ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«Педагог –
профессия творческая»
Подготовил и провел:
старший воспитатель
МБДОУ «Тополек» г. Фокино
А.С. Сафронова
Сентябрь 2013 г.
Цель: повышать престиж воспитателя
Задачи:
расширять диапазон профессионального общения;
формировать чувство собственного достоинства, гордости за профессию;
воспитывать интерес к педагогическому поиску
Подготовка :
1. Вопросы:
2. Тест «Какой я воспитатель?»
3. Домашнее задание: высказать мнение по цитатам.
- Старший воспитатель А.С. Сафронова:
Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех – детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребенка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах. Когда найден ключик к сердцу ребенка, воспитатель становится ему другом.
Педагогическая разминка
- Воспитатель детского сада – это талант или набор навыков и умений?
Личность воспитателя детского сада включает в себя те качества, которыми должен обладать педагог. Воспитатель обязательно должен быть близким человеком: как мать, сестра, друг. Быть воспитателем – это талант и высокий профессионализм.
- Что дает вам общение с детьми?
Общение с детьми – это каждый день новое чудо, новые поиски неизведанного и удивительные открытия как для них, так и для меня.
- Насколько важен дошкольный возраст для становления личности ребенка?
Всеми признано, что дошкольное детство самобытно и самоценно. Я полностью с эти согласна! Это период, когда закладывается фундамент личности, его каркас. От того, насколько прочным он будет, зависит появление, становление и развитие многих личностных качеств человека.
- С какими радостями и трудностями вы сталкиваетесь на работе?
Радость – это общение с детьми, их доверчивые, пытливые, веселые и иногда грустные глаза.
Радость – это видеть удачу своего труда в своих воспитанниках. В них мы вкладываем не только свое педагогическое мастерство, но и часть души.
Радость – это когда твой труд ценится коллегами, родителями, обществом.
А трудности есть в любой профессии.
Для меня наибольшей сложностью является «бумажная» действительность. Приходится много писать, заполнять различные документы. Хотелось бы как-то оптимизировать этот процесс, чтобы воспитатель действительно был с детьми, а не при бумагах.
Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Предлагаю по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка).
Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.
Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу.
Воспитателем быть хорошо – работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.
( вариант игры: один и тот же воспитатель формулирует и положительное, и отрицательное высказывания по схеме: хорошо, что…, но плохо, что…)
- Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с детьми?
Важно быть внимательным и чутким к каждому, приободрить, приласкать, создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома.
Дети – есть дети. Они могут иногда, и покапризничать и пошалить. Поэтому терпение, выдержка и самообладание, умение с юмором оценить и прокомментировать ситуацию – необходимые качества воспитателя.
- Что бы вы пожелали своим коллегам – педагогам?
Я хочу пожелать вам земного счастья! Желаю вам профессионального полета, ежедневного удовлетворения от работы с детьми! А также хочется пожелать терпения, мудрости и, конечно, достойной заработной платы.
- Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?
Воспитатель – не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Это отдельная, специальная профессия – быть соратником, напарником ребенка в его удивительном путешествии по широким просторам детства.
Я предлагаю вам поразмышлять о своей профессии, ее особенностях.
Задание 1
Вам будут предложены высказывания известных людей, педагогов, психологов. Ваша задача – обсудить их в своей группе и высказать мнение по данной цитате. На обсуждение 5 мин.
Высказывания известных людей, педагогов, психологов
«Педагог – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность воспитанника. Здесь мы видим «соавторство» педагога, семьи и общества в воспитании детей».
«…И сам педагог должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества…».
В.А. Сухомлинский
«…Мы должны стараться относиться к ребенку и вообще к человеку исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в единении с жизнью и природой…».
Ф. Фребель
«Педагог воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка… Он не отнимает у ребенка его собственных заслуг…».
М. Монтесори
«Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности…»
А. Дистервег
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых…».
К.Д. Ушинский
«Дорожить миром детства – значит оберегать его от рассудочности, равнодушия, а мы иногда оберегаем детей от другого: от вздохов сочувствия, от малейшего душевного волнения».
А. Барто
Многие известные, знаменитые и успешные люди стали такими благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. И в этом им помогали, прежде всего, люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути, в том числе и педагоги дошкольного образования.
(слайд-шоу)
С помощью своих воспитателей дети познают окружающий мир, учатся любить, дружить, творить…
Есть люди, даром творчества полны,
И этот дар, с любовью отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом детей всех согревая!
А.П. Чехов сказал: «Воспитатель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело».
Артистизм воспитателя – это, прежде всего, состояние души. Воспитатель никогда не отделен от собственного детства. Он сознательно должен возвращаться туда, где сам был таким же, как и его малыши-воспитанники. Именно так он может поставить себя на их место.
Вы стараетесь найти подход к каждому ребенку, установить темный контакт с их родителями, пообщаться с коллегами. В течение дня вы как артисты исполняете множество ролей.
Попробуем в этом разобраться.
Задание 2
Нужно подобрать 10 ролей-функций, характеризующих деятельность воспитателя. Подбирать только существительные.
(все по очереди называют роль, которую принимает на себя воспитатель, и объясняют свой выбор; прозвучавшие роли-функции фиксируются на общем листе)
Думаю, что составленный нами набор социальных ролей, исполняемых педагогами детского сада (артист, лидер, рассказчик, организатор, исследователь и т.д.), можно продолжить.
Каждая такая роль – набор взаимоотношений и ценностей, которые несет воспитатель.
Взрослый в системе дошкольного воспитания (воспитатель) является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.
Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п.
Воспитатель детского сада – это человек, воплощающий собой мир взрослых.
Тест «Какой я воспитатель?»
(обработка ответов)
Задание 3
- Предлагаю вам собрать «ромашку». На каждом лепестке написано начало фразы, ваша задача ее продолжить, высказав свое мнение.
Продолжите фразу:
В профессии воспитателя мне нравится…
Хороший воспитатель, профессионал – это…
В работе мне лучше всего удается…
В профессии воспитателя мне не нравится…
Работая с детьми дошкольного возраста, я не могу…
Педагогический коллектив моего детского сада…
Работая в детском саду …
Мои воспитанники…
Самое сложное в моей работе…
старший воспитатель МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида
«Золотой ключик»» г. Гаврилов-Ям
Педагогические гостиные
Что такое «педагогические гостиные» в моём понимании?
Педагогическая гостиная в ДОУ - специально организованная форма взаимодействия всех взрослых участников учебно-воспитательного процесса, всех членов коллектива образовательной организации.
Кто является участником педагогических гостиных в нашем детском саду?
Участниками являются все педагоги детского сада, а также другие члены коллектива ДОУ – медицинский персонал, младшие воспитатели, обслуживающий персонал и пр.
Для чего я организую педагогические гостиные в нашем детском саду?
Цель педагогических гостиных:
Расширение общего кругозора педагогов и других членов коллектива детского сада,
Развитие их познавательного интереса, познавательной активности,
Создание возможности проявить творческие способности,
Мотивирование педагогов на самосовершенствование,
Создание в коллективе благоприятного психологического климата.
Актуальность темы
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделено, что в детском саду необходимо «…обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развитияличности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям…» (п.3.1.). А от кого, прежде всего, зависит развитие личности ребёнка дошкольного возраста? Конечно же, от взрослых, которые его окружают. В детском саду это в первую очередь педагоги – специалисты и воспитатели. Неспроста в ФГОС ДО впервые выделены требования к личности педагога (кадровые условия реализации Программы). А ведь ещё классики педагогики неоднократно высказывали мысль о безусловном авторитете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия на подрастающее поколение.
А теперь зададимся вопросом: "Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обучение и воспитание подрастающего поколения, человеку с ограниченным кругозором , бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками?" Отрицательный ответ очевиден. Так каким же должен быть современный педагог?
Ещё В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек.
Известно, что нет учения без увлечения. «Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь другого, надо самому гореть» (Ж. Сименон).
Как отмечает Д. Б. Эльконин , ребенок безграничен в своей потребности познания, и чтобы не попасть впросак, учитель должен и сам обладать широким кругозором. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Таким образом, современный педагог должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями, в том числе в области культуры (живопись, музыка, театр и пр.).
Конечно, самое главное это - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне. Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать его познавательную активность, углубление знаний и умений, расширение кругозора, то это приведёт к личностно-профессиональному росту педагога, развитию его творческого потенциала.
Считаю, что педагогические гостиные – отличный метод мотивирования педагогов на самосовершенствование .
Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми. А наши педагогические гостиные сближают весь персонал детского сада, способствуя тем самым созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе, которая является основой эффективного взаимодействия участников образовательного процесса , что несомненно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса в ДОУ, а также способствует выполнению одного из основных требований ФГОС ДО – обеспечению эмоционального благополучия детей, охране и укреплению их психического здоровья.
Как давно и с какой периодичностью проходят педагогические гостиные в нашем детском саду?
С 2011 года по настоящее время.
2-3 раза в год.
Особенности организации и проведения педагогических гостиных в МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида «Золотой ключик»
Организатор – старший воспитатель детского сада Манкова Н.И. – в начале учебного года определяет темы педагогических гостиных, время их проведения и согласовывает с педагогами, разрабатывает сценарий каждого мероприятия (в последнее время с обязательным использованием компьютерной презентации), подбирает аудио и видео материалы, предлагает темы для выступлений педагогам ДОО.
Педагоги являются активными участниками педагогических гостиных и готовят выступления по теме гостиной.
На педагогические гостиные приглашаются все члены коллектива ДОУ (главный принцип – добровольное участие).
Педагогические гостиные проходят в неформальной обстановке, за чашкой чая. (Такая обстановка способствует общению членов коллектива ДОУ друг с другом, помогает воспринимать друг друга как вполне равноправных во всех отношениях людей, достаточно хорошо лично знакомых друг с другом, а не как официальных лиц.)
за период 2011 – 2016 г.г.
«В гостях у сказки»,
«Путешествие в мир поэзии»,
«В мире живописи»,
«Такой разный, разный мир» (педагогический ринг),
«Любимые писатели»,
«Волшебный мир музыки»,
«Вокруг света»,
«Какие люди в Голливуде!»,
«Эстафета поколений»,
«Неразгаданные тайны мира»,
«А ну-ка, девушки!»
Результат работы
Педагогические гостиные познакомили нас с интересными фактами из жизни и творчества многих писателей и поэтов – Пушкина, Блока, Цветаевой, Бунина, Беляева, Перро, Дюма и мн. др., художников и композиторов – Кальмана, Бетховена, Фриды Кало, Малевича и др., отечественных и зарубежных актёров театра и кино, с выдающимися педагогами – К.Д.Ушинским и М.Монтессори, с известнейшими мировыми династиями монархов и представителями профессиональных династий – Боярскими, Дуровыми, Запашными, Локаловыми. На педагогических гостиных мы побывали на звёздной аллее Голливуда, совершили кругосветное путешествие и познакомились с чудесами света – классическим и современным списками….
Но самым главным и очень важным результатом является ярко выраженный познавательный интерес педагогов, который они проявляют при подготовке к педагогическим гостиным и находят действительно интересные и необычные факты на предложенные темы. Кроме того, все педагоги и другие сотрудники ДОО с удовольствием посещают педагогические гостиные, расстраиваются, если по каким-либо причинам это не получается.
А знаете ли вы ….
Что общего между г. Рыбинск Ярославской области и всемирно известной киноиндустрией под названием «Голливуд»?
Династией признаётся наличие трёх и более поколений. В таком случае можно ли назвать династией династию Боярских?
Что в Германии есть очень знаменитый и популярный туристический маршрут «Дорога сказок», который проходит через старинные средневековые города?
Какие достопримечательности входят в классический и современный списки чудес света?
Вам стало интересно?
Тогда добро пожаловать на наши педагогические гостиные!
Примеры сценариев педагогических гостиных
Сценарий педагогической гостиной
«В гостях у сказки»
Цель:
- расширение общего кругозора педагогов и других членов коллектива детского сада (обогащение знаний о жизни и деятельности писателей-сказочников),
- развитие их познавательного интереса, познавательной активности,
- создание возможности проявить творческие способности,
- мотивирование педагогов на самосовершенствование,
- создание в коллективе благоприятного психологического климата.
Предварительная работа:
разработка сценария, подбор иллюстративного и познавательного материала, аудио и видео материалов; подготовка выступлений педагогами ДОО –
о Х.-К. Андерсене, Ш.Перро, братьях Гримм.
Звучит песня В.Шаинского и Ю.Энтина
«В мире много сказок»
.
В детстве мы мечтаем поскорее узнать мир, в котором живём. Мы мечтаем о дальних странах, о путешествиях по Земле и вглубь Земли, о полётах в космос.... Каждый из нас, отправляясь в жизненный путь, берёт себе в спутники мечту и знание. Мечта зовёт человека вперёд, не даёт ему остановиться, окрыляет его и манит неизведанными чудесами, открывает далёкие горизонты. Знание помогает человеку идти, делает его сильным, вооружает его для борьбы со всеми трудностями и опасностями, со всеми врагами, которые могут встретиться на пути. Оба эти спутника являются перед нами в книге.
Но сказка старше книги, потому что книгопечатанью всего пятьсот лет. Сказка старее и письма. Ещё в те незапамятные времена, когда люди не умели писать, они уже рассказывали сказки. Сотни поколений передавали её из уст в уста, и каждый рассказчик прибавлял к ней что-то от себя. Так и живёт сказка, вечно обновляясь, старая и всегда молодая.
Многие отечественные и зарубежные писатели, вдохновлённые народным творчеством, создавали и создают свои сказки.
И сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный и чарующий мир сказок.
1. «Моя Родина - Дания, поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...» - говорил в своей автобиографии один всемирно известный сказочник. Кто же это? Конечно же, Ханс-Кристиан Андерсен. (Выступление педагога.)
2. Сейчас мы называем сказочником, а вообще при жизни он был известен как поэт и публицист, сановник и академик. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера. Но именно этого сказочника можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. Это Шарль Перро. (Выступление педагога.)
3. «Дорога сказок» - этот знаменитый и очень популярный в Германии туристический маршрут проходит через старинные средневековые города, в которых сосредоточены бесценные шедевры архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Жители этих городов улыбчивы, очень любезны, приветливы и гостеприимны. Они рады любому гостю и очень любят переодеваться в костюмы любимых сказочных героев. А своё начало «дорога сказок» берёт в городе Ханау. И это неспроста: ведь именно в этом городе в семье одного известного адвоката и его почтенной супруги родилось восемь сыновей и одна дочь. А звали его Филипп-Вильгельм Гримм. Выступление педагога о братьях Гримм.
Викторина «По страницам любимых сказок».
Все присутствующие делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название.
Задание 1. Вспомнить и назвать русские народные сказки. (Команды называют сказки поочерёдно.)
Задание 2. Отгадать сказку по предложенным словам , назвать автора. (Каждая команда вначале получает по 3 слова. Если такого количества слов не достаточно для того, чтобы правильно назвать сказку, то ведущий добавляет по одному слову, но заработанных баллов соответственно будет меньше.)
1) Царь, царевна, царица, яблоко, зеркало, богатыри. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А.С. Пушкин.)
2) Мальчики и девочки, старики и старушки, часы, время, злые волшебники, Петя Зубов. («Сказка о потерянном времени», Е.Л. Шварц.)
3) Сестра, братья, мачеха, Элиза, лебеди, крапива. («Дикие лебеди», Х.-К. Андерсен.)
4) Король, королева, роковое предсказание, фея, пряжа, веретено. («Спящая красавица», Ш.Перро.)
5) Зима, зеркало, сани, розы, олень, Кай. («Снежная королева», Х.-К. Андерсен.)
6) Сестра, брат, Баба-Яга, яблоня, печка, гуси. («Гуси-лебеди», русская народная сказка.)
7) Сыновья, отец, осёл, мельница, людоед, кот. («Кот в сапогах», Ш.Перро.)
8) Сиротка, кошка, козёл, Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. («Серебряное копытце», П.Бажов.)
9) Торговка, мухи, великан, варенье, единорог, портняжка. («Храбрый портняжка», братья Гримм.)
10) Крыса, тайна, театр, полено, ключик, Мальвина. («Золотой ключик», А.Н.Толстой.)
Задание 3. Музыкальный конкурс. По мотивам многих сказок (и авторских, и народных) создаются мультфильмы или фильмы-сказки. По музыкальному фрагменту нужно назвать сказку и её автора.
1. «Кукушечка» из к/ф Морозко». («Морозко», русская народная сказка.)
2. «Танго Снежной Королевы» из к/ф «Тайна Снежной Королевы». («Снежная Королева», Х.-К. Андерсен.)
3. «Вальс цветов» из м/ф «Щелкунчик». («Щелкунчик», В. Гофман.)
4. «Песенка Золушки и Принца» из м/ф «Золушка». («Золушка», Ш.Перро.)
5. «Песенка Трубадура» из м/ф «Бременские музыканты». («Бременские музыканты», братья Гримм.)
6. Песенка стражников из к/ф «По щучьему велению». («По щучьему велению», русская народная сказка.)
7. «Дорожная» из к/ф «Старая, старая сказка». («Огниво», Х.-К.Андерсен.)
8. «Мы в город изумрудный идём дорогой трудной...» из м/ф «Волшебник Изумрудного города». («Волшебник Изумрудного города», А.Волков.)
Задание 4. Решить кроссворд : по названию сказки отгадать автора.
1) «Карлик Нос».
2) «Винни Пух и все, все, все».
3) «Пеппи Длинный Чулок».
4) «Конёк-Горбунок».
5) «Бабушка Метелица».
6) «Городок в табакерке».
7) «Подарки феи».
8) «Слонёнок».
В выделенных клетках – «Русалочка».
1. Г | А | У | Ф | ||||||
2. М | И | Л | Н | ||||||
3. Л | И | Н | Д | Г | Р | Е | Н |
||
4. Е | Р | Ш | О | В |
|||||
5. Г | Р | И | М | М | |||||
6. О | Д | О | Е | В | С | К | И | Й |
|
7. П | Е | Р | Р | О |
|||||
8. К | И | П | Л | И | Н | Г |
Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа№1195 ДО СП№3 Казакова Светлана Михайловна. Воспитатель. Добрый вечер. Я рада, что вы нашли время для беседы по совместной работе по развитию диалогической речи ваших детей. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Существуют правила ведения диалога: -Соблюдать очередность в разговоре; - слушать собеседника, не перебивая; -поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; -проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; -не говорить с полным ртом; -говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; -использовать литературную лексику; -строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему. Я хочу вам предложить несложные игры для развития речи и построения диалога с ребенком. 1.Подумай,как можно сказать слово ласково: Солнце – солнышко; Заяц – зайчик; Еж – ежик; Утка-уточка; Книга-книжечка; Снег-снежок; Кукла-куколка; Цветок-цветочек; Ваза-вазочка; Гриб-грибочек и т.д. 2. А теперь, как можно сказать ласково оба слова: Синяя чашка- синенькая чашечка; Зеленый мяч- зелененький мячик; Новая машина-новенькая машинка; Серая мышь- серенькая мышка; Голубой шар- голубенький шарик; Красивая кукла- красивенькая куколка и т.д. 3. Придумай слова, противоположные по смыслу и закончи предложение: Слон большой, а мышка…(маленькая); Буратино веселый, а Пьеро…(грустный); Подушка мягкая, а стол…(твердый); Дерево высокое, а куст…(низкий); Река широкая, а ручей…(узкий); Иванушка добрый, а Баба-Яга…(злая); Лед холодный, а огонь…(горячий); Земля черная, а снег…(белый). Дидактические игры. Да и нет. Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизации речевой поисковой активности. Материал. Семь – восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры. Предметы раскладываются на столе. Вы (родитель) предлагаете ребенку загадать какой-нибудь предмет, но вам не говорить. А потом вы задаете разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал, а он может отвечать только «Да» или «Нет». Ребенку дается время для обдумывания, затем вы начинаете задавать вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят? - Его надевают на тело? - Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению –к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку. Потом можете поменяться ролями. Что под салфеткой. Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал. Материал. Карточки с символами вопросов: пять – семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, чашка, книга); три салфетки. Ход игры. На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Вы говорите ребенку: « Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед тобой очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если ты сначала узнаешь, для чего он нужен, а потом выяснишь, какой он». Ребенок задает вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убираете, предмет показываете ребенку и предлагаете угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут. Встреча. Цель. Развивать воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника. Ход игры. Предложить ребенку, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите ребенка сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать? Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д. Игра « Соберем семью». (разрезные картинки). Каждой паре (ребенок- родитель) предлагается картинка- образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей. Задача: работая в паре, быстро справится с заданием. Затем предлагается обмен картинками, и игра продолжается. А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры. 1. « Папа, одень меня!» Роль 5-6-летнего ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения. 1. Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада? 2. Одень меня. 3. Сначала застегни мне сапожки. 4. Я не умею застегивать пуговицы. 5. А где моя шапка, завяжи мне. 6. А ты купишь мне шоколадку? В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада. После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы: Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел? Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка? Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации? 2. «Мама, посмотри, как я нарисовала!». Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!» Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка. Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий педагогической гостиной.
Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа№1195 ДО СП№3 Казакова Светлана Михайловна.
Воспитатель. Добрый вечер. Я рада, что вы нашли время для беседы по совместной работе по развитию диалогической речи ваших детей. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.
Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Существуют правила ведения диалога:
Соблюдать очередность в разговоре;
Слушать собеседника, не перебивая;
Поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
Проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
Не говорить с полным ртом;
Говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
Использовать литературную лексику;
Строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.
Я хочу вам предложить несложные игры для развития речи и построения диалога с ребенком.
Солнце – солнышко;
Заяц – зайчик;
Еж – ежик;
Утка-уточка;
Книга-книжечка;
Снег-снежок;
Кукла-куколка;
Цветок-цветочек;
Ваза-вазочка;
Гриб-грибочек и т.д.
2. А теперь, как можно сказать ласково оба слова:
Синяя чашка- синенькая чашечка;
Зеленый мяч- зелененький мячик;
Новая машина-новенькая машинка;
Серая мышь- серенькая мышка;
Голубой шар- голубенький шарик;
Красивая кукла- красивенькая куколка и т.д.
3. Придумай слова, противоположные по смыслу и закончи предложение:
Слон большой, а мышка…(маленькая);
Буратино веселый, а Пьеро…(грустный);
Подушка мягкая, а стол…(твердый);
Дерево высокое, а куст…(низкий);
Река широкая, а ручей…(узкий);
Иванушка добрый, а Баба-Яга…(злая);
Лед холодный, а огонь…(горячий);
Земля черная, а снег…(белый).
Дидактические игры.
Да и нет.
Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизации речевой поисковой активности.
Материал. Семь – восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры.
Предметы раскладываются на столе.
Вы (родитель) предлагаете ребенку загадать какой-нибудь предмет, но вам не говорить. А потом вы задаете разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал, а он может отвечать только «Да» или «Нет».
Ребенку дается время для обдумывания, затем вы начинаете задавать вопросы.
Этот предмет нужен в хозяйстве?
Его едят?
Его надевают на тело?
Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…?
Он круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению –к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.
Потом можете поменяться ролями.
Что под салфеткой .
Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.
Материал. Карточки с символами вопросов: пять – семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, чашка, книга); три салфетки.
Ход игры.
На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Вы говорите ребенку: « Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед тобой очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если ты сначала узнаешь, для чего он нужен, а потом выяснишь, какой он».
Ребенок задает вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убираете, предмет показываете ребенку и предлагаете угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.
Встреча.
Цель. Развивать воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника.
Ход игры.
Предложить ребенку, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились.
О чем они могут разговаривать?
Попросите ребенка сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?
Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д.
Игра « Соберем семью».
(разрезные картинки).
Каждой паре (ребенок- родитель) предлагается картинка- образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей.
Задача: работая в паре, быстро справится с заданием.
Затем предлагается обмен картинками, и игра продолжается.
А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры.
- « Папа, одень меня!»
Роль 5-6-летнего ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения.
- Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада?
- Одень меня.
- Сначала застегни мне сапожки.
- Я не умею застегивать пуговицы.
- А где моя шапка, завяжи мне.
- А ты купишь мне шоколадку?
В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада.
После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы:
Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел?
Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка?
Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации?
- «Мама, посмотри, как я нарисовала!».
Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!»
Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка.
Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.
Используемая литература:
- И.Е.Светлова «Развиваем устную речь» 2003г.
- Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Москва 2010г.
- Москалюк, О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания» Волгоград 2010г.
Педагогическая гостиная «В детский сад с улыбкой»
В воспитании все дело в том, кто воспитатель.
К. Д. Ушинский
Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос: «Отдавать ребенка в детский сад или нет?». Многие родители принимают решение отдать ребёнка в сад ввиду занятости или по личным соображениям (в саду ребёнок быстрее социализируется, развивается и т.д.) и тут задача воспитателя создать все условия для того, чтобы малыш безболезненно прошел все этапы адаптации к условиям ДОУ.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, с новым окружением и новыми отношениями, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Целью моей работы по адаптации являлось:
Создание условий для наиболее безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.
Реализация данной цели обусловила решение задач :
1) Изучить проблему адаптации, ее виды и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
2) Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей.
3) Создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1) ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,
2) постепенное привыкание детей к новым условиям,
3) гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,
4) сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
5) индивидуальный подход к ребенку.
В процессе своей работы по адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как:
Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.
Исполнение колыбельных песен перед сном.
Колыбельные песни - первые уроки языка для ребенка. Колыбельные снимают тревожность, возбуждение, действуют на малыша успокаивающе.
Релаксационные игры (песок, вода).
Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
Кроме того, игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий.
Музыкальные занятия и развитие движений.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
Конструирование
Кубики. Строительство из кубиков и конструирование развивают ловкость рук и крупную моторику, целенаправленность своих действий, образное мышление и воображение.
Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Предметная деятельность является ведущей, т.к. она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи и мышления.
Рассматривание иллюстраций в книгах. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.
Художественное творчество. Рисование и создание различных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие). В том числе, творчество способствует развитию самосознания. Годовалый малыш, рисуя или просто сминая бумагу, и наблюдая результат действий, осознает себя источником происходящего, субъектом действия.
Период адаптации детей раннего возраста разделяют на 3 уровня :
1) Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев) - дети проявляют тревогу и беспокойство. Требуют постоянного внимания воспитателя и не замечают ровесников.
2) Средний уровень адаптации (20-40 дней) - дети характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и ровесников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, но в течение дня играют с ровесниками и общаются со взрослыми.
3) Легкий уровень адаптации (7-10 дней) - при ознакомлении с окружающей обстановкой легко включается в предметную, самостоятельную или игровую деятельность. Могут играть как самостоятельно, так и с ровесниками. Быстро и легко устанавливают контакт со взрослыми.
Показатели окончания периода адаптации:
Спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
Уравновешенное настроение в течение всего дня;
Адекватное отношение к предложениям взрослых;
Общение со взрослыми по собственной инициативе;
Умение общаться с ровесниками, не конфликтовать;
Желание кушать самостоятельно, доедать норму до конца;
Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Снизить напряженность острого периода адаптации можно за счет выполнения следующих правил :
Индивидуальный подход к каждой семье;
Своевременное информирование всех заинтересованных сторон;
Создание в детском саду благоприятной психологической атмосферы и условий для воспитанников.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации. Семье малыша тоже требуется время, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Чтобы избежать осложнений и обеспечить нормальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.