На сегодняшний день вопрос о том, как найти общий язык с одноклассниками приобрел форму проблемы коммуникации среди учащихся.
Это стало одной из самых актуальных тем, так как по данным исследований, проводимых психологами школ, более 50% учеников не могут найти общий язык со своими одноклассниками.
Общение со сверстниками очень важная часть познания мира и самопознания.
Каждый человек индивидуален, он обладает своим внутренним миром, ему присущи свой характер и свои особенности. Это важно помнить и учитывать при общении со сверстниками.
Общение-это искусство и не у всех получается наладить контакт с окружающими людьми, а, тем более, завести друзей. Школьникам еще сложнее, так как дети склонны выражать эмоции более ярко, полно, четко и менее склонны к гибкости в общении. Это осложняется еще и тем, что часто дети бывают жестоки по отношению к окружающим, а особенно если чувствуют, что товарищ слабее. Таким образом, они поднимают свою самооценку, зачастую не думая о чувствах окружающих.
Непринятие коллективом очень тяжело переживается детьми, так как это их основной круг общения и интересов, основная возможность самореализации и признания, принятия их социумом. Непринятие в свой коллектив может выражаться группой как игнорированием, так и физическим насилием. Такое негативное отношение со стороны значимых для ребенка людей оказывает травмирующее действие на его психическое состояние.
Для того, чтобы ребенок благополучно влился в школьный коллектив, был принят одноклассниками и нашел друзей, необходимо быть интересным окружающим. Чтобы тебя принимали, нужно и самому учиться принимать людей, с их характером и особенностями.
Адаптация в коллективе во многом зависит от самооценки ребенка, чем более она адекватна, тем ему проще найти общий язык с членами коллектива.
Дети очень открыто выражают свои эмоции и чувствуют фальшь. Поэтому не стоит пытаться заслужить внимание одноклассников лестью и заискиванием, это никому не понравится и даст совершенно противоположный результат.
В случаях, когда дети проявляют вербальную агрессию в виде обзываний, обвинений, оскорблений, тем самым пытаясь унизить собеседника и поднять свою самооценку за его счет, следует стараться уйти от контакта такого рода и ни в коем случае не вступать в словесные перепалки, поскольку победа уже изначально на стороне нападающего.
Говорить нужно спокойно, уверенно, четко выражать свои мысли и желания.
Окружающим должно быть интересно общаться с ребенком, поэтому нужно расширять круг интересов по средствам посещения различных кружков, секций. Таким образом, у ребенка расширится кругозор, ему будет чем заинтересовать коллектив и о чем поговорить. Так же это позволит ему общаться не только со своим классом, но и найти друзей по интересам.
Для того чтобы уметь поддержать разговор с одноклассниками, необходимо узнать чем они интересуются и попробовать тоже поинтересоваться этим, тогда будет о чем поговорить на переменках.
Необходимо развивать ребенка в разных направлениях, тогда ребенок и сам сможет задавать темы для разговоров и быть интересным коллективу.
Еще одна составляющая конструктивного общения это гибкость. Не стоит быть слишком категоричным, следует проявлять лояльность по отношению к одноклассникам, но при этом быть устойчивым и отстаивать свое мнение.
Организация совместной деятельности очень сближает. Поэтому стоит заняться общим делом или устроить совместный досуг, провести время вместе и желательно за пределами школы и класса, это позволит каждому ребенку показать себя с новой стороны и быть интересным одноклассникам.
Не совсем хорошо. Конечно, прекрасно, что у ребенка доверительные отношения с родителями и ему хватает их общества. Однако он обязательно должен научиться общаться и со сверстниками, иначе во взрослой жизни его могут подстерегать серьезные проблемы: ему будет очень сложно привыкать к коллективам, неумение находить общий язык с людьми может серьезно повлиять на его личную жизнь и профессиональные успехи, лишить его шанса в достижении карьерных высот.
Есть ли изначально вина родителей в том, что их сын или дочь ни с кем не дружит?
Вовсе не обязательно. Есть дети, которые в силу своего характера абсолютно не стремятся к общению. Родители нисколько не ограждают их от сверстников, наоборот, были бы рады, если бы их ребенок с кем-то дружил: приглашал своих товарищей в гости, ходил к ним.
Однако встречаются и другие семьи, дом которых закрыт для гостей. Детям же дается установка на то, что хороших друзей просто не может быть: обманут, предадут, ничего не сделают бескорыстно! Иногда говорится все это не прямолинейно, а достаточно завуалированно. Например, вроде бы родители и не против дружбы своего сына или дочери с тем или иным ребенком, но у последнего всегда находятся какие-то отрицательные черты: либо он просто хуже учится, либо не так хорошо ведет себя, либо его родители ниже по социальному статусу, то есть можно общаться, но особой пользы от этого общения их любимому чаду не будет. Дети очень тонкие психологи: они прекрасно улавливают мысли родителей и стараются не идти наперекор их воле, иногда даже подыгрывают взрослым, то и дело сообщая им о тех или иных промахах своих товарищей по школе.
Если родители никогда не ограничивали ребенка в общении с другими детьми, не препятствовали тому, чтобы его школьные товарищи бывали у них дома, не обсуждали в его присутствии недостатки других ребят или их родителей, значит, их вины в том, что у сына или дочери не получается «дружить», нет!
В чем может быть виноват сам ребенок?
Детский коллектив часто суров и даже жесток, но, надо признать, в какой-то степени справедлив. Каких товарищей не любят дети? Тех, кто ведет себя высокомерно, агрессивно, жадничает, по каждому поводу жалуется родителям, ябедничает учителям. Достаточно одной какой-то отрицательной черты, чтобы ребята отвернулись от одноклассника. И еще дети не любят грязнуль. Пусть им самим родители постоянно напоминают о том, что нужно мыться, быть опрятными в одежде – к чужим слабостям они нетерпимы!
Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми?
Сначала нужно выяснить причину, почему в классе нет детей, которые бы ему симпатизировали. Как это сделать? Во-первых, внимательно выслушать самого ребенка, заставить его рассказать правду. Пусть он подробно расскажет, как к нему относятся одноклассники и как он отвечает им. Во-вторых, обязательно поговорить с учителями, конкретно задать им вопрос: замечали ли они, что ребенок не находит общий язык с товарищами? Что, по их мнению, может быть причиной такой изолированности от коллектива. В-третьих, набраться смелости и выслушать самих детей: в начальных и средних класса ребята еще достаточно открыты, лукавить они не умеют, могут немного преувеличить проблему, но, в целом, из их ответов картина должна проясниться.
Помощь должна быть корректной!
Пытаясь помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников, родители должны быть предельно тактичны: грубое вмешательство в личное пространство сына или дочери чревато последствиями, даже если они еще совсем дети. Как это сделать так, чтобы ребенок не обиделся, не замкнулся? Конкретный совет дать нельзя: родители должны сами чувствовать, когда и в какой момент можно завести с ребенком разговор о его проблемах, уметь находить подходящие слова.
Если же придется обращаться к третьим лицам – учителям или одноклассникам ребенка, то и это сделать максимально деликатно по отношению к последнему. Попросить учителя сохранить разговор втайне от сына или дочери; поговорить не со всеми детьми, а с наиболее доброжелательными, ответственными, самостоятельными – теми, чье мнение будет достаточно объективным. К кому именно из детей обратиться, опять же может подсказать учитель.
К беседе с одноклассниками тоже нужно подготовиться. Не стоит задавать такие слишком прямолинейные вопросы: «Почему вы не любите моего ребенка? Что он сделал вам плохого?» Можно начать разговор с нейтральных тем: «Какие уроки вам больше нравятся? Кем хотите стать?» И уже только потом, когда дети разговорятся, пошутить: «Что-то никто не приходит к нам в гости?» Или опять же полушутя спросить: «Мой сын (или дочь) никого не обижает в классе?»
Ваш ребенок учится в школе и для него очень важно найти общий язык с одноклассниками. Если родители замечают, что их ребенок идет в школу без желания, не говорит ни маме, ни папе как проходят его учебные дни, ничего не рассказывает про то, что происходит в классе, то, возможно, он чувствует себя там одиноким. В этом случае взрослым нужно обратиться за помощью к классному руководителю. Он расскажет родителям о том, как ребенок ведет себя в школе, как общается со сверстниками, и тогда станет ясно, не напрасны ли были эти опасения. Если проблема становится очевидной, родители должны задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку. Будет ошибкой, если они решат срочно посетить школу, чтобы разобраться с недружелюбными одноклассниками. Также нельзя обвинять своего ребенка и давить на него. Некоторые родители твердо уверены, что должны перевести ребенка в другой класс или другую школу. Из сложившейся ситуации нужно найти достойный выход и решить, как правильно поступить.
Каких детей больше всего не любят в школе?
В школе дети проводят очень много времени, здесь они не только получают знания, но и общаются со сверстниками и учителями. Отношения в любом, даже дружном коллективе, складываются по-разному: бывают ссоры, недопонимания, конфликты. В классе всегда есть ребята, которых недолюбливают. С такими учениками одноклассники почти не общаются, с ними редко разговаривают и не дружат. Таких детей чаще всего дразнят и обижают. Ребенку очень важно не стать отверженным, а помочь ему в этом должны родители.
Все родители любят своего ребенка таким, какой он есть, и ребенок привыкает к тому, что его любят просто за то, что он есть. В школьной среде встречаются разные ребята и вашему малышу нужно уметь найти с ними общий язык. Неординарная внешность выделяет ребенка из общепринятых стандартов, и он сразу отличается от своих сверстников. Одноклассники могут недружелюбно относиться к детям с нетипичной внешностью, например, лопоухим, излишне полным. Сверстники могут невзлюбить тех детей, которые чем-то сильно отличаются от всех остальных, в этом случае такие дети могут стать изгоями, или им начинают давать разные прозвища. Прозвище может быть и безобидным, но иногда так прилипает к человеку, что его перестают называть по имени. Есть в классе ученики, которые на уроках веселят всех ребят, передразнивают учителя, строят различные гримасы. Над таким поведением ребенка все смеются на уроках, но после занятий такого шутника обходят стороной и дружить с ним никто не станет. Если у ребенка неустойчивая психика, с ним случаются приступы гнева, он начинает кидать книги и тетради, на замечания учителя или неудовлетворительную отметку может выбежать из класса или расплакаться, с ним не захочет общаться никто из ребят. Также одноклассники чаще всего не любят тех, кого называют зубрилами. К таким детям сразу проявляют негативное отношение. Дети, например, хорошо учатся, даже на переменах читают учебники, всегда выполняют домашнюю работу, могут ответить на вопрос учителя, на который никто из ребят в классе ответить не смог. В любом классе всегда есть ребята-подлизы, которые всегда стараются услужить учителю. Особенно плохо, когда такие ученики заискивают перед учителями и доносят на других. В классе подлиз всегда не любят. Если родители слишком опекают своего ребенка, одноклассники могут назвать его маменькиным сынком. Такого ребенка часто унижают и обижают и с ним никто не хочет общаться.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?
Взрослые должны помочь своему ребенку найти свое место в школьном коллективе. Есть несколько простых правил поведения, которые ребенок должен выполнять, особенно если не знает, как себя вести. Родители должны научить ребенка быть добрым, отзывчивым, искренним, помогать другим, если им нужна помощь. Ребенка никогда не назовут жадным, если он даст однокласснику тетрадь или ручку, когда тот забыл их дома, или угостит конфетой. Людей нужно принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками. Не нужно пытаться переделать других ребят, нельзя осуждать одноклассника, если тот рассеянный или невнимательный. Любой человек - это уникальная личность, поэтому относиться к нему нужно с уважением. Ваш ребенок должен уметь говорить правду. Если одноклассники знают, что кто-то из ребят врет родителям и учителям, они не захотят дружить с таким человеком, так как ему нельзя верить.
Есть дети, которых очень волнует чужое мнение, они становятся зависимыми от этого, таким образом они постепенно отдаляются от коллектива. Неуверенный в себе ребенок непрерывно вынужден контролировать свое поведение и речь. Это мешает ему раскрепоститься и без затруднений контактировать с одноклассниками. Сложность формирования коммуникативных навыков испытывают дети с эмоциональными проблемами, это связанно с особенностями их характера. Существуют задиристые дети, обидчивые, быстро поддающиеся на провокации. Если у ребенка нет опыта общения, одноклассники его могут просто не замечать, он отстраняется от них, так как не знает, как начать и поддержать беседу. Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить ребенка вести себя в обществе. Проблема трудностей общения может также возникать, если ребенок часто пропускает занятия в школе.
Главная роль в процессе становления личности ребенка принадлежит родителям. В семье закладывается фундамент для формирования у ребенка оценки его собственной значимости, умений и возможностей, здесь ему прививают основные жизненные ценности. Особое значение имеет привлечение ребенка к общественной жизни. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок принимал участие в разных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Хорошо, если ребенок занимается рисованием, музыкой, танцами. Общественная деятельность поможет найти единомышленников и друзей. Общение ребенка с одноклассниками должно продолжаться и вне школы, поэтому родители должны постараться создать для этого условия. В свободное от занятий время ребенок сможет наладить отношения с товарищами по классу. Для того чтобы обеспечить ему общение с одноклассниками после уроков, можно устроить праздник, разрешить пригласить сверстников в гости. Также родители могут придумать, как всячески поощрять совместное общение детей. Важно научить своего ребенка быть ответственным за свои слова и поступки. Он должен исправлять ошибки сам, а не просить помощи у мамы с папой. Умение относиться к проблемам с юмором также поможет ребенку наладить отношения в классе.
Родителям важно доверительно беседовать со своим ребенком. Когда ребенок приходит из школы, интересуйтесь не только его оценками, но и тем, что он узнал полезного и нового, с кем общался, есть ли у него друг. Так как обучение в школе является важнейшим этапом в жизни любого ребенка, родители должны внимательнее отнестись ко всему, что с этим связано.
Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.
Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.
Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.
Почему ребенок одинок
Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.
Чаще причинами школьного одиночества выделяют:
- неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
- неопрятная или нестандартная внешность;
- агрессивность или авторитарный стиль поведения;
- иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
- отсутствие навыков общения;
- неблагополучная семья;
- чувство превосходства над другими одноклассниками.
Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.
Как обрести друзей
Правило 1: полюби себя сам
Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.
Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», - спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.
Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам
По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.
Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.
Действовать лучше по следующему алгоритму:
- день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
- выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
- в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
- обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
- далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.
Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.
Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться
Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.
Правило 4: развиваем навыки ведения беседы
Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.
Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.
Правило 5: учимся управлять своими эмоциями
Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.
В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.
Что делать в таких случаях
Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.
Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника - проверено, действует!
Правило 6: развиваем лидерские навыки
Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.
Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи . Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей - предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.
Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.
Второй навык - умение говорить «нет» . Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.
И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.
Школьная пора – это не только время, когда нужно усиленно впитывать знания, учить уроки, но и время, когда появляются первые друзья, которые, возможно, останутся на всю жизнь. Но случается и такое, что найти не то, что новых друзей, но даже знакомых ребёнку очень сложно. По каким-то причинам он становится изгоем класса, замыкается в себе и не может уже впустить в свою жизнь людей, которые готовы были бы с ним общаться. Если ваш ребёнок не находит общий язык с одноклассниками, его часто обижают, стоит, в первую очередь, разобраться в причинах его неприятия окружающими.
Синдром «жертвы»
Как бы печально это не звучало, но большинство подростков – жестокие люди. Они не приемлют тех, кто сильно отличается от них как внешне, так и эмоционально. Многие дети играют в школе роль жертвы и это может быть вызвано следующими причинами:
Неадекватное выражение эмоций. Зачастую дети-изгои долго терпят издевательства и не дают отпора. Но когда терпение заканчивается они могут очень жёстко ответить на незначительные провокации или даже полезть в серьёзную драку.
Сильная зависимость от мнения окружающих. К примеру, ребёнок может быстро бросить спортивную секцию только из-за того, что кто-то не так на него посмотрел.
Физические недостатки. Сильная худоба или лишний вес может вызвать неприязнь окружающих, особенно в подростковом возрасте. Дети сначала смотрят на внешний вид друг друга, а уже потом решают дружить им с этим человеком или нет. Да, такое случается и во взрослом мире, но в школьные годы – это особенно заметно, ведь дети ещё не очень умеют скрывать свои истинные эмоции. Если ребёнок имеет какие-то физические недостатки, то он рискует стать изгоем класса.
Неопрятность. Неприятный запах изо рта, неаккуратная причёска, громкое сморкание и другие признаки невоспитанности отталкивают людей. Если с предыдущими особенностями бороться труднее, то эти достаточно легко скорректировать, подав хороший пример ребёнку, рассказав о нормах приличия в общества.
Как заставить ребёнка меняться?
После того, как вы разобрались в причинах, почему к вашему ребёнку плохо относятся одноклассники, стоит обсудить с ним это. Задача родителя состоит в том, чтобы не решить все проблемы за ребёнка, а помочь ему самому разобраться во всём. Помните, что «маменькиных сыночков» и ябед никто не любит. Постарайтесь поставить ребёнка на место этих людей и спросить его, как бы он отнёсся к человеку, который часто обижается или проявляет сильную агрессию. Захочет ли он дружить с тем, кто приходит в школу с немытой головой, от которой неприятно пахнет? Скорей всего, ваш ребёнок тоже не захотел бы общаться с таким человеком. Проанализировав свои поступки, человек начинает корректировать своё поведение и старается не делать, того, что отталкивает окружающих. Труднее обстоят дела с физическими недостатками. В том, что его облик не такой, как у других из-за каких-либо заболеваний — он не виноват. Здесь нужно разговаривать с ребёнком, дать ему понять, что люди всегда относятся с непониманием на то, что противоречит их представлениям. Невозможно постоянно отвечать на негатив негативом, в жизни ещё придётся много раз столкнуться с человеческой жестокостью и глупостью, ребёнок должен уметь игнорировать таких людей, не концентрировать на них своё внимание. Если же ваш сын или дочка очень сильно зависят от мнения окружающих, то тут приходит на ум фраза Бернарда Шоу «Вопрос «а что подумают люди?» должен стоять на самом последнем месте. По сути всем всё равно. Жизнь-то твоя.» Воспитывайте лидеров, которые не опираются на мнение посторонних, а лишь на свои поступки. Не спорим, что в подростковом возрасте дети стремятся поддаться всеобщему мейнстриму и если у Васи Петров есть айфон 7, то без него невозможно прожить и Мише Яковлеву. Но зачастую наши желания не совпадают с нашими возможностями, поэтому важно воспитывать ребёнка согласно вечным моралям, в которых цена человека измеряется не в количестве айфонов и прочих гаджетах, а в его поступках, силе духа, в багаже знаний. Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте все детали того, что его гложет, делитесь своими жизненными ситуациями и рассказывайте о том, как вы бы себя повели. Не всегда физический отпор является негативным проявлением эмоций, бывает – это единственный верный способ донести своё мнение оппоненту. Если ваш сын пришёл с фингалом, не стоит его ругать за то, что он вступил в драку, дайте ему рассказать о причинах его поступка. Похвалите его, если он одержал победу – это очень для него будет важно. Как раз, если мальчик не может дать сдачу, он чаще всего и причисляется к ряду изгоев. Если же причина проблем в школе у вашего ребёнка в неопрятности, то тут, уж извините, всё зависит от вас. Следите за тем, чтобы ребёнок ходил в школу в чистой одежде, был мытым. Рассказывайте ему о нормах приличия в обществе. Без верных советов и хорошего примера, ребёнку сложно будет понять, что в нём не так, если до этого ему никто об этом не говорил.
Ошибки родителей
Наши дети – это отражение нас. Они делают то, чему мы их научили. Мы сейчас отбросим влияние социума и расскажем о самых распространённых ошибках родителей, по вине которых, ребёнка могут не принять в школе.
1.Идеализируете своего ребёнка. Конечно, мы все стараемся защитить своего ребёнка, что бы не произошло, но безоговорочно вставать на сторону ребёнка в конфликте с другими детьми — дело не совсем правильное. Проведите простой эксперимент: запишите 10 жалоб ребёнка на одноклассников, а также то, что вы ему отвели. Если в восьми и более случаях вы оправдали своего ребёнка, значит, и вы невольно создаёте ему проблемы.
2.Вмешиваетесь не в свои дела. Мы уже писали о том, что дети не любят тех, кто жалуется родителям. Если ваш ребёнок из таких, посоветуйте ему как решить проблему, но сами не выступайте в роли «шерифа», который всё разрулит. Не стоит ходить домой к обидчику и угрожать, что если он ещё раз подойдёт к вашему сыночку, то получит «по самое не балуйся!» Решать свои проблемы человек должен учиться с самого детства.
3.Навязываете свой опыт. Ваш ребёнок – это в первую личность со своим психоэмоциональным складом. Диктуя ребёнку как поступить в той или иной ситуации, он теряет гибкость и спонтанность в поступках. Можно рассказать о том, как вы бы поступили, но не навязывать. Ребёнок должен всегда думать своей головой, а не быть марионеткой в руках родителей.
4.Помните обиды. Учите ребёнка прощать и не помнить обиды, иначе жить будет очень сложно. Ненужно припоминать ребёнку, как одноклассник Егорка разбил ему нос в первом классе. В школе часто все друг друга обижают, чаще всего это неосознанно, просто потому что дети не умеют пока ставить себя на место другого и не могут чувствовать обиды других. Если помнить постоянно только плохое и не прощать, друзья вряд ли появятся.
Резюмируя, стоит отметить, что дружба с одноклассниками для ребёнка может быть гораздо важнее учёбы. Ведь дружба – это одно из самых важных составляющих полноценной и счастливой жизни человека. Возможно, урок дружбы помог бы некоторым детям стать более коммуникабельным и решить многие психологические проблемы, которые делают их изгоями класса. Жаль, что такую дисциплину пока в школах не ввели, но её можете преподавать вы сами!