Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:
- вес: 12,3-12,7 кг.
- рост: 84-86 см.
На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.
Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет
Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.
Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .
Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.
Освоенные новые навыки и умения
Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?
- Уверенная ходьба.
- Прыжки.
- Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
- Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
- Удар ногой по мячу, броски мяча.
- Умеет ловко лазить и пятиться назад.
- Прыгать на одной ноге.
- Проходить сквозь обруч.
- Удерживать равновесие на перекладине.
Умения
- Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
- Листать страницы книжки.
- Стоять на цыпочках.
В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.
Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.
Развитие речи в 2 года
Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .
Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.
Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.
Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.
Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.
Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.
Особенности развитие психологии детей 2-3 лет
Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.
Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.
Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.
- Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
- Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
- Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
- Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
- Выполняет простые указания и просьбы.
- Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
- Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
- Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.
Познавательные способности ребенка 2-х лет
- После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
- Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
- Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
- Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
- Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
- Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
- Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.
Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?
В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .
Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.
- «Кто быстрее»
Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.
Эта игра научит различать предметы по форме.
- «Сходства и различия»
Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.
Игра развивает внимательность.
- «Сравнение»
Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.
Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.
- «Книга своими руками»
Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.
Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.
- «Крепость»
Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.
Игра развивает воображение.
Питание и уход
В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).
Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша
1. Салат «Снеговик»
Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.
2. Гречневые котлеты
На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.
3. Зразы из творога и тыквы
Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.
Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.
На чтение 8 мин.
Детство – самый ответственный период в становлении личности каждого из нас. Конечно, в первые месяцы после рождения взрослые должны обеспечить малышу правильный уход, полноценно кормить, дарить любовь, тепло и заботу, стимулировать развитие. А вот настоящее воспитание ребёнка начинается после 1 года, когда можно влиять на его поведение и прививать нужные принципы и нормы. Редко кто из родителей не задаётся вопросом: как воспитывать годовалого малыша или ребёнка постарше. Особенно трудно, если это первенец. Маме и папе важно научиться соблюдать баланс между строгостью и приобщением к порядку, с одной стороны, и лояльностью, опорой на индивидуальные особенности своего чада, с другой. Приведём основные аспекты того, как следует воспитывать ребёнка с года до двух лет.
На что должно быть направлено воспитание малыша 1-2 лет?
- Формирование доверия к миру и окружающим людям.
- Развитие психических процессов (мышления, речи, памяти, восприятия цветов, форм и др.)
- Внимательное отношение к здоровью и питанию малыша.
- Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Формирование познавательного интереса.
- Привитие «первых» правил и норм поведения (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Фундамент успешного воспитания
Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:
- между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
- вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
- откликались на его потребности;
- не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
- дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
- постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.
Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.
Особенности детей 1-2 лет
- Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
- Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
- Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
- Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
- Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
- В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
- Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
- У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
- Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
- Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
- Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д. Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.
Ошибки родителей при воспитании детей после 1 года
Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.
Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:
- Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
- Не оказывать должного внимания.
- Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
- Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.
Воспитание ребёнка в 1-2 года
И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.
- Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
- Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
- Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
- Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
- Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
- Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
- Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
- Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
- Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
- Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
- Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
- Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.
Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Ко мне часто подходят на детской площадке и спрашивают: «Как вы развиваете своего ребенка?». Как так вышло, что в 1.5 года девочка знает столько слов и уже отвечает на некоторые вопросы? Самостоятельно лазит по лестницам, горкам и скалодромам не требуя вмешательства родителей? Так свободно играет с другими детками? Вы наверное ходите на какие-то развивашки в детские клубы?
На что я отвечаю, что не были мы ни в каких детских клубах, а все наши развивашки - это прогулки, книги и, конечно, мама. И в этой статье я расскажу, как развивать любого ребенка 1-2 лет, так сказать, подручными средствами. А в конце вы найдете универсальную пошаговую инструкцию по развитию ребенка;).
Хотите развивать ребенка - развивайтесь сами
Когда мои знакомые удивляются любознательности, активности и дружелюбности моего ребенка и интересуются, как к этому прийти, я стараюсь ненавязчиво узнать: а какой образ жизни ведет сама мама? Чем занимается в свободное время? Ездит ли куда-нибудь с ребенком? Читает ли ему книги? Читает ли сама?
Чаще всего оказывается, что мама окружена домашними заботами, кое-как успевает приготовить обед на всю семью, в дневной сон малыша убирается или смотрит сериал. Многие даже жалуются, что не успевают гулять с ребенком больше 1-1.5 часов в день, столько накапливается работы! В общем, принято считать, что крутиться дома, как белка в колесе - это нормально . Какие тут развивашки?
Но дело в том, что дети копируют, в первую очередь, маму. И на мир они будут смотреть долгое время ее глазами. Не в буквальном смысле, конечно. Но мироощущение мамы непременно передастся и ребенку.
То есть если мама подсела на мыльные оперы по телевизору, малыш будет думать, что смотреть ящик целыми днями - это хорошо. Если мама не читает книги, вряд ли этот интерес возникнет и у ребенка. А уж неправильное питание и вовсе впитывается с молоком матери…
Я знаю мам, которые не выезжают за пределы двора до трехлетнего возраста ребенка, а случается, что сидят дома целую неделю. Развивается ли ребенок в таких условиях? Конечно, куда он денется. Но во много раз меньше, чем детки, чьи мамы не боятся выйти из зоны комфорта. А самое главное, что они развиваются сами.
Лень - враг правильного развития ребенка
Знаете, иногда на детской площадке я вижу, как мамы запрещают своим детям копаться в песочнице. Просто не пускают туда. Испачкается же! Что говорить о спортивных снарядах и лужах. Чем показывать ребенку, как залазить на турник или мыть ботинки от грязи, проще просто не разрешать подобные развлечения - это да. Но скольких впечатлений они лишают своих малышей! Именно благодаря активному познанию мира ребенок развивается так, как надо. Если же мы будем ограждать его от всего, человек вырастет ограниченным и боящимся сделать лишний шаг.
Замечаете, что с каждым годом все больше и больше трехлетних деток гуляют в коляске? Причем сидят они уже тихо и безропотно… А потому что надоело сопротивляться, невозможно достучаться до бестолковых и ленивых родителей, что ребенку нужно все это! Нужно падать и вставать, нужно каждый день учиться новому , бегать за голубями и по лужам, лазить по самым крутым горкам. А родителям придется вместе с ним выходить из зоны комфорта.
Но нет - им лень. Это основная причина того, что многим детям сейчас ничего не интересно, кроме мультиков. Куда легче включить ребенку телевизор, чтоб отстал уже. И куда сложнее помогать малышу ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно преодолевать новые вершины . Это огромный труд. Но он окупится, когда ты поймешь, что вырастила не очередного лентяя и оболдуя, а разностороннего, интересного и здорового человека.
Я ведь тоже человек, и тоже ленивая. О, вы не представляете, насколько. Иногда я как тот кот, который орал от того, что наступил себе на яйца, но так и не убрал лапу. Но стараюсь, работаю над собой, хоть порой это так непросто. Да, мне тоже хочется потупить в телефоне, пока ребенок копается в песочнице или качается на качелях - это первый импульс. Но почему бы не использовать момент и не научить малыша делать куличики и находить правое и левое ушко? Почему бы не научить карабкаться по скалодрому и веревочной лестнице? Ну и что, что ребенку всего 1.5 года, пусть он развивается в соответствии со своей природной любознательностью.
Если следовать за интересом ребенка, то можно вообще очень многое открыть для себя. Поэтому чаще всего мы выходим гулять без коляски (уже с 1.3 года). Дочка идет, куда глаза глядят, и это делает прогулку интереснее! Каждый раз мы находим новые тропинки, исследуем новые места, учимся новому. Вокруг столько всего - и ручейки, и бабочки, и белочки в парке, и светофоры. Нужно не ограждать ребенка от мира , а активно вводить его туда! Может, потому детские площадки мне еще не осточертели - мы на них не так уж часто и бываем. А еще есть один неоспоримый плюс пеших прогулок - малыш устает, лучше ест и крепче спит;).
Так что, если вы хотите знать, как развивать ребенка в 1-2 года правильно - просто не ленитесь . Не говорите «нет» там, где вообще-то можно сказать «а почему бы и нет?» . Например, когда дочка повела меня на улицу с шестиполосной дорогой, я не сопротивлялась. Точнее, первая мысль была: «Ни в коем случае! Опасно! Лучше на площадку!». Но потом подумала: «Но ведь я же рядом, держу за руку, а значит, все будет хорошо». И мы пошли. Потренировали навык перехода дороги за руку, поняли, зачем нужен светофор и когда можно ступать на дорогу. Заодно и цвета повторили! Да, ребенок вполне может соблюдать ПДД в 1.5 года.
Кстати, нереальная лень меня одолевала, когда дочь снова и снова просила говорить, что изображено на картинке. Мне казалось, это никогда не закончится… Но я преодолела ее. И сейчас уже ребенок отвечает, что нарисовано. Не всегда словами, но звуками вполне понятно. И я понимаю, что все было не зря. Малышка усвоила названия различных предметов и животных, и теперь идет дальше, запоминая сказки и прося читать их снова и снова:). Еще пару лет, и научится читать любимые произведения сама, зато, я надеюсь, вырастет грамотным человеком с хорошим словарным запасом.
Если ваш ребенок не воспринимает книги - ничего страшного. Наверняка у него куча других интересов, и ваша задача - поддержать их и не лениться десять-сто-тысячу раз помочь залезть на стул, покормить куклу или поймать мячик. Ведь, если подумать, эти простые действия помогают научить преодолению препятствий, заботе и ловкости.
Развивайте ребенка правильно!
Итого у нас всего два правила для правильного развития ребенка:
1. Вести активный образ жизни и всячески вовлекать в него малыша.
2. Не лениться!
7 шагов для развития ребенка в 1-2 года
Если же вы ждете конкретных шагов и примеров, как развивать ребенка в 1-2 года, я могу дать вам это. Вот то, что непременно нужно делать, начиная с первых месяцев после рождения:
Вот, как мне кажется, необходимое и достаточное для развития ребенка первых лет жизни. Это вполне естественно и вроде не должно вызывать вопросов - просто быть частью семьи . Как видите, я даже не рекомендую никакие карточки и развивающие занятия - они просто не нужны! Но если вы с чем-то не согласны, будет интересно узнать ваше мнение в комментариях ниже.
В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.
Как развлекают младенца
Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.
Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.
Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года
В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?
- Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
- Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.
Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками
- Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.
Лепим из теста для лепки
- Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
- Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.
- Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.
Игрушки для ребенка 1-2 года
- Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)
Чем занять ребенка
«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)
Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.
- Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
- Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
- Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
- Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.
Игры с КРУПОЙ для самых маленьких
- Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
- Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.
Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.
Подведем небольшой итог.
- Развлечения с участием взрослого:
- Мыльные пузыри;
- Воздушные шарики;
- Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
- Лепка тестом или мягким пластилином;
- Книги (можно музыкальные);
- Ролевые и активные игры;
- Игры с игрушками;
- Самостоятельное времяпровождение ребенка:
- Туалетная бумага / газеты / журналы;
- Шуршащие пакеты;
- Переливание воды;
- Пересыпание круп;
- Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
- Мультики.
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
В первые два года жизни у ребенка происходит закладка основ всех его навыков и способностей: интеллектуальных, психоэмоциональных, социальных, двигательных, речевых. Он постоянно хочет играть, бегать, прыгать, познавать мир, общаться с окружающими. Освоение навыка ходьбы способствует освобождению рук для более активных манипуляций с предметами. Малыш определяется с ведущей рукой – правой или левой, совершенствует координацию. Все это способствует развитию познавательных способностей крохи. О каких еще особенностях развития ребенка в период от 1 года до 2 лет нужно знать родителям?
Специфика возраста
К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен. Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна.
Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.
Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.
4 основных этапа второго года
Для того чтобы проследить за динамикой основных сфер развития ребенка от 1 года до двух, принято делить этот период на 4 временных промежутка по 3 месяца. Каждый их них имеет свои отличительные характеристики.
1 год и 3 месяца
У ребенка пока еще совершенствуются навыки ходьбы. Даже если маме кажется, что кроха довольно резво бегает, он при этом еще быстро устает. Поэтому коляска на прогулке должна быть всегда под рукой.
Малыш сейчас немножко герой — он старается найти себе путь посложнее: преодолеть лужу, ямки-бугорки, вскарабкаться на возвышение, упорно повторяя действия по много раз, даже если с первого не получилось.
Родителям нужно быть очень внимательными к тому, какую кальку сейчас с них снимает ребенок: привычки, поведение, употребляемые слова, оценки окружающих и т.д. Ведь маленькая «обезьянка» впитывает это все моментально, порой шокируя родителей и окружающих своими «выходками» (повторяемыми за взрослыми!).
Сейчас полезно играть с малышом в подражательные сюжетные игры (кормить, катать, купать, укачивать игрушки, мыть за ними посудку, подметать). Также ребенку понравятся догонялки, прятки, игры с мячиком.
Речевое развитие еще находится на этапе автономной речи: ребенок использует лепетные и звукоподражательные слова (возможно, также пару-тройку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.
Нервная система ребенка еще продолжает развитие, поэтому он действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от соринки на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он все больше хочет быть самостоятельным, так что совершенно бесполезно будет убеждать его, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны – плохо. Сейчас родителям важно дать ребенку простор для исследований, разумно обезопасив его. Ведь чувство страха или опасности ему пока чуждо. Значит, пространство вокруг него нужно «расчистить» от опасных предметов (утюгов, открытых розеток, скользящих ковров, неустойчивой мебели). А во дворе постоянно объяснять, почему делать то или это – опасно.
Не запрещайте малышу все подряд, чтобы успокоить себя! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны для ребенка, иначе у него не останется простора для развития.
Что умеет ребенок в этом возрасте?
- пользоваться указательным жестом;
- ходить (если не самостоятельно, то держась за мебель или руку взрослого);
- стоять, подниматься по лестнице, бегать;
- наклоняться за упавшим предметом;
- хлопать в ладошки;
- радоваться своему отражению, смотрясь в зеркало;
- стягивать носочки, протягивать ручки-ножки, чтобы помочь одеть его;
- пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
- катать мяч;
- «калякать» карандашами или фломастерами;
- использовать жесты в речи, мотать головой («нет»), показывать жестом «тихо»;
- затевать игры;
- показывать части тела;
- разбрасывать и складывать игрушки в емкость;
- проверять реакцию родителей на те или иные действия (особенно – нарушающие запрет).
1 год и 6 месяцев
Развитие детей на этом этапе отличается тем, что любимыми игрушками становятся предметы обихода, папины инструменты, кухонная утварь, посуда. Поэтому нет смысла заваливать малыша бесчисленным множеством моднейших игрушек. Важно позволять использовать в игре те предметы, что ему нравятся (мамин кулинарный блокнот, поварешку или бигуди, папины отвертки, веник, совок, дуршлаг или что угодно еще).
В физическом плане это все тот же непоседа. Однако родители должны помнить, что ребенок еще недостаточно умеет координировать свои ножки, поэтому может часто падать, его «заносит» на поворотах. Но разве это остановит маленького первооткрывателя?
Эмоции в отношении родных людей малыш выражает весьма бурно: как позитивные, так и негативные. Сильно скучает при долгом отсутствии мамы или папы. Если в семье начинаются разлады или что-то резко меняется в привычном укладе жизни, для ребенка это сильный стресс.
Малыш превратился в настоящего чистюлю: его раздражают грязная одежда или ручки. Начинается процесс приучения к горшку.
Что касается речевых навыков, то они значительно улучшились: кроха может говорить до десяти (или даже более) настоящих двусложных слов. Растет пассивный словарь, малыш лучше понимает речь взрослых, их интонацию.
Приобретите для крохи набор матрешек, сортеры, пирамидки, простые пазлы. Можно купить или сделать самим пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, мелкой моторики ребенка.
Что сейчас умеет малыш?
- Выбирать любимцев среди игрушек или животных.
- Перелистывать страницы, когда взрослые читают книгу.
- Петь, подпевать.
- Покорять и исследовать различные поверхности.
- Снимать с себя предметы одежды (не все).
- Отсортировывать предметы по признакам размера, формы, цвета.
- Соединять по 2–3 слова, стараясь составить значимую фразу.
- Чистить зубки с помощью родителей.
1 год 9 месяцев
Малыш продолжает как губка впитывать поведение и манеры окружающих, особенно родителей, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.
Бег и ходьба остаются главными в физическом развитии. Малыш стремится покорить самые верхние точки препятствий, пытаясь продемонстрировать свои возможности. Так что родители должны быть максимально внимательными к маневрам крохи, чтобы успевать его подхватить, поддержать или поймать. Зато сейчас на прогулке можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть ребенок учится подолгу ходить и тренирует вестибулярный аппарат.
На этом этапе кроха становится более осторожным, полученный опыт заставляет его обдумывать последствия своих действий. Зато более частыми становятся истерики и капризы. Так что родителям нужно научиться переключать малыша, отвлекать, «гасить» истерики.
Несмотря на наличие в лексиконе крохи нескольких десятков слов, большая часть из них пока остается «тарабарскими», из-за чего создаваемые им «фразы» часто звучат умилительно, хотя и довольно понятно. Их полезно записывать в семейный альбом – потом интересно будет вспоминать эти трогательные моменты.
Усложняйте ролевые игры. Пусть малыш заботится о своих куклах-зайках: кормит их, одевает, водит гулять, укачивает. Играйте в продавцов и покупателей, врачей. В таких играх полезно обучать ребенка дружбе, умению делиться и помогать.
Чему научился ребенок за эти месяцы?
- Раздеваться.
- Проситься на горшок.
- Мыть ручки, чистить зубки при помощи родителей.
- Подражать новым действиям взрослых (например, выносить мусор в ведро).
- Строить башенки из 3–4 кубиков.
- Элементарно описывать простейшие иллюстрации в книгах.
- Правильно пользоваться дверью (открывать-закрывать с помощью ручки).
2 года
Психология этого возраста такова, что малыш превращается в настоящего маминого «помощника», стараясь принять участие во всех ее бытовых делах. Хотя зачастую такая «помощь» лишь увеличивает время работы, маме ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, упрекая в неумелости. Это может не только отбить всякую охоту к труду, но и стать причиной комплекса неполноценности.
Сейчас с крохой уже намного проще договориться, он понимает, что значит подождать. Понимает гендерную принадлежность – свою и других детей, — предпочитая играть с представителями своего пола, перенимая их поведение и навыки. Ребенок в состоянии делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «надо», чутко реагирует на похвалу и на родительское порицание.
В развитии речи тоже произошли изменения. Малыш может понять небольшой рассказ из простых предложений (куда ходили, что делали, куда собираемся). Кроха в состоянии выполнить более сложные поручения (из 2 или более действий). В активном словаре ребенка может быть до 200 слов, он может построить фразу из 3 слов, закончить строку стихотворения, запомнить небольшой стишок.
Ваш малыш сейчас находится в том возрасте, когда можно начинать изучение цветов и геометрических фигур. Приобретите для этого специальные пособия. Полезны будут развивающие лото, пазлы, а особенно – музыкальные инструменты и игрушки, проигрывающие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полноценным только в том случае, если родители играют с ним вместе, показывая пример, обучая, помогая, общаясь.
Что умеет кроха в этом возрасте?
- Держать равновесие, прыгать, ходить во всех направлениях.
- Перепрыгивать или обходить мелкие преграды.
- Подниматься по наклонной поверхности.
- Бросать мяч из-за головы, ловить его.
- Ездить на детских машинках.
- «Водить» игрушки-каталки.
- Рисовать прямую.
- Ходить в туалет без «аварий».
- Учить по несколько слов в день.
- Самостоятельно надевать и снимать все вещи.
- Понимать значение слов «хорошо» и «плохо».
- Понимать слова с противоположными значениями (большой – маленький, высоко-низко, холодно-жарко).
Этап воспитания
Воспитание ребенка между 1 и 2 годами – дело очень непростое. С одной стороны, нельзя мешать его самостоятельности и препятствовать попыткам помогать, с другой – важно сохранить свой авторитет, чтобы кроха не только понимал значение слов «можно» или «нельзя», но и выполнял ваши просьбы, правильно реагировал на запреты. Нужно помочь ему понять, что он самостоятельный, но если что-то не получается, родители всегда готовы ему помочь. И еще ему сейчас жизненно необходимо чувствовать, что любовь родителей не зависит от того, совершает он хорошие поступки или нет. У него должна быть полная уверенность, что плох его поступок, а не он сам.
Не нужно остро реагировать на капризы ребенка, заострять на них внимание, ругать за них.
На какие еще важные аспекты стоит обратить внимание?
- Учите ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе со сверстниками. У него должна быть возможность встречаться, играть с ними, не мешая и не задирая, учиться строить отношения.
- Не ограждайте кроху от любой неприятности. Ведь для него это – необходимый жизненный опыт. Любой запрет должен быть обоснован.
- Постарайтесь чрезмерно не опекать ребенка, давая простор для его нового чувства самостоятельности.
- Никогда не упрекайте его в неумелости, не сравнивайте с более развитыми соседскими детками. Это приведет к формированию чувства неуверенности.
- Старайтесь больше времени проводить в общении и сюжетных играх. Это способ усвоить законы социализации и возможность учиться, подражая вашему примеру.
Итак, на этом возрастном этапе формируются все основные навыки, способности, привычки, склонности и характер ребенка. Период этот – сложный, требующий от родителей терпения и понимания. Если проявить всю свою мудрость, можно значительно помочь крохе менее болезненно преодолеть все возникающие трудности и получить необходимый опыт для дальнейшего успешного развития.