1.Задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС в подготовительной группе ДОО.
2. Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе ДОО.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС в подготовительной группе ДОО.
Формирование элементарных математических представлений. Фор- мирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате- риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Планируемые результаты освоения детьми программы
Планируемые итоговые результаты освоения детьми которые он может приобрести в результате освоения Программы:
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование «социального портрета» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществлялось также по следующим основаниям:
По принципу интегративности , или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей;
В соответствии с новообразованиями , появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;
С учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста
Познавательно развитие Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; Усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; Развитие познавательных интересов; развитие всех видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. Формирование полноценного представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования -формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной дея-ти. | « От Рождения до школы» примерная основная | 1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 2.Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. -М.; Мозаика-Синтез, 2006-2010. 3.Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. 4.Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 5.Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002. 6.Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. - М„ 1999. 7.Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. -Самара, 1997. 8.Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. - М.: Мозаика-Синтез,2009-2010. 9.Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. 10.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. -М.:Мозаика -Синтез,2005-2010. | Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторыС.:Литера, 2010 |
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи | Осуществляемая образовательная деятельность |
|||
В непосредственно образовательной деятельности | В совместной деятельности | в самостоятельной деятельности | при взаимодействии с семьями |
|
Сенсорное развитие |
||||
Продолжать развивать органы чувств (зрение слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику. Развивать умение созерцать предметы, явления. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строении, цвета; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать умение, классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению) и по характерным деталям. Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра. Обогащать представления о цветах и их оттенках. Учить называть цвета по предметному признаку, закреплять знания эталонов | Мини занятия | Наблюдение на прогулке Игровые упражнения | Дидактические игры | Анкетирование Упражнения |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности |
||||
Развивать общие познавательные способности: способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки: Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта. | Занятия | Развивающие игры | Дидактические игры | Беседа |
Формирование элементарных математических представлений. |
||||
Формировать представление о числах (до 20 и более). Обучать счету в пределах освоенных чисел и определению отношение предыдущего и последующего в числовом ряду. Учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого. Обучать измерению предметов с помощью условных и общепринятых мер, измерению сыпучих и жидких тел; выделению формы окружающих предметов, определение их положения в пространстве и положение своего тела в нем. Развивать ориентацию во времени (определение дней недели, месяцев года, времени по часам с точностью до получаса). | Интегрированные занятия | Игры: подвижные, Дид., С/р. Игровые действия | Игры: Дидактические | Семинары |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
||||
Мир, в котором мы живем.
| Занятия; Беседа | Беседа | Дидактические игры | Беседа |
Природа и ребенок.
| Занятия; Беседа; Чтение | Беседа | Игры: Дидактические | Беседа; Консультации |
Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:
Виддеятельности | Подготовительная группа 7- год жизни (В том числе компенсирующаягр) |
|||||
Время в режимедня | Длительность |
|||||
Количествозанятий в неделю | ||||||
Длительностьзанятий | ||||||
Занятия (Общая продолжительность образовательного процесса) | (подсчётвремени 50/50) |
|||||
Самостоятельнаяигроваядеятельность | ||||||
Подготовка к прогулке, прогулка | ||||||
Обед | ||||||
Полдник | ||||||
Организацияигровойдеятельности, игра | ||||||
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | ||||||
Общийподсчётвремени | Назанятия | |||||
Напрогулку | ||||||
На игру (без учёта времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями) |
Время после сна и перед полдником используется для организации закаливающих процедур, гимнастики после сна и самостоятельной игровой деятельности детей.
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
В дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Региональный компонент-
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
Системность и непрерывность.
Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
Свобода индивидуального личностного развития.
Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
Приобщать детей к истории Ставропольского края Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.
Основные компоненты патриотического воспитания детей дошкольного возраста
(представления ребенка об окружающем мире) | Эмоционально- побудительный (эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру) | Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) |
Культура народов Северного Кавказа, его традиции, народное творчество Природа родного края и страны, деятельность человека в природе История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках Геральдика Российской Федерации, Ставропольского края, города Ессентуки | Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде | Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность |
Интеграция областей
«Познание» | «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми); «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого- педагогической работы – формирования целостной картины мира); «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о своем здоровом образе жизни); «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире); «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира природы); «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и художественного искусства) |
Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДС
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями |
Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта. Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. |
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:
Игровые,
Сюжетные,
Интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Познавательное развитие |
НОД по познавательному развитию Дидактические игры Наблюдения | Развивающие игры Интеллектуальные досуги Индивидуальная работа |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в учреждении
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
Явлениям нравственной жизни ребенка
Окружающей природе
Миру искусства и литературы
Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
Сезонным явлениям
Народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
Недели | Подготовит. Гр. | праздники |
|
Сентябрь | День знаний | День знаний |
|
Осень. Признаки осени | |||
Сад, огород. Овощи, фрукты | |||
Моя Родина | День дошкольного работника |
||
Октябрь | Всемирный день пожилого человека День учителя |
||
Лес. Грибы. | |||
ОДЕЖДА. ОБУВЬ | |||
Мебель. Посуда | |||
Ноябрь | День народного единства. |
||
Моя семья | |||
Дом. Мебель | День рождения Деда Мороза |
||
Бытовая техника | |||
Домашние животные и их детеныши | |||
Декабрь | |||
Зимующие птицы | |||
Комнатные растения | |||
Новогодний праздник. | |||
Январь | Дикие животные и их детеныши | Новый год |
|
День родного языка |
|||
Февраль | |||
День Здоровья |
|||
День Защитника Отечества |
|||
Март | |||
Апрель | День смеха |
||
День космонавтики |
|||
День Земли |
|||
Праздник весны и труда |
|||
Цель:
Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.
Задачи:
1. Образовательная
Формирование целостной картины мира.
Познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность.
2. Развивающая
Развивать наблюдательность, навык исследовательской деятельности.
Совершенствовать внимание, память, логическое мышление, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательная
Воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МКОУ СОШ №1, детский сад города Чулыма Новосибирской области
Открытое интегрированное занятие по
познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Волшебница вода »
Галина Николаевна
2016 год.
Интегрированное открытое занятие по познавательному развитию
В старшей группе «Аистёнок»
Тема: «Волшебница вода »
Дата проведения: 27.04.2016 года.
Цель:
Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.
Задачи:
1. Образовательная
Формирование целостной картины мира.
Познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность.
2. Развивающая
Развивать наблюдательность, навык исследовательской деятельности.
Совершенствовать внимание, память, логическое мышление, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательная
Воспитывать бережное отношение к воде.
Тип занятия: интеграция
Вид занятия: комбинированное
Опережающее задание к занятию:
- повторить состояния, в которых бывает вода;
Повторить свойства воды;
Выучить с родителями стихи о воде.
Материал для занятия : воздушный шарик синего цвета, глобус, стаканы, вода, компьютер, музыкальное сопровождение, мультимедиа, картинки «Состояние воды», мультфильм «Приключения капельки», бумага для рисования в виде капельки, краски, кисти, салфетки, непроливайки.
Материал для проведения опытов: 1 стаканчик пустой, второй стаканчик с загрязнённой водой, фильтр-ткань, воронка, соль, сахар, краски, колбы, трубочки, мензурки, ложечки.
Ход занятия
1.Круг радости:
(дети произвольно стоят в групповой комнате .)
Воспитатель:
К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг!
(дети встают в круг.)
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
(дети улыбаются друг к другу.)
Пожмём, друг другу руки!
(дети пожимают друг другу руки.)
2. Целеполагание:
О чём сегодня пойдёт разговор, вы сейчас сами скажите. Для этого нужно прислушаться к звукам (звучит журчание ручья, сначала громко, а во время обсуждения – фоном \тихо, пока не закончится запись).
Что вы себе представляете? (ответы детей )
Правильно, мы сегодня будет говорить о воде, обыкновенной воде. А вот действительно ли она так проста, как кажется на первый взгляд. Попробуем охарактеризовать воду. Ответьте на вопрос: «Какая вода? » (прозрачная, бесцветная, чистая, шумная и т. д.)
3. Цитата:
«Вода – это жизнь! ». Как вы понимаете смысл этих слов? Что случится, если вода вдруг исчезнет? (ответы детей )
А мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран, не включать кран сильно, не использовать воды больше чем нам нужно… )
Есть очень хорошие пословицы: (говорят дети ) «Воду попусту не лей, дорожить водой умей! », «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!».
4. Демонстрация глобуса:
(В оспитатель демонстрирует глобус .)
Ребята, что это? (ответы детей)
Правильно. Глобус, означает шар, это модель Земли, на нем изображены страны, горы, реки, моря, океаны.
(Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимают большую часть.)
Большую часть Земли занимает вода – это реки, моря, океаны. На Земле 4 океана и 30 морей.
5. Чтение стихотворений о воде.
Ребята, давайте вспомним стихи о воде, которые мы учили.
(Фоном, тихо звучит шум дождя, до конца записи.)
1-й ребёнок: Костя Р .
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Не готовить, не стирать?
Без чего же скажем прямо
Человеку умирать?
Ну конечно без воды!
2-й ребёнок: Анна К.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды.
3-й ребёнок: Никита М.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
4-й ребёнок: Тимур Е.
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
5-й ребёнок: Ваня С.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
(Фон записи дождя звучит громче.)
- Дождь разошелся не на шутку! Это любимая погода для лягушат! Сейчас вы не ребята, а весёлые лягушата!
6. Физкультурная минутка «Лягушата»
Видим, скачут по опушке
Две зелёные лягушки
Прыг- скок, прыг- скок
Прыгать с пятки на носок
(дети произвольно скачут как лягушки по группе)
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались
(имитация умывания)
Полотенцем растирались
(имитация растирания)
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись
Вот здоровья в чём секрет
(дети говорят хором)
Всем друзьям физкульт привет!
(Воспитатель показывает детям воздушный шарик в форме капельки)
Дети, посмотрите, одна дождевая капелька залетела к нам в группу, она хочет рассказать о своих приключениях и приглашает нас в кинозал! А вы знаете, как себя вести в кинозале? (ответы детей) Правильно тихо, тихо, что бы никому не мешать.
(дети строем идут за капелькой в кинозал ) Проходите в кинозал и садитесь как вам удобно.
7. Мультминутка: «Приключения капельки» (мультимедийный просмотр.)
Дети, о каком природном явлении говорится в мультфильме? (Ответы детей ). Правильно, о круговороте воды в природе!
О нём нам расскажет Стас.
6-й ребёнок: Стас С.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
Вот она, какая вода волшебница! С водой можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Капелька приглашает вас в лабораторию.
(Дети проходят в игровую комнату, где всё готово для опытов с водой.)
8. Опыты с водой.
Капельке очень интересно, а знаете ли вы, какая вода в море, океане? (солёная )
Её можно пить? (нет )
Мы какую воду пьём? (не солёную, пресную )
Мы пьём пресную воду. Где она находится? (в реках, прудах, озёрах )
В детском саду нам её ещё кипятят. Почему? (при кипячении микробы погибают)
А как можно из пресной воды сделать солёную воду, сладкую, разноцветную? /опыты детей с водой./
Перед вами два стакана. Какую воду вы бы стали пить, а какую нет? (ответы детей ). Правильно, чистую.
Оказывается грязную воду можно использовать повторно. Предварительно очистив её. Давайте попробуем это сделать.
Для этого нужно взять воронку и вставить её в пустой стакан, положить в эту воронку специальную ткань, которая будет играть роль фильтра. И затем, пропустить грязную воду через воронку. Попробуйте сделать то же самое. (опыты детей). Посмотрите, что произошло? (ответы детей) Да, вода стала чистой, а фильтр стал грязным.
Вывод: воду можно и нужно очищать с помощью фильтра.
По такому же принципу работают и очистные сооружения на предприятиях.
Вывод: Вода – необыкновенное богатство, ее нужно ценить.
9. Дидактическая словесная игра «Да- нетка»
А сейчас проверим ваши знания о воде.
В круг скорее вставайте!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте
Только, ДА и только НЕТ
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
1. Чистая вода может лечить (да)
2. Вода может растворять вещества (да)
3. На морозе вода не застывает (нет)
4. Чистая вода имеет запах (нет)
5. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут (да)
6. Вода не может менять цвет (нет)
7. Воду можно очистить (да)
8. Вода меняет свои свойства (да)
9. Сосулька это не вода (нет)
10. Без воды прожить нельзя (да)
Молодцы дети! А итог нашей игры подведёт Захар.
7-й ребёнок: Захар К.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым,
Нужно тебе подружиться с водой,
Чистой, прозрачной, здоровой, живой!
10. Творческое задание - итог занятия.
Капельке очень приятно, что вы так много знаете о воде, но ей одной грустно!
Давайте подарим ей друзей, наши рисунки – капельки! Мы нарисуем, кому и для чего нужна вода! (Д ети проходят за столы и рисуют под музыку усвоенный материал.
/ состояние воды, кому нужна вода/. Рисунки - капельки и капелька вывешиваются на выставку ).
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе
« Необычное путешествие к самому себе »
Разработала Шмер Марина
Воспитатель дошкольной группы
МБОУ « Озеркинская СОШ»
РМЭ, Горномарийский район.
Программное содержание :
Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,
обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.
Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.
Методы и приёмы.
Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.
Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон
Настрой на занятие .
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?
Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств
И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.
Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .
Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.
Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь
Ход занятия.
1. Лаборатория «Мое тело»
Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»
Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.
(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)
Головушка-соловушка (гладят голову)
Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)
Реснички-сестрички (моргают глазками)
Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)
Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)
Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)
Зубочки-дубочки (стучат зубами)
Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)
Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)
Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)
Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)
Спинка- тростинка (вытягивают спинку)
Пузик-арбузик (гладят живот)
Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)
Ножки- сапожки (топают ногами)
Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.
Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)
2. Поселок «Зоркий»
Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются . (Глаза)
Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)
Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!
1. Глаза грязными руками тереть можно.
2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.
3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.
5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.
6. Нужно гулять на свежем воздухе.
Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.
Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала :
Ну-ка, дятел, посмотри -
(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи : раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)
Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)
Молодцы и о слухе вы многое знаете.
4. Долина запахов
Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :
Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.
Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)
Тогда начинаем.
"Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)
(Будем работать в парах)
Молодцы все справились с заданием.
А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.
5. Лаборатория «Море вкусов»
Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.
Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»
"Определи на вкус"
Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.
Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?
6. «Волшебство осязания»
Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.
Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.
(мебель…..будем пальчики сжимать)
Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.
Проводится игра : «Что нашел-назови» .
Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.
Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)
Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.
(На схеме выставляются органы чувств)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья :
Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)
А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.
Сюрпризный момент : Посылка от ученых.
(В ней фрукты) с загадкой
Купили для вас мы на рынке
То, что сейчас в посылке
Полезные людям продукты
Оранжевые витамины
Эти фрукты…………..(мандарины)
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Что дает познавательная деятельность
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Что такое ФГОС
Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.
Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.
Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.
Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.
Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.
Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.
Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
Познавательное развитие в ДОУ по возрастам
С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.
Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.
В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.
А как же малыши?
Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.
Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.
Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.
Средняя группа
Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.
Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.
Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.
Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.
В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.
Не забываем об эксперименте
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.
При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.
Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.
Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.
Галина Кушнир
Планирование «Познавательное развитие в старшей группе»
Сентябрь
1. Разговор о школе.
Программное содержание : развивать желание детей учиться в школе, вызвать интерес к жизни школьника. Снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию. Расширить и уточнить знания о школе, школьной жизни. Л. Л. Мосалова «Я и мир»
2. Давайте познакомимся .
Программное содержание : уточнить и обогатить представления ребенка о себе и сверстниках группы , об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек. Формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» , М.: 2004, стр. 23.
3. Откуда хлеб пришел.
Программное содержание : познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину ; разъяснить, хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»
4. Мониторинг.
5. Уходит золотая осень.
Программное содержание : уточнять представления детей об осени. Развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. С. Н. Николаева «Юный эколог»
6. Золотая осень.
Программное содержание : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
7. Наряды куклы Тани.
Программное содержание : познакомить детей с разными видами ткани, обратить внимание на отдельные свойства тканей; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В. Дыбина
8. Перелет птиц.
Программное содержание : учить доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; дать элементарные сведения о питании птиц зимой. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова
9. Берегите деревянные предметы.
Программное содержание : дать представление о том, что дерево является строительным материалом, все предметы изготовленные из дерева надо беречь. С. Н. Николаева «Юный эколог»
10. Наземный пассажирский транспорт родного города.
Программное содержание : познакомить с различными видами транспорта в родном городе, с особенностью работы людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
11. Эти мудрые сказки!
Программное содержание : познакомить с величайшим богатством русской народно культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их; знать сказки наизусть. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »
12. Корова и коза – домашние животные.
Программное содержание : Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза - домашние животные (живут у человека - в сарае, коровнике, не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу : корова даёт молоко, мясо, рога, кожу; коза даёт молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создаёт все условия для жизни : строит специальное помещение, убирает в нём, кормит, поит, заготавливает сено). С. Н. Николаева «Юный эколог»
13. Инструменты.
Программное содержание : Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей на производстве; научить правильно произносить названия инструментов, их частей, действий с ними; учить сравнивать предметы по сходству, находить различия. Осуществлять классификацию инструментов. Развивать лексико-грамматический строй речи, воображение, эмоционально - волевую сферу; воспитывать положительную мотивацию к воображению. Л. К. Санкина «Познание предметного мира »
14. Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму в лесу.
Программное содержание : Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима - для всех трудное время года; звери по - разному приспособлены к жизни в это время. С. Н. Николаева «Юный эколог»
15. Золотые руки мастеров.
Программное содержание : воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »
16. Новогодние традиции.
Программное содержание : формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
17. Песня колокольчика.
Программное содержание : Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
18. Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание : Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
19. Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.
Программное содержание : закрепить, уточнить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта. Укреплять потребность в занятиях физкультурой. Вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой. Л. Л. Мосалова «Я и мир»
20. Рассказ воспитателя о Севере и северном олене.
Программное содержание : расширять представления о природе Севера, его животном мире, дать представление о северном олене. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»
21. Растения в нашем уголке природы.
Программное содержание : Уточнить представления детей о 4 - 5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло) ; познакомить с новыми растениями ; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. С. Н. Николаева «Юный эколог»
22. Полезная и вредная еда.
Программное содержание : Закрепить представления детей о том, какая еда полезная, а какая - вредная для организма, подвести их к пониманию противоречия : мне нравиться эта еда, но моему организму она не полезна; довести до сознания детей и родителей, что от качества принимаемой пищи зависит здоровье, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни. Журнал «Воспитатель» №3 2009г.
23. Российская армия
Программное содержание :Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями - пограничник, моряк, лётчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
24. В гостях у кастелянши.
Программное содержание : Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное . Доброжелательное отношение к ней. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
25. Весна в жизни лесных зверей
Программное содержание : Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время : трогаются в рост деревья, просыпаются животные, которые зимой спали; все устраивают свои гнёзда, норы, выводят потомство; весна для всех создаёт хорошие условия (много света, тепла, пищи) . С. Н. Николаева «Юный эколог»
26. Профессии - артист
Программное содержание : Познакомить детей с творческой профессией актёра театра. Дать представление о том, что актёрами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах человека этой творческой профессии; подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности. Уважения к труду творческих профессий. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
27. Посуда.
Программное содержание : Обогащать представление детей о посуде; учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда; воспитывать интерес к познавательной деятельности . Л. К. Санкина «Познание предметного мира »
28. Волшебница вода.
Программное содержание : познакомить с тем , в каком виде вода существует в природе, с различными природными явлениями и состоянием воды в окружающей среде; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »
29. Культурные и дикорастущие растения.
Программное содержание : дать детям представления о дикорастущих и культурных растениях. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
30. Космос. Звезды. Вселенная.
Программное содержание : познакомить с планетами Солнечной системы , дать элементарные понятия о планетах . Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
31. Будь осторожен с огнем.
Программное содержание : закрепить знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »
32. Мониторинг.
33. День Победы.
Программное содержание : воспитывать патриотические чувства, средствами эстетического воспитания побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
34. Одуванчик.
Программное содержание : воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять знания признаков весны. Развивать наблюдательность , речь. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
35. Насекомые.
Программное содержание : расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обогащать словарный запас. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
36. Весна кончается - лето начинается.
Программное содержание : Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни; весна - красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины. С. Н. Николаева «Юный эколог»