с неба и украсили елочку. С тех пор на Рождество в каждом доме украшают елку.
Ресурсный круг.
Воспитатель (вносит ёлочку) : Ребята, давайте, и мы украсим ёлку в нашей группе . - Но украшать мы будем, отвечая на вопрос : «Какого чуда я жду на Рождество ?» , словами : «Я надеюсь….» . (Первым отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Он берёт ёлочную игрушку, и отвечает на вопрос. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос).
Рефлексия. Воспитатель : Люди любят праздник Рождества , потому что в мир приходит светлая надежда. Рождество – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется. Ребята, нам пора прощаться, я хочу вам подарить маленькие сувениры, чтобы ваши пожелания под Рождество обязательно сбылись . (Воспитатель дарит детям ёлочные украшения - ангелочков) .
Публикации по теме:
Анкета «Ребенок глазами родителей» по программе «Социокультурные истоки» АНКЕТА «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ» Уважаемые родители! Прошел еще один учебный год развития ваших детей по программе «Социокультурные истоки».
«Домашнее тепло». Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа) Тема осваиваемой социокультурной категории: Семья. Тема НОД: «Домашнее тепло». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
«Любимый образ» конспект ООД с детьми 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.
Конспект занятий по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела» Цель: развивать духовно-нравственные качества детей. Задачи: 1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». 2. Продолжать.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое Рождество?»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 «Рыбка»
Матьясова И.А.
Программное содержание:
1.Познакомить детей с историей возникновения Рождества, как отмечают его в других странах. Почему именно ель, звезды являются символами этого праздника.
2. Воспитывать заботливое отношение к младшим, проявлять милосердие к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение рассказа «Спор деревьев».
Рисование рисунков на тему «Рождество».
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Мы глядим во все глаза:
Ай да елочка краса!
Пахнут все иголочки
Новогодней елочки.
Шарики, бусы на ветках висят,
Радует елка больших и ребят.
О чем это стихотворение? (ответы детей). Елочка стояла нарядная, красиво украшенная игрушками (показ иллюстрации). Нравится вам эта елочка?
Ты недаром вырастала в тихом сумраке лесном
И с молитвой поднимала ветви стройные крестом
Строгой зеленью одета, свой наряд всегда храня,
С верой ты ждала рассвета уготованного дня.
Почему именно елка стала символом Рождества (за скромность, потому что это дерево вечно зеленое – символ вечной жизни). Нашу новогоднюю елку мы с вами украшали разными игрушками. Назовите их, А вот рождественскую елку украшают по- другому, хотите узнать как?
Тогда слушайте: «В центре, около макушки нужно повесить макет пещеры с Марией, Иосифом и святым младенцем. На макушке – Вифлиемская звезда. С разных сторон на елку вешаются пастухи и волхвы, они как бы спешат поклониться чуду. Волхвы- это восточные мудрецы. На верху, над пещерой - ангелы, внизу птицы и звери, радующиеся Рождеству – рождению Христа.
В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос
Месяц, вынурнув из тени, гладил лен его волос…
Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком,
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка хоть минуточку и мне!»
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!»
На елке, между ангелами, сияют звезды, как много лет тому назад, когда Он родился. С этого времени во всем мире люди отмечают праздник Рождества Христова. Рождество в разных странах отмечают по- разному. Хотите узнать как? Тогда приготовьтесь к путешествию. На чем мы с вами можем быстро оказаться в другой стране? (ответы детей, выбор транспорта).
Посмотрите перед вами глобус. Он не простой, волшебный, он сможет нас быстро перенести с одной страны в другую. Приготовьтесь, в путь! (дети крутят глобус).
Мы с вами очутились в Италии (выходит подготовленный ребенок и рассказывает детям о празднике). «В этот день мы сжигаем полено, которое помогает нам освободиться от всего плохого, что случилось за год».
Продолжаем наше путешествие. Куда же мы попадем дальше (крутим глобус)? Мы в Румынии. К этому дню мы готовим ветки яблонь или груш. Они символ плодородия. Мы украшаем их разноцветной бумагой, цветами, позолотой. Ходим по дворам, Желаем хозяевам счастья и долгих лет жизни. Чтобы это сбылось нужно коснуться веткой каждого члена семьи.
Мы в Англии, В этот день принято ходить в гости и когда мы собираемся идти, то берем с собой кусочек угля. Придя, в дом кидаем его в камин, как бы «говорим» о наших дружеских намерениях.
И вот мы с вами вернулись в Россию.
В этот светлый праздник, праздник Рождества
Мы друг другу скажем теплые слова
Тихо снег ложится: за окном зима,
Чудо здесь свершится и зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши в этот дивный день
Будут счастьем нашим и подарком всем.
Льются звуки жизни, счастья и добра,
Озаряя мысли светом Рождества.
В этот день все на свете желают добра, делают подарки, поздравляют друг друга, знакомых, друзей. Кого бы вы хотели поздравить с этим праздником? Давайте вместе сделаем ангелочков и подарим их малышам (вместе с детьми из золотистой бумаги делаем ангелочков).
Издавна, на Рождество было принято не, только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него обмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерно. Ведь так просто можно устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи. Ребята, а мы с вами сможем помочь нашим птицам? Давайте сначала сходим и поздравим малышей, а когда выйдем на прогулку позаботимся о братьях наших меньших.
С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Чтоб в достатке пребывали!
Цель занятия: познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу.
Задачи занятия:
- продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий;
- познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;
- обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения;
- пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;
- продолжать формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.
Новые слова и понятия: Вифлеем, Вертеп, Ясли, Иисус Христос.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
(учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Птичка”)
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
О каком обычае идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина. В какой православный праздник он существовал? (Раньше в России существовал обычай в праздник Благовещения покупать птиц и отпускать их на волю).
Какому событию посвящен праздник Благовещения? (Архангел сообщил Марии о том, что именно она родит Иисуса Христа)
Где воспитывалась Мария? (Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, в служении Господу)
Почему Мария приняла решение не выходить замуж? (Она дала обет Богу)
Кто такой Иосиф?
III. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.
(Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Тананко “Светлый праздник Рождества”)
Светлый праздник Рождества,
Рождества Христова -
В каждый дом издалека
К нам приходит снова.
Белый ласковый снежок
Сыплет за окошком,
Пляшет свечки огонёк,
И мурлычет кошка.
Вспыхнет на небе звезда,
И уйдут напасти.
Светлый праздник Рождества
Нам приносит счастье.
В этот день нельзя грустить,
Ссориться и злиться,
Нужно всех вокруг простить,
Богу помолиться.
Скажем добрые слова
Мы друг другу снова.
Здравствуй, праздник Рождества,
Рождества Христова!
О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом). (Слайд 1)
IV. Рассказ учителя, работа со слайдами.
Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.
Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.
Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?
(Рассказывает подготовленный ученик)
Летоисчисление от Рождества Христова было введено на Руси Указом Петра I от 15 декабря 1699 (7207) года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и к этому времени уже насчитывалось 5508 лет.
(Продолжает учитель).
Иисус родился в городе Вифлееме. В это время римский император приказал сделать всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда. (Слайд 2 )
В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. (Слайд 3 )
(Показ слайда сопровождается рассказом подготовленного ученика)
Мы знаем много икон, посвящённых этому празднику. Всегда в центре такой иконы изображается Младенец, лежащий в яслях, рядом – Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.
Обычно изображаются ангелы, славящие Рождество Спасителя, пришедшие поклониться Господу и Пречистой Деве Марии, и волхвы, идущие к месту Рождества Христова с дарами Младенцу. (Слайд 4 , Слайд )
(Продолжает учитель.)
В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.
V. Физминутка.
VI. Продолжение объяснения материала.
Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Послушайте рождественский тропарь- это праздничное славословие: (Слайд 8)
Рождество Твоё, Христе Боже наш,
Воссия мирови свет разума;
Тебе кланятися Солнцу правды,
И тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Подумайте, почему это самый любимый детский праздник?
Теперь немного подробнее о самом празднике. Ему предшествует 40-дневный пост, во время которого мы каждый день вспоминаем, ради чего лишаем себя обычной пищи и удовольствий. Канун праздника (6 января), или сочельник, проходит в особенно строгом посте: только с первой звездой можно поесть пшеничной каши с мёдом – сочива. Часы, совершаемые в навечерие рождества Христова, называются царскими, потому что эту службу посещали раньше византийские императоры. После празднования Рождества Христова целых две недели можно лакомиться чем угодно, даже в среду и пятницу. Эти дни называются святками, или святыми днями. Давайте будем и мы с вами веселы и счастливы в святые дни, чтобы свет нашей радости падал на всех, с кем мы встречаемся.
Люди всегда отмечали этот праздник очень торжественно и красиво. Как вы думаете, какое самое любимое украшение детворы в этот праздник. А поможет вам в этом загадка:
Кого раз в году наряжают? (Ёлку)
Правильно, но почему именно ёлку? А вот это вы сейчас и узнаете.
(Инсценировка “Три дерева”)
ТРИ ДЕРЕВА
Действующие лица:
- Ведущий
- Первый пастух
- Второй пастух
- Ангел
- Пальма
- Маслина
Декорация зимнего леса.
Реквизит:
Зеленые шапочки с бумажными листьями пальмы, маслины, еловыми иголками;
Красивый сосуд для масла - Маслине.
Вот явилась к нам сама
Прямо с Севера зима.
Лес весь в белом - волшебство!
Скоро праздник - Рождество!
Ночи зимние тихи.
Шли по лесу пастухи...
СЦЕНА 1
Появляются Пастухи.
Первый пастух (обращаясь ко Второму пастуху и указывая вверх)
Посмотри-ка вот сюда - Видишь? Яркая звезда!
Второй пастух (пристально вглядываясь в небо)
Где звезда? Пока не вижу –
Подойду к тебе поближе.
Первый пастух подходит ко второму пастуху. Вместе они смотрят вверх.
Первый пастух
Вот, гляди же! Золотая! Ярче всех горит! Святая!
Второй пастух
Как сияет! Как горит! Будто что-то говорит!
А о чем? Хотите знать?
Я могу вам рассказать.
Пастухи (хором)
Конечно, хотим! Расскажи скорее!
Века назад, вот так, как вам,
Звезда явилася волхвам
Как знак небесный: скоро всем
Прибыть в далекий Вифлеем,
Где родился в яслях овечьих
Спаситель душ всех человечьих.
Деревья, люди, звери, птицы
Пришли Младенцу поклониться.
СЦЕНА 2
Появляются Пальма, Маслина и Елка.
Поспорили Пальма, Маслина и Елка,
Что в дар принести им Святому Ребенку.
И Пальма склонилась к прекрасной Маслине...
Пальма (Маслине)
Пойдем же и мы на поклон вместе с ними!
Постойте, мои дорогие сестрицы, -
Я тоже Младенцу хочу поклониться!
Пальма (презрительно)
Куда тебе с нами, колючая Елка?
Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!
Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:
Душистое масло храню я внутри!
Младенцу дарую я свой аромат -
(Показывает залу красивый сосуд.)
И будет он счастлив, и будет он рад!
Пальма (подхватывает)
Да, Елки Святому Младенцу не надо!
А я подарю ему листьев прохладу!
Его я собою от зноя укрою -
И будет он спать в тишине и покое!
О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.
Не в силах дарами я с вами сравниться!
Появляется Ангел. Маслина, Пальма, Елка обступают его.
Явился я к вам разрешить этот спор.
Да будешь ты лучше хвастливых сестер!
(Торжественно провозглашает, обращаясь к Елке.)
За скромность твою я тебя возвеличу –
И будет отныне прекрасный обычай:
Игрушками Елку зимой украшать
И этим Рожденье Иисуса встречать!..
Почему Иисус родился не в Назарете, где жили Мария и Иосиф, а в Вифлееме?
Кто и каким образом был извещён первым о рождении Спасителя?
VIII. Домашнее задание.
Выполнить творческую работу (по желанию) на тему “Если бы я шёл к Младенцу” (Изготовить своими руками подарки, которые бы дети хотели подарить Младенцу Христу).
Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа)
Цель : Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом . Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику : украшать ёлочку на Рождество , поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу : «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа . Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, вифлеемская звезда. Запомнить слова колядок. Проявить фантазию и умение – сделать себе красивую и забавную маску.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации «Добрый мир» , Киещенко «Колядки» , чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество » , рабочая тетрадь «Добрый мир» , О. Ефремова « Рождество Христово » , разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир» .
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово . Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово ? Рождество Христово - один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.
2. Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог - Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя.
Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда) .
По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город на перепись. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда) .
Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда) .
В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу . (Показ слайда) .
А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда) .
Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда) .
Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда) .
Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда) .
После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно : все поздравляли друг друга, славили Христа . (Показ слайда) . В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему.
Наступили Святок радостные дни,
И зажглись на ёлках яркие огни.
В нашем доме тоже ёлка зажжена.
Нас своим нарядом радует она.
Пусть спасибо наше примут в добрый час
Те, кто этой ёлкой одарили нас.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный ,
Наши предки пили, ели
Веселились две недели.
От рождества и до крещения ,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки.
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подарками и славили Христа . Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда) .
Колядовать - значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,
3. Беседуем :
Что за праздник Рождество ?
Кто родился в этот день?
В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме) .
Где родился Иисус Христос ? (Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот) .
Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему ?
Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом - Сыном) .
Какие дары принесли мудрецы?
Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?
Что означает имя "Иисус"? ("Иисус" означает "Спаситель" или "Избавитель"
Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем ? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление - рождением Спасителя . В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет
Что означает имя "Христос "? (Оно означает "Помазанник" или "Мессия", слово это греческое.
В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет) .
Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком) .
Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве).
Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир) .
Почему мы празднуем Рождество ? (Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи).
Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом и человеком).
Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу).
Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи) .
Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта).
К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее . Как готовятся к Рождеству ? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день).
Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа : « Христос родился ! С Рождеством !» – поздравляют друг друга).
4. Обобщаем : Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово . В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Сын Божий Иисус Христос . Рождество от слово родился . Родился Иисус Христос , поэтому праздник называется Рождество Христово .
Родился Спаситель. С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера . Рождество Христово любимый праздник и детворы и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев , желали им доброго здоровья, богатого урожая. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.
5. Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали в святочные дни? Точно, колядовали. Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа
В рождество Христово
Ангел прилетел
Он летал по небу,
Людям песню пел :
Все люди, ликуйте,
Вместе торжествуйте.
Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христа
Много лет из года в год
Славьте бога, стар и млад
Он спасителя нам дал.
Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!
Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается , славьте!
В небе звездочки горят, о Христе говорят . У людей торжество : наступило Рождество !
Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества !
6. Играем в игру «Четвертый лишний» . Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его.
Пещера, ангел, самолет, вертеп;
Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;
Золото, ладан, смирна, мороженое;
Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин.
7. Прощалочка : До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии . Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия . И когда наступят эти особые дни - Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать - Христа славить
Конспект занятия по познавательному развитию на тему « История возникновения праздника Рождество Христово» в подготовительной к школе группе.
Цель: формирование основ духовно–нравственной личности дошкольника,
воспитание интереса к православным праздникам и традициям русского
Задачи:
Познакомить с историей возникновения праздника Рождество Христово,
расширять духовный мир детей;
Воспитывать в детях нравственные чувства: отзывчивость, желание делать
добрые дела;
Создавать радостное настроение;
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
Что такое праздник? Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для нас, христиан, особенно радостны дни православных праздников.
Один из самых главных праздников христиан – праздник Рождество Христово. Праздник светлый, радостный! А само слово «Рождество» означает «рождение». Кто же родился в этот день?
200 лет назад в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной. За ее доброе сердце Бог избрал ее стать Матерью Божьей. Однажды от царя пришло приказание переписать всех подвластных ему людей. Каждый житель должен был записаться в своем родном городе.
Вот и отправились Дева Мария и Иосиф в город Вифлеем. Когда они пришли в этот город, оказалось, что людей пришло очень много, и все дома и гостиницы были заняты, и им пришлось поместиться на ночь за городом в пещере, куда во время непогоды пастухи обычно загоняют свои стада. Здесь- то и родился Младенец Иисус Христос.
Дева Мария спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми о рождении Сына Божьего возвестили ангелы, второй вестью была звезда. Она появилась в небе над пещерой и была самой яркой.
С тех пор каждый год, в ночь с 6 на 7 января, в России и многих других странах празднуют Рождество Христово. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание, оно обязательно исполнится. Только желание должно быть обязательно добрым.
В праздник Рождества во всех храмах звонят колокола, громко, радостно, возвещая всем о Рождении Младенца Христа. И у нас есть маленькие колокольчики. Давайте позвеним колокольчиками и прочитаем стихи:
Серебристый колокольчик Рождества,
Он звенит, звенит до самого утра.
Слышен звон его повсюду, далеко,-
Это значит снова радость, Рождество!
К Рождественскому празднику в храмах украшают зеленые пушистые елки:
Елочка в Храме – сегодня торжество,
Празднуйте с нами Святое Рождество!
Елочка пушистая, елочка душистая,
Вся она нарядная, просто ненаглядная!
Знаете, откуда пошел обычай украшать елочку в Рождество?
Ребята, я предлагаю вам послушать «Предание о первой Рождественской елке».
Когда родился маленький Христос, с неба слетели Ангелы, чтобы посмотреть на него. Увидевши, как проста и убога пещера, они решили украсить ее. Один Ангел принес в пещеру прекрасные цветы. Другой Ангел - скромную елочку. Маленькая елочка увидела такие прекрасные цветы и опечалилась, что она такая некрасивая и простенькая. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие, и разукрасили остальные ветки. В пещере стало светло и весело.
Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающим огонькам елки. И елочка чувствовала себя вполне счастливою. Тогда Ангел сказал: «Отныне, добрая и скромная Елочка, тебя будут украшать на Рождество, и все люди, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться».
Это сейчас елку наряжают к Новому году, а раньше это делали к Рождеству. Первые елки были украшены не шариками, а яблоками, пряниками, колокольчиками, маленькими свечками. А главное украшение елки – звезда, на верхушке символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая оповестила о рождении Христа.
Игра «Наряди елку ».
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно, если я скажу вам верно, говорите «Да» в ответ. Ну, а если, вдруг - неверно, говорите смело «Нет!».
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
А гирлянды светлые?
Снег из ваты - белый?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Звездочки лучистые?
Ребята, еще один красочный народный обычай существовал в нашей стране с давних времен: на праздник Рождества ходить друг к другу в гости со звездой, поздравлять, дарить подарки и петь колядки. Колядки – это праздничные рождественские песенки, добрые, радостные, искренние. Люди радовались, если к ним заходили колядовщики, ведь это считалось хорошей приметой. И гостей старались угостить конфетами, печеньями, пирогами.
Послушайте, как звучали колядки:
1 ребёнок. Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: «Христос воскрес!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!
2 ребёнок. Коляда, коляда, отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики,
Мы пришли вас прославлять и хозяев величать.
Вам житья сто лет и полный стол на обед!
3 ребёнок. С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!
Вы внимательно слушали мой рассказ, предлагаю вам вспомнить, о чем мы говорили.
Игра «Доскажи словечко».
В целом мире торжество,
Потому что …(Рождество).
Не в шатрах, не во дворцах,
Спит Малыш Христос…(в яслях).
Как женам найти Христа?
Путь укажет нам…(звезда).
Нет смиренней в этом мире
Юной девушки…(Марии).
Светлый ангел весть принес,
Что родится …(Христос).
Ребята, еще один символ Рождества – Ангел. Он всегда приносит людям хорошие вести. Это самый светлый библейский персонаж. Ангелы передают все тепло своего сердца людям, они оберегают наш покой и душу. Изображения Ангелов дарят людям, как знак доброты и любви.
Физкультурная минутка «Ангел»
Где-то в облачке пушистом, (нарисовать перед собой форму облака
произвольно),
Ароматном и душистом, (поднести руки к лицу, вдохнуть через нос
после слова «ароматном», слово
«душистым» произнести на выдохе, а
руки отвести в стороны),
Ангелочек мой живет. (руками имитация полета),
Ночью песню мне поет, (голову наклонить в сторону, ладошки
вместе положить под щечку),
Днем меня он охраняет (обнять себя руками),
И за мною наблюдает. (показать подзорную трубу двумя
Ангел крылышком взмахнул (руки вверх – вниз),
К нам в оконце заглянул. (наклон вперед, поворот головы вправо-
Ангелочку улыбнемся (встать прямо, улыбнуться),
И помашем мы рукой. (помахать одной рукой),
И, конечно же, другой. (другой рукой),
Ангел нам послал привет, (подуть вперед на раскрытую ладонь),
Мы пошлем привет в ответ (произнести слова, потом подуть вперед на
раскрытую ладонь другой руки).
Ребята, на Рождество принято делать людям приятное, радовать, дарить подарки. Сейчас мы с вами раскрасим Рождественского Ангела.
Пусть эти Ангелы принесут в ваш дом счастье, уют и покой.