Цель: духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям православной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с Ангелом Хранителем и его невидимым миром;
- обогатить словарь новыми словами и понятиями: Ангел-хранитель, небесный помощник ;
- развивать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы;
- развивать речь, эмоциональное восприятие, интерес к познанию духовного мира;
- воспитывать у детей нравственные качества, доброе, заботливое отношение к окружающим людям, друг другу, к родителям.
Предшествующая работа:
- беседа на тему «Ангел Хранитель»;
- чтение детской Библии, рассматривание иллюстраций с изображением ангелов;
- разучивание с детьми стихов и песни об Ангелах;
- оформление выставки семейного творчества «Мой добрый Ангел».
Материалы и оборудование: выставка рисунков «Мой добрый Ангел», колокольчик, мягкая игрушка сердечко, свеча, видеоролик «Разговор ребенка с Богом», елочка с фигурками ангелов.
Ход занятия
Добрый день! А день сегодня действительно добрый, потому что мы собрались по доброму поводу! Посмотрите, ребята, как много к нам пришло гостей, поздороваемся с гостями и пожелаем всем добра.
Воспитатель приглашает гостей встать в круг с детьми.
Вот маленький огонек свечи - олицетворение тепла и света, он помогает согреть душу каждого. Я предлагаю вам, передавая свечу из рук в руки, говорить друг другу добрые слова и пожелания.
Гости и дети садятся.
Ребята, мы продолжаем наше путешествие с книгой Библия. И сегодня мы узнаем с вами о мире, который люди не могут увидеть своими глазами.
Из страниц Библии, мы узнали, что все, что нас окружает – небо, земля, солнце, звезды, природу и все живое на земле создал Бог. Но прежде чем появился видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Кто же живет в этом мире?
Воспитатель показывает изображение Ангела.
Кто нарисован на картинке?
Правильно, в этом невидимом мире живут Ангелы, служители Бога. А как вы узнали о том, что это Ангел?
У него есть крылышки.
Правильно, у него есть крылышки. Какие у ангела крылышки?
Большие, белые.
Из чего сделаны крылышки у Ангела, как вы думаете?
(Ответы детей).
Людям кажется, что крылышки у ангела сделаны из белых перышек. Но Ангел не птица. Оно существо небесное, бестелесное. Ангел очень быстро перемещается, поэтому люди его изображают с крыльями. Но, конечно они не такие как крылья у птиц. Ангелы могут быть большие или маленькие, иногда они летят над нами в небе, а иногда смотрят на нас огромными добрыми глазами. Ангелы такие светлые, они прямо сияют божественным светом.
Ангелов обычный человек увидеть не может. Вот как, например, воздух. Он есть? (Да!). Давайте проверим.
Эксперимент.
Воспитатель предлагает одному из детей надуть воздушный шарик.
Почему он надувается?
В нём воздух.
Воспитатель выпускает из шарика воздух.
Что выходит из шарика?
А мы его видим?
Но он есть и без воздуха человек жить не может. Так и Ангелы невидимы, но они очень нужны человеку.
Для чего же Бог создал Ангелов? (Ответы детей)
Ангел Хранитель – это помощник, который дается Богом каждому человеку при крещении. Слово Ангел означает «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть - сообщение о том, что Бог велит человеку.
Воспитатель читает стихотворение «Ангел» на фоне музыки:
У тебя есть Ангел Божий
Светлый, верный, лучший друг.
Он всегда придёт на помощь,
Если, что случится вдруг
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе такого друга
В целом мире не найти.
Какой он наш Ангел Хранитель добрый или злой?
Добрый. Он особенно заботится о нас и всегда рядом с нами. Ангел помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он очень огорчается, когда человек поступает плохо.
Какие же поступки могут огорчить Ангела?
Дети перечисляют плохие поступки.
Мы с вами вспомнили плохие поступки, которые нельзя совершать. Если вы будете вести себя хорошо, это будет самый большой подарок вашему Ангелу. Он всегда вас будет хранить и не отвернется, не отойдет от хороших послушных детей. Ваши хорошие поступки порадуют не только Ангела Хранителя, но и ваших родителей.
Хотите рассказать вашим Ангелам, какие вы добрые, внимательные и заботливые?
Игра в кругу с сердечком «Хорошие поступки».
Встанем в круг, по очереди будем передавать сердечко и заканчивать предложение, которое начинается словами: «Я стараюсь быть добрым…»
Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе. Христиане обращаются к нему с молитвой: «Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!»
Вы слышите (прислушивается) , кажется, где-то колокольчики звенят. Интересно. Кто это может быть?
Ребёнок читает стихотворение:
День искрится, серебрится,
Колокольчики звенят.
То ли сказка, то ли снится –
Это Ангелы летят.
Их на землю посылают
Позаботиться о нас,
И они нас охраняют
И летают среди нас.
Девочки-ангелочки исполняют танец под музыку музыкального диска.
Помните, ребята, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангелов Хранителей. А для этого надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей, выполнить их просьбы и наставления, быть всегда послушными родителям, делать много хороших и добрых дел. Тогда ваш Ангел Хранитель будет радоваться за вас, помогать вам в делах, защищать от всего плохого и злого.
Воспитатель обращает внимание детей на рисунки выставки «Мой добрый Ангел» .
Ребята, вот каких добрых ангелов вы нарисовали со своими родителями. Молодцы! А как вы думаете, почему среди рисунков ангелов мы видим портреты ваших мам? (Ответы детей) . Правильно, мам ещё называют нашими ангелами за то, что они заботятся о нас с самого рождения и всю нашу жизнь. Посмотрите, пожалуйста, на экран и вы всё поймёте.
Просмотр видеоролика «Разговор ребёнка с Богом».
Воспитатель предлагает детям подойти к небольшой елочке, которая украшена фигурками ангелов.
Ребята, посмотрите, сколько здесь маленьких фигурок ангелочков. Возьмите фигурки на память о нашей доброй встрече и расскажите, что вам понравилось, что больше всего запомнилось на нашей встрече.
Звучит тихо музыка об ангелах, дети делятся своими впечатлениями.
Использованные материалы.
- Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»). / Редактор – составитель Л.Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.
- Добрый мир. Православная культура для малышей. CD – диск. Музыкальное сопровождение занятий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- http://androidmafia.ru/video/zvGPGaNSA8A - видеоролик «Разговор ребенка с Богом»
Лариса Сотова
Цели; расширить знания детей о доброте и дружбе .
Задачи :
Обогащать лексику детей (чуткость, дружба, понимание, ласковые имена) ; конкретизировать знания детей пословиц о дружбе; продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
Развивать сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения ; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли) ; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость) .
Прививать нравственные основы личности , представление о дружбе, воспитывать культуру общения , дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать детей к добрым поступкам , дать возможность проявить взаимопомощь.
Ход занятия:
Организационный момент :
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас с хорошим настроением, здоровыми. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.
Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «волшебное сердце» . Нужно поздороваться и называть друг друга ласково по имени. (Здравствуй Юлечка! Привет Ромочка)
Игра : «Волшебное сердце»
Ребята, давайте вспомним сказку о маленьком росточке и старом дереве .
Что было особенным в этом дереве? (оно не цвело) .
Да, правильно, каждую весну у него появлялись листочки, но оно никогда не цвело.
Ребята, а что случилось с деревом? А почему дерево зацвело? (у него появился друг) .
Как вы думаете хорошо или плохо жить без друзей? Почему вы так думаете?
Ребята я предлагаю вам сделать дерево дружбы из своих ладошек.
Ребята, а вы хотите чтобы оно расцвело? Тогда вы можете стать сегодня друзьями этого дерева, но для этого вам нужно разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок определенного цвета.
(Дети под музыку вырезают свои ладошки. Ствол вырезает воспитатель .)
Дети вырезают свои ладошки и приклеивают на вырезанную руку воспитателя (изображающую ствол, формируя крону дерева из своих ладошек.
Первый секрет дружбы
Вы хотите узнать первый секрет дружбы?
Тогда слушайте песенку.
Звучит детская песня «От улыбки»
Ребята, скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который суровый, хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Конечно! Поэтому ребята давайте улыбнёмся друг другу и улыбнёмся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями!
Как называется этот секрет? Молодцы! Первый секрет разгадан.
А вот и первый цветок. Давайте подарим его нашему дереву
Приклеиваем розовый цветок на дерево.
Второй секрет дружбы
Ребята,скажите какие пословицы о дружбе вы знаете?
Дети вспоминают пословицы :
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Без беды не узнаешь друга.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Чтобы следующий секрет узнать
Предлагаю всем рассуждать.
Дети рассматривают картинки и рассуждают, отвечая на вопросы воспитателя .
Как вы думаете те, кто изображен на этих картинках, являются друзьями?
А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу.
Ребята, а вы помогаете друг другу? (ответы детей)
Вот и ещё один секрет дружбы разгадан. Как назовём этот секрет?
Правильно! Помощь!
Приклеиваем оранжевый цветок на дерево.
Третий секрет дружбы.
- Вам, первое задание : необходимо разделиться на две команды. Только есть одно условие : говорить при этом нельзя. Общаться можно только с помощью жестов.
Игровое упражнение «Найди себе подобного» .
Дети делятся на две команды : «Ромашки» и «Васильки»
1. Дети встают в круг. Воспитатель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок и один рисунок грозовой тучи) .
2. Воспитатель дает задание детям : Найти «себе подобного» , и занять свои места около стола. (Разговаривать при этом нельзя.)
3. Дети должны определить сами, к какому столу им надо подойти.
Итак, вы разделились на две команды и теперь можно приступать к выполнению второго задания.
У меня есть две разрезные картинки, по одной на каждую команду. Посмотрим, как дружно вы сможете собрать свою картинку.
Игра «Собери картинку»
Молодцы! Ребята, вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Посмотрите, в каком настроении котёнок и щенок?
Ребята, а вы слышали выражение : «Живут как кошка с собакой» ?
Как вы понимаете эти слова? Значит, постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба?
А как, должны жить друзья?
Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно! Вот и ещё один секрет дружбы вы разгадали. Как назовём этот секрет?
Приклеиваем зелёный цветок на дерево.
Четвёртый секрет дружбы
Теперь присаживайтесь на стульчики.
Для вас ребята разыграют небольшую сценку.
Сценка «Оля и Коля»
На стульчике сидит Оля. Грустит, подперев голову руками. Появляется Коля.
Шёл по дорожке Коля,
И вдруг видит, сидит Оля :
Привет! Как у тебя дела?
Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Коля уйти,
Обидеться и отойти,
Но посмотрел на Олю,
Подумал и снова вернулся.
И вдруг пожалел её
И молча ей улыбнулся.
Тогда Оля улыбнулась в ответ :
Прости Коля меня за грубость!
Я не сержусь на тебя, нет, нет!
Скажите в чём здесь секрет!
А его просто нет.
Запомните, дети,
Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться
Только одна ДОБРОТА !
А теперь давайте немного поиграем. Дети встаютв круг.
Упражнение-тренинг «Злюка»
Сейчас я превращу кого-нибудь из вас в «Злюку» .
У меня есть пентаграмма, на кого я укажу тот превратиться в «злюку»
Дети становятся в круг, в центре круга стоит «Злюка» . Все вместе повторяют :
Жила-была маленькая девочка
Маленькая девочка сердита была.
(Ребёнок, выполняющий роль «Злюки» , должен передать с помощью мимики и эмоциональное состояние злова человека : сдвигает брови, надувает губы, машет руками.
А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его ниточкой и отпустим в небо. Представьте себе, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся ваша злоба и обида, а остаётся только доброта .
Ребята, вот и ещё один секрет дружбы разгадан. Как назовёте этот секрет?
Конечно! Доброта !
И ещё один цветок приклеиваем на нашем дереве.
Жёлтый цветок.
Пятый секрет дружбы
Ребята, вы разгадали 4 секрета дружбы. Но у меня есть ещё один секрет.
Я хочу вам рассказать одну историю.
И приготовьтесь снова рассуждать!
«Две подружки»
В одном детском саду дружили две девочки Маша и Даша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Даша нечаянно сломала Машину куклу.
Кто сломал мою куклу? – расплакалась Маша.
Не знаю, - сказала Даша
Наверное, это Саша.
А надо сказать, что мальчик по имени Саша часто ломал игрушки других детей.
Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Маша у Саши.
Я не ломал. Это сделала Даша, я видел.
Не может быть! – воскликнула Маша.
Даша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Маша к Даше и спросила… (как вы думаете, о чём спросит Маша свою подругу) .
Зачем ты обманула меня, Даша?
Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
Не делай так больше Даша! – сказала Маша. – Друзья должны быть честными друг с другом!
Вот такая история.
Скажите ребята, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории?
Как вы думаете, Маша и Даша останутся друзьями?
Конечно, Маша простит Дашу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий. … А дальше будет как с мальчиком из притчи, который кричал : «Волки! Волки!» . Что с ним произошло, помните!
Правильно. А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас
обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.
Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Честность!
Вот и пятый, последний цветок.
Итог занятия :
Ребята, посмотрите, на наше дерево. Смотрите,оно расцвело! Вы смогли разгадать все секреты и я уверена, готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы.
Ребята, помните всегда секреты дружбы. Давайте назовем их по порядку :
Улыбка! Помощь! Доброта ! Мир! Честность!
Звучит музыка : «Барбарики – песня о дружбе» , дети танцуют.
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе детского сада.
Тема: «Фея «Добра» у нас в гостях».
Цель: Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Продолжать учить оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Развивать связную и выразительную речь, логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
Оборудование: Живой персонаж "Фея «Добра»", магнитофон, открытки (хорошие и плохие поступки), цветные карандаши, бумага.
Ход.
Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваются: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, посмотрите сколько у нас гостей.
Давайте с ними поздороваемся.
- Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку -"Прикосновение ладошками"
Вос-ль: У гостей ладошки теплые? (ответы детей)
Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами, ребята у каждого из нас есть своя дорога «Добра», моя дорога «Добра» ведёт меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведёт вас ваша дорога «Добра»?
Ответы детей...
(Входит Фея «Добра».)
Фея:
Добрые слова не лень повторять мне целый день.
Только выйду я из дома
- Добрый день! - кричу знакомым
- Здравствуйте, ребята!
- Добрый день!
А какие добрые слова вы знаете, ребята?
(ответы детей индивидуальные)
Молодцы! А я Фея «Добра». Пришла к вам в гости. Мне нужна ваша помощь. У меня есть карточки, на которых изображены хорошие и плохие поступки, но они перепутались.
А вы мне поможете разобрать их? (ответы детей) Задание будет такое: надо взять карточку, рассмотреть её, оценить поступок. Работа детей
Фея: Благодарит детей за оказанную помощь и предлагает второе задание: «Скажи наоборот».
.
Вос-ль: Мы тебе сейчас поможем разобраться.
Игра "Наоборот"
Фея: "Ой, что-то я устала".
Вос-ль: А ты Фея, посиди, а дети тебе стихи почитают.
Чтение стихов.
1. Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы...
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою...
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
2. Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно.
3. Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень-очень добрая.
4. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
5. Доброе утро! Птицы запели
- Добрые люди вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
6. Нам желают. - Доброго пути!
Будет легче. Ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
7. Доброта живет на свете
Только в добром сердце дети.
Фея достает третье задание Игра "В мире сказок".
(Дети определяют по карточкам название сказок и героев сказок).
Фея: Да, да я слышала сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Как он в козленочка превратился. Это Золушка мне рассказала и даже показала зарядку для пальчиков про упрямых козлят.
Пальчиковая гимнастика.
Вот мостик горбатый
Вот козлик рогатый
На мостике встретил он
Серого брата
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться
И козлик с козликом
Стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.
Вос-ль: Ребята, вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. А ведь мы с вами знаем мирилку. Давайте покажем ее Фее.
Мирилка:
Ехали на лодке
Кушали селедку
А селедка не годится
Надо, надо помириться.
Мир, мир навсегда
Ссора, ссора - никогда.
Фея: Ребята, вы справились со всеми заданиями.
Большое вам спасибо. Это очень хорошо, что вы дружные, добрые, умные.
Ой, сколько у вас цветов, сделаю я букетик для Золушки.
Вос-ль: Что ты, Фея, это у нас комнатные растения. Их нельзя
рвать, ими надо любоваться. И дети смотрят на них глазами, руками не
трогают.
Фея: Хотела доброе дело сделать. Золушке подарок подарить.
Вос-ль: Фея, а давай дети нарисуют цветы, а ты их подаришь Золушке.
Рисунки цветов.
(Дети рисуют цветы,встречаются с затруднениями, на одном столе нет у одного ребёнка листа бумаги, на другом сломан карандаш. Дети выходят из этой ситуации. В первом случае рисуют вдвоём на одном листе бумаги. Во втором случае рисуют по очереди одним карандашом).
Фея: Ну, что ж, молодцы ребята, справились с трудностями в сложной ситуации, цветочки получились просто замечательные, это потому, что вы рисовали их от доброго сердца. Я думаю, что Золушка такому подарку будет очень рада.
Вос-ль: Знаешь Фея, на прощание ребята хотят тебе рассказать пословицы.
Пословицы:
-Добро сеять, добро и пожинать
-Учись доброму, худое на ум не пойдет.
-Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
-Доброта без разума пуста.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Ссора до добра не доводит.
- Друзья познаются в беде.
- Новых друзей наживешь, но старых не забывай.
- Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
- Делу - время, потехе - час.
- Не будет скуки, если заняты руки.
- В ком правды нет, в том и добра мало.
- Легко сломать, да трудно сделать.
Фея: Какие хорошие пословицы, и я поняла, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. И как же мне вас отблагодарить за вашу доброту. Да, подарю я вам диск со сказками.
И на прощание давайте потанцуем.
Танец под песню «Мы поссоримся и помиримся»
Фея: Добрые слова не лень говорить мне целый день. Всем знакомым на прощанье говорю я "До свиданья"
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Учимся быть дружными»(3 старшая группа)
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Учимся быть дружными»
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Учимся быть дружными»
Программное содержание:
Раскрыть сущность понятия «дружба»; -Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; -Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми -Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и. т. д. Предварительная работа: Беседы о дружбе о друзьях; кого можно назвать другом; какими качествами должен обладать друг и. т. п. Ход занятия: Я предлагаю поиграть в игру «Добрые слова» Надо сказать доброе слово рядом стоящему товарищу. Я начну игру, а вы продолжите. Молодцы, очень много добрых слов знаете. А сейчас присаживайтесь на стульчики. Я сегодня предлагаю продолжить разговор о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно. А в конце нашего разговора я вам сделаю маленький сюрприз. «Модель дружбы» - Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом. -Какого она цвета? -А если ее потрогать, то какая она на ощупь? -С какой погодой связывается дружба? - -Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе? А сейчас скажите самые ласковые слова о друге. Молодцы, много ласковых слов знаете, умнички. -Что значит дружить? -Кого называют другом?
Игра «Подарки друг другу»
Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.
Я подарю Вилене цветок, он замечательно пахнет.
(Дети воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы «подарки» оказались у всех детей)
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Тренинг эмоций (рисунки на доске)
Жили-были две загадочных подружки: Плакса и Веселушка.
Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
Покажите, как они себя ведут.
Какую из двух подружек вам было приятнее изображать? Почему?
Поведенческий тренинг
А как можно помочь Плаксе?
(выбирается ребёнок, изображающий Плаксу, остальные успокаивают)
Какие вы молодцы. Подружили Плаксу с Веселушкой.
А сейчас мы с вами присядем на стульчики и я вам прочитаю рассказ.
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал
Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть! ».
Давай, - согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
Я Сашин друг! - гордо сказал он. - Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
Я твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть!
Но тут подошел Саша.
И меня примите.
Нет, не примем, - сказал Максим.
Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.
То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!
Можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?
Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и. т. д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне - я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?
Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
В дружбе ценится бескорыстие.
Только благодаря этому качеству человек не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать её, т. е. быть благодарным
Игра «Закончи предложение» (с мячиком)
Я обижаюсь на друга, когда (он дерётся)
Я сержусь на друга, когда (он дразнится)
Я радуюсь с другом, когда (нам весело)
Я грущу, когда (друг уезжает)
Я доволен другом (за его поведение)
Я радуюсь за друга, когда (ему хорошо)
Я помогаю другу, когда (он не может одеться)
Я люблю друга за то (что он мой друг)
Я забочусь о друге, когда (он болеет)
Ребята, а у вас есть друзья? А вы с ними дружите бескорыстно (просто так) или за что-то?
Молодцы, умнички.
А вот мой сюрприз, который я вам обещала.
«Ладошки» (контур)
Раскрасьте ладошки таким цветом, каким вы представляете свою дружбу.
Конечно, нам с вами ещё нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята! »
Вот вам моё пожелание:
Давайте, дети,
Дружить друг с другом,
Как птицы-с небом,
Как травы-с лугом,
Как ветер-с морем,
Поля-с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…
Ребята, мне очень приятно было с вами общаться, вы молодцы! Спасибо большое.
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе
на тему «Учимся быть дружными» .
(методы: беседа, тренинги, рассказ, разъяснение, у пражнени я)
Программное содержание:
Раскрыть сущность понятия «дружба»;
Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.
Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.
Предварительная работа:
Беседы о дружбе, о друзьях; кого можно назвать другом; какими качествами должен обладать друг и т.п.
Ход занятия:
Я сегодня предлагаю продолжить разговор о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.
«Модель дружбы»
– Что значит дружить?
– Кого называют другом?
– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.
– Какого она цвета?
– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)
– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)
– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?
– С какой погодой связывается дружба?
– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?
– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.
“Подарки друг другу”
Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.
Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.
(Дети воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)
– Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
– Хотели бы вы, чтобы у вас было много-много друзей.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Тренинг эмоций (рисунки на доске)
Жили-были две загадочных подружки: Плакса, и Веселушка.
Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
– Покажите, как они себя ведут.
– Какую из двух подружек вам было приятнее изображать? Почему?
1) Поведенческий тренинг
– А как можно помочь Плаксе?
(выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные успокаивают)
2) Поведенческий тренинг
– А как можно помочь Злюке? (выпустить злость в шарик)
(аналогично)
– Как вы думаете, почему такие разные девочки смогли подружиться? (на земле много людей и все люди разные, но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы и т.д.).
А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Артём и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
– Давай, – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Артём заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Артём.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, – сказал Артём .
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Артё м. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!
– Можно ли Артёма назвать другом Саши или Дениса? Почему?
– Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?
– Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
– В дружбе ценится бескорыстие.
Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать ее, т.е. быть благодарным.
Физминутка (на усмотрение воспитателя)
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
ихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь
Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда…
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
– Я доверяю другу во всем
Упражнение “Мир, любовь и добро”
“Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто впереди меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто позади меня”
Конечно, нам с вами еще нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята!»
Скоро вы уйдете из детского сада в школу. Вот вам мое пожелание:
Давайте, дети,
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…
Лепка : на тему «Подарок моему другу ».