Сколько раз в истории моды случалось учитывать обстоятельства и подстраиваться под них оптимальным образом. Причем обстоятельства были самыми суровыми и бескомпромиссными, а результаты, полученные с учетом новых условий, становились сногсшибательными и уникальными.
Вот именно таким случаем в истории моды является стиль 40-х годов в одежде, когда мирная и модная жизнь создала новые образы с учетом жестких требований Второй Мировой Войны.
Война войной, а стильной хочется быть всегда
Именно так думали женщины, жившие в 40-ые годы ХХ века, пережившие невзгоды Первой Мировой войны и хорошо представлявшие себе перспективы войны грядущей. Отошли на второй план безумства и всплеск эмансипации 20-30 годов, нехватка и дефицит красивых тканей, кожи и шелка, мир успокоился и начал обзаводиться новыми стилями и новой модой, которая вернула любовь женщин к длинным и широким юбкам, элегантным шелковым платьям и белоснежным нежным блузкам с кружевами.
обещал быть элегантным и роскошным! Жизнь налаживается, решил мир, и начало 40-х годов не предвещало новых и жестоких катаклизмов, даже вторжение фашистской Германии в Польшу, в 1939 году, воспринималось как локальный конфликт без особых последствий для всего мира, однако…Женщины вновь стали женственными и элегантными, стиль “гарсон“ начал уходить в прошлое, а легкая промышленность вздохнула с облегчением, как и модные модельеры, и стала выпускать невероятно красивые и легкие ткани, удобные кожаные туфли, сумочки и много всяких милых, красивых и изумительных вещей.
Однако в очередной раз пришлось ставить интересы военной промышленности выше интересов мира и красоты, те самые обстоятельства оказались сильнее и важнее, чем желания и мечты и с этим пришлось мириться.
Правительства стран-членов антигитлеровской коалиции выпускали указы, запрещавшие использовать такие материалы, как шелк, хлопок, кожу и шерсть для нужд не военного характера.
Ведь шелк необходим для парашютов , кожа для курток пилотов и обуви солдат, хлопок для военной формы и нижнего белья военнослужащих.
Вся мирная промышленность переквалифицировалась на производство и обслуживания нужд фронта, Европа забыла о косметике и украшениях на долгие годы.
Только американки продолжали баловать себя помадой, тенями для век и тушью, в США косметика выпускалась, хоть и в гораздо меньших масштабах, однако оккупированная Европа не могла ее получать. Сообразительные итальянки подкрашивали губы красным терпким вином, придавая им неповторимый оттенок, брови подводили жженой костью или древесным углем.
И это после того, как мир научился в 30-х годах подбирать косметику в тон к своему наряду!
Жертвы модниц во имя победы и мира были поистине колоссальны, и стиль одежды 40-х годов учитывал эти жертвы, стараясь сгладить острые углы и предложить альтернативы стильным дамам, мечтающим о победе и делающим для нее все возможное.
Основные элементы одежды в стиле 40-х годов
Стиль 40-х годов хоть и изменил отношение людей к своей одежде, но все-таки предложил несколько новых стильных альтернатив. Рюши, оборки, широкие летящие фасоны юбок и кожаные туфли ушли в прошлое, как слишком затратные и дорогие.
Шелк и шерстяные изделия также были отданы на нужды фронта, ткани с ярким и крупным рисунком также посчитали слишком затратными, так как они требовали подбора деталей, из-за чего образовывалось слишком много обрезков ткани.
Поэтому одежда стала однотонной , как правило, синей, коричневой, цвета хаки, основными красками войны, а рисунок на ткани использовался очень мелкий, позволяющий кроить ткань с минимальным количеством остатков.
Стиль минимализм стал самым популярным и пропагандируемым в мире, модные журналы печатали модели именно в этом , а киноактрисы в кожаных туфлях с непрактично открытыми пальцами ног считались верхом безнравственности и расточительности.
И для практичных патриоток стиль 40-х годов предложил следующие варианты:
1. Юбка-карандаш , очень узкая и даже немного вызывающая, но в сочетании с таким же узким и укороченным жакетом она смотрелась сногсшибательно. Ткань нужна была для фронта, вот и ужимались дамы в прямом и переносном смысле, в своих нарядах.
2. Платье-рубашка , очень похожая на военную форму, но чрезвычайно практичная в быту. На этом симбиозе использовались хлястики, ремни, погоны и клапаны на карманах, все в .
В то же время ушли в небытие манжеты и роскошные воротники на платьях, как требующие слишком много ткани без особого смысла.
3. Обувь была предметом вожделений каждой женщины, однако промышленность могла предложить в лучшем случае дерматиновые туфли на деревянной или пробковой танкетке. Страшно, неудобно, но так практично и дешево!
Стиль одежды 40-х годов не мог выставить на выбор ряды стеллажей с пятьюдесятью парами различных моделей туфель.
4. Стиль 40-х годов предложил варианты и для работающих женщин, подарив им брючные костюмы с широкими штанами с завышенной талией, укороченными курточками-блузками без каких-либо украшений.
5. В это время появились модели платьев и блузок с белыми воротничками и манжетами . Сделано это было из-за нехватки белой ткани, которая нужна была фронту, поэтому и пришивались на разноцветные блузки белые манжеты и воротнички, чтобы придать хоть какой-то праздничный вид одежде.
6. Стиль 40-х годов ввел в моду спортивные вещи, очень удобные и практичные, в которых можно былоработать и отдыхать.
7. Шляпки стремительно сокращали свои размеры и объемы, сначала у них исчезли поля, а потом и сами шляпки пропали из магазинов, на смену им пришли длинные шарфы, а иногда и вовсе отрезы ткани, завязываемые в тюрбаны и платочки, которые могли носить и с . Перчатки перестали быть кожаными, ведь кожа была роскошью, их стали шить из ткани.
И вообще, все аксессуары и декоративные элементы были признаны ненужными и вульгарными, как можно наряжаться, когда мир объят пламенем.
8. Стиль 40-х годов ввел вынужденную моду на вязаные вещи , ведь изделия из шерстяных тканей были немыслимым дефицитом, а холодные зимние европейские ветра никуда не исчезли. Вязаную одежду носили не только военные, но и мирные жители, хоть как-то мечтавшие согреться. Именно это обстоятельство послужило зарождению моды на трикотаж в последующие годы.
А еще 40-ые годы послужили началом умения женщин смешивать и комбинировать одежду разных стилей, из различных тканей и разных фасонов между собой. Так появился стиль “подбирай и смешивай“, ведь не всегда к жакету можно было позволить сшить и юбку из того же материала, поэтому и приходилось учиться комбинировать разные фактуры, фасоны и модели, и не выглядеть при этом смешной и нелепо.
Стиль 40-х годов научил женщин терпению, экономии и сформировал необычайно тонкое чувство стиля, способное подобрать и сформировать изысканный образ на основе скудного ассортимента одежды.
Стильной быть легко! — Сайт для женщин
Женская суть не была бы таковой без постоянных изменений в настроении и во внешнем облике. Стиль одежды служит не только впечатлению о вашей внешности, но и налагает определённый отпечаток на манеры.
Согласитесь, что в тот день, когда вы надеваете изящно-женственное платье в стиле ретро, вы будете чувствовать себя совершенно не так, как в тот день, когда натягиваете на себя ваши любимые рваные джинсы и майку-алкоголичку.
Давайте разбираться, какие главные особенности стиля ретро 40-х годов, и как одеваться, чтобы точно попадать в выбранный вами образ.
Основные черты и особенности стиля ретро 40-х
- Отсутствие декоративных элементов, и особенно - в начале сороковых;
- Фурнитура в дефиците и простейшие пуговицы часто обтягивают тканью, иногда контрастной;
- Всеобщая милитаризация в начале 40-х: «широкие плечи на пиджаках и узкие юбки;
- Ткани серого, синего и черного цвета;
- Ткани в клетку и однотонные, цветочный узор и «горошек»Силуэтные цельнокроенные платья;
- Юбки А-силуэта;
- Белые воротнички и манжеты на платьях и блузках;
- Волосы повязывают косынкой - на шляпки денег нет. В моде тюрбаны;
- Широкие брюки, иногда укороченные;
- В 1947 году Кристиан Диор представляет свою знаменитую коллекцию New Look. На смену аскетизму приходят времена «расточительной роскоши». В моду снова входит образ женственной соблазнительницы. Талию затягивают, а пышная юбка делает бедра еще более округлыми. Огромное внимание уделяют аксессуарам, украшениям и декоративным элементам.
Одежда в стиле ретро 40-х
Мода 40-х годов не могла не подвергнуться значительному влиянию Второй Мировой войны; девушки и женщины примеряют на себя военную форму. Стиль милитари бьёт все рекорды популярности и… выглядят не менее женственно, чем всегда.
Девушки 40-х тоже складывали губы уточкой:)
В сороковых юбки и платья резко теряют в длине. Плечи пиджаков становятся шире, а вот юбки и платья, наоборот, резко сужаются. Именно сороковые года - а точнее, 1947-й год, когда Christian Dior презентовал уставшей от войны публике свою коллекцию New Look - подарили миру узкую, но всегда актуальную юбку-карандаш. Правда, если современная юбка-карандаш может быть какого угодно цвета, то омрачённые войной 40-е годы диктовали чёрный, серый и синий цвета.
Одежда в стиле ретро конца 40-х годов от Christian Dior
Декоративные элементы отложены до лучших времён.
Какие могут быть драпировки, кружева и прочие украшательства, если каждый метр ткани на счету и может быть полезен на фронте? Про лацканы и отвороты также пришлось забыть. Для выходных нарядов допустимым считался только мелкий цветочный принт или «горошек». По будням носили строгие костюмы костюмы - однотонные или в клетку.
Стиль ретро 40-х: повседневные костюмы
В военное время модницам уже не до новых изящных кокетливых шляпок, а если они и есть, то это «остатки роскоши». То же касается белой ткани на блузку - в Европе она в большом дефиците. На помощь модницам приходят белые воротнички и манжеты, см. фото:
Сложные сороковые
На фото - вырезка из модного журнала американского Vogue. Платьев 40-х годов - приталенные и цельнокроенные; в моде А-силуэт.
Стиль ретро 40-х: фасоны платьев
Впрочем, в жизни расцветки платьев были менее веселенькими. Зато образы получались еще более женственными:
Девушки 40-х в модных платьях
В библиотеке
Кроме платьев и юбок, девушки и женщины 40-х с удовольствием носят брюки. Крой свободный, линия талии немного завышена, см. фото:
Мода 40-х годов: брюки
На смену шляпкам пришли косынки:
Модница, 1940-е
Вот такими были женские туфли 40-х годов:
Модные в сороковых годах туфли
Стиль ретро 40-х
Самая распространенная форма оправы очков в 40-х годах прошлого столетия была круглая:
Девушки в солнцезащитных очках, 40-е годы
Кроме завышенной талии бикини, обратите внимание на покрой бюстгальтеров. «Что-то в этом есть», не так ли?
Показ коллекции купальников by Louis Réard, 1942 год
Стиль ретро - это новоя классика
Мы со всей ответственностью заявляем: на протяжении двухтысячных стиль ретро 40-х, 50-х или 60-х обыгрывают на своих показах как минимум десять дизайнеров. И если ввесенне-летнем модном сезоне 2015 у стиля New Look позаимствовали платья в горох с пышной юбкой (например, дизайнер Barbara Tfank), то в осенне-зимнем 2015-2016 с легкой руки креативного директора Модного дома Chanel в тренде будут белые воротнички и манжеты в стиле ретро середины 40-х.
В стиле ретро с удовольствием одеваются многие знаменитости, и Мирослава Дума - одна из них. Она очень точно попадает в образ модницы 40-х, см. фото:
Мирослава Дума в платье в стиле ретро 40-х от Ульяны Сергеенко
Здесь Мирослава Дума в клетчатом деловом костюме. Кажется, что-то похожее мы вам уже сегодня показывали:
Мирослава Дума в повседневном деловом костюме в стиле ретро 40-х
Мирослава Дума в платье в стиле ретро 40-х с мелким цветочным принтом:
Стильно и женственно
В общем, экспериментируйте и играйте на контрастах! В понедельник оденьтесь в спортивном стиле, а во вторник - в стиле ретро 40-х. Прислушайтесь к себе: вы точно заметите перемены внутри и, скорей всего, откроете в себе что-то новое: форма может менять содержание и наполнять его новыми смыслами. Но вы не верьте нам на слово: проверьте и убедитесь сами.
Начало 40-х годов прошлого столетия было омрачено войной и тяжелыми социальными потрясениями, поэтому развитие культурных явлений, и моды в их числе, диктовалось суровыми обстоятельства. В это время менялись не только взгляды людей на одежду и подачу себя с ее помощью, а и мировоззрение общества.
40-е годы ХХ века ознаменовались подъемом промышленного производства, что вернуло в моду практичность и долговечность вещей. Кроме этого, с 1940 года существовал запрет на чрезмерное использование хлопка, кожи, шелка не для военных нужд. На приобретение вискозы были выделены специальные купоны, из-за чего много людей стали перешивать старую одежду дома собственными руками. Таким образом, минимализм вынуждено стал главным трендом, а отсутствие сложного декора и драпировок – главными особенностями моды пятого десятка ХХ века. Ткани все время не хватало, поэтому длина юбок с каждым годом становилась все короче. Кроме этого действовал регламент, который обозначал количество ткани, которое можно потратить на производство той или иной вещи. Для пошива пальто можно было использовать до 4 метров ткани, а для блузки – до 1 метра. Натуральные ткани все чаще стали заменять искусственными, так как на них не существовало существенных ограничений.
Если говорить о доминантном значении определенных тенденций в современном понимании этого слова – это будет стиль милитари. Основным женским нарядом стал костюм лаконичного кроя с укороченной юбкой. Жакет имел квадратные плечи с подплечниками, воротники и манжеты были исключительно белыми, а ремни делали похожими на армейские. Самым модным цветом стал хаки, а ткани выбирали предпочтительно с мелким рисунком. Появилась новая модель одежды – платье-рубашка, а также дизайнеры впервые предложили женщинам спортивный стиль. Акцент делался на талии с помощью ремней, которые затягивались на платьях или широкоплечих пиджаках. Таким образом, общий облик больше напоминал военную форму, чем женский наряд.
Во второй половине 40-х ситуация кардинально изменилась. С окончанием войны перестал действовать регламент на допустимое количество ткани. Общество устало от стиля милитари, который долгое время доминировал во всех сферах жизни. Дизайнеры вернулись к удлиненным широким юбкам и платьям, свободным блузам, воланам и декоративности в общем. В правильное время на модную арену вышел Кристиан Диор, который предложил женщинам именно то, чего они хотели.
Аксессуары в 40-х тоже пережили ряд изменений. Элегантные маленькие шляпки скоро исчезли из гардеробов модниц, а им на смену пришли широкополые шляпы и тюрбаны. Объемные шляпы придавали завершенности минималистичному образу. Очень часто стали носить тюрбан. Главной целью было полностью спрятать волосы, с чем тюрбан успешно справлялся. Тюрбан шился из остатков ткани и для его изготовления не требовались специальных инструментов, что делало головной убор доступным для большинства. Из-за нехватки кожи в моду вошли туфли на толстой пробковой подошве, которые популяризировались благодаря бразильской актрисе Кармен Миранде. Косметика на некоторое время исчезла с прилавков, из-за чего женщины стали использовать всевозможные материалы для ее замены.
В начале 40-х годов ХХ века модные тренды диктовались не дизайнерами и стилистами, а социальными потрясениями и экономическими обстоятельствами, что не могло не отобразиться на стиле, который был популярен в это время. Из-за нехватки ткани юбки становились уже и короче, а блузы – приталенными. Женский образ все больше напоминал военную форму. Декорировать образ получалось только благодаря аксессуарам, на которые не распространялись столь жесткие правила. Но в то же время пятую декаду ХХ века смело можно назвать десятилетием контрастов. Если в 1940-1945 годах доминировал стиль милитари, то сразу после окончания войны в моду вернулись корсеты, широкие и длинные юбки, свободные блузы и воланы. Такой контраст подтверждает функцию моды как социального явления реагировать на ситуации, которые происходят в окружающем мире.