Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.
Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.
- Повышение педагогической культуры.
- Информационное обеспечение родителей.
Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.
Ход собрания:
Добрый день, уважаемые родители и гости!
Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:
- Лекция классного руководителя.
- Итоги 3 четверти.
- Разное.
- Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Чем вызван выбор данной темы?
Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?
Какими качествами вы бы хотели его наделить?
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.
Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).
Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?
Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?
В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-
ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.
Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)
А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.
Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.
Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.
Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.
Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:
«Кумир семьи»
Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.
«Гиперопека».
Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-
шает творческого начала.
Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста
«Гипоопека».
Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.
«Воспитание в культе болезни».
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую
ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и
злоупотребляет им.
Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.
Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.
Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.
Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.
Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.
«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.
А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.
Проблемная ситуация 1.
Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».
Проблемная ситуация 2.
Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)
Проблемная ситуация 3.
Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)
2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:
Отличник -1
С одной «4» - 1
Хорошистов -8
Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.
Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).
Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слёзы, и смех
Взлёт и паденье, радость, печаль
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчаться минуты, секунды, года.
Но стены родные, отчий свой дом
Сердце навеки останется в нём.
Приложение 1. Анкета для детей.
Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.
7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.
8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".
11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.
13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.
14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
17. К нам часто приходят гости.
18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения
20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают
21. В семье есть очень неуравновешенный человек.
22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.
23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.
25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.
29. Меня часто обижают дома.
30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.
31. Отношения в семье весьма натянутые.
32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.
Обработка данных.
За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.
За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.
Результаты:
Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.
0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".
9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.
16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.
Приложение 2. Тест для родителей.
- Чем, по вашему мнению, в большей степени определяется характер
человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.
В. Главным образом врождёнными задатками.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.
Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.
В. Абсолютно с этим согласен.
3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.
Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.
4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?
А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.
Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.
В. Если попросит, можно и дать.
5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?
А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.
Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
В. Пусть сам разбирается в своих отношения.
6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?
А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.
Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.
В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.
7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.
8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.
Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.
Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.
Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.
Приложение3.
Памятка родителям.
Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )
Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )
Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )
Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )
Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )
Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )
Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )
« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский
Социально-психологический климат - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.
Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего. В связи с этим определяющими признаками благоприятного социально-психологического климата являются отчетливо выраженные социально-психологические феномены межличностных отношений, которые свойственны именно группам типа коллектива.
Таким образом, в качестве подобных показателей выступают:
высокий уровень информированности всех членов группы о целях и задачах совместной деятельности,
высокая степень опосредствования межличностных отношений (в том числе и взаимооценивания в сообществе) целями и содержанием групповой просоциальной активности,
существенная выраженность действенной групповой эмоциональной идентификации,
адекватная атрибуция ответственности за успехи и неудачи в групповой деятельности,
высокий показатель взаимности в сфере аттракционных и референтных отношений,
высокий показатель ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства,
способность и готовность членов группы к проявлению личностного самоопределения и т. п.
Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью.
5.2 Типы семей по спк.
Обратимся к характеристике типологий семей.(см. рисунок 12)
Рисунок 12
Типы семей по социально-психологическому климату
1. Интегрированные и дезинтегрированные семьи различаются по степени включенности членов семьи в семейную группу, по их духовной и эмоциональной спаянности, по степени их сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи идентифицируется с семейной группой, рассматривая себя в качестве ее обязательного и полноправного члена, чувствуя свою защищенность и рассчитывая на материальную и моральную поддержку семьи в трудных обстоятельствах. В дезинтегрированных семьях члены семьи обособлены друг от друга, каждый живет сам по себе и чисто формально интересуется проблемами остальных. Вполне естественно, и это подтверждается в наблюдениях, что дезинтегрированные семьи способны чащи оказывать суицидогенное воздействие на своих членов, чем сплоченные, высоко интегрированные.
В плане неблагополучия детско-родительских отношений наибольшую вероятность представляет собой частично дезинтегрированные семьи, имеющие внутри себя микрогруппы или семейные коалиции, которые могут состоять из членов семьи или включать более широкие группы родственников со стороны кого-либо из супругов. Дети, оказавшиеся в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников, чувствуют, что от них постоянно что-то скрывают и стремятся изолировать от семейных контактов. Причины, по которым кто-нибудь оказывается в положении отвергаемого члена семьи могут быть самыми различными. Типичный пример – изоляция невестки в семье, в которой сын женился вопреки воле родителей и они не считают ее «парой» для него. Изоляция тогда является одним из средств отторжения от семьи «инородного тела».Проблемное поведение возможно и в семьях, которые суперинтегрированы. При высокой сплоченности членов семьи, чаще всего супругов, а в неполных семьях – матери и ребенка – нарушается чувство личной автономности, лица, привыкшие находиться в обществе друг друга, употребляют только местоимение «мы», «наше», и не любят говорить «я», «мне», они мыслят свое существование только рядом друг с другом, находясь в симбиозе. Смерть одного из них делает их абсолютно беспомощным.
2. В следующих полярных типах семей различие проводится по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Это гармоничные и дисгармоничные семьи. В гармоничных семьях, в свою очередь, можно различить искусственную и естественную гармонию. В случае естественной гармонии психологические структуры личности идеально подходят друг другу, нет проблемы адаптации в общении и не требуется особых затрат времени и усилий для установления взаимопонимания. Об искусственной гармонии можно говорить в тех случаях, когда высокая степень согласия достигается за счет сознательных усилий всех членов семьи, необходимых для достижения взаимопонимания
Дисгармоничные семьи характеризуются рассогласованием целей, потребностей, мотивов у членов семьи. Согласие отмечается ситуативно, соблюдение принятых норм часто носит принудительный характер, обуславливающий фрустрации и психическое напряжение. Нарушение контакта между членами таких семей свидетельствует о том, что у них нет взаимной ориентации на общность и согласие, желание поступаться своими интересами и привычками. Плохо совместимы в одной семье люди, обладающие импульсивными чертами личности, эгоцентризмом, деспотизмом, чувством половой неполноценности, неполной сексуальной идентификации, эмоциональной холодностью.
3. В зависимости от особенностей общения, а именно, коммуникативных установок членов семьи различают корпоративные и альтруистические семьи. В корпоративных семьях налажен жесткий контроль за поведением всех членов группы, у них нет объединяющей всех идеи жертвенности, несмотря на эмоциональную привязанность друг к другу. Даже в интимных отношениях этот элемент корпоративности сохраняется: супруги проявляют чувства любви при условии взаимности, если же партнер перестает отвечать взаимностью любовь переходит во враждебность или ненависть. Психологическое равновесие в таких семьях неустойчивое: непрерывно идет подсчет кто и сколько усилий затратил для семейного благополучия. Эти отношения более характерны для супругов, однако, дети быстро усваивают этот стиль. Повзрослев и получив самостоятельность, они не чувствуют ответственности перед родителями, не уделяют им внимания и поддержки.
В альтруистических семьях доминирует установка у всех членов на принятие ответственности каждым за благополучие остальных. Для них характерна практика жертвенности без мысли получить в будущем компенсацию. Эти семьи оказываются почти неуязвимыми для инноваций: ухудшение материального положения, болезнь кого-нибудь из членов семьи. несостоявшаяся карьера неспособны резко ослабить чью-либо позицию, вызвать чувство ненужности. Каждый член семьи представляет для других ценность сам по себе, а не по его вкладу в статус или материальную обеспеченность. Даже нарушители семейных норм не чувствуют себя изолированными и отверженными, напротив, им стремятся помочь, принося в жертву спокойствие, благополучие.
4. Следующие два типа семей: открытые и закрытые . Они различаются по характеру и количеству связей с внешним миром.
Закрытые семьи стремятся к некоторой коммуникативной самодостаточности, число их контактов с окружением невелико. Семья для ее членов представляет главнейшую ценность, это основная сфера их жизни и точка отсчета для оценки людей и событий.
В открытых семьях личностная направленность каждого не ограничивается семейными интересами. Социальные связи членов таких семей крайне многообразны и постоянно расширяются.
5. По способностям к адаптации в инновационных условиях семьи диагностируются как гибкие и консервативные . Гибкие семьи обладают большими адаптационными ресурсами, чем консервативные. Если у кого-либо возникает производственный конфликт, или неприятности в общении с друзьями в гибких семьях быстро находят оптимальные варианты разрешения. В консервативных же семьях эастревают на шаблонном опыте выхода из трудностей, излишне нагнетается напряженность вокруг виновника, может возникать его временная изоляция, приводящая к недовольству.
6. Два следующих типа – авторитарные и демократические семьи, различаются по характеру распределения власти. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи - мужа, жены, бабушки, старшего сына и т.д. и соответственно важные для семьи решения принимаются только с его согласия. В демократических семьях существует равенство в принятии решений, либо функциональное распределение власти: одними сторонами жизни руководит муж, другими жена, третьими бабушка или кто-либо другой.
7. Проблемные семьи. К их числу относятся семьи:
а) члены которых ведут асоциальный образ жизни,
б) страдают алкоголизмом или наркоманией,
в) имеют психические заболевания.
Что делает это учение обширным и разносторонним, зависящим от множества факторов, взаимодействия участников и их характеристик как отдельных личностей.
Так же понятие семьи в психологии часто выступает как малая группа, или самоорганизующаяся система, в формировании и развитии которой особую роль играет психологический климат. И главной задачей всех участников играющих свою роль в семейных отношениях определить, как можно прогнозировать психологический климат в семье, и контролировать его влияние.
Что такое психологический климат?
Для начала рассмотрим, что такое психологический климат в семье, и почему он так важен.
Четкого научного определения понятию психологического климата, как такового не существует. В литературе при описании этого явления часто используются еще такие синонимы как «психологическая атмосфера», «эмоциональный климат» и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что это в своем роде характеристика, отражающая удовлетворенность всех членов семьи, а в особенности супругов общими аспектами жизнедеятельности. Проще говоря, это некий индикатор уровня счастья и благополучия семьи. Определение такого уровня и поддержание его на оптимальном уровне необходимо для полноценного развития, как супругов, так и их детей. Так как, психологический климат понятие не устойчивое, и его нельзя закрепить, то определяется система прогнозирования общего эмоционального состояния, и выделены определенные действия для его систематического поддержания.
Благоприятный психологический климат способствует снятию напряжения, регулированию остроты конфликтных ситуаций, созданию гармонии и развитию чувства собственной социальной значимости. При этом все эти факторы будут касаться не только семьи как обобщенной единицы, но и каждого ее участника отдельно. Вступая в брак, молодые супруги должны иметь определенный психологический настрой, готовность идти на компромисс и уступки, развивать в себе доверие, уважение и взаимопонимание по отношению друг к другу. Только в таком случае, можно говорить, о возможности хорошего психо-эмоционального состояния новой ячейки общества.
Создание психологического климата.
Как говорилось выше, психологический климат семьи – понятие не постоянное, не имеющее стабильной основы и требующее постоянной работы. В создании эмоционального состояния обязаны принимать участие все члены семьи, только в этом случае, возможен полноценный успешный результат. От степени стараний и желания в первую очередь супругов, будет напрямую зависеть длительность брака, его эффективность, и благополучие. По сравнению с прошлым тысячелетием, современные молодожены больше подвержены действию собственных эмоциональных факторов, нежели сложившимся устоям института брака, что так же отражается на стойкости семейных отношений и эмоциональном фоне в семье. Поэтому, можно смело заявить, что первым фактором, отвечающим за оптимальный психологический климат в семье, будет эмоциональный контакт. Так же на создание положительного или отрицательного психологического климата в семье будет влиять совокупность настроения всех членов семьи, их общий настрой, наличие душевных переживаний или волнений, наличие или отсутствие работы, материального достатка, отношения к занимаемой должности или выполняемой работе, а так же порядок построения отношений между супругами, а затем, между родителями и детьми. Только после оценки всех этих факторов можно говорить о стабильности или нестабильности климата в семье, и прогнозировать психологический климат на дальнейшее время.
Прогнозирование психологического климата.
Процесс прогнозирования психологического климата в семье является ничем другим, как обычным анализом, общего эмоционального состояния семьи, с учетом уровня семейной коммуникации и общего настроя.
Таким образом, определение, как можно спрогнозировать психологический климат в семье, сводится к обычному наблюдению, с вынесением определенных выводов. Таким образом, после выведения результата эмоциональный климат семьи можно прогнозировать как благоприятный и неблагоприятный.
Для прогнозирования благоприятного психологического климата необходимо наличие таких признаков: чувство защищенности, доброжелательность, умеренная требовательность, возможность всестороннего развития, сплоченность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность, гордость за семью. Таким образом, как результат, получаем надежную крепкую семью, в которой царит атмосфера любви и уважения, присутствует готовность помочь, желание проводить время вместе и общаться.
Но возможет и другой исход, когда для семьи, прогнозируется понижение уровня психологического климата до неблагоприятного. Основными признаками такого состояния семьи являются: тревожность, отчуждение, дискомфорт, эмоциональное напряжение, страх, стресс, необщительность и другие. В таком случае при длительном стабильно негативном положении в семье, прогнозируется неблагоприятный климат, который в дальнейшем приведет к дефициту положительных эмоций, развитию ссор, депрессий, постоянной психологической напряженности и негативно скажется на общем состоянии здоровья семьи, не только моральном, но и физическом.
При нарушениях психологического здоровья семьи, негативные последствия сказываются на каждом из ее участников. Изменить психологический климат, возможно только при стремлении всех членов семьи к достижению поставленной цели, а именно к урегулированию общего эмоционального состояния.
Что же понимается под социально-психологическим климатом семьи? И какие показатели влияют на удовлетворенность климатом в семье?
Социально–психологический семейный климат – это степень удовлетворенности супругов атмосферой в семье. Дружеское общение и психологическая поддержка членов семьи являются показателями психологического климата в семье. Психологические факторы выступают важной составляющей семейных отношений.
Также на климат в семье влияет сексуальная совместимость и совместный досуг. В ходе многочисленных исследований выявлена следующая тенденция: чем больше стаж семейной жизни, тем выше удовлетворенность психологической поддержкой. Это и не удивительно, так как со временем повышается психологическая адаптация к партнерам.
Если спросить женщину о социально-психологическом климате в ее семье, то окажется, что она более критична в оценке данного вопроса, чем ее мужчина. Это подтверждают исследования психологов. Для крепкого брака женщинам важны следующие показатели: отсутствие бытовых проблем, семейный отдых, гармоничные сексуальные отношения, общение, дружба, забота, психологическая атмосфера. Для мужчин же главное в семейных отношениях – общие интересы с детоцетристским уклоном.
Практические исследования показывают, что если браком удовлетворен хотя бы один из супругов, то это способствует благоприятному климату в семье. На благоприятный климат в семье оказывает влияние количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем благоприятнее семейный климат.
Некоторые психологи-социологи склоняются к тому, что степень удовлетворенность браком и соответственно благоприятный климат в семье зависит от самого человека , а точнее сказать, человек, способный брать на себя ответственность за все в своей жизни, всегда удовлетворен браком.
Факторы, влияющие на благоприятный климат в семье
1) «Социально-демографические и экономические характеристики семьи»
Примеры показателей: общий доход семьи, количество детей, возраст мужа и жены.
2) «Внесемейная сфера жизнедеятельности супругов»
Примеры показателей: профессия супругов, социальное окружение.
3) «Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности»
Примеры показателей: взгляды супругов на распределение бытовых и хозяйственных обязанностей, проведение досуга.
4) «Характеристики межсупружеских отношений»
Примеры показателей: общность моральных ценностей, отношение к любви и верности, уважение друг к другу.
Как возобновить благоприятный климат в семье?
К сожалению, много семей с неблагоприятным климатом в семье. В этих семьях каждый живет своей жизнью. В семье не принято решать проблемы за «круглым» столом, каждый решает свои проблемы самостоятельно. Не только проблемы решаются каждым членом семьи самостоятельно, но и радостные моменты членов семьи остаются без внимания. К примеру, не поздравляют друг друга с днем рождения, первой пятеркой и так далее.
Неблагоприятный климат в семье складывается не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, ведущих здоровый образ жизни. В чем же причина? Причиной возникновения негативного семейного климата является отсутствие общения.
Для возобновления благоприятного климата в семье нужно наладить коммуникацию. Общаться нужно не только с супругом, но с детьми. Причем говорить нужно обо всем, не умалчивать обиды. Темы для разговора должны быть разнообразными. Говорите о чем угодно: о погоде, о мужчине, наступившем вам на ногу, о новой учительнице в школе, о политике, о цветах или просто расскажите о прошедшем дне.
Придумайте семейную традицию, например, ужинать каждый вечер за одним столом, или на два часа отключать интернет и играть в настольные игры. Чаще выбирайтесь всеми на совместный отдых, который бы подходил всем членам семьи.
Этот совет, возможно, кому-то покажется банальным, но, без сомнений он самый действенный для возобновления благоприятного климата в семье.
Хочешь, уважаемый читатель, новых статей из этого блога? Заполни форму ниже.
1.1. Психологическая обстановка в полной семье.
В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или равнодушное отношение взрослого может быть вызвано различными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удовлетворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное состояние неудовлетворенности, чувство эмоционального неблагополучия.
При отсутствии психолого-педагогической помощи снятие отрицательных переживаний происходит за счет искажения представлений ребенка о своем поведении. Он становится «непроницаем» для любых отрицательных (как справедливых, так и несправедливых) оценок взрослого. Это является одним из способов избежать болезненных сомнений в отношении самооценки.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, ребенок, переживший в раннем детстве обиду, несправедливость, становится болезненно восприимчив к малейшим проявлениям несправедливости, равнодушия. Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребенок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, неудовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, - непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить людям о своем праве на внимание.
На попытки педагога установить контакт такой ребенок отвечает недоверием, поскольку часто он внутренне убежден во враждебности к нему со стороны окружающих, в том, что слова воспитателя лживы, что он стремится его обмануть, ввести в заблуждение, как бы усыпить его бдительность. Поэтому нередко бывает так, что даже опытный, чуткий педагог не всегда может быстро вступить в контакт с таким ребенком, завоевать его расположение. На заботу, доброту, ласку ребенок отвечает недоверием, а то и грубым, вызывающим поведением.
Конечно, в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. Попытка все это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписалась» любая конкретная семья, вряд ли осуществима. Любой конкретный случай всегда индивидуален, как и каждый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитательных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.
Здесь будут рассмотрены лишь два, на мой взгляд, основных параметра семейного воспитания. Это, во-первых, внимание к детям: степень контроля за ними, руководство их поведением; и во-вторых, эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, ласковость в обращении с ним.
Гиперпротекция
Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за поведением - все это характеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда родители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведения - это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одному из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают естественному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.
Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофированную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (первый вариант), либо формирует конформный (приспособленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невротическим или непродуктивным реакциям.
Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищенность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охотно подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводыря», они готовы следовать за первым попавшимся человеком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спиртное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, подражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиняясь им.
К доминирующей гиперпротекции относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноценности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ.
Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подростки считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, которые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.
Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Неумение преодолевать трудности, отсутствие опыта переживания отрицательных эмоций побуждают его к употреблению психотропных веществ, поскольку они дают возможность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.
Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или, объясняя такое поведение подростка его тонким душевным складом, необходимостью стимулирования творческих способностей. Затем подростка начинают лечить частным образом, чтобы избежать постановки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.
Гипопротекция
Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не занимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развивается саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.
К серьезным негативным последствиям ведет воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей, отсутствием душевного контакта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со стороны отца и матери, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности. Дети, лишенные любви и внимания родителей, вырастают озлобленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.
Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истязания за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверстников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спиртными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.
Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными трудностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сформировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодолевать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем.
Помимо рассмотренных выше основных типов неправильного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочетания. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспитания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью, мать - по типу доминирующей гиперпротекции в сочетании с повышенной моральной ответственностью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, - по типу потворствующей гиперпротекции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формирования его личности крайне неблагоприятные.