Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Программное содержание:
З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал:
Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.
Ход занятия:
Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.
1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/.
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
/иллюстрации/медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
Конспект занятия в старшей группе ДОУ
Цель: содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речиВедущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
содействовать формированию умениям составлять коллективную сказку об игрушке или животном (речевое развитие);
упражнять детей в подборе слов с противоположным значением (речевое развитие);
содействовать навыкам счета в обратном порядке в пределах 10 (познавательное развитие).
Развивающие:
содействовать развитию внимания, памяти, воображения, фантазии (познавательное развитие);
развитию физических качеств (ловкости, выносливости и координации);
(физическое развитие).
Воспитательные:
содействовать воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре (Социально – коммуникативное развитие).
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, беседа: «чем отличается рассказ от сказки», индивидуальная работа по составлению сказки, знакомство со словами антонимами, чтение сказки «Жили – были
Разные буквы».
Материал: мяч
игрушка – белка
картинки, слова, которых имеют 3 звука - для каждого ребенка, декорация «сказочный лес».
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, составление сказки, речевая разминка, загадывание загадок.
Наглядные методы : рассматривание картинок со звуками.
Практические методы: составление сказки, работа с картинками.
Организационный момент : дети стоят в кругу. Хороводная игра: «Наоборот».
Воспитатель: ребята, что мы сегодня задумали?
Дети: Совершить путешествие в сказочный лес и сочинить сказку,
Воспитатель: как надо вести себя в лесу?
Дети: не шуметь, не кричать, не разбегаться, делать добрые дела.
Воспитатель: на чём мы можем совершить это путешествие?
Ответ детей.
Воспитатель: нам помогут волшебные слова, но сначала надо взяться за руки, встать на одну ногу и четко произнести волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте слова за мной:
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Сы-су-са
Появляйтесь чудеса.
Воспитатель: открывайте глаза, наше путешествие началось. Слышите, кто – то плачет, да это же белка. Что случись Белочка?
Белка: надо мне найти картинки, где в словах 3 звука, а я не могу.
Воспитатель: ребята, что делать?
Дети: надо помочь белке?
Воспитатель: тогда найдите картинки обозначающие слова с тремя звуками и назовите их.
Воспитатель: молодцы, помогли Белке.
Белка: спасибо, ребята.
Воспитатель: до свидания Белочка, а нам дальше нужно идти.
Воспитатель: смотрите, что за дерево стоит?
Дети: дуб, у него листья дубовые.
Воспитатель: на листьях что-то написано?
Сказки в загадках
1. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Воспитатель: докажите.
доказательство детей
Мама деточек учила
Дверь чужим не открывать,
Не послушались детишки,
И попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: докажите.
доказательство детей
Воспитатель: вот и пришли мы в сказочный лес, усаживайтесь удобней.
Воспитатель: зачем мы сюда пришли?
Дети: сказку сочинить об игрушке или животном.
Воспитатель: с каких слов обычно начинаются сказки? Давайте сочиним сказку все вместе, кто первый начнет?
Дети сочиняют сказку.
Воспитатель:
вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель:
а нам пора возвращаться в детский сад, до свидания сказочный лес.
Воспитатель
: давайте вместе произнесем волшебные слова чётко, чтобы всем вернуться в группу.
Дети повторяют слова!
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Сы-су-са
Появляйтесь чудеса.
10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель:
вот мы и в группе! Понравилось вам наше путешествие? Кого мы встретили в сказочном лесу?
А про кого сказку сочинили?
Спасибо, вы просто молодцы!
Мария волкова
Конспект по ФГОС открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров»
Цель : Закрепить правильное произношение звуков. Обогатить словарь. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков, закреплять умение определять позиции звука в слове.
Задачи :
Воспитательные :
Воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Образовательные.
Умение составлять предложения
Развивающие .
-развивать умение с помощью мнемотаблицы
- развивать сообразительность ,мышление,воображение, фантазию.
- развитие фонематического слуха.
Ход занятия.
(Дети заходят в группу , встают полукругом.)
Воспитатель : Ребята, посмотрите,сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!.
Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время суток?
Дети : Утро.
Воспитатель : А как можно еще по другому поздороваться?
Дети : Доброе утро!
Воспитатель : Ребята, какое у Вас сейчас настроение
Дети : Хорошее.
Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение
(дети передают клубочек друг другу из рук в руки) .
Воспитатель : Ребята, давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением.
(Гости подменяют клубочек)
Воспитатель : Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
(Звучит музыка,шум ветра)
Воспитатель : Ребята, что это?
Дети : Это ветер шумит.
Воспитатель : Почему вы думаете что это ветер?
Дети :
(на экране появляется остров в тумане )
Воспитатель : Ребята,посмотрите что там виднеется?
Дети : Ничего не видно.
Воспитатель : Давайте подумает что делают капитаны на кораблях когда ничего не видно.
Дети : Смотрят в подзорную трубу.
Воспитатель : Ребята, а у нас есть разве подзорная труба ?
(Дети начинают искать подзорную трубу)
Дети : Мы нашли.
Воспитатель : Так давайте скорее посмотрим что там?
Дети : Там остров .
Воспитатель : Почему вы так решили?
Дети : Там вода, и пальмы.
Воспитатель : Интересно что за остров такой ? И кто там живет? Ребята,можете вы знаете?
Дети : Незнаем.
Воспитатель : Ребята,а вам интересно узнать?
Дети : Да.
Воспитатель : Только как мы узнаем? Остров далеко .
Дети : Можно отправиться на остров .
Воспитатель : Хорошая идея, только вот на чем мы отправимся?
Дети : На корабле?
Воспитатель : А почему на корабле? Можно и на автобусе,и на поезде и т. д.
Дети : Нет,там вода,можно доплыть только на корабле.
Воспитатель : А где же мы возьмем корабль?
(Дети видят на столе разноцветные кораблики)
Дети : мы нашли кораблики.
Воспитатель : Тогда выбирайте себе кораблик, и мы отправляемся на неизвестный остров .
(Дыхательная гимнастика)
Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.
(слышим плач, на экране появляется житель острова )
Воспитатель : Ребята,посмотрите наверное нам здесь не рады?
Дети : Нет, наверное что то случилось?
(На полу появляется письмо)
Дети : Смотрите письмо.
Воспитатель : Интересно от кого это?
Дети : От жителя острова .
Воспитатель : А может письмо не нам.
Дети : Нам, здесь же не кого нет.
Воспитатель : Хорошо,давайте прочитаем письмо.
(Письмо : Злой волшебный ветер заколдовал наш остров , и все что есть у нас и дома, и поля, и леса. Помогите нам расколдовать нам наш остров чтобы мы попали в наши дома, для этого необходимо решить задание ветра, и если вы нам поможете двери как и прежде будет открыта для всех гостей .
Воспитатель : Ребята оказывается на острове случилась беда . И что же нам теперь делать?
Дети : Надо помочь жителям.
Воспитатель : Ребята,смотрите в конверте что то есть.
(Воспитатель вынимает картинки из конверта) .
Воспитатель : Что же это такое?
Дети : Картинки.
Воспитатель : Ребята вот и первое задание ветра. И что же нужно делать с этими картинками.
Дети : Это ребусы, нужно отгадать по первым звукам.
Воспитатель : Ну что ребята попробуем отгадать.
Дети : Да.
Воспитатель : И какое же у нас предложение получилось?
Дети : Пришла весна прилетели птицы.
Воспитатель : Ребята, а какие птицы прилетают весной?
Дети : Грачи, Скворцы. жаворонки, дрозды, чайки, утки,гуси.
Воспитатель : Интересно, а зачем птицы прилетают к нам?
Дети : (ответы)
(На экране появляется открытая дверь )
Воспитатель : Ребята, посмотрите,дверь открылась . Мы с вами справились.
(Звучит музыка, появляется еще одна закрытая дверь)
Воспитатель : Что такое,мы уже выполнили задание ветра, почему опять дверь закрыта?
Дети : Это другая дверь, мы должны еще выполнить задание.
Воспитатель : Интересно,сколько же задания у ветра. Ребята я не много устала,а вы?
Дети : Да.
Воспитатель : Предлагаю вам не много отдохнуть.
(Физ-минутка)
(На экране появляется задание ветра решить мнемотаблицу которую мы найдем на мольберте)
Воспитатель : Что это?
Дети : Таблица.
Воспитатель : И как же нам отгадать, ничего не понятно)
Дети : Надо отгадать что на картинках.
Воспитатель : Давайте попробуем.
(Дети выполняют задание по мнемотаблице.)
Воспитатель : И о каком же время года идет речь?
Дети : Весна.
(На экране появляется отрытая дверь)
Воспитатель : Какие вы молодцы,посмотрите дверь на остров открылась .
(звук ветра который вздыхает)
Воспитатель : Ребята слышите?
Дети : (ответы)
(на экране появляется третье задание от ветра, назови общий звук в словах. Картинки Сойка, сорока, сова, скворец- звук – с, Цапля, птица, яйцо- звук -ц.
(слышим как ветер вздыхает, и открывается третья дверь на остров появляется ветер который сдувает туман и появляется город с жителями, все танцуют и радуются за освобождение злого ветра)
Воспитатель : Ребята,посмотрите мы справились со всеми заданиями и попали не просто на остров , а оказывается это целая сказочная страна, давайте же посмотрим кто здесь живет.
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу . Давайте вспомним, где мы были? Зачем туда отправились? Получилось ли помочь?
Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать ! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями. Мы сейчас отправимся в группу и прочитаем все сказки, а потом все вместе напишем письмо жителям сказочной страны какие они интересные. Ребята, а давайте мы еще и схему нашего садика нарисуем. Вдруг они заходят к нам в гости приплыть, а по схеме они быстро найдут дорогу к нам. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети : До свидание.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
(Под весёлую музыку дети отправляются в группу .)
Речь - основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.
Цель занятий
Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. К шестому году жизни ребенок должен уметь:
- употреблять около 2-3 тыс. слов;
- грамотно строить предложения, используя все части речи;
- рассуждать, высказывать свое мнение;
- знать устойчивые фразы и выражения;
- объяснять значение слов.
Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка. Методики, направленные на развитие речи в старшей группе, подбираются в соответствии с возрастными особенностями дошколят.
Методы развития речи
Основными этапами совершенствования детской речи является обучение, коррекция и воспитание. Работа воспитателей в детском саду включает в себя такие моменты, как:
- обучение ;
- работа над произношением сложных слов и отдельных звуков;
- исправление речевых дефектов;
- развитие выразительности;
- обучение правильному эмоциональному окрасу речи.
Развитие речи в старшей группе в большей степени носит развлекательный характер, так как дошкольники лучше усваивают информацию, подающуюся в игровой форме. Игры, викторины, песни и сказки участвуют в формировании и совершенствовании необходимых речевых навыков детей. Интеллектуальные задания должны гармонично сменяться физической активностью - танцами, зарядками, активными играми. Освобождение от лишней энергии способствует еще более успешным результатам.
ФГОС для дошкольников
Образование детей дошкольного возраста - важное условие для дальнейшего успешного развития каждого ребенка. Значение совершенствования речевых навыков воспитанников детского сада подчеркивается который вступил в силу в России не так давно, но уже используется в каждой обучающей программе, в том числе и в работе с дошкольниками.
Развитие речи в старшей группе по ФГОС включает в себя следующие задачи:
- обогащение словарного запаса;
- умение использование речи как средство культуры и общения;
- знакомство с литературой, ее жанрами;
- развитие (правильная расстановка ударений в словах, выразительная речь);
- формирование возможностей речевого творчества.
Важной целью в образовательной системе является прививание ребенку любви к литературе и формирование потребности в чтении. Подобные навыки способствуют развитию интеллекта дошкольника и грамотности, что положительно влияет на уровень обучения в дальнейшем.
Развитие речи в старшей группе: занятия и их структура
Для получения максимальной результативности от занятий, опытными педагогами разработано множество различных программ и методик. Для того чтобы дети не переутомились и не скучали во время обучения, существует определенная структура занятий. Она часто рекомендуется для проведения занятий, направленных на развитие речи в старшей группе.
- Привлечение детей. Вхождение в процесс занятий должно быть интересным и увлекательным для неусидчивых детей. Дошкольники любопытны и игривы, поэтому приглашение ребят поучаствовать в сказке станет лучшим решением.
- Выполнение заданий. Пока дети максимально сконцентрированы, проводится основной этап обучения.
- Игровая пауза. Во время перерыва следует позволить детям избавиться от энергии. Это может быть танец, ролевая игра, выполнение заданий, требующих физической активности.
- Сказка. Прочтение сказки, ее обсуждение, обыгрывание и выполнение различных заданий способствует не только совершенствованию речи, но и формированию социальных и нравственных понятий у детей.
- Отдых. Заключительная беседа.
Рекомендуется тематическое разнообразие заданий, которые могут быть основываться на сказках или других источниках. Предпочтительны сезонные тематики, направленные на развитие речи в старшей группе: «Осень, здравствуй!», «Как я проведу лету», «Зимние развлечения».
Введение в обучающий процесс
Для организации детей и привлечения их внимания необходимо организовать интересную, но простую комбинацию фраз и упражнений. Можно собрать дошкольников в круг и организовать
- На счет от одного до пяти дети попеременно сгибают пальчики («будем дружно мы играть» ).
- При обратном счете кулак разжимается - три, два, раз («ждут новые знания нас» ).
После игры детей ознакомляют с предстоящей тематикой занятий, будь то изучение профессий, знакомство с природой или сказочный мир. Рекомендуется провести краткую беседу, относящуюся к теме. В разговор необходимо вовлекать всех детей при помощи вспомогательных вопросов и индивидуальных приглашений робких участников к диалогу.
Развитие мимики и интонации
Основные упражнения зависят от выбранной тематики занятия. В процесс следует включить задания на развитие выразительности и мимики. Ниже приведен пример основного этапа.
Развитие речи в старшей группе на тему: «Осень, здравствуй!».
- Воспитатель приглашает дошколят поприветствовать осень: «Мы тебя так ждали, осень».
- Дети повторяют предложения, ставя ударение на первое слово.
- Затем приветствие повторяется, но акцент уделяется второму слову.
- Фраза озвучивается с ударением на следующее слово и так далее.
Воспитатель придумывает новое предложение: «Осень пришла на смену лету». Дети должны повторить высказывание разными интонациями - весело, разочаровано, обиженно, злобно. Следует хвалить и подбадривать воспитанников во время игры.
Игры
Даже те занятия, которые направлены только на развитие речи, в старшей группе рекомендуется разбавлять игрой, требующей физической активности. Желательно, чтобы она вписывалась в общее настроение урока, соответствовала тематике и в ней использовались игровые атрибуты. Если занятие посвящено осенней поре, можно задать дошкольникам следующие задания:
- перепрыгивать через лужи (картонные овалы, например);
- подкидывать бумажную листву;
- убежать от дождика, который сыграет один из воспитанников;
- показать птичек, которые улетают в теплые края.
Здорово, если дети сами будут предлагать идеи для развлечения, предлагая варианты тех развлечений и занятий, что ассоциируются с выбранным временем года.
Задания
Данный этап посвящен литературным произведениям и творчеству. Воспитатель может прочитать сказку, историю или стихотворение, посвященное выбранной для урока тематике. После прочтения необходимо задействовать фантазию и воображение дошкольников. Дети могут сами придумать, чем закончилась история, предложив свои варианты. Можно устроить викторину, ответы на которую встречались в произведении.
Предпочтительно использование дополнительных атрибутов, которые подготавливаются заранее. С их помощью воспитанники смогут обыграть прочитанную историю. К примеру, педагог рассказала ребятам сказку о ежике, который запасался продуктами на зиму. Воспитатель предлагает вниманию детей большую корзину, в которой лежат различные предметы. Что возьмет лесной зверек: яблоки, грибы или, быть может, мячик?
Окончание занятий
В конце урока подводятся итоги, где дошкольникам предоставляется возможность проанализировать полученную информацию. Воспитатель спрашивает у детей о том, чему было посвящено занятие, что нового и интересного ребята узнали. Важно похвалить дошколят, это подбодрит их и стимулирует на активное участие во время уроков в дальнейшем.
Маленькое напоминание о прошедшем занятии в виде подарка особенно обрадует детей. Это может быть наклейка, вкусная конфета или другой приятный бонус. Ребятам можно дать интересное домашнее задание - нарисовать рисунок, посвященный пройденной теме или выучить стих.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие по сказочному островку»
Выполнила: воспитатель старшей группы МАОУ «Прогимназия Кристаллик» Таран А.А.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель :
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.
Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
Развивать мелкую моторику рук и движений.
Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.
Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Задачи:
Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.
Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.
Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.
Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.
Демонстрационный материал : иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Методические приёмы:
Наглядная : иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками, интерактивная доска, волшебный сундучок, пазлы со сказками.
Словесная : беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А как вы думаете, ребята, кто придумывает сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
-Какие бывают сказки?
Дети:
Волшебные, поучительные, остроумные.
Воспитатель:
Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети
: Жили - были, в некотором царстве.
Воспитатель:
Как вы думаете, что такое сказка?
Дети
: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель
: Как заканчиваются сказки?
Дети
: добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
- Ой, ребята, у нас в островке появился волшебный сундучок, посмотрим, что в нём, (пытается открыть
) не открывается, что же делать? (Смотрите, на нем письмо – что же там написано?)
- Я герой из сказки, принес вам подсказки
Хотите узнать, что в сундучке, скорее помогите мне!
Вот вам задания – пройдите испытания! ( достает конверты с заданиями ).
Воспитатель:
И так первое задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки:
1.« Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…..».
Репка
.
2.« Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит - «Я лучше на крыше жить буду.- Ты нас раздавишь. - Нет, не раздавлю. - Ладно, тогда полезай.
Влез медведь на крышу. Только уселся. А домик развалился.
«Теремок»
3.Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит - стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась».
Маша и медведь»
4. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь, дело – то было зимою. (лисичка – сестричка и серый волк).
Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились замечательно. Что же нам сундучок приготовил еще? (открывает конверт с заданием)
Воспитатель
: Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси - (лебеди)
2) Красная - (шапочка)
3) Заюшкина - (избушка)
4) Царевна- (лягушка)
Молодцы ребята, хорошо и с этим заданием справились.
А теперь отдохнуть пора. В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко»)
Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)
2. Вот мы её посадили (наклоны)
И водой её полили (имитация полива)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения).
И из репки кашу сварим (имитация еды).
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).
3. Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)
Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание (у доски).
Воспитатель:
Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку: (Иллюстрации к сказкам на интерактивной доске
)
« Маша и медведь», « Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, Петух и леса», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Три поросенка».
Воспитатель:
Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! (назови героев сказки).
Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? (Алёнушка)
- Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»?
(Мышка).
- Кто был первым, кого повстречал на пути колобок?
(заяц)
- У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Не лежалось на окошке,
Покатилось по дорожке. («Колобок»)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, вы настоящая команда! Давайте покажем, какие мы молодцы! (пальчиковая гимнастика «от так!»)
Как живёшь? Вот так!Как идёшь? Вот так!
Как берёшь? Вот так!
Как даёшь? Вот так!
Как грозишь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
Ждёшь обед? Вот так!
А шалишь? Вот так!
Показать большой палец.
Пошагать двумя пальцами одной
руки по ладони другой.
Тремя пальцами.
Раскрытой ладонью.
Указательным пальцем.
Все пальцы сложить «лодочкой» и
положить на них голову.
Кулачок под щёку.
Надуть щёки и ударить по ним
ладошками.
Ой ребята, смотрите, Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника. (воспитатель показывает спутанные разрезанные иллюстрации (пазлы) к сказкам), давайте мы их правильно соберем!
Пазлы вы должны собрать
И сказку назвать!
Дети собирают картинки.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит).
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Воспитатель:
Ребята, а давайте каждый построит теремок, чтобы все добрые, сказочные герои приходили к нам в гости. (достает палочки Кюизинера).
Воспитатель: Ребята вы так старались, правильно отвечали на вопросы, выполнили все задания, и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок посмотрим что в нём - открываем, а там - для всех ребят подарок большая книга сказок.
За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем кто трудился, тем кто старался - вот этот подарок вручу, эта книга сказок для вас ребята.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!